Н.Г. Баранец
практикум
по
философии
2010
ББК
87я73
Б24
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор В.А. Бажанов
доктор философских наук, профессор А.А. Тихонов
Баранец Н.Г. Практикум по философии: учебное пособие к курсу «Философия» для вузов, 2010. – 142 с.
В учебном пособии представлены задачи и упражнения по основным темам философии в рамках программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Философия».
© Баранец Н.Г.
ОТ АВТОРА
Философский практикум предназначен в качестве учебного пособия для студентов университетов и педагогических вузов. Он составлен применительно к основному университетскому курсу «Философия», написан на основе многолетнего опыта автора читающего курс «Философия» как для студентов гуманитарных, так и естественнонаучных факультетов Ульяновского государственного университета.
Философский практикум разделен на три части: «История восточной и западной философии», «История русской философии» и «Теоретическая философия», которые в свою очередь подразделяются на темы. В каждой теме есть список вопросов для обсуждения (звездочкой отмечены вопросы, требующие поиска ответов по дополнительным источникам список в конце пособия); несколько упражнений – тематически подобранных отрывков из произведений философов, снабженных вопросами для рассуждения и аргументирования своей позиций; список тестовых вопросов.
Вопросы и задания организованы так, чтобы закрепить и расширить знания студентов по философским проблемам. В философском практикуме собрано большое количество вопросов, тестов и упражнений, иллюстрирующих основные положения теоретического курса, достаточное как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов. В заключительной части пособия приведен список тем для мини-сочинений (рекомендуемых к выполнению по принципу рассуждений pro и contra), позволяющий проверить и оценить результаты развития способности критического мышления и навыков самостоятельного философствования.
При работе над философским практикумом автор использовал опыт коллег, представленный в следующих их работах:
Жоль К.К. Введение в философию или пропедевтика к философии. М., 2004
Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах. Ростов-на-Дону, 1996
Лоу С. Философский тренинг. М., 2007
Методика преподавания философии: проблемы перестройки. М.,
1991
Часть I
ИСТОРИЯ
ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
1.1 Характеристика философского знания
Задание №1. Ответьте на вопросы
1. Когда и где появилась философия?
2. Какие разделы философии выделяют?
3. Чем отличается философское мировоззрение от религиозного?
4. Каковы критерии периодизации философских систем?
5. Чем обусловлен плюрализм философских учений?
6*. Есть ли прогресс в истории философии?
7. Какие функции у философии?
Задание №2. Решите упражнение
1. Проанализировав размышления Б. Рассела, выявите, что общего у философии с религией и наукой и в чем специфика её предмета и места в духовной жизни:
«Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Всё точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия».
(Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7)
2. Проанализируйте цитату из лекции «Исторические дела философии» В.С. Соловьева и определите, в чем он видел специфику науки и философии? Что дает философия человеку?
Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? <…> Другие науки хотя также имеют свои чисто теоретические задачи, доступные только тем, кто их изучает, однако они не ограничиваются этими задачами, они хотя разрабатываются и изучаются теоретически немногими, но практическое значение имеют для всех; коренясь в школе, явные плоды приносят для жизни. Мы знаем, что науки естественные существуют не для одних физиков, химиков и физиологов, а также и для всего человечества; мы знаем явную пользу, которую они ему приносят, улучшая его материальный быт, умножая удобства внешней жизни, облегчая физические страдания людей. <…>
Но, может быть, философия ближе к искусству, чем к науке, может быть, она, как и чистое художество, рождена не для житейского волнения, не для корысти, не для битв? Но ведь и искусство не остается в кругу художников и эстетиков, а стремится доставлять свои наслаждения и тому множеству людей, которые не имеют никакого понятия ни о теории, ни о технике искусства.
Если <…> философия имеет в виду не отвлеченный интерес одиноких умов, а жизненный интерес всего человечества, то нужно прямо ответить на этот вопрос: что же делает философия для человечества, какие блага ему дает, от каких зол его избавляет.
Обратимся к истории, потому что если философия вообще способна приносить живые плоды, то она, конечно, должна была уже принести такие плоды в столь долгое время своего существования.
<…> изо всех народов Востока только индусы обладают вполне самостоятельной и последовательной философией.
В Индии первоначально, более чем в какой-либо другой стране Востока, человеческая личность была поглощена внешней средою; это была по преимуществу страна всякого рабства, неравенства и внешнего обособления... Понятия о человечности, т.е. о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали; и вся судьба человека исключительно зависела и заранее предопределялась случайным фактором рождения его в той или другой касте. Религия носила характер грубого материализма: человек рабствовал перед природными богами, как перед подавлявшими его силами, от которых зависела его материальная жизнь.
И вот в этой-то стране рабства и разделения несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и разделения суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, себя самого.
Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Этим словом в корне подрывалось рабство религиозное и общественное, разрушалось всякое неравенство и обособление.
Двинуть далее дело философии и вместе с тем дело человечества выпало естественным образом на долю того народа, который уже в самой природе своего национального духа заключал то начало, к которому индийское сознание пришло только в конце своего развития – начало человечности. <…> греческое национальное сознание отправлялось от богов уже идеализированных, прекрасных, человекообразных, в поклонении которым выражалось признание превосходства, высшего значения человеческой формы. Но в греческой религии боготворилась только человеческая внешность, внутреннее же содержание человеческой личности раскрыто было греческою философией, вполне самобытное развитие которой начинается с софистов. <…>
Сущность софистики – это отрицание всякого внешнего бытия и связанное с этим признание верховного значения человеческой личности. Имея в виду предшествовавших философов, искавших безусловного бытия вне человека, софист Горгиас доказывает, что такого бытия совсем не существует, что, если бы оно существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого познания, а если бы имели таковое, то не могли бы его выразить, другими словами: человек только в себе может найти истину, что и было прямо высказано другим софистом Протагором, утверждавшим, что человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют. Из этого не исключаются и боги, утрачивающие, таким образом, всякое самостоятельное значение.
<…> софисты представляют существенную аналогию с буддизмом: и там, и здесь отрицаются всякое внешнее бытие и боги; и софистика Греции, и буддизм Индии являются в этом смысле нигилизмом; вместе с тем и там и здесь верховное значение признается за человеческою личностью – и буддизм, и софистика имеют выдающийся характер гуманизма. Но велика и разница. <…> Если человеческое сознание в буддизме говорило внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу отречься от существования, то сознание софиста говорило этому внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу жить вопреки тебе, могу жить в силу своей собственной воли, своей личной энергии.
(Соловьев В.С. Лекция «Исторические дела философии», произнесенная им 20 ноября 1880 г. в Санкт-Петербургском университете // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 118-125)
3. Представителям каких философских направлений, течений могут принадлежать эти высказывания?
1. Существовать – значит быть воспринимаемым.
2. Бога не существует.
3. Пока я мыслю, существует мир.
4. Сознание – это свойство материи.
5. Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.
6. Развитие мира определяется изначально заданной целью.
Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его:
-
Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом:
А) философии
Б) науки
В) религии
Г) искусства
-
Гуманистическая функция философии состоит в помощи индивиду:
А) обрести позитивный и глубинный смысл жизни
Б) ориентироваться в кризисных ситуациях
В) разрабатывать новые стратегии отношения человека с природой
Г) изменении аппарата частных наук.
-
Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека – это ……..
-
Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:
А) диалектический
Б) субъективный
В) непоследовательный
Г) объективный
-
Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но не вмешивающемся в её бытие:
А) монизм
Б) монотеизм
В) пантеизм
Г) деизм
-
Философия способствует формированию у человека представления о ценностях – в этом состоит функция:
А) методологическая
Б) воспитательная
В) аксиологическая
Г) праксеологическая
-
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия:
А) плюрализм
Б) деизм
В) пантеизм
Г) релятивизм
8. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает:
А) иррационализм
Б) агностицизм
В) рационализм
Г) сенсуализм
9. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания:
А) релятивизм
Б) сенсуализм
В) скептицизм
Г) рационализм
10. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного – это …...
1.2 Древнеиндийский тип философствования
Задание №1. Ответьте на вопросы:
1. В чем специфика древнеиндийской философии?
2. Какие основные постулаты джайнизма?
3. Почему незнание является причиной страдания?
4. Назовите четыре благородных истины буддизма. Как они взаимосвязаны?
5*. Будда высказал ряд положений, имеющих философский характер:
– Все вещи обусловлены, ничего не существует само по себе;
– Все изменяется, нет ничего постоянного;
– Нет никакой перманентной субстанции, нет и Бога;
– Одна жизнь по закону Кармы творит другую жизнь, и этот процесс непрерывен.
Как данные положения связаны с четырьмя благородными истинами? Аргументируйте свой ответ.
Задание №2. Решите упражнение
1. Будда отказался дать ответ на 5 вопросов (стараясь избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и уничтожении):
– Вечен ли мир?
– Конечен ли мир?
– Тождественна ли душа с телом?
– Бессмертен ли познавший истину?
– Можно ли назвать его бессмертным или смертным?
Проанализируйте диалог Нагасены с Царем Милиндом и ответьте, какой принципиальный для буддизма вопрос обсуждали царь и Нагасена? Что доказал Нагасена? Какой диалектический прием использовал Нагасена в споре?
Царь: Вы говорите, что ваши братья по ордену называют вас Нагасеной? Что же такое Нагасена? Не хотите ли вы сказать, что волосы на голове – это Нагасена?
Нагасена: Я этого не говорил, великий царь.
Царь: Тогда не означает ли Нагасена ногти, зубы, кожу, мясо, жилы, жир и мозги?
Нагасена: Нет, великий царь.
Царь: Может быть это все вместе - 5 скандх: рупа (чувственные элементы); самскара (связи дхарм и их чередование), ведана (аффекты), санджня (восприятие, понимание), виджняна (самосознание) – составляют Нагасену?
Нагасена: Нет, великий царь
Царь: Может быть, все вместе и еще что-нибудь будет Нагасена?
Нагасена: Нет
Царь: Что же такое Нагасена? Это пустой звук? Кто же тогда Нагасена?
Нагасена: Царь, ты приехал на колеснице или пришел пешком?
Царь: На колеснице, уважаемый.
Нанасена: Что такое колесница? Это остов? Это колесо?
Царь: Нет, почтенный.
Нагасена: Тогда, значит, все эти части составляют колесницу?
Царь: Нет, господин.
Нагасена: Тогда, может быть, есть что-то вне их, составляющее колесницу?
Царь: Нет, почтенный.
Нагасена: Царь утверждает, что приехал на колеснице, но не может в точности сказать, что именно он утверждал?
(Цит. по: Мень А. История религий: в 7 т. Т. 3. М., 1992. С. 131-132)
2. Проанализируйте рассуждение из «Сарва-даршана-самграха» Мадхавы. К какому течению индийской философии оно принадлежит?
«Единственное счастье человека – в достижении чувственных удовольствий. Адом же называют страдания, порожденные страхом перед шипами и другими земными горестями. Раджа, существование которого очевидно для мира, - вот кто известен как всемогущий, а не что-то потустороннее».
(Цит по: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001. С.143).
Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его:
1. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии:
А) атман
Б) дхарма
В) карма
Г) брахман
2. Индивидуальное духовное начало в философии Индии:
А) атман
Б) дхарма
В) карма
Г) брахман
3. Закон воздаяния в индийской философии – ………
4. Центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
А) мокша
Б) дхарма
В) карма
Г) нирвана
5. Материалистическое учение в индийской философии:
А) буддизм
Б) чарвака
В) джайнизм
Г) брахманизм
6. Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений:
А) мокша
Б) дхарма
В) карма
Г) нирвана
-
Основатель йоги – …. ….
-
В санкхье духовное начало мира:
А) пуруша
Б) дхарма
В) пракрити
Г) брахман
-
Собрание древнеиндийских источников, гимнов в честь богов – … ….
-
Сторонниками гедонизма в индийской философии были представители школы:
А) буддизма
Б) джайнизма
В) йоги
Г) чарваки
Достарыңызбен бөлісу: |