Конспект №1 оглавление тема Вводные понятия. 2 Понятие святости в Ветхом и Новом Завете. Обожени



бет1/23
Дата28.06.2016
өлшемі1.53 Mb.
#163002
түріКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23





Темы конспекта №1: 1, 2 и 4 по большей части отражены в вопроснике. Внимательно просмотрите вопросник! -- По всем его темам будет опрос на зачете. Темы, не освещенные в конспекте №1, имеются в конспекте №2 (игумена Андроника).

АГИОГРАФИЯ И АГИОЛОГИЯ

Конспект №1

ОГЛАВЛЕНИЕ


Тема 1. Вводные понятия. 2

1.1. Понятие святости в Ветхом и Новом Завете. Обожение. 2

1.2. Православный взгляд на почитание святых. 3

1.3. Святые мощи. 3

1.4. Многообразие форм святости. 4

1.5. Канонизация. 5

Тема 2. Особенности различных видов подвига. 6

2.1 Апостолы. 6

2.2. Мученики. 7

2.3. Святители. 11

2.4. Преподобные. 13

2.5. Юродивые. 15

2.6. Благоверные. 17

Тема 3. Святые Вселенской Церкви. 17

3.1.Византия. 17

По материалам: Свт. Дмитрий Ростовский. Жития святых, 18 января; Дворкин А. Л. Указ. соч., с.191, 193. 204; публикации сайтов http://www.days.ru/Life/life6457.htm, http://prilutsk.mrezha.ru/zitie/afanasii_velikii.htm; http://www.netda.ru/belka/text_mil/saints/afanasij.htm, christianity.shu.ruAuthorsathanasius.htm. 81

3.2. Афон. 35

3.3.Западная Европа. 43

Тема 4.Русская Церковь. 73

Тема 1. Вводные понятия.


История Христианской Церкви как орудия, через которое Господь совершает наше спасение, есть прежде всего, история ее святости. Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда являет миру подвижников благочестия и соборным волеизъявлением прославляет их как канонизированных святыхi.

Почитание святых является неотъемлемой частью православной духовной жизни. Собор святых окружает человека с начала его земного пути, когда в Крещении ему дается имя в честь одного из прославленных угодников Божиих, и до погребения, когда Церковь молится о его упокоении со святымиii.

Сведения о святых представлены большей частью в их житиях, которые являются предметом изучения двух богословских дисциплин со сходными названиями — агиологии и агиографии.

Агиологией называют богословскую дисциплину, изучающую жития святых с целью установления типов святости, их духовных особенностей в конфессиональном, национальном и историческом аспектах. В отличие от агиографии, изучающей жития святых как памятники религиозной литературы той эпохи, когда они создавались, агиология сосредотачивает свое внимание на самом святом, на типе его церковного служения и восприятии этого типа в различные исторические эпохи. Поэтому, наряду с материалами житий святых, важнейшим источником агиологических исследований выступают богословские сочинения, затрагивающие тему святостиiii. К памятникам агиологии относят также месяцесловы и мартирологи, Минеи и др. богослужебные книги, Четьи-Минеи, прологи или синаксари, святцыiv.

1.1. Понятие святости в Ветхом и Новом Завете. Обожение.


Слово «святость» в Ветхом Завете связано с семитским корнем «кодеш» — «выделить, очистить», «объявить чем-то неприкосновенным». Так, израильскому народу было запрещено переступать черту, проведенную Моисеем вокруг Синая, как места явления Бога (см. Исх., гл.19). В самом глубоком смысле слово «кодеш» относится именно к Богу, абсолютно отдельному от всего тварного, непричастному злу и греху.v

Догматическое богословие относит Святость к катафатическим1 свойствам Божиим. Оно означает, что «Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре», и что «так как Он чист от греха и не может согрешить, то Он любит в тварях добро и ненавидит зло». Для библейского образа мыслей характерно приписывать свойства святости и всему, что так или иначе причастно Богуvi. Так, Израиль, избранный, выделенный среди других народов и очищенный, должен быть свят, то есть, обособлен от других народов и посвящен Богу. Устанавливая ветхозаветный культ, Бог выделил и освятил для Себя место (землю, храм), определенные группы людей (священники, левиты, назореи, пророки), предметы (приношения, одежды), время (субботы, юбилейные годы, праздники). Свято и само имя Божие (Пс.32,21), и Закон, Им данный для освящения избранного народа (Рим.7:12, Лев 22, 31-33) vii.

Что же касается святости как задачи для каждого человека («будьте святы, ибо свят Я» (Лев, 19.20)), то здесь митр. Ювеналий отмечает следующее. Ветхозаветный закон говорил о святости ритуала и требовал тщательного исполнения внешних предписаний. А пророки неустанно повторяли, что приношений и жертв недостаточно, что для святости необходимы правда, милосердие и любовь2. Этим напоминанием о более высоком идеале пророки возвещали грядущую полноту новозаветной святостиviii.

В Новом Завете слово «святой» усвояется непосредственно Богу (Лк., 1,49, Ин.17,11 и др.), Духу Божию, Который более 100 раз назван Духом Святым (Мф., 1:18, Мк.,13,11, Лк.1,15, Ин.7, 39 и др.), Иисусу Христу (Мк,1:24, Лк.1:35, Деян.3,14 и др.). Святость Иисуса Христа тесно связана с Его Богосыновством. Христос рожден от Святого Духа, при крещении Святой Дух сошел на Него видимым образом. Когда Господь Иисус Христос изгонял нечистых духов, они называли Его «Святым Божиим» или «Сыном Божиим» (Мк.1:24, 3:11). Эти выражения на языке Нового Завета равнозначны, поскольку святость Богочеловека Христа тождественна святости Богаix.

Отметим, что в Новом Завете слово «святые» часто, особенно в посланиях апостола Павла, употребляется и по отношению ко всем вообще христианам: "Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым" (Рим. 1. 7); "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах" (Фил. 1. 1); "находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе" (Ефес. 1. 1) и пр. Слово «святые» в данном случае имеет отчасти ветхозаветный оттенок и означает «выделенные на служение Богу»x. Но Искупление дает этому названию и более глубокое содержание.

Источник святости христиан — в святости Христа. Именно он наделяет святостью членов основанной Им Церкви. В ней для человека открывается возможность восстановления его поврежденной грехом природы, преображения ее под действием благодати, обо́жения.

«Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святымиxi».

Отцы Церкви выражали эту истину известной фразой «Бог стал человеком, чтобы человек смог стать Богом». Она впервые появляется у св. Иринея Лионского в книге «Против ересей», встречается в трудах свт. Афанасия, свт. Григория Богослова, свт. Григорий Нисскогоxii. Потом эту мысль из века в век повторяли святые отцы и православные богословы, поскольку в ней выражена самая сущность христианства: «неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, — снисхождения, открывающего людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством».xiii Таким образом, Воплощение Слова непосредственно связано с конечной целью, поставленной перед тварью — соединение ее с Богом. «Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына,— Бога, ставшего человеком, — то нужно, чтобы оно осуществилось и в каждой человеческой личности, нужно, чтобы каждый из нас стал богом по благодати, или, «причастником божественного естества»3, по выражению св. апостола Петра (2 Пет.1:4)».xiv Обожение составляет существо святостиxv и обусловливает почитание святых.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет