41
М .Е . Резван
ОВЕЩЕСТВЛЕННОЕ
СЛОВО : ТАЛИСМАНЫ ,
ОБЕРЕГИ
, АМУЛЕТЫ
Европейскому обыденному сознанию свойственно полагать колдовст-
во и магию знаковыми составляющими исламской цивилизации. Давно
замечено, что «образ соседа» действительно аккумулирует существен-
ные элементы его культуры. Такой образ ислама формировался у евро-
пейцев под влиянием значительного научного и технологического пре-
восходства мусульманского мира в средние века, определяющего воз-
действия мусульманской философии и комплекса естественных наук на
средневековую европейскую философию и науку. Этот образ значитель-
но окреп в эпоху Просвещения в связи с ошеломляющим успехом опуб-
ликованных Антуаном Галляном (1646-1715) сказок «Тысячи и одной
ночи», которые вызвали обостренный интерес к восточной экзотике. На-
чало колониальной эпохи, поход Наполеона в Египет, работы европей-
ских ученых-дескриптивистов в Египте, Персии, Северной Африке, Ос-
манской Турции
1
укрепили представление о магическом начале, играю-
щем существенную роль в культуре ислама. Тем более что мусульман-
ская цивилизация периода упадка снабжала европейцев огромным мате-
риалом, связанным с областью оккультных наук. При этом эволюция
взглядов европейцев на проблему естественным образом следовала из-
менениям, происходившим в исламской науке и культуре, верованиях и
обычаях. В сознании европейцев на протяжении веков сложился и осо-
бый взгляд на Коран как на книгу прежде всего магическую, связанную
с тысячами оккультных практик.
Коран играл и продолжает играть важнейшую роль в религиозной,
культурной и социально-политической жизни современных мусульман-
ских государств и многочисленных исламских общин, разбросанных по
всему миру. К его идеям и образам, как и раньше, апеллируют совре-
менные мусульманские идеологи и пропагандисты.
Роль Корана в жизни отдельного индивида и мусульманского общест-
ва в целом во многом уникальна. И анализ средневековых текстов, и со-
временные социологические опросы выявляют роль Корана как ведуще-
го элемента социально-коммуникативной системы, его знаковый, сим-
волический характер. Для значительного большинства мусульман Свя-
щенный текст объединяет представления о земном мире и космосе,
структурирует бытие во всех его проявлениях, является оберегом и ору-
жием. По мнению миллионов мусульман, ход истории разворачивает все
новые и новые коранические истины, свидетельствует о предопределен-
ности судеб мира. Они убеждены, что айаты могут, в частности, пред-
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-025231-8/
© МАЭ РАН
42
сказывать научные открытия и важные исторические события. С этой
точки зрения Коран — постоянно звучащее и обновляющееся пророче-
ство, своеобразный код, посредством которого были зашифрованы со-
общения о будущем.
Собрание текстов, которые были произнесены Мухаммадом между
610 и 632 гг. главным образом в Мекке и Медине, составляющих Коран,
является самым ранним и наиболее достоверным прозаическим памят-
ником важнейшей в истории Аравии эпохи. Он сохранил нам безуслов-
ные доказательства влияния на до- и раннеисламскую Аравию оккульт-
ных наук древних цивилизаций Ближнего и Среднего Востока.
Исторические события и процессы VII–VIII вв. обозначили резкие и
глубокие перемены в судьбах народов и стран ближневосточного регио-
на. Благодаря наступательному порыву мусульманских армий завоева-
ния выплеснулись далеко за границы Передней Азии. На обломках госу-
дарственных образований поздней античности возникали государства
мусульманского Средневековья, включившие в свои границы огромные
пространства и миллионы людей. Ислам стал идеологией общества, на-
ходящегося на ином уровне развития, и должен был отвечать на его по-
требности и запросы, соответствовать базовой системе взглядов и соци-
альных представлений. Однако важно отметить, что столь впечатляю-
щий успех ислама как идеологии был бы невозможен без глубинной свя-
зи культуры, религиозных и социальных представлений народов Ближ-
него и Среднего Востока с культурой и историческим опытом аравитян.
Происходивший синтез был основан не только на общих базовых ценно-
стях, но и на целом комплексе частных представлений, в число которых
входили представления и о сверхъестественном мире, и о возможных
путях взаимодействия с ним.
На огромных пространствах от Пиренеев до Памира формировалась
система религиозных предписаний и социальных установлений, этико-
культурных норм и стандартов общения, возникала новая общезначимая
знаковая система, центром которой стал Коран. Сакрализация его языка
сыграла важную роль в сложении на покоренных территориях новой со-
циально-коммуникативной системы. При этом текст Корана, отдельные
суры, айаты, слова и буквы, являясь частью сакральной системы, при-
обретают собственную сакральность, и в этом качестве становятся объ-
ектом магических действий различного рода.
Среди принявших ислам оказалось много выходцев из неарабской и
иноконфессиональной среды. Осевшие на покоренных территориях ара-
бы невероятно быстро освоились с новыми культурными горизонтами.
Началась общая и необычайно интенсивная культурная работа, в том
числе переводческая. На арабский с греческого, пехлевийского, сирий-
ского, других языков были переведены сотни сочинений по естествен-
ным и точным наукам, философии, алхимии, медицине, науке о звездах,
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-025231-8/
© МАЭ РАН
43
музыке. К X в. на арабский язык был переведен целый ряд связанных с
магией сочинений, написанных в Византии, Персии, Индии. В ходе сло-
жения классической арабо-мусульманской культуры эти знания были
органично включены в ее ткань. Возникла новая синкретическая культу-
ра, сыгравшая роль своеобразного «моста» между Эллинизмом и евро-
пейским Возрождением. По меткому выражению Франца Роузенталя,
это была эпоха «торжества знания». С каждым годом пытливые умы за-
ставляли мироздание отдавать людям все новые и новые тайны. Мысль
становилась необычайно смелой, ее горизонты — бесконечными. Атмо-
сфера того времени была в чем-то сродни духу «победы над природой»,
царившему в Европе в конце XIX — начале XX вв. В этом контексте ок-
культные знания представлялись многим «черным ящиком», законы ко-
торого не познаны лишь до поры до времени.
Магия в средневековом сознании выполняла функцию, фактически
идентичную роли науки, — она, как и наука, служила познанию и была
призвана помогать человеку управлять различными силами окружающей
его среды, предсказывая их возможные проявления. Но существовала и
запретная область знания, проникновение в которую человеческого ра-
зума противоречило Божественным законам, однако обладало для него
особой притягательностью. Именно такое, совсем неоднозначное, пред-
ставление о мусульманской магии и ее мощи проникало в средневеко-
вую Европу вместе с переводами арабских научных трудов.
Параллельно со становлением и развитием «науки о Коране»
( ‘илм ал -Кур ’ан) множились попытки постигнуть тайный смысл текста,
использовать его для предсказания индивидуального и коллективного
будущего. Вместе с тем на огромной территории своего распростране-
ния ислам сталкивался с местными религиозными традициями, многие
элементы которых органично вливались в него, образуя сложнейшую
систему верований и обрядов, весьма далеких от догм, установлений и
ритуалов ислама «книжного». Постепенно в рамках ислама, вобравшего
в себя семитские, эллинистические, индийские, иранские традиции, ста-
ла складываться собственно мусульманская магия, пришедшая на смену
языческим практикам. Так появилась ‘илм ал -гайб — наука (или искус-
ство) постижения сокровенного.
Предметом нашей статьи избран один из важнейших аспектов представ-
лений и практик в системе «Коран — ‘илм ал -гайб», а именно — ‘илм ал -
филактират (φυλαχτήρια) — искусство изготовления талисманов, точ-
нее — ряд важнейших «теоретических аспектов» этой особой «науки», ко-
торая практикуется в исламе на протяжении всей его истории.
Понятно, что ‘илм ал -филактират по существу неотделима от других
аспектов «науки о сокровенном». По классификации знаменитого ос-
манского историка и библиографа Хаджжи Халифы (1017–1067/1609–
1657)
2
, изложенной в его прославленном биобиблиографическом сочи-
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-025231-8/
© МАЭ РАН
44
нении «Кашф аз-зунун ‘ан асами-л-кутуб ва-л-фунун» («Раскрытие мне-
ний о названиях книг и наук»), это:
Достарыңызбен бөлісу: |