Ю.А.ГУСЕВ
МНОГОСЛОЙНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ:
«Есть у него свой собственный свободный мир,
В котором он может жить и собственные блохи есть для ловли.
И псу совсем не нужен намордник, и у пса – своя собачья жизнь,
Которую ему прожить необходимо
И над которой надо серьёзно поразмыслить;
И надо всё потрогать, понюхать и попробовать,
И надо всё исследовать – он истый реалист!»
Л. Ферлингетти
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1. Вступление
2. Первая глава: «Горизонтальная Реальность Мифологии Сознания»:
2.1. Мифологическое видение мира: природоцентризм ;
2.2. Вечная философия: диалектика Целого в генезисе сознания;
2.3. Тип сознания: мифопоэтическое сознание и «Мы-сознание»;
2.4. Механизм верификации мира: пантеизм.
3. Глава вторая: «Горизонтальная Реальность Идеала и Нормы»:
3.1. Нормативное видение мира: Монархия и Православие;
3.2. Вечная философия: «Космический фрактал Сознания» (КФС);
3.3. Тип сознания: религиозное и «Не-мы сознание»;
3.4. Механизм духовного развития: Человек и Среда;
4. Глава третья: «Горизонтальная Реальность Факта»:
4.1. Материалистическая наука как механизм верификации мира;
4.2. Фактологическое видение мира: «Космический фрактал сознания - 2»;
4.3. Тип сознания: фактологическое «Я-сознание»;
4.4. Личностное самопознание как способ верификации мира;
5. Глава четвертая: «Вертикальная Реальность Инновации»:
5.1. Новое видение мира: Богоцентризм и Богочеловечество;
5.2. «Холодинамика сознания»: парадоксы инновационной стадии;
5.3. Трансперсональное (духовно-инновационное) «Ты-сознание»;
5.4. Механизмы обретения ТС с помощью изменённых состояний сознания;
6. Глава пятая: «Вертикальные реальности души»:
6.1. Реальность духовных энергий;
6.2. Реальности энергий души: Разум, Подсознание и Интуиция;
6.3. Реальности стихии «Воды»;
6.4. Реальности стихии «ДЕРЕВА»;
6.5. Реальности стихии «Металла»;
6.6. Реальности стихии «ОГНЯ»;
6.7. Реальности стихии «Земли»,
7. Глава шестая: « Личностные реальности сознания»;
7.1. Аспекты диалектики сознания;
7.2. Основные характеристики ТС;
7.3. Энергетические аспекты холодинамики сознания.
8. Заключение
9. Общая Библиография
1. Вступление:
Видение многоуровневой реальности сознания приходит к нам в вечной борьбе между Хаосом и Порядком в наших головах,- той борьбе, на основе которой мы строим итоговое осознание картины мира, включающей результаты этой борьбы Хаоса и Порядка и в мире, и в нашем сознании.
Если мы будем считать, что осязаемая пятью нашими органами чувств материальность мира исчерпывает всю его сущность, мы обрекаем нашу ментальную картину мира на хаотическое существование, наподобие дарвиновской борьбы видов за выживание.
Если мы ставим во главу угла в мире некий Порядок, мы должны признать наличие в его сущности Первопричины, Божественного Порядка, Божественной Голограммы, стоящей за видимыми формами его внешнего проявления.
Более углубленный в сущность мира Порядок начинает возникать в наших головах лишь после того, как, набив ссадины и шишки, мы понимаем, что внешний «Порядок мира» не потому таков, что он не верен, а лишь потому, что Беспорядок царит в самих наших собственных головах.
Новое видение мира связано не с отказом от доминирующих в мире мужских ценностей – роста материального благополучия, агрессии и конкуренции, а с балансом этих ценностей с женским началом – миролюбием, защитой природы, милосердием, гармонией и выживанием в экстремальных условиях.
Только гармония спасет мир от односторонности полярного выбора чисто мужских или чисто женских ценностей, от выбора доверия только органам чувств в той сфере, где инструментом познания служит только вера.
2. Первая глава: «Горизонтальная Реальность мифологии Сознания»:
2.1. Мифологическое видение мира: природоцентризм:
2.1.1.. Любовь к Природе как средство адаптация населения к новой территории:
Славяне стали осваивать территорию будущей России где-то в четвертом-шестом веке новой эры, появившись, как предполагают ученые с территории Карпат. Есть основания предполагать, что их далекие предки когда-то здесь уже жили, в частности в ойкумене так называемой Гипербореи, располагавшейся в северной части Сибири в ту пору, когда были ещё живы мамонты.
Если это так, то славян тянул на эту территорию «зов предков», проявляющийся в нашей необъяснимой любви к родной Природе.
К примеру, Михаил Лермонтов выразил её в стихотворении «Родина» так:
Но я люблю, - за что не знаю сам, - её степей холодное молчание,
Её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям.
Проселочным путем люблю скакать в телеге, и взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез...
Многими поэтами подмечена связь русского пейзажа с грустной сущностью русской души, которую поэт Сергей Клычков увидел следующим образом:
Милей, милей мне славы простор родных полей,
И вешний гул дубравы и крики журавлей.
Нет таинства чудесней, нет красоты иной,
Как сеять зерна с песней над вешней целиной.
Ой, луг мой, моё поле, пусть так всю жизнь и пусть
Не сходят с рук мозоли, а с тихой песни - грусть.
Важно, что в древней Руси не было понятия «русский народ», а было понятие «русская земля». Певцом русской природы в единстве с русской душой является Сергей Есенин. Для его творчества характерно мифологическое единство целостности природы и общей с ней целостности души поэта:
Отговорила роща золотая березовым, веселым языком.
А журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник: придет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом.
Равноправие Человека и Природы, их взаимопроникаемость - важнейшие черты славянского мифологического мировоззрения, унаследованные поэтами, типа Сергея Есенина, с древних языческих времен России.
2.1.2. Тема «Мать-сыра-земля» в отечественной культуре:
Связывающее человека с природой «Мифологическое сознание» широко представлено в культуре с древних времен в отношении русских людей к земле. Тогда говорили «Мать-сыра-земля».
В частности эта тема представлена в творчестве русских писателей, поэтов, художников и композиторов. Надо иметь в виду, что понятие «земля» в Мифе в древности обозначала, не просто родную землю, но и языческую богиню, кормилицу языческого человека
Божественный статус природе планеты возвращается в наше инновационное время, когда физики выяснили, что интеллектуальный потенциал планетной системы много выше возможностей человека. (См. в Общей библиографии № 11.)
Отголоски подобного отношения к земле можно найти в современной поэзии. Да простит меня читатель, если приведу пример из собственных стихов:
Я жил в обнимку с мифами, но сам я жил не в мифе: я жил тогда в реальности - реальности судьбы.
Судьбу порой высвечивал, коль помогала цифирь, коррекционно действовал, сбивая курс мой, быт.
Коррекционно действует на нас услада времени, мы ж, вопреки коррекции, стремимся размышлять.
Но, если в землю высеял добро благого семени, как результат обрушится на душу Благодать.
Земля - наша кормилица, земля - наша любимица, как говорили в древности: «О, мать-сыра-земля!»
Судьба пригнет со временем, но все ж душа поднимется, ей помогают выстоять лес, горы и поля.
Зов «матери-сырой земли» люди чувствовали в России особенно остро, а если приходилось надолго покидать её, то адаптировались за границей с большим трудом.
Три волны российской эмиграции показали, что русские и за границей остались русскими по духу, как будто увезли «Мать-сыру-землю» с собой. В особенности это характерно для крестьян-староверов, поселившихся и в Бразилии, в Австралии и в других странах.
В старину в русском языке не было понять «жить на земле», а только «сидеть на ней», именно отсюда пошли такие слова: селиться («садиться на землю»), село, поселяне, сосед, усадьба и другие однокоренные слова, включая и Вселенную (место всеобщего поселения).
Если заняться многозначностью понятия «Мать-сыра-земля», то можно выявить такие смыслы:
-
женское божественное начало - земное, отсюда культ Богородицы у русских;
-
обычай не бить землю и не тревожить ей до Благовещения (7 апреля);
-
нельзя весной плевать на землю и вбивать колья, ибо она в ту пору беременна;
-
земля - праведница не терпит неправды, в старину клялись, взяв кусок земли в рот;
-
культ среди славян деревьев - детей земли;
-
единство культуры обеспечивается двойным подтверждением Православием языческих верований, славянский язык - церковно-славянским, народный календарь - православным, славянское Трибожие - идеей Троицы;
-
в некоторых случаях землю (в особенности съедобную глину) ели, как лекарство.
Если для любой монотеистической религии (например, Православия) характерен Патриархат, то славянское язычество из-за его преклонения перед «Матерью-сырой землей» пребывало в Матриархате. Возрождение значения женщины в наши дни – признак нового духовного синтеза всех типов сознания (Матриархат и Патриархат), свойственный нашему времени.
2.2. «Вечная философия: диалектика Целого в генезисе сознания»:
2.2.1. Подходы к «вечной философии»:
Традиционно философию принято делить на идеалистическую и на материалистическую, в зависимости от того, какая из указанных нот в ней доминирует: Материализм или Идеализм. Мы склонны проследить влияние другой философии, которую кто-то из великих (в частности, Олдос Хаксли) назвал: «вечной», - философию компромисса Материи и Сознания, когда «всем сестрам воздаётся по серьгам»… Таким образом, мы опять возвращаемся к уже упомянутой нами гармонии.
Ограниченность первых двух философий объясняется полярным противостоянием двух типов Бытия – земного, материального Мира и неземного мира Небытия. Бессмертная душа человека знает оба этих мира: Бытиё и Небытиё одновременно, поэтому «вечную философию» можно назвать «философией бессмертных душ».
За «вечной философией» мы хотели бы выстроить и «вечную психологию», включающую распределение многомерности личностей: от гениев, способных отразить в себе всю Вселенную, до субъектов, способных только набивать собственное брюхо. Так, например, концепция «Большого Взрыва», равно как и «Книга Бытия» Библии, опираются на авторское сознание, содержащее в себе весь мир Вселенной, иначе они вряд ли были бы созданы в таком виде, наполненном дыханием Космоса.
К инварианту гармонической «вечной психологии» относится и наша Семислойная Модель Сознания (СМС), включающая пять чисто материальных Первоначал (энергий-стихий) Вселенной: Землю, Огонь, Металл, Дерево и Воду, а также две духовные стихии - Разум-Эфир и Дух. Но главное в ней не просто набор этих семи ментальных элементов, а голографическое истолкование модели сознания как фрактала «Глобальной модели мира». Мы голосуем в пользу «фрактальности сознания», видения в сознании не обособленного фрагмента Вселенной (например, отдельной личности), а всей модели мира целиком.
Как голограмма Вселенной, сознание отдельной души хранит в себе весь мир целиком, только в «размытых контурах». Уровень этой «размытости» жестко увязан с духовным уровнем развития человека. Опираясь на прозрения американского квантового физика Дэвида Бома, мы приходим к выводу, что реальность каждого сознания создаётся как будто фрагмент голограммы вселенской реальности, освещенной «лазером Бога», при чем наше сознание, освещая это изображение собственным лучом сознания, способно воспроизводить голографическую Божественную картину Вселенной, но «в размытых контурах». (См. об этом Общ Библ., № 38).
Как сказал Осип Мандельштам:
«Быть может, прежде губ уже родился шёпот, и в бездревесности кружилися листы,
А те, кому мы посвящаем опыт, до опыта приобрели черты».
На сокровенный для каждого философа вопрос: «Первично Слово или Дело?», мы приходим к выводу, что первично действенное Слово, Слово, которое созидает миры, как в Книге Бытия.
Личностной «размытый контур» Вселенной может существовать в нашем сознании как «ментальный фрактал» целого мира, его голографическая модель, адекватно отражающая замысел Бога относительно этого мира. Но смысл своей жизни мы выполняем только тогда, когда творим в соответствии с понятым нами Божьим Словом реальность собственной судьбы, когда делаем «Дело».
В пользу голографической аналогии мира и личностного сознания свидетельствует пример Константина Циолковского, который, будучи всего лишь заштатным учителем средней школы в каком-то захолустном Боровске, смог воссоздать в своих работах космический масштаб Вселенной, подняться до его понимания. В пользу этой голографической концепции уже высказалась квантовая физика, когда удалось доказать «Теорему Белла», утверждающую, что каждый атом Вселенной хранит в себе информацию о ней целиком.
Символически нашу способность голографически выстраивать своё сознание адекватно «Замыслу Бога» можно сравнить с частотным резонансом двух энергоинформационных полей: Человека и Бога. Резонанс будет тем эффективнее, чем ближе частоты вибраций наших полей, то есть, чем духовно более развит человек, тем ближе «Модель мира в его сознании» исходному замыслу Бога.
Рассмотрим «Ментальный фрактал Сознания» личности по указанным частям, отчетливо понимая условность такого рассмотрения, ибо внутренне он состоит не из частей, а всегда голографичен, то есть, целостен.
Матрица № А
Характеристики
Сознания
|
Предсознание
(Миф)
|
Социальный
Уровень (Норма)
|
Личностной Уровень
(Факт)
|
Трансперсональный
Уровень (Инновация)
|
Целостность,
Всеединство
Сознания и Мира
|
Дописьменная
Культура, Мифы,
Символы и Архетипы
|
Сумма социальных и
религиозных норм
меньше Целого всей
Культуры
|
Адекватность сознания
Личности ментальному
Фракталу Бога
|
Глобальное Всеединство Космоса и
Сознания Человека
|
Трансцендентность,
Открытость сознания
|
Языческие представления о
Смерти и зыбкости
Перехода в Инобытиё
|
Трансцендентность
Бога в традиционных
Религиях
|
Познание мира как
Резонанс частот души
Человека и Бога
|
Переход от Жизни к Смерти как переход от частицы к волне, трансцендентность его.
|
Духовность
|
Доминанта Тела в
мифологическом
сознании
|
Доминанта Души–ключ к нормативному
Сознанию
|
Целостность Тела-Души-
Духа на личностном
уровне сознания
|
Доминанта Духа – диалог с Богом
|
Центробежность и
Центростремительность
|
Равноправие Добра и Зла с доминантой Зла в мире
|
Полярность и
непримиримость
Добра и Зла
|
Баланс Добра и Зла в отдельной Личности
|
Динамическая парадигма Добра и Зла в мире и Человеке
|
Механизм изменений - Выворачивание
|
Зло в центре сознания, Добро - по его краям
|
Добро в центре сознания, Зло – по
краям, обмен Зла на Добро путем
выворачивания
|
Равновесие
Центробежности и
Центростремительности
Добра и Зла в Личности
|
Ситуационный обмен
Добра и Зла в ситуации
их относительности
|
Обмен универсальности
на эффективность
|
Минимальный обмен
Космичности сознания
на его эффективность
(только у шаманов)
|
Доминанта универсальности и
эффективности
Бога в сознании человека
|
Максимум эффективности личности с минимумом универсальности
|
Равновесный обмен
Универсальности на
Эффективность Сознания
|
Тринитарность
Сознания
|
Функциональное Триединство Духа:
Брахман-Вишну-Шива
|
Единство Бога в трех лицах: Бог-Отец – Бог-Сын – Бог- Святой Дух
|
Единство Духа - Души –
Тела в отдельном
человеке
|
Единство Глобального Поля Космоса как с волной Сознания, так и
с телесными частицами человека
|
Для понимания Матрицы № А важно не просто описание четырех этапов развития сознания, но сущность явлений, имеющих место на границах Перехода с одного типа сознания на другой.
Преодоление этих Переходов совершенно не обязательно для каждого человека, многие так всю жизнь и остаются на первом этапе, хотя, естественно, освобождаются от пут детскости сознания, свойственной мифологическому типу. Но совершение каждого Перехода: Первой, Второй и Третьей бифуркаций сознания являются каждый раз путем действенного преодоления свойственных каждому этапу ментальных порогов-заклятий:
-
Заклятия материальной формы в первом случае;
-
Заклятия родовых, коллективистских и религиозных социальных норм во втором;
-
Заклятия личностного индивидуализма и эгоизма на третьем уровне.
Первая бифуркация: переход от Мифа – к Норме
Для мифологического сознания важна доминанта в мировосприятии природного начала и чисто материальных форм окружения. Родившись, он освобождается от плена полевого Небытия Мира Зазеркалья, и пытается стабилизировать в своей душе новые формы нынешнего, земного существования. Иначе ему в этом мире не выжить, не обрести в нем житейскую устойчивость. Не случайно язычник разбирается в секретах своей окружающей природной среды много лучше современного человека, утратившего в душе непосредственную связь с природой. Из троичной сущности своей сущности (Тело-Душа–Дух) он активно воспринимает только Тело, только его потребности, цели и намерения.
При этом он не является чистым материалистом, ибо такое Мифологическое Сознание всегда одухотворяет окружающую природу. Подобное одухотворение питается инерцией его пребывания до рождения в мире Зазеркалья. Там его душа существовала как полевая структура среди духов, эта память не может просто так исчезнуть. Современные свидетельства о реинкарнационной памяти, добытые путем гипноза, с наглядностью об этом свидетельствуют.
Если для Нормы Бог существует как сущность трансцендентная миру, то для язычника Бог растворен в природе, Сам стал природой. Чем старше человек становится по годам, тем больше он очаровывается материальными формами окружающего его мира и забывает о своей прошлой духовной сущности. Дети еще помнят о ней, пусть не так, как шаманы-язычники, но все-таки.
Сам процесс одухотворения природы в Мифе очень специфичен: злые духи в языческой картине мира доминируют над добрыми, хотя, возможно, они и равноправны. Но Зло всегда рядом с человеком, а Добро где-то далеко; обмен Зла на Добро происходит очень редко. Факт перехода на другой уровень сознания осуществляется, как «глобальное выворачивание» картины мира, фундаментальный обмен Зла на Добро, выражающийся в открытии человеком доброго монотеистического Бога.
Важно понять изменение характера восприятия язычником времени. Время Мифа – замкнутое время, его можно уподобить «змее, кусающей свой собственный хвост». Почему так? Да, потому что «хвост языческой змеи» всегда содержит предсказание Будущего, что вводит ментальную систему в новый временной круг. Это время целостно и хранит адекватную информацию о духовном Космосе, правда «в размытых контурах». Принцип голографии тут работает наиболее ярко.
«Нормативное сознание» в этом смысле открывает для себя не совсем целостную информацию об историческом времени, то есть имеющем линейный характер, хотя и открытом в будущее. Норма, как тип сознания, - типично открытая структура, замкнутый в кольцо Миф заменен в ней на линейную Историю, пущенную в плавание по воле Бога.
Эта бифуркация осуществляется без особых духовных усилий со стороны человека, ибо Бог Сам на этапе Нормы посылает в этот мир пророков, святых - Своих репрезентативных представителей, которые приносят человеку «Великие Книги» (типа Библии, Вед, Корана и т.д.), где дано Божественное Откровение. А излишние духовные усилия в этой ситуации только приводят человека к изобретению «ересей».
Важно увидеть здесь осознание человеком относительности земных ценностей: статуса, комфорта, своей сексуальной силы и т.д. Выясняется, что мускулы – это не главное, а важней все-таки душа. Жизненная активность оставляет связанные с самой нижней энергетической чакрой человека земные ценности, преодолевает чувственную силу стихии Огня (вторая чакра) и выходит на просторы третьей чакры, связанной с доминантой в сознании – Металла, а значит – волевого настроя, целеустремленности и решимости личности.
Говоря о новациях Нормативной картины мира, мы должны не забывать, что Норма наследует и мифологические традиции! Каковы они, прежде всего? Как и Миф, нормативное сознание воплощается в Слове. Если раньше это было устное слово, то теперь оно обрело письменность.
Во-вторых, наследуется ритуальная (каноническая) часть мифологического сознания. Ритуал – своеобразная система кодировки духовного сознания присутствует в Норме равно также как и в Мифе. Конечно, ритуалы сменились по форме. Церковное действо не напоминает бесовские языческие игрища, но также ритуально, то есть, кодифицировано в церковном каноне.
Наиболее важна преемственность Нормой мистических традиций Мифа. Единый, монотеистический Бог нормативного сознания столь же таинственен и непознаваем, как и духи Природы, с которыми имеет дело Миф. Но, возможно, самое главное заключается в том, что Норма точно также претендует на целостную Модель мира, как и Миф. Духовная идеология всегда начинается и заканчивается этой моделью, содержащей все способы борьбы случайного Хаоса со стабильным Космосом (Порядком), приводящие к победе Добра над Злом.
Достарыңызбен бөлісу: |