Современные теории дискурса мультидисциплинарный анализ



бет1/17
Дата21.06.2016
өлшемі1.67 Mb.
#150895
түріКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Серия «Дискурсология»

Выпуск 1



СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ДИСКУРСА
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ

Издательский дом «Дискурс-Пи»

Екатеринбург 2006

Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»)– Екатеринбург:Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006, - 177 с.
ISBN………

Книга представляет собой сборник статей, в которых рассматриваются многочисленные теории дискурса, разработанные представителями зарубежной и отечественной науки. Основное внимание уделяется анализу различных направлений и школ, специализирующихся в области дискурс-исследований. В работе содержатся аналитические обзоры таких современных течений как критический дискурс-анализ, постмодернистский дискурс-анализ, культурные исследования, визуальные исследования и др.

Ряд статей посвящен исследованию конкретных дискурсов, функционирующих в современной общественной жизни. Предметом специального анализа выступают дискурсы постмодерна, демократии, гражданственности, справедливости, прав человека, политической манипуляции, социальной дискриминации, региональной идентичности. Ключевым методом исследования разнообразных дискурсов выступает мультидисциплинарный подход.

В составе авторского коллектива – ведущие и молодые ученые Института философии и права УрО РАН, а также видные ученые из Бельгии, Нидерландов и Австралии.

В книге формулируется заявка на институционализацию новой общественной дисциплины – дискурсологии. Предлагается концепция структуры предметной области и базовой проблематики новой дисциплины.

Основной адресной аудиторией настоящего сборника работ являются обществоведы, ученые, преподаватели и студенты вузов. Книга также предназначена всем, кто интересуется современными исследованиями в области дискурс-анализа.



(Цитаты для обложки)
«Дискурс – это коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и проч. контексте. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие».

Тойн А. ван Дейк.


«Мне казалось, что говорить что-то о чем-то составляло основное свойство дискурса и, соответственно, свойство текста как цепи фраз».

Поль Рикер.

«Я полагаю, что в любом обществе производство дискурса одновременно контролируется, подвергается селекции, организуется и перераспределяется с помощью некоторого числа процедур, функция которых – нейтрализовать его властные полномочия и связанные с ним опасности, обуздать непредсказуемость его события, избежать его такой полновластной, такой угрожающей материальности».

Мишель Фуко.


«Дискурс есть результат гегемонистских артикуляций, цель которых - установление как политического, так и морально-интеллектуального лидерства в обществе».

Якоб Торфинг

.

«Дискурс является формой существования воображаемого, связанного с силой, воображаемого, имя которому власть».



Луи Марен.

«Как и всякий дискурс, претендующий на «реализм», дискурс истории в своем воображении ведает лишь двучленную семантическую схему – референт и означающее».

Ролан Барт.
«Дискурс … имеет форму структуры толкований. Каждое предложение, которое уже само по себе имеет толковательную природу, поддается толкованию в другом предложении».

Жак Деррида.


«Диалогизм соприроден глубинным структурам дискурса … Диалогизм является принципом любого высказывания».

Юлия Кристева.

«Лучший способ устанавливать допущения дискурса состоит в том, чтобы изучать его терминологический аппарат. Семантический инвентарь дискурса при необходимости определяет границу между тем, что может и что не может быть сказано, обсуждено или исследовано в его рамках».

Франклин Рудольф Анкерсмит.


«Для каждого из нас вся жизнь – не что иное, как лоскутное одеяло из мыслей, слов, предметов, событий, действий и взаимодействий в Дискурсах».

Джеймс Пол Ги.

«Дискурс это язык, используемый в процессе репрезентации социальной практики, отличной от частной точки зрения».

Норман Фэркло.
«Дискурс – это форма социального поведения, которая служит для репрезентации социального мира (включая знания, людей и социальные отношения)».

Луиза Дж.Филлипс и Марианне В.Йоргенсен.


«Присущий структурно дифференцированному жизненному миру метод дискурсивного формирования воли предназначен для того, чтобы наладить социальное партнерство всех общественных групп со всеми конкретными субъектами, учитывая интересы каждого отдельно взятого индивида. Будучи участником дискурсов, индивид со своим несубституированным «да» или «нет» предоставлен сам себе только при условии, что он через совместные поиски истины останентся вовлеченным в универсальное сообщество».

Юрген Хабермас.


«…Дискурс должен быть прочитан в своей классовой грамматике, классовых акцентах, в противоречиях, возникающих между индивидом и его социальным положением или между группой и ее социальным положением, в противоречиях, проговариваемых в самом дискурсе предметов».

Жан Бодрийяр.


«Дискурсивные сообщества могут возникать там и тогда, где и когда люди способны повлиять на действия и благополучие, интересы или идентичности друг друга».

Сейла Бенхабиб.


«Дискурс – это чрезвычайно комплексный процесс, состоящий из многочисленных взаимозависящих компонентов. Он возникает из ментальных процессов, пересекающимися, например, с психологическими, социальными, культурными и другими аспектами жизни».

Муара Чимомбо и Роберт Л.Розберри.


«Всякий текст (или слово) несет в себе содержание, но также и действие. Сказать всегда означает совершить: мыслитель что-то говорит и, говоря это, что-то совершает. Это высказывание и это совершение или этот дискурс и дискурсивное действие совпадают или не совпадают … Когда я говорю намеками, то, что я делаю, не совпадает с тем, что я говорю: интенциональный смысл скрыт в дискурсе, дискурсивное действие дает к нему ключ».

Филипп Бенетон.


«Дискурс представляет собой явление промежуточного порядка между речью, общением, языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом, остающемся в «сухом остатке» общения, с другой стороны».

Владимир Карасик.


«Дискурс есть вербализованная речемыслительная деятельность, понимаемая как совокупность процесса и результата и обладающая как собственно лингвистическим, так и экстралингвистическими планами».

Виктория Красных.


…Термин дискурс получает множество применений. Он означает, в частности:

1* эквивалент понятия «речь» в соссюровском смысле, т.е любое конкретное высказывание;

2* единица, по размеру превосходящая фразу, высказывание в глобальном смысле; то, что является предметом исследования «грамматики текста», которая изучает последовательность отдельных высказываний;

3* в рамках теорий высказывания или прагматики «дискурсом называют воздействие высказывания на его получателя и его вненсение в «высказывательную ситуацию» (что подразумевает субъекта высказывания, адресата, момент и определенное место высказывания);

4* при специализации значения 3 «дискурс» обозначает беседу, рассматриваемую как основной тип высказывания;

5* у Бенвениста «дискурсом» называется речь, присваиваемая говорящим, в противоположность «повествованию», которое разворачивается без эксплицитного вмешательства субъекта высказывания;

6* иногда противопоставляются язык и дискурс (langue/discourse) как, с одной стороны, система мало дифференцированных виртуальных значимостей и, с другой, как диверсификация на поверхностном уровне, связанная с разнообразием употребления, присущих языковым единицам. Различается, таким образом, исследование элемента «в языке» и его исследование «вречи» как «дискурсе»;

7* термин дискурс часто употребляется также для обозначения системы ограничений, которые накладываются на неограниченное число высказываний в силу определенной социальной или идеологической позиции. Так, когда речь идет о «феминистском дискурсе» или об «административном дискурсе», рассматривается не отдельный частный корпус, а определенный тип высказывания, который предполагается вообще присущим феминисткам или администрации;

8* по традиции Анализ Дискурса определяет свой предмет исследвания, разграничивая высказывание и дискурс.

Высказывание – это последовательность фраз, заключенных между двумя семантическими пробелами, двумя остановками в коммуникации; дискурс – это высказывание, рассматриваемое с точки зрения дискурсного механизма, который им управляет…

Патрик Серио.


«Вынужденный искать признание своему существованию в категориях, терминах и именах, что не им созданы, субъект ищет знак своего существования вне себя, в дискурсе, который одновременно доминантен и индифферентен».

Джудит Батлер.


«Мы определяем дискурс как сложноструктурированную коммуникативно-знаковую систему, обладающую шестью основными планами: интенциональным (властные интенции, стратегии, замыслы), актуальным (воплощение властных интенций в реальной деятельности, имеющей знаково-символический характер), виртуальным (распознавание и понимание смыслов, ценностей, идентичностей), контекстуальным (расширение смыслового поля на основе социокультурных, исторических и иных контекстов), психологическим (эмоциональный, энергетический заряд, содержащийся в дискурсе и придающий ему суггестивную силу) и «осадочным» (запечатление всех перечисленных выше планов в робщественном сознании и опыте, в той конструируемой и материализуемой обществом среде, формы которой являются отражением культуры)».

Ольга Русакова.




СОДЕРЖАНИЕ


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет