Сборник содержит материалы межрегионального круглого стола «Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона»



бет1/16
Дата23.07.2016
өлшемі1.93 Mb.
#217284
түріСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Институт гуманитарных исследований

Тюменская областная Дума

Комитет по делам национальностей Тюменской области

Обско-Полярная казачья линия СКВ Союза казаков России (ЯНАО)

Тюменское областное отделение» Союз казаков России Тюменской области (Тюмень)

«Сибирское казачье войско» (Тюмень)

Южно-Тобольское отдельское казачье общество (Тюмень)

Тюменское городское казачье общество (Тюмень)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА СИБИРИ И ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА

Материалы межрегионального круглого стола (19-20 октября 2011 г.)

Тюмень 2012

УДК 94: 811.161.1: 008 (571.12)

ББК Т3(253.35) – 283.31+Ш 141.2

А 144

Печатается по решению Ученого совета Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.

Редакционная коллегия: д.филол.н., проф. Карабулатова И.С., д.филол.н., проф. Евсеев В.Н., к.и.н. Зайцев Г.С., к.филол.н. Чаукерова Г.К., Исакова А.А.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА СИБИРИ И ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА: Материалы межрегионального круглого стола / под ред. И.С. Карабулатовой, В.Н. Евсеева – Тюмень: ООО «Печатник», 2012. – 250 с.

Сборник содержит материалы межрегионального круглого стола «Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона», состоявшегося 19-20 октября 2011 г. (г. Тюмень, Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета).

В докладах и статьях сборника рассматриваются вопросы истории, проблемы современного казачества, фольклора казаков Сибири и сопредельных территорий, традиционной системы воспитания в казачестве, а также актуальные проблемы возрождения и становления казачества России, проблемы взаимодействия и раздробленности казачьих общественных объединений.

ISBN

Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий, иных сведений, а также за соблюдение законов об индивидуальной собственности несут авторы публикуемых материалов.

© Коллектив авторов, 2012

© Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, 2012

© ООО «Печатник», 2012



СОДЕРЖАНИЕ

Приветственные слова …………………………………………………..



Зайцев Г.С. Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона……………………………………………………

Тарасевич И.А. Правовые проблемы возрождения казачества Тюменской области……………………………………………………...…………..

Бородина Е.М. Проявление ментальности в бытовом укладе сибирских казаков…………………………………………………………………

Балюк Н.А. Родословие сибирского казачества: к проблеме сохранения культуры родовой памяти……………………………………………………

Баржак В.В. Социальная роль женщины в современном казачестве……

Величко А.М. Некоторые мысли по становлению современного казачества..

Величко А.М., Герич Л. Медали и знаки миротворцев России в бывшей Югославии……………………………………………………..

Величко А.М., Герич Л. История противостояния на территории Югославии в 1990-х гг……………………………………………………………….

Евсеев В.Н., Макашева С.Ж. «Песня казачки» Петра Ершова: фольклорная традиция и авторский текст……………………………………………….

Ермакова Е.Е. МЫ, Ермаки! (судьба Федора Степановича Ермакова)……

Жигунова М.А. Современные проблемы и перспективы изучения Сибирского казачества……………………………………………………………

Зинченко С.Н. Сибирские городовые и пограничные казачьи полки………

Иванов А.О. Некоторые аспекты возрождения казачества на территории современного Башкортостана (1991-1996 гг.)…………………………

Исаев В.В., Дунец А.Н. Туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» как отражение историко-культурного наследия алтайского казачества…………

Исакова А.А. Социолингвистический портрет Тюменского казака………

Камалиева В.С. Без души света в песне не будет……………………

Карабулатова И.С., Исакова Ан.А О специфике фонетико-орфографической адаптации тюркских топонимов в документах Сибирского казачьего войска…………

Кашина Н.И. Музыка в практике воспитания подрастающего поколения казаков: история и современность……………………………………….

Колупаев Д.В. Некоторые способы методологии изучения истории развития казачьего социума………………………………………………

Кортунов А.И. Динамика численности и национального состава Оренбургского казачьего войска в первой половине XIX в…………

Пачежерцев Н.И. Региональное казачество: реальное социальное движение или современные маргиналы………………………………………………….

Сафронов А.В. Государственный реестр в Российском казачестве – путь в никуда?! (о проблемах развития современного казачества)……….

Синицкая Н.П. Сила жизни в единстве: чудь (вепсы) и казаки………

Смирнов С.Б. Реестр в казачестве: За и против. Взаимодействие казачьих общин Союза казаков России и казачьих обществ, внесенных в государственный реестр…………………………………….

Степанченко В.И. О вопросах правового обеспечения деятельности казачества, культуры и межнациональных отношений………………………

Толмачев С.М. Семиреченские казаки на службе Отечества…………………

Шалаев С.М Опыт воспитания детей в современной многодетной казачьей семье……..

Шулдяков В.А. Политическое завещание полковника Е.П. Березовского….

Рекомендации круглого стола…………………………………………………



Координационный совет по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при ИГИ ТюмГУ…........................................

Протокол № 1…………………………………………………………………

Положение о совете…………………………………………………………..

Протокол № 4………………………………………………………………….

Члены Совета……………………………………………………………………

Проект концепции энциклопедии «Казачество Сибири и Тюменского региона» …………………………………………………………………………

Сведения об авторах…………………………………………………………….

Информационное письмо………………………………………………………..



ПРИВЕТСТВЕННЫЕ СЛОВА:



Уважаемые участники круглого стола «Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона»!

Работа, которая начата Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета и казаками Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России с подписания в 2008 году Соглашения о сотрудничестве, нашла поддержку и выросла в межрегиональную крупномасштабную научную деятельность по развертыванию изучения истории казачества и поиску путей его современного развития на территории Сибири и Азиатской части России. При этом следует отметить, что указанная работа, впервые была проведена на собранные казаками с Ямала средства. И это большое и важное дело нашло отклик не только у казаков, но, что самое главное, у представителей науки и органов власти различного уровня. В состав научного Координационного Совета вошло пять докторов наук и девять кандидатов наук из разных регионов России. Нас поддержали и властные структуры Тюменского региона.

За прошедший период совместными усилиями были проведены две научно-практические конференции, получившие распространение не только в Российской Федерации, но и за ее пределами. Благодаря поддержке руководства Института гуманитарных исследований и Тюменского государственного университета выпущены сборники, которые нашли интерес как в научном сообществе, так и среди людей, интересующихся казачеством и историей России.

Уверен, что сегодня состоится заинтересованный обмен мнениями между представителями казачества, науки, властных структур, который продолжится завтра на научном Координационном Совете по изучению истории и культуры казачества Сибири и Азиатской России, а так же в будущем году в рамках уже третьей, традиционной, научно-практической конференции: «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященной 430-летию присоединения Сибири к России.

Цель проводимых встреч и обсуждений – поиск приемлемого пути развития современного казачества, осмысление его вклада в истории становления страны и использования его потенциала в дальнейшем – во благо, во славу, во имя России!

От всей души желаю участникам круглого стола интересных сообщений, научной полемики и выработки перспективной резолюции.



С глубоким уважением и почтением,

депутат, руководитель фракции

Законодательного Собрания Ямало-

Ненецкого автономного округа,

председатель научного Координационного

Совета по изучению истории и культуры казачества

Урало-Сибирского региона при ИГИ ТюмГУ,

атаман Обско-Полярной казачьей линии,

кандидат юридических наук В.И. Степанченко

Уважаемые участники межрегионального круглого стола

«Актуальные проблемы современного казачества

Сибири и Тюменского региона»!

Атаманское правление Общероссийской общественной организации «Союз казаков» поздравляет вас с открытием столь важного и столь необходимого на данном отрезке времени научного форума. Мы очень рады, что Господь дает вам силы и время трудиться над духовным созиданием и нравственным обновлением нашего Отечества и его духовно-историческим наследием.

Ваш высокий и важный форум свидетельствует о том, что не забыта Вера и история вашего края и, несмотря на все трудности и испытания, еще крепче сохраняется в людях тяга к своей родной истории и вечным духовным ценностям.

Именно Тюмень заявила и стала признанным центром научного осмысления процессов, происходящих в современном казачестве.

Казачество России имеет уникальную историю и культуру, неразрывно связанную с судьбой нашего Отечества. Оно сыграло одну из решающих ролей в истории присоединения Сибири к России.

Тюменский край стал плацдармом для продвижения российских казаков-первопроходцев на Север и Восток вплоть до Аляски!

История казачества – это история великих свершений и подвигов во имя своего Отечества, это историческая драгоценность России.

Проникнутые пламенной верой в Бога и Его всемогущее покровительство, беззаветно преданные Престолу Самодержавных Царей Русских, горящие самоотверженной любовью к великому Отечеству нашему, сильные столько же духом, сколько и телом, наши прадеды и деды «с громом битвы и победы шли вперед за шагом шаг, неудержимо стремясь «Двинуть далеко предел порубежный и твердою грудью заслонить своей». Смерть и раны презирая, деды в смертный час и нам свой завет передавали, чтобы идти по их следам, храбро, весело, отважно, чтобы Царям всегда служить и чтобы прадедовской славы во веки не забыть. Казаки, открывшие Сибирь, Забайкалье, Приамурье, освоившие эти громадные просторы и защитившие эти земли от могущественных соседей, всегда оставались верным заветам своих предков.

Желаем всем участникам круглого стола благословенных успехов и дальнейшей активной научной и общественной деятельности, во славу нашего Отечества, казачества и народов, ее населяющих!

Ваш научный и исторический труд поможет людям найти верную дорогу в жизни, и мы уверены, что она окажется правильной, полезной и востребованной в понимании того, как строить нашу дальнейшую жизнь на основе высокой духовности, веры, добра, справедливости и беззаветной любви к своему Отечеству.



С глубоким уважением, по поручению

Атаманского правления

Союза казаков России,

Верховный атаман Общероссийской общественной

организации «Союз казаков»,

член Совета при Президенте РФ

по делам казачества П.Ф. Задорожный

Шаноўнае спадарства, браты-казакi!

Ад iмя беларускага казацтва шчыра вiтаю Вялiкi круглы стол у Тюменi!

Казакi Беларусi спадзяюцца на будучае супрацоўнiцтва i падтрымку нашага Вялiкага суседняга народа и яго прадстаўнiка Сiбiрскага казацкага войска.

Няхай гэтае пасяджэнне будзе першай ластаўкай у нашых суадносiнах.

Сучасная мiжнародная сiтуацыя патрабуе i новых сувязей. Адной з гэтых можа стаць супрацоўнiцтва Сiбiрскага i Беларускага казацтв!

Прывiтанне ад Рэспублiкаскага грамадскага абъяднання «Белорусское казачество» (атаман Улахович) i Мiжнародных сiл казачай гвардыi (командующий Новиков).



Postovana gospodo!

Pozdravljam Vas skup od strane Srpskog heraldickog drustva “Beli Orao”

I zelim da vam kazem par reci o dugoj istoriji politickih i drustvenih odnosa dva bliska Slovenska naroda, Ruskog i Srpskog naroda. Bliski po poreklu , jeziku , pravoslavnoj religiji i po istim neprijateljima . Tokom duge istorije u teskim vremenima mnogo puta nasi narodi su bili upuceni jedni na druge.

U vreme stvaranja jedinstvene velike Ruske drzave Srpska srednjovekovna drzava je vec bila na zalasku svoje slave i moci . Prevlast na Balkanu su preuzeli drugi narodi i drzave donoseci svoje zakone, kulturu i veru. Stotinama godina Srpski narod jedini spas i nadu na pomoc video je u velikom bratskom narodu na istoku. Jos do Petrovskih vremena svestenici Srpske pravoslavne crkve isli su na skolovanje u Kiev i od tuda donosili na Balkan crkvene knjige i ikone. Od vremena Petra Velikog Ruska pomoc Srpskom narodu je bila konkretnija .

U svim prelomnim momentima Srpske istorije Ruski vladari i narod nisu zaboravljali porobljenu bracu i otpravljali su novac i oruzije u pomoc; To je bilo najizrazitije u vreme I i II Srpskog ustanka,1804-1815 godine. U vreme Madjarske revolucije, 1848. Oslobodjenje Srpskih gradova od Turaka ,1862-1866. U Ratovima za oslobodjenje 1876 i 1877-1878. Vreme Balkanskih i I Svetskog rata 1912-1918.

U Ratovima za oslobodjenje 1876 i 1877-78 godine u organizaciji Slovenskog Komiteta hiljade Ruskih dobrovoljca; oficira, vojnika, Kozaka i lekara predvodjeni generalom Cernajevim ucestvovali su u borbama za oslobodjenje juzne Srbije. A neki su ostavili i svoje zivote na Srpskoj zemlji.

U dvadesetom veku, u vreme Oktobarske revolucije hiljade ruskih izbeglica su nasli svoje utociste u novostvorenoj Kraljevini Jugoslaviji medju svojom pravoslavnom bracom. Pored armije generala Vrangela to su vecinom bili pripadnici viseg sloja Ruskog drustva; univerzitetski profesori, inzenjeri, lekari, umetnici, svestenici. I oni su svojim, znanjem i umecem podigli kulturni i tehnicki nivo zivota i rada u novoobrazovanoj kraljevini.

Medju izbeglim u Srbiju – Jugoslaviju bili su i elitni oficiri carske armije Kozacki generali Skuro, Naumenko, Tatarin , Esaulov, Vasilev kao i mnogi drugi Kozaci i Kozacki oficiri. Teska sudbina izgubljene strane u gradjanskom ratu i izgnanih iz svoje domovine i smutna vremena II svetskog rata uplela ih je u novi gradanski rat na teritoriji Jugoslavije i opredelila njihovo ucesce na strani koja je ratovala protiv uzurpatora otadzbine i njihovih saveznika. Vihor gradanskog rata poigrao se tragicno sa zivotom i sudbinama ovih ljudi.

Mnogo godina kasnije krajem XX veka, u vreme raspada Jugoslavije novi gradjanski rat na teritoriji bivse Jugoslavije u mnogome inspirisan «zapadom» ponovo je doveo Ruske dobrovoljce na Balkanske prostore. To su u vecini bili Kozaci. Ratujuci u redovima Srpskih jedinica Republike Srpske i Republike Srpske Krajine zasticujuci Srpsko stanovnistvo od treceg pogroma u dvadesetom veku mnogi od tih Ruskih dobrovoljca su ostavili i svoje zivote po balkanskim gudurama.

Najnovija istorija svedoci nam o neprekidnoj agresivnoj politici velikih zapadnih drzava prema Srpskom narodu i drzavi to se vidi u slucaju stvaranja Republike Kosova na istorijskoj i vekovnoj teritoriji Srbije.U toj kriznoj jos ne zavrsenoj situaciji jednodusna podrska Ruskog naroda i drzave Srbima je najznacajniji oslonac Srbima da pravda moze i mora pobediti.



Zelim Vam uspeh u Vasem svetlom patriotskom radu .

Arhitekta Lazar S. Geric,

clan-osnivac Srpskog Heraldickog Drustva “Beli Orao”
Уважаемые господа!

Передаю вам привет от имени Сербского геральдического общества «Белый Орел» и хочу сказать несколько слов об истории отношений наших двух славянских народов, имеющих длительные совместные политические и общественные отношения, близость по происхождению, языку, православной вере и общими неприятелями.

В такой длительной и трагичной истории наши народы были всегда взаимосвязаны. Во время становления великой России средневековая Сербия уже была на закате своей славы и мощи. Ее традиции на Балканах передались другим государствам, получившим веру, законы и культуру. В дальнейшем сотни лет сербский народ видел на Востоке спасение и помощь от братского русского народа. Еще до Петровского времени сербские священники обучались в Киевской Руси, привозили оттуда книги и иконы. Начиная с времен Петра Великого помощь Сербии стала вполне конкретной.

Во всех переломных моментах Сербии русские цари и народ не забывали братский народ, помогая оружием и деньгами. Наиболее выразительно это произошло во время 1 и 2 Сербских восстаний 1804 и 1815 гг. Во время Венгерской революции 1848 г. При освобождении городов Сербии от турок. Во время освободительных Балканских и Первой мировой войн.

В боях за освобождение 1877-78 гг. и при организации Славянского комитета тысячи русских добровольцев, как простых солдат, так и офицеров, казаков, медиков, во главе с генералом Черняевым сражались в рядах сербской армии за освобождение Южной Сербии.

В ХХ веке во время Октябрьской революции тысячи русских беженцев нашли себе кров на территории вновь созданного Королевства СХС среди православных братьев. Помимо практически всей армии Врангеля, прибыли священники, кадеты, интеллигенция. И они своим знанием и опытом внесли значительный вклад в развитие Королевства.

Среди беженцев оказались и казачьи генералы Шкуро, Науменко, Татарин, Есаулов и многие другие офицеры и казаки. Их постигла тяжелая судьба, вихри гражданской войны в Югославии сыграли трагическую роль в их судьбе.

Много позже, в конце ХХ века во время распада Югославии, в новой Гражданской войне, инспирированной Западом, снова приняли участие русские добровольцы. Тут были и казаки. Встав на защиту Республики Сербской, многие русские положили свои жизни на просторах Балкан.

Новейшая история свидетельствует о непрекращающейся агрессивной политике западных стран против сербского народа, что отчетливо видно на примере становления Косово. И в этом незавершенном кризисе очень важна поддержка русского народа и государства. Она дает надежды сербскому народу на победу справедливости.

Желаем Вам успеха в вашем патриотическом деле.

Архитектор Лазар С. Герич,

член-учредитель Сербского геральдического общества «Белый Орел»
Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона

Зайцев Г.С.

Тюменский государственный университет

г.Тюмень

Уважаемые коллеги!

Впервые в таком формате проводится межрегиональный круглый стол «Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона». В обсуждении принимают участие ученые и члены Координационного Совета по изучению историко-культурного наследия казачества Азиатской России при ИГИ ТюмГУ, представители власти Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, казаки-практики. Выступая на заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ, в 2009 году в г. Новочеркасске, Святейший патриарх Кирилл говорил: «Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно. …Годы возрождения казачества вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия, но главный итог состоит в том, что казаки делом доказали, что они нужны новой России» [3].

Шесть направлений, вынесенных на заседание круглого стола, злободневны не только для казаков Сибири и Тюменского региона, но и для всего казачества России. Они отражают суть тех процессов и проблем, которые наблюдаются в современном становлении и возрождении казачества.

Первое направление «Интеграционные процессы в казачестве Азиатской России и ближнего зарубежья: современное состояние и актуальные проблемы».

Данное направление отражает те процессы, которые наметились после развала СССР. Огромная часть россиян осталась за пределами исторической Родины, а казачество, как наиболее активная часть, сплотило вокруг себя русскоязычное население национальных среднеазиатский республик. И на первом этапе защищало от проявлений национализма, отстаивало их интересы в органах власти. В 90-е годы XX века казачьи структуры ближнего зарубежья создавались как структурные подразделения Союза казаков. Интеграционные направления возникли в впервые годы возрождения казачества. Именно в этот период геополитические приоритеты и интересы России распространялись на территории, где проживали казаки. В этих условиях отрицание казачьего фактора в новейшей истории России невозможно. Использование опыта казаков – как жителей приграничных территорий, с их специфическим менталитетом, – современная реальность и необходимость [8, С.7].

На постсоветском пространстве появились русофобские настроения и тенденции. В ответ на это казаки Сибири и Казахстана в 1994 году объединяются и входят в состав СКВ [10]. Совсем недавно произошли известные события в Киргизии, именно казачьи структуры Союза казаков охраняли и сплачивали вокруг себя русскоязычное население. Сегодня в казачьей структуре Киргизии СКР атаман Баженов, более 12 тысяч человек. В 2006 году по инициативе атамана СКВ Союза казаков России С.М. Толмачева была создана международная общественная организация «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков», которая действует в соответствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Кыргызстан, а также в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, национальным гражданским законодательством и законодательством об общественных объединениях указанных государств. Необходимо отметить, что международная организация соответствует Концепции государственной политики РФ в отношении российского казачеств, от 03.08.2008 года.

Второе направление («Реестр в казачестве: за и против. Взаимодействие казачьих общин Союза казаков России и казачьих обществ, внесенных в государственный реестр») и третье направление («Проблемы раздробленности казачьих общественных объединений и их различный подход к вопросам возрождения и становления казачества») взаимосвязаны, их необходимо рассматривать в единой связке. Первая всесоюзная, а впоследствии всероссийская (СКР), казачья организация – Союз казаков (СК) была создана в 1990 году. Организация охватила практически всю территорию СССР. Год спустя в противовес Союзу казаков создается Союз казачьих войск России (СКВР), впоследствии Союз казачьих войск России и зарубежья (СКВРиЗ). Союз казаков изначально ставил вопрос о государственной службе казаков, надеясь возродить казачество, в рамках государственной службы. СКВРиЗ, наоборот, отрицательно относилось к данному вопросу. Перед казачеством и обществом встал вопрос: как адаптировать казачество в сегодняшнюю социальную реальность?

Идеологическим аспектом в этой адаптации становится идея государственной службы казачества. Лидеры казачества надеялись, что в рамках этой службы возродится казачья культура, обычаи и традиции. Но как показало время, невозможно организовать государственную службу, если организации остаются, по сути, общественными организациями.

В. Ратиев, бывший атаман СКВРиЗ, заявил об очередном обмане казаков и о пагубных последствиях деления казаков на «общественных» и «реестровых» [8, С.54]. «Именно государство призвано регламентировать казачью службу, которая, в первую очередь, видится как служба ратная» [3]. Эти выводы Патриарха Кирилла актуальны и своевременны. Именно служба в Российской армии в казачьих частях является основой государственной службы казаков! На сегодняшний день наша армия нуждается в здоровых, патриотично настроенных призывниках.

На сегодняшний день наша армия нуждается в здоровых, желающих служить и патриотично настроенных призывниках. Комсомольская правда за 7 октября 2011 года в статье «Родина зовет в полголоса» сообщает, что только 62% молодежи готовы служить по собственному желанию в армии [13, С.12.]. В статье «Армия получила плановый призыв» (газета КП, от 16.07.2011) читаем: «состояние здоровья призывников ухудшается – более 35% юношей от общего числа призывников не прошли медицинскую комиссию по состоянию здоровья» [4, С.3.]. Вместе с тем в этой же статье приводится данные, что более 2-х тысяч призывников – воспитанники казачьих формирований – направлены в 10 воинских частей в ВС РФ, которые носят казачьи наименования [5, С.3]. Хотя необходимо отдавать себе отчет, что эти воинские части формально казачьи, призывают туда всех подряд.

Ныне казаками считают себя около 7 млн. человек, говорит и А.Д. Беглов – председатель Совета по делам казачества при президенте РФ – в интервью «Российской газете» от 26.05.2010. Из этого количества казаков чуть более 14% взяло на себя функции по несению госслужбы, а без малого 86% казаков остались в общественных, творческих и иных казачьих организациях. Практически такое же соотношение и в Сибири. Ученые полагают, что в казачьем движении не семь, а не более 3 – 4 млн. человек. Число казаков завышено, завышен и реестр в два раза. Этому есть подтверждение. Если в Концепции государственной политики РФ в отношении российского казачества (от 03.08.2008 года) говорится о 740 тысячах казаков, взявших на себя обязанности по несению госслужбы, то 17 декабря 2010 года в Кабардино-Балкарии А. Беглов, председатель по делам казачества при Президенте РФ, сделал следующее заявление:«…Все реестровые казаки будут снабжены специальным документом. …Мы рассчитываем, что такой документ получат около 400 тысяч казаков» [1]. Мы видим, что в два раза уменьшается число казаков в реестре. 15 июля 2011 г. в г. Пятигорске А. Беглов в интервью утверждает: «Не будет регулярного казачьего войска, а будет общественная организация «Объединенное казачье российское общество»». Таким образом, по сути, создается параллельная СКР общественная организация. По нашим данным, для нее создаются определенные условия – по суду закрыты СКВРиЗ (атаман В.П. Водолацкий) и Союз казачьих формирований (атаман Демин) [12]. В этом же интервью А. Беглов подчеркнул, что государство не делит казаков на общественных и реестровых. Однако практика показывает, что такое деление в РФ существует. Необходимо отметить, что власти Тюменской области ведут работу со всеми зарегистрированными казачьими организациями. Поддерживают научные исследования современного казачьего движения, поэтому мы имеем позитивные результаты в становлении казачества в нашем регионе.

Вместе с тем нужно понимать, что из 3-4 млн. казаков субэтническую самоидентификацию сохранило, может быть, менее половины. Особенно это относится к Сибирскому казачеству. Ведь только к концу XIX века сложился сибирский казачий менталитет. «В конце XIX века в Сибирском казачестве полностью сложился весь комплекс идентификационных критериев казачьего социума», пишет в своей докторской монографии Д.В. Колупаев из Барнаула [7, С. 319].

Но и эта серьезная сила раздирается внутренними и внешними противоречиями. Таболина Т.В. считает, что процесс организационного сплочения казаков затянулся, они не нашли еще своей нищи в обществе [10, С.3]. Что, собственно, и происходит с казаками, взявшими на себя несение государственной службы. Государство формирует из казачества территориальные служилые формирования. Об этом прямо заявил В.И. Романов, генерал-лейтенант внутренних войск, вице-премьер свердловского правительства: «…организационная структура внутренних войск во многом соответствуют тому, что до революции представляло собой казачество» [3]. Но это не соответствует историческим реалиям казачества, если мы пойдем этим путем, то загубим становление казачества. В.Д. Батырев в книге «Казаки и военные судостроения на речных верфях Дона и Днепра в XVII-XIX вв.» указывал, что казачество организовывалось в две категории: казачество анархо-демократическое, которое создало организацию сродни рыцарскому ордену, и другое – реестровое, особый военный класс на государственной службе. Порожденные властью реестровое и служивое казачества могли зачахнуть от власти, низводившей их на положение регулярного войска [12, С.11]. В. Громов в интервью газете «Станица» в июне 2010 года говорит, что современное казачье движение переживает глубочайший кризис. Одни причины кризиса порождены самим казачеством, другие – следствие внешних, в том числе и государственной политики. А ведь он, один из первых атаманов СКР, вышел из Союза и вошел в реестр. Вот что он говорит в интервью «Станице»: «Все сводится для властей страны к простой форме; служишь - казак, не служишь не казак. Люди образованные просто-напросто не хотят выполнять предлагаемую службу (тем более что с ней много непонятного, многое не соответствует традициям казаков), что приводит к тому, что уходит интеллигенция. А ее надо наоборот привлекать!» [5, С.2,3].

Эти современные реалии характерны и для казачества Сибири, Тюменского региона. Казачество раздроблено. В казачьи структуры стали приходить люди, не имеющие казачьих корней, которые ставили во главу угла не возрождение и становление казачества, а деньги. Так один из бывших лидеров от казачества заявил: казачество – это прежде всего бизнес. Для меня это был шок! Вообще все мы должны поставить вопрос, для чего возрождаем казачество? И что хотим получить в результате. По мнению ученых и многих казаков, должен возродиться казачий образ жизни, казачье мировоззрение, основанное на вековых приоритетах «Душа Богу, жизнь Отечеству, честь никому», вот в этом и есть смысл нашего возрождения и становления!

На сегодняшний день в нашем регионе законно существуют Союз казаков Тюменской области, Сибирского казачьего войска Союза казаков России, а также действуют самостоятельные казачьи организации Союза казаков России в ХМАО и ЯНАО, не вошедшие в государственный реестр. Атаманами данных структур Союза казаков России являются С. Смирнов (СКТО), Н. Киоси (ХМАО) и В. Степанченко (ЯНАО). В Тюмени имеется небольшая казачья структура зауральских казаков (атаман Л. Киселев).

В трех субъектах РФ – Тюменской области, ХМАО и ЯНАО – существуют независимые друг от друга казачьи отдельские общества, вошедшие в государственный реестр. Атаманы соответственно: М. Уразбахрин, В. Куликов и С. Захарченко. До 2001 года реестровые казачьи структуры юга Тюменской области являлись частью ТЛКВ.

Необходимо отметить, что и те, и другие регистрируются по одному и тому же Закону РФ. Реалии современного казачества нашего региона в том, что необходимо верно распределить векторы ответственности между реестром и общественными структурами. Систему координат выстроить таким образом, что бы все структуры работали на единую цель, как это требует Концепция 2008 года. Необходимо уже сегодня преодолеть разногласия внутри казачьего движения. Это сделать можно с помощью тройственного соглашения между органами власти, общественными и реестровыми организациями. Для этого и созданы рабочие группы и Совет по делам казачества в субъектах Тюменского региона и в УрФо. Правильно сказал Святейший Патриарх Кирилл: «Перед казачьим сообществом стоит другая важная задача – преодоление разделений в своей среде. Такое разделение внутри казачества считаю недопустимым и исторически неоправданным» [3].

Точки взаимодействия между реестровыми организациями и структурами Союза казаков России имеются, это показали события по спасению Поклонного Креста в 2010 году в Тюмени, мероприятия 6 августа в Вагае, где ежегодно отмечается День памяти Ермака, а также ежегодный межрегиональный казачий фестиваль «Благовест». Положительный опыт конструктивного подхода к взаимодействию казачьих общин и обществ имеется в г. Новосибирске, где владыка епархии взял на себя роль объединителя различных казачьих структур, власти области этому не препятствуют. Наглядно это мы увидели на празднике «День казака в Новосибирске» 4 сентября 2011 г.

Четвертое направление – «Казачество и власть: проблемы реализации концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. О проектах региональных законов о казачестве». Данное направление не менее актуально на сегодняшний день, чем все другие. Государство заинтересовано в возрождении казачества как наиболее пассионарно-патриотической и толерантной части населения РФ. Это четко прослеживается в государственной Концепции в отношении казачества. Казачьи структуры различной направленности выстраивают свои отношения с властными структурами различного уровня в разных плоскостях. И это взаимодействие рождает положительные результаты там, где происходит реальный диалог казачества и власти как равноправных партнеров. В этом мы видим будущие сегменты формирования гражданского общества.

Положительные результаты такого взаимодействия прослеживаются на примере Тюменской области. Комитет по делам национальностей Тюменской области, ЮТОКО и Союз казаков Тюменской области СКР постоянно взаимодействуют друг с другом и координируют казачьи мероприятия. В 2010 году правительством Тюменской области финансировалось подготовка и издание коллективной монографии «Казачество Тюменского региона от Ермака до наших дней», во II и IV кв. 2011 года ученые ИГИ ТюмГУ, областное общество «Знание» провели цикл лекций для казаков, населения и школьников по истории казачества. Данное мероприятие стало возможным благодаря финансовой поддержке Комитета по делам национальностей. Взаимодействие власти и казачьих структур мы видели на памятных днях Ермаку в Вагайском районе. Вместе с тем необходимо отметить, что на местах не всегда такое взаимодействие просматривается, и чаще всего власти игнорируют общественные казачьи структуры и в основном ориентируются на реестр, что в корне противоречит Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Часто происходит оказачивание населения. Создаются казачьи структуры из людей, далеких от казачества. В субъектах стали принимать региональные Законы о казачестве, которые априори не жизнеспособны и не смогут создать нормального правового поля для деятельности казачьих организаций различного направления, как на то нацеливает Федеральная Концепция. А ведь главная задача казачества, заложенная в Концепции, это «сохранение его самобытности, традиции, культуры», реализация «потенциала казачьих обществ и общественных объединений российского казачества в интересах национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации» [7].

По пятому направлению хотелось бы напомнить, что казачество всегда было сильно казачьей общиной, а не казачьими обществами. Олег Дерипаска дал команду своим экспертам и экономистам провести исследования, что нужно для возрождения казачества. Ответ был один – воссоздать казачью общину. Это может быть сельская, городская община и т.д., но главное – именно община. Дополнит мой основной доклад по правым и юридическим вопросам возрождения и становления казачества доцент ТюмГУ, к.юр.наук И.А. Тарасевич, а по шестому направлению («Традиционная система воспитания в казачестве. Роль семьи и казачьей общины в формировании ментальных установок») более подробно выскажется Е.М. Бородина из г.Кемерово. А затем, я предлагаю, сразу приступим к обмену мнениями по поставленным вопросам.

Литература:


  1. www.kazak-center.ru/news/2010.12-18-1058.

  2. Ведомости Урал, №129, 2010.

  3. Выступление Патриарха Кирилла, 2010.

  4. Газета КП, от 16.07.2011, С.3.

  5. Газета-журнал «Станица» С.2,3.

  6. Колупаев Д.В. Сибирское казачество во второй половине XIX века. Социально-экономическое развитие/ Барнаул, 2010. 322 с., С. 319.

  7. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. М., 2008.

  8. Озеров А.А. Каблицкий А.Г.. Донские казаки: проблемы возрождения и перспективы развития. – Часть первая (История современного донского казачества). Исследования и документы: Ростов-на-Дону, 2003. 624 с.

  9. Таболина Т.В. Возрождение казачества: истоки, хроника, перспективы 1989-1994. Том I. Центр. М., 1994. 720 с.

  10. Таболина Т.В. Казаки: драма возрождения.1980-1990-е годы. М., 1999. 252 с. С. 79

  11. Решение суда г. Москва от 01/12 2010 года и 02/06 2011.

  12. Союз казаков России: 1990-2010 /А.И. Изюмов, А.Ю. Соклаков, А.Е. Мохов, А.Г. Ичев. М., 2010. с.272.

  13. Комсомольская Правда от 07.10.2011, С.12.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет