народный праздник «Маргоски»
ОТКУДА НАЧАЛО?
«Маргоски» - народный праздник. На Кубани этот праздник праздновался только лишь в станице Успенской, Белоглинского района. В станицу «Маргоски» привезли переселенцы из Курской, Орловской и Воронежской губерний. Его праздновали на второе воскресенье после Пасхи. По православному календарю - праздник святых жён мироносиц.
В станице Успенской Белоглинского района Краснодарского края «Маргоски» отмечался до 70-х годов XX века. Его праздновали в основном женщины и дети. Женщины, детородного возраста – «молодухи», собирались на лавочках, накрывали столы, пели песни и плясали. Первым блюдом на праздничном столе была яичница, что символизировала зарождение жизни, а так же квас, подкрашенный соком свеклы, в простонародье - «ситро». Дети, наряжали разноцветными лентами ветку карагача – «кукушку». Наверх ветки крепили куклу или птицу, сделанную из бумаги, выбирали жениха, невесту и подруг. В станице Успенской Белоглинского района Краснодарского края «Маргоски» отмечался до 70-х годов XX века. Его праздновали в основном женщины и дети. Женщины, детородного возраста – «молодухи», собирались на лавочках, накрывали столы, пели песни и плясали. Первым блюдом на праздничном столе была яичница, что символизировала зарождение жизни, а так же квас, подкрашенный соком свеклы, в простонародье - «ситро». Дети, наряжали разноцветными лентами ветку карагача – «кукушку». Наверх ветки крепили куклу или птицу, сделанную из бумаги, выбирали жениха, невесту и подруг. Невесте надевали фату, а подругам давали «костылики», украшенные разноцветными лентами и начиналось свадебное шествие. Дети ходили по улицам, пели свадебные песни, традиционно исполняли - «уж я по лугу», к ним присоединялись дети из других улиц. Невесте надевали фату, а подругам давали «костылики», украшенные разноцветными лентами и начиналось свадебное шествие. Дети ходили по улицам, пели свадебные песни, традиционно исполняли - «уж я по лугу», к ним присоединялись дети из других улиц. Все взрослые кланялись им низко в пояс. Угощали сладостями, давали яйца и «ситро». «свадебное» шествие двигалось к центру станицы – к храму Успения Пресвятой Богородицы. Дети обходили вокруг церкви и шли дальше. Таких групп, в станице могло быть несколько. . После обхода по улицам, дети собирались в одном из дворов. Вкапывали в землю ветку – «кукушку» и устраивали гулянье, ели яичницу, пили «ситро», играли в игры, водили хороводы. Весь день по станице разносились песни, чувствовался дух всеобщего веселья и хорошего настроения. После обхода по улицам, дети собирались в одном из дворов. Вкапывали в землю ветку – «кукушку» и устраивали гулянье, ели яичницу, пили «ситро», играли в игры, водили хороводы. Весь день по станице разносились песни, чувствовался дух всеобщего веселья и хорошего настроения. ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГО ЛЕТ По инициативе семьи Дергоусовых, весной 2014 года в станице Успенской народный праздник «Маргоски» был проведён впервые за последние 40 лет. Организаторов праздника поддержали все жители . Большая по площади станица была поделена на три части. фольклорные коллективы на гужевом транспорте с песнями объезжали улицы по заданному маршруту. За каждой подводой шло «свадебное» шествие, участниками которого, являлись учащиеся школ №31 и №32. Песни, веселые шутки в пути, укорачивали расстояния от лавочки до лавочки. Организаторов праздника поддержали все жители . Большая по площади станица была поделена на три части. фольклорные коллективы на гужевом транспорте с песнями объезжали улицы по заданному маршруту. За каждой подводой шло «свадебное» шествие, участниками которого, являлись учащиеся школ №31 и №32. Песни, веселые шутки в пути, укорачивали расстояния от лавочки до лавочки. Мне лично удалось побеседовать со старожилами станицы Успенской, это Жилинкова Евгения Гавриловна (1928 года рождения) и Оберная Любовь Павловна (1939 года рождения). Они мне рассказали не только о «Маргосках», но и спели свадебные песни станицы Успенской, поведали истории из своей жизни. В праздничный день станица «оживала» При опросе старожил, к сожалению, никто не ответил, что кроется в названии праздника. Значение слова «Маргоски» , утерялось в глубине веков. О смысле и значении самого праздника, одни говорили так: «Разыгранное детьми «свадебное шествие» олицетворяло переход от весны к лету». Другие говорили, что старшие дети изображая жениха и невесту, подготавливались к переходу во взрослую жизнь. При опросе старожил, к сожалению, никто не ответил, что кроется в названии праздника. Значение слова «Маргоски» , утерялось в глубине веков. О смысле и значении самого праздника, одни говорили так: «Разыгранное детьми «свадебное шествие» олицетворяло переход от весны к лету». Другие говорили, что старшие дети изображая жениха и невесту, подготавливались к переходу во взрослую жизнь. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет». Так и нород, и нация, не знающая своей истории и культуры, обречены на вымирание. Традиция – это не сохранение пепла, а раздувание огня. Спасибо за внимание
Достарыңызбен бөлісу: |