Глоссарий



бет1/8
Дата24.06.2016
өлшемі0.59 Mb.
#156254
  1   2   3   4   5   6   7   8

Глоссарий

     Агенты гендерной социализации — (основные факторы гендерной социализации) — социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. (см. Полоролевая социализация).


     Анархо-феминизм — течение представленное группой анархисток феминистской направленности, которые выступают против всех правительств, любых иерархий и лидеров. По мнению анархо-феминисток, чтобы создать альтернативную систему, при которой женщина сама может контролировать свою жизнь, важно непосредственное действие - индивидуально и в малых группах, которое опирается на революционный потенциал женщин.


     Anarcha-feminism (англ.)
     Литература:
Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.

     Андрогиния — совмещение в индивиде маскулинных (см. Маскулинность) и фемининных (см. Фемининность) черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.


     Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов. В эксперименте Джун Стэтэм с группой родителей из 18 семей в Великобритании было обнаружено, что социализация пола укоренилась очень глубоко. Родители, принадлежавшие к среднему слою общества, воспитывали у своих детей новое сочетание «мужских» и «женских» качеств. Они хотели, чтобы мальчики были более сердечными, а девочки активно использовали возможности для обучения и самосовершенствования. Все родители признавали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь с друзьями и посещая школу.
     Androgyny (англ.) 
     Литература:
Красова Е.Ю. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. 320 с.
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N 3. С. 100-115.
Жеребкина И. «Прочти мое желание». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. 256 с.
Кравченко Е. И. Мужчина и женщина: Взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. N 2. С. 117-131.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. 222 с.

     Андроцентричность языка см. Гендерная асимметрия в языке


     Андроцентризм — глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность (общечеловеческие субъективности) к единой мужской норме, репрезентируемой как универсальная объективность, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как собственно субъективности, как отклонение от нормы, как маргиналия. Таким образом, андроцентризм — это не просто взгляд на мир с мужской точки зрения, а выдача мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.


     Термин андроцентризм активно используется теоретиками гендерного подхода и феминистками для критики социального мира культуры, где характеристики мужского и женского разноплановы и разновесны, дихотомично разведены и иерархично структурированы. Ибо существующий мир культуры и мир природы осуществлен (через нарратив) от лица мужского субъекта, с точки зрения мужской перспективы, где женское понимается как «другое» и «чужое», а чаще всего вообще игнорируется. Андроцентризм современной культуры основан на универсалистском дискурсе европейской науки, презентирующей себя гендерно нейтрально и «научно» обосновывающей гендерную нейтральность социальных институтов и структур.
     Язык играет особую роль в воспроизводстве андроцентризма, ибо языковая картина мира фиксирует и воспроизводит (называет) мир с мужской точки зрения. В рамках феминистской лингвистики выделяют следующие признаки андроцентризма: 1) отождествление понятий человек и мужчина (во многих языках они обозначаются одним словом); 2) языковая норма гендерно не нейтральна, иерархична и несет в себе оценочные категории; более того, мужские языковые формы, используемые как нормы языка, способствуют маргинализации и игнорированию женщин в языковой картине мира; 3) разделение языка на нормы мужского и женского основано на реальной социальной гендерной асимметрии, отражает ее, а затем закрепляет через языковое воспроизводство.
     Androcentrism (англ.)
     Литература:
Рабжаева М.В. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999.
Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования. Тверь, 1999.
Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Малышева М. Политика финансирования науки в зеркале гендерной асимметрии // Гендерные исследования, N 2 (1/1999). М., 1999.
Ушакин С. Политическая теория феминизма: современные дебаты // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

     Бедность — это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Это определение имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. В этом смысле бедность может быть абсолютной (нехватка средств для поддержания физической жизни и здоровья) и относительной (нехватка средств для поддержания принятого в данном обществе уровня жизни). На основе концепции абсолютной бедности рассчитывается прожиточный минимум. Прожиточный минимум - показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния человека в данном регионе.


     Существует три подхода к оценке доли бедных домохозяйств в стране, в регионе, среди социально-демографических групп. Первый — официальный (абсолютный) подход, основанный на сопоставлении денежных доходов или расходов домохозяйства с региональным прожиточным минимумом. Второй подход — субъективный, основанный на представлениях населения о том, считается ли их семья бедной, принадлежит ли к средним слоям населения или считается богатой. Замеряются представления домохозяйств о том, какие ресурсы нужны семье, чтобы не быть бедной. Третий подход - депривационный, основанный на измерении "лишений", то есть отклонений от принятых в обществе стандартов потребления.
     По оценкам Госкомстата РФ (официальный подход), домохозяйство считается бедным, если среднемесячные доходы на одного члена домохозяйства ниже регионального прожиточного минимума. Среднедушевой доход рассчитывается на каждого члена семьи независимо от того, получает он какой-нибудь доход или нет. Госкомстат РФ представляет информацию о доходах домохозяйств как в материалах выборочных обследований домохозяйств, так и в балансе денежных расходов и доходов населения и сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Гипотеза о занижении доходов и сокрытии источников доходов домохозяйствами заставляет искать способы более адекватной оценки доходов и бедности: дооцениваются доходы (увеличиваются в одинаковой пропорции уровни доходов); прожиточный минимум с 1997 года сопоставляется не с доходами, а с располагаемыми ресурсами домохозяйств (это сумма валовых доходов домохозяйства, привлеченных для текущего потребления ранее накопленных средств и ссуд, кредитов, натуральных поступлений продуктов питания и дотаций и льгот в натуральном выражении).
     В международных документах по развитию народонаселения, например, в Пекинской платформе действий (см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин), Копенгагенской программе действий (см. Вторая Всемирная конференция по положению женщин) одной из основных целей развития населения ставится искоренение абсолютной бедности и борьба с феминизацией бедности, распространение которой в обществе приводит к ситуации, когда женщины располагают относительно меньшими ресурсами (доходами, имуществом, активами), чем мужчины.
     Poverty (англ.)
     Литература:
Калабихина Е.И.//Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
Домохозяйство, семья и семейная политика / Ред. Елизаров В. В., Зверева Н. В. М., 1997.
Феминизация бедности в России / Всемирный банк. М., 2000.
Цели и индикаторы. Выдержки из отчета «Прогресс женщин мира». UNIFEM, 2000.

     Бикарьерная семья — семья, в которой работают оба супруга, претендующие на профессиональный рост и самоутверждение в публичной сфере. В такой семье есть реальная основа для формирования эгалитарного типа взаимоотношений, не проявляется или проявляется в меньшей степени мужское доминирование, в меньшей степени присутствует экономическая зависимость женщины. Вопросы распределения обязанностей и ответственности могут быть решены на основе договоренностей. Если в семье есть дети, то часто уход за ними и их воспитание поручается родственникам старшего поколения, наемным работникам или передоверяется государственным и негосударственным детским учреждениям различного уровня.


     Биодетерминизм (биологический детерминизм) — принцип рассмотрения явлений, при котором определяющими для характеристик человека, в данном случае гендерных или половых, считаются биологические природные факторы. Впервые биодетерминизм возник в середине ХIX века в контексте учения Дарвина о естественном отборе, первоначально для объяснения своеобразия поведения живых систем, к которым впоследствии стали относить и человека.


     Биодетерминизм часто оказывается объектом феминистской критики. Основная причина этого состоит в достаточно произвольном толковании «природных факторов» и их следствий — обычно в жестко консервативном ключе. На это накладывает отпечаток традиция мыслить именно природные факторы как неизменные. Хотя очевидно, что современные биотехнологии значительно расширили диапазон возможностей. На примере транссексуализма очевидно, что социальные факторы оказываются даже более жесткими — чтобы войти в тот же социум в новом качестве требуется длительное время для адаптации. А пресловутая «природа» отличается значительно большим разнообразием, чем социум, где веками доминирует одна и та же позиция, которую изложил еще Ксенофонт в «Домострое»: «Природу обоих полов с самого рожденья бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины — для внешних. Тело и душу мужчины он устроил так, чтобы он способен был переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он назначил ему труды вне дома. А тело женщины бог создал менее способным к этому и поэтому ... назначил ей домашние заботы ... Женщине приличней сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах». В такой позиции природные основания легко смыкаются с теологическими, поскольку и те и другие заявляются как незыблемые.
     В отечественных гендерных исследованиях (см. Гендер) эта концепция вызывает как критику, так и поддержку. Критически она оценивается прежде всего потому, что далеко не всегда женщины составляют консервативную систему. Достаточно очевидно, что современное общество претерпело существенные изменения во многом благодаря феминизму, большинство представителей которого — женщины. Убедительной концепция Геодакяна представляется опять–таки благодаря трактовке дифференциации полов как экономной формы «информационного контакта со средой, как специализации по аспектам сохранения и изменения генетической информации».
     Некоторые западные феминистки также предприняли попытку возврата к биологии как основе специфически женской сексуальности, например Моника Виттиг и Люс Иригарэй. Иригарэй делала попытки найти истоки специфической женской сексуальности в женской анатомии, а Виттиг выступала в защиту положения, согласно которому половые различия являются эссенциалистскими, и выводила социальную роль женщин из их биологической фактичности. Возврат к биологическому эссенциализму, когда женская сексуальность выражается на языке биологии, также характерен для радикального феминизма.
     Постмодернизм, наиболее последовательно оспаривающий биодетерминизм как одно из оснований эссенциализма, как вменение сущности и принуждения к ней, обратил внимание на предшествовавшую дарвинизму концепцию Ламарка, где большая роль в процессах изменений, наблюдаемых у животных и эволюции видов, отводилась влиянию среды и обучению.
     Biodeterminism (англ.)
     Литература:
Булавина Т.В. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
Антропобиологические аспекты гендерных исследований // Введение в гендерные исследования. Уч. пособие. М.: МГУ, 2000. С. 107.
Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297-346.
Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация - следствие асинхронной эволюции) // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. Вып. 3. С. 543.
Детерминизм // Современный философский словарь. Лондон-Минск: Папринт, 1998.
Детерминизм // Краткий психологический словарь. М.: Политическая литература, 1985.
Кнабе Г. С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринуэя "Брюхо архитектора" // Вопросы философии. 1997. N 5. С. 86.
Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

     Бисексуальность — влечение индивида к сексуальным контактам с представителями обоих полов; а также гермафродитизм. Бисексуальное поведение и формирующие его механизмы неоднозначны: в отечественной сексологии различают преходящие формы бисексуальности (бисексуальность пубертатного периода, например, или псевдобисексуальность в условиях вынужденной половой изоляции) и истинную бисексуальность — как параллельное гомо- и гетеросексуальное поведение, когда, например, официальный гетеросексуальный брак совмещается с тайными гомосексуальными привязанностями мужа или жены. Чаще всего это происходит вследствие поздней сексуальной идентификации индивида.


     Bisexuality (англ.) 
     Литература:
Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
Мастерс У., Джонсон В. Феномен бисексуальности // Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии / Пер. с англ. М.: Мир, 1998. 692 с.
Словарь сексологических терминов и понятий // Сайт «Сексология и сексуальное здоровье». http://sexology.hut.ru/dir/sx02013.htm

     Брак — социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной. Некоторые доиндустриальные общества признают многобрачие (полигамию) — то есть полигинию (когда мужчина может быть женат более чем на одной женщине одновременно, термин в России широко известен как многоженство), или, что гораздо реже — полиандрию (когда женщина может быть замужем более чем за одним мужчиной одновременно). Более распространенной формой брака является моногамия — норма, разрешающая иметь одного партнера. В индустриальных обществах все большее распространение получает конкубинат (сожительство). Имеют место также лесбийский брак, гомосексуальный, и даже коллективный.


     Marriage (англ.)
     Литература:
Словарь гендерных терминов. М: Информация - ХХI век, 2002. 256 с.
Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с.
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРРС, 1999. 704 с.

     «Верные слову» — массовое консервативное мужское движение в США, утверждающее идеи сильной традиционной маскулинности. Его идеология строится на утверждении, что поскольку мужчина создан по образу и подобию божьему, то его превосходство над женщиной задано изначально. Феминизм же, согласно этой идеологии, утверждая принципы равноправия, дезорганизует общество и разрушает семейные устои. Движение призывает «христианских джентльменов» быть добросовестными работниками, верными мужьями, заботливыми отцами и кормильцами семьи — то есть быть верными слову, данному жене и детям. Быть мужчинами — это значит, соответственно, быть ответственными лидерами. Движение осуждает пьянство, наркоманию, гомосексуализм и сексуальное насилие. Позиции движения в отношении консервативных нравственных и семейных ценностей привлекают симпатии не только многих мужчин, но и женщин. В 1995 г. в числе его приверженцев было 600 тысяч мужчин из 13 городов США.


     Promise Keepers (англ.)
     Литература:
Кон И. С. «Кризис маскулинности» и мужские движения // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Сайт «Сексология»: http://sexology.narod.ru/publ018_4.html



     Версия экзистенциализма Симоны де Бовуар. В основном изложена в ее книге «Второй пол» (1949 год) и представляет собой вариант атеистического экзистенциализма в версии, близкой к философским идеям Жана-Поль Сартра. В соответствии с идеями экзистенциализма основной принцип человеческого существования — это быть-в-мире, причем «мир& — это трудовой мир, мир вещей, который является предметом заботы, совокупность орудий. Причем «быть» значит то же, что «быть-при», «быть посвященным в». Бытие в мире — это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (выход за пределы) существования в этот мир. В версии Симоны де Бовуар только сам человек способен наполнить содержанием свою жизнь: только человек и его существование — это единственная подлинность бытия; и в человеческой природе, и в человеческом существовании нет ничего заведомо данного, предопределенного — нет никакой «сущности»: «существование предшествует сущности». Сущность человека складывается из его поступков, она есть результат его способности к реализации своего проекта — им же самим предусмотренных целей и средств, к «трансценденции» — конструированию целей и смыслов.


     В центре внимания философа-писательницы находится женская личность, проблема личностного становления женщины в качестве субъекта и ее «ситуация» в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами. С этой позиции формулируются задачи преодоления пресловутого «женского удела» и обретения женщинами всей полноты прав человека. Это было естественно для философа-экзистенциалиста, в системе суждений которого понятия «свободы воли», «свобода выбора», «самоосуществление личности» занимают основное место. Идея трансценденции как реализации женщиной собственного проекта подразумевает, по мнению Симоны де Бовуар, признание существования женщин наравне с мужчинами и возможность «не подчинять свое существование — жизни, а человека в себе — одной животной сущности».
     Сущность человека, считает де Бовуар, складывается из его поступков, является результатом всех совершенных в жизни выборов. Отталкиваясь от легенды о тайне пола, о «загадочной женской душе», она утверждала, что такой загадки не существует: «женщиной не рождаются, женщиной становятся»... «Таким образом, перспектива философии существования позволяет нам понять, почему биологическая и экономическая ситуация в примитивных племенах должна была привести к мужскому главенству. Самка подчинена роду в большей степени, чем самец; человечество всегда стремилось выйти за пределы особой судьбы; с изобретением орудий труда поддержание жизни стало для мужчины деятельностью и проектом, тогда как материнство для женщин так и осталось связанным с телом, как у животных. Мужчина стал полагать себя по отношению к женщине как хозяин, потому что человечество поставило вопрос о сути своего бытия, то есть предпочло жизни смысл жизни; проект мужчины заключается не в том, чтобы повторяться во времени, а в том, чтобы восторжествовать над мгновением и ковать будущее. Именно мужская деятельность, создавая ценности, утвердила как ценность само существование; она одержала победу над темными силами жизни, а также поработила Природу и Женщину»...(2000, с. 31). ... «Только благодаря существованию других людей каждый человек может вырваться из своей имманентности, обнаружить подлинность своего бытия, осуществиться в трансценденции, выходя к объекту как проект....Каждый стремится к самоосуществлению через порабощение другого. Но и раб в труде и страхе тоже ощущает себя как существенное, а несущественным в результате диалектического поворота оказывается хозяин. Драму эту можно преодолеть, если каждый свободно признает в другом личность, полагая одновременно себя и другого и как объект, и как субъект во взаимно направленном движении»....(2000, с.32).
     Литература:
Симона де Бовуар. Второй пол. — М.: Прогресс, 1997. Т.1. Факты и мифы.
Симона де Бовуар. Второй пол // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». — М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. — 396 с.
Айвазова С.Г. К истории феминизма // Женщина в обществе: мифы и реалии. — М.: Информация — XXI век, 2000. — 332с.
Айвазова С. «Второй пол" и женское движение в России» // Диалог женщин: международный женский журнал, специальный выпуск. — М.: Эслан. 2000. — 40.
Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2000. — 576 с.

     Вторая Всемирная конференция по положению женщин была созвана в Копенгагене в 1980 году для анализа и оценки выполнения Всемирного плана действий, принятого на Первой Всемирной конференции по положению женщин в Мехико в 1975 году. В конференции принимали участие представители 145 стран-членов ООН.


     Важной вехой в период между этими конференциями было принятие Генеральной Ассамблеей в декабре 1979 года Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, получившей название Женская конвенция или Билль о правах женщин. В ходе Копенгагенской конференции было признано несоответствие между гарантированными правами и умением женщин пользоваться ими. Для решения этой проблемы участники конференции выделили три проблемные области, где были необходимы специальные меры: равный доступ к образованию, возможность трудоустройства и надлежащее медицинское обслуживание.
     На конференции, хотя и не единогласно, была принята Программа действий, в которой назван ряд различных факторов, определяющих несоответствие между юридическими правами и умением женщин ими пользоваться, включая: недостаточное участие мужчин в повышении роли женщин в обществе; недостаток (отсутствие) политической воли; недостаточное признание ценности вклада женщин в развитие общества; недостаточный учет особых потребностей женщин при планировании; недостаточное число женщин на руководящих постах; недостаточное количество услуг, способствующих участию женщин в жизни страны: кооперативы, детские ясли и сады, учреждения кредитования; всеобщий недостаток финансовых ресурсов; недостаточное осознание женщинами доступных им возможностей.
     Для решения этих проблем Программа действий призывает, в частности, к принятию существенных государственных мер по обеспечению прав женщин на собственность и управление имуществом, а также по расширению прав женщин на наследование, опеку над детьми и смену гражданства. Делегаты конференции также призвали покончить с гендерными стереотипами в восприятии женщин (см. Гендерные стереотипы).

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет