Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра теории и практики перевода
« Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии»
Курсовую работу выполнил
студент группы АЯ-34д
Лисогор Э.В.
Научный руководитель:
Ст. преподаватель кафедры ТПП
Кабанова Н.Е.
Севастополь
2007
Оглавление
Введение………………………………………………………………...………....3
Глава 1. История становления антиутопии как жанра
1.1.Утопия как исходная жанровая форма…………………………………..…..4
1.2.Причины появления антиутопии как жанра…………………………...…....5
1.3. Характерные черты антиутопии……….…………………............................7
1.4. Тоталитаризм как центральная проблема антиутопии………...................11
Глава 2. Судьба личности в тоталитарном обществе
2.1. Личность и «идеальное общество» в романе Е.Замятина «Мы»………...15
2.2. «Естественный человек» и «светлое будущее» в романе О.Хаксли
« О дивный новый мир»………………..……………………………………......21
2.3. Черты антиутопии в романе Пера Вале «Гибель 31-го отдела»………....25
2.4. Типологические параллели романов…………………………………..…..28
Заключение……………………………………………………………..……..….32
Список использованной литературы……………………………………..….....34
Введение
Роман антиутопия занимает особое место в литературе ХХ века. Антиутопические произведения являются как бы сигналом, предупреждением о возможном скором закате цивилизации. О романах антиутопиях написано множество критических трудов, однако, в отечественном литературоведении, жанр антиутопии недостаточно исследован, еще многое остается несказанным. Сегодня мы имеем возможность взглянуть на роман - антиутопия по-новому, иным взглядом, свободным от идейного давления, которое иногда заметно в работах советских критиков.
Цель данной работы – рассмотреть судьбу личности в тоталитарном обществе на основе романов антиутопий и провести типологические параллели между ними. Эта цель и определила круг задач:
- рассмотреть историю появления утопического жанра
- проанализировать причины появления антиутопии как жанра
- выявить характерные черты антиутопии
- исследовать тоталитаризм как центральную проблему антиутопии
- рассмотреть судьбу личности в романах антиутопиях
- провести типологические параллели романов
Материалом для исследования послужили: роман Е. Замятина «Мы» - как один из самых первых и самых типичных романов антиутопий, роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», так как Хаксли один из немногих писателей антиутопистов, чьи прогнозы сбываются уже сегодня; роман Пера Вале «Гибель 31-го отдела», так как этот роман отличается от типичных антиутопий. Роман был издан в то время, когда события, в нем описанные, еще казались сказкой, фантасмагорией. Сегодня, спустя 40 лет, это уже не сказка, а реальность.
Глава I. История становления антиутопии как жанра.
1.1. Утопия как исходная жанровая форма
Утопия (от греч. ou – не, нет и topos – место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu – благо и topos – место, т.е. благословенное место) – литературно-художественное произведение, содержащее картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства.1
В утопической литературе отразилась общественная потребность в гармонизации отношений между личностью и обществом, в создании таких условий, когда бы интересы отдельных людей и всего человеческого сообщества были слиты, а раздирающие мир противоречия разрешились бы всеобщей гармонией. Как жанр, утопия зародилась еще в эпоху возрождения. Английский писатель Томас Мор опубликовал книгу, где описывал устройство государства Утопия, вместе с тем вскрывая пороки и недостатки современного ему уклада жизни. Уже в XVI-ом веке встала проблема несовершенства общества, и пути её разрешения писатели пытались найти в создании идеальных миров. Так, у Т. Мора в воображаемом идеалистическом государстве все материально равны, не существует ни классовых делений, ни привилегированных чинов, более того, излишнее богатство, изобилие драгоценных камней и металлов является атрибутикой воров и нарушителей закона. Томас Мор пытался сквозь безупречный, «дивный новый мир» показать бесполезность многих современных порядков, донести до читателя наиболее совершенную на его взгляд, модель государства. Подобная линия четко прослеживается в таких утопических произведениях эпохи Возрождения, как «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона и др. Позже эта линия пройдет через произведения Вольтера, Руссо, Свифта и через утопическую фантастику XX века.
В XX веке развитие европейской и, в частности британской, утопической традиции продолжалось. В основе расцвета утопии в первые десятилетия XX века лежала овладевшая в это время общественным сознанием «научная эйфория» — когда интенсификация научно-технического прогресса и, главное, резкое усиление влияния научных достижения на качество жизни населения породили на уровне массового сознания иллюзию возможности неограниченного совершенствования материальной жизни людей на основе будущих достижений науки и, главное, возможности научного преобразования не только природы, но и общественного устройства — по модели совершенной машины. И символической фигурой, как в рамках литературы, так и в рамках общественной жизни первых десятилетий XX века стал Г. Уэллс — создатель утопической модели «идеального общества» как общества «научного», целиком подчиненного научно подтвержденной целесообразности. В своем романе «Люди как боги» (1923) Г. Уэллс несовершенству земного бытия, где царит «старая концепция социальной жизни государства как узаконенной внутри определенных рамок борьбы людей, стремящихся взять верх друг над другом»2, противопоставил подлинно научное общество — Утопию (сам выбор названия свидетельствует об опоре Г. Уэллса на традицию, идущую от Т. Мора).
Особого внимания заслуживают отразившиеся в литературе первых десятилетий XX века утопические модели, в основу которых легла идея «творческой эволюции», то есть осознанного изменения человеком собственной природы, направления собственной эволюции в то или иное желаемое русло.
1.2. Причины появления антиутопии как жанра.
Социальные утопии первых десятилетий XX века в значительной степени предполагали непосредственную взаимосвязь между правом человека на достойную жизнь — и его коренным изменением (как правило, при этом оказывается допустимой и социальная селекция). В значительной степени подобная двойственность утопического сознания в контексте базовых ценностей гуманизма и легла в основу сознания антиутопического. И эта же двойственность утопии определила и некоторую размытость антиутопического жанра. По самому определению жанр антиутопии предполагает не просто негативно окрашенное описание возможного будущего, но именно спор с утопией, то есть изображение общества, претендующего на совершенство, с ценностно-негативной стороны.3 При определении более частных базовых черт антиутопии можно в определенном приближении руководствоваться характеристикой жанра, данной Шишкиным4 — с его точки зрения, для антиутопии характерны:
1) Проекция на воображаемое общество тех черт современного автору общества, которые вызывают его наибольшее неприятие.
2) Расположение антиутопического мира на расстоянии — в пространстве или во времени.
3) Описание характерных для антиутопического общества негативных черт таким образом, чтобы возникало ощущение кошмара.
Однако в реальных произведениях антиутопического жанра — именно в силу двойственности утопии — зачастую общество, представленное как в целом антиутопическое, одновременно раскрывается и со стороны своих обретений. Так, не случайно в целом антиутопический мир из романа О. Хаксли «О дивный новый мир» вобрал в себя ряд черт, которые - с некоторой корректировкой — станут и частью утопического мира из его же романа «Остров» (1962). В равной степени и произведения утопического жанра могут содержать в себе антиутопический элемент (Г. Уэллс, «Люди как боги», И. Ефремов, «Час Быка»).
Достарыңызбен бөлісу: |