Учебно-методический комплекс дисциплины «История духовной культуры казахского народа» для специальности 5В020300



бет1/7
Дата04.07.2016
өлшемі0.66 Mb.
#176455
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-14.5.02.01.20.25 /03-2013




УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«История духовной культуры казахского народа»

Ред. № ___ от ________



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«История духовной культуры казахского народа»

для специальности 5В020300 – «История»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Семей 2013




Содержание





1

Глоссарий

3-4

2

Лекции

4-74

3

Практические занятия

75-82

4

Самостоятельная работа студента

82-86


1 ГЛОССАРИЙ

  1. 1.1 Акинак – короткий сакский меч или кинжал (длина 40-60 см)

  2. 1.2 Андроновская культура – культура бронзового века Казахстана (2-начало 1 тыс до н.э.). названа по с. Андроново близ г. Ачинск.

  3. 1.3 Анимизм – вера в духов как причину жизни и явлений природы, низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

  4. 1.4 Архитектура – искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы.

  5. 1.5 Архивы – самостоятельные учреждения или отделы в учреждениях, организациях, предприятиях, хранящие документальные материалы, а также совокупность документов, образующиеся в результате деятельности учреждений, обществ или отдельных лиц

  6. 1.6 Бифас – примитивное каменное орудие, обработанное с двух сторон

  7. 1.7 Жуз – историко-хозяйственный район, сложившийся на основе определенного хозяйственно-культурного типа.

  8. 1.8 Зернь - (прием полихромного стиля) припаивание золотых шариков на основу

  9. 1.9 Инкрустация – (прием полихромного стиля), вставки из цветных камней

  10. 1.10 Ислам - одна из мировых религий; ее последователи мусульмане

  11. 1.11 Культура – определенный уровень технических достижений, социальной организации, развития письменной литературы и искусства; явления материально и духовной действительности, созданные человеком

  12. 1.12 Левират - семейно-брачная традиция, согласно которой вдова выходила замуж за младшего брата покойного мужа в целях сохранения домашнего очага.

  13. 1.13 Махалла – кварталы средневековых городов, состоял из 6-12 домов.

  14. 1.14 Монотеизм- исповедание единобожия, например, мировые религии

  15. 1.15 Мускус – пахучий продукт растительного или животного происхождения, который разводили тюргеши.

  16. 1.16 Номады – в древнегреческих источниках так называли кочевников

  17. 1.17 Племя – форма организации общественной власти и управления

  18. 1.18 Племенные союзы - начальная стадия зарождения государственности

  19. 1.19 Политеизм – многобожие, язычество

  20. 1.20 Праобщина – первобытное человеческое стадо

  21. 1.21 Рабад – часть средневекового города, где проживали горожане, ремесленники, торговцы и остальные жители

  22. 1.22 Религия – вера в существование потусторонних сил виде определенного божества, господствовавшего над верующими людьми в повседневной жизни.

  23. 1.23 Скань - (прием полихромного стиля) припаивание витой проволоки на основу

  24. 1.24 Сорорат - семейно-брачная традиция, согласно которой вдовец брал в жены сестру (родственницу) умершей жены

  25. 1.25 Социогенез- развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу.

  26. 1.26 Табу – строжайший запрет, нарушение которого по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами.

  27. 1.27 Тебеневка – пастьба животных на заснеженных пастбищах.

  28. 1.28 Техногенез - развитие техники обработки и применение орудий труда.

  29. 1.29 Традиция – явление материальной и духовной культуры, социальной и семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению.

  30. 1.30 Тюркизация – распространение тюркского языка, культуры среди сарматов

  31. 1.31 Фольклор – устное народное творчество

  32. 1.32 Хисар – центральная часть города, обнесенная стеной.

  33. 1.33 Цитадель (внутренний город) – укрепленная часть города, где проживал правитель

  34. 1.34 Шежире - генеалогии казахских родов и племен.

  35. 1.35 Шахристан – часть средневекового города

  36. 1.36 Этнос – народ (племя, народность, нация) исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая не только общими внешними чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры, включая язык, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп, т.е. самосознанием, закрепленным в самоназвании


2 Тезисы лекций.

Лекция №1. Культура сако-усуньской эпохи

План лекции:

1. «Авеста» о племенах древнего Казахстана.

2. Мифология, религия и искусство сако-усуньской эпохи.
1. «Авеста» о племенах древнего Казахстана.

Эпоху господства кочевников в Казахстане в начале I тысячелетия до нашей эры принято называть «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха, эпоха саков». Саки – это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный сакам тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве, подтвержденные археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе дают основания для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях в IX-VIII веках до нашей эры и просуществовала до III века до нашей эры.


В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырдарьи, названы саки. В частности, в тексте победной надписи Дария на Бехистунской скале говорится: «Затем я с войском отправился против страны саков… саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Затем я наголову разбил часть саков, а другую захватил в плен… Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Затем страна стала моей». Исследования последних лет показали, что персы не выдумали имя своих кочевых соседей, а использовали их самоназвание, причем не племенное, а общее для всех кочевых племен, соседствующих в Средней Азии с персами. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью.   
Письменные источники повествуют о том, что греки называли саков скифами, а персы – «туры с быстрыми конями». Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Персидский источник «Авеста» повествует, о том, что кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, согдианцев, хорезмийцев, то есть Казахстана, именовались «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов, которое широко вошло в обиход, как синоним кочевников. В «Авесте» говорится, что туры и арии почитают «одних и тех же древних богов и молящих их о победе на одном языке» на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. Туры – обладатели быстрых коней и тучных стад, просторных пастбищ и добрых повозок. Это народ, над которым властвуют воины-колесничие, цари, это народ скотоводов, чье имущество – быки, кони и верблюды, чья земля – пастбище, чья пища – молоко и мясо. Жертвы, которые они приносят богам, «сто жеребцов и тысячу коров и миллиарды овец». Саки, судя по дошедшим нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука.

В персидских источниках назывались имена саекских племен и групп племен. В их числе саки-парадарайя (заморские саки, или заречные саки), саки-хаомоварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-аримаспы (стерегущие золото грифов). Где располагались эти племена, сказать сейчас трудно, поскольку точных научных географических привязок древние авторы не оставили. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба, озеро Балхаш, саки-аримаспы – на Алтае и Восточном Казахстане. По мнению К.А. Акишева, сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово значат «саки в остроконечных шапках». Кроме того, саки, изображенные на барельефах из дворца Ксеркса в Персеполе, имеют монголоидные черты и носят высокие остроконечные шапки, скорее всего, полагает ученый, это саки-тиграхауда. А поскольку одним из центров распространения монголоидов мог быть район Семиречья, он делает вывод о том, что саки-тиграхауда жили в Семиречье. Это предположение подтверждается и тем, что похороненный в кургане Иссык сакский царь «Золотой человек», носил на голове высокую остроконечную шапку. По мнению исследователя, в племенной союз этих саков входили также аксатаги, аристеи и, возможно, аргиппеи. Аргиппеи, жившие «у подножья высоких гор», скорее всего, размещались в юго-восточном Приуралье. Сакские племена аримаспов и «стерегущих золото грифов», располагались, возможно, на Алтае, где находились золотые рудники.


2 Мифология, религия и искусство сако-усуньской эпохи.

В 1 тыс до н.э. Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов. Бесшатырский могильник (5 в. до н. э) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, предвходная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад. Курган Иссык в 50 км от Алматы – 6-5 вв до н.э. Найден в 1969г. Маргуланом и Кадырбаевым. В этом кургане был найден труп молодого сакского воина-царя. Он лежал на подстилке из золотых ниток. Полотно усыпано бляшками пластинами из золото. Одежда парадная: плащ накидка, кожанные сапоги красного цвета , пояс с драгоценными камнями. На правом боку железный меч в деревянных ножнах, на левом – акинак (короткий нож). Шапка украшена бляшками с изображением животных. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга. Чиликтинский курган (7 в. до н.э.)) в Зайсанской котловине в Южном Алтае, берег реки Бухтармы. Культура прототюрок – продолжение и развитие сакской. Повсеместно распространенно железо, появился ткацкий станок, широко обрабатывается дерево, зарождаются ремесла, развитая материальная культура, навыки военного дела. Жилища – юрта, повозка. Другой тип – войлочная юрта с коническим верхом на большой повозке, покрытая коврами, кошмами. В оседло-земледельческих оазисах были зимовки-поселения, иногда имевшие вид укрепленных городищ. Родовые кладбища по берегам рек, на местах кочевий, из небольших курганов. Особенности захоронения усуней – насыпные курганы – групповые. У кангюев наземные захоронения в грунтовых ямах, в могилах с подъемом. В могилах глиняные сосуды с пищей, оружие, украшения. Развито гончарное дело, наскальные изображения. Искусство связано с художественными традициями саков (звериный стиль), широкое применение инкрустации вставок, самоцветов. В 3-2 вв. до н.э. на смену звериному стилю – полихромный. Вера в духов-предков, статуэтки мужчин, женщин, куль природы, предков, солнца С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах в сочетании с земледелием. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье;саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба.



Кочевое скотоводство, для которого были характерны длительные перекочевки на зимние пастбища, было присуще западному и отчасти центральному Казахстану. В случае кочевого скотоводства весь род и все племя со своими стадами и пожитками передвигались на большие расстояния как в меридиальном, так и в широтном направлениях. Мужчины ездили на лошадях, женщины, дети и старики – в повозках, покрытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер в местах, которые не продувал ветер и где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговременными. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца, верблюд, наиболее приспособленными для кочевок. Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строились жилища (землянки, полуземлянки). Часто на зимниках на лето оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливала на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в Восточном Казахстане, Семиречье, ряда районов центрального и западного Казахстана. Следующий тип скотоводства –оседлый. Предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах рек Сырдарья, Арыси, Келеса. В стаде было много крупного рогатого скота. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Высокого уровня у саков достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой, в частности, с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться месторождения железа, меди, олова, серебра, золота. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел, копий, украшения, предметы конской утвари. Для отливки изделий использовались формы из камня и глины. В сакское время использовался звериный стиль, сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона. Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями. Саки вкладывали в них определенное содержание. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы, солнцу, ветру, грозе, грому, которые представились им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как крылатые кони, кони-грифоны. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евроазиатских степей. Таким образом, в целом сакско-скифский звериный стиль сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.
Вопросы для самоконтроля

1. Выделите основные группы сакских племен.

2. Что такое «звериный стиль»?

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. тт. 1-4. Алматы, 1996-2006.

2. Казахи. Справочник. В 9-ти выпусках. А., 1999-2000.

3. Иллюстрированная история Казахстана в 4 т. - Алматы: Казак энциклопедиясы, 2006.

4. Культура Казахстана. – Алматы, 2001.

5. Казахи. Историко-этнографические исследования. А., 1995.

6. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. - Алматы: Дайк-пресс. – 2001
Лекция №2. Древнетюркская эпоха.

План лекции.

1. Руническая письменность.

2. Номадизм, его этнокультурные и этнопсихологические аспекты.

3. Реликты тенгрианства в представлениях, обрядах и обычаях казахского народа.


1 Руническая письменность.

В сер. первого тыс. н. э. тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названной рунической письменностью.

1889 г.- Н.Ядринцев на бер. реки Кокшин- Орхон обнаружил два больших рунических памятника в честь Куль-Тегина и Бильге Кагана.


  • надписи напоминали каменное письмо Скандинавии;

  • воздвигали рунические памятники погибшим или умершим правителям, военачальникам, известным политикам, мужественным воинам;

  • повествование от имени усопшего;

  • говорилось о реальных исторических событиях;

  • интерес к письменности обострился с открытием на серебряной чаше из Иссыкского кургана , надписи VI- IV вв. до н. э. (сост. из 26 знаков, направленных - справа налево).

1896-1897 гг.- в бассейне реки Талас были найдены пять камней с рунами ( датир. V-VI вв.)

1893 г.- В. Томсен расшифровал руническую письменность.


2 Номадизм, его этнокультурные и этнопсихологические аспекты.

Кочевы́е наро́ды (коче́вники) — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством.У многих тюркских кочевых народов исторически было распространено набеговое хозяйство. В научном смысле кочевничество (номадизм, (от греч. νομάδες, nomádes – кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие как цыгане, и даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы и др.). Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;периодические перекочевки большей части населения и скота;особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.



Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась их небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление "всадничества" (т.е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь ввиду, что так называемых "чистых" кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер, Сомали, Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

3 Реликты тенгрианства в представлениях, обрядах и обычаях казахского народа.

“Все мы созданы из огненного тела Тенгри, и мы возвращаемся в огонь”,- так старый конюх объясняет хану Аблаю древний тюркский обычай кремации ханского боевого коня в киносценарии Т. Асемкулова "Смерть Кокбалака".С.Кондыбаев реконструирует тюркские генеалогические мифы как космогонические, где протокосмос, зародыш мира предстает в виде огненного золотого яйца Здесь мы затрагиваем весьма деликатную тему, т.к. согласно позднейшим, аврамическим религиям человек создан из глины, а из огня были сотворены ангелы, в т.ч. и восставшие против Творца. Для мусульман тенгрианская перспектива возвращения в огонь звучит однозначно, как напоминание об адском огне. Чтобы правильно понять это положение тенгрианства, нужно иметь в виду три момента: во-первых, тенгрианские эзотерики трактовали глину как плотную форму огня (Т.Асемкулов); во-вторых, они предвосхищали современное научное представление о разных формах горения (окисления) как основе жизненных процессов; и в-третьих, несколько утрируя, аврамические религии можно отнести к посланиям, данным для железного века -–века максимально плотных форм, тогда как тенгрианство несет более древние знания, отзвуки золотого века.

В духовном наследии древней Греции можно выделить стоическую идею периодического мирового пожара, когда все души поглощаются мировой душой – изначальным огнем. В доколумбовой Южной Америке существовали представления о том, что мир поочередно возникает из четырех космических стихий, а в конце эры уничтожается той самой стихией, из которой был создан. Древние ацтеки считали, что наша эра – эра огня и в огне погибнет наш мир. В индуизме бог огня Агни является субъектом, принципом мира проявленных форм. Он одновременно жрец, жертва и объект жертвоприношения. По реконструкции М.Элиаде, представления о божественном жаре (тапас), из которого был сотворен мир и который пробуждается в божественном герое, присуще мифологиям многих народов. Поклоняясь огню, зороастрийцы придавали ему значение Логоса.

В аврамических религиях из огня были созданы  ангелы – божественные посланники. Огненная стена и ангелы с пылающими мечами  преграждают путь в рай падшему человечеству. Из горящего куста Бог говорит с Моисеем. В христианстве Святой Дух предстает в виде языков пламени, Христос также часто сравнивается с огнем. В одном гимне Ефрем Сирин говорит о Христе:”Ты, что весь огонь, умилосердись надо мною”.

Культ огня и обряд очищения огнем у казахов был описан еще Ч.Валихановым. А.Толеубаев указывает, что во время обряда очищения огнем после зимовки перед началом кочевки  между двумя кострами проходят люди, проводится весь скот и имущество аула , кроме лошадей. Лошадь почитается как существо созданное из огня, к которому темные силы не могут подступиться. Лошадь у казахов является также символом верхнего мира. Исследуя шаманскую мифологию, М.Элиаде описывает коня как психопомпное животное, на котором душа шамана отправляется в путешествие в небесный мир (но не в нижний). В казахских легендах упоминается пIрақ – крылатый конь, приносящий вдохновение. Среди туркмен бытуют легенды о том, что человек смог приручить лошадь, обманом отрезав ее крылья.

Огненная, духовная символика лошади несет память о Золотом веке. Баран у казахов, как и у индоариев, символизирует огонь срединного мира, а лошадь – огонь божественный, небесный, огонь духовный.

Шаманское могущество представляется как власть над огнем: шаман безболезненно ходит босыми ногами по раскаленным углям, лижет докрасна раскаленный топор, прикладывает его к телу и т.п. М.Элиаде показывает, что шаманские манипуляции с огнем тесно связаны с мифологическими представлениями о Золотом веке, ангелическом огненном статусе. Сверхчеловеческая способность шамана призвана показать, что он преодолел ограниченность человеческого телесного существования, разделяет состояние духов. В этом же смысле следует понимать и тенгрианский обряд очищения огнем, когда человек, совершивший тяжкое преступление или подозреваемый в нем, должен был проскакать через огромный костер. Если человек выживал, считалось, что Тенгри простил его. Ему давалось новое имя, он получал право заново начать свою жизнь. М.Элиаде пишет:”Сравнивая очищающий огонь, окружающий рай в христианских учениях, с шаманской властью над огнем, мы увидим, что по меньшей мере, одно общее у них есть. Как в первом, так и во втором случае, безнаказанное прохождение сквозь огонь является признаком того, что человек вышел за рамки человеческого состояния”.

Представление о воде как изначальной стихии, из которой происходит жизнь, присуще в т.ч. и тюркоязычным  народам. Достаточно вспомнить космогонические мифы сибирских тюрков об утке, летающей над первобытным водным хаосом . Кстати, ветхозаветный “Дух Божий”, летающий над водой во время творения представляется в древних текстах тоже как птица. Казахское название реки Урал – Жайық несет память о мифологическом изначальном океане тюркской мифологии – Дайык.

“Су аяғы ер Қорқыт”, - говорят казахи. Вода – ипостась Коркута, все воды исходят от него и возвращаются к нему. Вода омывает все, что есть на свете, и возвращаясь к Коркуту приносит ему знания о том, что встретилось ей на пути. Поэтому невозможно ничего скрыть от Коркута (Т.Асемкулов).  Это положение тенгрианства подтверждается современными научными исследованиями: вода обладает уникальной способностью считывать и сохранять информацию, нейтрализуя ее лишь в виде пара в верхних слоях атмосферы.

Имеющееся во многих традициях представление о верхних и нижних водах отражено в казахских представлениях об “ақсу” – небесной, берущей начало с горных ледников воде и “қарасу” – бьющей из глубин земли родниковой воде. Недаром и русские староверы райскую землю Беловодье искали в горах Алтая.


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое номадизм?

2. Охарактеризуйте основные памятники рунической письменности.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет