Содержание программы. Страница.
1.Информационная карта. 3
2.Пояснительная записка. 4-6
3.Учебно-тематический план первого года обучения. 7
4.Содержание учебно-тематического плана первого года
обучения.8-9
5. Учебно-тематический план второго года обучения. 10
6. Содержание учебно-тематического плана второго года обучения. 11
7.Содержание учебно-тематического плана третьего года
обучения. 12
8. Учебно-тематический план третьего года обучения.13
9.Механизм отслеживания результатов.14
10.Материально-техническое обеспечение программы. 15
11.Литература для педагога. 16
12.Литература для детей. 16
13.Приложение (сценарии, фотоматериал и другое) 16-20
Информационная карта программы
Тип программы: авторская
Образовательная область: искусство и культура
Направленность: художественно-эстетическое
Способ усвоения программы: учебно-творческий
Уровень освоения содержания образования: общекультурный
Уровень реализации программы: начальное, среднее, общее образование.
Форма реализации программы: индивидуально-групповая
Продолжительность реализации: трехгодичная
Пояснительная записка
В основе содержания и структуры предлагаемой программы «башкирского детского фольклора» лежит идея, если ребёнок слышит песни и мелодии своего народа, сказки, стихи на родном языке, вникает в суть национальных обычаев и традиций, то он сможет сохранить духовное богатство своего народа и передаст его будущим поколениям.
Детский фольклор-это самостоятельная область многогранного народного творчества, объединяющая мир детей и мир взрослых, сплав поэтических и музыкально-поэтических жанров народного творчества, созданный детьми или же взрослыми. Он влияет на эстетический вкус детей, умножает их познавательные возможности, имеет воспитательное значение, а также передаёт национальные особенности традиций и культуры народа.
Под музыкально-фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора как искусство народного пения. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности.
Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов башкирского народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории, традициям и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.
В соответствии с этим целью программы является формирование учащегося, способного к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством, изучать самобытность башкирского народа, создавать условия для самовыражения
Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:
-
формирование представлений о башкирском фольклоре как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
-
осмысление музыкального фольклора как особой формы освоения культурной традиции;
-
формирование системы музыкально-фольклорных понятий, составляющих этико-эстетический компонент народного искусства;
-
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;
-
формирование основных эстетических и теоретико-музыкальных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки фольклорных произведений «озон кюй (протяжная песня), «кыска кюй».
Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.
Базовые теоретико-фольклорные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом году обучения выделяется ведущая теоретико-фольклорная проблема – базовое понятие.
1 год– жанры детского фольклора
2 год – театр народных песен
3 год- выразим себя в фольклоре
Система теоретико-фольклорного понятий - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культуры школьника. Это не значит, что фольклорное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал.
Детский фольклор для школьника - основа предлагаемого репертуара, так как он наиболее близок и понятен детям. Жанры детского фольклора равно как полезны, так и доступны. Вместе с тем всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию на исполнителя и на культурную традицию.
Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы фольклорных уроков определяются тремя составляющими:
-
спецификой фольклорного материала и метода фольклорных творчеств;
-
педагогическими (образовательными) задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых учителем знаний, разучивания и исполнение песен, слушание музыки;
-
возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.
Для большей наглядности уроков используются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен.
Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучения детей музыкальному фольклору, соединение в нем напева слова и движения, которые определяют три основных вида творческой деятельности:
-
импровизацию поэтического текста;
-
импровизацию движений и пластике танца и играх;
-
варьирование и импровизацию музыкального текста.
Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Сегодня песенный фольклор должен рассматриваться и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство массового нравственного эстетического воспитания.
Актуальным является интернациональное воспитание. При изучении национального фольклора школьники должны прийти к выводу, что каждый народ – это ветви одного дерева.
Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю тем, что музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей, включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования. Программы кружка позволяет охватить башкирский фольклор как целостное явление через изучение народных песен.
Программа кружка рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов – 576 (144 ч. – первый год обучения, 216 часов второй и третий год обучения). Режим занятий – 9 часов в неделю.
В первом году формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалах народного творчества потешного фольклора. У детей развивается умение петь в унисон, так как детский народный хор – это унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое слияние голосов.
Во втором году особое внимание уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного интонирования. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях. Приобретается навыки «разыгрывания» простейших композиций из песен. Развивается коллективные и индивидуальные формы исполнения. У детей расширяется голосовой диапазон вверх и вниз.
Начиная со 2-года, в программе выделяются часы на индивидуальную работу. Для индивидуальной работы выбираются одаренные дети, а так же дети, имеющие скрытый музыкально-фольклорный потенциал – творческие склонности и интересы.
В третьем году рассматриваются анализируются повествовательные и поэтические произведения, бытующие в детской среде, в подростковом периоде , знакомятся с башкирскими народными праздниками («Сабантуй»-праздник плуга, «Карга буткаhы»-«Воронья каша», «Нардуган»-«Весеннее равноденствие»), обычаями и обрядами. Знакомство с народными праздниками даёт детям возможность прикоснуться к духовной культуре своего народа, они запоминают обычаи, традиции, которые играют важную роль в формировании и становлении личности. Формируются основы актёрского мастерства на основе постановки театрализованных представлений народных башкирских обрядов, обычаев, былин, сказов, кубаиров (эпос-героическая песня).
Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по освоению песенного фольклора и театрализованных представлений согласно данной программе.
Музыкально-фольклорное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Критериями успешности кружка «Башкирский детский фольклор» является результативность участия школьников в общешкольных, городских, окружных, региональных и всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах.
Учебно-тематический план
первого года обучения. 144 ч.
№ темы
| Название темы |
Теория
|
Практика
|
всего
|
Количество часов
|
1,2
|
Вводное занятие. «Мир фольклора –мир народной мудрости».
|
2
|
2
|
|
3-10
|
Потешки (ирмактар, мауктыргыстар) как один из видов народного творчества, их назначения. «Тра-та-та, бисекаем югракта», «Казям киля мугизле», «Казя, казя, казякай»
|
12
|
2
|
10
|
11-18
|
Прибаутки (hамактар) как один из видов народного творчества, их назначения «Шалтрап киля урамда», «hау бул»
|
12
|
2
|
10
|
19-27
|
Загадки (йомак). «Йайен уся, кон тоша», «Йатты, йаттыла елгага югердэ»
|
8
|
1
|
7
|
28-36
|
Небылицы (булмаган халь). «Чики-чики-чикалочки», «Таракан утэн йарган»
|
8
|
1
|
7
|
37-50
|
Частушки (такмактар).
|
21
|
1
|
20
|
51-60
|
Скороговорки (шап айтешь). «Ак сук, кара сук, бында торма, бар сык»
|
21
|
1
|
20
|
61-69
|
Считалки (хисяпташеу) как вид народного творчества, их назначение. «Бер бабай юлга сыккан»
|
10
|
1
|
9
|
70-77
|
Молчанки (кем туземдеряк) как вид народного творчества; игры-уговоры .Разучивание молчанок.
|
7
|
1
|
6
|
78-90
|
Игры (уендар). Виды игр. Обрядовые игры. «Осто, осто»(«Летает, не летает»)
|
22
|
2
|
20
|
91-98
|
Поговорки (макаль) как вид народного творчества, их использование в жизни. Разучивание слов и мелодий; работа над выразительным исполненинием. Творческая мастерская «Уенга-сагат, ишка вакыт», «Делу –время, потехе-час».
|
9
|
1
|
10
|
100-102
103-108
|
Итоговое занятие – посиделки. Викторина. Кроссворд. Игра «Угадай башкирскую мелодию»
|
10
|
2
|
8
|
|
Итого: 144 часа
|
144
|
17
|
127
|
К концу первого года обучения дети должны:
Знать: о фольклоре как источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора; жанры башкирского фольклора: загадки, игры, поговорки. Понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент.
Уметь: произносить звук «Я» без напряжения, протяжно с живой речевой интонацией; выполнять упражнения по методике Е. Назаровой; самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы, считалки.
Содержание программы
первого года обучения
«Потешный фольклор» (144 часа)
-
Введение. Мир фольклора. Специфика детского фольклора.
Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора – мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки.
Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон по методике Е. Назаровой.
2. Потешный фольклор как часть детского фольклора.
2.1. Потешки.
Теория. Потешки (hамаkтар) как один из видов народного творчества, их назначения.
Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.
2.2.Прибаутки.
Теория. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.
Практика. Разучивание слов и мелодий прибауток.
2.3. Загадки.
Теория. Загадка (йомак) как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей; загадки башкирского фольклора.
Практика. Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с загадками; проведение конкурса на самую интересную музыкальную загадку; сочинение загадок.
2.4. Небылицы.
Теория. Небылицы (булмаган халь) как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества.
Практика. Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание.
2.5. Дразнилки ( усегешеу).
Теория. Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей.
Практика. Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок.
2.6. Скороговорки.
Теория. Скороговорки (шяп hойляу) как вид народного творчества.
Практика. Разучивание музыкальных скороговорок.
2.7. Считалки (хисяпташь).
Теория. Считалка как вид народного творчества, их назначение.
Практика. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике.
2.8. Молчанки (кем туземдерак).
Теория. Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой.
Практика. Разучивание музыкальных молчанок.
2.9. Игры.
Теория. Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы, их особенности.
Практика. Разучивание башкирских игр; работа над выразительным исполнением.
2.10. Поговорки (макалдар).
Теория. Поговорки, как вид народного творчества, их использование в жизни.
Практика. Разучивание слов и мелодий; работа над выразительным исполнением.
3. Творческая мастерская «Уенга-сагат, ишка-вакыт», «Делу – время, потехе – час».
Практика. Викторина; кроссворд; игра (уен) «Угадай башкирскую мелодию».
Творческие задания:
1) Импровизация мелодий и ритмов.
2) Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.
Примерный репертуар 1-го года обучения
Потешки (hамактар) :
«Три-та-та, бисекаем югракта…», «Казям киля мугезле», «Буген Валейга бер йяш»», «Сыуаклы ямгыр», «Меня минен hыеркаем», «Казя, казя, казякай», .
Прибаутки:
«Шалтрап киля урамда», «hау бул», «Ипташкяем, кайза киттен?»
Загадки (йомак):
Башкирскией фольклор:
«Йаен уся, козон тоша», «Йатты, йаттыла йылгага югерде», «hакалды карт тун кейган», «hакалын hелкей, юкя hызыра, а сарык текмай» и др.
Небылицы (булмаган халь):
«Чики-чики-чиколочки», «Таракан утын йарган», «атасем икмак бешер», «Зангар дингезза караб йугеря», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «hез тынлагыз балалар!».
Дразнилки (усегешеу):
«Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».
Скороговорки (шап айтешь):
«Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол».
Считалки:
«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».
Молчанки (кем туземдерак):
«Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики».
Игры (уен):
Башкирский фольклор:
«Кара карга», «Карт бабай», «Бесекяем», «Дынгыл, дынгыл трайрук», «Кызман айыу»,
Русский фольклор:
«Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко», «Костромушка, Кострома».
Башкирские поговорки (макаль):
«Укыган мулла булган, сокоган карга булган», «Тырышкан ташка казак каккан»,
Русские поговорки:
На всякого Егорку живет поговорка.
Без корня и полынь не растет.
Дома стены помогают.
Учебно-тематический план
второго года обучения
№ темы
|
Название темы.
| Всего | Теория |
Практика
| | Количество часов |
1
|
Вводное занятие «Беззен капка алдында коньда уен»
|
2
|
2
|
|
2-11
|
Театр башкирской ( Кыска кёй) и русской песни
|
|
|
|
2
|
Коштар киля.
|
10
|
2
|
8
|
3
|
Йяй
|
10
|
2
|
8
|
4
|
Тунге кук
|
10
|
2
|
8
|
5
|
Яратам мин илемде
| 10 | 2 |
8
|
6
|
Коштар киля
| 10 | 2 8 |
7
|
Язгы кояш
|
10
|
2
|
8
|
8
|
Во кузнице
|
10
|
2
|
8
|
9
|
Как за нашим за двором
|
10
|
2
|
8
|
10
|
Было у матушки много детей
|
10
|
2
|
8
|
11
|
Ой, вставало я ранёшенько
|
10
|
2
|
8
|
12-22
|
Башкирские ( Озон кёй). и русские народные песни .
|
|
|
|
12
|
Урал
|
10
|
2
|
8
|
13
|
Салават
|
10
|
2
|
8
|
14
|
Байык
| 10 | 2 |
8
|
15
|
Азамат
| 10 | 2 8 |
16
|
Хан кызы
|
10
|
2
|
8
|
17
|
Бер кайтмаhам
|
10
|
2
|
8
|
18
|
Ой мороз
|
10
|
2
|
8
|
19
|
По Дону гуляет
|
10
|
2
|
8
|
20
|
Ой, да степь кругом
|
10
|
2
|
8
|
21
|
Две уточки
|
10
|
2
|
8
|
22
|
Итоговое занятие-посиделки «Йыр бергяляп матур»
|
14
|
1
|
13
|
|
Итого: 216 часов
|
216
|
43
|
173
|
К концу второго года обучения дети должны:
Знать: особенности башкирского народного пения; определять характер песен; названия простейших музыкальных инструментов. Понятия – ритм, темп, динамические оттенки.
Уметь: петь песни «а капелла» и с музыкальным сопровождением; самостоятельно инсценировать песни; выразительно петь пройденные песни.
Творческие задания:
-
завершение мелодических оборотов;
-
сочинение песен, образов, героев фольклорных песен.
Содержание программы второго года обучения
«Театр народных песен» (216 часов)
1. Введение. Башкирский и русский песенный фольклор: особенности песнопения.
Теория. Расширение круга представлений учащихся о башкирском и русском фольклоре. Начальные понятия о закрепленном (нотированном) традиционном песенном материале и его вариантах.
Практика. Совершенствование коллективных и индивидуальных форм исполнения; упражнения на дыхание, работа над особенностью подачи фольклорного звука; работа над дикцией.
2. Театр народной песни.
2.1.Башкирские и русские народные песни.
Теория. Башкирская народная песня и русская народная песня, как и всякое художественное творение начинается с замысла. В народной песне замысел прост, он содержится в расшифровке самого содержания песни. Любая народная песня, как башкирская песня, так и русская имеют глубокое образно-смысловое начало.
Для того, чтобы в детях развивалась творческое отношение к произведениям народного творчества, необходимо дать им возможность «поставить» песню по-своему. Но для того, чтоб народная песня была «разыграна» на первых занятиях, нужно дать методические установки. Для этого с детьми необходимо:
1. прочесть внимательно текст песни; выявить ритмические особенности;
2. проанализировать жанр;
3. обдумать действия и поведение персонажей;
4. спланировать хореографию;
5. обдумать художественное оформление
Такое многообразие задач, поставленных в каждой из этих маленьких пьесок, содействует развитию многогранных способностей ребятишек.
Практика. Обучение детей пению на два голоса; разучивание слов и мелодий; упражнение на дыхание, упражнения со звуком; игра на шумовых инструментах; ролевое обыгрывание песни.
3. Творческая мастерская «Красна песня ладом» «Йыр бергаляп матур».
4. Конкурс на лучшую инсценировку русской и башкирской народной песни.
Примерный репертуар 2-го года обучения
Башкирские и русские народные песни:
«Урал», «Салават», «Любизар», «Байык», «Кутузов», «Азамат», «Бейеш», «Во кузнице», «Как за нашим за двором», «Было у матушки много детей», «Ой, вставала я ранешенько», «Савка и Гришка», «Покажи-ка, воробейко», «Тили-бом, тили-бом загорелся кошкин дом», «Комарик», «Две уточки», «Война грибов».
Учебно-тематический план
третьего года обучения
№ темы
|
Название темы.
| Теория |
Практика
| всего | Количество часов |
1.
|
Вводное занятие. Истоки народных традиций-фольклор.
|
2
|
2
|
|
2-24
|
Изучение башкирской кухни. Приготовление национальных блюд («Биш бармак», «Йыоса», «Чак-чак»)
|
27
|
3
|
24
|
25-35
|
Знакомство и изучение башкирского праздника «Сабантуй» (праздник плуга).
|
17
|
2
|
15
|
36-50
|
Знакомство и изучение Башкирского праздника «Карга буткаhы» (воронья каша).
|
25
|
2
|
23
|
51-60
|
Знакомство и изучение праздника «Нардуган» (праздник весеннего равноденствия).
|
22
|
2
|
20
|
61-64
|
Башкирские обряды и обычаи. Обычай-традиционно установившейся порядок.
|
5
|
5
|
|
65-72
|
Знакомство и изучение обряда «Умя» (помощь)
|
22
|
2
|
20
|
73-83
|
Обряд рождение первенца. Обряд имянаречения
|
22
|
2
|
20
|
84-89
|
Башкирский обряд «hыу юлы» (Обряд посвящения невесты в хозяйки).
|
22
|
2
|
20
|
90-92
|
Башкирские игры.Обрядовые игры. Разучивание башкирских игр; работа над выразительным исполнением
|
22
|
2
|
20
|
93-98
|
Молодёжные игры у белой юрты
|
14
|
|
14
|
99-108
|
Башкирские хороводные игры «Ак калас», «Ап-ак кына куянкай», «Буш урын». Разучивание
|
16
|
4
|
12
|
|
Итого: 216 часа
|
216
|
28
|
188
|
-
К концу третьего года обучения дети должны:
Знать: особенности башкирского народных праздников, игр, обрядов, обычаев;
определять характер песен;
названия простейших музыкальных инструментов;
понятия – ритм, темп, динамические оттенки;
Уметь: петь песни «а капелла» и с музыкальным сопровождением; самостоятельно инсценировать песни; выразительно петь пройденные песни.
Содержание программы третьего года обучения
«Выразим себя в фольклоре» (216 часа)
1. Введение. Башкирский и русский обряды, обычаи и традиции их особенности. Башкирские праздники.
Теория. Расширение круга представлений учащихся о башкирском и русском фольклоре.
Практика. Изучение на местном материале башкирских традиционных обрядов, обычаев. Постановка театрализованных представлений обрядов, обычаев.
.
Механизм отслеживания результатов.
Мониторинг (оценка результативности) и критерии оценки реализации
образовательной программы
Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка).
Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности.
Мониторинг результативности в кружке «Башкирский детский фольклор»– это процесс внутренней экспертизы результатов деятельности педагога и его воспитанников, цель и содержание которого совпадает с образовательной программой.
В кружке «Башкирский детский фольклор» принята единая система мониторинга и разработаны общие критерии оценки реализации образовательной программы:
1.Концертные выступления перед учащимися и родителями;
2.Отчётные, ежегодные выступления воспитанников кружка в доме культуры посёлка Маяк, посвященные «Дню защиты детей! (1 июня);
3. Участие в конкурсах, фестивалях проводимые по линии МКОУ ДОД «Дом детского творчества» Кунашакского района.
4.Участие в областных, российских фестивалях детского творчества
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся – поэтому о результатах образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей:
1.учебным, (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки);
2.личностным, (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе);
3.творческим, (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала воспитанников, а, следовательно, и уровень реализации образовательной программы).
Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка: выявлять то, каким он пришел в кружок, чему научился в процессе освоения образовательной программы, каким стал через некоторое время.
В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать тестирование, опросы, викторины, творческие задания, концерты, спектакли, творческие отчеты и т. п.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.
Контроль за реализацией образовательной программы проводится два раза в год (в конце 1 полугодия – промежуточный; в конце учебного года – итоговый). В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года для фиксации уровня подготовки вновь поступивших воспитанников.
Работа по утвержденной в кружке «Башкирский детский фольклор» единой системе мониторинга позволяет проследить за продвижением каждого воспитанника (в учебной деятельности, в личностном развитии, в реализации творческого потенциала) в период освоения образовательной программы, а также проконтролировать работу педагога по реализации дополнительной образовательной программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Звукоизолирующие помещения для репетиций; акустическая система (колонки, усилитель, микшерский пульт, блок эффектов, компьютер); микрофоны, стойки, соединительные шнуры; гитары, клавишные инструменты, духовые инструменты (кураи, флейты, дудочки), струнные инструменты (кубызы, башкирская домбыра, мандолины, балалайка), шумовые инструменты (бубны, маракасы, трещётки, деревянные ложки), двухрядная гармонь, барабан, сценические национальные (башкирские) костюмы. Театральный реквизит: башкирская юрта, кухонная утварь, плетённая изгородь, предметы украшения юрты.
Музыкальное обеспечение: CD-диски, флеш –карты с музыкальными произведениями известных башкирских и русских композиторов. Видео фрагменты спектаклей, выступлений народных ансамблей, солистов республики Башкортостан.
Литература
Методическая литература для педагогов
-
Кагарманова С.М. Башкирский детский фольклор. Уфа. 2011 г.
-
Галин С.Р. Фольклор башкир Челябинской области. Челябинск. 2005 г.
-
Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор» Уфа. 2004 г.
-
Кравцов Н.И. Русское народное творчество. Челябинск.1977г.
-
Сулейманов Р.А. Жемчужины народного творчества. Уфа. 1995 г.
-
Саверский Л.А. Народные праздники Зауралья. (1, 2 тома). 2008 г.
-
Мерзлякова С.И. Фольклор-музыка-театр. Владос. 1999 г.
-
Губайдуллина Ф.х. Башкирские народные обрядовые праздники, сценарии, пьесы для школьной сцены (на башкирском языке). Уфа.2001г.
-
Сурина С.Р. Талисман счастья (праздничные сценарии, драматические композиции, пьесы на башкирском языке). Уфа. Книга. 2009 г.
Информационное обеспечение (литература для воспитанников)
-
Зиннуров А.С. Кунелле баласак (Весёлое детство). Уфа. 2004 г.
-
Сальманов Р.В. Балалар усен хор йырдары (Хоровое пение в детских коллективах). Уфа. 1994 г.
-
Литературная антология Челябинских башкир (фольклор, проза, поэма). Уфа. 2011 г.
-
Утягулова З.И. Потчую гостей. (на башкирском языке). Уфа. 2000 г.
-
Кашапова З.И. Изге аманат. (Заветное слово).Уфа. 2010 г.
-
Наки Исамбет. Детский фольклор. Сборник (на башкирском языке). Казань. 1984 г.
-
Хусаинов Р.Д. Башкорт балалар фольклоры (детский башкирский фольклор). Ватандаш. 2003г.
-
Кубагушев Айрат. Выгляни, солнышко! Музыкальный фольклор башкирского народа для детей (на башкирском языке). Уфа.1994 г.
-
Программа-сценарий
башкирского народного семейно-бытового обряда «hыу юлы»- «Посвещение невесты в хозяйки».
Цели: 1. воспитание потребности у подрастающего поколения;
2. знать свои национальные обряды, обычаи;
3. приобщить к лучшим образцам этнического наследия.
Исполнители и участники:
Свекровка: Мансурова Г.В.
Невестка: Якупова Эмилия
Подруги невестки: участницы группы «Йайгор».
Юноши: инструментальный ансамбль кураистов-руководитель Мансуров Х.Х.
Составители: педагоги дополнительного образования Мансуров Хабрахман Хизберович и Мансурова Гадельниса Варисовна.
Этнографическая достоверность:
Семейно-бытовой обряд « hыу юлы»-« Посвещение невесты в хозяйки» разработан на материале, изученном Мансуровой Г.В. и Мансуровым Х.Х. среди жителей деревень Б.Казакбаево, М.Казакбаево и Мансурово Кунашакского района Челябинской области.
На второй день после свадьбы невесту провожают в дом жениха. Свекровка отправляет невестку за водой к роднику, чтобы узнать работящая ли молодая невестка и чтоб быстрее привыкла к роли жены, хозяйки. У невестки в приданом обязательно должны быть свои вёдра и коромысло. По обычаю из принесённой воды, невестка должна угостить чаем гостей и раздать им свои подарки. Молодую невестку ведут к роднику девушки, родственницы мужа. Одну из девушек, свекровка назначает подругой невесты, которая будет ей помогать на первых порах жизни в новой семье. Во время пути к роднику присоединяется вся молодёжь деревни, ведь каждому любопытно посмотреть на молодую невестку. По пути к роднику молодёжь поёт, шутит, веселится. Все по доброму принимают невестку. Юноши у родника в честь невестки играют на кураях народные мелодии-напевы. Звучит плясовая. Девушки берут в круг невесту, танцуют танец «Озорные девушки». После звучат частушки, адресованные невесте.
Невеста набирает воду из родника, опускает в родник серебряную монетку со словами: «Дай мне силу, дай здоровья, счастья в новом доме, Хозяйка воды!». Невестка несёт воду осторожно, не расплёскивая, т.к. каждая упавшая капля, по поверью, это потеряный кусочек счастья, достатка. Из принесённой воды ставят самовар. Пьют чай, общаются. Невеста раздаёт подарки девушкам в знак благодарности. Свекровка одаривает платком свою невестку. С этого дня жена сына не должна ходить с непокрытой головой. Так у башкир происходит посвящение невесты в хозяйки. В конце звучит завершающая песня «Буляк» (Подарок) .
Все песни, танцы сопровождаются под аккомпонемент кураев и кубызов, в исполнении участников фольклорной группы «Йайгор» («Радуга»).
Режиссура: Мансуров Хабрахман Хизберович
Мансурова Гадельниса Варисовна
Программа-сценарий
башкирского народного семейно-бытового обряда «Праздник имянаречения».
Цель: : 1. воспитание потребности у подрастающего поколения;
2. знать свои национальные обряды, обычаи;
3. приобщить к лучшим образцам этнического наследия.
Составители: педагоги дополнительного образования Мансуров Хабрахман Хизберович и Мансурова Гадельниса Варисовна.
Семейно-бытовой обряд «Праздник имянаречения» разработан на материале, изученном Мансуровой Г.В. и Мансуровым Х.Х. среди жителей деревень Б.Казакбаево, М.Казакбаево и Мансурово Кунашакского района Челябинской области.
Этнографическая достоверность данного материала была прослушана и записана у жителей этих деревень: Багаутдинова Г.Б., Казакбаева Г.А., Халилова Т.
После религиозной службы местным Муллой «Имянаречения» к семейной паре приходят гости-соседи, друзья, родственники, чтобы поздравить молодых с рождением дочери или сына. Поздравления сопровождаются вручением подарков, пожеланиями, играми, танцами, частушками и угощением из традиционных башкирских блюд.
На сцене башкирская юрта, перед юртой сидят муж-хозяин, жена с новорождённым ребёнком. Муж (Зарипов Фанис) изготавливает башкирский инструмент курай, жена (Якупова Эмилия) усыпляет дочь.
Звучит песня (колыбельная, слова народные, музыка народная) в исполнении Якуповой Эмилии. Аккомпанемент на кураях в исполнении Янбулатова Владимира и Зарипова Фаниса. После песни муж с радостью созывает гостей. Появляются гости (соседи, родственники, друзья) с добрыми пожеланиями долгих лет, счастья новорождённому ребёнку. Вместе с гостями появляется бабушка (в исполнении Мансуровой Г.В.), которая пришла с подарком для внучки и снохи. Она предлагает спеть песню «Шаль бяйляем»-«Шаль вязала». Звучит песня и танец в исполнении девушек. Аккомпанируют на кураях Зарипов Ф. и Янбулатов В. На гармони Мансуров Х.Х.
После песни, танца хозяева приглашают гостей на чаепитие, во время которого гости говорят добрые пожелания ребёнку и его родителям. Во время чаепития муж (Зарипов Ф.) предлагает поиграть в игру «Угадайте имя дочери». Во время игры идёт разъяснение значений башкирских имён: Ляйсан-первый весенний дождь, пробуждающий природу, Айгуль-лунный цветок… После чаепития хозяин-муж предлагает гостям повеселиться, станцевать и спеть частушки (слова и музыка народные). Аккомпонемент Янбулатов В. и Зарипов Ф.
Заключительная часть. После танца и частушек звучит стихотворение «Дети» в исполнении Зияевой Фариды.
Режиссура: Мансуров Хабрахман Хизберович
Мансурова Гадельниса Варисовна
Сценарий
фольклорного праздника «Карга буткаhы»-«Грачиная каша» для 1-4 классов.
Цель: воспитывать в детях интерес к традициям, обычаям башкирского народа, уважение к ним; обогащать словарный запас, активизировать связную речь, закрепить правила этикета; воспитывать чувство уважения к взрослым, к старшему поколению.
Оформление зала, материалы: искусственная ель, на ней грачи, сделанные из бумаги; горит костёр (имитация), дрова, казанок, тюбетейка, 2 мешка для проведения народных подвижных игр, продукты питания: яйца, крупа, соль, масло (имитация); атрибут солнца; чак-чак; посуда с башкирским узором, самовар.
Ход праздника.
Звучит мелодия курая (Гайсин Памир, Гафаров Ильдар)
Ведущая (Мансурова Г.В.): Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приглашаем вас на праздник «Карга буткаhы»- «Грачиная каша». Это праздник встречи весны. Именно с прилётом грачей начиналась весна- так думали в древности башкиры. Радуясь, они собирались на берегу реки и, пока варилась вкусная каша, веселились. Слышите, как кричат грачи, это значит, наступила весна, просыпаерся природа (под весёлую музыку в зал «влетают» дети, изображая, кричат «кар-кар-кар»)
1 ребёнок: Прилетели к нам грачи,
«Кар-кар-кар»,- кричат они.
И зовут всех нас на луг.
Приходи и ты, мой друг!
2 ребёнок: Не забудь ты взять, дружок
Яйца, соль и казанок.
Молочка добавим в кашу,
Ну, и маслица, в придачу.
Входит бабушка.
Бабушка: Вот и я пришла, крупу, соль, масло, яйца, муку принесла. Здравствуйте, дорогие дети! Доброго дня вам, уважаемые гости! Я-бабушка Халима, пришла на праздник «Грачиная каша». Дети, посмотрите, грачи прилетели с тёплых краёв. Когда просыпалась природа от зимней спячки, таял снег, бежали ручейки, люди праздновали праздник «Грачиная каша». Башкиры его называли «Каргатуй» или «Карга буткаhы». Дети бегали по всей деревне, звали гостей, собирали продукты. Затем, весь народ собирался на берегу реки и начинался праздник. Танцевали, пели, играли, и, конеячно же, варили вкусную-превкусную кашу.
Ведущая: Дети, давайте, и мы пойдём на праздник «Грачиная каша»
Сначала соберём продукты, чтобы сварить кашу:крупу, соль, масло. Приготовим казанок, где будем варить кашу.
1 ребёнок: (подходит к бабушке): Здравствуйте, бабушка Халима! У вас есть яйца?
Бабушка: Вот вам, дети, яйца (бабушка даёт ребёнку яйца)
2 ребёнок: Бабушка! Соли, масла мы возьмём, казаночек отнесём.
Бабушка: Вот вам масло, вот вам соль, казаночек вот такой!
(бабушка даёт ребёнку масло, соль, казаночек; ребёнок вешает казанок на костёр)
Ведущая: Вот и собрали мы продукты. Пока бабушка будет готовить вкусную кашу, мы немножко отдохнем. Ребята, дождик пошёл. Неужели он хочетпраздник нам испортить? Нет, это тёплый дождь, он хочет с нами поиграть. Давайте мы споём ему песню «Дождик».
Дети исполняют песню «Ямгыр уйнарга сакыра»( муз. М.Салимова, сл. А. Тагировой) на башкирском языке.
Ведущая: Дождик прошёл, давайте поиграем в игру «Ак тиряк, кук тиряк», кто окажется в кругу тот исполняет стихотворение или поёт или танцует.
Башкирский танец в исполнении девочек «Шаян кыззар».
Ведущая: Что-то наши мальчики заскучали, давайте все вместе споём весёлую шуточную песню «Ай дар гынайем» (башк. нар. песня), а мальчики подыграют на курае.
Ведущая: Бабушка, идёмте с нами веселиться!
Бабушка: А загадки вы умеете отгадывать?
Загадки от бабушки
1. Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.(Зима, весна)
2.Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? (Грач)
3.Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает пдгорелый. (хлеб)
4. Я не вкусна, но в пищу каждому нужна. (соль)
Ведущая: Спасибо! Может и песню для нас споёте?
Бабушка: В песне- душа человека. С удовольствием спою!
Бабушка исполняет песню «Шаль бяйляем»-(шаль вязала)(башкирская народная песня) на башкирском языке и подтанцовывает.
Ведущая: Солнышко спряталось за тучами, давайте позовём!
Дети: Кояш агай сык-сык,
Безте елыт нык-нык,
Солнышко, выходи,
Ясное, выходи!
Ты отведай каши
Вкусной нашей.
Под спокойную мелодию курая ребята вносят атрибут солнышка.
Бабушка: Каша готова! Попробуйте, дети и гости дорогие! (угощение кашей)
Затем бабушка раскладывает остатки каши на землю:
Дети хором: Карга, карга килегез!
Тямле бутка ашагыз,
Безгя куп итеп ергя
Ямгырды китерегез!
Вкусной каши принесли,
Угощайтесь вы, грачи!
Пожелайте вы дождя,
Чтоб полны были поля!
В конце праздника бабушка угощает всех башкирским национальным блюдом-«чак-чак». Под мелодию курая дети выходят из зала.
Сценарий праздника составили: Мансурова Г.В., Мансуров Х.Х.
Достарыңызбен бөлісу: |