Разработка урока по теме:
"Аарон, любящий мир и стремящийся к миру."
План урока
Цели урока
-
Ученик познакомится с образом Аарона в мидраше.
-
Ученик приобретёт опыт работы с классическим еврейским текстом.
-
Ученик раскроет для себя конфликт между нравственными ценностями в мидраше: ложь во имя примирения двух враждебных сторон.
-
Ученик выработает свою нравственную оценку поведения Аарона.
-
Ученик покажет своё понимание и предложит своё решение проблем в конфликтной ситуации
Учебные средства
-
Мишна "Поучения отцов" с пояснениями
-
Текст мидраша с вопросами
Ход урока
Продолжительность урока 45 минут
Часть 1 – Вступление – 5 минут
Мы займёмся одной важной проблемой, с которой мы частенько сталкиваемся в повседневной жизни – примирение ссорящихся сторон, попытка помирить людей замешанных в каком-либо конфликте.
Вопрос: У вас самих были ситуации, где вы пытались помириться с другом или помирить поссорившихся друзей?
Короткое обсуждение. Учитель продолжает. В Еврейской традиции Аарон – брат Моше стал символом мира между людьми.
Примечание :
В классах хорошо знакомых с текстом Торы можно задать вопрос: "Почему именно Аарон?" В Торе образ Аарона несколько затенён Моше. Он посредник: между Всевышним и Фараоном, между народом и Моше. Очевидно этот образ Торы намекает на его умение улаживать конфликты т.е. его стремлению к миру между людьми.
Часть 2 - Работа с Мишной "Поучения отцов" -5 минут
Учитель раздаст первый листочек с текстом Мишны.
Скажет несколько слов об этом трактате и попросит учеников прочитать текст с комментариями.
Он задаст следующие вопросы:
-
Как вы думаете, почему Гилель сказал "люби мир и стремись к нему"?
-
Далее написано "люби людей". Какая связь между любовью к людям и стремлением к миру?
-
Почему Гилель считает, что любовь к людям должна выражаться в приближении их к Торе?
Ответы:
-
Истинная любовь проявляется в активных действиях- стремлению к достижению желанного.
-
По мнению Гилеля любая ссора (даже если на неё есть серьёзное основание) мешает человеку выполнять заповедь "любить ближнего". Его ученик р. Акива через более чем сто лет скажет: "Это заповедь – основа Торы!" Ссора подрывает основу межличностных отношений и разрушает мир.
-
Гилель верит, что Тора- это проявление любви Всевышнего к людям. Изучение Торы неизбежно сделает людей добрее и лучше. Стремление помогать себе и другим людям, быть лучше- это и есть истинная любовь к человеку. Это идея лежит в основе еврейской концепции гуманизма.
Часть 3- Работа с Текстом Мидраша- 10-15 минут
Учитель
Очень часто в жизни важно не что, а как мы делаем что-то, особенно если дело касается межличностных отношений. Он раздает листок с текстом и просит учеников прочитать и ответить письменно на вопросы.
После этого происходит обсуждение в классе вопроса: Что вы думаете о способе решения конфликта Аароном?
Задача учителя привести класс к пониманию конфликта между двумя нравственными ценностями: говорить правду и мирить людей.
Часть 4 – Работа в группах –"Решение конфликтных ситуаций в повседневной жизни" 20-25минут
Учитель
Мидраш явно стоит на стороне Аарона, предпочитая стремление к мирному разрешению ссоры. Всё же последствия такого способа решения конфликта могут быть самые разные. Сейчас Я попрошу вас придумать ситуации в которых может остро встать дилемма, где конфликтуют различные нравственные ценности.
Учитель может также поделить класс на 3-4 группы ( в зависимости от количества учеников) и попросит их придумать конфликтные ситуации и их решения. Позже представители каждой группы разыграют в классе сцену. Они скажут в чём дилемма, какие нравственные ценности находятся в конфликте в их сценке и какой способ решения конфликта они предлагают. Учитель попросит класс отреагировать на предложенное ими решение конфликта.
В конце урока учитель подведёт итог.
Стремление к миру между людьми- это не только естественное побуждение людей, это ещё и заповедь, в ней проявляется наша любовь к ближнему.
Всё же человек, взявший на себя функции мирящего и тем самым ответственность, должен отдавать себе отчёт в возможных последствиях своих действий.
Примечания:
Если учитель решит провести в 4 части работу в группах. Он должен взвесить два фактора: готов ли его класс к такой форме работы и тщательно спланировать время. В этом случае на работу в группах должно уйти не более 10 минут, а на представление с реакцией класса не более 5 минут. Очевидно, что в этом случае важно закончить преведущие части урока за 15 минут.
Раздаточный материал
ГЛАВА 1, Мишна 12
Гиллель и Шамай приняли от них. Гиллель говорил: "будь учеником Аарона - люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе".
Комментарий:
Гиллель и Шамай приняли от них - от Шмая и Автальона.
Гиллель говорил: Будь учеников Аарона - учись благочестию у Аарона-священнослужителя, люби мир - живи с другими в мире.
и стремись к миру - старайся также примирить людей друг с другом, как сказано: "... Ищи мира и стремись к нему" - ищи мира там, где он есть, и стремись к нему там, где его нет.
люби людей - ведь только так ты поможешь им полюбить заповеди Творца.
Пояснения:
Гиллель и Шамай - последние из Мудрецов, одновременно стоявшие во главе Санедрина и Талмудической школы в дни царствования Ирода, примерно за сто лет до разрушения Второго Храма. Гиллель был Наси, а Шамай - Председателем раввинского суда. Родословная Гиллеля по материнской линии восходит к Королю Давиду. Уроженец Вавилона, он совершил восхождение в землю Израиля чтобы услышать "слова Б-га живого из уст Шмаи и Автальона". Гиллель заботился о соблюдении Закона в Израиле. О нем так говорили: "Вначале, когда стал забываться Закон во Израиле, пришел из Вавилона Эзра и укрепил его; когда же он снова стал забываться - пришел из Вавилона Гиллель и укрепил его". Наси любил людей и отличался величайшей скромностью. Этим качествам он и учил: следует приближать человека к Торе, поступая миролюбиво и бережно относясь к людям. (О Шамае см. ниже, в комм. к мишне 15).
Вопросы:
1.Как вы думаете, почему Гилель сказал "люби мир и стремись к нему"?
2.Далее написано "люби людей". Какая связь между любовью к людям и стремлением к миру?
3.Почему Гилель считает, что любовь к людям должна выражаться в приближении их к Торе?
Авот де раби Натан гл. 12 галаха 3.
"Как Аарон любил мир и стремился к нему? Когда он видел, что два человека поссорились, он шел к одному из них, присаживался и говорил: Сын мой, посмотри, что происходит с твоим товарищем?! Он терзается душой, рвет на себе одежды и говорит: горе мне! Как я осмелюсь поднять глаза на своего друга?! Стыдно мне, потому что я виноват перед ним. И оставался у него до тех пор, пока совсем не освобождал от обиды его сердце. Тогда Аарон шел к другому и говорил ему похожие слова, пока и из его сердца не уходила обида. И потому, когда они потом встречались, - обнимали и целовали друг друга".
Вопросы к тексту: -
Каковы были отношения между ссорящимися до появления Аарона?
-
Могли ли помириться два спорящих без помощи Аарона? Почему?
-
Почему Аарону удалось помирить их?
-
Почему Аарон решил помирить поссорившихся именно таким способом ?
-
Аарон действовал в соответствии с определенной нравственной ценностью и пренебрег другой. Что вы об этом думаете?
6. Предложите ваше решение конфликта.
Дополнение для учителя
Анализ мидраша
Рассмотрим несколько важных моментов в рассказе.
-
Обе стороны уверены в своей правоте и в том, что другая сторона несправедливо думает, что она права. Это приводит к взаимной ненависти.
-
Каждый из спорящих воздерживается от попыток примирения из-за опасения, что его противник не примет и не поймет его и, тем самым, еще усугубит и без того тяжелую ситуацию.
-
Аарон не пытается разобраться в сути конфликта (может быть из опасений привести к его обострению). Вместо этого он устраняет факторы, мешающие исправлению ситуации. Каждой из сторон конфликта он говорит, что его противник раскаялся, тем самым он устраняет саму возможность нового разбора.
-
Рисуя каждую из сторон мучающейся угрызениями совести, он рассчитывает на то, что оставшиеся положительные чувства в каждом из спорящих, еще по прошлым их взаимоотношениям, найдут себе выход, человек проявит милосердие к мучениям товарища. И еще Аарон знает, что в конфликте каждая сторона чувствует себя обиженной. Поэтому, описывая чувства противоположной стороны, он надеется ослабить одностороннее чувство обиды.
-
Аарон ставит мир выше правды – по сути он вообще отказывается от правды, т.к. ему не интересно знать, кто действительно прав, он заведомо говорит лишь о чувствах и мыслях конфликтующих сторон. Однако, можно сказать, что Аарон по-большому не грешит на истинное положение вещей, т.к. оба были друзьями и готовы солгать, чтобы снова стать ими.
Достарыңызбен бөлісу: |