Владимир Мономах
Давным-давно, много веков назад наши предки — древние славяне — создали одно из самых могучих государств того времени. Называлось оно Киевская Русь. Летописи сохранили для нас имена многих князей, которые основали русскую державу, укрепляли ее и берегли от врагов.
Среди самых первых собирателей земли Русской был и великий князь киевский Владимир — сын Всеволода Ярославовича и греческой царевны Марии Владимир - это его княжеское имя, хотя в православном крещении мальчика нарекли Василием, а по деду, византийскому императору Константину Мономаху, звали еще и Мономахом, что означает "единоборец".
И правда, Владимир с юных лет был крепок и силен, ловок и быстр. Он умел рубиться на мечах, биться на копьях, а также метко стрелял из лука, побеждал соперников в кулачных боях. С тринадцати лет Владимир ходил в военные походы участвовал в сражениях. А во время похода славян в Крым Владимир вызвал на поединок правителя-богатыря города Кафы и в честном бою победил его.
Еще мальчонкой вместе с отцом он много разъезжал по Руси. Однажды проехал в седле из Переяславля в Ростов через дремучие Брынские леса, где, по рассказам, обитал Соловей-разбойник. Там в глухомани жили еще по заветам языческой старины, верили кудесникам и зажигали погребальные костры.
Путешествия помогли Владимиру увидеть Русь такой, какой была она в то время, красивой и богатой. Но государство слабело день ото дня. Князь Ярослав Мудрый, дед Владимира, умирая завещал своим детям:
— Имейте любовь между собой Тогда Бог будет с вами, и Русь одолеет всех врагов. А если будете жить всегда в ссорах, то погибнете
Но князья забыли эти слова Они разделили Русь на отдельные небольшие княжества. Каждый хотел править сам по себе. Одним достались города побольше и побогаче, другим поменьше и победней. Родились зависть и обида. И каждому хотелось стать великим князем и править в столице - Киеве. Все торопились занять почетный трон. Из-за этого князья собирали войско и шли войной друг на друга. Русский поднимал меч на русского.
Побежденные бежали в соседние города, приводили за собой чужие полки, и снова лилась кровь.
- Воздвиг дьявол распрю в братии этой... - с горечью писал о князьях того времени русский летописец.
Летописи были полны страшными предзнаменованиями. Люди видели, как на небе всходила вечерняя звезда с кровавыми лучами, затмевалось солнце. Все предвещало беду и несчастья.
И беда пришла из южных степей. Оттуда на Русь и раньше нападали кочевые племена. Сначала это были хазары, потом печенеги. Но хазар разгромил князь Святослав и разрушил их столицу — город Итиль. Печенегов отучили убивать и грабить русские полки Ярослава Мудрого. Но прошло время, и появились новые кочевники - жестокие и коварные половцы
Они пришли из степей с большим войском и в жестокой битве недалеко от Киева разбили княжеские полки. Во время боя князья не смогли договориться, кто будет старшим. Никто не хотел помогать друг другу, каждый берег свои дружины. Поэтому и одолели их враги.
Киевляне спаслись за крепкими городскими стенами, а половцы начали разорять русские земли.
Им никто не мешал. Князья, вместо того, чтобы собраться и дать коварным степнякам отпор, воевали между собой. Запылали русские города — Минск. Новгород Смоленск, Муром, Ростов Князья изгнанные из своих уделов, искали защиту у чужеземцев — поляков, венгров, а иногда и половцев.
Заросли полынь-травою пашни, не слышно стало по утрам церковного звона, люди прятались по лесам, а тех, кого удавалось поймать, половцы угоняли в рабство "Печальные, измученные, истомленные голодом и жаждою, нагие и босые, черные от пыли, с окровавленными ногами, с унылыми лицами, шли они в неволю", — записывал в книгу монах-летописец.
Так гибельно распластали крылья над землей Русской вражда и несогласие
Когда умер отец Владимира Мономаха, сразу трое князей могли занять киевский престол. Жители хотели, чтобы великим князем стал Владимир Мономах. Но тогда вновь могли начаться раздоры и братоубийственная война. Мономах понимал это.
Чтобы ни с кем не ссориться, он уехал в город Чернигов, оставив столицу князю Святополку.
— Он старше и пусть княжит в Киеве. Я не хочу войны и кровопролития, — отвечал он. - Да не возрадуются враги Отечества.
А тем временем половцы не прекращали свои набеги Их предводитель — свирепый хан Боняк однажды чуть было не захватил Киев. Кочевники разграбили Печерский монастырь, главную святыню русского христианства. Видя, что русские не в силах объединиться, половецкие ханы начали против Руси настоящую войну Десятки тысяч конных кочевников грабили и разоряли богатые города и селения Киевской Руси.
И тогда настало время идти воевать самому великому князю Святополку. Он собрал свою дружину, вооружил киевлян и позвал на помощь других князей. Но все знали, что Святополк плохой полководец, и отказались идти вместе с ним в поход. А некоторые, из зависти, тайком помогали кочевникам.
На призыв из Киева откликнулся только Владимир Мономах да его брат Ростислав. Во главе своих дружин они и поехали на битву. Все русское войско собралось в Киеве и сразу же выступило в поход. Полки половцев ждали их на границе, на реке Стугне. Увидев, как много врагов, Владимир Мономах посоветовал отступить и собрать новое войско, больше и сильнее прежнего. Но Святополк не послушался и приказал переправляться через реку.
Началась жестокая сеча. Мономаху со своей дружиной тоже пришлось вступить в бой. Русские сражались храбро, но врагов было слишком много. Тогда дружины отступили к реке. Кто умел плавать - переплыл, спасаясь от стрел кочевников, на другой берег, но многие утонули. Погиб и брат Мономаха. Владимир бросился его спасать, и сам едва не пошел ко дну.
После этого сражения путь кочевникам на Русь был открыт. Святополк хотел помириться с ними, но когда одни ханы мирились с русскими, другие разоряли их города и села
Владимир Мономах понял, что Святополк не сможет в одиночку одолеть кочевников. Пока каждый воюет лишь за свой удел, половецкие конники будут сильнее.
И Мономаху пришлось отложить в сторону меч. Он объехал всех князей и уговорил их собраться в городе Любече Неохотно соглашались князья, но и они начали понимать, что в одиночку против степняков не выстоять.
- Зачем губим мы Отечество? - говорил им Мономах. — Зачем враждуем между собой? Половцы разоряют Русь. Радуются, что мы воюем друг с другом и не можем помириться.
Князья выслушали Владимира и решили по старшинству и уговору разделить без обид уделы. А потом поклялись жить, не нарушая согласия и вместе карать тех, кто поднимет руку на своего. Все целовали крест, обещая, что если кто-то из князей нападет на другого, то остальные должны наказать зачинщика.
— Отныне объединимся единым сердцем и будем свято блюсти землю Русскую! - сказал Мономах.
Но распри и ссоры на Руси прекратились не сразу. По-прежнему кое-кто из князей тайно помогал половцам. А одного князя даже оклеветали и с согласия Святополка ослепили...
- Не бывало еще ни при дедах, ни при отцах наших такого зла! — ужаснулся Мономах, когда узнал об этом.
И снова начались усобицы, и снова князья стали призывать на помощь половцев, и снова запылали города и села. Вот тогда не выдержали простые люди, собрались и пришли к Мономаху. Все знали, что он призывает князей к миру и хочет дать отпор врагам.
— Молим, княже, тебя и братьев твоих, да не погубите землю Русскую! - сказали горожане Владимиру.
По словам летописца, Мономах отчаялся до слез:
— Воистину отцы и деды наши собирали землю Русскую, а мы хотим ее погубить!
И решил он заново собрать князей. На этот раз ему удалось успокоить и примирить враждующих. Князья договорились общими силами выступить против жестоких кочевников.
Зимой, когда степь покрывали глубокие снега, половцы откочевывали на юг, чтобы прокормить своих коней в тех краях, где оставалась хоть какая-нибудь трава. Поэтому весной их изголодавшие и обессилевшие скакуны не могли передвигаться быстро. Мономах не собирался ждать, пока половцы вновь соберутся с силами и нападут на Русь. Он решил сам идти в степь. Однако дружинники Святополка не хотели воевать.
- Нам придется взять лошадей у крестьян, а весной нужно пахать землю, — говорили они в оправдание. — А войско в походе потопчет посевы.
- Удивляюсь я вам, дружинники, - отвечал им Владимир. — Лошадей, на которых пашут, вам жаль, а самого крестьянина нет? Ведь наедут половцы и убьют его, а лошадь заберут. И семью угонят в рабство.
Убедил Мономах дружинников, и Русь выступила в поход.
В степь князь повел не только конных но и пеших воинов. Конные двинулись по берегу Днепра, а пешие сели в ладьи и поплыли по реке. Потом обе части войска соединились и направились в глубь степи, где были зимние кочевья половцев.
Когда те узнали, что русские полки уже близко, то один из ханов, старый и мудрый Урусоба, сказал на общем совете.
- Попросим мира у русских. Мы причинили им много бед и сотворили много зла. И раз они пришли к нам в степь, то будут сражаться до конца.
Молодые и гордые ханы ответили ему:
— Мы не боимся русских. Убьем их здесь, а потом пойдем на Русь и захватим их города.
Половцы привыкли нападать неожиданно быстрыми летучими отрядами, а потом скрываться. По числу воинов они намного превосходили русское войско. Их ханы побеждали благодаря внезапности, жестокости и коварству.
Русские дружинники были стойкими и мужественными бойцами. У них были опытные воеводы. Они знали, как правильно рассчитать в бою свои силы, как строить войска и как вести битву по всем правилам ратного искусства.
Половцы умели налетать и грабить Русские - сражаться.
Обе рати сошлись на рассвете. "Двинулись полки половецкие, как лес, конца им не было видно", — записал летописец об этой битве. В центре своего войска Владимир Мономах поставил пеших ратников. Они были вооружены длинными копьями и большими, окованными железом, щитами. Эти ратники должны были сдержать натиск врагов.
Одна атака сменялась другой, но половцам так и не удалось прорвать ряды русских воинов. Уже много кочевников нашли свою смерть, а силы остальных таяли. И тогда с боков по ним ударили русские конники. Степняки смешались и обратились в бегство Они так делали всегда, но на этот раз уди рать и м было некуда. Ведь бой шел недалеко от стойбищ.
Русские наголову разбили половцев и захватили богатую добычу: шатры, повозки, огромные табуны коней. Воины освободили множество русских пленников, которых кочевники не успели продать в рабство. В этом бою двадцать половецких ханов погибло. А один — Белдюз — попал в плен и стал предлагать Владимиру выкуп, обещая много золота и серебра.
- Много раз мы мирились с вами, а вы потом ходили воевать землю Русскую, - ответил ему Мономах. - Я не верю тебе. Вы опять нарушите договор. А золота и серебра мне не надо.
Поход закончился полной победой русских. Это был первый большой разгром кочевников в их собственных землях. Они так и не оправились от поражения. И хотя Мономаху пришлось воевать с ними еще несколько раз, победа всегда была на его стороне
Все это время Мономах оставался простым удельным князем и жил в городке Переяславле. На киевском престоле сидел великий князь Святополк. В последние годы его обуяла жадность, ради этого он даже стал торговать солью. Это было позорное занятие для князя-воина, защитника Отечества
Святополк умер, презираемый киевлянами. Когда разнеслась весть о его смерти, горожане кинулись громить лавки чужеземных купцов. Ведь они с согласия Святополкаа давали в долг деньги киевлянам, а потом, если деньги им не возвращали вовремя, забирали в рабство свободных русских людей. Купцы платили Святополку и тот защищал их.
Киевляне сошлись на вече и позвали на его место великого князя Владимира Мономаха Они требовали только его и не соглашались принять никого другого
Мономах стал великим князем. Первым делом он навел в стране порядок, строго наказывая тех, кто преступал законы или наносил вред государству. Он мудро и справедливо решал споры и разногласия. А когда стихли внутренние раздоры, то присмирели враги и за рубежами Руси. Мономах отменил те законы, которых подкупом добились чужеземные купцы Он запретил отдавать в рабство за долги свободных людей.
В народе любили и почитали великого князя Мономаха. Время его княжения стало для Руси временем покоя и благоденствия. Ни половцы, ни другие кочевники не решались больше нападать на Русь. И удельные князья, боясь гнева Мономаха, уже не ссорились между собой.
Слава Владимира Мономаха разнеслась дзлеко. и на Запад и на Восток. Он был женат на английской королевне Гите Гарольдовне. Его дети и внуки породнились со шведскими, норвежскими и византийскими королями и императорами.
Великий князь щедро одаривал монастыри, построил множество каменных церквей. заложил много новых городов. В Киеве он возвел первый мост через Днепр.
Во времена Мономаха началось составление русской летописи — "Повести временных лет". Согласно легенде ее написал монах Киево-Печерской лавры Нестор. Летопись начинается словами "Откуда есть пошла Русская земля". Эти слова давно уже стали крылатой фразой.
Вскоре были созданы и жития первых русских святых: княгини Ольги, князей Владимира Святого, Бориса и Глеба. Сам Владимир Мономах тоже стал одним из первых русских писателей. Он написал "Поучение" своим детям, которое можно рассматривать как открытое письмо всей земле Русской и особенно боярам, а не собственным сыновьям, к тому Бремени людям уже зрелым, имеющим взрослых детей.
В этом "Поучении" он — самый великий и богатый среди всех царей, королей и императоров всего мира - наставлял:
— Сироте подавайте, вдовицу оправдывайте, и не давайте сильному губить человека. Старого чтите как отца, а молодых как братьев. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. И Бога ради не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию.
Он учил детей все делать самим, во все вникать, не полагаться на слуг, хранить клятву и не допускать беззакония.
Во время войны князь должен сам наряжать стражу, в походе не снимать с себя оружие, а проходя с войском по русским землям не делать вреда жителям и не портить посевов в полях.
Владимир Мономах стал в истории Киевской Руси третьим после Владимира Святого, который крестил Русь, и Ярослава Мудрого величайшим самодержцем, Всю жизнь он заботился о силе, единстве и красоте земли Русской.
Его начинания продолжил сын — князь суздальский и киевский Юрий по прозванию Долгорукий, основавший в 1147 году город Москву, ставшую потом столицей Московского государства и нашей с вами столицей. Так именем и делами Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого связана история Киевской Руси с историей России и нашим сегодняшним днем.
Особенно знаменит царский венец князя Владимира — шапка Мономаха. В русских летописях сохранилась легенда, в которой рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Византию, император добровольно выслал ему знаки царской власти. Этим он как бы передавал Руси древнейшие права Рима и Царьграда-Константинополя на власть.
Византийские послы поднесли великому князю киевскому святой крест животворящего дерева, золотую цепь и бармы - оплечья, отделанные жемчугом, Преподнесли они и царский венец — круглую шапку, украшенную соболиным мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Ею венчали на великое княжение и царство всех русских князей и царей.
Только когда царь Петр I стал императором, а Россия — империей, императоров начали короновать короной Российской империи.
А шапка Мономаха и по сей день хранится в Москве, в Оружейной палате Кремля и хранит память о великом князе Владимире Его сила и мудрость когда-то спасли Русь от разорения, и имя его служило символом власти и разумного правления.
Совместное издание с Товариществом “Литературая Россия”
Для младшего школьного возраста.
Из серии “Жизнь великих людей”
(с) В.Т.Бутромеев
(с) Н.А.Болдырева
(с) Издательство “Граница”, 1993
Достарыңызбен бөлісу: |