Правила игры тогызкумалак
Основные правила игры
В тогызкумалак играют на специальной доске два человека. Игральная доска состоит из 2 казанов, 18 отау - лунок в которых размещено 162 кумалака. В начале игры каждому игроку принадлежит по одному казану и по 9 лунок, в каждой из которой по 9 кумалаков, в общей сложности каждому игроку достается по 81 кумалаку.
Нумерация лунок доски начинается слева направо. Каждой лунке противников присвоен порядковый номер от 1 до 9. Печатное изображение доски называется диаграммой.
Первоначальная позиция игры следующая: в каждой лунке находится по девять шариков, казаны пусты (диаграмма 1).
Диаграмма 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№9
|
№8
|
№7
|
№6
|
№5
|
№4
|
№3
|
№2
|
№1
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
№5
|
№6
|
№7
|
№8
|
№9
|
Клетки с цифровыми номерами на рисунке - лунки доски. Отдельно стоящие две клетки являются казанами противников. Для ясности начинающего игрока будет называть - белыми, а второго игрока - черными. Отметим, что в дальнейшем на диаграммах нижнюю половину клеток с номерами от 1 до 9 и отдельно стоящую нижнюю клетку будем считать расположением белых, а верхнюю расположением черных.
Правила хода
Игроки делают ход по очереди. Кто ходит первым - выбирается по жребию либо по соглашению игроков.
1. Игрок, делающий ход, берет все шарики из любой лунки, находящейся с его стороны, и, начиная с той же лунки (то есть один оставляет на месте) раскладывает по одному шарику в лунки против часовой стрелки. После девятой лунки со своей стороны следует первая лунка соперника и т.д. Если последний шарик попадает в одну из лунок соперника, и если число шариков в той лунке будет четным, то ход считается результативным и игрок забирает все шарики из этой лунки в свой казан.
Если же последний кумалак попадает в лунку соперника с четным количеством кумалаков и делает его нечетным (кроме трех), либо попадает в лунку ходящего, то кумалаки не выигрываются. Например, если на верхней диаграмме, начинающий возьмет кумалаки из лунки 7 и разложит их слева направо, последний кумалак попадает на сторону соперника в лунку 6, количество кумалаков в ней становится 10, и они все перекладываются в казан ходившего. На доске появляется следующее положение (диаграмма 2).
Диаграмма 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
9
|
9
|
0
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
1
|
10
|
10
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Если в лунке всего один кумалак, то кумалак перекладывается в соседнюю лунку, а лунка остается пустой.
3. Во время хода запрещено пропускать лунки, либо брать из лунки не все кумалаки.
Правила получения «туздык»
В тогызкумалаке кроме кумалаков есть возможность один раз выиграть лунку соперника. Правила туздыка придают игре особый интерес. А также взятие туздыка дает игроку значительный перевес.
4. Если при очередном ходе последний из распределяемых шариков игрока попадает в лунку соперника с двумя шариками, то эти три шарика игрок забирает в свой казан и объявляет данную лунку «туздыком». Этим ходом игрок выигрывает целую лунку соперника и все, что попадет в лунку - туздык, он забирает в свой казан. Таким образом, туздык обозначает - выигрыш у соперника одной из лунок.
В лунку, ставшую туздыком, ставится специальный указатель. В письменной форме ее обозначают Х. Например, посмотрим диаграмму 3:
Диаграмма 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
10
|
10
|
1
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
2
|
11
|
1
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этом случае черные берут из лунки 7 десять кумалаков и распределив их по лункам, кладут последний кумалак в лунку 7 соперника. В этой лунке становится 3 кумалака, которые переходят в казан ходившего, а лунка - в его собственность, становясь туздыком. Смотрите диаграмму 4:
Диаграмма 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
11
|
1
|
1
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
Х
|
11
|
1
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теперь на всем протяжении игры лунка 7 начинающего игрока принадлежит сопернику.
5. Туздык можно получить только один раз за игру, туздыком может быть любая лунка, кроме 9.
6. Туздык не может быть одноименной лункой. Например, на верхней диаграмме продолжающий игрок сделал туздыком лунку 7, теперь у начинающего нет права сделать из нее же свой туздык.
Правило «атсырау»
В процессе борьбы силы сторон постепенно «истощаются», позиция упрощается, количество кумалаков в лунках игроков постепенно уменьшается, и игра переходит в последнюю решающую стадию - окончание. У обеих сторон на доске остаются считанные ходы. В конце концов, возникает позиция, когда у одного из игроков заканчиваются кумалаки, и он не может ничем ходить.
7. Позиция, когда один из игроков не может ходить, потому что в его лунках закончились кумалаки, называется «атсырау».
8. Если один из игроков попадает в позицию «атсырау», другой игрок имеет право сделать еще один ход и положить все кумалаки в свой казан.
Например:
Диаграмма 5
78
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
Х
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Х
|
0
|
4
|
76
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этой позиции ход у начинающего. Он из лунки 9 раскладывает 4 кумалака. В свою очередь черные ходят кумалаком из лунки 1. Дальше, начинающий ходит опять из лунки 9 единственным оставшимся кумалаком. Второй игрок в свою очередь опять ходит из какой-нибудь лунки, например 1. Получается следующая ситуация (диаграмма 6):
Диаграмма 6
78
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
Х
|
1
|
0
|
1
|
3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
76
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этом случае черные выкладывают все оставшиеся 8 кумалаков в свой казан и проводится подсчет результатов. Счет 76-86, выиграл второй игрок (черные).
9. Если в позиции «атсырау» в момент произведения дополнительного хода один из кумалаков попадает в лунку соперника и даст ему возможность ходить, игра продолжается.
Суть игры заключается в том, что для победы игрок должен выиграть у соперника более 81 шарика (значит, 82 и более). Если 81 - то ничья.
Естественно, все перечисленные правила не были сформулированы в одно мгновение. Со временем они менялись, расширялись, развивались. Были введены некоторые условия (не делать туздык из лунки 9), а некоторые правила (например, правило «коздату») в связи с игровыми требованиями пришло время убрать. Однако понадобилось не мало времени для того, чтобы сформировать современный вариант игры, принятый на республиканском уровне, окончательно утвердив основные правила проведения соревнований. Наряду с этим, несмотря на то, что столько веков ушло на принятие тех или иных правил, до сих пор не было рассмотрено их познавательное значение, так же как и не были исследованы на достаточном уровне такие стороны, как древнетюркское мировоззрение, обычаи и традиции.
Познавательное значение правил игры можно рассматривать как с помощью частного анализа, так и сравнивая с правилами других подобных игр. Оба эти пути эффективны, однако мы в начале остановимся на иностранных играх. Например, в египетском калахе либо арабской манкале ходят, не оставляя кумалаков на месте, распределяя их все по последующим лункам слева направо. Далее, чтобы выиграть кумалак, достаточно, чтобы кумалак попал в пустую лунку на стороне ходящего. А если один из игроков попадает в положение атсырау, дополнительные ходы не делаются, игра останавливается, и подсчитывают результаты.
Тогызкумалак очень похож на калах и манкала, особенно в направлении движения, однако очень много и отличий, как, например, в ситуации с атсырау. Кроме того, в них не встречаются правила получения туздыка. Ну а если эти игры имеют один генезис, то откуда появились такие различия в правилах? Опираясь на существующие правила, можно заметить, насколько древнюю историю имеет тогызкумалак и насколько индивидуальна эта игра.
Направление движения в тогызкумалаке опирается на принципы традиционного мировоззрения. Например, К. Сапарбеков утверждает следующее: «Когда казах садился на лошадь, он вставлял в стремя в начале левую ногу и вскакивал, перекидывая правую через круп лошади. Другими словами, всегда и везде казахи придерживаются правого направления. Таким же образом игроки в тогызкумалак перекладывают кумалаки в лунки правой стороны. Здесь необходимо помнить о том, что казахи ходы в тогызкумалаке скоординировали с удобным для них направлением» [20].
Еще одно отличие тогызкумалака от других подобных игр - правило, при котором один шарик - кумалак оставляется в лунке во время хода. В других играх из лунки забираются все шарики. Это правило связано с традиционной для тюркских народов верой в отчий дом, отчизну - «кара шанырак». Родители всегда оставляют младшего либо любимого сына у себя, который, не разбрасываясь там и сям, становился хозяином, отчего дома, берег и охранял его.
Выигрыш именно четного количества кумалаков тоже опирается на традиционное мировоззрение, порождая очень интересные гипотезы по этому поводу. В традиционном понимании древних тюрков небо считалось отцом, а земля - матерью. Или вспомним святого Ноя, который собрал все живое в мире по паре, чтобы после потопа возродить жизнь такой, какой она была до потопа. Также можно добавить и особое отношение к честности в игре тогызкумалак. Естественно, принцип «двух начал» требует более глубоких исследований, однако наши предки уже с древних времен заметили, что естественное парное существование ведет к большому успеху и достижениям.
Ещё одна интересная особенность, не встречающаяся в других играх - правило «туздыка». Например, в калахе место туздыка занимает казан. Отсутствие специального туздыка в этой игре, каждый раз, проходя мимо которого, один кумалак попадает в казан, влияет на то, что игра заканчивается быстрее. Трудно представить себе тогызкумалак без туздыка. Игра во многом вызывает интерес благодаря туздыку. Тогда каким образом возникло правило туздыка?
В древние времена в своих верованиях тюркские народы поклонялись Тенгри и приносили ему жертвы, прося его мать Умай (землю) и мир духов о благосклонности и поддержке. Предки верили, что боги и духи помогают им в их начинаниях, в жизни и делах. И в туздык при каждом ходе нужно класть по кумалаку (принесение в жертву Всевышнему перед выходом в поход либо путешествие), что является своего рода символом этого обряда жертвоприношения.
Туздык можно получить только один раз в игре. 8 пешек в шахматах могут впоследствии стать ферзями, однако в нашей национальной игре такой возможности нет. Относительно появления туздыка у нас нет никаких данных, поэтому продолжим и углубим нашу мысль о туздыке, как об отражении обряда жертвоприношения.
И древние саки, и хунны приносили в жертву белую лошадь и считали, что после этого путь будет спокойным и лёгким. Ну, а белая лошадь, попрощавшись с этим миром, отправится в мир духов. «Вселенная по верованиям народа делится на три уровня - Высший мир - богов, Средний мир - мир людей, и Низший мир - мир духов» [22.5]. Может быть, поэтому в тогызкумалаке можно создать туздык только из той лунки, в которой набирается 3 шарика - кумалака. Значение слова «туздык» произошло от «т?з ?й» - «священное место», то есть «место, где заканчивается вкус соли». Ну, а духи живут только в одном месте - мире духов.
В шахматах и шашках стать ферзем или дамкой пешка может только на последнем горизонтале. В тогызкумалаке туздыком может стать любая лунка, то есть в этом вопросе есть понятие свободы и движения (передвижения). Единственный запрет - туздыком не может быть лунка №9, но это правило вышло позднее. Когда конкретно возникло это дополнение - неизвестно. Во времена тюркского каганата или уже после образования казахского ханства? В мировоззрении казахов есть такое понятие: лоб должен быть открытым. Это понятие очень близко к правилу в тогызкумалаке - не делать туздыком лунку №9. В прошлом опытные игроки считали, что сделать туздык из лунки мандай равносильно поражению. А тайна того, что из лунки аттас тоже нельзя делать туздык, заключается в желании увеличить редкость и ценность игры.
Правило «атсырау» связано с народным бытом и сопоставимо с понятием «закончилась соль». То есть атсырау - это нужда в ходе, нужда в лошади, нужда в силах. Когда силы на исходе и останавливается дыхание - приходит смерть. В такой ситуации все, что нажито, остается в этом мире, переходя в собственность другого лица. Ушедшему же не остается ничего материального, только честь (те кумалаки которые собрались в казане до этого момента), и ничего больше. В результате противник игрока, попавшего в ситуацию атсырау, делает дополнительный ход и собирает все оставшиеся в лунках кумалаки в свой казан.
Если в процессе дополнительного хода в лунки игрока, попавшего в атсырау, появляются шарики - кумалаки, то игра продолжается. И в самом деле, это очень интересная особенность. В калахе и манкале, если ход делать невозможно, игра заканчивается. А в нашей национальной игре игрокам дается еще одна возможность - возможность оживить игру и получить силы играть дальше. В истории тогызкумалака известно много случаев, когда с помощью дополнительного хода игра оживлялась и игрок, попавший в ситуацию атсырау в результате добивался победы.
Естественно, вопросы освещения правил и сущности тогызкумалака не ограничиваются только вышеперечисленным, необходимо сделать сравнительный анализ нашей национальной игры не только с калахом и манкала, но и с другими подобными играми в мире. Кроме того, наряду с правилами игры, необходимо тщательно исследовать возникновение названий в игре, таких как, например, казан, лунка - отау.
Изучая периоды формирования правил игры и вместе с ними особенности понятия «туз» и схожих с ним слов, было бы правильным вынести на всеобщее рассмотрение все известные гипотезы возникновения правила туздыка. Для этого, листая страницы истории, особое внимание следует уделить быту и образу жизни наших предков, их мировоззрению, традициям, обрядам, а так же дожившим до наших дней примерам устной литературы того периода.
«Т?з» - это, прежде всего степное пространство. В древности в Российской империи казахов называли «туземцы» - степные люди, тем самым, признавая степную культуру. Тогда как для кочевников «т?з» - святое понятие. Конка би некогда благословил Толе би выражением «т?з Адамы бол», значит «будь человеком народа, будь человеком, выражающим интересы общества». Поэтому словосочетания с использованием слова «т?з» следует рассматривать именно с этой позиции. Другими словами «т?з ?й» - общественное место, место, где собирается народ.
Нотация игры
Научиться вести порядок записи партии не представляет особого труда. Запись партии позволяет сохранить сыгранные игры в памяти и проанализировать сделанные ходы. Профессиональные игроки с помощью анализа сыгранных игр увеличивают собственный профессионализм, не повторяя в следующих играх промахи, допущенные в предыдущих. Кроме того, это позволяет вовремя соревнований защититься от обмана соперника и угадать его тайный замысел во время того или иного хода.
«Запись партий дает возможность изучать пути развития и историю игры, создавать теоретические основы, исследовать методы и манеру игры сильных игроков и мастеров, с целью предоставлять эти исследование на обсуждение любителей игры и привлечения общественности» [18. 190].
Буквенная запись игры тогызкумалак была введена в 60- х годах ХХ века. Отсутствие до этого момента записей партий мастеров, известных на всю республику, стало своего рода препятствием в развитии игры. В результате вначале каждую лунку на игральной доске обозначили буквенным символом, слева на право: а, б, в, г, д, е, ж, з, и. По этому поводу Т. Султанбеков писал: «Для записи ходов в игре тогызкумалак вначале пишется буквенное обозначение лунки, рядом, более мелким шрифтом - количество кумалаков в этой лунке.
Например, а9, б9, в7, д8, и т. д. После чего ставится знак (-) и пишется буквенное обозначение лунки, в которую упал последний кумалак, и количество кумалаков, образовавшиеся в этой лунке. Например, б9 - а11 либо г8-б9. Если же ход был успешным, то между буквенными обозначениями исходной и конечный лунок ставился знак деления» [18. 190].
Например, если записывать игру Р. Акпанбетова и Н. Аманбаева буквенными обозначениями, то получится следующее:
1. ж9 : е10 ж9 : е10
2. д10 - д11 и10 : и12
3. а11 : б12 з10 : з14
4. б13 : д12 и2 : а3 х
5. и2 : а14
Прошло время, и стало понятно, что такая манера записи малоэффективна. А. Акшораев пишет: «Сразу заметно, что такая манера записи неудачна. Первое неудобство заключалось в прочтении буквенных обозначений на игральной доске, второе - в переводе буквенных обозначений в числа и чисел - в буквы, и третье - сложность в определении возможностей кумалаков, лежащих в лунке, при взгляде на написанное» [24.28].
После 1975 года с целью пропаганды тогызкумалак среди широкой общественности, буквенная запись игры была переделана в цифровую. Теперь лунки обозначались цифрами о 1 до 9. Такое обозначение позволило более отчетливо проявить новые грани творчества в игре. Подсчет, создание этюдов, сеанс одновременной игры, проведение блиц - турниров - эти и другие возможности открылись и расширились с введением цифровой записи.
Нотацию игры изучить очень легко. Это помогает сохранить партию и делать домашний анализ. Для этого нужно знать некоторые правила.
Запись партии ведется следующим образом:
1. Указывается номер лунки, откуда делается ход.
2. Указывается номер лунки, куда попал последний шарик после сделанного хода.
3. Если ход выигрышный, то в кавычках указывается сумма шариков.
4. В случае выигрыша лунки (туздыка) ставится знак - Х.
5. ! (восклицательный знак) - Хороший ход.
6. ? (вопросительный знак) - Плохой ход.
Название лунок
В любой интеллектуальной игре, являющейся продуктом умственной деятельности человечества, возникает очень много сложных спорных обстоятельств. В такой ситуации успеха добивается игрок, способный глубоко просчитывать позицию на доске и делать соответствующие выводы. Естественно, на игру соперников влияет их способность оценивать свои силы и силы соперника и четко разбираться в правилах, целях и сущности игры. А потому важно получить полную информацию о том, на какие теоретические основы необходимо опираться, чтобы добиться успеха.
В некоторых интеллектуальных играх существует возможность вооружиться полной информацией об основных ценностях и иерархии их оценки, тогда как в некоторых других играх возможность получения такой информации связана с некоторыми условиями. Например, в шахматах уже давно изучены и проанализированы каждая фигура, ценность каждой фигуры, место расположения, ходы и способы оценки ситуации. А в русских шашках за доской нельзя сохранить секретность. Возможности же игроков в шашки сделать из шашки дамку одинаковы.
И не составляет большого секрета тот факт, что в калахе и манкале нет туздыка, только часть его функций переложена на казан. Заранее известно, что каждый шар стабильно кладется в казан калаха. И в этом нет никакой информационной тайны.
Наличие в тогызкумалаке правила туздыка, а так же его плавающая характеристика делает игру не только интересной и сложной, но и скрывает реальное соотношение сил соперников. Вы не можете знать заранее, где и когда соперник получит туздык. Иногда получение туздыка вы можете запланировать сами, а иногда соперник сам его предлагает. Возможность определить заранее направление игры связано с ситуацией на игровой доске и разницей между туздыками. В результате в тогызкумалаке главная особенность, несущая основной смысл игры - это наличие туздыка. Владение всеми особенностями туздыка и его функций влияет на правильную оценку и реализацию всех возможностей игры в целом, тем более что каждый ход практически неузнаваемо меняет ситуацию на доске и расположение кумалаков в лунках.
В тогызкумалаке всего 18 лунок. Они поделены на две стороны по 9 лунок. Каждая из девяти лунок имеют свои названия как с одной стороны, так и с другой. В калахе лункам даны цифровые номера, а в нашей национальной игре названия лункам даны, опираясь на многовековой опыт профессиональных игроков. И пусть не известны имена тех игроков, которые непосредственно давали названия лункам, но зато отчетливо заметно, что названия давались только после глубокого понимания игры.
В настоящее время лунки в тогызкумалаке называются следующим образом:
Лунка №9 - мандай (лоб)
Лунка №8 - кокмойын (синяя шея)
Лунка №7 - кандыкакпан (кровавый капкан)
Лунка №6 - белбасар (передавить пояс)
Лунка №5 - бел (пояс, поясница)
Лунка №4 - атсыратар (оставить без коня)
Лунка №3 - атотпес (конь не пройдет)
Лунка №2 - тектурмас (постоянно в движении)
Лунка №1 - арт (зад, тыл).
Людям, не знакомым с игрой тогызкумалак, эти названия ни о чем не говорят, тогда, как для профессиональных игроков это дает повод для множества версий и предположений.
Видный тюрколог С. Аманжолов о названии лунок и об их функциях в игровом процессе пишет следующее:
«- «Первую справа налево лунку называют Куйрык (хвост) или Арт (тыл). Название это произошло потому, что в этой лунке долгое время положение не меняется, как и количество кумалаков.
- Вторую лунку называют Тектурмас (постоянно в движении). Причина: большинство ходов начинается с этой лунки.
- Третью лунку называют Атотпес (конь не пройдет), потому что противник при ходе обязательно оставляет здесь коня - один кумалак.
- Четвертая лунка - Жаман уй (плохой дом). Называется так, потому что противник в этом месте получает прибыль.
- Пятая лунка - Бел (пояс, поясница). Эти два центра не имеют большой опасности.
- Шестая лунка - Сары дала (желтая степь). Эта лунка - удачное место, как для хода, так и для получения туздыка.
- Седьмая лунка называется Косан жылаган (Косан заплакал). У этого названия есть история. В прошлом жил игрок Косан. Один из его соперников именно в этой лунке сделал туздык и выиграл.
- Восьмая лунка - «Кокмойын» (синяя шея). В этой лунке тоже очень часто делается туздык и здесь собирается очень много шариков - кумалаков.
- Девятая лунка называется «Аккаска» (белая плешь), потому что атака с этой лунки может быть очень эффективной».
Т. Султанбеков по этому поводу говорит так: «Названия лункам не давали, как придется. Например, у доски есть передняя и задняя часть:
- передняя девятая лунка - Арт;
- вторая лунка - Тектурмас;
- названа по причине того, что в ней кумалаки долго не задерживаются, эта лунка один из главных объектов атаки соперника, потому что именно здесь в большинстве случаев делается туздык (туздык - это передача лунки сопернику, ее потеря);
- третья лунка - Ат отпес. Причина названия - конь, а точнее кумалак, никогда не покидает этой лунки;
- четвертая лунка - Атсыратар (заканчивается кумалаки и ходы). Причина такого названия - если игру начинать отсюда, кумалаки быстро заканчиваются. Если игрок начинает игру с этой лунки, то велика вероятность того, что он быстро лишается хода и попадает в положение «атсырау»;
- пятая лунка - Бел (поясница). Называется так из-за того, что находится прямо посредине;
- шестая лунка - Белбасар. Если в начале игры взять кумалаки из этой лунки, то последний кумалак попадает точно на бел соперника;
- седьмая лунка - Кандыкакпан. Опасная лунка, из-за которой ошибаются в счете множество игроков. Кроме того, это место небезопасно с точки зрения создания здесь туздыка;
- восьмая лунка - Кокмойын. Такое же небезопасное место, как и Кандыкакпан, так как и здесь велик риск создания туздыка.Некоторые игроки называют это место алкым (горло, шея);
- девятая лунка - Мандай. Основное отличие этой лунки от остальных заключается в том, что здесь нельзя сделать туздык» [18. 168].
Способы точного расчета и количества ходов
У новичков расчет результатов ходов вызывает некоторые затруднения. На глаз рассчитать ход, если в лунке 4 или 5 кумалаков, не сложно, но если в лунке более 10 кумалаков, то рассчитать, куда попадет последний кумалак, требует некоторого времени.
Рассмотрим следующую диаграмму:
Диаграмма 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
2
|
14
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
5
|
3
|
3
|
18
|
15
|
44
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этой ситуации для новичков подсчитать, куда попадут 3-5 кумалака в лунках 4, 5, 6 и 7 не составляет труда, однако тот же расчет для лунок 8 и 9 с 18 и 15 кумалаками соответственно, вызовет некоторые сложности. Поэтому мы считаем просто необходимым предложить некоторые, определенные опытным путем, методы подсчета наиболее известных и часто используемых ходов.
«Результат хода или атжетер (место, докуда доходит ход) - это предварительное определение лунки, куда попадает последний кумалак из определенной лунки» - говорит С. Тлеубаев [25]. Для расчета результата хода существуют правила таких специалистов, как А. Акшораев, С. Тлеубаев, Т. Орозобаков и А. Чылымов.
Мы считаем, что среди этих правил вниманию читатели следует предложить 2 эффективных подхода из 3 простых методов подсчета, показанных в книге А. Акшораева «Тогызкумалак».
Первый метод подсчета.
Для определения конечной лунки необходимо сложить цифру номера лунки, из которой будет произведен ход, с каждой цифрой в числе, означающем количество кумалаков в лунке.
1) Если результат равен 10 или меньше - вычтем из него 1.
2) Если результат больше 10 - вычтем из него 10.
Для того чтобы лучше понять, как это происходит, обратимся к вышеуказанной диаграмме. У белых в лунке 4 находится 4 кумалака, а в лунке 9-15 кумалаков.
Подсчитаем, куда попадет последний кумалак из этих лунок. Итак, 4 + 4 = 8. Результат меньше 10. Вычитаем единицу: 8 - 1 =7. Следовательно, последний кумалак из лунки №4 попадет на свою же сторону в лунку 7.
Теперь 15 кумалаков из лунки 9: 9 +1 +5=15. Получившийся результат больше 10. 15 - 10 =5. Следовательно, последний кумалак из лунки №9 попадет в лунку 5 на своей стороне.
Теперь проведем расчет для лунки 5 с 14 кумалаками у черных. Если применить метод А. Акшораева, получается 5+1+4=10-1=9, то есть последний кумалак попадает в лунку 9, где 15 кумалаков. В результате получается четное число и кумалаки переходят в казан черных. Следовательно, белым защитить эту лунку.
Второй метод расчета
Это самый простой метод расчета. Для расчета хода следует научиться считать как вперед, так и назад. Для этого надо использовать узловые числа. «Узловые числа - это числа, показывающие количество камешков, при котором последний из них попадёт в ту же самую лунку либо в противоположную соперника. Такими числами являются 10, 19, 28 и даже 37» [25]. А. Акшораев также указал на важность этих чисел: «… во время хода из лунки с 10 кумалаками последний камешек попадает в лунку соперника с тем же номером. Если в лунке 19 кумалаков, то после того, как в каждую лунку попадет по одному кумалаку, последний камешек вернется в туже самую лунку». Эту особенность можно хорошо понять, если проанализировать позицию на нижеуказанной диаграмме.
Диаграмма 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
19
|
0
|
15
|
1
|
3
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
2
|
2
|
12
|
10
|
1
|
52
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход черных. 10 кумалаков белых из лунки 8 атакуют 19 кумалаков черных в лунке под тем же номером - 8. Черным необходимо защититься от атаки. Для этого есть 2 пути: либо разложить19 кумалаков из лунки 8, либо разложить 15 кумалаков из лунки 6.
Как можно использовать прямой и обратный расчет для того, чтобы определить результат хода?
Если для прямого счета узловым числом является 10, то для обратного - 19. Поэтому если в лунке 6 находится 19 кумалаков, то при расчете в обратном порядке 18 кумалаков - в лунке 5, 17- в 4, 16- в 3, 15- в 2. Следовательно, во время хода последний камешек попадает в лунку 2. Ну а последний камешек из лунки 8 с 19 кумалаками попадает в ту же самую лунку. Черным нужно выбрать один из этих двух ходов.
В прямом расчете за основу берется число 10. Если для белых легко определить, куда попадает последний камешек из лунки 8 с 10 кумалаками, то рассчитать 12 кумалаков из лунки 7 тоже не составит труда.
Зная, что тот же самый номер у противника 7, достаточно только походить двумя кумалаками в следующие две лунки. Получается, что ход заканчивается на лунке 9. Вот такими двумя не хитрыми методами расчета новички могут повышать свое мастерство, набирая опыт.
После определения результата хода следующим важным шагом является расчет количества ходов. Каким образом можно рассчитать количество ходов? Это очень важно для того, чтобы эффективно ходить в ситуации, сложившейся на доске в середине либо конце игры, потому что если игрок в процессе игры не наберет 82 кумалака, проводя комбинации с обеих сторон, партия закончится ситуацией «атсырау». В этом случае игроки в первую очередь стараются сделать так, чтобы ходов оставалось как можно больше.
Следовательно, особая важность умения правильно подсчитать количество ходов выпадает на конец игры.
Например:
Диаграмма 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
74
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
1
|
2
|
76
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход белых. Если без подсчета ходов пойти
1. 67??, то начинающие проигрывают. У черных 67.
2. 79 89
3. 89 89
4. 89 78
5. 78 78
6. 89 89
7. 95 12
8. 91 12
То есть белые первыми попадают в позицию «атсырау».
Поэтому в данном случае белым следует сходить 1. 78. Тогда у черных ходы заканчиваются первыми. Вывод: нельзя беспричинно сокращать количество ходов. По этому поводу А. Акшораев пишет: Правило 1, которое должны знать начинающие в любой ситуации исходит из следующего: для того, чтобы не сокращать максимальное количество ходов либо не попасть в атсырау в конце игры, игроку следует начинать делать ходы из лунок с правой стороны и не оставлять больше 2 кумалаков в лунках с правой стороны от лунки, из которой произведен ход [24]. В диаграмме, показанной выше, белые за счет хода 1.67 Могли бы проиграть, нарушив данное правило.
Если же правило сохраняется, то, как мы видим, выигрыш вполне реален. Следует только не забывать, что в случае опасности атаки либо взятия туздыка, это правило нужно применять в зависимости от ситуации на доске.
Теперь определим, сколько максимальных ходов у обоих игроков в данной диаграмме (диаграмма 9). В данном случае общее число существующих ходов белых, - 8 (1+4+3), а у черных (2+2+3) - 7. Так как 1 кумалак белых, находящиеся в лунке №8 через ход окажется в 9 лунке, а 2 кумалака из 7 лунки, через 4 хода, 1 кумалак 6 лунке через 3 хода.
Здесь нетрудно определить общее число ходов, так как позиция проста. Но есть сложные позиций, где иногда много времени уходит для подсчета количества ходов. Как же можно быстро определить в уме общее количество всех ходов?
Для этого нужно применить таблицу А. Акшораева [11.54].
Таблица 1
Таблица А. Акшораева
|
|
|
|
|
Количество кумалаков в лунке
|
Число прыжков
|
Произведение число
|
Минусуемое число
|
Общее число всех ходов
|
1
|
Х
|
1хХ
|
0
|
1хХ
|
2
|
Х
|
2хХ
|
0
|
2хХ
|
3
|
Х
|
3хХ
|
0
|
(3хХ)-2
|
4
|
Х
|
4хХ
|
0
|
(4хХ)-5
|
5
|
Х
|
5хХ
|
0
|
(5хХ)-9
|
6
|
Х
|
6хХ
|
0
|
(6хХ)-14
|
7
|
Х
|
7хХ
|
0
|
(7хХ)-20
|
8
|
Х
|
8хХ
|
0
|
(8хХ)-27
|
9
|
Х
|
9хХ
|
0
|
(9хХ)-35
|
Как нужно использовать таблицу?
Диаграмма 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
0
|
4
|
0
|
0
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
0
|
3
|
0
|
0
|
2
|
70
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как можно быстро определить на этой диаграмме, какой из противников попадает первым в положение «атсырау»?
Пользуясь таблицей А. Акшораева, сначала определим число всех ходов для белых, а потом и для черных.
У белых: При ходе из 6 лунки. 9 - 6 = (3 х 3) - 2 = 7.
При ходе из 4 лунки. 9 - 4 = (5 х 5) - 9 = 16.
Значит, у белых 23 ходов.
У черных: При ходе из 6 лунки. 9 - 6 = (4 х 3) - 5 = 7.
При ходе из 3 лунки. 9 - 3 = (6 х 6) - 14 = 22.
У черных 29 ходов и они опережают соперника.
Эта таблица очень удобна для определения количества ходов, когда на доске нет туздыков. И поэтому, начинающий игрок должен выучить все особенности этих правил.
Сравнительная оценка туздыков
Каковы основные законы систематизации отношений между туздыками и их оценки? Первым свои идеи по поводу взаимоотношений между туздыками высказал С. Аманжолов в своей книге «Тогызкумалак»: «Для того, чтобы игра прошла успешно, желательно получить туздыки в лунках 5,6,7 и 8. Особенно много кумалаков скапливается в 8 лунке» [3. 9]. Игроки должны учитывать, что в правилах С. Аманжолова, в лунках 1 и 9 туздык не берется.
Следующим, кто заострил внимание на взаимоотношениях туздыков, их силе и эффективности, стал Т. Султанбеков. Исследователь правильно заметил, что получение туздыка в процессе игры дает ряд преимуществ, однако предостерег от опасных лунок кандыкакпан и кокмойын. Т. Султанбеков пишет: «Передача одной из этих двух лунок в туздыки сужает возможности игрока, связывая его по рукам и ногам» [18. 187, 188].
А. Акшораев, написавший несколько книг о тогызкумалаке, в своих работах дает большое количество информации о туздыках, однако в них нет ничего по поводу взаимоотношений туздыков и показателях их оценки. Таким образом, такие исследователи, как Б. Тотенаев, Е. Казбеков и М. Ногайбаев так и не осветили этот вопрос.
Попытку систематизировать взаимоотношения туздыков и их степень важности провели С. Тлеубаев и С. Бизаков. В книге «Азбука тогызкумалака» они пишут о туздыке следующее: «Насколько туздык ближе к центру (5 лунке), настолько его эффективность выше. Например, если сравнивать туздык в лунке 7 с туздыком в лунке 8, то первый из них считается более сильным.
Насколько большая разница между номерами лунок, ставших туздыками, настолько же большая разница и в силе туздыков. В этом случае если туздыки взяты в лунках 8 и 1, то разница в силе 8 гораздо выше, чем у туздыка в лунке 1. Естественно, разница в силе туздыков, взятых в лунках 1 и 2 либо в лунках 5 и 6 невелика» [25. 16].
Исследователь из Китая Е. Абилкасымулы утверждает следующее: «Общепринято, что туздыки в крайних лунках, то есть в первой и девятой, не приносят никакой пользы. Предпочтительно делать туздыки в 8 и, а еще лучше в 6 либо 7 лунках, что более эффективно в процессе игры и позволяет набрать больше коней» [13. 7]. Здесь необходимо напомнить, что в современных правилах по тогызкумалаку в лунке 9 брать туздык запрещено.
Итак, какое заключение можно сделать, изучив все вышеуказанные материалы? Первое, мнения о силе туздыков среди разных ученых сильно разнятся. Второе - так и не создана система, указывающая какие правила брать за основу.
Ну, а в чем же заключается степень важности туздыков? Каким образом проводится оценка силы туздыков?
Если взглянуть в основу, то оценка туздыка осуществляется в соответствии с функциями, которые он выполняет:
1. Из- за того, что главная цель в тогызкумалаке - выиграть как можно больше кумалаков, первая ступень оценки туздыка определяется в соответствии с количеством кумалаков, попадающих в эту лунку.
2. Следующая ступень оценки - насколько туздык сокращает ход.
3. На третьей ступени оценивается возможности туздыка по ограничению выигрыша кумалаков для противника.
Теперь, в соответствии с этими нормами оценки следует определить степень важности туздыков:
1. Наиболее сильные туздыки получаются из лунок 5, 6, 7, потому что именно в них попадает много кумалаков, именно они серьезно сокращают ход противника и не дают сопернику набрать много кумалаков. Между собой по своей важности эти туздыки напоминают борьбу за обладание властью в ханстве между ханом, наследником и визирем. У хана - власть, у наследника - будущее, у визиря - изворотливость. Конечно, все эти сравнения условны, однако большинство профессиональных игроков отдают предпочтение именно лунке 6.
2. Далее по важности идут лунки 3 и 4. Будучи туздыками, они неплохо сокращают ходы противника, но и количество выигрываемых кумалаков в них невелико.
3. Следующими в очереди являются лунки 2 и 8. Туздыки в этих лунках наоборот - помогают выиграть много кумалаков, но практически не влияют на сокращение ходов противника.
4. В туздык из лунки 1 обычно попадают только кумалаки из своих лунок.
Рассмотрели особенности туздыков, их преимущества и слабые стороны. Не следует забывать, что эти особенности могут меняться в процессе игры. Известны случаи, когда профессиональные игроки, получив выгодный туздык, начинали играть беззаботно и невнимательно, что приводило к их поражению. Поэтому независимо от того, где вы получите туздык, продолжать игру следует, тщательно просчитывая ходы.
Сила и эффективность каждого туздыка зависит от отношений его с туздыком соперника, когда он был взят и какова на тот момент была ситуация на доске. Во многих играх туздыки могут быть сильными, их лишь следует оценивать в зависимости от позиции, сложившейся на доске. Многие называют конец игры «противостоянием туздыков», то есть наличие туздыков у обоих соперников формирует окончание игры тогызкумалак, потому что во-первых, туздыки делят диапазон игры, то есть лунки игрока, на две части и разрушают связку между ними, во-вторых, чтобы произвести атакующий ход из задних лунок, оставшихся за туздыком, необходимо собрать там не менее 3 кумалаков, вследствие чего туздык, как таковой, укорачивает все ходы соперника.
Функция туздыка
В тогызкумалаке туздык играет очень важную роль. По этому поводу обширные данные имеются в книгах А. Акшораева «Мудрость тогызкумалака» [24. 174-193], Т. Орозобакова и А. Чилымова «Тогузкоргоол» [27. 88-89], а также С. Тлеубаева «Азбука тогызкумалака» [25.7].
Исследователь А. Акшораев заостряет внимание на особенности туздыка собирать кумалаки и приводит интересные примеры. Приводится диаграмма эффективного сбора кумалаков в туздыки в лунках 3, 4, 5, 6, 7. И, наконец, показана таблица особенностей использования туздыка в лунке №3.
Таблица 2
Таблица А. Акшораева
|
|
|
|
|
Незначительное количество кумалаков, находящихся в лунках
|
В лунке 2 противника
|
|
|
|
Кумалаков нет
|
Имеется четное количество кумалаков
|
Имеется один кумалак
|
Имеется нечетное количество кумалаков
|
|
5
|
2
|
2
|
3
|
4
|
6
|
2
|
4
|
3
|
4
|
7
|
3
|
4
|
4
|
5
|
8
|
4
|
6
|
5
|
6
|
9
|
5
|
6
|
6
|
7
|
10
|
6
|
7
|
7
|
8
|
11
|
7
|
8
|
8
|
9
|
12
|
8
|
9
|
9
|
10
|
13
|
8
|
9
|
10
|
11
|
14
|
9
|
10
|
11
|
12
|
15
|
9
|
10
|
12
|
13
|
С помощью этого графика А. Акшораев реально доказал сколько можно выиграть кумалаков, взял туздык в лунке 3 и проведя комбинационную игру после получения необходимого для атаки количество кумалаков.
Исследователи Т. Орозобаков и А. Чылымов в своей работе пишут: «Самой важной частью игры тогузкоргоол можно считать получение и использование «туза», при котором кумалаки расставляются в соответствии с «тузом» и проводится подсчет всех возможных ходов» [27. 88]. Тщательно исследуя свойства туздыков в каждой из лунок, выводится метод эффективного выигрыша кумалаков. Специалисты, используя специальный график, показывают, какое количество кумалаков можно выиграть с помощью комбинационной игры с туздыками в лунках 1 и 2.
Таблица 3
Таблица Т. Орозобакова и А. Чылымова
|
|
|
№
|
Количество кумалаков на доске
|
Количество выигрываемых кумалаков
|
1
|
5
|
2
|
2
|
6
|
2
|
3
|
7
|
2
|
4
|
8
|
4
|
5
|
9
|
4
|
6
|
10
|
6
|
7
|
11
|
6
|
8
|
12
|
8
|
9
|
13
|
8
|
10
|
14
|
8
|
11
|
15
|
10
|
12
|
16
|
10
|
13
|
17
|
10
|
14
|
18
|
12
|
15
|
19
|
12
|
16
|
20
|
14
|
Заслуженный тренер РК С, Тлеубаев особое внимание уделяет правильному использованию туздыка и особенностям его применения для выигрыша ходов. «Для того, чтобы перескочить через туздык, эффективным вариантом является сбор трёх кумалаков в рядом стоящей лунке. Однако в самом конце не должно оставаться 2 камешков, перескакивать следует с использованием 4 камней. Например, туздык в лунке 5 (пишется 5х), в лунке 4-3 камешка (4-3), а в лунке 3-2 камешка (3-2), а чёрные: 5х, 00 (ходов много), собирая по три камня, два раза перепрыгиваем через туздык. Все вместе 4+2+4+1=11 ходов. Теперь 6:33, 21, к:4х 00. В случае если первые три камня ходили (два камня попали в туздык), количество ходов составит 5+3=8. Если же будем перескакивать, собрав 4 камня, то получается 1+1+3+4=9 ходов, и мы выигрываем один ход.
Если перепрыгнувшие через туздык камни не дают хода, тогда необходимо по очереди переложить их в туздык. Только после этих действий ходов станет много» [14,7]. Не смотря на то, что все указанные выше ситуации хорошо знакомы мастерам игры, для новичков они представляют собой нечто новое. Однако, кроме того, чтобы держать, а голове все эти таблицы и выкладки, необходимо уметь применять их на личном опыте. Например, таблица Т. Орозобакова и А. Чылымова может быть использована в стандартных ситуациях. Исследователи пишут, что если туздык расположен в лунке 2, то из 8 кумалаков можно выиграть 4. Однако этот вид стандартной ситуации. А, например, если ход делают белые, как это показано ниже, они выигрывают только 2 кумалака.
Диаграмма 11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
1
|
2
|
2
|
0
|
0
|
4
|
0
|
0
|
0
|
Х
|
0
|
0
|
0
|
1
|
4
|
2
|
1
|
78
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.67 89
2.89 97(68)
Из оставшихся 7 кумалаков белые выигрывают всего два и проигрывают по причине «атсырау».
Вместе с тем, мастер по тогызкумалаку Г. Темирбаев говорит, что в нестандартной ситуации, разместив туздык в лунке 1, из 10 кумалаков выиграть 6 нельзя, следует удовлетвориться только 5. Эти данные показывают, что при наличии туздыка в лунках 1 и 2 в нестандартной ситуации беспрепятственно можно получить только 2 кумалака из 5. Таким образом, это правило проходит и для комбинации, при которой выигрывается 4 кумалака из 8 с туздыком в лунке 1.
эстетический психологический технический тогызкумалак
Достарыңызбен бөлісу: |