Balashov Filial
of Chernyshevsky Saratov State University
O. N. Kaverina
Lexical Analysis
of the Literary Text Semantic Structure
A Manual in Text Interpretation
for English Language Students
Balashov
2007
Балашовский филиал
Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского
О. Н. Каверина
Лексический анализ
семантической структуры
художественного текста
Учебно-методическое пособие
для студентов факультетов иностранных языков
Балашов
2007
УДК 81.2Англ.я73
ББК 803(075.8)
К12
Рецензенты:
Кандидат филологических наук, доцент 4-го авиационного факультета
Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков
Л. В. Сорокина;
Доктор филологических наук, профессор Балашовского филиала
Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского
В. С. Вахрушев;
Кандидат филологических наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского
Л. В. Татару.
Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского.
Каверина, О. Н.
К12 Лексический анализ семантической структуры художественного текста : учебно-метод. пособие для студ. фак-тов иностранных языков / О. Н. Каверина. — Балашов : Николаев, — 2007. — 84 с.
ISBN 978-5-94035-288-4
Данное пособие предназначается студентам четвертого и пятого курсов факультетов иностранных языков в качестве основных материалов по спецкурсу «Лексический анализ семантической структуры текста». Основная цель учебно-методического пособия — помочь студентам развить навыки интерпретации художественного текста. Оно включает тексты рассказов английских и американских писателей XX века и вопросы для их самостоятельного анализа и обсуждения в аудитории, разработанные автором. Пять текстов рассказов
и эссе снабжены образцами авторского лексико-синтаксического анализа.
УДК 81.2Англ.я73
ББК 803(075.8)
ISBN 978-5-94035-288-4 © Каверина О. Н., 2007
О г л а в л е н и е
Предисловие 9
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 11
1 11
Jack Finney 11
Contents of the Dead Man’s pockets 11
Exploring Ideas and Questions for Discussion 23
Лексический анализ художественного текста
(на примере анализа рассказа Джека Фини
«Содержимое карманов мертвого человека») 23
2 27
John Galsworthy 27
The Japanese Quince 27
Exploring Ideas and Questions for Discussion 30
Своеобразие семантики ритма
в рассказе Джона Голсуорси «Японская айва» 30
Список литературы 35
3 36
John Updike 36
The Orphaned Swimming Pool 36
Exploring Ideas and Questions for Discussion 39
Ритм семантической структуры текста
(анализ рассказа Джона Апдайка
«Осиротевший бассейн») 40
4 43
Ernest Hemingway 43
A Farewell to Arms 43
Exploring Ideas and Questions for Discussion 45
Ритмические особенности создания подтекста в романе
Эрнеста Хэмингуэя «Прощай, оружие!» 46
5 50
William F. Buckley, Jr 50
Up from Misery 50
Joseph Epstein 52
The Virtues of Ambition 52
Exploring Ideas and Questions for Discussion 56
Особенности синтаксического ритма эссе 57
Список литературы 61
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 62
1 62
Ernest Hemingway 62
Old Man at the Bridge 62
Exploring Ideas and Questions for Discussion 63
2 64
William Saroyan 64
Going Home 64
Notes 68
Exploring Ideas and Questions for Discussion 69
3 69
James Thurber 69
The Catbird Seat 69
Exploring Ideas and Questions for Discussion 76
4 76
Michael Foster 76
Later 76
Exploring Ideas and Questions for Discussion 78
5 79
William Carlos Williams 79
The Use of Force 79
Exploring Ideas and Questions for Discussion 82
6 82
Ray Bradbury 82
The Pedestrian 82
Заключение 87
Список художественных произведений, предлагаемых
для анализа 88
Cписок рекомендуемой литературы 88
Предисловие
Данное пособие предназначается студентам 4 и 5 курсов факультетов иностранных языков в качестве учебных материалов по спецкурсу «Лексический анализ семантической структуры текста», который включен
в блок ДПП в соответствии с ГОС ВПО-2005. Автор надеется, что пособие поможет студентам развить навыки интерпретации текста, т. е. за словами и их значениями увидеть то, что хотел сказать писатель в своем рассказе или романе.
Каждое художественное произведение уникально по своей семантике (значениям употребляющихся в нем слов), грамматическим особенностям, синтаксическим конструкциям. Все это одновременно характеризует стиль писателя, его идеосинкразию в выражении своих мыслей и формирует так называемое послание писателя к читателю. Совершенно естественно, что главную роль в этом процессе играет семантика употребляемых
в художественном тексте слов: это, в первую очередь, ключевые слова — самые повторяющиеся значения текста, образующие топикальные цепочки слов и формирующие темы и подтемы текста, повторение определенных сем реализуется синонимами, антонимами, гипонимами и семантическими дериватами; это и лексические выразительные средства, акцентирующие те или иные значения, — метафоры, сравнения, эпитеты и другие стилистические фигуры. Синтаксические конструкции — синтаксические синонимы и синтаксические противопоставления, эмфатические конструкции — также способствуют формированию основных идей текста.
Далеко не всегда основная идея художественного произведения лежит на поверхности. Распространенной техникой, используемой писателями, является создание символов и подтекста. Одна из целей данного пособия — рассмотрение методики создания символов в художественном тексте на основе многократного повторения определенных слов и создания ассоциативных топикальных цепочек слов. Студентам также предстоит познакомиться с «методом айсберга» — психолингвистическим методом создания подтекста.
Пособие включает тексты рассказов английских и американских писателей XX века и вопросы для их самостоятельного анализа и обсуждения в аудитории, разработанные автором пособия. Предполагается, что студенты прочитав рассказ дома, по имеющимся вопросам сначала анализируют его самостоятельно, далее в аудитории с помощью преподавателя. За пятью текстами следуют статьи автора пособия, представляющие собой лексико-синтаксический анализ рассказов и эссе. Автор пособия советует студентам читать статьи после устной интерпретации рассказа
в аудитории, так как они развивают идеи, упомянутые в вопросах для анализа и, таким образом, проработанные на занятии, а также предлагают анализ дополнительных лексико-семантических, стилистических и синтаксических нюансов текста.
Рассказ Рэя Брэдбери, завершающий пособие, не снабжен вопросами, т. к. рекомендуется для зачетного самостоятельного анализа семантической структуры художественного текста.
Достарыңызбен бөлісу: |