Культурный ландшафт: основные концепции
151
Человек и природа с незапамятных времён
являются взаимопроникающими
элементами
единой сложной системы мироздания. Человек,
зарождаясь в природе, становится её оппонен-
том, создавая техносферу. Человек, будучи про-
дуктом природы, одновременно и «свой про-
дукт и результат», т.к. «ни природа в объектив-
ном смысле, ни природа в субъективном смысле
непосредственно не дана человеческому суще-
ству адекватным образом» [1, с. 164]. Используя
первоприроду как источник творчества, источ-
ник сырья, человек изменил её до неузнаваемо-
сти. С
каждым десятилетием, с каждым годом
процесс изменения географических ландшафтов
становится всё более интенсивным; всё шире
круг наук, которые обращаются к проблематике
культурных ландшафтов, поскольку это вызва-
но самой жизнью.
Согласно Ю.Г. Тютюннику,
впервые поня-
тие «ландшафт» прозвучало в IX веке в трудах
монахов Фульдского монастыря в Германии.
При переводе с латыни «Евангелической гар-
монии» богослова Татиана они заменили слово
regio – район, страна – на lantscaf, использовав
последнее в значении «единая священная земля,
единой паствы, территория,
упорядоченная, со-
гласно общегерманскому плану» [2, с. 116–122].
Постепенно понятие трансформировалось в да-
лекое от первоначального. Немецкое Landschaft
с некоторого времени понимается как вид мест-
ности, от Land – земля и schaft – суффикса, вы-
ражающего взаимосвязь, взаимозависимость:
«большой, обозримый простым глазом участок
поверхности, отличающийся от соседних участ-
ков характерными индивидуальными чертами»
[3, с. 6]. Из немецкого языка термин «ланд-
шафт» привнесён в отечественную науку зна-
менитым российским учёным А. Гумбольтом,
который понимал под ландшафтом «визуально
воспринимаемую и
эстетически оцениваемую
красоту окружающего» [3, с. 6].
Однако научное представление о ландшафте
было сформировано только в начале XX в. неза-
висимо друг от друга несколькими отечествен-
ными и немецкими географами: Г.Н. Высоцким,
Г.Ф. Морозовым, Л.С. Бергом, А.А. Борзовым,
Р.И. Аболиным, З. Пассарге, О. Шлютером.
Л.С.
Берг считал, что «география есть наука о
ландшафте» [4, с. 469], а природный ландшафт
– это «совокупности или группировки предме-
тов и явлений, которые будучи окаймлены при-
родными границами представляют нечто вза-
имно обусловленное,
где части влияют на це-
лое, а целое на части» [5, с. 277].
Сегодняшнее понятие ландшафта во многом
основывается на работах 60-80-х гг. Н.А. Солн-
цева, А.Г. Исаченко, А.А. Шляпникова и др.:
«Ландшафт … геосистема с единым происхож-
дением, общей историей развития, формирую-
щаяся в условиях однородного геологического
фундамента, одного преобладающего типа рель-
ефа …,
одинакового климата, с характерным
сочетанием почв, растительных сообществ и
геосистем локального уровня» [6, с. 5]. При
этом ландшафты, несмотря на многочисленные
их классификации, до сих пор подразделяются в
целом на естественные, созданные силами при-
роды, и культурные,
которые подверглись ан-
тропогенному влиянию в той или иной степени,
обратимо или необратимо изменённые.
Возникновение и развитие культурного лан-
дшафта начинается на заре человеческой ци-
вилизации. Как только у человека появляются
первые проблески сознания, он целенаправ-
ленно стремится подчинить себе природу. Но
если культурный ландшафт как явление имеет
УДК 712 (045)