Аммиан фон Бек Хайреддин Барбаросса – легендарный османский адмирал Исторический роман



бет1/18
Дата10.06.2016
өлшемі2.06 Mb.
#126653
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


© Бекбалаев А.А, 2009. Все права защищены

Произведение публикуется с разрешения автора

Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования

Дата размещения на сайте www.literatura.kg: 20 сентября 2014 года



Аммиан фон Бек


Хайреддин Барбаросса – легендарный османский адмирал
Исторический роман

(в 2-х книгах)

Бишкек – 2009

Аммиан фон Бек
Хайреддин Барбаросса – легендарный османский адмирал. Истор. роман (в 2-х книгах): Кн. II. Хайреддин Барбаросса в войне против всей Европы. – Бишкек, 2009 г. – 340 стр.

Адмирал-паша турецкого флота Хайреддин Барбаросса (1476-1546) стал легендой еще в молодые годы, во главе крупного вооруженного отряда борясь за угнетенные арабские народы против захватчиков-испанцев. Умный, деятельный и верный военный наперсник двух величайших османских султанов – Селима I (жил: 1465-1520; правил: 1512-1520) и его сына Сулеймана I (жил: 1495-1566; правил: 1520-1566) – он был для них самым необходимым помощником, избавив их обоих от постоянной головной боли – угрозы на море. Адмирал Хайреддин Барбаросса обладал несравненными флотоводческими и военными талантами и сумел разгромить на море многочисленные боевые эскадры Египта, Мальты, Венеции, Генуи, Австрии, Португалии и Испании.

В романе наглядно показано, как степной кочевой тюрский народ османов в короткий срок приноровился к новым условиям войны на море. Построив совершенные для своего времени боевые морские суда, оснастив и вооружив их по «последнему слову техники» наилучшими дальнобойными и скорострельными корабельными орудиями, османы захватили господство на морях, превратив Средиземное море в большое «внутреннее озеро» Османской империи.

В истории известны имена многих выдащихся османских флотоводцев, таких как Тургут Раис, Кемаль Али-паша, Мурад-паша, Пияле-паша, Салих Реис, Салман, Сидик-Али, Кылыч Али-паша, Юсуф Синан и др. Но в легенды османского и других средиземноморских народов вошел Хайреддин, сын Джакуба, по кличке Барбаросса-Рыжебородый.

На достоверном историческом материале в книге прослеживается, как пересекаются пути Хайреддина Барбароссы, с одной стороны, и известных европейских флотоводцев, полководцев и правителей – генуэзского адмирала Андре Дориа, испанского конкистадора Эрнандо Кортеса и императора Священной Римской империи германской нации Карла V Габсбурга – с другой, и при этом последние не раз терпят позорные фиаско.

Редактор – Исабаева Р. А.

Компьютерная верстка – Бакиров А. А.

Книга вторая.

Хайреддин Барбаросса в войне против всей Европы

Оглавление


Глава I. Год 1533 5

Глава II. Год 1534 32

Глава III. Год 1535 52

Глава IV. Год 1536 79

Глава V. Год 1537 99

Глава VI. Год 1538 124

Глава VII. Год 1539 146

Глава VIII. Год 1540 171

Глава IX. Год 1541 191

Глава X. Год 1542 217

Глава XI. Год 1543 237

Глава XII. Год 1544 262

Глава XIII. Год 1545 283

Глава XIV. Год 1546 312

Приложение 337





Глава I.Год 1533

1.Десятый султан Сулейман Великолепный читает интересный свиток


Старый мудрец, ученый, географ, историк и путешественник Эвлия Челеби, автор многотомного трактата «Книга путешествий», уже с десяток лет не являлся пред светлые очи его величества султана Сулеймана Великолепного, обладателя титула «Властитель двух стран света (Азии и Европы) и двух морей (Средиземного и Черного), халиф-оберегатель Мекки и Медины, владетель Константинополя-Истанбула, Адрианополя-Эдирне, Бурсы, Каира, Дамаска, Алеппо-Халеба, Белграда – Дарул-аль-Джахада и Иерусалима». Этот многомудрый бодрый старец считался руководителем имперского государственного учреждения – Управления путешествий – Йолчулук реислика.

Когда десятый султан Дома Османов Сулейман Великолепный, имеющий также и почетное прозвище Сулейман Законодатель – Кануни, виделся с этим неутомимым пожилым странником последний раз с десяток лет тому назад, сразу же после завоевания острова Крит, то тогда этот высокий, благообразный, с окладистой белоснежной бородой, синеглазый старик, происхождением из коренных восточно-анатолийских турков-сельджуков, произвел на него неизгладимое впечатление как многознающий и многоведающий странствующий писатель и ученый. Султан Сулейман Кануни сразу же согласился увеличить число грамотных и памятливых платных путешественников, которые бы скрупулезно зарисовывали на бумагу контуры новых земель, степей и пустынь, гор, холмов и нагорий, морей, озер и рек, а также точно описывали бы имеющиеся там страны и народы, их обычаи, традиции и обряды, их управление и хозяйствование, их войско и вооружение, способность ведения ими долгой войны и короткого боя, а также какую армию и флот они могут выставить в условиях военного времени.

Многознающий ученый Эвлия Челеби числился, таким образом, по государственной канцелярии в ранге кичик-визиря – заместителя министра – в качестве руководителя административного ведомства Управления путешествий. К слову сказать, это имперское учреждение не имело большой известности даже среди официальных государственных людей, а также не обладало особым зданием, в котором находилось бы его руководство. Но регулярно и без особой огласки приезжали сотрудники этого Управления путешествий в Истанбул, сдавали свои письменные отчеты и зарисованные карты в канцелярию старшего военного писаря – улуг аскер язара, получали в казне причитающееся им содержание и вновь отъезжали на места своих путешествий.

Десятый султан Сулейман Законодатель вспомнил, что в начале своего воцарения на престол таких платных путешественников было 200 человек. Их набрали из выпускников высших османских школ управления в Эдирне, Бурсе, Кайсери, Трабзоне и Конье, причем предпочтение отдавалось неосманам, а представителям других народов, населяющих Богохранимое государство: славянам, арабам, кавказским народностям, армянам и иудеям. В последние годы Государственный совет – Диван по предложению главного визиря Ибрагима увеличил штаты Йолчулук реислика до 500 грамотных, толковых и смекалистых сотрудников.

Не далее как три дня назад вниманию великого султана была предложена огромная новая карта земель, нарисованная умелыми писарями-язарами из канцелярии старшего военного писаря, в качестве которого до сих пор трудится главный визирь Ибрагим. Новая карта была составлена на основе добытых путешественниками Эвлия Челеби письменных и рисованных сведений.

Огромная держава принадлежит Дому Османов. Коренные земли-йеры и владения-юрты Блистательной Порты раскинулись в малоазийской Анатолии и европейской Румелии. Сюда входят исконные турецикие провинции: Трабзон, Сивас, Амасья, Кайсери, Конья, Ван, Караман, Анкара, Измит, Измир, Эдирне, Фракия, Албания, Македония и Силистрия. При седьмом султане Дома Османов Мехмеде Завоевателе-Фатихе территории Османской империи были увеличены за счет присоединения Южной Греции – Мореи и остальной Греции – Эллады, а также Болгарии, Сербии и Боснии. Благословенной памяти дед султана Сулеймана, великий завоеватель Баязид II, присоединил в качестве союзных вассальных земли на северном берегу Черного моря, в Крыму. Крымские ханы получают с тех пор ярлык на правление в Истанбуле. Отец султана Сулеймана Селим Грозный-Явуз всего за 8 лет увеличил территорию Высокой Порты за счет присоединения Северного Ирака, Сирии, Палестины, Аравийского Хиджаза, Египта, Алжира и Туниса. Впрочем, с Тунисом сейчас проблемы – вот уже несколько лет там хозяйничают испанцы и португальцы. Сам же десятый властелин Дома Османов Сулейман Великолепный присовокупил к доставшемуся наследству в Европе Центральную и Западную Венгрию, Восточную Венгрию – Банат, а в Африке также Ливию.

Огромная империя находится под властью десятого султана Дома Османов. Большие, многотысячные воинские силы в пехоте, кавалерии и артиллерии может выставить на бой против врага султан Сулейман. Но и недруги не дремлют. А их, как это бывает у настоящих властителей, немало. Как в Европе, так и в Азии. А также и в Африке.

В Азии Османское государство граничит с мощной империей Сефевидов Ирана, где основное правящее ядро составляют туркоманы-шииты из племени Красноголовых – Кызылбашей. Они могут собрать армию для войны с Турцией в 120-150 тысяч человек.

В Европе большинство христианских государств настроено если не враждебно, то все же недружественно по отношению к Великой Порте. Это такие страны, как: Испания, Португалия, Англия, Польша, а также Священная Римская империя германской нации с метрополией в Австрии-Остеррейхе. Дело осложняется здесь тем, что уже свыше десятка лет императором этой Священной Римской империи германской нации является король Испании Карл V, и военные силы двух этих государств: Священной Римской империи и Испании –, по самым скромным подсчетам, составляют до 200 тысяч человек на суше, не считая их военно-морских сил. Пока в Европе более или менее нейтральную позицию по отношению к османам занимает Франция, она воюет с Испанией за верховенство на италийском полуострове над итальянскими городами-республиками: Венецией, Генуей и Флоренцией. Последние, не обладая действенными сухопутными войсками, имеют однако сильные военные флоты.

Великий султан продолжает рассматривать карту. В Европе имеются менее значимые алеманские вечерние страны: Дания, Швеция, Норвегия и город-государство Любек-Ганза. А севернее Крымского ханства расположена еще одна страна, называемая Русью.

Великий султан читает пояснительную записку к карте, в ней описываются национальные составы этих государств. Так потомками гордых латинских румийцев – славных завоевателей прошлого – являются испанцы, французы, португальцы и валахи-румыны. К алеманским народам принадлежат жители Австрии, Дании, Швеции, Норвегии и Любека-Ганзы. Славянами являются поляки и русские. Так, румийцы-латиняне, алеманы и славяне говорят каждый на одном общем языке. Османы, крымчаки, многие кавказские народы, а также и иранцы-кызылбаши также говорят на одном схожем тюркском языке, называемом османладжи.

Три дня подряд изучает карту земель от Эвлия Челеби и пояснительную записку к ней великий султан Сулейман Законодатель.

Один очень интересный свиток, имеющий заглавие «О морских путешествиях в весьма далекие земли христианских испанцев и португальцев», за подписью непосредственного составителя карты земель и морей Хаджи Хальфа – ученика самого Эвлия Челеби, привлек внимание десятого правителя Дома Османов. Султан Сулейман устроился удобно на своем низком золотом сиденье у стены кабинета, где сверху из стеклянного окна косо падали утренние солнечные лучи, и вчитался в замысловатую арабскую вязь, поводя головой справа налево.

«О высокопоставленные начальники-баканы, облеченные важной долей государственной власти! – затейливо начертал обходительный Хаджи Хальф. – Довожу до Вашего высокого внимания о ставших мне известными делах и действиях наших вечных недругов, христианских франков – испанцев и португальцев, которые всегда хотят причинить ущерб нашему святому османскому делу и нашему богом оберегаемому любимому султану – правителю Сулейману Кануни, да святится имя его везде и всегда!

Две морские страны Испания и Португалия заключили между собой союз и договор в 872 году Хиджры, соответствующему 1454 году их христианского летоисчисления, что они поплывут и захватят себе заморские земли: те, что лежат в стороне захода солнца, будут принадлежать франкам-испанцам, а те, что лежат в стороне восхода солнца, – франкам-португальцам. Испанский мореплаватель по имени Христофор Колумб совершил с 870 г. Хиджры (1492 г. х. л.) по 882 г. Хиджры (1504 г. х. л.) четыре плавания за дальние моря, лежащие далеко за Гибралтаром, и открыл там новые земли, богатые золотом и серебром. Этот храбрый мореход Колумб (он скончался в 884 г. Хиджры – 1506 г. х. л. – в возрасте 55 лет) происходил то ли из генуэзских франков-итальянцев, то ли из франков-испанцев из Каталонии, и, по одним сведениям, был то ли уважаемым простолюдином – сыном ткача, а по другим, – принадлежал к презренному сословию морских разбойников-корсаров. Но как то ни было, он находился на службе у испанского короля, и новые земли, открытые им, быстро заполнились искателями богатств из Испании, прозванных на их франкском испанском языке завоевателями – конкистадорами. Из таких конкистадоров сегодня во франкских вечерних странах на слуху имя некоего Эрнандо Кортеса, военного аскера и военного моряка, находящегося в самом расцвете своих сил. Достоверно известно, что он подчинил для своего короля огромную заморскую землю под названием Мексика, откуда нескончаемым потоком в испанскую казну поступают золото, серебро и прочие драгоценности.

Португальцы также снарядили несколько морских экспедиций. В 864 г. Хиджры (1486 г. х. л.) их мореход Бартоломео Диаш достиг самой южной оконечности Африки – мыса Доброй Надежды. В 876 г. Хиджры (1498 г. х. л.) другой франк-португалец Васко да Гама обогнул этот мыс Доброй Надежды и приплыл в Индию в город Каликут.

И сегодня за пределами Средиземного моря – Ак дениза складывается такая ситуация. Все заморские новые земли в стороне захода солнца, богатые благородными металлами, захватываются испанцами, а все неизведанные территории около Индии и Китая, богатые пряностями, покоряются португальцам. Таким образом, два этих франкских государства несказанно усиливаются за счет притока несметных сокровищ. И в этой связи целесообразно – и перед Аллахом оправданно! – упомянуть имя османского адмирал-паши Хайреддина Барбароссы, причиняющего на морских трассах за Гибралтаром большой урон христианским военным и купеческим эскадрам.

Да снизойдет великое благоденствие на всех нас, правоверных мусульман, с высочайших небес от всеблагого нашего покровителя и бога Танри-Аллаха!

Всегда преданный Вам Хаджи Хальф».

Султан Сулейман Законодатель долго обдумывал прочитанный арабский текст. То, что он был написан турком-османом, было ясно из священного словосочетания: Танри-Аллах; ведь Танри – это древний бог степных османов и сельджуков, которому они поклонялись еще до того, как приняли новую веру ислам. То, что было изложено красивой арабской вязью, – это было ясно из самих четко сформулированных в строках предложений – мыслей. Но еще большее количество невысказанных дум, умозаключений и суждений хранилось между строк. Этот Хаджи Хальф, умный и мозговитый патриот родного государства, подталкивал к тревожным размышлениям: Испания и Португалия уходят вперед по богатству, а следовательно, и по военной мощи (у кого много денег, у того много войск), надо всячески противодействовать им.

Вызванный главный визирь Ибрагим кратко и четко отвечал на каждый вопрос своего сюзерена – улуг бакана, султана Сулеймана:

– Двухбунчужный адмирал-паша Хайреддин Барбаросса в настоящее время находится в Алжире;

– Большой ученый Хаджи Хальф в данное время пребывает в далекой земле Мавритания, это в Африке, южнее Марокко и Алжира;

– Да, их можно вызвать скоро, в течение двух месяцев прибудет в Истанбул адмирал-паша Хайреддин Барбаросса, а через четыре месяца – ученый Хаджи Хальф.

Десятый султан Дома Османов несколько помедлил и повелел своим негромким голосом:

– Составь указ-фирман о производстве Хайреддина, сына Джакуба, в трехбунчужные адмирал-паши, я подпишу его сегодня вечером, а завтра с утра отошли этот фирман вместе со скорыми нарочными – морскими деями, – но подумав немного, великий султан добавил: – Нет, не отсылай фирман.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет