МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАГЕСТАНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Х. Н. АЗИЗОВА
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА
(учебно-методическое пособие для студентов)
М А Х А Ч К А Л А 2007 г.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАГЕСТАНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Х. Н. АЗИЗОВА
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА
(учебно-методическое пособие для студентов)
М А Х А Ч К А Л А 2007 г.
Введение
В учебно-методическом пособии «Арабо-мусульманская культура» отражен весь комплекс проблем, связанных с возникновением и распространением ислама, арабо-мусульманской культуры в целом, а также обозначена актуальность ее изучения с учетом новых исторических реалий. Пособие составлено в соответствии с образовательными стандартами.
Особый интерес для студентов представляет раздел посвященный исламскому вероучению, в котором подробно характеризуется каждый из его элементов, направления в исламе, подробно рассмотрен вопрос о сектах в исламе, получивших распространение в последнее время. Арабо-мусульманскую культуру невозможно представить вне философского контекста, поэтому дана характеристика и основным течениям арабо-мусульманской философии.
Основной задачей работы является показ взаимовлияния и взаимодействия культур разных народов, объединенных в рамках единой арабо-мусульманской культуры, неприятие национальной замкнутости, показаны отношение ислама к культуре, науке, развитие медицины, особенности художественной культуры.
Контрольные вопросы:
-
Какова была социально-политическая жизнь Аравии до Мухаммеда?
-
Почему он был вынужден перебраться из Мекки в Медину?
-
Каковы были принципы организации и функционирования халифата?
-
Что такое шариат?
-
Главная черта шиизма.
-
Что такое хиджра?
-
Модернизм и фундаментализм в исламе.
-
Кто такие кадариты и джабариты?
-
Ислам и наука, исламская цивилизация.
-
Арабо-мусульманская философия.
-
Особенности художественной культуры.
-
Значение Ибн-Сины в развитии медицины.
Рефераты:
-
Мистицизм в исламе.
-
Халифат как воплощение идеи совершенного человеческого объединения.
-
«Канон врачебной науки» Ибн-Сины.
-
Ваххабизм в Дагестане, его природа.
1. Возникновение и распространение ислама.
2. Вероучение ислама
3. Традиционное и обновленческое направление в современном исламе
4. Ислам и наука
Возникновение и распространение ислама.
Третьей (самой поздней по времени возникновения) «мировой» религией является ислам, или мусульманство. Это одна из распространеннейшей религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Основателем ислама был пророк Мухаммед, араб, живший в Мекке; он получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Корана, и передал их людям. Коран – основная священная книга мусульман, как Пятикнижке Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570 – 632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса).
Аравия была издавна населена семитскими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря.
В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности – строгое требование почитать только единого Аллаха и быть, безусловно, покорным его воле. Само слово ислам» означает покорность.
«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом – ислам…» (3: 16-17).
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось перебраться из Мекки: это переход из Мекки в Медину (хиджра), совершенное в 622 году н.э. считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 оду захватил Мекку. Меканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нем и даже возглавила движение.
В 630 г. завоеванная Мекка, после уничтожения изображения старых богов стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицей объединенного государства.
После раздоров из-за власти между приверженцами Мухаммада и мединской знатью был избран «заместитель» пророка – халиф – купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка – рамазан стал временем мусульманского поста. Для обозначения мусульманского государства используется термин «халифат» («преемство»). Более того, современные авторы приходят к выводу, что халифат отнюдь не сводится к индивидуальному праву или привилегии отдельного лица на занятие поста главы мусульманского государства, а представляет собой определенную функцию по осуществлению верховной светской (политической) власти и поддержанию веры на уровне религиозной общины.
Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец, оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры. Он призывал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному – единственному Богу. Имя Аллах является лишь одни из обозначений Бога, истинного же Его имени не знает никто из живущих. Мухаммад объявил, что других богов просто не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом. В мире все совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. С каждого на суде у Аллаха спросится по его делам, и всем воздастся сполна.
Аллах продолжал посылать Мухаммаду новые знамения. Были провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммада объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой, братством духа. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммада в качествен духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.
Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммадом новой монотеистической религии (ислама) распространил свою власть на обширном пространстве от среднего Поволжья на севере – до Мадагаскара на юге, от Атлантического побережья Африки на западе – до Тихоокеанского побережья Азии на востоке. Халифат, впервые после эпохи Александра Македонского объединивший эллинистическое Средиземноморье с индоиранским миром, стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. «Золотой век» развившейся на этой почве цивилизации пришелся на IХ – ХII столетия, когда именно она стала определять уровень мировой культуры, как материальной, так и научно-философской.
Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661 – 750), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось, в первую очередь, слияния воедино религиозной и светской власти. Сам Мухаммад выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству особое своеобразие. По крайней мере, формально халиф – обладал всей полнотой власти, и духовной (имамат), и светской (эмират). Естественно, это чрезвычайно усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы: восставать против халифа означало восставать против Аллаха. Ислам был сутью государства.
Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи и централизованной власти. Уже говорилось о том, какую роль сыграла налоговая политика в исламизации населения. Арабский язык стал государственным в пределах халифата: на нем составляли деловые документы, писали научные трактаты и художественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала жалование от казны или земельные наделы.
Но главным залогом силы государственной власти было право верховной власти на земли. Как и во всех других восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту – налог. Часть казенных земель раздавали за службу.
Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников. Ни один из исламских городов не добился самоуправления, не получил юридически закрепленных свобод.
Сегодня идея совершенного человеческого объединения воплощается в форме халифата – концепции исламской государственности, разрабатываемой суннитскими школами и организациями. Понятие халифата ассоциируется в сознании мусульман с могуществом и процветанием, каковыми было отмечено существование в VII – VIII вв. Великого Арабского халифата – мощной империи, давшей миру яркую и многообразную культуру.
Принципы организации и функционирования халифата были в самом общем виде сформулированы средневековыми правоведами на основе толкования предписаний Корана и сунны относительно вопросов правления. По существу концепция халифата выросла из трех положений Корана, одно из которых требует «консультирования» правителей со своими подданными и принятие решений с учетом общего мнения, другое призывает править и решать споры по справедливости, а третье обязывает правоверных подчиняться «посланнику Аллаха» (верховному правителю).
Верховная светская и духовная власть в халифате сосредоточена в руках халифа. Халифом становятся не в порядке наследования власти или назначения предшественникам, а в силу особого договора – мубайи, заключаемого между общиной и претендентом на халифат. Мубайя – договор о халифате.
Существуют три основных способа избрания халифа: непосредственно общиной, путем одобрения общиной кандидатуры предложенного халифом преемника и коллегией выборщиков.
Халифат не является теократической монархией. Халиф – не монарх, не деспот, он – мусульманин, отличающийся от других лишь возложенным на него бременем особой ответственности за исполнение норм шариата и хранение веры.
Халифат как форму государственного правления часто называют консервативной.
После смерти Мухаммеда во многих районах Аравии вспыхнули сепаратирские мятежи, возглавлявшиеся лжепророками. Подавлять их пришлось первым халифам, которых выбрали из сподвижников Мухаммеда. Таких выборных халифов было 4: Абу Бакр (632 – 634), Омар (634 – 644), Осман (644 – 656) и зять Мухаммеда Али (656 – 661). Объединению арабов способствовали новый государственный строй – мусульманская феодальная теократия (халифат) – и политика внешних завоеваний: энергия новой веры как бы выплеснулась за пределы полуострова.
Продолжительная война между Византией и Ираном истощила силы обоих государств, что позволило арабам успешно воевать одновременно с обоими государствами. К 640 г. они завоевали Палестину и Сирию, чуть позже – Египет, а в 658 г. овладели Арменией и частью Грузии. Поначалу арабы сохраняли местные порядки в покоренных странах, были веротерпимы по отношению к христианам, иудеям, зороастрийцам, умеренно эксплуатировали население. Завоевания создали благоприятные предпосылки для переселения массы арабов на новые места, активно происходила арабизация культуры.
При правлении Омара была уничтожена Александрийская библиотека. При Османе, третьем халифе, вопрос веры отошел на задний план, главной заботой стали захват земель и богатств, их накопление в руках арабской аристократии. Недовольные политикой Омейядов сплотились вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Сторонники Али, называвшие себя шиитами, провозгласили его единственным истинным халифом. К шиитам примкнули низы арабского общества, в ходе их восстания, халиф Осман был убит, а Али провозгласили четвертым халифом. Али вел себя нерешительно, старался угождать знати. Гражданская война (656 – 661) расколола не только арабское общество, но и мусульманскую веру: в исламе к середине VII в. оформились три направления – шиизм, движение хариджитов и суннизм, которых представлял род Омейядов. В 661 г. Али был убит одним из хариджитов, а престол захватил наместник из Сирии Муавия из Омейядов, род которых управлял арабским государством до 750 года. Столица халифата была перенесена в Дамаск.
В халифате осуществлялись экономические и политические преобразования, ожила торговля, строили мечети и т.д. Арабский язык становился языком делопроизводства и международным для огромного государства. Для управления государством были учреждены наместничества. Их главы – эмиры – осуществляли на местах административную власть. Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Важным следствием арабских завоеваний было распространение ислама на территории всего халифата.
Вероучение ислама
Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой – определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).
Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной системой права.
Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление – шиизм.
Коран.
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «Ал-уран» – «чтение вслух, «назидание») – священная книга мусульман.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644 – 656 гг.). Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».
Коран состоит из 114 глав сур, расчлененных на 6219 стихов (аята).
Противоречия в каноническом тексте Корана, равно как сама жизнь с ее все увеличивавшимися запросами, особенно в рамках ставшего гигантским халифата, требовали разнообразных разъяснений, дополнений, толкований. Все это привело к тому, что возникла настоятельная необходимость в постоянном комментировании положений священной книги. Эта практика получила наименование тафсир.
Сунна и хадисы.
Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т.е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его современниками, последователями и их потомками. Собранные в V в. в шесть сборников, они как раз и составили сунну, т.е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк.
Еще до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний, «обычное право» патриархально-общинного общества, которые унаследованы племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне – своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях – возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Возникла практика поиска прецедента, т.е., если решения нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммад не отвергал родоплеменных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Первая предлагала пользоваться предписаниями Корана, исходившими от пророка, т.е. основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения.
Следование правилам, изложенным в сунне, считается обязательным для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» - те, кто следует путем. После смерти Мухаммада на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.
Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята сунна Мухаммада, включающая в себя поступки и высказывания пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (хадис, мн.ч. ахадис – сообщение, рассказ).
Распространители хадисов передавали свои воспоминания из уст в уста, что со временем все более сказывалось на характере и достоверности их сообщений. Перед составителями сборников хадисов, жившими полтора – два века спустя после пророка, встала нелегкая задача отобрать из многих тысяч подобного рода преданий, зачастую явно фантастических и неправдоподобных, т.е. которые в наибольшей степени заслуживали доверия. Как бы то ни было, однако, хадисы оказались в руках исламских богословов ценным материалом, помогавшим им дополнять и толковать Коран и разрабатывать нормы мусульманского права, шариата.
В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке.
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Фирманы, кануны.
Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов – фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы – кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро, быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. В Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины – право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2:276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы землевладельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Ислам вначале представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али – шииты – стала настаивать на исключительном праве потомков пророка, алидов (т.е. наследников Али и Фатимы), на высшую духовную и светскую власть.
Достарыңызбен бөлісу: |