И. Д. Лельчицкий Д38 Детское кино детям



бет1/18
Дата13.07.2016
өлшемі4.23 Mb.
#197140
түріСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное

учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся

в длительном лечении «Медновская санаторная школа-интернат»

ДЕТСКОЕ КИНО – ДЕТЯМ!
Материалы научно-практической конференции

Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля

ТВЕРЬ 2014

УДК 087.5:791.43(082)

ББК Щ378я431

Д38

Научный рецензент



доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогики,

социальной работы и социальной психологии

Тверского государственного университета

И. Д. Лельчицкий
Д38 Детское кино – детям: материалы научно-практической конференции Четвёртого Тверского межрегионального кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов, предисл. О.А. Баранова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 276 с.
Сборник содержит доклады, представленные на научно-практической конференции «Актуальные вопросы кинопедагогики и медиаобразования», которая состоялась 25 апреля 2015 г. в рамках V Тверского межрегионального кинофестиваля «Детское кино – детям!». Конференция по осмыслению и обобщению опыта социальной адаптации детей средствами кино проводится с 2010 г. на базе ГБООУ «Медновская санаторная школа-интернат» с. Медное Тверской области.

Сборник адресован педагогам образовательных учреждений – руководителям, учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также всем, кто интересуется проблемами киновоспитания детей и юношества.


УДК 087.5:791.43(082)

ББК Щ378я431


При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115-рп.
© Солдатов В.В., 2014

© Авторы статей, 2014

© Тверской государственный

университет, 2014

© Медновская санаторная

школа-интернат

ПРЕДИСЛОВИЕ
Успешно завершил свою работу юбилейный V Тверской межрегиональный кинофестиваль «Детское кино – детям!», в рамках которого проводится научно-практическая конференция «Актуальные проблемы кинопедагогики и медиаобразования», предусматривающая формирование активной позиции современного педагога, обсуждение теоретического и практического опыта по киновоспитанию школьников на современном этапе, изучение технологии интеграции духовно-нравственной составляющей в современную практику киновоспитания школьников.

С каждым годом происходит расширение состава участников конференции, в ней принимают участие ведущие специалисты по проблемам кинообразования из гг. Москвы, Ярославля, Кирова, Екатеринбурга и других городов России. Особенностью нынешнего фестиваля явилось участие в конференции специалистов уникальной Таганрогской школы кинообразования (руководитель проф. А.В. Фёдоров), а также медиапедагога и теоретика медиакультуры Высшей школы прикладных наук Ф.Т. Майера (г. Дюссельдорф, Германия).

Вниманию читателя представлены расширенные тексты докладов, прозвучавшие на конференции. Ведущие специалисты в области медиаобразования Е.А. Бондаренко и С.Б. Цымбаленко (г. Москва) остро поставили проблему о том, что искусство экрана до сих пор остаётся нераскрытым для школьников, хотя образ мира на малом экране (телевизора, компьютера, планшета) стал совсем другим.

Совокупность масс-культуры, обладающей чёткими деструктивными тенденциями и проявляющейся на телевидении, в кинематографе, на театральных подмостках, в современных выставочных залах и даже в индустрии игрушек, как убедительно доказывают исследования И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой (г. Москва), Е.В. Козловой (с. Медное Тверской области) стала крайне опасной для формирования нравственного начала растущего человека, его национального самосознания. Природа экрана двойственна: он может быть проводником как произведений искусства, так и каналом массовой коммуникации, по которому в дом приходят «отравляющие сознание» медиатексты.

Е.А. Бондаренко справедливо отмечает, что для современных школьников кинематограф остаётся наиболее популярным искусством. Знания о мире, культуре отношений ребята берут именно из мира кино. Современный кинорепертуар, к великому огорчению, однообразен, доступ к киноклассике по многим причинам затруднён. А между тем, именно в школьном возрасте формируется отношение к миру, которое потом будет воплощено в мыслях и поступках.

Великолепна идея Е.А. Бондаренко о том, что именно в настоящее время актуально изучение киноклассики как отечественной, так и зарубежной. Меня в своё время критиковали в печати за то, что я выстраивал систему кинообразования (ставшую известную как Тверская модель) на основе приобщения учащихся к миру классических фильмов, но, не забывая, конечно, и современные картины, что быстро приводит к формированию навыков анализа экранного медиатекста. Анализируя язык кино, ученик обогащает своё восприятие мира, получает возможность обрести опыт различных поколений сверстников.

Кино позволяет воспитывать ненавязчиво (к сожалению, современная школа забыла, что обучение является частью процесса воспитания, а не наоборот), на опыте собственного восприятия и отношения к миру.

Остро встаёт проблема выработки критериев отбора фильмов для просмотра в различные возрастные периоды. Эта задача решается совместными усилиями как учителей, так и родителей, которые, снова к огромному сожалению, не владеют данными навыками.

В статьях учёных и аспирантов Таганрогского института имени А.П. Чехова (А.В. Фёдорова, Е.В. Мурюкиной, И.В. Челышевой, К.А. Подлесного) раскрываются некоторые элементы системы подготовки будущего учителя к работе в школьной аудитории по киноэстетическому воспитанию учащихся.

Медиакомпетентность учителя предусматривает умение «читать», «декодировать» медиатексты; осознание и вычленение различных проблем, составляющих содержание медиаинформации; формирование критического, творческого, образного мышления, зрительской и визуальной культуры. Развивающие цели медиаобразования, способствующие формированию активной позиции по отношению к медиакультуре, критического мышления аудитории, как подчёркивают авторы, представляют собой важную проблему российского и зарубежного опыта медиаобразования. Учёные Таганрогской школы всесторонне изучают зарубежный опыт медиаобразовательных занятий и возможность использования в наших условиях наиболее продуктивных методик их организации. Выбор определённых медиаобразовательных методик и технологий неразрывно связывается с возрастными особенностями каждого этапа развития ребёнка.

Симптоматично, что в рамках конференции были проведены мастер-классы «Изготовление фильма на смартфоне: теория и практика» немецким медиапедагогом Ф.Т. Майером, который в своей статье подчёркивает, что экспериментирование с самим собой и использование технологий становится средством оптимизации нашей жизни. Сетевые локальности стимулируют новую социальную организацию, которая провоцирует самозащиту, но, в то же самое время, «при просмотре фильмов, снятых на смартфоне, у человека остаётся чувство свободы».

Не случайно Е.В. Мурюкина заметила, что автор интересно рассматривает технологию подготовки фильма с помощью мобильного телефона, не затрагивая при этом проблем формирования зрительской культуры.

Международный аспект кинообразовательных проблем рассматривается в любопытной статье В.В. Солдатова (с. Медное Тверской области) об опыте сохранения кинонаследия ГДР на базе языковой кафедры американского вуза. Кинобиблиотекой ДЕФА при Массачусетском университете восточно-германский фильм рассматривается, по словам министра культуры Германии Б. Нойманна, как «художественное достижение, … как источник новой политической и социальной истории; таким образом делается доступной для познания та история, которая лежит за пределами привычных клише».

О.А. Бурдиков, директор Всероссийского фестиваля игровых короткометражных фильмов «Встречи на Вятке» (г. Киров) достаточно остро ставит проблему нравственного воспитания подростков через участие в кинофестивальном движении, выстраивая свою статью как по камертону в унисон с мудрым высказыванием В.А. Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка».

Нельзя не согласиться с теми жёсткими требованиями, с которыми выступает автор, к организации кинофестивалей, отбору и оценке фильмов, ибо детский кинофестиваль, как и всё кинофестивальное движение России в целом, должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию личности юного кинематографиста для становления и развития его гражданственности, принятия базовых национальных и общечеловеческих ценностей.

Эффекты педагогического взаимодействия для формирования медиакультуры подростков анализирует ещё один исследователь из г. Кирова М.В. Кузьмина. Успех актуализации медиакультуры, по мнению автора, основан на использовании синергетического эффекта от сохранения исторических социокультурных традиций и формирования новых ценностей и идеалов с учётом особенностей традиционного воспитания и кросс-культурного межнационального обмена.

Интересная заявка на разработку в будущем проблемы «Эстетический компонент в теологическом медиаобразовании» даётся в статьях В.Ю. Юровой (г. Таганрог) и О.В. Дворниковым (г. Нелидово Тверской области).

Автор статьи «Культура экологической безопасности на материале российских и зарубежных художественных произведений» А.А. Маченин (г. Москва) подчёркивает, что эффективность восприятия принципов ОБЖ, «запрограммированных» в отдельные кинематографические сюжеты или в основную сценарную идею полноформатных фильмов, их понятийное влияние достигается гораздо быстрее и на порядок лучше, чем на специализированных лекциях или тематических образовательных уроках. Несомненный интерес представляет предложенная автором система кинообразования на материале экранных произведений по теме «Экологическая безопасность на предмете ОБЖ».

О школьном кинозале и школьной видеостудии как центре развития творческих способностей учащихся, о стыке медиаобразования и музейной педагогики, о системе работы с одарёнными детьми интересно рассказывается в статьях М.А. Блиновой (с. Медное Тверской области), С.В. Горячевой (г. Тверь), Г.В. Тишиной (д. Вартемяги Ленинградской области), Г.Г. Тютиной (г. Александровск Пермского края), Х.М. Сафиуллиной (г. Нефтекамск).

Находясь в гуще событий, самостоятельно освещая мероприятия, проводимые в школе, дети формируют своё мировоззрение и постепенно вырабатывают активную жизненную гражданскую позицию, в том числе и ребята из группы семей социального риска. В этом отношении представляется удивительно интересным проект «Кинотерапия: реабилитация детей-сирот и детей из неблагополучных семей средствами кинотерапии». М.А. Блинова почувствовала, – если рассматривать фильм с точки зрения психологии, – что он представляет собой уникальный инструмент для самопознания и личностного развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Педагог находится на стадии чёткого определения системы работы.

Анализу восприятия конкретного фильма в условиях студенческого киноклуба посвящено тщательное исследование С.Н. Еланской (г. Тверь).

История, культура и современное развитие того или иного региона, района, деревни заключает в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал, что учитывается в практической деятельности российских медиапедагогов как важный компонент медиаобразования. Значимость в сегодняшней социокультурной ситуации теоретического и практического освоения педагогического наследия российских учёных, работающих в области медиапедагогики, рассматривают в своих статьях Д.О. Березуцкая и Ю.Ю. Юрова (г. Таганрог).

Заведующая сектором отдела редких книг Научной библиотеки Тверского госуниверситета С.Г. Кашарнова знакомит читателей с коллекцией книг по проблемам киноискусства, собранной за полвека калининскими ребятами различных поколений, увлекавшимися кинематографом. Автор подчёркивает, что коллекция книг уникальна как для библиотеки университета, так и для Тверской области.

В заключение хотелось бы воспользоваться выводом С.Б. Цымбаленко: «Информационный хаос и фрагментарность, с которыми сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в интернете, определяет перенос акцентов формирования медиакультуры на обучение грамотному поиску информации, её систематизации, на освоение этических правил существования в информационном пространстве». К этому должен быть подготовлен учитель…

Хочется выразить слова благодарности всем авторам материалов, опубликованных в данном сборнике, за их подвижнический труд в поисках новых подходов в системе медиаобразовательного воспитания молодёжи.
Олег Баранов

О. А. БАРАНОВ



к. иск., профессор, Заслуженный учитель России,

член Союза кинематографистов (г. Тверь)
Подготовка родителей учащихся школ к определению

системы киноэстетического воспитания растущего Человека
Голубой экран – компьютера или телевизора – сделал сиротами при живых родителях многих и многих ребят. У взрослого человека за его восприятием фильма лежит прочный фундамент сложившейся в нормальных условиях эмоциональной сферы. У ребёнка такого фундамента нет, и сформировать его самостоятельно ему не под силу. Происходящее на экране может развлекать ребёнка или давать пищу его уму, но никак не связано с его эмоциями. В случае же, когда взрослые объясняют ребёнку происходящее на экране, они одновременно делятся с ним своим опытом, своими переживаниями. Если ученик не остаётся наедине с экраном, личностных «поломок» удаётся во многом избежать.

Родитель должен понимать: чем больше дети смотрят телевизор, пользуются интернетом, тем чаще и тяжелее возникают у них нарушения речи – а без слов культуры быть не может… Экран блокирует спонтанные творческие игры и естественные движения, что приводит к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект.

Душа – это локатор, поэтому помех никак не избежать. Ребёнок, если у него не сбита «человеческая настройка», легко отказывается от жизненно необходимых вещей ради иного, ради души. Но сегодня эта «человеческая настройка» сбита в пользу экрана, который кормит детей жестокостью. Добрый герой перестаёт побеждать (как Иван-Царевич), благородный герой перестаёт погибать (как Гамлет). Они просто исчезли, они – «неформат».

В мире, который в геометрической прогрессии производит «Сникерс» с гигиенической прокладкой, нет книг, следовательно, в нём нет и героев. В этом мире нет ни Дон Кихота, ни Ричарда Львиное Сердце, ни учёного Паганеля, ни печального весельчака Тиля Уленшпигеля. В мире телевизионной рекламы нет справедливости, достоинства, ума. Человеческие добродетели отняты у людей и отданы товарам. Чистота отдана стиральным порошкам, стойкость – батарейкам и жевательной резинке. Честь и доброта отсутствуют. Рекламные люди ничего не читают, нигде не работают. Они только жуют и без конца моют посуду…

Психоневрологи утверждают, что почерк, мелкая моторика, тонкие движения пальцев формируют «тонкие движения души», тонкость восприятия. Чтобы писать буквы, нужен во много раз более высокий интеллект – принципиально иной интеллект, нежели для того, чтобы нажимать кнопки на панели. Буква – это сложнейшее сочетание движений ума и мышц.

В этой связи хотелось бы привести фрагмент интервью со знаменитым австрийским баритоном Вольфгангом Хольцмайером.


Вы сами никогда не сочиняли стихи?

Увы. Но очень люблю писать письма.

Где? На компьютере?

Нет уж, увольте. На бумаге, естественно. Беру ручку... Я, например, ради собственного удовольствия написал серьёзное эссе о композиторе Максе Ковальски для Моцартеума. Причём это именно рукопись. Я её три раза переписывал какое удовольствие! …

А как вы относитесь к тому, что бумага газеты, книги постепенно исчезает из обихода, заменяясь цифрой?

А я не понимаю людей, читающих электронные книги. Хочу ощущать прикосновение к страницам… Это важно даже физиологически. Сам всегда пишу письма руками по бумаге. А получаю в ответ две строчки по мэйлу: «Дорогой Хольцмайер, концерт был невероятный!» Ну и что? … Нет, культуре принадлежит то, что можно потрогать. Раньше композитор своей рукой записывал ноты на бумаге. Сейчас — тык-тык-тык по клавиатуре. Ничего личностного не вкладывается… [Смирницкий 2014]
Исчез почерк, исчезла личность… Люди пересели к экрану, к монитору, хотя книги стоят на полках в квартире. Началась цивилизация пользователей. Писателями стали все. Миллиарды людей ежедневно пишут, чтó они ели, куда поехали, – этот мусор заполнил мировую сеть. Там равенство. Там Гамлет хуже анимированного скринсейвера «Любимая собачка», потому что собачка «свежая», «сиюминутная» и вылезает на экран сама. А до Шекспира надо докопаться, потратить усилия…

Ребята идут по дороге в школу и не слышат шелеста листьев деревьев, пения птиц. Их уши закрыты наушниками, взгляд безразличен, они вне пространства, они вне общения с окружающим миром.

Экран наводнён бессмысленными песнями, их тексты – это набор слов. У нас на памяти и на слуху ещё песни высокообразованных композиторов (А. Пахмутовой, М. Таривердиева, Е. Крылатова, А. Рыбникова и др.), которые строились по умным, красивым законам. Песня должна иметь сверхзадачу, она должна идти от ума к сердцу, давать возможность выразить Мысль.

Перед современным учителем возникает сложная проблема: необходимо научить родителей растущего человека критериям отбора различных телевизионных передач для просмотра, подвести к пониманию, что естественное состояние в семье – это включённый телевизор для совместных просмотров разнообразных передач, где во главу угла ставится не госпожа Прибыль, а разумное, доброе, вечное. Для понимания этого необходима огромная подготовительная работа.

Большое значение в развитии растущего человека играет мультипликация. Есть великолепная коллекция советских мультфильмов, которые не были подвержены идеологии, которые проповедовали Добро и Мораль. Они не были православными или патриотическими, они были сами собой. Мультипликация – не скоропортящийся продукт и живёт дольше своих создателей.

Исходя из многолетнего опыта работы педагогического коллектива средней школы № 14 г. Твери берёмся утверждать, что через систему родительских собраний в начальной школе учитель может раскрыть специфику и возможности мультипликационных фильмов в формировании мировоззрения учащихся, выстроить чёткую систему работы с картиной.

Каждую неделю учитель анализирует телепрограмму на предстоящие семь дней, отбирает перечень интересных детских передач на различных телеканалах, значительные, с художественной точки зрения, мультфильмы, которые семья может в свободное время посмотреть вместе с ребёнком. Из всего отобранного учитель выделяет тот материал, который важен для учащихся и их семей данного класса и составляет своеобразную проспект-рекламу, делает её копии и вручает каждому ученику для передачи родителям. Особое внимание в проспект-рекламе уделяется передачам в вечернее, субботнее и воскресное время. В перечне даются небольшие методические рекомендации по ограниченному количеству передач, чтобы дети не испытывали большую психологическую нагрузку.

Одновременно на собраниях родители знакомятся с методикой организации просмотра детских передач и фильмов: предварительная беседа, подталкивающая ребёнка к необходимости вместе с родителями или с бабушкой и дедушкой в определённое время сесть у телеэкрана и быть готовым к восприятию.


«Знаешь, сынок, в своё время, когда я был в твоём возрасте, однажды моя мама – твоя бабушка – попросила меня сесть вместе с нею у экрана телевизора и посмотреть фильм “Внимание, черепаха!”1. Я был поражён одним эпизодом. По дороге едет колонна военных танков, а на дорогу выползает черепаха. Бежит мальчишка и громко кричит: “Остановитесь! Остановитесь, там черепаха!” Командир видит на дороге медленно движущуюся черепаху и командует: “Внимание, черепаха!” Танки мгновенно останавливаются. Я был просто поражён! Прошло уже много лет, а мне вновь и вновь хочется посмотреть этот фильм. Составь мне, пожалуйста, компанию. Мне интересно, какая сцена из этого фильма запомнится тебе…»

Затем следует просмотр. Во время рекламы бабушка или мама могут подать чай со сладким2, а после просмотра должен состояться короткий обмен мнениями с акцентом на эпизоды фильма, в которых незаметно поднимаются острые нравственные проблемы.

Для учащихся начальных классов большое значение имеет просмотр мультипликационных фильмов, ибо их язык понятен каждому ребёнку, они учат и воспитывают, не назидая, а побуждая к развитию, они способны выявлять его творческий потенциал. По рекомендации учителя родители заводят семейный альбом, в котором одна страница принадлежит ученику, а вторая – его родителям. После совместного просмотра ученик предлагает маленькую «рецензию» на фильм (рецензия может быть как в словесной форме, так и в виде серии рисунков), а родители очень коротко рассказывают о своём впечатлении от просмотренной, известной им ещё с детства кинокартины, одновременно обращая внимание на анализ реакции сына или дочери на те или иные поступки героев.

Затем происходит взаимное знакомство с «рецензиями». Используются и другие приёмы совместной работы: нарисовать сценку из фильма, которая понравилась, запомнилась; вылепить из пластилина героев, сцену из фильма; нарисовать афишу и т.д. Задания даются как родителями, так и детьми.

Незаменимыми для младших школьников являются просмотры в семейном кругу фильмов-сказок. Ребята хорошо знакомы с жанровой и психологической спецификой сказки, им известна фабула, герои, какие-то «неожиданности». В то же время сказка обладает волшебной способностью сохранять своё обаяние даже в сотый раз при встрече с нею… При подобном сочетании эмоционального восприятия и предварительного знания материала родителям проще сосредоточить внимание ребят на фактуре фильма, рассказать ещё одну сказочную историю о не замеченном юными зрителями чуде, совершённом с помощью кинокамеры.

После этого повторное чтение сказки, игры-импровизации и вопрос: «А чем просмотренный фильм отличается от прочитанной сказки?» Тем самым родители подводят своих детей к выводу: у прочитанной сказки и просмотренного фильма разные авторы, разное время создания. Авторы хотели рассказать какую-историю и выстроили её по законам литературы: завязка, развитие сюжета, кульминация, финал. Таким образом, и родители, и дети незаметно познают азбуку теории кинематографа. Жизнь семьи становится весьма творческой…

Наступает архисложный подростковый возраст – возраст, для которого важно не столько мнение взрослых, сколько мнение товарищей. В этот период двери квартиры должны быть открыты для компании сверстников. Инициатива переходит от родителей к подросткам, папы и мамы занимают как бы незаметную позицию. От экрана телевизора семья подходит к созданию семейного кинотеатра, где сыну или дочери поручается покупать в соответствующих магазинах диски с фильмами или загружать их через интернет. Родители советуют, подростки решают. Методика работы с фильмом в семье становится как бы повёрнутой на 180°.

В 5-6 классах происходит углубление и развитие фрагментарного, поэпизодного восприятия фильма по событийной канве с выделением героических характеров, активных ситуаций и конфликтов.

В 7-8 классах начинается формирование оценочных критериев, происходит выделение в структуре произведения отдельных композиционных элементов, устанавливаются связи между ними.

Работа в семье осуществляется с эпизодами из фильмов, которые готовят сами ребята (классный руководитель проводит с родителями на собраниях своеобразные мастер-классы). Классный руководитель определяет тему собрания, творческие группы ребят готовят соответствующие видеоматериалы на основе рекомендованного фильма.

Сегодня много спорят о патриотизме, бездуховности, отсутствии интереса к истории своей страны. В мае 2014 года на телеэкране прошёл фильм «Подранки» (реж. Н. Губенко, 1976 г.). Используя приём творческой игры с самим зрителем, можно предварительно в одной из специальных компьютерных программ «вырезать» из фильма несколько ключевых видеофрагментов:
Главный герой попадает в приёмную семью и сидит за обедом. Рядом с ним за столом сидит приёмная мать (Н. Гундарева). Суп в тарелке мальчика съеден. Алёша тщательно промакивает дно тарелки кусочком хлеба. «Мне только капельку, я больше не буду,» – просит Алёша. Взрослая женщина демонстративно опускает половник в кастрюлю, вынимает его пустой, ждёт, чтобы на нём осталась действительно «одна капелька». После того, как она падает на тарелку, тарелка подаётся мальчику. Тот молча смотрит, осторожно берёт кусочек хлеба, вытирает им тарелку досуха, съедает хлеб, говорит «спасибо» и покидает комнату. Лёжа в кровати, мальчик слышит за стенкой напряжённый разговор приёмных родителей… Он тихо встаёт и покидает этот дом.

Герой, будучи уже воспитанником детского дома, хочет найти своих братьев. Встречается с одним, он усыновлён в другую семью. Встреча обернулась непониманием…

Оба брата встречаются будучи уже взрослыми людьми. И… вновь непонимание.
Ставится проблема: «В детстве я смотрел фильм “Подранки”. Он поражал меня тем, что, хотя его и демонстрировали накануне Дня Победы, речь о войне там шла вскользь, да и главные герои – воспитанники детского дома в послевоенные годы. Поскольку тебе трудновато будет усидеть у экрана в течение полутора часов, взгляни, пожалуйста, на эти три фрагмента из фильма. Подумай, почему я их так соединил, хотя в фильме они идут совсем в другой последовательности…»

После просмотра мальчишка не сразу отвечает на поставленный вопрос и… вдруг произносит: «Папа, а я хочу посмотреть весь фильм целиком». После просмотра нужно дать паузу в несколько дней, а потом вернуться к разговору о нравственных и художественных проблемах фильма.3

Классный руководитель рекомендует родителям для просмотра в кругу семьи кинокартины о частной жизни подростков, о том мучительном «нежном возрасте», когда привычный мир открывается по-новому, окрашивается неведомыми доселе чувствами и переживаниями. «Сто дней после детства» (реж. С. Соловьёв, 1975 г.), «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983 г.), «Пацаны» (реж. Д. Асанова, 1983 г.) и др. В душевных муках героев этих фильмов рождается Личность…

Необходимо, чтобы родители понимали: главной особенностью восприятия подростка является его поэпизодичность, фрагментарность, т.е. отрыв части от целого и замена целого частью. В этом возрасте учащиеся ещё не могут охватить произведение искусства целиком даже по составу событий. Они, как правило, выделяют только один или несколько эпизодов, эмоционально наиболее сильных по воздействию, и характеризуют на основе этого всё произведение в целом. Это не значит, что эпизод осмысливается в отрыве от произведения, он может вобрать в себя всю совокупность впечатлений от произведения и даже обобщённое представление об увиденном, но только в свёрнутом виде. Однако между эпизодами неизбежно разрываются причинно-следственные связи, опускаются частности и детали, и произведение лишается в восприятии завершённой формы.

Школа учит детей, но всё дальше отходит от их воспитания, полагая, что этим должны заниматься родители. Родители живут уже в другом мире. В мире, где главное – приобрести собственность, благополучие. Уже два поколения молодых людей вошли в жизнь без значимого прошлого и столь же малозначимого настоящего.

Юношеский возраст – возраст дискуссий, когда молодой человек говорит «Я думаю», он ждёт своего собеседника. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на процесс самостоятельной оценки фильма в двух планах – бытовом и философском, на определении внутреннего драматургического конфликта, который открывает перед учащимися динамику авторской мысли, столкновений идей, мировосприятия, развитие жизненных концепций.

Ведущими проблемами для обсуждения в семейном кругу могут быть также «Герой и время», «Личность и история», проблема ответственности за судьбы других людей, причастности к жизни мира, тема современной российской действительности.

Позиция классного руководителя изменяется: он не столько работает с родителями, сколько с самими учениками, ибо руководителями работы семейного кинотеатра являются сами юноши и девушки. Они определяют репертуарную политику, сам процесс организации обсуждений: от мгновенных реплик до глубокого, всестороннего анализа как этических, так и эстетических проблем фильма.

В телевизионных рекламных роликах часто мелькает миловидное лицо актрисы Е. Стриженовой. На классном часе педагог бросает реплику:
«В своё время я увидел эту актрису девочкой-старшеклассницей в фильме “Лидер”4. Меня поразило то, что в этой картине, как ни странно, два финала: если убрать сцену пробега главного героя вместе с классом по стадиону и оставить заключительным эпизодом его пробег за отъезжающим автобусом, увозящим гроб с телом любимого учителя, и криком “Остановите, остановите!”, то будет уже другой фильм… Картина старая, но она отвечает на многие проблемы современности в оценке событий прошедшей эпохи.

Найдите, пожалуйста, этот фильм и посмотрите, если возможно, вместе с родителями и родителями родителей, а затем поговорите о проблеме идеологии в произведениях киноискусства советской эпохи».


Затем возможен просмотр фильмов «Оглянись!..» (реж. А. Манасарова, 1983 г.), «Школьный вальс» (реж. П. Любимов, 1977 г.), «Переступи порог» (реж. Р. Викторов, 1970 г.), «Дневник директора школы» (реж. Б. Фрумин, 1974 г.), « Доживём до понедельника» (реж. С. Ростоцкий, 1968 г.), некоторых современных, например, «Возвращение» (реж. А. Звягинцев, 2003 г.) и др.

Остро ставится проблема лидерства, тема неповторимости, незаменимости человека, тема «физиков» и «лириков», т.е. прагматиков и романтиков. Возникает вопрос: кто и что лучше? Ответ на вопрос родители получают на совместных с детьми мастер-классах.


Берём в руки программу телевидения на последнюю неделю мая 2014 г. 1 июня – День защиты детей. Что же предлагают к этому дню различные телеканалы?

1 канал (ОРТ): 12:45 – «Старик Хоттабыч» (реж. Г. Казанский, 1956 г.)

14:45 – «Звонят, откройте дверь» (реж. А. Митта, 1965 г.)
2 канал (Россия-1) 14:35 – «Продаётся кошка» (реж. И. Криворучко, 2012 г.)

ТВЦ 12:35 – «Приключения жёлтого чемоданчика» (реж. И. Фрэз, 1970 г.)

НТВ игнорирует этот день. В программе боевики.

«Культура» 10:35 – «Расписание на послезавтра» (реж. И. Добролюбов, 1978 г.)

19:40 – «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983 г.)

5 канал 8:00 – «Сказка о потерянном времени» (реж. А. Птушко, 1964 г.).


На всех каналах демонстрируются фильмы советского производства, других просто нет. Значит, проблема подготовки юных зрителей различных возрастов, в том числе и аудитории современных пап и мам, к полноценному восприятию этих фильмов, а самое главное – способность в определённый час нажать кнопку пульта и всей семьёй порадоваться чистоте нравственных порывов героев этих картин, – значит, эта проблема крайне актуальна.

Обращает на себя внимание современный фильм «Продаётся кошка» (реж. И. Криворучко, 2012 г., 12+), в котором главная героиня всегда знает, чего хочет, и весь смысл жизни видит только в работе. Однажды домой к Екатерине приходит детдомовская девочка Алина, которая уверена, что бизнес-леди – её мама. Пытаясь избавиться от неожиданной подопечной, Екатерина берётся разыскать её настоящих родителей. А вот главная героиня фильма «Хозяйка детского дома» (реж. В. Кремнев, 1983 г.) Александра Ивановна Ванеева, сыгранная Н. Гундаревой, ради счастья своих подопечных лишает себя семейного счастья…

Кто же из этих героев более близок современному зрителю? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо, прежде всего, решить задачу овладения современным учителем методикой кинообразования учащихся, необходимо знать элементы теории и истории кинематографа. Нельзя сосредотачивать все современные ресурсы на монтаже видеокамер в классе – не только на время проведения ЕГЭ, но и на время урока тоже, – забывая при этом, что урок, как и классный час, являются интеллектуальной собственностью педагога. Сегодня у учителя не остаётся свободного времени для обмена мнениями о событиях дня с учащимися, ему надо спешить оформлять электронные дневники, писать многочисленные отчёты. [Карпицкая 2014]

Современный учитель, к сожалению, даже не владеет методикой классного часа, ему совершенно неизвестна фильмография детских и юношеских кинокартин, он не видит их педагогической целесообразности. На классном часе (а это не повтор урока!) происходит не столько добывание истины, сколько формирование отношения к ней. Именно на первых порах, когда не сложился ещё коллектив учащихся, информация идёт от учителя; ученики слушают, вдумываются, соглашаются или не соглашаются, принимают или не принимают, но пока их участие в «разговоре» ограничивается лишь присутствием, лишь иногда вопросом, репликой, одиночной оценкой, дополнением. Вот почему учителю легче всего обратиться за помощью к художественному или литературно обработанному тексту, телевизионной передаче, фрагменту из фильма. Если контакт с учащимися ещё не налажен, стиль отношений не выработан, «разговор» не получается, тогда легко впасть в назидательность, а она учениками не воспринимается, как со стороны учителя, так и со стороны родителей.

Вот почему нужно подходить к тенденции: от ученика–слушателя → к ученику–собеседнику, от педагога (родителя) – наставника → к педагогу (родителю)–участнику беседы, – всё ближе к коллективному обсуждению, к коллективному размышлению-оценке.

Основная цель: помочь растущему человеку увидеть общепринятые человеческие ценности – нравственные, политические, правовые, эстетические. Содержание родительских собраний в классе выстраивается так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к отношению к ней, от общих оценок – к развёрнутым суждениям. Полезны родительские собрания (обычно они проводятся в конце учебного года) с сообщениями о роли фильма в выстраивании системы семейных отношений, анализу творческих работ ребят, выполненных в рамках семейного кинотеатра: афиши, рецензии, нарисованные мультфильмы, отснятые фильмы, анализ годичной системы работы семьи по использованию произведений киноискусства в выстраивании интеллектуальной атмосферы семейных отношений и многое другое. Когда школьники учатся принципам творческого самостоятельного анализа кинопроизведения, творческого прочтения с помощью живого аналитического разбора близких для них кинопроизведений, тогда формируется эстетическая восприимчивость, способность юного зрителя противостоять кино- и телемании, способность отделить на экране искусство от неискусства или антиискусства, истинно художественное и правдивое от имитации и фальши.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Карпицкая Д. «То, что сейчас происходит в школах, – это кошмар» // Московский комсомолец. – 2014. – 7 февраля. [Электронный документ] – Режим доступа: http://www.mk.ru/social/education/interview/2014/02/07/981862-to-chto-seychas-proishodit-v-shkolah-eto-koshmar.html
Смирницкий Я. Пение между строк // Московский комсомолец. – 2014. – 21 января. [Электронный документ] – Режим доступа: http://www.mk.ru/culture/music/article/2014/01/13/969046-penie-mezhdu-strok.html

Д. О. БЕРЕЗУЦКАЯ



преподаватель кафедры лингвистического

образования Южного Федерального Университета

(г. Таганрог)

darya75@yandex.ru

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет