Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет: Социологии Кафедра: Анализа Социальных Институтов
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Анти-кафе как пространство городского социального творчества.
Студент группы № 434
Вержбицкая Анастасия Дмитриевна
Руководитель ВКР
Доцент Запорожец Оксана Николаевна
Москва, 2013
Содержание
Содержание 2
Введение. 3
Проблема, цель, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования. 7
Глава 1. Обзор литературы 9
Переустройство городской среды в современной Москве. 9
Публичные пространства современного города. 12
Творческое производство и использование современных городских публичных пространств 22
Хокинс Д. «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги» 256с 2011г 26
Публичные пространства в российских городах. 29
Аналоги «антикафе» в зарубежных странах 32
История появления московских «антикафе». 36
Глава 2. Методология исследования 38
Описание инструментария. 38
Описание метода полуструктурированного интервью. 41
Описание метода наблюдения. 42
Глава 3. Результаты исследования 44
Пространственно-временная организация, режим деятельности и потребители пространства. 44
Формы (само)организации пространства. 52
Практики использования пространства посетителями («Ways of using»). 55
Возможность инициативы использования/организации практик. 62
Регламентация деятельности в рамках пространства. 65
Основные каналы и способы распространения информации. 68
Заключение. 72
Библиографический список. 75
Приложение 1. 78
Приложение 2. 83
Приложение 3. 87
Приложение 4. 90
Приложение 5. 94
Приложение 6. 104
Приложение 7. 120
Введение.
В данной исследовательской работе будут рассматриваться городские пространства нового формата - «антикафе», пока еще непривычные для горожан, но постепенно набирающие популярность в современной Москве. В этих пространствах посетители оплачивают лишь проведенное там время, что является новой практикой, отличающейся как от практически бесплатных клубных пространств советского города, так и от коммерциализированных пространств современной Москвы. Исследование антикафе представляет собой особый интерес для социологии и урбанистики, поскольку именно в рамках этих пространств у горожан появилась возможность использовать публичное пространство в соответствии со своими нуждами и интересами, участвовать в их (вос)производстве.
Исследование публичных пространств – одна из наиболее популярных тем в области городских исследований. Часть авторов использует дихотомию личных и публичных пространств для описания специфики городской жизни. Они полагают, что формируясь всем укладом городской жизни, публичность – встреча и дистанцированное общение незнакомцев - со временем становится ее отличительной характеристикой. Другая часть учёных отказывается от дихотомического рассмотрения городских пространств, вводя новые категории, дополняя или уточняя упомянутое разделение.
Немаловажную роль в изучении городских пространств играет определение логики их использования. Такие аналитики как А. Лефевр или М. Де Серто полагают, что пространство вообще и городское пространство в частности не предзадано, но создается практиками его использования. Поэтому особенно актуальным для них становится вопрос – кто и как использует городское пространство. Лефевр и Де Серто относятся к той категории учёных, которые полагают, что все горожане имеют право на использование городских пространств, однако существуют и иные подходы. Например, учёные, занимающиеся изучением креативных индустрий и их пространственного расположения (Р. Флорида, Ч. Лэндри), выделяют в своих теориях определенный класс или особую категорию горожан, на которые должны быть преимущественно ориентированы городские пространства.
Тема создания и преобразования городских пространств является на данный момент весьма актуальной, так как Москва конца 20 - начала 21 века стала, очевидно, другим городом, кардинально изменив отношение к досуговой деятельности и социальной активности горожан. Изменился облик самой Москвы, если раньше инициатива преобразования городской среды исходила лишь от государства, то теперь в этом стали участвовать сфера бизнеса и сами горожане, самостоятельно изменяя физические и символические пространства. Трансформировавшуюся Москву можно рассматривать сразу в трёх направлениях. Во-первых, как постиндустриальный город, поддерживающий и стимулирующий индивидуализм, гибкий и фрагментированный, где основную ценность приобретают идеи и услуги. Во-вторых, как досуговый центр, для которого характерно активное межличностное общение и коммуникация между горожанами. И наконец, как творческую столицу, в которой постоянно придумывается и создается что-то новое, то, чего не было ранее, а также происходит изменение взглядов и функционирования, привычных вещей. Происходит переустройство городской среды.
В данной работе я планирую обратиться к теме социального городского творчества в рамках пространств «антикафе». Я полагаю, что эти заведения наилучшим образом демонстрируют изменения и трансформацию городской среды в условиях современной Москвы, а также то, что инициатива городских преобразований стала исходить не только от государства и сферы бизнеса, но и от самих горожан.
До появления «антикафе», городские кофейни, рестораны и кафе воспринимались горожанами как пространства общественного питания. Большую роль в этом сыграли реалии советского города с его функционализацией пространств. Традиционное кафе в российском городе -это, прежде всего, пространство, куда люди приходили, в первую очередь, для того, чтобы поесть. Публичная активность потребителя подобных заведений ограничивалась лишь местом за столиком и временем еды, а регламентировалась профессионалами (официантами, администраторами) и знаками (табличками с правилами).1
Антикафе отличается от обычных кафе своей функциональностью. А в анти-кафе можно просто прийти развеяться, отдохнуть, пообщаться, поиграть в различные игры, поработать или просто подумать в одиночестве, ограничившись чашечкой чая и печеньем, не нарушив при этом никаких правил и традиций, никто не посмотрит косо и не осудит, наоборот, этот формат заведений с этой целью и существует. Основные функции антикафе: работа (коворкинг центр), развитие (тренинги, мастер-классы, лектории, творческие вечера) и развлечение (Игровые вечера, Мафия, x-box, кинотеатр).
Антикафе посещаются различными горожанами. Это и дети с родителями, пришедшие посидеть поиграть во что-то в не накуренном помещении, и школьники, которые после уроков пришли попить чай с конфетами, и студенты, проводящие время в шумных компаниях или пришедшие на мастер-класс, и фрилансеры, которые хотят поработать в спокойной обстановке, и другие категории жителей, каждый из которых могут найти себе занятие по душе, так как «антикафе» предоставляют своим посетителям полную свободу действий.
Отличительной чертой данного исследования является изучение «антикафе», как пространств социального городского творчества, где все категории горожан, посещающие это заведение, создают что-то новое, где инициативность практик и взаимодействий исходит не от государства или создателей этих пространств, а от самих горожан. Другими словами, горожанам предоставляется пространство для свободного пользования, а они уже решают, что и как они будут там делать, воплощая свои идеи в реальность, реализуя свои идеи и проявляя креативность. Подобных пространств до недавнего времени в Москве не было. Они появились лишь в сентябре 2011 года2, и за полтора года распространились и обрели огромную популярность, а это значит, что они непременно должны быть изучены. Особое внимание будет уделено практикам горожан в этих пространствах, способам регламентации их деятельности. Таким образом, будет представлена картина, демонстрирующая механизм деятельности городских пространств «антикафе», будет выявлено действительно ли это социально направленное пространство, которые необходимо современным москвичам, дающее им возможность для самореализации и городского творчества, или же это очередной маркетинговый ход, направленный лишь на получение коммерческой выгоды, извлекаемой из такого рода заведений.
Достарыңызбен бөлісу: |