Статья представлена на Зыряновские чтения в город Курган в 2007 году. Челябинск



бет1/5
Дата18.06.2016
өлшемі1.66 Mb.
#144591
түріСтатья
  1   2   3   4   5



Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова

Южно-Уральская Ассоциация

генеалогов-любителей.





И доднесь тяготеет над жизнью?


Статья представлена на

Зыряновские чтения в

город Курган в 2007 году.




Челябинск

2007год

История нашей страны претерпела большие изменения и катаклизмы. Факты самого существования священников и культуры в дореволюционной России, которую несли в народ дворяне и духовенство выкорчёвывались из памяти народной.

Советская стана строила новое общество, в котором не было места буржуазным элементам не соответствующего происхождения.

Мы постарались восстановить исторические события, имена священников и учителей Введенского прихода с 1777 по 1926 годы.

В настоящее время село Введенское относится к Мишкинскому району Курганской области. А до 1943 года Введенский приход относился к Челябинскому уезду. Поэтому эта статья будет интересна жителям как Челябинской, так и Курганской областей.

Особую благодарность хотим выразить нашему учителю, удивительному человеку и краеведу из Юргамыша Плотникову Сергею Васильевичу за его знания и широту души!

***

«Люди позднейшего времени скажут мне, что всё это было и быльем поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю я и сам, что фабула этой были действительно поросла быльем, но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ли, что, кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто ещё, что далеко не поросло быльем, и продолжает и доднесь тяготеть над жизнью?»

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Пошехонская старина».
Священнослужители церквей в селе

Введенское Челябинского уезда

с 1777 года по 1908гг.
Пересматривая Оренбургские Епархиальные ведомости за 1872-1916 гг., архивные материалы и метрические книги, невольно обращаешь внимание на то, сколько места в жизни крестьянина занимала церковь. (См. стр.25). Метрические книги – это ЗАГС в современном понимании – записи актов о рождениях, смертях, венчаниях. Там же можно найти записи пристава, если смерть крестьянина была преждевременной.

В журналах Оренбургских Епархиальных ведомостей за эти 44 года можно найти кое-что и об интересующем нас селе Введенском Челябинского уезда, и о его священниках.

С 1800 года в селе Введенское был священником Савва Матвеевич Инфантьев (почти 50 лет). Инфантьевы – это династия священнослужителей. По Челябинскому уезду Оренбургской губернии эта фамилия встречается очень часто в списках священников, дьяконов, псаломщиков.

Особенное место в жизни села Введенского и его округа занимал священник, а впоследствии протоиерей Григорий Николаевич Образцов (1824-1912 гг.). Много о нем писали в Оренбургских Епархиальных ведомостях с 1872 по 1912 гг. (См. стр. 12).

Удивительно, как много может светлого оставить после себя человек. О нем почти ничего не осталось в памяти введенцев, а жаль… В ходе сбора документов все яснее вырисовывалась его судьба.

Заслуги Г.Н. Образцова, его награды, поощрения и благословения Епископов занимают значительное место в клировых ведомостях тех лет. Его путь служения Отечеству может служить примером потомкам.

Срок службы о. Григория в селе Введенском составил 55 лет. Молодым, полным сил священником он приступил к своим обязанностям. Долгое время Григорий Николаевич был благочинным в ХVII благочинническом округе, куда входило и село Введенское.

Быть только священником во Введенском округе – это уже

огромная нагрузка. Мы видели эти огромные тома метрических записей по поводу смертей, рождений и венчаний. А ведь в то время писали перьевыми ручками и пользовались чернилами, что делало процесс делопроизводства таким трудоёмким!

Жизнь этого священника полна была трудностей и лишений. На своём веку ему пришлось пережить трёх сыновей. Это не сломило его.

Григорий Николаевич основал церковно-приходские школы у себя в приходе.

За 1891-92 учебный год при поддержке протоиерея Григория Образцова были открыты церковно-приходские школы в селах: Столбове, Птичьем, Мыркае, Мало-Дюрягине. В церковно-приходской школе в слободе Птиченской даже была открыта бесплатная столовая для учащихся из малообеспеченных семей.

Основателями школ на территории современных Мишкинского и Юргамышского районов Курганской области, помимо протоиерея Григория Николаевича Образцова, следует считать и Капитона Протасова (см. стр. 36), и Николая Кудрина (см. стр. 34), и Максима Худоносова (см. стр. 57), и Петра Словцова, и Павла Дьяконова (см. стр. 39, 62), и многих других первых учителей и священников, ныне забытых, к сожалению…

20 июля 1912 года Григорий Николаевич Образцов умер, закончив свой жизненный путь в селе Введенское. Его похоронили в ограде такой почитаемой им и такой некогда богатой в своем убранстве церкви! Не мог он и предполагать, что после революции в годы воинствующего атеизма могилы его и других духовных лиц будут разграблены, а сам храм будет разрушен до основания. По воспоминаниям местных жителей села Введенского, могила одного из священников была вскрыта. Это происходило приблизительно в 1930 году, когда разразилась в СССР антирелигиозная вакханалия.

Думаем, что Введенская администрация и директор школы этого села найдут возможность и средства для установки памятного знака на месте разрушенного храма и памятной доски на здании Введенской школы. (См. стр. 42).

В наших школах дети должны изучать произведения И.С. Шмелева, А.И. Солженицына, А.А. Базарова. Следует уделять больше внимания изучению родного села и области. Надо признать, что краеведение находится сейчас в плачевном состоянии.

За период с 1930 по 1941 годы в Челябинской области закрыли и разрешили сносить, перестраивать под клубы, склады и гаражи 49 православных храмов, в том числе и в Мишкинском районе – 15.

В своей статье мы восстановили фамилии жителей и духовных лиц села Введенского с 1777 по 1926гг (см. стр. 28), опубликовали клировые ведомости за 1843, 1872 и 1908 годы (см. стр. 43).

Написаны они неспешной рукой дьячка и несут нам информацию о тех далёких днях (см. стр. 54). Благодаря знакомству с записями прошлых лет, мы становимся сопричастными с нашими предками. Связующая нить поколений не прервётся, пока жив в нас интерес к своей истории!

Церковь в селе Введенское Челябинского уезда.

Фото 1937 года.



Ныне на месте этого великолепного храма находится пустырь. На нём же закатаны тракторами могилы духовенства.


Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова.



И доднесь тяготеет над жизнью?



г. Челябинск

2007

ББК 63.3 (235.55)

Л – 17.

Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова. «И доднесь тяготеет над жизнью?»: Челябинск, 2007 год – 72 стр.

От авторов:

В процессе сбора документов к нашей первой книге «От Вас беру воспоминанья, а сердце оставляю Вам…» об исчезнувшей деревне Суханова, подобралось большое количество неопубликованных документов, касающихся истории Введенского прихода Челябинского уезда Оренбургской губернии.

История наша претерпела большие сбои и катаклизмы. Культуру России впитало в себя дворянство и духовенство. Поэтому именно их объявило советское правительство главными врагами народа.

СССР строил новое общество, в котором не было места буржуазным элементам не соответствующего происхождения.

Мы постарались восстановить исторические события, имена священников и законоучителей Введенского прихода с 1777 по 1926 годы.

В настоящее время село Введенское относится к Мишкинскому району Курганской области, поэтому эта книга будет интересна жителям как Челябинской, так и Курганской областей.

Особую благодарность хотим выразить нашему учителю, удивительному человеку и краеведу из Юргамыша Плотникову Сергею Васильевичу за его знания и широту души!

Оглавление:
Тезисы статьи «И доднесь тяготеет над жизнью?», подготовленные на

Зыряновские чтения в город Курган в 2007 году……………………………1



  1. Священнослужители церквей в селе Введенское Челябинского

уезда с 1777 по 1913гг……………………..............................................7

  1. Протоиерей Григорий Николаевич Образцов ………………………12

  2. Список духовных лиц и жителей села Введенского за период

с 1873 по 1916 гг………………………………………………………..28

4. Н. Кудрин. «Очерк Таловского сельского училища Челябинского

уезда………………..................................................................................33

5. С.В. Плотников. Любимый пастырь Таловского прихода...…………35

6. Священник села Введенского Василий Данилович Шипулин………37

7. С.В. Плотников. Флоро-Лаврская церковь села Скоблино

Челябинского уезда Оренбургской губернии. Отец Павел…………..44

8. Заключение……………………………………………………………….47

9. Фотография Введенского храма села Введенского 1937 года…...…..49

10.Клировые ведомости Введенского прихода за 1843, 1872 и 1908 гг...50

11.Епархиальные перемещения духовенства в селе Введенское

Челябинского уезда Оренбургской Епархии с 1907 года……………..62



«Люди позднейшего времени

скажут мне, что всё это было и

быльем поросло и что, стало

быть, вспоминать об этом не

особенно полезно. Знаю я и сам,

что фабула этой были

действительно поросла быльем,

но почему же, однако, она и до

сих пор так ярко выступает

перед глазами от времени до

времени? Не потому ли, что,

кроме фабулы, в этом

трагическом прошлом было

нечто ещё, что далеко не

поросло быльем, и продолжает

и доднесь тяготеть над

жизнью?»

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Пошехонская старина».
1. Священнослужители церквей в селе

Введенское Челябинского уезда

с 1777 года по 1908гг.
Пересматривая Оренбургские Епархиальные ведомости (О.Е.В.) за 1872-1916 гг., архивные материалы и метрические книги, невольно обращаешь внимание на то, сколько места в жизни крестьянина занимала церковь. Метрические книги – это ЗАГС в современном понимании – записи актов о рождениях, смертях, венчаниях. Там же можно найти записи пристава, если смерть крестьянина была преждевременной. Оренбургские Епархиальные ведомости выпускались только с благословения Святейшего

Синода – главного органа церкви, информировали о событиях в приходах, в Российской империи и за её пределами. В них печатались материалы о наиболее ревностных священнослужителях, об их опыте, об открытиях школ, были упоминаемы и простые крестьяне, отличившиеся свом трудом на благо Отчизны. Все художественные и учебные материалы Священный Синод дозволял, одобрял, рекомендовал, осуществлял цензуру. Государь-Император награждал наиболее отличившихся церковнослужителей. В подчинении у Священного Синода были три митрополита, епископы подчинялись митрополитам, благочинные – епископам,

священники – благочинным. Словом – жёсткая иерархия! В журналах Оренбургских Епархиальных ведомостей за эти 44 года можно найти кое-что и об интересующем нас селе Введенском Челябинского уезда, и о его священниках. Много интересного находится и в архивах. Итак….

…В Челябинском уезде в 1757 году в селе Введенском была построена православная деревянная церковь с колокольней, ее освятили 19 ноября 1759 года. В церкви было 2 священника, 1 дьякон, 2 дьячка и 2 пономаря. При церкви находилось большое количество лавок из соснового и березового леса для торговли в базарные дни по средам на каждой неделе и в ярмарочные дни. Прокопьевская ярмарка проводилась с 6 по 9 июля, Луковская – с 16 по 19 октября, Введенская – с 17 по 22 ноября, перед рождественским постом. В больших селах (таким было и село Введенское), ярмарки проводились чаще, чем в маленьких селениях, куда приезжали крестьяне из ближайших волостей и деревень. Ведь каждому крестьянину надо было нажить 6 рублей, чтобы заплатить налог за землю (три рубля платили весной и три – осенью). За аренду лавок церковь получала с торговавших крестьян 150 рублей ассигнациями в год.

Приход в церкви в 1757 году был большой – 1618 душ, свободного состояния люди – 35 душ. Бедным крестьянам церковь оказывала помощь от прихожан.

В состав православного Введенского прихода входили деревни Суханова, Ёлшина, Быдина, Мишкина, Пестова, Речкалова, само село Введенское. (Из семи перечисленных деревень в настоящее время не существуют пять!).

Приход православной церкви рос вместе с увеличением жителей ближайших деревень. К 1872 году число прихожан православной церкви составило 3425 душ.

К единоверческой церкви с 1840 года относились жители части села Введенского, отдельные семьи из сел Коровье, Пепелино, Пески, единоверцы из деревень Введенской и Маслейской волостей.

С 1777 по 1801 гг. священниками во Введенской православной церкви были Петр Максимов и Михаил Пантуев, дьяконом – Матфей Инфантьев, дьячком – Алексей Комаров, пономарем – Дмитрий Библецкой.

С 1800 года в селе Введенское будет служить священник Савва Матвеевич Инфантьев (почти 50 лет). Инфантьевы – это династия священнослужителей. По Челябинскому уезду Оренбургской губернии эта фамилия встречается очень часто в списках священников, дьяконов, псаломщиков.

В 1840 году в селе Введенском была построена новая каменная церковь с каменной колокольней и такой же оградой. Находилась она в центре села на видном месте. Церковь эта была построена на средства прихожан. У крестьян собирали яйца и замешивали на них раствор для строительства. Делалось это для прочности. Деревянную церковь отдали единоверцам. С тех пор в селе Введенском было уже две церкви.

В 1846 году 16 мая в новой каменной церкви освятили придел во имя Святого Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, поэтому Прокопьев день считается в селе Введенском престольным праздником. В 1859 году освятили второй придел во имя Пресвятой Богородицы.

У духовенства «усадебной земли в отводе» не было, но малою частью она использовалась при «домовладениях. Писцевой земли, записанной в вечное владение церкви», пахотной и сенокосной, также не было. «В 1845 году хотя и отмежевано священнослужителям по 2 штата 198 десятин», но ею не пользовались, так как священнослужителям некогда было заниматься крестьянской работой. Поэтому земля, предназначенная духовенству, попросту отдавалась безвозмездно крестьянам, наиболее работящим и многодетным.

В 1872 году священнослужители от казны получали казенное жалованье:

старший священник – 144 рубля серебром в год,

младший священник – 108 рублей серебром в год,

дьякон – 54 рубля серебром в год,

дьячок – 36 рублей серебром в год,

пономарь – 24 рубля серебром в год.

Дома у православных священников в селе Введенское, дьячка и пономаря были общественные, а у дьякона – собственный.

Дом православного протоиерея Г.Н. Образцова до сих пор сохранился в селе Введенском.

Сверх того священникам от прихожан положена хлебная руга (надбавка к жалованию): «пшеницы и ярицы».

Небольшие сёла и деревни были, как правило, бедными, следовательно, и у священников ничего не было. Вдвое меньше получали жалованья духовные лица единоверческих церквей, в связи с тем, что и церквей, относящихся к единоверческому приходу было меньше в два раза.

В Оренбургских Епархиальных ведомостях в приложениях за 1911 год на 23-ей странице указано:

« В состав ХХIV благочиннического Птичанского округа входит 14 церквей, жалованье священника 270 рублей;

в состав XXVII благочиннического Сладко-Карасинского (единоверческого) округа входит 6 церквей, жалованье

священника – 120 рублей».

В 1881 году благочинный ХХ-го благочиннического единоверческого округа, в состав которого входила единоверческая церковь села Введенского, Николай Гордеев объяснял в рапорте Епископу Оренбургской Епархии о непоступлении денег в казну Епархии в связи с бедностью своего прихода.

После раскола Русской православной церкви в XVII веке, верующих, придерживающихся старой веры, так и называли старообрядцами. В годы правления Петра I старообрядцев обложили двойным налогом, отсюда произошло новое народное название старообрядцев – двоедане (платящие царю двойную дань). Впоследствии часть старообрядцев объединились и признали православное духовенство. Заключили договорённость о том, что бывшие старообрядцы будут ходить в православную (единоверческую) церковь, в которой сохранялись старописные иконы и старопечатные богослужебные книги.

Единоверцы в церкви молились по-своему, но признали церковные обряды.

Единоверцы негласно считали православных отступниками от веры истинной. На Съездах духовенства в Оренбурге, Уфе и Челябинске в числе постоянно укоряемых были единоверческие священники. Властям непременно хотелось добиться полного единства с православной церковью. И этому в Оренбургских Епархиальных ведомостях уделялось особое внимание единству церкви и борьбе с расколом.

С 1930 года, когда почти все церкви закрыли (в том числе и единоверческие), единоверия, как такового не стало. Единоверцы снова оказались без священников.

К единоверческим церквям ХХХII-го благочиннического округа в 1881 году относились следующие церкви:

Спасская в селе Сладко-Карасинском,

Воскресенская в селе Березовском,

Богородская в селе Красный Яр,

Введенская в селе Введенском,

Вознесенская в селе Редутском,

Покровская в пос. Харлушевском,

а в 1889 году к ним еще присоединилась Гавриило-Архангельская церковь в селе Ерохине.

Благочинным ХХХII благочиннического округа был священник Николай Гордеев и проживал он в селе Сладко-Карасинское Челябинского уезда. По-соседству с селом Введенским. Николай Гордеев приезжал в единоверческую церковь села Введенского на службы.

В 1882 году на место священника единоверческой церкви в селе Сладко-Карасинское Николая Гордеева определен священник православной церкви села Введенского Иван Инфантьев. Николай Гордеев определен по собственному прошению на праздное место в слободу Кочердыкскую Челябинского уезда.

За период с 1930 по 1941 годы в Челябинской области закрыли и разрешили сносить, перестраивать под клубы, склады и гаражи

49 православных храмов, в том числе и в Мишкинском районе – 15. Кроме того, в селе Сладкие Караси и в селе Введенское закрыли две единоверческие церкви. Из перевезенного деревянного здания Введенской единоверческой церкви построили начальную школу в совхозе имени 8-го Марта. В стенах закрытой Введенской православной кирпичной церкви в 1942 году смонтировали и пустили в эксплуатацию спиртозавод. В послевоенные годы церковь стояла полуразрушенная. Здание обветшало и стало, якобы, опасным для случайно забегающих туда детей. Это было стандартной причиной для разрушения церквей, ведь даже разрушенные храмы не давали властям покоя. Большой, красивейший храм в селе Введенское Челябинского уезда решили снести…. Тракторами старались растащить стены церкви, но они не поддавались, строились-то на века!. Потом, конечно, все снесли. Простояла эта церковь чуть больше ста лет.




2. ПРОТОИЕРЕЙ ОБРАЗЦОВ

ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1824 - 1912 гг.).

Особенное место в жизни села Введенского и его округа занимал священник, а впоследствии протоиерей Григорий Николаевич Образцов. Много о нем писали в Оренбургских Епархиальных ведомостях с 1872 по 1912 гг. Есть материалы и в Оренбургских Губернских ведомостях. Хотим остановиться на его жизнеописании более подробно.

Удивительно, как много может светлого оставить после себя человек. О нем почти ничего не осталось в памяти введенцев, а жаль…. В ходе сбора документов все яснее вырисовывалась судьба этого священника.

Итак, Григорий Николаевич Образцов родился в 1824 году в семье дьякона. Отец Григория Образцова – Николай имел грамоты, переходящий указ, подтверждающий духовное звание, был награжден высокими наградами от Епархиального

начальства – набедренником и камилавкой. Родом он был из станицы Степной.

Григорий Образцов с отличием окончил курс и в декабре 1846 года был причислен в Троицкий уезд в Кичигинскую крепость. С 15 марта 1847 года получил должность законоучителя при Кичигинской станичной школе. Раньше священники, как единственно образованные люди в селе, совмещали должность священника при церкви и учителя в школе.

В Кичигино он женился, и у него родился в 1852 году первый сын Федор. Жену его звали Наталья Яковлевна, она была младше своего мужа на 4 года.

2 февраля 1853 года ему была объявлена благодарность от попечительского совета за священнические труды. Хочется отметить, что благодарность и благословение Оренбургского Епископа публиковалась в журналах губернского значения и ими были отмечены только лучшие священники.

19 марта 1853 года Григорий Образцов получил место в селе Введенском Челябинского уезда. Григорий Николаевич характеризуется как опытный, честный и деятельный священник. В 1854 году в селе Введенское у него родился сын Михаил. В 1855 году введенский батюшка был определен Епархиальным начальством депутатом при следствиях. Это было повышением. Образцов Г.Н. был переведен в отряд Кульчигинский 20 сентября 1856 года, но что-то ему не понравилось и 27 октября этого же года Григорий Образцов по его прошению вновь переведен в село Введенское, где он будет служить еще 52 года. Почему он отказался от повышения и вернулся во Введенское – останется навсегда загадкой. Я могу лишь предполагать, что удивительная красота мест и друзья, появившиеся у семьи Образцовых в селе Введенском могли навсегда привязать его к этой земле. В 1857 году матушка Наталья Яковлевна родила ему дочь Ольгу, а в 1859 году – сына Степана.

17 августа 1859 года Григорий Образцов был награжден набедренником. В том же году, «в воспоминание русско-турецкой войны» 1853-56 гг., он получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.

14 марта 1862 года священник Григорий Образцов был призван для исправления должности действительного благочинного по ХVII благочинническому округу. В состав этого округа входили следующие приходы:

(по состоянию на 1880год)

1. Куртамышевский (церковь в селе Куртамыш).

2. Каминский (церковь в селе Каминское).

3. Таловский (церковь в селе Таловское).

4. Долговский (церковь в селе Долгое).

5. Птиченский (Богородицкая церковь в селе Птиченском).

6. Введенский (Введенская церковь в селе Введенском).

7. Петровский (приписная в этом же селе без причта, ветхая

Церковь во имя Благовещенья Пресвятой

Богородицы).



  1. Кипельский (церковь в селе Кипель).

  2. Щучанский (Пророко-Ильинская церковь в селе Щучье).

10. Маслейский (Петропавловская церковь в селе Маслейское).

11. Столбовский (Михайло-Архангельская церковь в селе

Столбовском).

12. Петуховский (Петропавловская церковь в селе Петухове).



  1. Обанинский (церковь в селе Обанинское).

14. Малобеловодский (церковь в селе Мало-Беловодское).

15. Мыркайский (Вознесенская церковь в селе Мыркае).

16. Косулинский (церковь в селе Косулино).

17. Коровинский (Покровская церковь с селе Коровине).

Вот как Николай Кудрин описывал в Оренбургских губернских ведомостях № 25 за 21 июня 1869 года выборы Благочинного:

…« мирная Таловская слобода была свидетельницей небывалого досель и знаменательного явления общественной жизни, а именно выбора Благочинного XVII округа. Выборы эти происходили в местной церкви, таким порядком: после отправления Божественной литургии, священник Капитон Протасов в краткой, но сильной речи объявил собравшемуся из Благочинного Округа духовенству цель настоящего собрания и всю важность обязанностей, возлагающихся на избирателей; потом отслужен был молебен, а затем настоящий Благочинный Г. Образцов прочитал распоряжение епархиального начальства о выборе благочинного и правила каким при этом должно следовать и, предложив собранию избрать для настоящего съезда председателя, удалился из церкви, так повелевалось правилами. Собрание избрало председателем священника Протасова К., который тотчас проверил наличное число собравшегося духовенства, причем оказалось, что избирательных голосов 61. Вслед за этим была пропета молитва «Царю Небесный»; церковнослужители были приведены к присяге, и председателем предложено назначить голосами кандидатов для баллотирования, каковыми и назначены: настоящий Благочинный Г. Образцов, бывшие Благочинные: А. Попов, К. Мухин и священники К. Протасов, А. Орлов, С. Невзоров и Г. Попов; при этом священник А. Попов снова сказал к избирателям речь, призывая их к разумному и беспристрастному избранию, и началось баллотирование, результатом которого оказалось, что из числа 61 голоса получили избирательных: Благочинный Образцов 51, К. Протасов 44, А. Попов 23, К. Мухин 14, А. Орлов 28, С. Невзоров 19, Г. Попов 21. Выборы происходили в строгом порядке, и, как видно, все сознали всю важность дела. Много было при этом посторонних, интересовавшихся происходящим (честь и слава духовенству! – оно не препятствовало этому). После окончания выборов, собрание постановлением определило жалование Благочинному 200 рублей в год, и в заключение составило Преосвященному (епископу Оренбургскому) адрес, выразивший глубокую благодарность за дарованное право» выбора. В 1872 году, «по прослужении трехлетия, по выбору духовенством нового лица в должность благочинного, от этой должности уволен» священник Григорий Образцов. С 1872 по 1881 гг. благочинным по XVII благочинническому округу избирали Капитона Протасова, не менее достойного священника. А с 1881 по 1894 годы по этому округу вновь будет избираться благочинным Григорий Образцов.

Быть только священником во Введенском округе – это уже огромная нагрузка. Мы видели эти огромные тома метрических записей по поводу смертей, рождений и венчаний. Их невозможно было за 2 полных дня просто перефоторгафировать, не говоря уже о том, что в то время писали перьевой ручкой и пользовались чернилами. Священник выполнял у себя в приходе 7 функций:

1. Просветительскую. Законоучителями при

церковно-приходских школах были местные

священники. Они же содержали в порядке сельские

библиотеки и руководили выдачей литературы на руки

прихожанам.

2. Психотерапевтическую. После богослужений

священник отвечал на все вопросы своих прихожан и в

некоторых случаях, это занимало больше времени, чем

само богослужение. Священник был знаком со всеми

своими прихожанами, знал их нужды и всегда оказывал

посильную помощь.

3. Воспитательскую. В каждом номере Оренбургских

Губернских ведомостей были публикации священников

на тему борьбы с пьянством и табакокурением. На всех

церковных проповедях говорилось об этом зле.

Священник пропагандировал здоровый образ жизни и

своим примером должен был не только призывать к

трезвому образу жизни, но и соответствовать ему.

4. Медицинскую. Ведь случалось священникам

присутствовать и при смертях, и при родах. Врачей и

фельдшеров в то время на все деревни не хватало.

Единственная надежда простых людей – это сила

молитвы священнослужителя.

5. Административную. Записи актов гражданского

состояния осуществляли священники, так как

другого административного учреждения в деревнях на

то время не было. Копии метрических книг на 1908 год

хранились при Введенской церкви за прошедшие 126

лет. Не было в наличии только данных за 1785 г. и

частично за 1786 г.

6. Духовную. Это и исполнение треб своих прихожан, и

ежедневное ведение богослужений.

7. Учётно-экономическую. Ежегодно духовенство

заполняло Клировые ведомости, где отчитывалось

перед Оренбургской Духовной консисторией за

движимое и недвижимое имущество церкви.

А теперь представьте всю эту нагрузку, увеличенную в несколько раз (по числу приходов ХVII – го благочиннического округа) – это и будет служение благочинного Г.Н. Образцова. Он получал огромное число благодарностей и других наград от Епископа Оренбургского. Думается, что выполнять свою работу вполсилы он не мог. А для того, чтобы справиться со своими обязанностями, Образцов Григорий Николаевич должен был с утра до вечера работать. Частыми были его поездки в Оренбург, Уфу, Челябинск и в села своего благочиннического округа.

В 1864 году Г.Образцов был награжден бархатной фиолетовой скуфьей.

В этом же году второй сын Григория Образцова Михаил поступает в Уфимскую Духовную Семинарию. Но образование свое на этом не заканчивает: в 1886 году учится на филологическом факультете Казанского университета. По окончании университета Михаил Григорьевич Образцов работает учителем в Челябинском уезде: в селе Коровье, в деревне Речкалова. Из деревни Речкалова в 1898 году учитель школы Михаил Образцов переведен в село Мыркай в церковно-приходскую школу. Впоследствии он переехал на постоянное место жительства в город Курган, где Михаил Григорьевич Образцов упоминается, как мещанин. М.Г.Образцов умер в 1904 году и похоронен в селе Введенском. Исповедовал его перед смертью священник единоверческой церкви Иоанн Инфантьев. Стало быть, Михаил Образцов придерживался старообрядчества. Погребение совершали протоиерей Образцов и единоверческий священник Григорий Троицкий (Сладкокарасинская церковь).

В 1867 году у Григория Образцова родился последний сын Николай. Всего детей у него было пятеро – 4 сына и дочь. Не сомневаемся, что он был прекрасным, терпеливым отцом. Скорее всего, дочь Ольга тоже получила духовное образование. В те годы девочки из семей священников обучались в Епархиальных женских Духовных училищах городов Челябинска, Оренбурга или Уфы.

В 1868 году Образцов Г.Н. награжден бархатной фиолетовой камилавкой.

В 1869 году третий сын Григория Образцова Степан поступает в Челябинское Духовное училище.

В 1871 году Григорию Образцову была выражена Архипастырская благодарность Епископом Оренбургским за труды и усердие по благотворительному делу.

С 1870 года сельский батюшка начинает организовывать у себя в селе Введенском сельское училище. Ближайшее начальное училище находилось в селе Таловском, которое действовало с 1845 года. На первых порах в селе Введенском Григорию Образцову приходилось организовывать школу у себя на дому, без оплаты. Осенью 1871 года в ожидальном помещении волостной управы было открыто Введенское «одноклассное Министерства народного просвещения училище». Это дает нам право считать священника Григория Николаевича Образцова первым основателем школы в селе Введенском. На сегодняшний день село Введенское относится к Мишкинскому району Курганской области. Первым учителем сельского училища в этом селе был определен Петр Словцов, который 23 декабря 1880 года был определен во Введенский православный приход псаломщиком на место умершего и.д. псаломщика Ивана Глинского. Для учителя перевод в должность псаломщика означал повышение по службе. Казенное жалование, которое получал псаломщик, значительно превышало учительское.

Учителем Закона Божьего во Введенском училище был определен священник Г.Н. Образцов. В 1868 году в селе Введенском грамотных мужчин насчитывалось 17 человек,

женщин – 4. Несколько лет работал учителем Иван Семенович Шаромазов, сын псаломщика маслейской церкви. Большая часть крестьян не умела даже расписаться за себя. Но в церковь прихожане ходили охотно, об этом говорит тот факт, что в двух Введенских церквях было израсходовано за один только 1881 год 20 пудов восковых свечей (это составляет 320 килограммов!).

В метрической книге за 1875 год от 14 февраля есть запись о бракосочетании: жених – «студент Уфимской Духовной Семинарии Михаил Федорович Троицкий», невеста – «села Введенского священника Григория Николаевича Образцова дочь девица Ольга». Поручители по жениху: «села Сладкокарасинского священник Петр Инфантьев, Троицкого прихода Сухтелинского отряда исполняющий дела псаломщика Николай Троицкий». По невесте – «Благочинный 18-го округа священник Павел Инфантьев и дьякон Иван Попов».

В 1876 году умирает сын Григория Образцова – Федор, 24-х лет. Он не пошел по стопам отца, а находился на гражданской службе – работал почтальоном, перед смертью уволился, возможно, из-за болезни.

Несмотря на житейское горе, Григорий Образцов продолжал службу, и его труды увенчались успехом: в 1880 году, указом Александра II, священник Григорий Образцов удостоен высокой награды – ордена Святой Анны 3-ей степени.

В 1883 году во Введенской волости был голод, вызванный неурожаем. Григорий Образцов организует сборы в пользу бедных, за что опять-таки получает благодарность и архипастырское благословение от Епископа Уральского и Оренбургского Вениамина.

В 1883 году так же, как и во все остальные годы, Г.Н. Образцов присутствует на съезде духовенства по Челябинскому духовному училищу. На съездах священники и благочинные получают от Епархии пенсии для «бедных духовного звания» и раздают их своим прихожанам. В основном это вдовы священников, псаломщиков, дьяконов и их несовершеннолетние дети, оставшиеся без отца. Средний размер такого пособия составлял 8-10 рублей в год – достаточная сумма для сельских жителей.

С 1883 года ХVII благочиннический округ переименовывается в ХХIХ благочиннический округ по Челябинскому уезду и в ХХIV по Оренбургской губернии.

6 апреля 1885 года в этом округе, в селах Столбовском, Введенском, Жирковском, Щучьем, Коровинском, с большим размахом празднуют тысячелетие Блаженной кончины Святителя Мефодия. По всей Российской империи проходил этот праздник пышно и торжественно. Во Введенской школе угощение предоставил ученикам попечитель этой школы (имя его осталось неизвестным). Наш прадед Аникин Федор Иванович как раз в это время мог бы быть учеником, шел ему в ту пору одиннадцатый год. Григорий Николаевич Образцов преподавал ему и другим детям в селе Введенском Закон Божий.

Ко дню Святой Пасхи 1886 года Григорий Образцов снова награждается наперсным крестом.

Неурожаи 1884-85 гг. уменьшили доходы церквей, и священники сельских приходов обращаются в Оренбургскую Епархию с просьбой уменьшить взнос с церквей на содержание Оренбургского Духовного училища, так как денег на это не хватает и крестьяне в деревнях голодают.

В 1886 году Григорий Образцов получает сан протоиерея.

В январе 1887 года Г.Н. Образцов едет на Съезд духовенства в г. Оренбург, где сдает 27 рублей на устройство и содержание церковно-приходских школ (эти деньги были собраны с прихожан церквей всего округа).

В 1888 году по Оренбургской Духовной Консистории повсеместно открываются певческие хоры при сельских церквах, которые приходят на смену псаломщикам. В селе Введенском также был свой церковный хор, где регентом был крестьянин Василий Яковлевич Шабуров (1879-1934 гг.). За активное участие в подготовке праздника Пасхи 1931 года органами НКВД-ОГПУ он был арестован и в августе этого же года вместе с семьей отправлен на стройки Урала – в Надеждинск. Самый младший из этой «кулацкой семьи» был Владимир трех месяцев от роду.

В.Я. Шабуров окончил Введенскую начальную школу. Учился, конечно, у Образцова Григория Николаевича. Шабуров В.Я. солдатом участвовал в русско-японской войне. Женился на Татьяне Мельниковой. В его семье было 10 детей. После голодных лет 1921 и 1933 годов в живых осталось только пятеро. Сам Василий Яковлевич умер в ссылке в 1934 году.

… В Куртамыше тоже был чудесный церковный хор, прославившийся на всю Оренбургскую Епархию. Епископ Оренбургский лично поблагодарил регента хора и старосту Куртамыша за усердие по устройству церковного хора. Фамилия старосты, к сожалению, не названа.

Протоиерей Григорий Образцов в 1888 году продолжает свой пастырский труд, будучи благочинным по вверенному ему округу. Во время проверки деятельности подчиненного ему священника села Коровьего Максима Худоносова, Г. Образцов очень радовался, что этот молодой священник открыл церковно-приходскую школу в селе Коровье. Максим Худоносов не побоялся трудностей. Ведь в это время крестьяне с большой неохотой отдавали своих детей на учебу. Считалось, что грамота крестьянским детям ни к чему. Несмотря на то, что не было учебников, и учительская работа не оплачивалась, молодой священник Максим Худоносов сумел добиться от своих воспитанников очень хороших успехов. Обо всем этом Григорий Образцов докладывает Епископу Оренбургскому и Уральскому. На рапорте протоиерея Григория Образцова поставлена резолюция Его Преосвященства: «Объявить похвалу священнику Худоносову и поставить в пример другим». Статья эта была опубликована на самом видном месте Оренбургских Епархиальных ведомостей – на первой странице и была пронизана гордостью и радостью протоиерея Григория Образцова. Деятельность Григория Образцова видна через его статьи о других людях. Сам про себя он ничего не сообщает в своих публикациях. Этот пастырь обладал кроме огромного трудолюбия ещё и скромностью.

15 июля 1888 года в Оренбургских Епархиальных ведомостях опубликована большая программа по празднованию 900-летия крещения Руси в Оренбургской Епархии. В селе Введенском тоже пышно отпраздновалось это событие.

Приблизительно в 1889 году у Образцова Г.Н. умирает сын Степан. На его попечении остается внучка Образцова Зоя Степановна. Она получает пенсию 8 рублей в год, как дочь умершего священника. В Оренбургской Епархии во всех приходах были созданы эмеритальные кассы, направленные на улучшение положения вдов и сирот. Из этих сельских касс составлялся фонд всей Оренбургской Епархии, который и выплачивал пенсии лицам духовного звания и сиротам.

20 мая 1889 года на Общеепархиальном съезде в городе Оренбурге присутствовал протоиерей Григорий Образцов, где баллотировался на должность председателя съезда, но не прошел по числу голосов. Председателем съезда был избран протоиерей Львов.

В 1890 году все силы священников были брошены на борьбу с расколом. Православные не могут прийти к согласию друг с другом. Принимает участие в этой борьбе и Григорий Образцов. Он проводит беседы с раскольниками, проповедует в церкви. Священники с большим трудом справляются со своими непосредственными обязанностями в церквях, а их еще заставляют проводить поучения с паствой, направленные на борьбу с расколом.

Поступило заявление на Съезд Духовных лиц от депутата XXIV благочиннического округа священника села Маслейского Александра Добролюбова о том, что в виду сильной загруженности, приходские священники не могут проводить с крестьянами поучения на тему «Раскольничество и борьба с ним». Для этого, по мнению А.Добролюбова следует направлять в приходы одного, а лучше двух мессионеров-священников.

В 1890 году сокращается количество подведомственных благочинному протоиерею Григорию Николаевичу Образцову церквей.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет