1
У
Н
И
В
Е
Р
С
И
Т
Е
Т
С
К
А
Я
Б
И
Б
Л
И
О
Т
Е
К
А
А
Л
Е
К
С
А
Н
Д
Р
А
П
О
Г
О
Р
Е
Л
Ь
С
К
О
Г
О
2
С
Е
Р
И
Я
С
О
Ц
И
О
Л
О
Г
И
Я
П
О
Л
И
Т
О
Л
О
Г
И
Я
3
РЭНДАЛЛ КОЛЛИНЗ
Ч ЕТ Ы РЕ
СОЦ ИОЛОГИЧ ЕСКИ Х
Т РА ДИ Ц ИИ
П Е РЕ ВОД ВА ДИ М А РОССМ А Н А
И З Д А Т Е Л Ь С К И Й Д О М « Т Е Р Р И Т О Р И Я Б У Д У Щ Е Г О »
М О С К В А 2 0 0 9
4
:
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
'()* :
В. Л. Глазычев, Г. М. Дерлугьян,
Л. Г. Ионин, Р. З. Хестанов
ББК 66.01
К60
© Издательский дом «Территория будущего», 2009
Рэндалл Коллинз. Четыре социологических традиции. Перевод Вадима
Россмана. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2009. (Серия
«Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 320 с.
Будучи исправленной и дополненной версией получивших широкое при-
знание критиков «Трех социологических традиций», этот текст представ-
ляет собой краткую интеллектуальную историю социологии, построенную
вокруг развития четырех классических идейных школ: традиции конфлик-
та Маркса и Вебера, ритуальной солидарности Дюркгейма, микроинтерак-
ционистской традиции Мида, Блумера и Гарфинкеля и новой для этого из-
дания утилитарно-рациональной традиции выбора. Коллинз, один из
наиболее живых и увлекательных авторов в области социологии, прослежи-
вает идейные вехи на пути этих четырех магистральных школ от классиче-
ских теорий до их современных разработок. Он рассказывает об истоках со-
циологии, указывая на области, в которых был достигнут прогресс в нашем
понимании социальной реальности, области, где еще существуют расхожде-
ния, и направление, в котором движется социология.
Рэндалл Коллинз — профессор социологии Калифорнийского университе-
та в Риверсайде и автор многих книг и статей, в том числе «Социологиче-
ской идеи» (OUP, 1992) и «Социологии конфликта».
isbn 978 – 5 – 91129 – 051 – 1
К60
5
СОДЕРЖАНИЕ
Вадим Россман. РЭНДАЛЛ КОЛЛИНЗ · · · · · · · · · · · · · 7
ПРЕДИСЛОВИЕ · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 12
ПРОЛОГ. ПОДЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК · · · · · · · · · 16
Социальная мысль в аграрных империях · · · · · · · · · · 17
Средневековые университеты создают современного
интеллектуала · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 21
Возрождение: секуляризация интеллектуальной жизни · · · · · 24
Религиозные войны и Просвещение · · · · · · · · · · · · 26
Экономика: первая социальная наука · · · · · · · · · · · · 31
Подъем публичных школ и университетская революция · · · · · 33
Развитие дисциплин · · · · · · · · · · · · · · · · · · 38
И, наконец, социология · · · · · · · · · · · · · · · · · 51
1. ТРАДИЦИЯ КОНФЛИКТА · · · · · · · · · · · · · · · 61
Осевая позиция Карла Маркса · · · · · · · · · · · · · · 63
Фридрих Энгельс: социолог в тени · · · · · · · · · · · · · 70
Макс Вебер и многомерная теория стратификации · · · · · · 97
ХХ век смешивает идеи Маркса и Вебера · · · · · · · · · · 108
Организации как борьба за власть · · · · · · · · · · · · · 110
Классы, классовые культуры и неравенство:
теоретики конфликта · · · · · · · · · · · · · · · · · · 117
Классовая мобилизация и политический конфликт · · · · · · 120
Золотой век исторической социологии · · · · · · · · · · · 123
Приложение: Зиммель, Козер и функционалистская
теория конфликта · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 127
2. РАЦИОНАЛЬНАЯ/УТИЛИТАРНАЯ ТРАДИЦИЯ · · · · · · 133
Изначальный подъем и падение утилитарной философии · · · · 137
Индивид возвращается
· · · · · · · · · · · · · · · · · 145
Социология открывает сексуальный и брачный рынки · · · · · 151
Три применения социологических рынков: образовательная
инфляция, расколотые рынки труда, нелегальные товары · · · · 156
Парадоксы и пределы рациональности · · · · · · · · · · · 165
6
Предлагаемые рациональные решения для создания
социальной солидарности · · · · · · · · · · · · · · · · 171
Экономика вторгается в социологию и наоборот · · · · · · · 175
Рациональная теория государства · · · · · · · · · · · · · 181
Новая утилитарная наука о стратегиях · · · · · · · · · · · 185
3. ТРАДИЦИЯ ДЮРКГЕЙМА · · · · · · · · · · · · · · · 192
Социология как наука о социальном порядке · · · · · · · · · 194
Закон социальной гравитации Дюркгейма
· · · · · · · · · · 197
Два крыла: макротрадиция · · · · · · · · · · · · · · · · 203
Монтескьё, Конт и Спенсер о социальной морфологии · · · · · 205
Мертон, Парсонс и функционализм · · · · · · · · · · · · 209
Второе крыло: наследие социальной антропологии · · · · · · 215
Фюстель де Куланж и ритуальная классовая борьба · · · · · · · 216
Теория морали и символизм у Дюркгейма · · · · · · · · · · 223
Ритуальная основа стратификации: У. Ллойд Уарнер · · · · · · 227
Ирвинг Гофман и повседневный культ индивида · · · · · · · · 231
Ритуалы взаимодействия и классовые культуры: Коллинз,
Бернштейн и Дуглас · · · · · · · · · · · · · · · · · · 233
Сети ритуального обмена: связь между макро- и микроуровнями · · 238
Марсель Мосс и магия социального обмена · · · · · · · · · 239
Леви-Стросс и теория альянса · · · · · · · · · · · · · · 244
Теория сети ритуальных взаимодействий · · · · · · · · · · 247
Будущее дюркгеймовской традиции · · · · · · · · · · · · 249
4. МИКРОИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ · · · · · · 251
Социология американских индейцев · · · · · · · · · · · · 251
Философия становится полем битвы между религией и наукой · · 253
Прагматизм Чарлза Сандерса Пирса · · · · · · · · · · · · 256
Общество в разуме: Кули · · · · · · · · · · · · · · · · 263
Социология мышления Джорджа Герберта Мида · · · · · · · 265
Блумер создает символический интеракционизм · · · · · · · 269
Социология сознания: Гуссерль, Шюц и Гарфинкель · · · · · · 275
Социология языка и познания · · · · · · · · · · · · · · 284
Контркритика Ирвинга Гофмана · · · · · · · · · · · · · 286
Подводя итоги · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 292
ЭПИЛОГ · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 298
БИБЛИОГРАФИЯ · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 303
7
РЭНДАЛЛ КОЛЛИНЗ
В руках читателя книга одного из ведущих американских социоло-
гов, профессора Пенсильванского университета, Рэндалла Коллин-
за (р. 1941). Он уже знаком российскому читателю по нескольким
работам и прежде всего по монументальной «Социологии фило-
софии», которая вызвала серьезную полемику как в США, так и в
других странах. Помимо этого труда в числе наиболее значитель-
ных сочинений Коллинза можно назвать книгу Credentialed Society
и его работы по сетям ритуалов взаимодействия. «Четыре социоло-
гических традиции» представляют собой очерк интеллектуальной
истории социологии как науки, который интересен прежде всего
как опыт анализа достижений этой науки с точки зрения одного из
наиболее крупных американских социологов. Но в книге читатель
также найдет интересные детали биографии социологов, истори-
ческий контекст и мотивации их мышления. Во многих американ-
ских колледжах данная работа часто используется в качестве учеб-
ника, как своего рода введение в социологию, хотя она очень не
проста для восприятия начинающих социологов.
В основе книги лежит попытка сжать опыт социологии послед-
них полутора столетий до четырех традиций. Выделение именно
этих традиций не является ни бесспорным, ни общепринятым.
В большинстве историй социологии мы сталкиваемся с более дроб-
ным представлением истории дисциплины, в которую инерционно
включаются достаточно маргинальные мыслители, психологи и пу-
блицисты на социальные темы. Коллинз считает социологию до-
статочно зрелой наукой, которая уже эмансипировалась от фило-
софии и других социальных наук, а также временных попутчиков
и дилетантов, и потому концентрируется только на магистральных
традициях и фигурах. Его повествование достаточно пунктирно,
и только в немногих случаях он наносит точечные удары по кон-
кретным социологам, там, где его выводы и классификации требу-
ют дополнительной аргументации.
8
\ \
Многие пассажи из книги написаны в жанре интеллектуальной
истории. Генеалогии интеллектуальных традиций, которые выстра-
ивает Коллинз, и его оценка мыслителей достаточно оригинальны
и не вполне укладываются в сложившиеся стереотипные представ-
ления. Как и всякая интеллектуальная история, она интересна пре-
жде всего акцентами. Так, достаточно нетрадиционна, но чрезвы-
чайно интересна оценка Коллинзом социологии Карла Маркса, ко-
торого он представляет своего рода «энгельсианцем». Любопытно,
хотя и весьма спорно, и его обоснование невысокой оценки социо-
логических идей Георга Зиммеля, к которому он относится с прене-
брежением (см. приложение к первой главе). В третьей главе чита-
тель найдет чрезвычайно интересный анализ вклада в социологию
Фюстеля де Куланжа, которого в других курсах социологии редко
упоминают.
Многим может показаться не совсем уместным исключение из
анализа истории социологии многих континентальных социоло-
гов. В работе даже не упоминаются такие заметные континенталь-
ные мыслители, как Вильфредо Парето, Питирим Сорокин, Ми-
шель Фуко, социологи Франкфуртской школы, Норберт Элиас.
Мельком упоминается Бурдье, только пара страниц посвящена Чи-
кагской школе и Талкотту Парсонсу. Не говоря уже об «альтерна-
тивных» континентальных социальных философах — Ги Деборе,
Колледжа социологии (Батай, Кайюа) и т.п. Впрочем, в четверич-
ную классификацию не вполне умещаются даже Гофман и сам Бур-
дье, с которым Коллинз длительное время сотрудничал. Следует от-
метить, что американский социолог прекрасно отдает себе отчет
в условности (но не произвольности) своей схемы. Современные
подходы в социологии часто синтетичны и редко встречаются в чи-
стом виде. По этой же причине из поля зрения автора выпадают
многие крупные социологи: например, такие заметные представи-
тели Чикагской школы социологии, как Роберт Паркс и Эверетт
Хьюз, — работы которых синтетичны и не могут быть успешно впи-
саны или сведены ни к одной из четырех традиций. Синтетическим
социологом был и Талкотт Парсонс. В некоторых случаях четырех-
членное деление потребовало и определенных упрощений. Так, на-
пример, критики сочли трактовку Дюркгейма в книге Коллинза до-
статочно схематичной и упрощенной: сам Дюркгейм богаче дюрк-
геймианства в том виде, в котором оно представлено в истории аме-
риканского социолога.
Необходимо отметить, что книга представляет собой своего ро-
да иллюстрацию теоретического тезиса Коллинза о том, что твор-
9
чество мыслителя является результатом его прошлых сетевых вза-
имодействий. Этот аргумент структурно совпадает с аргументами
Сократа против софистов по поводу их концепции частной морали
и с аргументами Людвига Витгенштейна по поводу частного языка.
Подобно тому, как мораль и язык не могут быть приватными и част-
ными, а только универсальными, приватным и частным не может
быть творчество, в том числе и творчество в области социологиче-
ских идей. Коллинз с большим знанием дела проводит эту антиро-
мантическую идею, устанавливая связи между различными идейны-
ми течениями, часто отнюдь не очевидные, и это превращает его
книгу не просто в учебное пособие, но и в школу мысли.
Досадным упущением работы, на мой взгляд, является отсутствие
эксплицитного обсуждения соотношения методов и подходов четы-
рех традиций, хотя материал книги дает богатые возможности для
такого соотнесения направлений социологии и ее методов. Инте-
ресно, что раскол на социологических факультетах американских
университетов сегодня идет скорее на уровне методов, а не тра-
диций и направлений. Подобно тому, как факультеты литературы
расколоты, как правило, по линии классиков и постмодернистов,
а факультеты философии — по линии континентальных и анали-
тических философов, факультеты социальных наук (прежде всего
департаменты социологии и политических наук) разделены между
приверженцами качественных и количественных методов. В соци-
альных науках обычно выделяется три типа методов: количествен-
ные, качественные и критические
. Количественные методы ана-
лизируют материал в системе статистических показателей и инди-
каторов, и использование таких методов наиболее характерно для
рациональной утилитарной традиции. Качественные методы пред-
полагают идентификацию тех непроговариваемых правил различ-
ных обществ, которым подчиняется поведение людей. Качествен-
ный подход наиболее типичен для традиции Дюркгейма, которая
вырастает на почве антропологии, и для феноменологической пер-
спективы в социологии, воплощенной в некоторые аспектах ми-
кроинтеракционистской традиции. Дюркгеймовская и феномено-
логическая традиции предполагают перспективу понимания, во
многом противоположную, но и взаимодополнительную объясне-
ниям, нацеленным на выявление причинно-следственных связей.
Критические методы предполагают оценку социального порядка
Достарыңызбен бөлісу: |