Лекция № 1
Тема: История развития.
Своим происхождением дзюдо обязательно многовековой традиции боевого единоборства, соформировавшегося и развившегося в различных школах джиц - джитсу средневековой Японии.
Существует три версии появления джиц - джитсу. Первая гласит, что родиной джиц - джитсу является китай, а проникновение в страну цветущей сакуры монаха по имени Чэнь Юаньбин. Покинув Китай из - за террора со стороны династии Мин, он нашел пристанище в одном из монастырей Эдо. Жил скромно, избегал шума и суеты. Обучал детей знатных вельмонс китайской калмирафии и философии, переводил классиков китайской литературы. Изредка путешествовал, рисовал монотонные пейзажи, но главное - обучил нескольких саммураев технике боя, что и послужило распростракению джиц - джитсу в Японии.
Вторая версия связана с именем Такэноути Хисамори, которому, согласно легенде, во сне явился монах - отшельник, спустившийся с гор, и посьятил его в секреты искусства, основанного на бросках и болевых приемах. Этим утверждается чисто национальное происхождение джиц - джитсу.
Наконец, общеизвестна история о враче Акаяме Широбеи. Часто зимой он прогуливался по саду и любовался ветвями вишни, которая в ожидании весны спокойно спала, нахлобучив на себя белую снежную шапку. Как - то Акаяма заметил, что толстая ветка не выдержала тяжести снега и надломилась. Зато маленькая, гибкая веточка все гнулась, гнулась к земле, но не сломалась. Снег соскользнул с неё, и она, целехонькая, выпрямилась вновь. Увидев это, Акаяма задумался, а потом воскликнул: «С начала поддаться, чтобы потом победить!». Его слова относились к приемам борьбы, над созданием которой он трудился. Изучив распространенные в то время в Японии системы рукопашного боя когусоку и косиномавари, для расширения своих познаний он отравился в Китай, где познакомился с рядом местных единоборств субаку и тайдзитуйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько тысяч приемов, которые составили основу джиц - джитсу.
Знаток джиц - джитсу немецкий искусствовед Карл Гагеман в двадцатых годах нашего столетия заметил, что являющаяся основой Японского воспитания борьба джиц - джитсу, так же, как и все в Японии, происходит из Китая. Как термин, обобщающий и систематизирующей опыт рукопашных скваток на поле боя, джиц - джитсу появился в конце XIV века. Во время более чем трехсотлетнего владычества сецната Токугава, периода расцвета боевых искусств в Японии, количество школ джиц - джитсу приблизилось к семастам.
Быстрое распространение элементов западной культуры в Японском обществе сыграло роль и в появление дзюдо. Создатель этой многогранной системы физического воспитания, связывающей идеи традиции самурайства с идеями олимпийского спорта, Дзигоро Кано родился 28 октября 1860 года в провинции Хьего, в небольшом городке Михагэ, расположенном недалеко от Киото. С юных лет Дзигоро проявлял склонность к изучению гуманитарных наук, демонстрируя при этом, как и большинство японских детей, трудолюбие и усидчивость. Когда мальчику исполнилось 11 лет, вся семья переехала в Токио, где будущий патриарх дзюдо продолжил учебу сразу в 2-х учебных заведениях. Затем юноша пришел в школу Тэпсин Синье-рю, возрожденную в 1795г мастером Исо Матаэмоном. Основы техники преподавал Тэйкосукэ Яги, который, будущий дальновидным педагогом, заметил одаренность ученика и дал рекомендацию, обязательную для того, чтобы юношу принял Хатиноскэ Фукуда - руководитель школы, сведущий также в вопросах восточной медицины. В 1879г Фукуда умер, завещав Дзигоро Кано свои записи, связанные со школой. После кончины наставника Фукуды, давшего молодому студенту основы джиц - джитсу, необходимо было искать нового учителя. Наставником его становится масамото Исо-третий из мастеров школы Тэнсинсинье-рю. В то время Исо было 62 года. Исо умер спустя 2 года и Кано сменил преподавателя третий раз. На этот раз это был Цунетоси - Икубо из школы Киторю. Икубо - бывший самурай, долгое время вел джиц-джитсу в сегунате. Практические занятия Кано совмещает с изучением рукописей по джиц-джитсу этого направления, техника которого была значительно сложнее и требовала полной отдачи сил при обучении.
В феврале 1882 г Кано с несколькими своими учениками открывает собственную школу в храме Эйседзи. Это и был всемирно известный ныне Кодокан, который тогда разместился в четырех помещениях самое большое- площадью 4х6 м отвели под допсо. В первый год существования школы в ней было лишь 9 учеников.
Дата открытия Кодокана отождит вляется с днем рождения дзюдо- самобытной системы воспитания Японской молодежи, созданной Дзигаро Кано на базе древнего джиц-джитсу.
В январе 1883г Кодокан покидает храм Эйседзи и находит новое пристанище в очень скромном помещении. Спустя год Кано разработал кодекс поведения для учеников Кодокана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма, Есиаки Ямасита.
В тот же день Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, старшие ученики школы, получили черные пояса как символ достижения первой мастерской степени.
Дзигоро Кано установил пять пунктов клятвы, смысл которой сводился к следующему.
вступая на путь дзюдо, я не откажусь от занятий без серьезных на то основании;
своим поведением я обещаю не уронить достоинства дожо.
Я никого не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки борьбы в другом месте;
Обещаю не давать уроки без разрешения своего учителя;
В течение своей жизни клянусь уважать правила Кодокана как ученик и наставник, если стану им.
Добившись долгожданного, но главное, официального признания у себя на родине, Дзигоро Кано приступил к осуществлению следующего грандиозного замысла - о дзюдо должен был услышать мир.
Достарыңызбен бөлісу: |