ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
ДАГЕСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПОИСКИ
ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
З.С. Арухов
Современные преобразования в российском обществе, переход его в качест-
венно новое состояние глубоко затронули основы
жизнедеятельности как
общества в целом, так и каждого человека, социальных групп и этнических
образований. В 90-х гг. XX в.эти изменения в значительной степени обостри-
ли проблемы межнациональных отношений и внутренней конфессиональной
толерантности дагестанского общества. Вместе с тем радикальные транс-
формации последнего десятилетия не привели в Дагестане к территориаль-
ному расколу, пересмотру границ, массовым
внутренним вооруженным
столкновениям и кровопролитию. Иными словами, выраженная полиэтнич-
ность республики и высокий уровень религиозности населения в условиях
поликонфессиональности оказались не фактором развала, а основой форми-
рования устойчивой структуры внутриполитических сил.
Северный Кавказ, является полилингвистичным и поликонфессиональ-
ным регионом, население которого
также принадлежит, по меньшей мере, к
трем языковым семьям, исповедует три мировые религии —
христианство,
ислам и иудаизм. Но, как и в Дагестане, несмотря на этнолигвистические и
этноконфессиональные различия, у народов Северного Кавказа много общих
этнических традиций, носящих общерегиональный характер, в то время как у
дагестанских народов они носят общереспубликанский характер.
С учетом особенностей, присущих всему региону, а
также с точки зре-
ния выраженной этноконфессиональной толерантности значительный инте-
рес на современном этапе представляют этноконфессиональные процессы в
одной из самых многонациональных республик Северного Кавказа — Рес-
публике Дагестан.
На территории Дагестана проживают представители 102-х национально-
стей. При этом к числу т. н. коренных относятся народы, принадлежащие к
трем языковым семьям. К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской
семьи языков относятся
аварцы (вместе с 14 этносами, имеющими самостоя-
тельные, но
близкие аварскому, языки, а именно,
ахвахцами, каратинцами,
2
андийцами, ботлихцами, годоберинцами, тиндалами, чамалялцами, багула-
лами, хваршинами, дидойцами, бежтинцами, гунзибцами, гинухцами и ар-
чинцами),
даргинцы (включая
кубачинцев и кайтагцев),
лезгины, лакцы, та-
басаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы. К
тюркской группе
алтайской языковой семьи относятся
кумыки, азербайджанцы и ногайцы. К
индоевропейской языковой семье принадлежат
русские, таты и
горские ев-
реи, говорящие на
татском языке, который относится к иранским языкам.
В республике нет т. н. «титульной национальности», но её политическими
атрибутами наделены в настоящее время 14 национальностей Дагестана.
Для Дагестана характерны несколько
этнически специфических черт,
без учета которых трудно понять и полнее осветить не только вопросы ме-
жэтнических конфликтов, но и специфику восприяти национальной идентич-
ности. Прежде всего это, отмечаемая многими авторами, полиэтничность.
Этнический состав и основные тенденции этнодемографического развития
современного Дагестана определяют его наиболее многочисленные нацио-
нальности.
Прежде всего к ним относятся аварцы, даргинцы, кумыки, лезги-
ны, русские, лакцы, табасараны, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, евреи,
рутульцы, агулы, украинцы, армяне, татары, цахуры. На долю этих этносов
приходится 99,9% населения Дагестана. Вместе с тем, прослеживается кол-
лективное численное преобладание пяти этносов
над всеми остальными на-
родами республики. Речь идет о численном превосходстве
аварцев, даргин-