Настоящих заметках мы хотели бы предложить некоторые наблюдения над до



Pdf көрінісі
бет1/6
Дата11.10.2023
өлшемі155.18 Kb.
#480447
  1   2   3   4   5   6


. . лунгян 
Ж ь

 м
ма к 
е ю 
настоящих заметках мы хотели бы предложить некоторые наблюдения над до-
статочно нетривиальной, с нашей точки зрения, историей вхождения в язык и стремитель-
ной семантической эволюции одной группы слов – прежде всего, отадъективного суще-
ствительного жуть, а также ряда других, формально и семантически связанных с ним 
единиц. атериалом исследования, разумеется, служит ациональный корпус русского 
языка.
ействительно, история слова жуть обнаруживает несколько неожиданных обсто-
ятельств. ервое из них – сравнительно поздний срок фиксации этого слова в литератур-
ном языке; второе – те типы текстов, в которых оно появляется; третье – его последующая 
семантическая эволюция. азберем их поочередно. 
амые ранние примеры со словом жуть, зафиксированные в орпусе, относятся к 
последней четверти XIX в. и принадлежат ескову: они встречается в его очерках « рхи-
ерей» 1879 г. ( ивыми и мёртвыми здесь обладает какая-то 
ьот которой даже 
бедной покойнице беспокойно) и « ама и фефёла» 1894 г.; второй пример особенно инте-
ресен и заслуживает цитирования в более пространном контексте: 
(1) 
кучать ей было некогдаа если ей случалось оставаться одной и поджидать поздно ночью 
своего господинато она чувствовала «
ь» и тоже нашла чем себе помочь в этом гореона брала из 
пачки писательских фотографий карточку лександра юма с его страшно кучерявою шевелюрой и начи-
нала её рассматривать: «тогда ей тотчас же становилось смешно», и жуткость проходила
кус ескова к языковым экспериментам, равно как и его чуткость к языковым 
новшествам эпохи, общеизвестны. еудивительно, что он оказался одним из первых писа-
телей (если не первым), который зафиксировал слово, видимо, вошедшее в язык незадолго 
до этого. примере (1) характерны кавычки, передающие речь героини и в то же время 
подчеркивающие еще неосвоенный облик нового слова, которое подается как индивиду-
альная новация; более того, чуть ниже, когда прямая речь сменяется авторской, есков 
употребляет другое слово – жуткость. ловообразовательно оно построено по той же 
модели – как деадъективное существительное, образованное от прилагательного жуткий
но в современном языке не употребительно и кажется таким же авторским новообразова-
нием. ем самым, весь контекст (1) убедительно демонстрирует, что слово жуть в 90-е 
годы XIX века еще воспринимается как экзотическое словообразовательное производное, 
едва ли привычное носителю литературной нормы того времени.
ежду тем, само исходное прилагательное жуткий (и тесно связанный с ним пре-
дикатив жутко) в русском языке XIX в. вовсе не было экзотическим. равда, в текстах 
XVIII 
в. в орпусе примеров его употребления нет, но уже со второй половины 1820-х гг. 
они становятся многочисленными – в основном, в текстах писателей-романтиков, люби-
телей народной мистики и сильных эффектов: сначала у . омова, . агоскина, . а-
жечникова, позднее – у остоевского, . олстого, алтыкова- едрина, ургенева и 
многих других авторов. римеры эти заслуживают более подробного разбора. онтексты, 
типичные для прилагательного жуткий, довольно отчетливо делятся на два класса: более 
ранние прямые употребления, описывающие определенные эмоции, и более поздние упо-
требления в качестве интенсификатора, с утраченным основным значением. прямых 
употреблениях жуткий соотносится со свойством объекта-стимула внушать человеку 
сильное эмоциональное состояние страха или потрясения, как правило, вызванное не-
обычными параметрами стимула: часто стимул опасен, внушает угрозу – и часто эта угро-
за связана с какими-то сверхъестественными особенностями стимула. аким образом, 
жуткий в своем исходном значении ассоциируется не просто со страхом, но со страхом, 
вызванным сверхъестественными причинами: это страх перед необъяснимым, потусто-
ронним и опасным. Эмоция эта сильная: когда человеку жутко, у него перехватывает ды-


хание, тело бьет дрожь, он не может двинуться с места и т.п. е случайна высокая частот-
ность этого прилагательного в ранней русской романтической прозе, описывающей 
оживших мертвецов, привидения, ночные прогулки по кладбищу и тому подобные типич-
ные источники жутких ощущений. р. несколько показательных примеров: 
(2) 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет