СТРАСТИ ХРИСТОВЫ
(The Passion of the Christ)
Режиссер – Мел Гибсон
Авторы сценария – Бенедикт Фицджералд и Мел Гибсон
Продюсеры – Мел Гибсон, Брюс Дейви, Стивен Мак-Эвити
Оператор – Калеб Дешанел
Художник-постановщик – Франческо Фриджери
Монтажер – Джон Райт
Композитор – Джон Дебни
Художник по костюмам – Маурицио Милленотти
Художник по декорациям – Карло Джервази
Научный консультант и переводчик диалогов на арамейский и латынь – Уильям Фулько
Роли исполняют:
Иисус – Джеймс Кэвизел
Мария – Майя Моргенштерн
Иоанн – Христо Живков
Петр – Франческо Де Вито
Мария Магдалина – Моника Беллуччи
Каиафа – Маттиа Сбраджа
Анна – Тони Берторелли
Иуда – Лука Льонелло
Понтий Пилат – Христо Наумов Шопов
Клавдия, жена Пилата – Клаудия Джерини
Иосиф Аримафейский – Джанчинто Ферро
Никодим – Олек Минсер
Ирод – Лука Де Доминичис
Варавва – Педро Сарубби
Дисма – Серджио Рубини
Сатана – Розалинда Челентано
СИНОПСИС
«Страсти Христовы» - это фильм о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве, и суд над ним завершается смертным приговором.
Иисуса приводят к прокуратору Иудеи Пилату, который выслушивает обвинения, выдвинутые фарисеями. Поняв, что речь идет о политическом конфликте, Пилат передает дело царю Ироду. Ирод отсылает Иисуса обратно к Пилату, и тот предлагает толпе сделать выбор между Иисусом и разбойником Варравой. Толпа выбирает: свободу Варраве и смерть Иисусу.
Иисуса передают римским солдатам и подвергают бичеванию. Обезображенного до неузнаваемости его снова приводят к Пилату, который показывает его толпе, словно говоря: «Разве этого недостаточно?» Толпе недостаточно. Пилат умывает руки и приказывает сделать так, как желает толпа.
Иисусу дают крест и приказывают пронести его по улицам Иерусалима до самой Голгофы. На Голгофе Иисуса распинают, и он проходит через последнее искушение: страх, что его Отец покинул его. Он преодолевает этот страх, смотрит на свою мать Марию и произносит слова, которые может понять до конца только она: «Свершилось».
НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ Источники:
Сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Языки:
Все герои говорят на тех языках, на которых они говорили бы два тысячелетия назад. Иудеи, включая Христа и апостолов, говорят на арамейском, а римляне – на «вульгарной латыни».
Съемочные площадки:
«Страсти Христовы» были целиком сняты в Италии на двух площадках:
МАТЕРА
Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал в 1965 году «Евангелие от Матфея».
СТУДИЯ «ЧИНЕЧИТТА»
Огромная декорация Иерусалима была построена на знаменитой киностудии «Чинечитта» на окраине Рима знаменитым художником-постановщиком Франческо Фриджери и художником по декорациям Карло Джервази.
Этот огромный комплекс включил в себя Храм, где происходил религиозный суд над Христом, двор перед дворцом Пилата и место, где Христос был подвергнут бичеванию.
ПРОКАТ «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ» В США
Фильм вышел в США 25 февраля 2004 года на 4643 экранах (3006 кинотеатров), что для фильма, создатели которого не ставят коммерческий успех во главу угла, – очень много.
РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ МЕЛА ГИБСОНА
Мел Гибсон – католик-традиционалист. Он не согласен с Ватиканом по вопросу языка, на котором должны проводиться богослужения. Гибсон считает, что только на латыни.
Единственная дочь Мела Гибсона в 2002 году заявила, что желает стать монахиней.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
Гибсон попросил оператора Калеба Дешанела стилизовать фильм под картины итальянского живописца Караваджо, чьи картины построены на резком контрасте света и тени.
«По-моему, его творения прекрасны, - говорит Гибсон. – Они жестоки, мрачны, духовны, в них есть нечто прихотливо-странное».
Сорок процентов фильма было снято на натуре ночью или в помещении с использованием специальных фильтров, чтобы добиться эффекта света, силой прокладывающего себе путь из темноты.
Исторически точные костюмы были изготовлены вручную по эскизам художника Маурицио Милленотти («Гамлет», «Как важно быть серьезным», «Малена») в караваджиевских тонах: коричневом, черном и бежевом.
Хотя съемочная группа по большей части состояла из итальянцев, и актеров в основном подбирали в Италии и Восточной Европе, из Голливуда была приглашена команда гримеров и парикмахеров во главе с Китом ВандерЛааном и Грегом Кэнномом. Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съемок этих эпизодов фильма Джеймса Кэвизела ежедневно гримировали в течение семи часов.
ЗАМЫСЕЛ ФИЛЬМА
История жизни Иисуса Христа, изложенная в четырех Евангелиях, на протяжении двух тысячелетий волновала воображение художников. Она оказала сильное влияние на западноевропейскую живопись и породила многочисленные кинофильмы в ХХ веке.
К истории распятия Христа с самого зарождения кинематографа обращались самые амбициозные и именитые режиссеры. В 1927 году Сесил Б. ДеМилль поставил первый немой исторический фильм о жизни и смерти Христа под названием «Царь царей».
В 1953 году компания «ХХ Century Fox» для презентации технологии широкоформатного кино «Cinemascope» выбрала фильм «Плащаница» - историю о римском трибуне, участвовавшем в распятии Христа. Его преследуют кошмары и он отправляется в Палестину, чтобы побольше узнать о человеке, которого послал на казнь. Трибуна сыграл Ричард Бартон а режиссером фильма выступил Генри Костер. При бюджете в $ 5 000 000, картина собрала в американском прокате $ 36 000 000.
К 1960-м годам фильмы на библейские темы стали самостоятельным жанром. В 1965 году тогда Джордж Стивенс создал монументальную картину «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» с Максом фон Сюдовым в роли Христа. Годом раньше Пьер Паоло Пазолини снял «Евангелие от Матфея». В этой натуралистичной картине играли непрофессиональные исполнители, а диалоги были заимствованы непосредственно из Евангелия. В 1973 году страсти Христовы стали сюжетной основой для двух мюзиклов «Godspell» и «Иисус Христос – суперзвезда». В 1988 к последним дням Христа обратился Мартин Скорсезе в своем спорном фильме «Последнее искушение Христа».
Однако для кинематографистов жизнь Христа скорее была поводом для самовыражения - никто не пытался с такой точностью почти документально воссоздать его последние дни. Снять эту картину Мел Гибсон мечтал много лет: «Я стремился создать подлинное произведение искусства - фильм, который переживет свое время и побудит самых разных зрителей к серьезным размышлениям. Я очень надеюсь, что этот рассказ о смелости и жертвенности подтолкнет людей к терпимости, любви и прощению. В современном мире этих качеств очень не хватает».
Гибсон начал изучать Евангелие и события, связанные с последним днем жизни Христа, 12 лет назад, когда переживал духовный кризис, заставивший его пересмотреть свою веру и, в частности, начать размышлять о природе страдания, боли, прощения и искупления. Гибсон понял, что у него есть уникальная возможность приложить свой талант к тому, что его действительно волнует. Он решил использовать всю мощь современного кино – операторские возможности, мастерство художников и талант актеров – для того, чтобы рассказать о страстях Христовых.
При написании сценария Гибсон и Бенедикт Фицджералд строго придерживались своего главного источника – текстов четырех Евангелий. Но Гибсон знал, что вступает на неисследованную художественную территорию, в царство, где встречаются искусство, история и личная вера: «Когда берешь всем известную историю, по поводу которой уже существует так много сложившихся мнений и предрассудков, остается только одно – быть максимально верным этой истории и постараться по-своему творчески ее изложить. Именно это я и пытался сделать».
Объясняя свое решение сделать фильм как можно более реалистичным, Гибсон говорит: «Я хотел предать и колоссальность жертвы, и ее ужас. Но я также хотел, чтобы в фильме были моменты подлинно лиричные и красивые и чтобы в нем постоянно ощущалась любовь, потому что, в конечном счете, это история о вере, надежде и любви. По-моему, это величайшая история, которую может рассказать человек».
ДРЕВНИЙ ЯЗЫК ОЖИВАЕТ
С самого начала Мел Гибсон решил, что Иисус в его фильме будет говорить на том же языке, что и исторический Иисус 2000 лет назад. Это арамейский язык – древний язык семитской группы, очень близкий древнееврейскому, который считается рядом лингвистов «мертвым языком», но все еще используется в диалектах в отдаленных уголках Ближнего Востока.
В свое время арамейский был языком межнационального общения, языком образования и торговли, на котором разговаривал весь мир, как сегодня говорит на английском. Иисус говорил на так называемом западном арамейском – диалекте, которым пользовались иудеи два тысячелетия назад. После его смерти ранние христиане записали учение Иисуса на арамейском языке и познакомили с жизнью и взглядами Христа многие страны.
Но возродить арамейский язык к жизни в современном фильме оказалось очень сложно. Гибсон обратился за помощью к отцу Уильяму Фулько – одному из ведущих мировых специалистов по арамейскому языку и культуре семитских народов. Фулько полностью перевел сценарий на арамейский для персонажей-иудеев и на вульгарную латынь для персонажей-римлян. Затем он работал с актерами как режиссер диалогов, на протяжении всех съемок постоянно переводил изменения в репликах и давал консультации по возникавшим относительно языка вопросам. Чтобы речь героев звучала достоверно, Гибсон также проконсультировался с носителями современных арамейских диалектов, чтобы понять, как этот язык звучит на слух.
Международной актерской труппе фильма пришлось учить тексты на арамейском языке (в основном фонетически). Для Гибсона «иностранный язык» фильма обладал еще одним преимуществом: изучение арамейского стало объединяющим фактором для актерской группы, говорившей на разных языках и принадлежавшей к разным культурным и историческим традициям. «Актерам, собравшимся со всего света, изучение языка дало ощущение общей почвы, того, что их объединяет, и породило связи, выходящие за пределы языка как такового», - говорит Гибсон.
Кроме того, актерам пришлось активнее использовать свои физические и эмоциональные ресурсы – всё, что относится к невербальной выразительности. «Арамейский язык потребовал от актеров иной манеры игры, - отмечает Гибсон, - им приходилось чем-то заменять привычную ясность родной речи. Это породило другой стиль исполнения. В каком-то смысле у нас получился хороший старомодный фильм, потому что мы стремились рассказать историю прежде всего с помощью зрительных образов и выразительности актерской игры».
ПОДБОР АКТЕРОВ
С самого начала Гибсон знал, что самым важным будет найти актера, способного максимально воплотить и человечность, и духовную силу Иисуса Христа. Гибсон искал актера, который сумел бы полностью раствориться в роли и чья личность не разрушила бы реализм, к которому он стремился. Поиски привели Гибсона к Джеймсу Кэвизелу, в котором он увидел редкую способность передать сущность любви и сострадания, не прибегая к словам. Предложение Гибсона испугало, но в то же время воодушевило актера, которому только что исполнилось 33 года, как и Христу в фильме. Католик Кейвизел обратился за вдохновением к своей вере, он молился, чтобы глубже понять характер, слова и страдания Христа.
Гибсон сразу же предупредил Кэвизела, что намерен показать страдания Христа с максимальной достоверностью, ни на йоту не отступая от описаний, содержащихся в евангельских текстах. Хотя муки, которые претерпевает Иисус на протяжении фильма, были для актера ужасающими, он говорит: «Никто до этого не показывал Иисуса таким образом, и, я думаю, Мел рассказывает правду. Мел не изображал жестокость ради жестокости. Мне кажется, реализм фильма может шокировать некоторых зрителей, но именно благодаря ему картина получилась такой сильной».
Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения - он их действительно испытывал. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, и он не мог засыпать. Крест, который Кэвизел нес на Голгофу, не был бутафорским – он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актер был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить - его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он хоть немного мог шевелить губами. Несколько раз врачи констатировали у него переохлаждение. К этому списку травм можно добавить легочную инфекцию, вывих плеча, многочисленные порезы и раны. «Но если бы я не прошел через всё это, страдание на экране никогда не было бы подлинным, - говорит Кейвизел, - поэтому я должен был через это пройти».
На роль матери Иисуса Марии Гибсон выбрал известную румынскую актрису еврейского происхождения Майю Моргенштерн. Она говорит: «Я сразу же поняла, что мне представился реальный шанс сделать нечто важное, приобрести уникальный жизненный опыт». Чтобы лучше понять свою героиню, Моргенштерн изучала картины, скульптуры, литературные источники: «Готовясь к роли, я черпала вдохновение в изобразительном искусстве». Актриса прочитала сценарий более 200 раз, чтобы вжиться в образ.
«Я поняла, что суть ее характера в том, что она преодолевает боль и страдание и превращает их в любовь, - поясняет она. – По-моему, нет страшнее боли, чем видеть раны своего сына, чем потерять свое дитя, как Мария. Но всё, что она может сделать - это продолжать любить, верить и сострадать. Именно это я хотела передать на экране».
Марию Магдалину играет Моника Беллуччи, одна из самых красивых и востребованных современных актрис. Когда она узнала, что Мел Гибсон собирается снимать фильм о страстях Христовых, она немедленно связалась с ним: «Я знала, что сниматься в этом фильме будет нелегко, но это будет фильм, который надолго запомнится зрителям. Именно это меня заинтересовало. Я хотела сыграть Марию Магдалину, потому что она так человечна. Когда Иисус спасает ее, он заставляет ее понять, что и она как человек бесценна. Для меня она – женщина, которая познает себя и обнаруживает, что она лучше, чем о себе думала».
Итальянская актриса Розалинда Челентано (дочь Адриано Челентано) играет в фильме Сатану, который показан как андрогинная фигура, способная принимать много обличий, и распространять страх и сомнения. У актрисы выбрили брови, чтобы ее взгляд казался гипнотизирующим, и снимали ее в замедленной съемке, чтобы придать ее движениям неестественность. Ее реплики переозвучил актер-мужчина, чтобы добиться еще большей фантасмагоричности. Мел Гибсон поясняет: «Зло маняще, привлекательно. Сатана выглядит добрым, почти нормальным, но не совсем. Таким я пытался показать дьявола в фильме. Именно в этом суть зла: взять что-то доброе и немного его извратить».
АКТЕРЫ
Джеймс КЭВИЗЕЛ (Иисус)
Родился и вырос в штате Вашингтон. Его родители были спортсменами, и Джеймс тоже мечтал о карьере баскетболиста. Иные интересы появились у него после травмы ноги, когда о профессиональном спорте пришлось забыть. Впервые он попробовал свои силы как актер в школьном спектакле, а в начале 1980-х перебрался в Лос-Анджелес, где работал официантом и ежедневно ходил на прослушивания. Сначала он получил роли на телевидении (в частности, в сериале «Она написала «убийство»), а в 1991 году дебютировал в кино в ленте «Мой личный штат Айдахо». Далее последовали крошечные роли в таких картинах, как «Уайатт Эрп» (1994) и «Солдат Джейн» (1997). Однако подлинным прорывом для Джеймса стал фильм Терренса Малика «Тонкая красная линия» (1998), где он сыграл пацифиста рядового Уитта.
Джеймс Кейвизел не раз демонстрировал способность сочетать глубокое проникновение в характеры своих героев с прекрасным владением чисто внешними, «физическими» приемами актерской игры. Он снялся в фильмах Энга Ли «Погоня с дьяволом» (1999), триллере Грегори Хоблита «Частота» (2000), картине Луиса Мандоки «Глаза ангела» (2001). Среди его последних работ роль Эдмона Дантеса в фильме «Граф Монте-Кристо» (2002) образ героя войны, обвиненного в убийстве, в судебной драме «Особо тяжкие преступления» (2002).
Майя МОРГЕНШТЕРН (Мария Магдалина)
Ведущая румынская театральная актриса, учившаяся в знаменитой Академии кино и театра в Бухаресте. Она была членом трупп крупнейших театров Румынии, в том числе Государственного еврейского театра (1988-1990) и Национального театра (с 1990 по настоящее время). Майя Моргенштерн получила две крупных премии за свою театральную работу и премию Европейской киноакадемии «Феликс» в 1993 году. В кино она дебютировала в 1983 году, снялась в десятках румынских картин и ряде международных кинопроектов, среди которых «Нострадамус» (1994, реж. Роджер Кристьян), «Седьмая комната» (1995, реж. Марта Месарош), «Взгляд Одиссея» (1995, реж. Тео Ангелопулос). Сама актриса считает своими лучшими работами в кино роли в фильмах Лучана Пинтилье «Дуб» (1992) и Яноша Саса «Мальчики Витман» (1997).
Моника БЕЛЛУЧЧИ (Мария Магдалина)
Всемирную известность Беллуччи приобрела благодаря фильму Джузеппе Торнаторе «Малена» (2000). Однако в это время она уже несколько лет считалась кинозвездой и главной красавицей европейского кино. На самом деле слава пришла к ней раньше, когда еще будучи студенткой она с успехом дебютировала как модель: черно-белые рекламные ролики дома моды «Dolce & Gabbana» с ее участием заставляли учащенно биться сердца зрителей всего мира.
В 1990 году Дино Ризи предложил Беллуччи главную женскую роль в мини-сериале «Жизнь с сыновьями», а спустя год она дебютировала на большом экране в ленте Франческо Лаудадио «Лотерея». Роль во французском триллере «Квартира» (1996) принесла актрисе номинацию на премию «Сезар» и окончательно утвердила ее статус звезды европейского кино.
Почти с самого начала своей карьеры Моника Беллуччи привлекала внимание зарубежных режиссеров. Фрэнсис Форд Коппола снял ее в небольшой роли в своей версии «Дракулы» (1992), у Стивена Хопкинса она снялась вместе с Джином Хэкманом и Морганом Фриманом в картине «Под подозрением» (2000), а продюсер Сэмюэль Хадида («Нирвана») пригласил ее сыграть во французском историческом боевике «Братство волка». Среди последних фильмов актрисы скандально известная лента Гаспара Ноэ «Необратимость», приключенческая картина Антуана Факуа «Слезы солнца» и две последних серии «Матрицы» братьев Вачовски.
Маттиа СБРАДЖА (первосвященник Каиафа)
Один из самых уважаемых в Италии характерных актеров, который работает в кино, на телевидении и на сцене уже почти тридцать лет. Он дебютировал в кино в 1974 году в фильме Франко Россетти «Дорогие мои племянники» (1974) и вскоре стал любимцем ведущих итальянских кинорежиссеров – Тонино Черви («Портрет буржуазии в черных тонах»), Мауро Болоньини («Подлинная история дамы с камелиями»), Пупи Авати («История мальчиков и девочек»). Он часто снимался за рубежом, например, в картинах «Год оружия» (1991, реж. Джон Франкенхаймер), «Только ты» (1994, реж. Норман Джуисон), «Золотая чаша» (1999, реж. Джеймс Айвори). Среди последних фильмов с его участием «Рай» (2001, реж. Том Тыквер) и «Пожиратель грехов» (The Order, 2003, реж. Брайан Хелгеланд).
Христо НАУМОВ ШОПОВ (Понтий Пилат)
Представитель одной из ведущих болгарских кинодинастий, сын популярного актера Наума Шопова, сыгравшего с конца 1950-х годов в десятках болгарских фильмов. Христо дебютировал в кино в 1981 году в картине «Дыши, человечек» и быстро прибрел известность у себя на родине. Он снялся в таких известных болгарских картинах, как «Любовное лето недотепы» (1990, реж. Людмил Тодоров) и «Реквизит» (2000, реж. Янчо Янчев). Одновременно он часто исполнял роли в малобюджетных американских лентах, снимавшихся в Восточной Европе: «Осьминог» (2000), «Мозговая атака» (2000), «Перехватчики-2» (2002), «Охотник за пришельцами» (2003). Совсем недавно на экранах американских кинотеатров его можно было увидеть в драме Блейка Нелсона «Серая зона» (2002), где его партнерами были Дэвид Аркетт, Стив Бушеми и Харви Кайтель.
Клаудия ДЖЕРИНИ (Клавдия, жена Пилата)
Выросла в Риме и с детства мечтала стать актрисой, танцовщицей и певицей. В 13 лет, победив на конкурсе красоты, она начала карьеру модели, рекламировала знаменитые конфеты «Бачи Перуджини» и напитки фирмы «Швепс». В 15 лет впервые снялась в кино в картине Серджо Корбуччи «Забавы богачей» (1987), а в 1994 году дебютировала на сцене. Как певица Джерини записала несколько альбомов на итальянском и английском. Наибольшего успеха в кино актриса добилась в комедиях, поставленных режиссером, сценаристом и актером Карло Вердоне («Свадебные путешествия», 1995, «Я без ума от Айрис Блонд», 1996). Она снялась в англоязычном триллере «Обман» (1998), картинах «Пляж борзых» (2002, реж. Марио Камус), «Под солнцем Тосканы» (2003, реж. Одри Уэллс). Недавно она завершила съемки в ленте Серджо Кастеллитто «Не двигайся», где ее партнершей была Пенелопа Крус.
Лука ЛЬОНЕЛЛО (Иуда Искариот)
Пошел по стопам своего отца актера Альберто Льонелло и начинал свою актерскую карьеру в театре. Свои первые шаги в кино он сделал, снявшись в таких известных фильмах, как «Дьявол во плоти» (1986, реж. Марко Беллоккьо) и «Паприка» (1989, реж. Тинто Брасс). Сегодня у него уже весьма внушительный список киноролей и его считают одним из самых талантливых молодых актеров Италии.
Розалинда Челентано (Сатана)
Дочь Адриано Челентано и Клаудии Мори. Дебютировала в кино в 1975 году в фильме “ Yuppi du”, где снимался ее отец.
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА
Мел ГИБСОН (режиссер, продюсер, соавтор сценария)
Не нуждается в подробном представлении. Напомним лишь основные факты его биографии. Он родился в Нью-Йорке. Когда ему было 12 лет, семья переехала в Австралию, где он закончил Национальный институт театрального искусства при Университете Нового Южного Уэльса. В Австралии Гибсон дебютировал как актер сначала на сцене, а затем в кино, и добился международной известности, снявшись в футуристическом триллере Джорджа Миллера «Безумный Макс» (1979) и двух его сиквелах. В 1994 году впервые снялся в США в фильме «Река», за которыми последовали такие хиты, как четыре части «Смертельного оружия», «Птичка на проводе», «Эйр Америка», «Маверик», «Выкуп». В 1993 году Гибсон поставил свой первый фильм как режиссер – «Человек без лица». Его следующая режиссерская работа «Храброе сердце» (1995) принесла ему «Оскары» за режиссуру и фильм, и премию «Золотой глобус». Среди последних актерских работ Гибсона роли в фильмах «Чего хотят женщины» (2000), «Мы были солдатами» (2002), «Знаки» (2002), «Поющий детектив» (2003).
Бенедикт ФИЦДЖЕРАЛД (соавтор сценария)
В течение двух лет работал вместе с Мелом Гибсоном над сценарием фильма «Страсти Христовы». Как сценарист он получил признание, написав для Джона Хьюстона сценарий по рассказу Фланнери О’Коннор «Мудрая кровь» (1979). Фицджералд специализируется на экранизациях классической и современной литературы. В 1990-х годах по его сценариям были поставлены телефильмы «Зелда» (1993, реж. Пэт О’Коннор), «Сердце тьмы» (1994, по Джозефу Конраду, реж. Николас Роуг), «Моби Дик» (реж. Фрэнк Роддам), «Хладнокровно» (1996, реж. Джонатан Каплан). Сейчас Фицджералд по заказу немецкого телевидения пишет сценарий мини-сериала по роману Булвера-Литтона «Последние дни Помпеи».
Калеб ДЕШАНЕЛ (оператор)
Закончил в 1968 году школу кино и телевидения Университета Южной Калифорнии. В 1976 на МКФ в Берлине он получил «Серебряного медведя» за короткометражку «Поезда», которую он не только снял, но и сам поставил. В 1979 году по рекомендации своего одноклассника Джорджа Лукаса он получил работу оператора второго состава у Фрэнсиса Форда Копполы на «Апокалипсисе сегодня». Как главный оператор фильма он дважды номинировался на «Оскар» («Ребята что надо», 1983; «Милостью божьей», 1984). В его фильмографии такие популярные коммерческие ленты, как «Письмо в бутылке», «Анна и король», «Патриот». Как режиссер Дешанел поставил несколько серий в сериале Дэвида Линча «Твин Пикс».
Франческо ФРИДЖЕРИ (художник-постановщик) и Карло ДЖЕРВАЗИ (художник по декорациям)
Создали вместе ряд кинодекораций для фильмов, входящих в золотой фонд итальянского кино. Среди оформленных ими на протяжении четырех десятилетий фильмов такие разнообразные по стилю ленты, как «Укрощение строптивой» (1967, реж. Франко Дзеффирелли), «Невинный» (1976, реж. Лукино Висконти), «Город женщин» (1980, реж. Федерико Феллини), «Очи черные» (1986, реж. Никита Михалков), «Легенда о пианисте» (1998, реж. Джузеппе Торнаторе), «Малена» (2000, реж. Джузеппе Торнаторе), «Тит» (1999, реж. Джули Теймор), «Игра Рипли» (2002, реж. Лилиана Кавани).
Джон РАЙТ (монтажер)
Номинировался на «Оскар» за фильмы «Охота за «Красным октябрем»» и «Скорость», а начинал свою профессиональную карьеру как ассистент монтажера документального сериала «Подводный мир Жака-Ива Кусто». В его фильмографии такие картины, как «Фрэнсис», «Море любви», «Последний герой боевиков», «Сломанная стрела», «Крепкий орешек – 3», «Скала», «Люди Икс», «Афера Томаса Крауна».
Джон ДЕБНИ (композитор)
Один из самых востребованных композиторов Голливуда. Его способность прекрасно работать в самых разных жанрах и умение находить общий язык с заказчиками сделали его самым желанным композитором для ведущих продюсеров и режиссеров. Среди фильмов с его музыкой - «Брюс всемогущий», «Эльф», «Дети шпионов», «Дети шпионов – 2», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Стрекоза», «Снежные собаки», «Как стать принцессой», «Лжец, лжец», «Мой любимый марсианин», «Инспектор Гаджет» и многие другие.
Маурицио МИЛЛЕНОТТИ (художник по костюмам)
Работал со многими выдающимися режиссерами, среди которых Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Эрманно Ольми и Джузеппе Торнаторе. Он номинировался на «Оскар» за костюмы к двум картинам Дзеффирелли: фильму-опере «Отелло» (1986) и «Гамлету» (1990), где главную роль исполнил Мел Гибсон. Он начал создавать костюмы для театра в начале 1970-х и дебютировал в кино в 1984 году («А корабль плывет», реж. Федерико Феллини). По эскизам Милленотти исполнены костюмы к фильмам «Живот архитектора» (1987, реж. Питер Гринуэй), «Голоса луны» (1990, реж. Федерико Феллини), «Тайна старого леса» (1993, реж. Эрманно Ольми), «Бессмертная возлюбленная» (1994, реж. Бернард Роуз), к двум лентам Джузеппе Торнаторе – «Легенда о пианисте» (1998) и «Малена» (2000).
Достарыңызбен бөлісу: |