Учёные, философы и историки
(сведения из энциклопедий)
-
Белопольский Аристарх Аполлонович
-
Бируни Абу Рейхан
-
Гейзенберг Вернер
-
Гераклид Понтийский
-
Гудрайк Джон
-
Гутник Пауль
-
Демокрит
-
Канада
-
Кун Томас
-
Оккам Уильям
-
Орлов Иван Ефимович
-
Риман Георг Фридрих Бернхард
-
Ситтер Виллем де
-
Тойнби Арнольд
-
Цёлльнер Иоганн Карл Фридрих
БЕЛОПОЛЬСКИЙ Аристарх Аполлонович (1854-1934), сов. астроном, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1903). Один из пионеров астроспектроскопии; иссл. Юпитера, колец Сатурна, Солнца, переменных и двойных звёзд, произвёл много определений лучевых скоростей звёзд, используя эффект Доплера. [1]
БИРУНИ Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (4.10.973 — 13.12.1048, по др. данным — после 1050), среднеазиатский учёный-энциклопедист. Писал на араб. яз. Род. в Хорезме. В 1018 (или 1017) был увезён Махмудом Газневи в Газни, где оставался до конца жизни. Сочинения Бируни относятся к математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории и хронологии. В «Хронологии древних народов» Бируни даёт детальное описание календарных систем арабов, персов, евреев, греков и др. Его трактат «Ключ к астрономии» не разыскан, но сохранилось небольшое «Введение в элементы астрологического искусства», содержащее в популярной форме изложение основ математики и астрономии. В «Книге о нахождении хорд в круге» разработан ряд оригинальных математич. методов и доказательств. В большом трактате по математич. и описательной географии «Канон Масуда», между прочим, излагается тригонометрич. метод определения географич. долгот, близкий к современным триангуляционным геодезич. методам. Бируни принадлежит сведение задач о трисекции угла и удвоении куба к решению уравнений 3-й степени. Впервые на Ср. Востоке Бируни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли. Написал также обширный труд по топографии Ср. Азии. Здесь особенно интересны его исследования изменений течения Амударьи в далёком геологич. прошлом. В соч. «Правила нахождения удельных весов минералов» Бируни приводит ряд числовых данных, весьма близких к совр. определениям. Исключительная образованность сочеталась у Бируни с передовыми для его времени взглядами. Он иронически относился к религ. суевериям, выступал против вражды между народами. Историч. трактат Бируни об Индии («Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых»), материал для к-рого был собран Бируни во время индийских походов Махмуда, является важным источником по истории Индии раннего средневековья. [2, Т. 3]
С о ч.: Танланган асарлар, т. 1–2, Тошкент, 1965–68; в рус. пер. – Избр. произв., [т.] 1–3, Таш., 1957-66.
Лит.: Бируни — великий узбекский учёный средневековья. [Сб. ст.], Таш., 1950; Бируни. Сб. ст., М.–Л., 1950; С а д ы к о в X. У., Бируни и его работы по астрономии и математической географии, М., 1953.
ГÉЙЗЕНБЕРГ, Хайзенберг (Heisenberg) Bepнер (5.12.1901, Вюрцбург, – 1.2.1976, Мюнхен), нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. С 1941 директор Ин-та кайзера Вильгельма (с 1946 – Ин-т Макса Планка). Нобелевская пр. по физике (1932).
В ст. «О квантовотеоретпч. истолковании кинематич. и механич. соотношений» («Quantentheoretische Umdeutung der kinematischen und mechanischen Beziehungen», 1925) Гейзенберг построил исторически первый вариант квантовой механики – матричную механику. В основополагающей работе «О наглядном содержании квантовотеоретич. кинематики и механики» («Über den anschaulichen Inhalt der quantentheoretischen Kinematik und Mechanik», 1927) дал вывод соотношения неопределённостей, выражающего ограничения на употребление классич. понятий в квантовой механике. Гейзенберг является одним из авторов протонно-нейтронной модели строения атомного ядра (1932). В последние годы жизни Гейзенберг работал над проблемами квантовой теории поля.
Значит. место в науч. творчестве Гейзенберга занимает разработка филос.-методологич. проблем физики и её истории. С именем Гейзенберга связывается формулировка принципа наблюдаемости, введение понятия замкнутой физич. теории, новая постановка проблемы причинности. Ряд методологич. работ Гейзенберга посвящён исследованию связи совр. физики с идеями антич. философии, в к-рых он отдаёт предпочтение объективно-идеалистич. натурфилос. идеям Платона. Гейзенберг защищал субстанциальную трактовку энергии в духе энергетизма, считая, что все элементарные частицы «сделаны из энергии». В ряде работ Гейзенберг анализировал понятие простоты науч. теории, различные аспекты концепции дополнительности, социокультурные проблемы науки. [3]
■ В рус. пер.: Физич. принципы квантовой теории, М.–Л., 1932; Филос. проблемы атомной физики, М., 1953; Физика и философия, М., 1963; Введение в единую полевую теорию элементарных частиц, М., 1968; Шаги за горизонт, М., 1987.
• К у з н е ц о в И. В., В чём прав и в чём ошибается В. Гейзенберг, «ВФ», 1958, N 11; О м е л ь я н о в с к и й М. Э., Несколько замечаний по поводу статьи В. Гейзенберга, там же, 1979, № 12, с. 44–48.
ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ ('Нρακλείδησ ό Пοντικόσ; из г. Гераклея на юж. берегу Понта Эвксинского) (4 в. до н. э.), др.-греч. философ, чл. древней Академии платоновской, согласно Сотиону, посещавший также лекции Аристотеля и в нек-рых текстах причисляемый к перипатетической школе. После смерти Спевсиппа (339 до н. э.) – кандидат на должность схоларха (побеждён Ксенократом); возможно, вернулся в Гераклею и основал свою школу. Соч. Гераклида (согласно каталогу Диогена Лаэртия, V 86–88, 47 названий, в основном диалоги) утрачены. Гераклид имел репутацию блестящего писателя с тягой к парадоксальности; действующие лица его диалогов, как правило, историч. персонажи (в т. ч. Фалес, Пифагор – к диалогу Гераклида восходит легенда о Пифагоре, изобретшем термин «философия» и впервые назвавшем себя «философом») – ср. написанный в подражание Гераклиду филос. диалог Цицерона «О государстве». В физике («О природе») в противовес неизменяемым и бескачеств. атомам Демокрита Гераклид развил представление об аффицируемых «несопряжённых молекулах» (άναρμοι όγκοι), обладающих качеств. различиями и управляемых божеств. мировым разумом. Концепция Гераклида оказала влияние на Стратона из Лампсака и врача-натурфилософа 1 в. до н. э. Асклепиада из Вифинии. В диалогах Гераклида обсуждались такие астрономич. теории, как вращение Земли вокруг своей оси, вращение Венеры и Меркурия вокруг Солнца, Солнца – вокруг Земли (ср. гелиогеоцентрич. систему Тихо Браге), гелиоцентрич. гипотеза и даже гениальная догадка о существовании др. планетных систем («каждая звезда – мир, содержащий землю...»). Астральная концепция души («душа – свет», происходящий из Млечного Пути) неясным образом сочеталась с отрицанием субстанциальности души в диалоге «О том, что в Аиде». [3]
■ Ф р а г м е н т ы: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg. v. F. Wehrli, Bd 7, Basel – Stuttg., 19692.
• L о n i e I. M., The «Anarmoi onkoi» of Heraclides of Pontus, «Phronesis», 1964, v. 9, № 2, p. 156 sq.; е г о ж е, Medical theory in Heraclides of Pontus, в кн.: Mnemosyne, Lipsiae, 1965, p. 126 sq.; RE, Suppl. XI, 1968, col. 675–86.
ДЖ. ГУДРАЙК
ГУДРАЙК Джон (17.IX 1764 – 20.IV 1786) – Английский астроном, член Лондонского королевского об-ва (1786). Р. в Гронингене (Нидерланды). В детстве после тяжёлой болезни потерял речь и слух. В 1778–1781 учился в Уоррингтонской академии. Затем жил и работал в своём имении в Йорке.
Работы Гудрайка положили начало систематическому изучению звёздной переменности. В 1782 открыл периодичность изменений блеска звезды β Персея (Алголь), определил величину периода (2 дня 20 ч 45 мин), которая отличается от истинного значения всего на 4 мин. В 1784 уточнил период, получив значение 2 дня 20 ч 49 мин 9 с. Высказал предположение, что причиной изменений блеска служит затмение звезды обращающимся вокруг неё большим телом. Это прозорливое предположение оставалось гипотезой до 1889, когда Г. К. Фогель и Ю. Шейнер открыли спектральную двойственность Алголя. Гудрайк открыл также переменность двух других ярких звёзд – β Лиры (1784) и δ Цефея (1784), которые впоследствии стали прототипами двух классов переменных звёзд.
Золотая медаль им. Копли Лондонского королевского об-ва (1783). [4]
П. ГУТНИК
ГУТНИК Пауль (12.I 1879 – 6.IX 1947) – немецкий астроном, член Берлинской АН. Р. в Хитдорфе (близ Кёльна). В 1901 окончил Боннский ун-т. Затем два года работал ассистентом А. Ауверса в Берлинской обсерватории, три года – в частной обсерватории Боткамп вблизи Киля. С 1906 работал в Берлинской обсерватории (в 1913 она была перенесена в Бабельсберг), в 1921 стал преемником Г. О. Струве на посту её директора. С 1916 – профессор Берлинского ун-та.
Является одним из пионеров использования фотоэлектрических методов для измерения блеска небесных тел. Около 1911 его внимание привлекли исследования немецких физиков Ю. Эльстера и Г. Гайтеля, которые создали первые фотоэлементы, внедрили их в технику и разработали метод фотоэлектрических измерений. Гутник построил фотоэлектрический звёздный фотометр, с помощью которого в 1912 совместно с Р. Прагером начал систематические наблюдения блеска переменных звёзд. Эти пионерские работы, наряду с исследованиями Дж. Стеббинса и Г. Розенберга (Тюбинген, Германия), положили начало фотоэлектрической астрофотометрии, которая значительно повысила точность определений блеска по сравнению с визуальными и фотографическими методами и дала возможность изучать тонкие фотометрические эффекты. Гутник выполнил многочисленные исследования переменных, спектральнодвойных, новых звёзд, планет и их спутников, астероидов. В 1920 осуществил первые определения фотоэлектрических показателей цвета звёзд. Предложил теории переменности цефеид и долгопериодических переменных.
Член Баварской АН, Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина", Папской АН, один из организаторов Немецкого астрономического об-ва. [4]
Демокрит. Бюст работы греческого мастера. 2 в. до н. э.
Римская копия. Капитолийские музеи. Рим.
ДЕМОКРИТ (Dēmókritos) [p. ок. 460, Абдера (Фракия), — ум. ок. 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Демокрита известны его многочисленные путешествия в разные страны (в т. ч. в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), эициклопедич. характер его познаний: Демокрит занимался всеми существовавшими тогда науками — этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т. д. Из многочисл. соч. Демокрита (Диоген Лаэртский насчитывает их до 70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные антич. источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Демокрита, по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.
Ист. место философии Демокрита определяется переходом др.-греч. натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Демокрита — понятии «атома» как нек-рого неделимого материального индивидуума (греч. atomos, как и лат. individuum, означает «неделимый»), к-рый признаётся не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным к.-л. воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абс. ничто, абс. небытию. Атом т. о. превращался у Демокрита просто в геометрич. тело, к-рое также неразрушимо, вечно и не имеет к.-л. физич. свойств. Демокрит отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Демокрит называет атомы также «фигурами» (греч. schemata) или «видиками» (греч. eidola), из чего следует, что атомы Демокрита являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются атомы Демокрита физич. или геометрич. телами, однако сам Демокрит ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их «вихря» по естеств. необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отд. цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов, «видиками», действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.
Душа также состоит из атомов — огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Демокрита вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Демокрита отд. наукой. Высшее блаженство Демокрит видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Демокрит одним из первых говорил об ист. прогрессе в области наук, иск-в и ремёсел, происхождение к-рых Демокрит объяснял нуждой, потребностями людей. В. И. Ленин высоко ценил материализм Демокрита, обозначив его именем материалистическую традицию в истории философии («линия Демокрита») (см. I Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 131; ср. с. 375–76). [2, Т. 8]
С о ч.: Die Fragmente tier Vorsokratiker, hrsg. von H. Diels, 9 Aufl., Bd 2, В., 1959, гл. 68, S. 81–229; рус. пер. всех фрагментов Демокрита — в кн.: Маковельский А.О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 209–365.
Лит.: М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17–98; Л у р ь е С. Я., Демокрит, М., 1970; Т и м о ш е н к о В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; А с м у с В. Ф., Демокрит, [M.], 1960; Л о с е в А. Ф., История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, с. 428–500; N a t о r р Р., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Altertum, B., 1884, S. 164–208; L o w e n h e i m L., Die Wissenschaft Demokrits..., В., 1914; L a n g e r b e c k H., Studien zu Demokrits Ethik und Erkenntnislehre, В., 1935. А. Ф. Лосев.
КÁНAДА (видимо, после 300 до н. э.), по традиции, создатель др.-инд. филос. системы вайшешика и первый её систематизатор. Другое имя Канады – Улука, откуда обозначение его системы – аулукья. Осн. труд – «Вайшешика-сутра"; особое внимание уделяется в нём категориям (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность), логич. проблемам (восприятие, вывод, причинность), элементам (утверждается их атомарное строение) и т.п. [3]
■ Vaiśesikadarśana of Kāņada, ed. by Anantalal Thakur, Darbhanga, 1957; Vaiśesikaśūtra of Kāņada, with the comm. of Candrānanda, critically ed. by Muni Śri Jambuvijayaji, Baroda, 1961.
• см. к ст. Вайшешика. ВАЙШÉШИКА (санскр., от вишеша – различие, особенность), др.-инд. филос. школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с к-рой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает, видимо, более ранний этап, чем ньяя. Основателем В. считается Канада (он же Улука), его соч. «Вайшешика-сутра» – первое систематич. изложение теории В. Др. важные источники: «Падартхадхарма-санграха» Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхи и др. Согласно В., существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны – субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и одна отрицательная – небытие (абхава). Субстанция, представляющая собой субстрат качеств и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из к-рых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физич. элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, к-рая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и всепроникающи [пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутр. чувство]. Качество не существует вне субстанции и не проявляет к.-л. активности; оно определяет природу вещей (В. выделяет 24 качества). Действие понимается В. как физич. движение пяти видов – вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение). Нек-рые действия не воспринимаются (напр., умаманаса). Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса (напр., «коровность» – то, что обще всем коровам и существует независимо от рождения или смерти любой из коров). Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша, отсюда назв. школы), индивидуализирующая и дифференцирующая вечные сущности мира. Под присущностью (или нераздельностью) В. понимала нерасторжимую и постоянную связь (целое и его части, качество и субстанция, общее и особенное).
Важной стороной учения В. является атомистич. теория, объясняющая ту часть Вселенной, к-рая состоит из физпч. элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физич. объекты состоят из четырёх видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворённые и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является Ишвара, действующий в соответствии с законом кармы. В системе В. была детально разработана циклич. теория создания и разрушения Вселенной. [3]
• Р а д х а к р и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 153–217; Ч а т т е р д ж и С., Д а т т а Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 40–42, 211–235; Г о с т е е в а Е. И., Философия В., Таш., 1963; Л ы с е н к о В. Г., «Философия природы» в Индии. Атомизм школы В., М., 1986; U i H., The Vaiśesika philosophy, L., 1917; F a d d e g o n В., The Vaicesika system, Amst., 1918; K e i t h А. В., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; M i s h r a U., Conception of matter according to Nyāya-Vaiśesika, Allahabad, 1936; Indian metaphysics and epistemology. The tradition of Nyāya-Vaiśesika up to Gangeśa, ed. by К. Н. Potter, Delhi, 1977 (Encyclopedia of Indian philosophies).
В. Н. Топоров.
КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (р. 18.7.1922, Цинциннати), амер. историк и философ науки, один из лидеров исторической школы в методологии и философии науки. Предложенная Куном модель историч. эволюции науки направлена как против антиисторизма неопозитивистов, так и критич. рационалистов (Поппер и др.). В его концепции ("Структура науч. революций", 1963, рус. перевод 1977) история науки представлена как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными науч. сообществами. Основой формирования и функционирования таких сообществ является принятие их членами определ. модели науч. деятельности - совокупности теоретич. Стандартов, методологич. норм, ценностных критериев, мировоззренч. установок. В рамках этой модели происходит, по Куну, постепенная кумуляция решений науч. "задач-головоломок". Безраздельное господство нек-рой модели (парадигмы, или "дисциплинарной матрицы") есть период "нормальной науки", к-рый заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в её рамках). Наступает кризис, или "революц." период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.
Кун отвергает эмпирицистский "фундаментализм" неопозитивистов: не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, учёные, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь её призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. Отсюда проистекает тезис Куна о несоизмеримости парадигм. С этим связано и отрицание преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после её крушения, а науч. сообщества просто вытесняют друг друга. Прогресс, по Куну, - понятие, имеющее смысл только для "нормальной науки", где его критерием выступает количество решённых проблем.
Реалистич. тенденции сочетаются у Куна с элементами прагматизма, а его в целом рационалистич. позиция не является последовательной, что обусловливает ограниченность его историографич. концепции науки. [3]
ОККАМ (Ockham, Occam) Уильям (ок. 1285-1349), англ. философ-схоласт, логик и церк.-полит. писатель, гл. представитель номинализма 14 в., францисканец. Согласно принципу "бритвы Оккама", понятия, несводимые к интуитивному или опытному знанию, должны удаляться из науки. С 1328 жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую власть. [1]
ОРЛОВ Иван Ефимович [1 (13) октября 1886, Галич, Костромской губ. – 13 октября 1936, Москва] – химик и философ, занимавшийся вопросами методологии науки и логики. Окончил в 1912 Московский университет (естественное отделение физико-математического факультета). В советское время работал в Научно-исследовательском химико-фармацевтическом институте. Как философ стоял на позициях естественнонаучного материализма (“реализма”), после революции принял марксизм и печатался в таких изданиях, как журнал “Под знаменем марксизма”. В дискуссиях того времени примкнул к т. н. механистам. В 1920-х гг. был сотрудником Социалистической академии и Государственного Тимирязевского научно-исследовательского института изучения и пропаганды естественнонаучных основ диалектического материализма; после идеологического разгрома “механицизма” сосредоточился на химических исследованиях.
“Логику естествознания” Орлов отождествлял с индуктивизмом, противопоставляя его идущему от Аристотеля дедуктивизму. Математическую логику рассматривал как модификацию аристотелевской, пригодную лишь для математики. Поиски неклассических подходов в логике привели его к разработке “логики изобретений” и к “околоинтуиционистским” представлениям. В построенном им исчислении совместности предложений Орлов видел формальное приближение к “брауэровской интуиционистской логике”. Это логическое построение Орлова явилось исторически первой формой релевантной логики, а его полемика с А. Н. Щукаревым явилась предвестником последующих дискуссий об “искусственном интеллекте”. [5, Т. 3, с. 165]
Соч.: Основные формулы принципа относительности с т. зр. классической механики.– “Журнал русского физико-химического общества”, часть физическая, 1914, т. 46, вып. 4, с. 163–175; Реализм в естествознании и индуктивный метод.– “Вопросы философии и психологии”, 1916, кн. 131 (1), с. 1–35; Классическая физика и релятивизм.– “Под знаменем марксизма”, 1924, № 3, с. 49–76; Диалектика эксперимента.– “Вестник Социалистической академии”, 1923, кн. 6; Логика формальная, естественнонаучная и диалектическая.– “Под знаменем марксизма”, 1924, № 6–7; Математика и марксизм.– Там же, 1924, № 12; Логика естествознания. М.–Л., 1925; Логика бесконечности и теория Г. Кантора.– “Под знаменем марксизма”, 1925, № 3, с. 61–74; Логическое исчисление и традиционная логика.– Там же, № 4; Теория случайности и диалектика.– Там же, 1926, № 9–10; Рационализация умственного труда.– Там же, № 12, с. 72–93; Исчисление совместности предложений.– В кн.: Математический сборник. М., 1928, т. 35, вып. 3–4; Об объективном изучении синтетической деятельности мозга.– Там же, 1928, № 12, с. 179–195.
Лит.: Поваров Г. Н., Петров А. Е. Русские логические машины.– В кн.: Кибернетика и логика. М., 1978, с. 137–153; Бирюков Б. В., Шуринов Б. М. Спор И. Е. Орлова с А. Н. Щукаревым.– “Вестник Международного Славянского университета”, 1998, вып. 4.
Г. Ф. Б. Риман.
РИМАН (Riemann) Георг Фридрих Бернхард (17.9.1826, Брезеленц, Нижняя Саксония, – 20.7.1866, Селаска, близ Интры, Италия), немецкий математик. В 1846 поступил в Гёттингенский ун-т; слушал лекции К. Гаусса, мн. идеи к-рого были им развиты позже. В 1847–49 слушал лекции К. Якоби по механике и П. Дирихле по теории чисел в Берлинском ун-те; в 1849 вернулся в Гёттинген, где сблизился с сотрудником Гаусса физиком В. Вебером, к-рый пробудил в нём глубокий интерес к вопросам математического естествознания.
В 1851 защитил докторскую диссертацию «Основы общей теории функций одной комплексной переменной». С 1854 приват-доцент, с 1857 профессор Гёттингенского ун-та. Лекции Р. легли в основу ряда курсов (математич. физики, теории тяготения, электричества и магнетизма, эллиптич. функций), изданных после смерти Р. его учениками. Умер от туберкулёза.
Работы Р. оказали большое влияние на развитие математики 2-й пол. 19 в. и в 20 в. В докторской диссертации Р. положил начало геометрич. направлению теории аналитических функций; им введены т. н. римановы поверхности, важные при исследованиях многозначных функций, разработана теория конформных отображений и даны в связи с этим осн. идеи топологии, изучены условия существования аналитич. функций внутри областей различного вида (т. н. принцип Дирихле) и т. д. Разработанные Р. методы получили широкое применение в его дальнейших трудах по теории алгебраич. функций и интегралов, по аналитич. теории дифференциальных уравнений (в частности, уравнений, определяющих гипергеометрические функции), по аналитич. теории чисел (напр., Р. указана связь распределения простых чисел со свойствами дзета-функции, в частности с распределением её нулей в комплексной области – т. н. гипотеза Римана, справедливость к-рой ещё не доказана) и т. д.
В ряде работ Р. исследовал разложимость функций в тригонометрич. ряды и в связи с этим определил необходимые и достаточные условия интегрируемости в смысле Р. (см. Интеграл), что имело значение для теории множеств и функций действительного переменного. Р. также предложил методы интегрирования дифференциальных уравнений с частными производными (напр., с помощью т. н. инвариантов Римана и функции Римана).
В знаменитой лекции 1854 «О гипотезах, лежащих в основании геометрии» (1867) Р. дал общую идею математич. пространства (по его словам, «многообразия»), включая функциональные и топологич. пространства. Он рассматривал здесь геометрию в широком смысле как учение о непрерывных n-мерных многообразиях, т. е. совокупностях любых однородных объектов и, обобщая результаты Гаусса по внутр. геометрии поверхности, дал общее понятие линейного элемента (дифференциала расстояния между точками многообразия, см. Риманова геометрия), определив тем самым то, что наз. финслеровыми пространствами. Более подробно Р. рассмотрел т. н. римановы пространства, обобщающие пространства геометрий Евклида, Лобачевского и Римана (см. Неевклидовы геометрии), характеризующиеся специальным видом линейного элемента, и развил учение об их кривизне. Обсуждая применение своих идей к физич. пространству, Р. поставил вопрос о «причинах метрических свойств» его, как бы предваряя то, что было сделано в общей теории относительности (см. Тяготение).
Предложенные Р. идеи и методы раскрыли новые пути в развитии математики и нашли применение в механике и физике. [2, Т. 22]
Соч.: Gesammelte mathematische Werke und wissenschaftlicher Nachlass, 2 Aufl., N. Y., 1953; в рус. пер. – Сочинения, М.–Л., 1948.
Лит.: К л е й н Ф., Лекции о развитии математики в XIX столетии, пер. с нем., ч. 1, М.–Л., 1937.
СИТТЕР (Sitter) Виллем де (6.5.1872, Снек, - 19.11.1934, Лейден), нидерландский астроном. Окончил Гронингенский ун-т. С 1897 работал на обсерватории мыса Доброй Надежды в области фотометрии и разработал теорию движения первых четырёх спутников Юпитера. С 1908 профессор астрономии, с 1919 директор Лейденской обсерватории. Создал свою фундаментальную систему постоянных астрономии и геодезии. Работы Ситтера по теории относительности послужили толчком к организации экспедиции по наблюдению солнечного затмения 1919, когда было обнаружено отклонение световых лучей при прохождении их около Солнца, предсказанное А. Эйнштейном. [2, Т. 23]
Соч.: The expanding Universe, "Bulletin of the Astronomical Institutes of Netherlands", 1930, v. 5.
Лит.: Willem de Sitter, "Monthly Notices of Royal Astronomical Society", 1935, v. 95, №4.
ТОЙНБИ Арнолд Джозеф (1889-1975), англ. историк и социолог. В противовес позитивистскому эволюционизму и "европоцентризму" выдвинул идеалистич. и метафизич. теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из к-рых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития - "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство"; прогресс человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистич. верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов Запада видел в духовном обновлении; выступал против ультрареакц. кругов. Осн. тр. "Исследование истории" (т. 1-12, 1934-61). [1]
И. К. Ф. Цёлльнер
ЦЁЛЛЬНЕР Иоганн Карл Фридрих (8.XI 1834 – 25.IV 1882) – немецкий астроном. Р. в Берлине. Образование получил в ун-тах Берлина и Базеля. С 1866 – профессор астрофизики Лейпцигского ун-та. Заложил основы современной астрофотометрии. В 1861 изобрёл визуальный звёздный фотометр, в котором блеск звезды сравнивался с блеском искусственной звезды, изменявшимся с помощью поляризационных призм. Этот инструмент нашёл широкое применение. Выполнил точную фотометрию многих звёзд. Измерил поверхностные яркости Луны и планет и изучил их изменения с фазой; на основании этих измерений нашёл, что поверхность Луны не является гладкой. Предпринял первые попытки измерить цвета звёзд и планет. Одним из первых наблюдал протуберанцы на Солнце при помощи спектроскопа. Ряд работ посвящён строению комет и атмосферы Солнца, вспышкам новых звёзд. [4]
Источники:
1. Советский энциклопедический словарь. - Изд. 4-е. - М.: Сов. энциклопедия, 1987.
2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) Изд. 3-е. - М.: Сов. энциклопедия.
3. Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.
4. Колочинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - Киев.: Наукова думка, 1986.
5. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2001.
Дата установки: 17.11.2009
Последнее обновление: 16.10.2010
Достарыңызбен бөлісу: |