А абхазия. Абхазы. Земля и народ у Чёрного моря (Грузия). Это название имеет в своей основе одну из санскритских лексем: “abhasa” сияние, блеск, видимость



жүктеу 11.21 Mb.
бет1/78
Дата15.06.2016
өлшемі11.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   78


А

Абхазия. Абхазы. Земля и народ у Чёрного моря (Грузия). Это название имеет в своей основе одну из санскритских лексем: “abhasa” - сияние, блеск, видимость (посвящение Деннице; Астрахань) “abhu” - светить, сиять, становиться явным (Денница), “abhas” – обращаться со словами, говорить (Указующая, Казань – Одыгитрия), “abhu” – пустой (Слобода). Названия Абхазия, Аджария, Сванетия образуют мифологический образ единства земли - Грузия. Ср.: древнеанглийское “hrus” – земля, страна.

Авары. Αβαρινοι. Название отмеченное в письменных источниках около 557 года. Ясности с этнической принадлежностью аваров не существует. Этим названием христианский мир мог характеризовать нехристиан – “a-vare” (“неверные” или “не христиане”, названия народов иной веры). Не следует смешивать название “авары” с названием “овары” (тот же оттенок что и “неверные”) в “Слове о полку Игореве” и с названием “аварины” (у реки Висла) от “aware” – знающий, осведомленный, а также сведущий, християнин. Основой названия "авары" может служить санскритское “av” (желать, любить, защищать; ср.: Волынь, как Хотин) или латинское "avare" (avarus, avaritia) - жадно, корыстно, алчно, скупость (от глагола "aveo" - страстно желать, жаждать, томиться). Это значение имеет глагол греческого языка "κισσαω" - "сильно желать" и существительное "κισσα", "κιττα" - сорока, сильный аппетит. В "Слове о полку Игореве" греческое "κυσσα" использовано в названии урочища "Дебрь Кисаню"; его славянское значение - в названии города "Сороки" на реке Днестр. Вместе с тем, греческая основа написания "авары" - "αβαρ" совпадает с "αβα", происходящим от дорийского слова "ηβα" - молодость, “ηβαω” - быть молодым, что перекликается с названием "юнаши" Велесовой книги. Так назывались воины ("union" – уния, союз, дружина, узы). Названия со значением "жаждать" (испанское “avaricia”), "быть алчным" (ср.: “захватчик”, “загарбник”), "резать", "охотиться", а также "толпа", "орда" соотносятся со значением "война", "поход-вояж". Для сравнения: "стады" - "орды". Ср. греческое "βησα" (от βαινω) - шагать, уходить, переходить (боспор – переправа, vadum, twer) - глагол, значения которого характеризуют кочевников-путывлян (метанастов). Но старославянское "овары" (например, у автора "Слова о полку Игореве" - "шеломы оварьскыя") согласуется с греческим "ουα" (латинское "vah") - возглас удивления, радости, досады ( "вахабиты" – “всадники” от санскритского “vaha”) и латинским "ova" ("ovare") - торжество по случаю победы, шуметь, галдеть, кричать в топониме "Каховка" (греческое "καχαςω" - хохот, смех, насмешки и ср. "бъсови врани граяхуть", где "граять" - "шуметь"). Можно сравнить также название "авары" ("жадные" - набеги) и "нестяжание" староверов. Греческое "αυω" - "зажигать" (призыв), "кричать", "поднимать крик" согласуется с латинским "aveo" - хотеть, желать; "auarus" (avarus) - "лихоимец", "ростовщик", "avaritia" - "лихоимство" (лихварство). “Лихоимцами” называли людей торговли. Интересно сравнить этноним "авары" с еврейским "авар" - перешёл, прошёл ("transitis per viam" - "проходящие путём, дорогой"). Такое же значение имеет этноним "метанасты" (μεταναστασις - переселение, "метафора" - "перенос", но "μετανοια" - раскаяние, перемена мыслей). Другое сравнение: еврейское "хазар" – “вернулся”. В "Повести временных лет" эти “авары” названы "агарянами" или "исмаилитами". Еврейское "агарь" (от Агари родился Измаил) имеет значение "бегство" (бежняки, половцы). В Новом Завете состоянию Агари уподобляется состояние ветхозаветной церкви. Автор "Слова о полку Игореве" указывает на то, что "половцы бегут" (бежняки – Хованщина, мориски, моксель), они сравниваются с "воронами" (они – босуви). Половцы занимали земли так называемых “бежняков” (ср.: санскрит “моксель” – “Хованщина” и латинское “москали”). Испанское "avance", "avanzada" - движение, передовой отряд. Арабское „awar“ – означает „вред“, „повреждение“ или украинское „вада“, „кривда“, „зло“; персидское „avar“ - бродяга, задира, бездельник, то же самое, что в турецком “bos” (“босуви” врани в “Слове о полку Игореве”) – “пустые” или “праздные”, как и “avara” – бродяга, броднык, праздношатающийся, незанятый (каким-либо делом – Босния, или “босуви врани” в “Слове о полку Игореве”). Санскрит “ava(s)” – благосклонность (siva), “avara” – нижний, дольный – “понизовцы” – “низовые” в отдличие от “верхних” (см.: Бессарабия или “Бассарабия”, “половцы”). В ряде случаев название “авары” соотносится с названием “албанцев” (“alb” – пустынь или ясынь). Для ср.: сочетание “a-vara” и Avaricum – город битуригов в Аквитании. См.: Босния, Овары, Половцы, Сербы, Татары (санскрит “tati” – множество, орда). См.: Аварины.

Аварины (у реки Вистулы). В английском языке “aware” – “знающий”, “свідомий” как и “scio”, “scitum”. Полиноним от гидронима “Висла” (старонемецкое “vis” – знание), названий “Перемышль” или “Познань” (познание, знание). В письме некоего аббата (Бишофф относит это письмо к 788 году) аврины названы также канитами (Avarorum aut aetiam Canitum) от латинского глагола “cano” – вещать, проповедовать, а также – учение (знание). Синоним: укры (“оукъ” – наука, знание). Ареал расселения аваринов следует видеть между реками Укра (ныне Одер или Одра) до реки Сян (Сан) и нынешней Умани (Черкассы) и реки Синюха. Смысл “aware” (сведущий) имеют старославянское “оукъ” (Украина), немецкое “wis” (ср.: “Wis-la” – река Висла или София о Путеводной звезде) или же „weise“, “verständig“, „erfahren“, „alt“, „klug“, „kundig“, „schlau“ (знание, понимание, опытность, сведущий, разумный, хитрый), „scharfsinng“, „gelehrt“, которые присутствуют в фамилиях: Острозький, Разумовский, Мыслицкий. Синоним – “mari” (Botschaft, Kunde - Весть).

Авгуры. Предсказатели по птицам (по полёту, крикам, едению). Еврейское "менахеш", греческое "οιωνος" (птица, по которой гадали). В послегомеровскую эпоху гадатели по полёту птиц сопровождали армии. Эту роль в войсках древних славян выполнял Боян. См.: Боян, Байда.

Август. Восьмой месяц года (двенадцатый по церковному календарю). Древнее название месяца "зарев", украинское название "серпень". Месяц Дивы и Ильи Громовержца. "Virgo" - Diva, но при этом "virga" - "жезл", "прут", а французское "vierge" - девственность. Символы месяца августа - сноп и серп. Этот месяц назывался также "Τριπτολεμος" или "Τρι-πολος" - "трёхупряжный" - о трёх богинях: Гере, Афине и Афродите. Триптолем - изобретатель плуга. У славян, как сообщается в Велесовой книге, это - Велес: "Влесо научил землю пахать". Значение "учитель" имеет имя "Матфей". Латинское "matheus" - в названии „Матвеев Курган“ (“Ахилов Бег” – от латинского “curr” - бег). Название месяца можно сравнить с названием "тризубец" - "Τρι-βολος" - предмет с тремя остриями (вістря); "βελος" - трезубец, или "волчец". Впомним при этом о присутствии "волка" в образе "Ахиллова бега" в гидронимии и топонимии земель "козацких вольностей" (бег Возничего вслед за Луной к закату солнца). "Август" - это также широко применявшееся величание императоров. Основой названия месяца является шведское "gust" - кий, булава, шест. Булавоносец (латинское название „Claviger“ - Scithus) - так назывался Геркулес, посланец Геры. "Кий" или скипетр - символ власти, как и булава гетмана. "Βουλα" - „решение“, „совет“, “рада” (при передаче донесений использовались булавы с намотанными на них свитками сообщений) и „булава“. Для ср.: французское „masse“ – булава гетмана и скифский этноним „массагеты“. Но кимрское „mas“ – „бог“, поэтому „массеи“ могут пониматься как „богуны“ или „бужане“. Столб, шест, кий, прут у древних соотносился с символами веры (столбы-идолы), государства (граничные столбы, жезлы, передача указов-булав), строительства, обработки земли, охоты, войны. Так, одним из родов готов являлся род ансов (от готского "ans" – шест, кий, бук). Ср.: род "ансы" и род "анты". Это название у готов соотносилось со значением "родить". Так же соотносятся название "Киев" (кий, булава-держава) и его греческое значение "Родень" ("κυεω" - "нести плод", "родить"). Латинское "augeo" - умножать, а "augustus" - обильный плодами. Первый в генеалогии ансов Гапт (ок. І ст. до н. э.) может быть назван "Кий" или "Рюрик" т. к. дорийское "γαπονος" в имени Гапт (но, санскрит “hap”) и латинское "ruris" в имени "Рюрик" имеют одиннаковое значение - "земледелец" или "землевладелец". В "Слове о полку Игореве" также присутствует символика столбов: "Оба багряная столъпа погасоста и съ нимъ молодая мъсяца" или "Хощу бо, рече, копїе приломити конець поля половецкаго съ вами, русици" (т. е., обозначить владения). Символику „столбов“, „шестов“, „копий“ несут в себе пограничные гидронимы - названия рек на границах Руси: Оскол (о молнии как "божьем копье"), Прут - "жезл" и "палка для битья" или “бук” в названии земли “Буковина” (река Прут – у Приска Панийского - "Дрекон"), „Уж“ (церковнославянское “ужжє”) в Закарпатье – прут (Rute), межа, бразд. У реки Прут („prut“) находился город Киевец. Для сравнения: имена и названия Кий, Густав (шведское „gust“ - шест), Бактрия (греческое „βακτρων“ - палка), массагеты, массеи (французское „masse“ – гетманская булава, но “mas” - бог), Стокгольм (английское "stock" – род, но немецкое „Stock“ – шест, палка), Беласток (латинское „bella“ - милая). Латинское "augeo" - множить, "augus" - действие божественного происхождения (ahnen, cerno - видение, предвидение) и ср. при этом "авгур" (augur) - птицегадатель, оракул, "avis" - "птица".

Авеста. Богиня древнеиндийской мифологии: санскрит “ave” – сходить, наблюдать, узнавать, знать. Ср.: Выжва, Гуйва, Смотрич, Стыр текущие в Припять, а также Чернигов. Но – Гестия (Εστια).

Авионы. Латинское название – Aviones. Небольшое население (племя), которое заселяло острова вдоль западного побережья Ютландского полуострова. Упоминается только у Тацита (“Germania”). Название “авионы” можно пояснить латинским словом “avis” – птица или же латинским “avi(us)” – беспутный, непроходимый. Ср.: топоним “Птичь” в Беларуссии. В данном случае у К. Тацита племя названо по топониму. В греческом языке “птица” – “ποτη” в фамилии “Потий” (Іпатій Потій).

Аврора. Aurora. Утреняя заря, вестница Солнца. Лужицкое - Jutrenka.

Авсень. В Велесовой книге - Овсень. "Овесень" (латинское "ave", "ovo" - радуюсь, желать) - первый праздник весны, как начало лета, тепла. На Украине отмечается "Олекса Теплий". Старейшины на вече избирались "от Овсяны до Овсяны" – от Благовещения. В древности год начинался на Овсяну. Традиция проводить "Раду" (совет, вече) в месяц Радогощ сохранилась на Украине: Переяславская Рада и Рада по объдинению ("злука") Украины в единую державу проходили в начальный месяц года. Радогощу („творящему Раду“, где вторая составляющая этого названия „-гоща“ от „гошити“ – „діяти“ или „творить“) посвящены слова украинской рождественской песни: "Нова Рада стала, яка не бувала, над вертепом Звізда Ясна весь світ осіяла". Украинское слово "різдво", прилагательное "різдв'яна" имеет своей основой греческое "Ριςα" - начало, основание, корень; латинское "radix" - "начало" и ср. "Радыч"). Так же и в санскрите лексема “avs” (aves) – радость, отрада, желание.

Авсонии. В "Истории" Приска Панийского калька: греческое написание латинского названия "Αυσονιων". Авсонийцы – жители южной, а затем и всей Италии. В переводе с латинского "ausio" - "смелость", а также - шуметь, играть, журчать, звенеть, воспевать, восхвалять, произносить, говорить. У Приска речь идёт о нынешней болгарской Лудыгории на правом берегу Дуная у Чёрного моря. Латинское "ludus" в названии "Лудыгория" - игра, созтязание, школа (латынь "scola" - "Січ", "hansa", таша) или "яркое сияние". Синонимом к этнониму "авсонии" является название "Шумская земля" ( Болеховская), т. к. глагол "шуметь" можно заменить глаголом "граять" - "шуметь" и поэтому в данном случае возможно название "Грайворон". Правда, английское "gravy" ("greivi") – выгода, корысть, выторг (место, где легко достаются деньги, иначе - "синекура"). "Боспоры" воспринимались древними как "место, где легко получать деньги". Выгода – это также мыто. См. топоним в Одесской области: Выгода. Диалектное "луд" (в кельтской мифологии „Лудус“ – „божество света“, „божество солнца“ – Гелианд, Митридат, Троян или Урим) - "ярко светить", "сиять". В этом значении название "Лудыгория" - синоним названия "Иония", "Переяслав". Следует также сравнить латинское "avsus", "ausus" - "смелъ", "смелость" и топоним "Смила" возле города Черкассы. Но греческое "σμιλη" в названии черкасского городка - резак, акинак, клинок - оружие скифов и козаков – „клинок“, а в санскрите “aves” (avs) – радость, отрада, желание, потребность.

Австрия. Немецкое название страны "Oesterreich" передаёт значение "Восточная земля" (от глагола направления "osten" „oester“ - „на восток“, украинское „на схід“). Название "Австрия" сочетается с наименованием реки Дунай у Геродота: "Истр" или "Eastr" (Oster) - "Восточный". Австрийцы употребляют основу "austra" (ostra), что означает "выше" (украинское „сходити“ – возвышаться, горные) или "Верховина", как и значение кельтского "alp" в названии "Альпы" - "возвышаться" или "воздвигаться", а само название "Австрия" можно понимать как "Сходняя", "Воздвиженка", "Вышняя". Это же значение имеет название "Бавария" (греческая основа "βαινω", "βω"). На украинском языке "воздвижение", "восход" - "Схід". Именно это значение имеют названия реки в Подмосковье - "Сходня" и посёлка - "Сходня", озера - "Истра", река "Угра" ("Угорная" - "Вышняя"). Это название посвящено Утренней заре, вестнице Солнца и птице Горлице, которая в рощах перед восходом Солнца кричит ("кичет") с появлением Красной зари на горизонте. Название Oesterreich синонимично названию "Галиция" (латинское gallicinium - рассветный) и названию "Украина" (Верховная), в переносном значении, как "восточная", - названию "Россия", если в этом названии видеть латынь ros ("Красная" - Ros, Rora, Rosa, Красный Восток, как и латинское "venus", но "veni" - приходить). Но в названии “Россия” основа “ross” – лес. Велесова книга называет Утренюю зарю "Сива" ("Siva" - "Сходняя"), почему земля на востоке Киевской Руси называлась "Сиверская". В словаре "Синонима славеноросская" Лаврентия Зизания "сивер" - "восток". Ср.: английское "see" - "видеть", "понимать", санскритское "siva" - "благоуветливая" (χαρ – Харков) или "благоприветливая", иначе - "охотная", "охотный" в названии улицы в Москве "Охотный ряд" ("вечевое рядение") или в названии моря - "Охотское" ("Сиверское море" - благоуветливое). Австрию называют "Austra" (латинское "austro" - "увлажнять") в честь Авроры-Росы. Но "auster" - юг, ливъ, как и греческое "υγρος" - мокрый. Кельтское "ugros" - холод, в отличие от санскритского "ugra" - сила, выше. Синонимы: Альпы (Верховина), Bayern (Бавария - Сходня), Галиция (Рассветная, но "gallyci" - "волынь"), Верховина, Угорщина, Изар, Мюнхен.

Авхаты. Так в описании Скифии Геродота (книга IV “Мельпомена”) назван род Липоксая, старшего из братьев, первых скифов, сыновей Таргитая. Значение названия в переводе с латинского языка „aveo“ – воля, хотеть, желать (украинское „воліти“ и латинское „volo“, „volui“) соотносится с названием „волыняне“ (галычане). Можно полагать, что основой названия „авхаты“ служит греческое „αυχεω“ (рассуждать, говорить, думать или обещать, а также – хвастаться). Это значение этнонима синонимично исторически известным названиям – „словены“ (говорить, но “love”) и „радымичи“ (украинское "рада" - совет, дума). Для сравнения: название городка Менск (от латинского „mens“ – мыслить) - районный центр в Черниговской области как Мыслич и как Чернигов-Радогощ. Значение "хвастаться" согласуется с древне-английским глаголом "boian" – говорить гордо, возвышенно, надменно (украинское „казати“) и прозвищем "баюны". В "Аргонавтах" Валерия Флака Авх - имя предводителя аргонавтов, иначе - Вышата, Антенор. "Авх" у Валерия Флака имеет "священную голову с оголенным челом", т. е., он - рыцарь Дивы. Так же выглядел Святослав Киевский Хоробрый и запорожцы, посвятившие себя Диве-Богине. Греческое "αυχα" - "гордо", „αυχην“ – раздор, распря, спор („ретивый“), что поясняет названия „Волынь“, "Гордыни Борусенские" Велесовой книги и имя "Гордыня" (Гордята), а также значений древне-славянского „ковъ“ (ковъник) и ковуи черниговские, которых возглавлял воевода Ольстин Олексич, приглашённый князем Игорем Сиверским в поход на половцев. Это же название можно выразить санскритским языком: “av+hat”, “av+hatta” – насыщать силой, принуждать, сверкать (латынь “mico” – сверкать). См.: Волынь, Тыверцы, Черияне, Бож (Словута).

Агамемнон и Клитемнестра. Αγαμεμνων (царь Микен, предводитель греков во время Троянской войны) и Κλυταιμνηστρα (дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона). Агамемнон – от “aga” – разум (вышина, гора) и “memnos” – память (но греческое “αγαμαι” – порицать, т. е., он - Водан или Один, а синонимами к этим значениям служат: Ярослов, Щек или Руга). Необходимо учесть, что в греческом языке “αγαθος” –имеет смысл хороший – в физическом и нравственном отношении – добрый. В имени “Клитемнестра” первая часть этой лексемы-композита “κλυτο” – славить, “εμνεστι” – свобода, воля, слобода (Лыбидь, Лоузера), но индо-европейское “nestra” – дом, гнездо (Родослава, Кунимунда). См.: Атрид.

Агафирс. В греческом варианте легенды о первых братьях-скифах это - имя старшего из них. Другие – Скиф и Геллон. В переводе с греческого "αγαθος" - добрый, славный (по происхождению и в нравственном значении), благородный, справедливый, храбрый (ср. Добрыня). Вместе с тем “ηγα-θεος” – божественный, священный (эпитет городов и стран). В санскритском “aga” – “гора”, “дерево”, “неподвижный”, “твёрдый”; “agha” – “зло”, “лыхо”. Лексема “thirs” – жезл, но древнеанглийское “feorh” – жизнь, душа (люди). Композит слов “aga” и “thirs” образует значение имени Агафирс как обладателя жезла-булавы или посоха: Кий. В последних значениях “aga” (лыхый) имя Агафирс - синоним имени “Щек” (Дир, Мал, Ярый). Готское "aga", "aha" - "разум", „смысл“, „понимание“ (Радым - "Мудрый", „Вещий“, „Когань“ или „Осмомысл“). готское "ahjan" - "верить" и в этом значении имя родоначальника агафирсов синонимично имени "Радым" ("советующий" - "Мудрый", „Осмомысл“), а этноним "агафирсы" синонимичен этнониму "авхаты" и "скифы" (от латинского глагола "scio", "scitus") или „радимичи“ („рада“ как „совет“, „вече“). При этом, греческое "αγος" - "святой", а "Агафирс" - "святая ветвь", "священный прут" (жезл, кий, прут). Немецкое "die Rute" – “прут” и ср. "Рутения" (ruta) или „die Gerte“ - “прут” и топоним “Герта”. См.: Агафирсы, Иданфирс, Лемки, Липоксай, Буковина, Щек.

Агафирсы. Род старшего из братьев-скифов Агафирса. Перевод греческой лексемы "αγαθος" как "славный", открывает этноним "славы", как они названы в "Слове о полку Игореве". Но композит слов “αγω” – указывать, а “θυρσος’ – жезл Вакха (прут, лоза, бук), т. е., Склавины (Sclaueni). Геродот сообщил, что агафирсы отказались присоединиться к скифскому союзу во главе с Иданфирсом против нашествия персов во главе с Дарием. Агафирсы, по замечанию Геродота, любили золото. Это упоминание заслуживает внимания: золотые украшения широко использовались в храмах славян Червенской Руси. Следует также обратить внимание на названия "Москва златоглавая". Агафирсы (радымичи-украинцы) мигрировали на северо-восток. Но уже около 1238 года этими землями овладела Золотая Орда. См. Золотая Орда. Это же значение имеет название "любимичи" (латинское "lube" - "libe") в Велесовой книге. При этом, композит готского "aga", "aha" (разум) и древнего английского “feorh” (люди) или староверхненемецкого “firaha” или “firahia” (Menschen) может указывать на топоним "Перемышль" или "Угнив", которые имеют значение "ум", "разум", "мысль" (радимичи, украинцы от лексемы “оукъ” – наука, поучение, порада или рада) и посвящённых Луне (Диане-Мысле). Композит “aha+thyrs” может означать жезл (прут) или немецкое “Rute” (Gerte, Прут) о “рутенах”. В санскрите “aga” – гора, дерево, неподвижный; “agha” – злой, “лихий” (“αγος” – как порицание), что соотносится с именами “Дир”, “Мал” (“dyrus”, “malus” - гнев) и “Щек”. В санскрите “aghatir(th)as” (одолевающий зло, порицающий зло - ругии) указывает на ругиев или ульмеругов (Йордан, “Гетика”). Важно учесть, пояснение, что агафирсы между собой называли друг друга братьями и родными (любимичи). Это значение имеет название Беласток (см.). Эта традиция (братства) отмечена в “Слове о полку Игореве”. Их места обитания отмечены севернее Карпат, а со временем – севернее Чернигова. Так расселены украинцы-перемышляне (от Перемышля до Умани), а затем – Чернигов, Медынь, Перемышль, Агеево, Суздальщина. См.: Рутены.

Агеево. Топоним на границе Тульской и Калужской областей. Готское “aga” (aha, ahara) – “разум” (konde, conde) передаёт значение соседнего Перемышля или, например, Умани, Укермарка. Калужский Перемышль назван в память о галицком Перемышле. См.: Радымичи и Перемышль, а также Медынь, Кондрово, Калуга, Зарайск.

Агмунда. Готское имя Анастасии, третьей дочери Ярослава Мудрого. В основе имени готское “aha” (aga) – разум, ум. Синоним – София. Так её называли в западных хрониках. Анастасия-Агмунда была женой Андрея I, угорского короля. Основала монастыри в Вошгороде и Тормове.

Агнянская земля. Земля проживания варягов в южной Балтике. „Агнь“ – “огонь”. Значение “огня”, “горения” имеет топоним „Brandenburg“ или „Огнищанская земля“. Это же значение имеют названия „уриме“ в „Слове о полку Игореве“, „урмане“ и топонимы “Луганск”, “Лугины”. В этих названиях отражено наличие в местности горючих ископаемых. В санскрите “agni” – огонь, жечь, бог огня (главное ведическое божество). Санскритское “bharata” (речь) – относящийся к Бхарате, эпитет Агни, а в Украине - Пирогоща. Указующая – Путеводная звезда, Одыгитрия. По обычаю древних беседа велась у огня (пиро). Ср.: река Горынь (Горящая и Вышняя) и река Словечна (Казань) - Указующая. То же – гора Гиполая и топонимы: Неаполь Скифский, Проскуров, Плоскиров, Дрогобич и др. В этих гидронимах и топонимах – посвящение Одыгитрии и Украине.

Агриппа. Ирод Агриппа I - внук Ирода Великого. Индо-европейское "agro" - "вершина", "мыс", как в имени Илларион “ριον” - вершина. При этом, санскритское “agra” – первый, передний (ср.: “Avel” и “Каин”), лучший, главный, основной, вершина, поверхность, начало.

Адам. Основа имени - индоевропейское "adh" - "изначальность" и "судьба", древнеиндийкое и индоарийское „adi“ – „начало“ (дня) и ср.: „Ева“ - рождать, являть. По предположениям древних (см., например Иосиф Флавий, "Иудейские древности") имя "Адам" означает "красный" поскольку Бог сотворил его из красной глины. Такой состав (цвет) девственной нетронутой почвы. По другим утверждениям имя "Адам" имеет своей основой слова "adam", "adamah" (почва), переходящем в ассирийском языке в слова "admnu" (здание), "admu" (дитя) и поэтому это имя несёт значение "сотворённый", "рождённый", т. е., "сын", а само слово "adam" получило бы значение обработанной почвы в отличие от девственной, нетронутой (целина, степь, залежи). В своём значении как "сын" - "Адам" может пониматься как "солнце" (английское "son", немецкое "Sohn" и “Sonne”). Впрочем, полагают также, что в арамейском языке имя "adam" имеет значение "кровь". Кровь – красная, как и рассвет. Таким образом значения имени "Адам" многовариантно, в том числе, - синоним имени "Рюрик", которое имеет значение "почва" (обрабатываемая земля, "rus") и "красный-славный" (russus - ροδος). Еврейское "dam", "demut" в имени "А-дам" несёт значение "подобие", переносное значение "мыслить". Многозначность образа в названиях и именах присуща древнейшей мифологии. Всё же, основное значение имени Адам – санскрит “diva adi” – “Начало Дня”. “Рождающий День” – “Урим, Троян”, как и Утренняя заря – Красный (Черемный). См.: Адамполь, Синюха. Нообраз начальности или зачатия имеють названия Киев (греческое “κυεω” - нести зачатие, нести плод, родить), Атлантида и Зачатьевскиий монастырь и переулки в Москве.

Адамполь. Городок в Хмельницкой области (ранее – Проскуровская). Основой топонима “Адамполь” служит индоевропейское "adh-" - "изначальность". Топоним "Адамполь" является синонимом названия города "Теофиполь" - "Исток Буга" (“adi”, „φυ“ – изначальность, исток). См.: Гипанис, Проскуров, Плоскиров, Теофиполь.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   78


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет