Программа курса для специальности 031501-Искусствоведение москва 2009 Введение Предмет цели и задачи курса



бет1/5
Дата20.06.2016
өлшемі299 Kb.
#149790
түріПрограмма курса
  1   2   3   4   5
­ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУСССТВА

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ



Психология искусства

Программа курса

для специальности

031501-Искусствоведение

МОСКВА 2009

Введение

Предмет цели и задачи курса

Предмет курса- Психология искусства как наука о законах создания и восприятия произведения искусства.

Основные методы Наблюдение, гештальт-эксперимент, интервьюирование, биографический и автобиографический анализ, психоанализ.

Цель курса ознакомление с основными разделами истории психологии в контексте теоретико-методологической и эстетической проблематики искусствознания.

Задачи курса

- изучить исторические особенности психологии памяти, воображения, ощущения и восприятия и их роли в развитии психологии искусства как науки.

-рассмотреть психологию художественного творчества в контексте биографического анализа личностной психологии художника

-проследить основные этапы становления психологии творческой личности в контексте психологии интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, межличностных отношений

- рассмотреть роль психологии личности в истории эстетического воспитания.

- изучить психологию искусства как способ духовно-практического освоения мира посредством художественных образов.



- рассмотреть взаимосвязь художественно- образного восприятия мира с социально-историческим развитием знаковых элементов культуры(пространственных, визуальных, звуковых)

Образовательные задачи курса - в процессе изучения основных школ и направлений психологии искусства важно уяснить как средства художественной выразительности свет, цвет, форма, объем создают эмоционально-выразительный фон произведения, формируют его эстетическое наполнение. В процессе изучения культурно-исторической психологии искусства важно разобраться в особенностях психической организации личности, изучить характер ее религиозных, эстетических мотиваций и состояний на пути к осуществлению замысла через различные пробы и варианты к итоговому результату. Такой подход позволяет проанализировать процессы в “мастерской художника” и тем самым пролить свет на роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, которые продуцируются целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений. Важно проследить важную роль интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности (в частности, в виде эмпатии).

Тема1

Античная психология искусства
Античные представления о душе и их связь с психологией искусства. Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Гилозоизм.- Гераклит (конец VI – начало V века до н.э.), учение о космосе, как "вечном живом огне", а душа ("психея") – в виде его искорки. душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос. Демокрит: душа – поток огненных атомов. Демокрит считал, что душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копия ми окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) ото всех предметов внешнего мира (потому эта теория познания носит название "теория истечений").

Гиппократ: учение о темпераментах (ок. 460-377 гг. до н.э.). "Гиппократов сборник", жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Учение о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная).Зависимость темперамента от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь).

Алкмеон: мозг – орган души, учение о психике как продукте мозга зависимость ощущений от строения мозга.



Сократ: познай самого себя -"диалектика" – нахождение истины с помощью беседы , направленной на анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Сократ - пионер психотерапии, направленность диалектики с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.

Развитие диалектики в диалогах Платона. Диалогизм платоновских текстов и феномен внутренней речи. Рассуждения о воспитательной роли видов искусства в «Государстве». Осуждение поэзии за то, что она «подражательное» искусство и .обращена к низменной части человеческой души, к ее страстям; трагедия возбуждает и усиливает чувствительность, комедия порождает склонность к высмеиванию; и то и другое ослабляет разумную и мужественную части души, вредно отражается на моральном состоянии граждан. Позитивные воздействие на граждан полиса хвалебных песн в честь богов и добродетельных людей; запрет на подражательную (т. е. сюжетная) поэзию. Универсальная концепция, объединяющая человека и космос, - окружающие предметы - результат соединения души, идеи, с неодушевленной материей. Концепция идеального мира, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Душа, постоянна, неизменна и бессмертна, хранительница нравственности человека. . Три части души: вожделеющая, страстная и разумная. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разум ной, которая одна может сделать поведение нравственным.Теоряи мышления, как припоминания того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Репродуктивность мышления. Память как самостоятельный психический процесс. Роль интуитивного мышления, концепция «инсайта».



Аристотель (384-322 гг. до н.э.) душа – способ организации тела, действия которого носят целесообразный характер , присущий всем живым организмам (в том числе растениям) . Биологические факты, как основа психологического учения Аристотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности, причинности. Термин "организм".

Аристотелевская теория мимесиса как отражение органической связи естественнонаучного опыта и психологии искусства. Припоминание и узнавание: психологические аспекты мимесиса.

Концепция катарсиса, как «очищения», «просветления» в «Политике» и «Поэтике». Роль музыки и трагедии в достижении катарсиса. Связь идей Аристотеля с пифагорейской традицией, рекомендовавшей музыку для очищения души. Аристотель о катарсисе как основе эстетического переживания. Удовольствие в искусстве, как соответствие художественного образа разумной идее и разумным основаниям. Катарсис, как конечная цель искусства. Роль искусства в осуществлении механизма энтелехии посредством создания художественной формы на основе порядка и гармонии, направленных на уравновешивание страстей и достижение катарсиса. Роль Аристотеля в развитии европейской теории искусства.

Аристотель и Теофраст - учение о физиогномике и его роль в литературно- художественном портретировании. Эпикур - картина природы и места человека, стремящегося к безмятежности духа, свободе от страхов перед смертью и богами.

Гален (II век н.э.) синтез античной психофизиологии в детально разработанную систему, служившую основой представлений об организме человека. Труд "О частях человеческого тела" как обобщение познания медиков Востока и Запада, в том числе александрийских, описание зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Учение Галена о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны несколько основных "соков". Темперамент с преобладанием "теплого" он называл мужественным и энергичным, преобладанием "холодного" – медлительным и т.д. Гален о статуе Поликлета «Канон», как пластическом выражении калокогатии.

Плотин (ок. 203 – ок. 269 гг. н.э.): понятие о рефлексии, психология впервые в ее истории как наука о сознании, понимаемом как "само сознание". Принцип абсолютной нематериальности души , римский неоплатонизм. В основе существования всего телесного – эманация (истечение) божественного, духовного первоначала.

Источники

Источники

Античные мыслители об искусстве. М.,1938..



Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - С. 1064-1112 // http://philologos.narod.ru/classics/aristotel_poe.htm

Гиппократ. Избранные книги.М.,1994.735с.

Гален О назначении частей человеческого тела. Кн.VIII М., 1971.- С// http://bibliotekar.ru/422/index.htm
Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т..М: Искусство, 1973. , т.1 сс. 117-228

Платон. Избранные диалоги. М.:АСТ, 2006.

Плотин Энеады. Киев:2003. //http://www.theosophy.ru/lib/enne-ogl.htm
Психология ощущения и восприятий. Хрестоматия по психологии. М.ЧеРо, 1999.610с.
Учебники

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997. Разд. 1. Гл. 1.

Кривцун О.А. Психология искусства. М,Высшая школа, 2009.

История эстетической мысли. В 6-ти томах. М., 1982-1987. Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Когана. Кн. 1-4. Л., 1973-1980


Дополнительная литература
Таруашвили Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы. М., 1998 .

Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и в искусстве.( Ксенофонт и Филостраты).// Эстетика и искусство. М., 1966.

Тахо-Годи А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков. // Искусство слова. – М., 1973.

Тема2
Средневековая психология искусства
Основные положения христианской самоталогии и ее роль в формировании психологии религиозного искусства. Эмоционально-психологические аспекты средневековой теории художественного образа и образного восприятия. Коммеморативные и анагогические аспекты художественного образа. Особенности психологической эмпатии и теория образа А.Августина, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, установления VII Вселенского Собора (Никея,787). Трактат Дамаскина «Три защитительных слова в поддержку иконопочитания» - иконописный канон как язык богообщения.

Представления о душе в русле схоластики. Роль идей Платона и Аристотеля в формировании средневековой психологии искусства. В контексте религиозного восприятия искусства. Новая ориентация познания, согласно которой предметом изучения должен быть не внешний природный мир, а Бог и душа человека. Обоснование приоритета техник самонаблюдения над познанием внешнего мира, непогрешимость внутреннего чувства, введение дихотомии внутреннего и внешнего. Слова как реальные предметы; сочетания и разделения слов - за действительные связи и разграничения, подмена научного знания реальности вербальными конструкциями.


     Новая оценка морфологического строения человека. Различия античной двусоставный концепции (душа и тело) и христианским триединством тело - душа - дух. Дух - причастность к Божественному посредством веры.
   Душа как форма, сущность, ведущая двойную жизнь - в Боге и в теле. Первый способ бытия является истинным, постулирование бессмертия души. Ошибочность чувств и пагубное влияние эмоций и страстей на духовное развитие человека. Принципы соотношения разума и воли. Знание открыто только чистой душе, то есть познавательная способность включает в себя нравственно-психологическую составляющую.. Если Ф. Аквинский доказывал приоритет интеллекта над волей, то Августин считал, что воля автономна по отношению к разуму и воплощает в себе предельную насыщенность духовной жизни, "опыт самости".
Представления о трех видах зрения и их роли в психологии зрительного восприятия в трудах Августина, Р.Гроссетеста, Гуго Сен-Викторского, Ф.Аквинского. Роль психологии искусства в воспитании и морально-дидактическом просвещении. Трактаты Гуго Сен-Викторского «О священном ковчеге Ноя», «Дидаскалион» как образцы средневековой психологии искусства. Теология и психология искусства : Ф.Аквинский и его комментарии к трактату Аристотеля «О душе».

Автобиографическое сознание средневекового писателя в русле эволюции средневековой психологии памяти. «Исповедь» Августина и «История моих бедствий» Пьера Абеляра как опыты интроспективного самоанализа в истории средневековой литературы.          Ф. Аквинский- дальнейшее развитие учения Плотина и Августина об интроспекции, как основе теологической психологии. Описание работы души на основе трех этапов: акт познания, результатом чего является возникновение образа объекта (ощущения или понятия); затем - осознание душой произведенного ею акта; последний этап возращение души к себе, и познание не образ и не акта, а самой себя как уникальной сущности. То есть речь идет о замкнутом в себе сознании, существующим вне связи с внешним миром и телесным организмом.


          В связи с этим новую трактовку получает психический образ. Ф. Аквинский – субъективизация образа, отказ от пневмы, как посредника между телесным и духовным, разрыв связи между психическим образом и предметным миром. Лишение образа отражательной функции и утрата реальных оснований. Образ как сугубо духовное, феноменальное явление, своеобразный фантом. Утверждение, что психические образы не создаются индивидом. Их единственной причиной выступает спонтанная активность души. В душе есть сила (интенция, "внутреннее слово"), которая придает определенную направленность (интенциональность) акту восприятия и познания в целом. Интенциональность - внутреннее, прирожденное свойство души человека. Позитивным моментом этого сугубо субъективистского подхода является утверждение активного характера познания. Душа из формы, способа организации материального тела превращается Ф. Аквинским в субъекта как носителя сознания. Зарождение основ экспериментальной психологии .

Влияние арабоязычной науки на европейскую традицию .           Ибн Сина - "Канон врачебной науки" (1012-1024 гг.) . Развитие психогуморальных идей Галена, философско-психологического учения Аристотеля и Платона о душе. Анатомическое описание человека, характеристика его телесной структуры, , утверждение анатомо-физиологической обусловленности всех психических процессов - ощущений, восприятий, представлений, памяти, аффектов, образного мышления, их зависимость от телесных процессов в организме, вывод этих процессов из-под духовного влияния и включение их в закономерности природного мира.


          Развитие Авиценной идей Галена о связи всех психических процессов, начиная от ощущения и до образного мышления, с мозгом, подтверждение этого вывода данными наблюдений за психическими нарушениями, возникающими при поражении мозга. Популярность Ибн-Сины в Европе. В XII в., перевод «Канона» с арабского языка на латынь, в XV в. напечатана.

Когнитивные аспекты зрительного восприятия в трудах средневековых оптиков Р.Гроссетест, Роджер Бэкон, Вителло. Номинализм . В.      Оккам - отрицание теории образов, дискредитированной Ф. Аквинским, и замена ее идеей о знаковом характере умственного и чувственного образа. Слово - знак вещи. Ощущение - знак предмета.



Источники

Основные

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

Августин А. Исповедь // Богословские труды. М., 1978. Т. 19.

Августин А. О бессмертии души // Творения Блаженного Августина: В 8 т. Киев, 1880. Т. 2.

Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т..М: Искусство, 1973. , т.1 сс. 233-300

Психология ощущения и восприятий. Хрестоматия по психологии. М.ЧеРо, 1999.610с.


Литература

Учебники

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997. Разд. 1. Гл. 2.

Кривцун О.А. Психология искусства. М: Высшая школа, 2009.

Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. М., 2008.

История эстетической мысли. В 6-ти томах. М., 1982-1987.



Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Когана. Кн. 1-4. Л., 1973-1980

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1997.
Дополнительная

Жураковский Г.Е. Очерки по истории средневековой педагогики. М., 1963.

Лиманская Л.Ю. Некоторые особенности образа художника у античных и средневековых авторов//Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005..

Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в веках во Франции и Нидерландах .М., 2000.

Lindberg D. C. Theories of Vision from al-Kindi to Kepler. Chicago, 1976.

Lindberg, David C., Roger Bacon and the Origins of Perspective in the Middle Ages. Oxford, 1996.

Nelson R. S. To Say and to See. Ekphrasis and Vision in Byzantium.// Visuality Before and Beyond the Renaissance. Seeing as Others Saw. Cambrigde 2000.


ТЕМА 3

ТЕМА III

Психология искусства в эпоху Возрождения

Моральная философия -центр гуманистических знаний.. Главная проблема - достоинство человека, его свободы, путей и факторов его совершенствования. Леон Баттиста Альберти (1404-1472)размышления и воспевание психологии "человека деятельного". Искусство как сфера выражения активного познающего разума. Учение о гармонии как основа психологии и эстетики Альберти. Гармония как природная закономерность, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Этико-психологические воззрения Альберти в трактатах «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О семье» (1434—1441), «О спокойствии души» (1443). Влияние идеала гармонической личности на психологию ренессансного искусства . Трактаты Альберти «О статуе», «Три книги о живописи» «Десять книг о зодчестве».

          Проблеме достоинства человека, его превосходствам, возможностям в трудах "О достоинстве и превосходстве человека" (1450) Джанноцо Манетти (1396-1459), Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494), трактат "Речь о достоинстве человека" (1486) - учение о свободе воли человека как главном свойстве его достоинства, идея абсолютной свободы самоформирования. Человек - основа и узел мира, связывающий материю и дух. М.Фичино - связь онтологии, космологии и гносеологии с этико-эстетической концепцией и психологией искусства. Отход от богословской схемы мироздания, идея единства космоса, находящегося в постоянном движении и прекрасного в своей упорядоченности. Душа –воплощение космического динамизма, срединная природа в пятиступенчатой иерархии мира (неоплатонизм) в трактах « Платоновская теология о бессмертии душ» «1469-74), «О троичности жизни» (1489). ,Душа - источник движения и жизни космоса, которому свойственно «круговое» духовное движение, выражающееся в красоте, любви и наслаждении, как бы пронизанных светом божественной истины и блага. Прекрасному обожествленному миру принадлежит и человек-микрокосм. Главенствующая роль внутреннего опыта человека, богатство его разума, активность интеллекта, теория меланхолического темперамента.
     Влияние антропоцентризма на психологию искусства и зрительного восприятия.
Н.Кузанский «Берилл», Леонардо да Винчи о роли и значении чувственного познания - созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей, идея познание как непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. «Бестиарий» - суждения Леонардо по физиогномике и психологии личности

«Трактат о живописи» о роли зрения и зрительного восприятия в искусстве.           Зрительное воображение -как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии, соединение естественных знаний и искусства, воображения и творчества.
Роль социально-этических учений и новой педагогики эпохи Возрождения в формировании воспитательных функций языка искусства. Роли искусства в эстетическом воспитании гуманистической личности : педагогические идеи гуманизма Макиавелли, Л.-Б.Альберти, Дж.Ракастро, М.Монтеня, Гуарино Веронезе и др.


Контрольные вопросы

Какие основные черты психологии творческой личности в философии гуманизма



Как решалась проблема личного достоинства в работах Л.Б.Альберти, Пико дела Мирандоллы, М.Фичино?

  • В чем особенности теории образов Д. Фракастро ?

  • Какая проблема зрения и зрительного восприятия поднимается Л.-Б.Альберти, Н.Кузанским, Леонардо да Винчи ?

  • Какова роль чувственного познания, памяти и воображения в психологии искусства Леонардо да Винчи?

  • Какова роль эстетического воспитания в педагогических трудах Л.-Б.Альберти, М.Монтеня, Дж.Фракастро, Г.Веронезе?

Источники


  • Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: В 2т. М., 1935—1937

  • Альберти Леон Баттиста . Добродетель. Философская библиотека Ренессанса. http://renaissance.rchgi.spb.ru/Alberti/opus2.htm

  • Бруно Д. Избранное. Самара Агни 2000

  • Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.

  • Данте Алигьери И чувство давние, как прежде, ново Стихотворения, сонеты, канцоны. М.,ЭКСМО-Пресс.2000

  • Макиавелли Н. Государь. - М., 1990.

  • Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека. .//Философская библиотека Ренессанса. http://renaissance.rchgi.spb.ru/Manetti/opus1.htm

  • Монтень. Опыты. О воспитании детей. Философская библиотека Ренессанса http://renaissance.rchgi.spb.ru/Montaigne/opus.rus.htm

  • Мастера искусств об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения/Под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М., 1966

  • Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) / Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, 1999.

  • Петрарка Ф. Лирика. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к мир //Автобиографическая проза. М.:Правда, 1989// http://www.lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/petrarka1_5.txt

  • Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека.//Философская библиотека Ренессанса. http://renaissance.rchgi.spb.ru/Mirandola/opus1.htm

  • Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в)/Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985

  • Фичино М. О моральных добродетелях. .//Философская библиотека Ренессанса. http://renaissance.rchgi.spb.ru/Ficino/opus2.htm

  • Фичино М. Комментарий на ""Пир"" Платона //Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 144-241.

  • Фичино М. Послания // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С.211-228.

  • Фичино М. Платоновское богословие о бессмертии душ // Чаша Гермеса.Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.,1996. Трактаты о любви эпохи Возрождения. - М., 1992.

  • Юнг К. Г. Психология и алхимия: Пер. с англ., лат. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 592 с.


Литература

Учебники


Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997.

Кривцун О.А. Психология искусства. М: Высшая школа, 2009.

История эстетической мысли. В 6-ти томах. М., 1982-1987.

Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Когана. Кн. 1-4. Л., 1973-1980

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1997.

Литература


Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

Баткин Л. М Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., РГГУ. 2000

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М. - Л., 1964.

Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

Грамши А. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1959.

Грамши А. Никколо Макиавелли / Грамши А. Искусство и политика: В 2т. - М., 1991. - Т.I.

Гребенщиков В.А. Николай Коперник. - М., 1982.

Гуковский М. А. Итальянское Возрождение в 2-х томах. Л., 1947-1961.

Зубов В.П. Архитектурные теории Альберти. СПб., 2001

История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001



Кузнецов Б. Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. М., 1978.

Лиманская Л.Ю. Глаз как «мастер астрономии»: универсальная механика и наука живописи Леонардо да Винчи» // ВИЕТ,№ 3, 2006

Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. М., 2008.

Лиманская Л.Ю. Некоторые особенности образа художника у античных и средневековых авторов//Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005..

Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л., 1976. 

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.
Т. 2 Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли)
/ Пер. с итал. С. Мальцевой. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. 368 с. Ревякина Н. В. Итальянское Возрождение.
Гуманизм второй половины XIV- первой половины XV в. Новосибирск, 1975. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй
половины XIV-первой половины XV в. М., 1977.

Ревякина Н.. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти Дж .// Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1974.

ТЕМА IV



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет