План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков



бет1/9
Дата23.07.2016
өлшемі0.64 Mb.
#215882
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
«Образование и воспитание к началу Нового времени. Зарождение педагогики как науки (XVII в). Педагогическая деятельность В. Ратке, Я. А. Коменского»
План:

1. Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков.

2. Положение школы в Германии XVII столетия.

3. Краткие сведения из биографии Вольфганга Ратке.

4. Педагогические идеи Вольфганга Ратке.

5. Краткие сведения из биографии Яна Амоса Коменского.

6. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского. Воспитание «человечного в человеке».

1. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе XVII-XVIII веков.

В XVII –XVIII веках педагогика и школа в западной Европе развивалась в экономических и социальных условиях переломных для человечества. Социальный институт, идеология феодализма превратилась в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступает традиция, когда жизненный успех обеспечивает не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность привилегированным сословиям. В результате на вершины власти поднимались люди если не невежественные, то во всяком случае не получившие достойного воспитания и образования.

В недрах феодализма ускорилось образование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция в отношении человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработка прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возражения и возникшего в XVIII веке движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредствам воспитания и образования обогатить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одной из приоритетных тем в научных исследованиях, выявляются законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества.

Новый идеал личности был переориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющейся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основании новых знаний необходимых для занятий коммерции, путешествиями и так далее. Такие знания могли даваться только на родном языке. Неизбежно следовала интеграция этих новых знаний со средневековой (школьных премудростей) на латинском языке. В преддверии нового времени в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной светской аргументации. XVII век был временем рационализма и индивидуализма, выдвинувших соответственном осмыслении природу человека и его воспитании. В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного образования.


2. Положение школы в Германии XVII столетия.

По свидетельству историков немецкая городская школа XVII века недалеко ушла от школы XV-XVI столетий. Чем объяснялась такая неподвижность школы в быстро прогрессировавшем обществе.

Внешняя неизменность гимназии была тесно связана с глубинными изменениями ее роли общественной жизни. В конце XV –XVII веков во главе общественного движения в Германии шли города: и гуманизм, и реформация были созданы тогдашней буржуазией. Но немецкая буржуазия не смогла у прочить за собой это преобладание. Закончившейся в XVI веке переворот в условиях всемирной торговли нанес ряд тяжелых ударов экономическому благосостоянию немецких городов, Тридцатилетняя война добила их. Таким образом, в последующее за войной столетие города отошли на задней план, а господствующим общественным классом стало дворянство. Общественным классом стало дворянство и захватив в свои руки все высшие места в управлении, немецкая знать вознаградила себя за прежнюю потерю независимости. Этот класс, обретя новую силу, создал для своих потребностей новую систему образования.

Возникли два резко обособленных типа образования – аристократическое и плебейское. Новым аристократическим идеалом являлся неученый человек, человек (придворный). Согласно ему молодой немец хорошей фамилии должен был овладеть французским языком, как языком всей новой образованности. На втором месте стоял итальянский язык имевший большое значение при императорском дворе; знание латинского языка признавалось не обязательным, но желательным и наук полагалось знать географию, историю, но ( не древнюю, а новую) с приложением генеалогии и геральдики. Затем требовалась знакомство с основами юриспруденции науки о государстве с мораль и естественном правом политикой и историей империи. Наконец, благородный юноша должен иметь понятия о математических дисциплинах и их главнейшем применении в архитектуре и фортификации, равно как и новой физике и механике, с их новейшими опытами и открытиями. Наряду с языками и науками изучались благородные искусства: верховая езда, фехтование, танцы, игра в мяч, рисование, музыка. Венцом образования являлись усвоенные правила придворного этикета, умение говорить комплименты, вести спор, искусство одеваться и т. д. Благодарные дети теперь получали воспитание дома, занимаясь со специально нанятыми «информаторами», или наставниками, либо в «кавалерских заведениях». Старая латинская школа осталась достоянием плебеев.

Но не следует думать, что третье сословие оказалось чуждо умственного движения и удовлетворилось старыми идеалами образования. Сами дети постоянно являлись «двигателями наук», все профессора и наставники дворянской школы вышли из школы городской, плебейские же школы выставили еще в период Тридцатилетней войны таких крупных педагогов мыслителей как Ян Амос Каменский и Вольфганг Ратке, которые подвергли всю старую систему обучения сомой жесткой критике как со стороны программы так и со стороны методов.
3. Краткие сведения из биографии Вольфганга Ратке.

Одним из основных педагогов Нового времени в Германии был Вольфганг Ратке (18X1971 –27.IV.1635), известный также под латинизированным именем Ротихий или Ротихиус.

Родился он в небольшом городке Вильстер недалеко от Гамбурга где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в Лютеранском университете Ростоке, изучая теологию, философию. Но его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иностранных языков и совершенствовании методов обучения им. Он стремился сделать обучение легким и приятным для учащихся. Оставив должность священника, Ратке стал заниматься педагогической деятельностью, дал частные уроки и, исходя из своей учительской практике, пришел к выводу о необходимости реформирования преподавания в городских школах. От методов изучения иностранных языков В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактике, высказывая нередко соображения социально - политического характера. Свои идеи он пытался реализовать в опытной школе в городе Кетен в школе в Магдебурге, а также в Швейцарии.

В 1603 году В. Ратке уехал в Голландию, где прожил почти семь лет (по 1610г.) По возвращении он поселился во Франкфурте-на-Майне, где в 1612 году представил на съезде немецких князей и представителей местного магистрата получивший мировую известность «Франкфуртский Мемориал» (Памятную записку), в котором изложил свои новаторские замыслы, касавшиеся не только школьного дела, но и проблем религиозной и политической жизни всех немецких государств того времени. В своем « Мемориале» В. Ратке выделял три группы вопросов:

реформы обучения в школах языка,

реформы всего школьного дела и» наконец,

реформы религиозной и политической жизни Германии в целом.

Передовые для той эпохи идеи по реформированию системы воспитания и обучения в Германии были встречены далеко не однозначно: они были благожелательно приняты в кругах высшего бюргерства, среди части людей науки и некоторыми прогрессивно мыслящими князьями, покровительствовавшими распространению просвещения; резко отрицательно отнеслись к этим идеям по вполне понятным причинам церковные деятели большинства конфессий и основная масса князей, не желавших иметь хоть сколько-нибудь образованных подданных.

Все это привело к частым переездам В. Ратке с места на место, «а временами и к острым конфликтам с правительством», к невозможности на практике достаточно систематически реализовать свои планы по переустройству немецкой школы.

Кроме того, современники В. Ратке отмечали его «неуживчивость и подозрительность к окружающим», которые якобы могли украсть его идеи (этим в ряде случаев можно объяснить чрезмерную сжатость его высказываний). Свои мысли немецкий педагог изложил не только во « Франкфуртском Мемориале», но и в ряде других трудов, среди которых видное место занимает «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (или «Всеобщее наставление») 1619г. К сожалению, учебные пособия для учителей, созданные В. Ратке, так и не были опубликованы. Также им были создан ряд работ методического характера и учебники.


4. Педагогические идеи Вольфганга Ратке.

Свои общие дидактические и методические идеи В. Ратке изложил в книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» ( или «Всеобщее наставление» ) и дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников по языку, логике, метафизике, Священному писанию и другим предметам. Во всех этих работах содержатся предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом. В. Ратке был сторонником природосообразного принципа воспитания.

Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях античных мыслителей: Демокрита, Платона, Аристотеля. Природосообразное воспитание - это педагогический принцип, согласно которому воспитатели в своей деятельности должны руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Все педагогические средства должны быть природосообразны, то есть соответствовать общим законам природы.

Принцип предполагает тщательное изучение духовной жизни человека и согласования с ней всех педагогических воздействий. Этот принцип сыграл важную роль в разрушении схоластической системы воспитания, пришедшей из средних веков. Различные педагоги по-разному интерпретировали эту идею. В. Ратке трактовал природосообразность как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.

Дидактические взгляды В. Ратке, которые носили в значительной степени материалистический характер, соответствовали этой идее. Он был убежден в том, что разум ребенка при рождении подобен чистой доске, на которой в процессе обучения можно будет написать все, что угодно.

Исходя из материалистического мировоззрения и принципов природосообразности, В. Ратке выделял в процессе познания две ступени:

восприятие предметов и явлений внешнего мира,

умственная переработка этого восприятия.

Из сенсуализма гносеологических воззрений В. Ратке вытекали и его требования к организации обучения детей. В школьном обучении он считал необходимым широкое использование различных форм наглядности, следование от конкретного к абстрактному, систематическое проведение повторений и упражнений, поддержание у детей интереса к знаниям.

В соответствии с исторической потребностью, В. Ратке выдвигал требование уделять в школе, по крайней мере, на первых годах школьного обучения, основное внимание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания других предметов. В XVII столетии уже никто не разделял изумления одного из педагогов прошлого века перед тем обстоятельством, что находятся родители, которые заботятся при воспитании о родном языке и заставляют детей учиться по-немецки раньше, чем по латыни или по-гречески, как - будто родному языку всякий не выучивается с годами сам собой. Никто уже не верит, что при таком превратном порядке дети станут менее способны к изучению иностранных языков. Поколение нового времени устами Томазия, первого профессора, начавшего читать лекции по-немецки, дало такую оценку влиянию латинских школ на умственное развитие их питомцев: « Я убежден, - писал Томазий, - что если взять первую попавшуюся неглупую женщину, не получившую почти никакого образования и не знающую по-латыни, то ее гораздо скорее можно обучить наукам» чем столь же способного мужчину, промучившегося всю юность над латынью: ибо при обычном способе преподавания в юношеские головы вместе с латынью набивается ужасная чепуха, которая там крепко заседает и составляет потом серьезное препятствие к усвоению дельных и полезных вещей».

К обучению другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как дети хорошо овладеют родным языком. Был также поставлен вопрос о приоритете родного языка в школе. В. Ратке предложил метод одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. А также В. Ратке был одним из первых поборников звукового метода обучения на родном языке.

По существу, эти идеи В. Ратке выходили далеко за рамки простого школьного обучения, они были направлены против монополии церкви в школьном деле и создавали принципиальные основы для придания школе во всех немецких княжествах единого национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать немецкие школы - школы родного языка - основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этих школах должна была обучаться вся молодежь, мальчики и девочки, овладевая родным языком и с его помощью изучая все нужные науки и искусства.

Из практического использования новых методов обучения родному и иностранному языкам В. Ратке сумел вывести важные общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводил к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель.

1. Обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его.

2. Обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи. (Н. Сперанский Очерк истории средней школы в Германии, - Москва, 1898г.).

3. В обучении следует постоянно использовать повторение.

4. Первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся.

5. Обучение должно вестись без принуждения.

6. Заучивать ученики должны только то, что им понятно.

7. В обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному.

8. В ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт. (Последнее утверждение, или принцип, вытекал из философских идей его современников Ф. Бэкона (1561 - 1626) и Р. Декарта (1596- 1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на достаточные доказательства и опыт, пропущенные через собственный разум).

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немецком языке научных терминов, которые ранее существовали на латыни.

Наконец, В. Ратке волновали и вопросы взаимоотношений школы и общества. В своем «Мемориале» он набросал примерную программу достижения национального, политического, религиозного и культурного объединения германии: в едином государстве должен быть общий язык (на основе верхненемецкого диалекта), единое правительство, единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна была предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.

Придавая столь важное значение образованию в жизни общества, стремясь распространению школ для народа, В. Ратке большое внимание уделял методической и дидактической подготовке учителей, для которых готовил специальные пособия. Он считал, что учителю должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение, государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителя. В работе «Всеобщие наставления» В. Ратке, проводя мысль о создании демократических учебных заведений, подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования.

Недостатком дидактики В. Ратке является недооценка роли активности самих учащихся в процессе обучения. Он считал возможным строить обучение в школе почти исключительно на лекционных формах, преподнося готовую информацию. Большинство правил обучения, сформулированных В. Ратке, близко к дидактическим правилам Яна Амоса Коменского, которые тот выдвинул и более глубоко обосновал почти одновременно с ним.

Педагогические идеи Вольфганга Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в девятнадцатом столетии, и интерес к ним, как и ко всей его деятельности, возродился вновь в веке двадцатом.


5. Краткая справка из биографии Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в Южной Моравии в семье, принадлежавшей к общине чешских братьев за счет общины получил среднее и высшее образование в Латинской школе, Гернборнском Гейдельберском университетах был выборным священником общины ее братскую школу.

В XVI –XVII веках, как известно шла острая борьба народных масс с феодальным дворянством и католической церковью. В общину чешских братьев входили ремесленники, крестьяне, боровшиеся за свободу и независимость чешского народа. Коменский одним из руководителей такой общины и как другие ее члены подвергался преследованиям. Поэтому вынужден был жить на чужбине. За годы жизни побывал в Англии Венгрии Голландии, Польше, Швеции. Таким образом, на мировоззрение Каменского повлияли и демократические идеи (Чешских Братьев) и коммунистические идеи эпохи Возрождения.

В Польше г. Лешно Коменский руководил братской школой там же написал книгу открытая дверь языков и всех наук (1631 год), затем свою знаменитую Дидактику (1632 год), через год, а дошкольном воспитании (материнская школа (1633 год). В Англии он пишет труд пансофического характера «Путь света». Коменский написал 7 томов огромного труда (общий совет об исправлении дел человеческих) В Венгрии был консультантом по школьным вопросам. Работая в гимназии, написал книгу мир чувственных вещей в картинках. Но шведско – польская война принесла Коменскому несчастье. Город Лешно был сожжен, а чехи были вынуждены были бежать из Польши. В 60 г.г. он почти прекратил работу над вопросами дидактики и занимался разработкой проблем мира и сотрудничества между народами старался помочь своей родине обрести свободу.




6. Педагогическая теория Коменского.

1. Факторы развития личности.

Коменский Я.А. уделял большое внимание среде, наследственности, и воспитанию. Бес целенаправленного воспитания ребенок полностью подпадает под влияние той среды, в которой он оказывается, так как настоящая жизнь только в преддверии будущего, и человек как человек существо разумное, должен познавать все вещи и овладевать ими и самим собой, и как образ и подобие Божие, во всем прибегать к Богу, то отсюда вытекает троякая необходимость научного образования, добродетельных нравов и истинного страха Божьего. Природа закладывала в человека семена всего этого, но для того, чтобы они взошли человека должно воспитывать и образовывать. Начинать то и другое надо возможно раньше. Привлекаться в школу должны все дети без исключения, ибо каждый рожден для одной и той же благороднейшей цели.

2.Цели и задачи воспитания.

Я.А. Коменский исходит из положения что цели и задачи воспитания, его содержание и пути осуществления должны вытекать из назначения человека. Главная цель школы – стать «мастерской» для выработки из людей подлинных людей, из христиан – подлинных христиан. Это будет в том случае, если все допущенные к этому сообществу мудрости будут становиться: мудрыми умом, обладающими плавной приятной речью, способными в работе, воспитанными в нравах, благочестивыми сердцем.

Задачи воспитания:

Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание).

Управление собой (нравственное воспитание).

Стремление к Богу (религиозное воспитание).
Принцип природосообразности.

Коменский считается отцом так называемой природосообразной педагогики. Человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Иными словами, природа едина, в природе все происходит целесообразно, в ней царят гармония и порядок, все протекает естественным путем; отсюда воспитание ребенка как частицы природы также должно проводится естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Коменского.

4. Место воспитания и обучения.

Роль воспитания: Человек делается человеком благодаря воспитанию, которое должно даваться в детстве. Воспитание – важная предпосылка установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Обучение представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и осмысления и усвоения этих знаний последними. Обучение подразумевает совместную деятельность учителя и ученика. Этот процесс имеет целенаправленный, организованный характер, что обуславливает непросто развитие и воспитание ребенка, но и воспитание высоких личных качеств, воспитание человечности. Воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы.

5 Содержание принципы и формы обучения.

Каменский налагает четыре основных общих требования, которым должны отвечать обучение и учение:

1) успешность,

2) легкость,

3) основательность,

4) быстрота.

Не следует путать эти требования с дидактическими принципами:


  1. Порядок, заимствованный из природы.

Обучение, как и природа, должно находиться в движении вперед. Процесс обучения это процесс внутреннего органического роста.

Содержание и форма должны находится в определенном соотношении между собой. Обучение должно быть всесторонним, связанным с жизнью.

Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий из жизни. Принцип наглядности – это золотое правило для учителей. Однако этого недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценное вполне доброкачественное знание. Для этого требуется еще «приведение в действие разума» вот почему следующий принцип гласит:

Ничему не учить на основании авторитета, все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. Коменский много внимания уделял принципу сознательности, хотя он не прибегает к самому термину. Он разоблачил догматическое восприятие учащимися учебного материала без осмысления его, без понимания. Одно знание фактов признается им недостаточным.

Содержание обучения.

До 6 лет - для детства - материнская школа.

6-12 лет - для отрочества - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке.

12-18 лет – для юношества - латинская школа ( гимназия).

18-24 года – академия - для зрелости.
Содержание каждой ступени:

Материнская – первоначальные представления об окружающей природе и общественной жизни, приучение детей к хозяйству и труду. Воспитание умеренности, опрятности, справедливости, а главное – человеколюбия.

Школа родного языка - начальная школа. Даются сведения по ряду предметов, много времени уделяется и религии.

Гимназия. Вводятся новые предметы: физика, география, латинский, греческий, родной языки и один из новых языков. Существовало деление на классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Академия. Существовали богословский, юридический и медицинский факультеты.

Формы организации обучения.

Коменский признавал классно-урочную систему образования. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, (четыре учебных часа в школе родного языка, шесть часов в латинской школе), теоретически разработал классно – урочную систему урочных занятий и обычно применял ее. Коменский указал, что каждый урок должен иметь обязательные структурные компоненты: объяснение нового материала, опрос учащихся, упражнение. Обязательна формулировка темы и задачи урока. Должна быть активная работа всех учащихся на уроке.

Воспитание человечности в человеке.

В воспитание человечности, по мнению Коменского главную роль играет формирование высоко нравственного сознания и привычек, и на этой основе - воспитание полноценной личности. В своей работе «правила поведения» Коменский предпослал в качестве эпиграфа следующие изречения Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудростям, ибо без первых трудно научиться последней». Говоря о воспитании «человечности в человеке», Коменский имел в виду воспитание четырех основных добродетелей мудрости, умеренности, бодрости и справедливости. В « Великой дидактике» он писал: « и так следует, как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне стали «мастерскими людей».

Как известно, Коменский утверждал, что человек не рождается с готовыми нравственными принципами и сознанием, а эти качества являются результатом воспитания. Он выработал 16 правил для развития нравственности, в которых он подчеркнул, что такая основная добродетель как мудрость, может быть подчеркнута из хорошего наставления. Умеренности следует обучаться на протяжении всего времени обучения; мужеству надо учиться, преодолевая самих себя, поступая во всем и всегда обдуманно, разумно; справедливости – никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность. Важное значение имеет воспитание у юношества привычки к труду формирование такого качества как трудолюбие, для этого дети постоянно должны быть заняты каким либо серьезным или занимательным делом.

Коменский призывал с детства развивать положительные альтруистические эмоции, внушать детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому. Человек уже с раннего детства должен задумываться над вопросом: а зачем я живу? Надо ему понять назначение нашей жизни, то, что мы рождаемся не только для самих себя, а для всего человеческого рода.

Естественно, воспитание нравственности предполагает постоянное осуществление, как писал Коменский, честного. Примеры честности, порядочности должны показывать детям родители, учителя, сотоварищи.

Анализ педагогического учения Коменского показывает, что нравственное воспитание («воспитание человечности») включает в себя в основном четыре элемента:

воспитание гуманизма, демократизма,

воспитание патриотических и общечеловеческих чувств,

воспитание трудолюбия,

воспитание правдивости, честности и других благородных чувств.

Требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, благородных качеств подлинно человеческих отношений между людьми, основанных на честном труде, - это требование составляет наиболее сильную сторону гуманизма и демократизма Коменского. При этом он подчеркивал, что краеугольным камнем воспитания гуманизма является взаимная любовь и уважение в семье и школе: взаимоотношения между родителями и детьми, между родителем и учеником должны строиться не на страхе и рознях, а на взаимопонимании и любви.

Воспитание гуманизма должно начинаться с младшего возраста и основываться на уважении к личности ребенка на внимательном отношении к нему. «Уважение к человеку начинается с уважения к ребенку» - таков девиз Коменского, ставший девизом педагогической деятельности и всей жизни Януша Корчака, Сухомлинского. Это золотое правило, выдвинутое Коменским, несколько не теряет своего значения в наши дни.

Наилучшие условия для воспитания гуманизма и демократизма, по мнению Коменского, создает сама школа, если правильно использовать ее возможности, возможности общения детей друг с другом.

Основным средством воспитания человечности Коменский считал спокойное, внимательное и дружеское отношение учителя к учащемуся. Гуманно и демократично его указание о том, чтобы дети делились тем, что имеют, помогали другим людям, проявляя сострадание и милосердие. При этом учитель (воспитатель) должен непременно похвалить ученика за добрый поступок.

Учение Коменского о воспитании гуманизма и демократизма органически связано у него с воспитанием любви к родине и всему человечеству. Служение родине и человечеству он считал главным назначением человека. Формирование этих качеств, предполагает участие детей с ранних лет в трудовой жизни и общественных делах. Никому не дозволяется быть праздным или бесполезно обременять землю - писал Коменский в работе « о культуре природных дарований».

С выше названными требованиями у Коменского связано его требование воспитывать дружбу, доверие и взаимное уважение между учащимися, учителями и учениками. В его работе «Законы хорошо организованной школы» говорится: «ссоры и согласия должны быть далеки от нашей школы и каждый должен искренно любить своего учителя как второго отца». Кстати многие положения этой работы не мешало бы взять на вооружение современной школы.

Одним из главных принципов воспитания человечности является воспитание трудолюбия. Учащихся надо учить, тому, что следует выполнять на деле, «чтобы ковать они научились ковкой». В труде формируются и активность, и трудолюбие. Только трудолюбивый человек может стать образованным человеком, по мнению Коменского. Не только физическим трудом, но и серьезным учением и разумно организованными учениями можно воспитать трудолюбие. Что мешает реализовать эту задачу? Лень и юность, которые, кстати, не изгнаны из школы и посей день. Коменский указывал, что большая роль в решении этой задачи принадлежит учителю, который является примером для подражания, и поэтому должен, говоря языком Коменского, «бодро учить».

Следующий принцип воспитания нравственности и человечности у учащихся - воспитание таких качеств как правдивость, честность, вежливость, доброта и добродетель. Эти качества, как и другие, о которых говорилось выше, следует формировать, по мнению Коменского, с первых же шагов ребенка. Любая мелочь имеет значение в нравственном воспитании.

В связи с этим Коменский призывал родителей, учителей, вести себя в присутствии детей с величайшей осторожностью, помня о том, что дети стремятся подражать им. Говоря о положительных качествах личности, Коменский подчеркивал, необходимость борьбы против всяких пороков личности, особенно против зависти, дерзости, честолюбивого нахальства, лжи и двуличия.

Каким же образом воспитывать человечность в человеке, то есть какими методами осуществлять нравственное воспитание детей? Это проблема Коменский рассматривает во многих трудах, как в связи с вопросами обучения, так и специально. В «Великой дидактике» (23 глава), в «Материнской школе» (9 глава) и других работах он выделяет следующие методы воспитания:

Личный пример.

Поучение.

Упражнение.

Поощрение.

Наказание.

Коменский считал, что каждая нравственное положение, правило или действие учащийся должен усвоить сознательно, нравственное сознание и нравственное действие должны быть неразрывно связаны друг с другом, для достижения этого, по мнению Коменского, лучшим средством является личный пример родителей в семье и учителя в школе. Необходимо постоянно показывать детям «хороший пример», так как им свойственно «страсть подражать всему тому, что на их глазах делают другие». Вместе с тем Коменский правильно замечает, что личный пример не даст желательных результатов, если он не сопровождается живым словом, его разъяснением, поучением. Поучение, основанное на сознательности, представляет собой вместе с примером основной путь для создания убежденности – этого могучего рычага нравственного сознания и действия.

При этом Коменский справедливо предостерегал, что «слишком длинное обучение уму-разуму или длинные речи….. вообще не дадут никакого результата» это положение Коменского и сегодня не утратило значения педагогической истины.

Вместе с поучениями Коменский придавал большое значение беседам нравственного характера, сказкам, басням, легендам, чтению художественной литературы организации театральных представлений. Об этом он подробно говорит в своей работе « Пансофическая школа». Коменский не случайно написал пьесу «Диоген- циник на сцене», которая в свое время приобрела большую популярность.

Учебное и воспитательное значение имеют, по мнению Коменского, диспуты по разным вопросам, игры, которые влияют на формирование и нравственного сознания, нравственного поведения.

Все педагогическое учение Коменского проникнуто духом любви и гуманного отношения к ребенку. Любовь к ребенку и уважение его личности - основа воспитания. Поэтому закономерным является то, что важное место среди методов нравственного воспитания Коменский отводит поощрению. Он предлагал различные формы поощрения, даже денежное вознаграждение, что в наше время стало в некоторых школах. При этом следует помнить: каждое поощрение и ласка должны быть справедливы, тщательно взвешены. Коменский считал, что любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь- дело благоразумия.

Несмотря на гуманизм, который характерен для всей педагогической системы Коменского, он не отрицал педагогической ценности наказания как в обучении, так и особенно в нравственном воспитании. Особенно строго нужно наказывать богохульство, упрямство и ложь. В таких случаях он считал допустимыми и даже необходимыми побои. Учитель при этом должен различать проступок, совершенный нечаянно от злоумышленного. Еще великий французский гуманист-педагог Мишель Монтень резко выступал против физических наказаний вообще. Он писал, что побои не приносят никакого добра, они только унижают и возмущают душу и сердце человека, озлобляют его и делают упрямым.

Нельзя согласиться с мнением Коменского о допустимости физического наказания ребенка (побои, удары рукой, розги). В остальном же прелагаемые им педагогические воспитательные принципы имеют важное значение и в наши дни.

Сейчас много говориться о гуманности и демократизации школьной жизни. Эти разговоры на протяжении последних 7 лет не привели к торжеству в наших школах гуманных, демократических отношений между детьми, учениками, учителями и родителями.

В одних школах господствовал авторитаризм, в других – разгильдяйство и анархия, пренебрежительное отношение к учебе, к школе, к учителям. Может быть, это происходит потому, что забыто ещё одно очень важное положение Коменского о том, что дисциплина- это одно из необходимых условий для достижения успеха во всех областях человеческого труда и деятельности.

Борясь против средневековой палочной дисциплины, Коменский образно сравнивал нравственную дисциплину с солнцем: «Лучший образец дисциплины показывает небесное солнце, которое всему растущему дает постоянно свет и тепло, часто дождь и ветры, редко молнию и грозы, хотя и это также на пользу всему растущему». ( «Великая дидактика», 26 глава, стр.9.)

Стоя на страже гуманизма и достоинства ребенка, Коменский призывал уделять большее значение установлению определенных норм поведения учащихся и их неукоснительному соблюдению. Это он считал одним из основных, обязательных условий дисциплины. Коменский не только оценил роль правил учащихся в нравственном воспитании, но и первый сформулировал их под названием «Законы для учащихся», обобщив опыт лучших школ XVII века. «Законы хорошо организованной школы» и «Правила поведения», в которых освещены вопросы поведения учащегося, содержат правила, нормы поведения учащихся почти во всех сферах его жизни: в семье, школе и обществе. Многие из этих правил, конечно, уже отжили и лишены сейчас практического значения, но часть их и в настоящее время не утратило своей справедливости. Таковы особенно пункты о поведении в школе, о вежливости, о том, как держать себя в обществе, о соблюдении личной гигиены, об отношении к учителю, товарищам, старшим и другим.

Коменский – величайший педагог всех времен. Его педагогику на протяжении многих десятилетий называли светом во мраке, светом, который он тщетно искал у гадальщиков и предсказателей. Профессор Т. Циглер писал, что в XVII веке мрак был еще чересчур непроницаем, и свет этот не мог проникнуть во все стороны; многие из требований Коменского остались невыполненными, и в этом также он был человеком будущего.


Литература:

  1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004.

  2. Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999.

  3. Дидактический материал и методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Философия и история образования». Ч. 1 / Сост. С. А. Воронина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.

  4. История воспитания и образования в России XVIII века.
    Ч. 2: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.

  5. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

  6. История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2003.

  7. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  8. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2005.


Основные тенденции развития педагогической теории и практики образования в странах Западной Европы и США в эпоху Нового времени (XVIIв. - перв. пол. XIX в.). Педагогические идеи французских просветителей 18 в.: Ж.Ж. Руссо, Гельвеция, Дени Дидро. Педагогическая теория И. Г. Песталоцци.
План:


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет