Краткая история квакеров
Статья для энциклопедии
Александр Горбенко
Квакеры (англ. Quakers от to quake — «трястись», «трепетать», «дрожать», «содрогаться») — Религиозное Общество Друзей — объединяющее общины верующих христианское движение, подчёркивающее роль Св. Духа как непосредственного руководителя жизни, ставящее на первое место «внутреннее озарение» (Inner Light) через совместную практику безмолвной молитвы и отвергающее внешние обряды и церковную иерархию. К. возникли в Британии в XVII в., но в отличие от мн. направлений англо-амер. протестантизма XVII-XVIII вв. не придают культового значения бытовым формам поведения и не стараются их архаизировать; уникальны и знамениты своим миротворчеством (пацифизмом). Последователи этого религиозного направления стали именовать себя «Друзьями Иисуса», «Друзьями Истины», «Детьми Света», или просто «Друзьями». В 1665г. впервые был использован термин «Религиозное общество». Изначальное наименование религиозной группы — «Христианское Общество Друзей Внутреннего Света».
Прозвище «К.» имеет несколько версий происхождения. Согласно одной из легенд, Дж. Фокс, представ перед магистратским судом в 1650г. по обвинению в богохульстве, заявил, что внутренне трепещет, когда чувствует присутствие Христа в своей душе и призвал самого судью «трепетать перед именем Бога» (to quake at the name of God). В ответ на это мировой судья Гервейс Беннет, объявляя приговор, в насмешку назвал Фокса К. (quaker), т.е. «трепетуном» или «трепыхателем». (Покровский. 1993. С. 720). Др. версия объясняла это особыми конвульсивными телодвижениями (trembling, quaking), которые зачастую сотрясали тело входящего в экстаз молящегося, чувствующего присутствие Бога и рождение в себе «нового человека». (Barclay. 1765. P. 310). Не исключено, что первичное употребление слова «квакеры» могло относиться и к совершенно иной группе религиозных диссидентов. В любом случае «К.», то есть дрожащими, трепещущими, стали называть Друзей сначала противники этого течения, используя сам термин как оскорбительную кличку. Но Д. cо временем приняли это наименование, и имя «К.» стало использоваться как второе самоназвание религиозной группы, наравне с «Друзьями», и сегодня слово «Друг» (с прописной буквы) и «К.» имеют одно и то же значение.
История возникновения квакерства. Англ. гражданская война (English Civil War) между королем и парламентом разрушила вековые устои старого общества, принесла новые идеи и изменила отношения людей к Богу и др. к другу. Сложившиеся к 1637г. религ. группы осуществили масштабные полит. преобразования, которые ввергли Англию и Шотландию в междоусобные войны, так и не принеся социальной гармонии. К. были одной из мн. новых христианских сект, искавших выход из положения на путях моральной и религиозной реформы. Движение это зародилось в районе совр. вост. Мидленда (англ. East Midlands, букв. «Вост. Срединные земли») на востоке Англии (1647) и сразу же распространилось на север (1650-е гг.) и на юг Англии (1654). Это течение распространялось гл. обр. в Сев. Англии в среде радикальных диссентеров (англ. dissenters от лат. dissentio — не соглашаюсь) и пуритан (англ. Puritans от лат. puritas — чистота). Тогда в британском обществе современниками насчитывалось б.300 народных сект и религиозных течений, каждое из которых выдвигало свои собственные вероисповедальные и социальные доктрины. Но вскоре после реставрации династии Стюартов большинство из этих групп полностью сошли с исторической сцены (Хилл. 1998. Ч.V); и только К. оказались единственным направлением нонконформистов, сохранившимся как учение и организация (Ross. York. 1991).
Основоположником движения принято считать Джорджа Фокса (George Fox — 1624-1691), родившегося в июле 1624в. в деревне Фенни Дрейтон (в XVII в. она называлась Дрейтон ин зе Клей) в южном Лестершире, в центре Англии в зажиточной семье ремесленника. Джордж уже с юности задавался вечными вопросами о спасении души, месте человека в мире и его отношениях с Богом. Почувствовав Божий призыв к духовной жизни, он оставляет семью и 09.09.1643г. отправляется по стране в поисках истинной веры, убеждённый как и все пуритане того времени, что богослужение, практикуемое в Англии, оскверняло дух христианства. После долгих почти четырехлетних исканий он пришел к заключению, что «Бог, создавший мир, не обитает в храмах, сделанных руками... но пребывает в сердцах человеческих». В 1647г. сын ткача-пуританина в возрасте 23 лет пережил религиозное откровение, и уверовал в то, что Христос живет в душе каждого человека, вне зависимости от его пола, возраста, образования, происхождения, расы или верований. «Когда пропала всякая надежда,- писал он в своем дневнике,- так что больше уже ничто не могло помочь мне, когда я уже не знал, что делать, тогда я услышал голос, который сказал: "Существует Тот, а именно Иисус Христос, к К-рому можешь обратиться в твоем состоянии", и когда я услышал это, тогда мое сердце забилось в радости» (Nickalls. 1952. P.11). Фокс получил желанный религиозный опыт, который завершил его поиски. Обретя опору во «внутреннем свете живого Христа», он оставшуюся часть своей жизни посвятил распространению этого откровения. В намерениях Фокса никогда не было мысли создания религиозной секты. Он верил, что его открытия универсальны, что Господь через простых людей «сам будет учить свой народ». А он лишь заново раскрыл истинное Христианство и видел свою миссию в духовном очищении от всего ложного, что накопилось в религиозных представлениях общества.
Было бы неверно отождествлять зарождение целого движения только с одним человеком. В Сев. Мидленде и на сев.-западе Англии к 1647г., когда Дж. Фокс начинает свое служение странствующего проповедника, уже имелись группы, отошедшие от основных церковных направлений. Они собирались в тишине без пастора, проводя богослужения в молчаливом ожидании. Датой возникновения К. направления в христианстве считается 1652г. (иногда — 1648, когда Дж. Фокс впервые выступил с проповедью). Лидерские качества Фокса, его административные способности помогли соединить вместе эти разрозненные группы. Не обошлось без столкновений принципов и конфликтов личностей. Джеймс Нейлер − James Nayler or Naylor (1617-1660) другой, не менее харизматический лидер ранних К., чей энтузиазм иногда доводил его последователей до явных перегибов, по ряду вопросов имел существенные разногласия с Фоксом. Но это не привело к расколу, и движение росло. (Gillman. 1997). Зимой 1651г. Дж. Фокс посетил две группы духовно ищущих (Seekers), в южном Йоркшире, которые имели близкие религ. взгляды. Впоследствии люди из этих небольших объединений стали его верными помощниками. Север Англии − важнейший район распространения раннего квакерства. Отсюда вышли 160 из 250 самых активных Д. и не менее 90 из 192 лидеров К. первого поколения. (Barbour 1964. PP. 37—41). Наряду с Фоксом и одновременно с ним доктрину «внутреннего света» проповедовали Дж. Нейлер, Р. Хабберторн, Э. Барроу, И. Пеннингтон, Дж. Парнелл и др. Социальная принадлежность, вероисповедание, пол − все теряло свое значение, коль скоро в душе новообращенного открывался источник «истинного света». Его последователи отказывались посещать службы в храмах и платить десятину. Их богослужения проводились в любом месте: в жилом доме или сарае, в арендованной для этой цели закусочной или пабе, на лугу или в лесу. Место молитвенной встречи с Богом не имело значения.
Иногда безграничное доверие к индивидуальному водительству Духа приводило их к эксцессам, когда они выражали свое духовное озарение самыми экстравагантными способами. Это вызывало серьезные дискуссии среди них самих: как следует правильно понимать и осуществлять религ. руководство К. движением. В результате, в конце 1660-х гг. Фокс и др. лидеры приступили к организации нарождавшегося К. сообщества изнутри, насаждая в нем внутреннюю дисциплину. Созданные организационные структуры Фокс называл Евангельским Порядком (Gospel Order), поскольку был убежден, что Христос не просто является номинальным главой церкви, но и непосредственно распоряжается ее деятельностью. (Cooper. 1990). Общины строились на основе равноправия членов и не имели деления на священников и мирян.
Дж. Фокс, знавший Библию едва ли не наизусть и часто ее цитировавший, призывал искать истину в голосе Божьем, обращённом к душе каждого человека, опираясь больше на прямой религиозный опыт («Христа внутри»), чем на текст «Священного Писания» или «Символа веры», ориентируясь на Дух, а не букву. Он верил, что слово Божие существовало от начала времен, до творения мира и «все через него начало быть» (Ин. 1:1-5). При этом Фокс подчеркивал, что Библия ─ это запись того, что Дух Божий диктовал пророкам и апостолам и что тот же самый Дух может и в настоящее время говорить с каждым человеком. (Ingle. 1994). Доктрина «внутреннего света» не оставляла места для разделения между людьми. Отсюда вытекало неприятие концепции о предопределении. Фокс подчеркивает полное равенство всех перед Богом. Именно оно дает возможность каждому грешнику, как бы ни был он далек от идеала христианской жизни, покаяться, обратиться и очиститься, став подлинно сыном Божиим. И хотя жизнь человеческая полна зла, греха и отчаяния, но бесконечная любовь Бога к человеку побеждает: «И я увидел также океан тьмы и смерти, но бесконечный океан света и любви затоплял океан тьмы. И в этом также узрел я бесконечную любовь Божию» (ibid. P.19). Внутренний свет для Фокса имел мистическое, божественное происхождение, он открывал внутри человека его собственную тьму. Природа зла, проявляющего себя в этом мире, «находится внутри, в сердцах и душах злых людей». В проповедях он призывал противиться духу вражды и злобы, стремиться к внутреннему миру и никогда не прибегать к плотскому оружию, а лишь к «оружию духа». «Эта борьба за свет и против тьмы пронизывает все верования Джорджа Фокса и служит важным этическим основанием для его отказа от войны» (Canby. 1982). Духовно-нравственное учение Фокса указывало пути к преодолению насилия, войны и враждебности людей по отношению др. к другу. Этот призыв повторял основные евангельские истины. (Павлова. 2005. С. 151). Но в стране, охваченной гражданской войной, властям не могла понравиться секта, провозглашавшая равенство всех слоев общества, приверженцы которой отказывались служить в армии и брать в руки оружие. Дж. Фокс проповедовал, что нельзя убивать себе подобных. Д. были уверены, что Дух христианства несовместим с войнами и насилием, с социальной и национально-религиозной враждой и неравенством. Хотя вопрос о раннем пацифизме Д. является дискуссионным: они не были пацифистами в современном понимании этого слова. Пацифизм стал определяющим признаком движения только после Декларации 1660-61гг. Разделяя эсхатологические представления своей эпохи, К. полагали, что они живут в последние времена, что Иисус уже пришел и царствует, а старый порядок просто изжил себя. (Adams. 2012). Пацифистское мироощущение содержалось как зерно в произведениях и др. ранних Д.: У. Дьюсбери, Дж. Нейлера, Дж. Парнелла, а также вождя левеллерского движения Дж. Лилберна и вождя диггеров, автора социальной утопии «Закон свободы» Дж. Уинстэнли; оба они в конце жизни стали К.
Первая волна проповедничества и период гонений. К. призывали каждого иметь прямое общение с Богом и пребывать в царстве небесном как в живой реальности уже при жизни. Д. считали церковную иерархию отступничеством от первичной чистоты основ христианской веры апостольских времен. Сами храмы Фокс недоброжелательно называл «башнями-домами», которые Христу не нужны, а являются скорее препятствием для верующих, преграждая путь к Богу живому. Он учил, что любой человек может напрямую славить Господа безо всяких специально обученных посредников. Фокс призывал к отказу от видимых таинств и посещения церковной службы, дерзко обличал пороки оплачиваемого духовенства, провозглашал всеобщее священство верующих. (Дуглас. 2003. С. 1295). За распространение своих религ. идей и за те радикальные последствия, которые они имели в обществе, его неоднократно избивали, 8 раз его заключали в тюрьму. Но он всегда отвечал смирением на любое насилие, что свидетельствовало о его непреклонной вере. Гонители его, сталкиваясь с подобным поведением, нередко обращались в его последователей. Он был харизматической фигурой для своих современников. Находясь в заключении, он написал дневник и памфлеты, в которых разъяснял свои взгляды, что увеличивало ряды его сторонников. Его речи собирали толпы людей. В 1652г. Дж. Фокс проповедовал для группы слушателей из 1000 чел. со скалы Фёрбенкс Фелл у деревеньки Фёрбенкс в районе Южного Лэйклэнда графства Камбрия в Англии.
Строгое следование водительству Св. Духа и принципам своей веры влияло на внешний вид Д., их обычаи и поведение. Так, исходя из принципа равенства всех перед Богом, они отказывались снимать шляпы перед представителями высшего сословия и кланяться вельможам, обращаясь ко всем без исключения только на «ты» (thou), считая обращение на «вы» (you) к одному человеку лицемерием. Фокс говорил «ты» даже Кромвелю, когда тот был протектором Англии. Твердо следуя наставлениям Нагорной проповеди: «А Я говорю вам: не клянись вовсе... но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5.34-37), они отказывались давать клятву верности в судах, приносить присягу, что для них являлось свидетельством двойных стандартов. Согласно вере Д. правду надо говорить всегда, а не только, когда клянешься на Библии. Это был вызов всей иерархической структуре и полит. устройству тогдашнего общества. Неудивительно, что это все вызывало враждебную реакцию по отношению к «Друзьям Истины». К. испытали мн. проблем в разделенном на сословия англ. обществе. Отрицательно к квакерству отнеслись как представители светской власти, так и практически все традиционные конфессии: и католики, и протестанты.
В XVII в. К. подверглись наибольшим преследованиям со стороны Англиканской Епископальной Церкви на своей исторической родине на Британских о-вах. Их травили во времена Республики, они подвергались гонениям властями Протектората Кромвеля (период в англ. истории с 1653 по 1659гг.). За 5 лет правления Протектората ок.2000 Д. были заточены в тюрьмы, 21 чел. там встретил свою кончину (Cole. 1956. P. 44). После реставрации Стюартов в 1660г. усилились гонения на все секты. Особым преследованиям подверглись К. Из 1240 диссентеров, осужденных в Лондоне в 1664г., 850 были К., а из общего числа 909 заточенных в тюрьмы в Мидлсексе (одном из 39 исторических графств Англии, с 1965г. образующего сев. и западного округа Большого Лондона) — Д. составляли 859 чел. За период 1662-1670гг. до 6000 последователей доктрины «внутреннего света» были брошены в темницу, б.32 чел. умерли в 1661−1689гг. в заточении от голода и лишений. Ранняя история Д. трагична. Их изгоняли за проповеди своих взглядов, преследовали за то, что они мешали проведению литургии в храмах, неоднократно избивали разгневанные толпы, их лишали имущества; за неуплату десятины заключали за решетку, некоторых казнили. Большинство молодых К. лидеров умерли в заточении. Вот имена лишь некоторых из них: Джеймс Парнелл умер в тюрьме в возрасте 19 лет, Эдвард Барроу – в 28 лет, Сэмюэль Фишер – в 33 года, Ричард Хабберторн и Джон Одланд – в 34, Джеймс Нейлер и Джон Лилберн – в 42 года (Hill. 1984. P.166).
С 1657г. К. сосредоточились на требовании отменить церковную десятину, т.к. слишком многие из-за нее поплатились своим имуществом и свободой. (Barbour. 1964. PP. 44-46). Большинство было просто разорено. Их штрафовали ежедневно за неуплату церковной десятины. Только в графстве Суффолк в 1683г. казначейство возбудило исков на 33 тыс. ф. ст., а общая сумма штрафов по стране оценивалась в сумму, достигавшую 14 млн. ф. ст. У кого не было денег, шериф арестовывал имущество. 15 тыс. К. подверглись суду. (Barbour.1964. PP.224-228). Их собрания разгонялись, их побивали камнями. Подсчитано, что между 1650 и 1687гг. ок.13 тыс. Д. были заключены в тюрьмы, 198 сослано на каторгу, а 338 умерло в местах заключения или скончалось от ран, нанесенных их противниками. (Gillman. 1997).
Страдание для К. стало оружием ненасильственного сопротивления. Их объединяла вера в то, что милость Божья состоит в личном возрождении через силу Духа, совершающего в человеке нравственные преобразования. Христианские идеалы, отраженные в Нагорной проповеди, были для К. повседневными правилами поведения. Отсюда проистекало их стремление к внутренней чистоте. А чтобы избавить себя от ложных обвинений, свое миролюбие они проявляли, выражая открыто свои пацифистские устремления в публичных обращениях. Однако ни мирные декларации, ни воззвания не помогали. Сразу после прихода к власти короля Карла II в конце мая или нач. июня 1660г. Дж. Фокс был арестован и препровожден в тюрьму в Ланкастере как «подозреваемый в том, что является постоянным нарушителем мира в этом народе, врагом королю и гл. зачинщиком квакерской секты, и что он, вместе с другими такими же фанатиками, недавно попытался поднять восстание в этих областях страны и ввергнуть все королевство в кровопролитие». В это же время был взят А. Паркер и др. Аресты побудили Д. направить усилия на идеологическое обоснование своих миролюбивых принципов: ведь им вменялись действия, противоположные их убеждениям. Верная последовательница Фокса, впоследствии ставшая его женой, Маргарет Фелл написала властям, причастным к его задержанию, что он не виновен ни в одном из преступлений, ему инкриминируемым. Она отправилась в Лондон, добилась свидания с Карлом II и заявила, что готова «жизнью своей поручиться за миролюбие и спокойствие всех Д. и за их веру». Она составила «Декларацию Божьих людей, именуемых квакерами», которую подписали, кроме нее, 13 ведущих Д. (сам Дж. Фокс, Р. Хабберторн, С. Фишер, Дж. Стеббс и др.) и к-рая была лично вручена королю 22.06.1660г. В ней говорилось: «Мы − люди, которые следуют принципам, ведущим к миру, любви и единству; мы желаем, чтобы и другие шли таким же путем, и мы отвергаем и свидетельствуем против всякой борьбы, войн и раздоров... Наше оружие не плотское, но духовное». Но 06.01.1661г. произошло вооруженное восстание милленариев. Мятеж был жестоко подавлен и репрессии распространились на всех инакомыслящих. Вечером 12.01.1661г. был взят в Лондоне Дж. Фокс, на след. день произведены массовые задержания Д. прямо во время богослужения. Тюрьмы заполнились тысячами Д., собрания К. наряду с баптистами и др. диссидентами были запрещены. Их вновь стали арестовывать по обвинению в подготовке новых беспорядков. В ответ на это через несколько дней последовала «Декларация безобидных и безвинных людей Божьих, именуемых квакерами, против всех заговорщиков и бойцов в мире», подписанная Дж. Фоксом, Р. Хабберторном и др. Этот манифест до сих пор остается официальным документом, выражающим отношение Д. к вопросам войны и мира и к властям предержащим. Он заявлял, что принципами и практикой движения всегда были стремление к миру и справедливости. 21.01.1661г. документ был представлен королю Карлу II и его совету. Пацифизм с этого времени становится определяющим признаком К. направления. Вскоре появляются трактаты Э. Барроу, А. Пеннинггона, У. Смита, У. Бэйли, провозглашавшие мирную доктрину Д. Однако, наиболее ясно и последовательно она была обоснована в фундаментальной кн. Роберта Баркли «Апология истинного христианского богословия», вышедшей в 1676г. на латыни в Амстердаме. В течение двух веков эта книга оставалась основным учебником К. веры и практики.
Однако со стороны правящей династии не последовало немедленного признания К. как миролюбивого христианского течения, ведь в их ряды вливались приверженцы др. радикальных религиозных групп. Поэтому «Д. Истины» продолжали рассматриваться властями в качестве сборища всевозможных сектантов и заговорщиков против правительства. Четвертый из серии англ. законов, принятых для создания правовой и доктринальной основы англиканской церкви, названный Акт о единообразии богослужения (англ. Acts of Uniformity), принятый в 1662г., обязывал всех верующих пользоваться только вновь пересмотренным текстом Молитвенника, единым для всех церквей. В том же году был принят «Акт о квакерах», который поставил вне закона тех, кто отказывался приносить клятву верности, и запрещал проводить религиозные собрания вне гос. церкви. «Акт о корпорациях» (1661), «Акт о молельных собраниях» (1663), «Акт о пяти милях» (1665) и др. постановления властей значительно усложняли становление и развитие К. направления. Но несмотря на многочисленные препятствия и продолжающиеся преследования, проповеди Дж. Фокса и др. лидеров движения имели б. успех среди верующих. Количество К. увеличивалось, общество Д. укреплялось, особенно на сев.-западе Англии и в Уэльсе. Их численность там достигала 60 тыс. чел. в 1680г., что составляло порядка 1.15% от тогдашнего народонаселения Англии и Уэльса. (Wrigley E. A.; Schofield, Roger; Schofield, R.S. 1989. P.93). Это была значительная, а гл. активная сила для страны с четырехмиллионным населением. (Acheson. 1990. P.70). К 1715г. К. написали ок.2750 трактатов и книг, б.1000 писем. За 1652-1665гг. они выпустили 25 тыс. печатных стр., сохранилось ок.3 тыс. рукописей этого периода. Внешние источники о К. движении вполне сопоставимы по объему с тем, что накопили о себе они сами. (Barbour. 1964. PP.1-28). Д. требовали мира, правовой реформы, обеспечения престарелых, борьбы с пьянством, гос. политики цен; призывали, чтобы правительство было связано моральным законом. Проповедуя полное равенство людей, отрицая все титулы, звания и привилегии, они не призывали к борьбе с властью, но твердо и настойчиво утверждали свой образ жизни, используя принцип ненасильственного сопротивления. (Павлова Т.А. 1974. С.31). Преследования К. не прекращались вплоть до 24.05.1689г., когда во время правления Вильгельма III и Марии II англ. Парламентом был принят «Акт об освобождении от наказаний, предусмотренных соответствующими законами, протестантских верноподданных, отделившихся от Церкви Англии».
Распространение квакерского движения за пределами Англии и дальнейшая трансформация Общества Друзей. Вначале К. не имели четкой орг. структуры: ни оформления членства, ни взносов, ни списков, ни мест для богослужений не существовало. По дорогам Англии бродили странствующие проповедники, собирая толпы народа в храмах, тавернах, на площадях, увлекая часть слушателей за собою. Д. верили, что внутреннее мистическое просветление, сошедшее на них, скоро снизойдет на всех остальных людей. (Павлова. 2005. С.152). Общины новообращенных, собираясь вместе, «ожидали Бога», углубляясь в смиренную внутреннюю тишину, чтобы ощутить в себе присутствие высшего начала и подчиниться его велениям. Служба проходила в молчании. Тот, кто чувствовал духовное побуждение, мог встать и сказать несколько слов в поучение или назидание. Это мог быть любой человек, в равной степени мужчина или женщина. Однако поначалу, собираясь в одном помещении, мужчины садились отдельно от женщин. Проповедовать мог каждый член общины, но свидетельствовали обычно люди, заслужившие общее уважение и доверие. Некоторые говорили чаще других, чувствуя к этому способность и призвание, тогда их именовали «служителями» (ministers). Конгрегация порой признавала заслуги таких Д. и записывало их имена в своих протоколах (minutes). Такие «изустные служители» обычно посещали др. собрания в округе или даже в заморских англ. колониях и участвовали в их молитвенной жизни. Денежных сборов на содержание проповедников не производилось: каждый зарабатывал себе на жизнь собственным профессиональным трудом: земледелием, ремесленничеством или торговлей. Исключения могли делаться для сбора средств, напр. на дорожные расходы путешествующим в служении Д. (англ. travelling in the ministry).
Сам Джордж Фокс ездил проповедовать в Ирландию, Голландию, Германию, амер. колонии в Новом Свете. Первые соратники Фокса, такие как Эдвард Барроу, Уильям Дьюсбери, Мэри Фишер, Джеймс Нейлер, Джон и Томас Лоусоны, Фрэнсис Хоугил, Маргарет Фелл, Джон и Джордж Уайтхеды и др., организовали группу путешествующих проповедников и стали известны в К. среде как «Отважные шестьдесят» (Valiant Sixty) или «Первые глашатаи Истины» (First Publishers of Truth). Обычно по двое Д. отправлялись в разные стороны из Суортмор Холла (Swarthmoor Hall) на сев.-западе Англии, призывая не только внять воле Господней, но и подчиниться водительству Св. Духа. Они свидетельствлвали, что изменить мир возможно лишь пережив внутреннюю трансформацию путем даруемой Господом моральной силы, и это реформирует общество в большей степени, чем конституции и законы. Они ездили с миссионерской целью по всей Британии, Ирландии, в континентальную Европу и в колониальную Америку, даже в Турцию (М. Фишер). Благодаря их деятельности движение К. распространилось за пределами Британских о-вов.
Д. постоянно подчеркивали значение добрых дел для спасения души и считали, что богослужением должна стать вся жизнь человека. Для К. понятие молитвы выходило далеко за пределы еженедельных молчаливых собраний. Созерцание Бога не отрывалось от повседневности. Каждый помысел и поступок соотносился в идеале со Светом Христовым. К. следовали простоте как образу жизни. Простота была средством преодоления смертного греха гордыни. Они противились роскоши и расточительности. Многие К. даже меняли работу, если она была связана с пышностью и богатством; среди них не было ювелиров, изготовителей игрушек, придворных портных, сборщиков акцизов. К. учение находило горячих последователей в среде мелких лавочников, ремесленников, подмастерьев, батраков, наемных рабочих, малоземельных крестьян. В ряде случаев «Д. Истины», «Детьми Света» становились выходцы из образованных слоев общества, а также из дворян. Часть К.-земледельцев переходила в сословие торговцев, оставив земли ради того, чтобы прекратить бесконечные стычки из-за церковной десятины. К.-купцы, в отличие от пуритан, не торговались, а назначали фиксированную цену на свои товары, не пытаясь сорвать куш и взять большую цену с покупателей. Система твердых цен в торговле, отражавшая их приверженность принципам честной коммерции принесла К. широкую известность. Фиксированная цена стала пользоваться доверием. Это привело к росту оборотов и богатству, но благосостояние Д. вскоре было подорвано начавшимися на них гонениями. Поэтому с одной стороны, жестоко преследуемые властями и современниками, а с др. стороны, ведомые миссионерскими задачами, с сер. 50-х гг. К. начинают эмигрировать в Америку, где они приобретают нов. последователей на территориях к югу от Новой Англии до Сев. и Южной Каролины. Первыми К. миссионерами в США были Мэри Фишер и Энн Остин, которые прибыли в Массачусетс в 1656г. свидетельствовать о правде, открывшейся Друзьям. В 70-х–нач. 80-х гг. XVIIв. К. переселялись семьями и даже целыми общинами. Они обосновывались в заокеанских владениях Англии: Нью-Джерси, Массачусетс, Вирджинии. Поначалу Д. охотно поселялись в колонии (colony) Рой Айленд (с 1776г. The State of Rhode Island and Providence Plantations). По инициативе основателя колонии – баптиста Роджера Уильямса – там действовали гарантии религиозных свобод. В 1661г. в Рой Айленде было образовано первое годовое собрание К. в Америке и в мире, носившее название Ежегодное собрание Новой Англии (New England Yearly Meeting). К. проповедники направлялись в Ньюфаундленд, Род-Айленд, Плимут, Лонг-Айленд, Барбадос (на Карибских островах), Мэриленд.
Д. верили в озарение каждого Внутренним Светом Божьим, направляющим человека к нравственному совершенству. В 1657г. Мэри Фишер (1623-1698) отправляется из Массачусетса в Константинополь, чтобы донести свет истины до турецкого султана, которого небезосновательно опасались во всей Европе. Мэри чувствовала, что Бог велит ей рассказать правителю, обладавшему огромной властью, о Внутреннем Учителе, доступном всем людям. С ней отправились еще пять К., но все они вернулись назад. Мэри Фишер одна, пройдя 600 миль пешком, безоружная, преодолев горы Сев. Греции, добралась до Турции. Добившись приема у султана, она доложила ему простую весть, что Бог живет в сердце каждого человека и познать его можно, заглянув в глубину своей души. Султан предложил ей почетный вооруженный эскорт, но Мэри ответила, что если Бог привел ее сюда целой и невредимой, то сохранит ее и на обратном пути. Др. К. пытались получить аудиенцию у Папы Римского, но были посажены в тюрьму. Подобно древним пророкам Израиля, почувствовав божественный призыв, Д. добивались личной аудиенции правителей и открыто излагали существовавшую проблему тем, кто был облечен властью. Так, Джордж Фокс и Уильям Пенн, постоянно осаждали просьбами членов парламента и посещали комитетские слушания. Дж. Фокс в 1656г. просил Оливера Кромвеля сложить венец протекторской власти к ногам Иисуса, Роберт Баркли в 1679г. стоял перед представителями европейских правительств в Нимвегене и призывал их договориться о мире на христианских принципах. (Cooper. 1990). Вклад К. в политику был значительнее, чем можно было бы ожидать от группы, постоянно восстававшей против войны и др. общественных зол — группы, члены которой в Англии не занимали гос. постов до 1832г., т.к. отказывались приносить присягу.
По др. сторону Атлантики дела обстояли иначе. Приехав в Америку, Д. сразу же заявили о себе на общественной арене, быстро обрели полит. вес, кроме Массачусетса и Вирджинии, где им это не было позволено. В Род-Айленде Д. состояли в местном правительстве б.100 лет, с 1663 по 1774 гг. и в течение этого времени 36 раз занимали пост губернатора. А в Каролине в 1695-96гг. на посту заместителя губернатора находился выдающийся К. деятель Джон Аркдейл (Archdale), осуществивший мн. реформы. Некоторое время Д. управляли также и Зап. Джерси. В 1682г. Роберт Баркли был заочно назначен губернатором Вост. Джерси. Когда Вост. и Зап. Джерси в 1702г. были объединены в Нью-Джерси, влияние К. там ослабело. (Ibid.)
Обосновавшись на Лонг Айленде, в Зап. Нью Джерси и Каролине, Д. отправляли оттуда своих миссионеров в Новую Англию, где сложилась система правления, теократическая и авторитарная одновременно. Колонии Массачусетс и Коннектикут с их пуританскими общинами были настроены враждебно по отношению к Д. Поэтому и в Новом Свете К. также претерпели суровые гонения: их преследовали за антиклерикальные взгляды и неприязнь к профессиональному духовенству, за отказ носить оружие, приносить присягу и давать клятвы. Идеи прямого руководства и водительства Св. Духа, проповедуемые К., вызывали ужас у ортодоксальных пуритан. Они выдворяли Д.-миссионеров из колоний, где сами доминировали, сурово наказывая тех, кто возвращался после изгнания. Между 1659 и 1661гг. в североамериканских колониях были повешены К. проповедники. Трое в колонии Массачусетского Залива (Massachusetts Bay colony): Уильям Робинсон и Мармадьюк Стефенсон в 1659г., и Мэри Дайер в 1660г. И еще один Друг Уильям Леддра был приговорен к смертной казни на о-ве Барбадос в 1661г. После вмешательства метрополии и лично короля Карла II гонения были приостановлены.
В 1671г. Дж. Фокс отправился в миссионерское путешествие в Сев. Америку, где он посетил, гл. образом, колонии Мэриленд и Род-Айленд и основал новые группы Д. Когда Джордж Фокс посещал Америку, он помог местным К. сорганизоваться в структуры годовых собраний в 1671г. в Нов. Англии, а в 1672г. – в Мэриленд. В 1671г. навестив изгнанных из Европы К. в Вест-Индии (традиц. название о-вов Карибского моря), он призвал освободить всех рабов и позаботиться об их благополучии.
Отдельное место в истории квакерства занимает Уильям Пенн − William Penn (1644–1718), британский аристократ, религ. проповедник, один из отцов-основателей Пенсильвании и Филадельфии — первой столицы США. Уильям с детства проявлял стремление к созерцательной и уединенной жизни, еще в бытность свою в Оксфордском университете увлёкся учением К., за что отец его, англ. адмирал, выгнал из дома. Позже он готов был простить сына, ставя ему одно только условие: снимать шляпу в присутствии короля и герцога Йоркского, но Уильям наотрез отказался и от этой уступки. В 1668г. Пенн-младший начал проповедовать в собраниях Д. В ранний период К. движения он написал трактат под названием «Сотрясение основ, воздвигнутых на песке». (The sandy foundation has been shaken), за что был заключен в лондонский Тауэр. Этот памфлет Пенна был направлен против требования Англиканской церкви, чтобы все христиане исповедали учение о Троице непременно с использованием слова Троица (Trinity). Пенн заявлял: «Заблуждаюсь я или нет, но мы никогда не отрицали Отца, Слово и Дух, которые есть одно», но в Троицу не верим, потому что слова «Троица» в Библии нет. Во время семимесячного заключения он написал еще памфлеты «Нет креста, нет и венца» (No cross, no crown) и «Открытое лицо невинности» (Innocency with her open face). Выпущенный на свободу, он вновь с жаром принялся за проповедь, за которую вскоре был предан суду, но присяжные его оправдали. В 1670г. умирает отец Пенна, примирившийся перед смертью с сыном. Унаследовав значительное состояние, Пенн-младший употребил его на распространение квакерства. В наследство от отца Уильям получил также долговую претензию к государству в размере 16 тыс. ф. стерлингов. В счет погашения этой задолженности Карл II в 1681г. отдал в распоряжение Пенну обширные земли в Сев. Америке к западу от р. Делавэр (Delaware). Колонизация территории началась на следующий год. В честь отца Пенна, адмирала королевского флота, эти североамериканские владения были названы Пенсильванией (лат. Penn Sylvania — Лесистая земля Пенна). Уильям основал там К. колонию (ныне штат США), в к-рой он чаял воплотить свои представления о подлинно христианском государстве. Структура правительства колонии должна была отражать принципы гражданской свободы, народного правительства и право на справедливый суд присяжных. Для Пенсильвании У. Пенн составил конституцию. Будучи убежденным К.-пацифистом и проповедником веротерпимости, стоявшим за отделение церкви от гос-ва, он основал свою колонию как «убежище для свободомыслящих европейцев», где процветала религиозная свобода. В 1682г. отошла к Уильяму Пенну и территория Делавэр (название «Делавэр» возникло из титула губернатора колонии Вирджиния Томаса Веста, третьего барона Де ла Варр). Впоследствии Делавэр стал отдельной колонией с собственной ассамблеей, хотя и продолжал оставаться собственностью Пенна и управлялся губернатором Пенсильвании. Уильям Пенн приглашает всех желающих переехать в Пенсильванию, щедро предлагая земли и гарантии свободы совести. Основная масса шотл. и ирландских иммигрантов, переселенцы из Германии и Голландии охотно въезжают сюда. В течение года после прибытия туда Пенна колонию пополнили 3 тыс. новых граждан.
Уильям Пенн в 1682г. на месте старого шведского поселения 1636г. основал город, к-рому придумал название Филадельфия, что на др.-греч. означает «Город братской любви». Через два года после его образования здесь насчитывалось уже б.2500 жителей, в основном К. Квакерство быстро распространялось на вост. побережье Сев. Америки. Крупнейшие К. общины были сосредоточены вокруг Филадельфии (Пенсильвания) и в Нью-Джерси. Кроме этих колоний за пределами Британских о-вов, основная концентрация Д. в Новом Свете была также в Род-Айленде, Мэриленде и Сев. Каролине. В 1700г. в Америку прибыло до 40 тыс. К., что сопоставимо с 50 тыс. К., остававшимися в Англии. Половина амер. Д. при этом проживала в Пенсильвании. К 1700г. Д. были третьей по величине конфессией в англ. колониях Сев. Америки. После 1700г. число К. там оставалось относительно неизменным. Многочисленные К. общины располагались, концентрируясь вокруг столицы колонии − Филадельфии. Пенсильвания стала самой энергичной колонией в деле развития образования. В первой школе, открытой в 1683г., учили читать, писать и считать. В каждой К. общине привилась традиция давать детям начальное образование. Более глубокие знания — классических языков, истории и литературы — можно было получить в К. школе «Об-ва Д.», к-рая до сих пор существует в Филадельфии под названием «Привилегированная школа Уильяма Пенна». Принимали туда и детей бедноты, но состоятельные родители должны были платить за обучение. Сам Пенн мало бывал в колонии, он управлял ею через своих представителей, Уильяма Маркхэма и Джеймса Логана. В 1751г. в Пенсильвании был открыт первый на территории британских колоний госпиталь. К концу колониального периода в ее столице проживало 30 тыс. чел., говоривших на мн. языках. Филадельфия становится конечным пунктом для мн. переселенцев из Европы. Объявленные принципы религиозной терпимости привлекали в это поселение представителей различных вероисповеданий. К 1750г. в Филадельфии наблюдалось б. этническое и конфессиональное разнообразие. Пока в Пенсильвании доминировали К., как в области народонаселения, так и в управлении ассамблеей, дела шли согласно заветам Уильяма Пенна: «Благополучный исход не оправдывает дурных средств; не будем же творить зло в надежде на грядущее благо... Посмотрим лучше, не поможет ли нам любовь». Но со временем, когда иммигранты др. конфессий стали набирать больший политический вес в колонии, поддерживать однажды выбранную линию управления и удерживать власть становилось все труднее. К. оказались широко известны за их гуманизм и равенство всех людей, включая индейцев. У. Пенн к коренным жителям Америки относился с тем же уважением, что и к др. людям, покупал земли у них по справедливой цене, ввел запрет на продажу алкоголя индейцам, регулировал торговлю мехами с ними, изучил их язык. Решив, что его колония д. показать пример справедливого и честного ведения дел с индейцами, в 1681г. Пенн заключил с ними договор о дружбе, который неукоснительно соблюдался и обеспечивал мирные отношения. С индейцами был заключен словесный договор (ибо К. не присягают). Колония зажила спокойной жизнью и быстро развивалась. В Пенсильвании в отличие др. мест на амер. континенте не было ни милиции, ни армии. Проведение последовательной мирной политики Д. давалось нелегко. Хотя Пенсильвания и была втянута в две войны между Англией и Францией, колонистам все же удалось избежать вовлеченности в боевые действия, а Утрехтский мирный договор в 1713г положил конец войне за исп. наследство. Подписанием мирного договора с Таммани, лидером племени делаваров (англ. Delaware) начался почти полувековой «священный эксперимент» (Holy Experiment) К. гос-ва, построенного целиком на принципах Д., которые определяли всю политику колонии вплоть до нач. Семилетней войны, начавшейся в Америке (1754) и оттуда распространившейся на Европу (1756). Противостояние между англичанами и французами в североамериканских колониях тянулось с самого нач. XVIII в. «Война с французами и индейцами», или «Французская и индейская война» (French and Indian War) – обобщенное название для войны между Великобританией и Францией в Сев. Америке с 1754 по 1763гг., вылившейся в обширный конфликт. Французские канадцы называют её La guerre de la Conquête. Французы и индейцы в ней были на одной стороне, противниками англичан. Верные своим базовым принципам мирного свидетельства и заключенному с индейцами договору, К. оказались в критической ситуации. Имея большинство в законодательном собрании Пенсильвании, они не поддержали предпринятую британской короной войну в своих амер. владениях. Настроенные против ведения любых войн и принесения присяги верности, К. поселенцы пытались выступать в качестве посредников между индейцами и колонистами, причем подчас опасность угрожала им с обеих сторон. Вместо военных экспедиций против своих индейских братьев они предлагают медицинскую помощь всем раненым по обе стороны конфликта. Начало военных действий в 1754г. вызвало политический кризис в ассамблее Пенсильвании, где К. во главе с владельцем колонии Томасом Пенном (сыном Уильяма Пенна) доминировали. В результате стычек с индейцами погибло мн. колонистов ирл. и нем. происхождения, вследствие этого их делегаты в ассамблее были крайне ожесточены многолетней пацифистской позицией Д. Хотя К. лично отказывались носить оружие, но под растущим давлением др. колонистов они стали перед дилеммой выделения средств на военные расходы для защиты внешних границ. К. выступали против необходимости платить налоги для поддержания милиции, охранявшей поселения. Это привело к усугублению конфликта с представителями нем. колонистов и шотл.-ирландских переселенцев по вопросу ассигнований на борьбу с индейцами-делаварами. В отличие от пуритан в Новой Англии К. Пенсильвании отказались противопоставить индейцам силу, т.к. не могли поступиться своими нравственными принципами: неприятием войн и насилия, религиозной и расовой терпимостью. Противостояние в руководстве колонией длилось несколько лет.
Решение у К. принимается в Духе и всеобщим единством, а не голосованием. Если даже один человек против, решение не принимается. В этом заключается т. наз. К. бизнес-метод, который стремится к тому, чтобы голос меньшинства был учтен. Поэтому, даже имея большинство в ассамблее, они нашли невозможным примирить пацифизм своих убеждений с необходимостью участия в военных действиях. Поэтому все делегаты единодушно ушли в отставку, чтобы не поддерживать войну в когда-то созданной ими колонии. Кризис завершился в 1756г. уходом всех Д. из законодательного собрания Пенсильвании. К. добровольно отошли от власти в ассамблее. С тех пор влияние Д. в Пенсильвании пошло на убыль и никогда уже не восстанавливалось. Почти сразу после отказа от власти Д. подвергли сомнению свое дальнейшее участие в политике. В 1758г. Филадельфийское годовое собрание рекомендовало своим членам «опасаться принимать новые или выполнять прежние обязанности в обществе или правительстве», если они требуют действий, несовместимых с К. свидетельствами. Маятник резко качнулся в сторону, противоположную полит. активности. Отойдя от руководства и потеряв бразды правления в колонии, ставшей вскоре провинцией, а впоследствии штатом, они сосредоточились на акциях протеста против обычаев рабовладения и дискриминации женщин, повели активную борьбу против жестокого обращения с индейцами и афроамериканцами. Отрицание войны, смертной казни, неприятие укоренившегося на континенте рабства стали определяющими чертами К. социальной политики.
Достарыңызбен бөлісу: |