Сборник учебных программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ



бет1/16
Дата19.06.2016
өлшемі1.02 Mb.
#145940
түріСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Сопровождение

Сборник учебных программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ
Сборник выпущен Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в 1999 г. Составители: В. Л. Шленов, Л. Г. Петрушина.

Сборник предназначается в первую очередь для преподавателей церковно-приходских воскресных школ. В сборник включен ряд программ из числа лучших для детей различного возраста.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие


Программы Закона Божия для церковно-приходских воскресных школ (Ростов-на-Дону)
Основы Православия. Программы по Закону Божию для детей младшего и среднего школьного возраста на пять лет обучения (Новосибирск)
Программа воскресной школы для старшей группы девочек (Москва)
Нравственное воспитание на основах Православия. Программа воскресной школы (Вольск)
Усвоение начал православного вероучения, христианской жизни и нравственности в ходе преподавания Закона Божия (Американская Автокефальная Православная Церковь)
Программа православного воспитания детей в детском саду (Москва)
Программа для преподавания Закона Божия в церковно-приходской школе (составлена на основе типовых программ, утвержденных Святейшим Синодом в конце XIX - начале XX века)
Предисловие
Данный сборник учебных программ предназначается в первую очередь для преподавателей церковно-приходских воскресных школ. Настоятельная потребность в нем чувствуется давно. Со времени выпуска первого, ставшего библиографической редкостью, сборника "Закон и Заповеди Божии" под редакцией приснопамятного протоиерея Глеба Каледы прошло семь лет. С тех пор система религиозного образования и катехизации значительно расширилась и окрепла. Педагоги приобрели немалый опыт, появились новые интересные авторские разработки.

Мы представляем ряд программ из числа лучших. Они неплохо дополняют друг друга и, думается, выпуск в свет такого сборника поможет педагогу сориентироваться и ознакомиться с тем, что делают другие, узнать каковы подходы и методы опытных законоучителей нынешнего времени.

Сборник наш, отнюдь, не претендует на исчерпывающую полноту. За его пределами осталось немало заслуживающего внимания, в частности подробно разработанные занятия по Закону Божию для самых маленьких Софии Сергеевны Куломзиной, методические разработки для младшего и среднего школьного возраста бакалавра Богословия Людмилы Суровой, которые можно найти в ее книге "Православная школа сегодня", ценные методические материалы прот. Бориса Ничипорова, прот. Артемия Владимирова и свящ. Анатолия Гармаева, известных своей многолетней успешной преподавательской деятельностью.

Однако и те программы, что включены в сборник, неоспоримо свидетельствуют о том, что система религиозного образования и катехизации вовсе не ограничивается столичными городами, что на местах также ведется активная и плодотворная, самостоятельная работа. При обстоятельствах, требующих огромной самоотверженности. Примеры тому: интересные и содержательные программы из Новосибирской, Ростовской, Саратовской епархий, за которыми стоит живое дело, сотни и тысячи детских душ, в бурном море современного нестроения обретших спасительный якорь веры.

Программы эти значительно различаются между собою, как по содержанию, так и по подходам, и обнаруживают реальное многообразие форм педагогического опыта в области преподавания основ Православного вероучения. Пожалуй, в настоящее время еще рано говорить о какой-либо унификации.

Если сравнить нынешнее состояние дел в преподавании Закона Божия с тем, что было в дореволюционной России, то нужно отметить существенное изменение людей и всего уклада жизни. Разрушены устои государственные, семейные. Дети, как правило, не получают у себя дома не только традиционного православного воспитания, но нередко лишены простого человеческого общения с родителями, которые не в состоянии привить им элементарные нравственные понятия. К тому же не только дети, но и их сами родители зачастую дезориентированы и сбиты с толку натиском современной массовой "культуры", беспрепятственно проникающей повсюду - от школы до дома. Сознание рассредоточено и туманно, речь нечленораздельна и сумбурна, чувства теряются за страстями, неодолимо овладевающими человеческой душой, они редуцированы до убогих эмоций и инстинктивных побуждений. Но прежде всего, с малых лет выходит из под контроля волевое начало, которое либо парализуется, либо превращается в необузданное своеволие. Совесть - голос Божий, живущий в человеческой душе, почти не слышится. Несомненно преподавать таким детям Закон Божий по схеме, разработанной для простых крестьянских детишек, сейчас просто невозможно. Изменилась не Православная вера и ее начала. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8). Переменились люди, изменились обстоятельства жизни, жизненная среда. Сегодняшним детям нужно объяснять элементарные понятие, то, что волею судеб им не удалось впитать с молоком матери: совесть, порядочность, благодарность, милостыня, семья, родина, крестное знамение, смысл молитвы и воздержания, пагубность греха и преступления... Дети дореволюционной России в этом не испытывали острой нужды, они изначально жили в мире непреложных духовных истин и ценностей.

Поэтому не нужно удивляться тому, что в программе для дошкольного и младшего школьного возраста, разработанной преподавателем воскресной школы из Вольска Галиной Алексеевой, подробно объясняются малышам азы нормальной нравственной жизни и на них делается педагогический акцент.

В программе, разработанной под руководством прот. Бориса Пивоварова, настоятеля храма преп. Сергия Радонежского в Академгородке в Новосибирске, предусмотрен особый ознакомительный цикл, вводящий детей в православную среду. И здесь, несколько в другом ключе, но столь же отчетливо понята необходимость особого акцента на духовных ценностях, определенного переосмысления повседневной будничной жизни, без чего невозможно воцерковление.

Схожий подход предлагает для питомцев детских садов, для самых маленьких, и ведущий методист Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Алла Алексеева.

Не случайно и постоянное выделение базовых, фундаментальных понятий, свойственных православному миропониманию, способствующих формированию прочных нравственных устоев христианской жизни, в программах Ростовской епархии для воскресных школ по Закону Божиему, составленных Наталией Режабек.

Как нельзя лучше восполняет отсутствие традиционных начал жизни приобщение детей к православной культуре. Ее удивительные достижения: архитектура, иконопись, музыка, литература, живопись пробуждает в душах детей не только нравственное и эстетическое чувства, но и живую творческую активность, помогают встрепенуться, избавиться от паралича воли, дают возможность почувствовать свою сопричастность с тысячелетними традициями. С той красотой, которая по словам Федора Достоевского, спасет мир.

Из книги программ, изданной в 1992 году, мы сочли уместным включить в настоящий сборник программу для девочек-подростков воскресной школы храма святителя Николая в Кузнецах в Москве. Несмотря на определенную перегруженность программы, стремящейся охватить как можно больше необходимого материала, все же, думается, что она будет совсем не излишней для педагогов наших воскресных школ, работающих с юными девицами, которым предстоит воспитывать православных христиан третьего тысячелетия.

В наш сборник включена также разработка опытного методиста по преподаванию Закона Божия, профессора Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (Американская автокефальная православная церковь), д-ра Констанции Парасар. В таблице, названной "Усвоение начал православного вероучения, христианской жизни и нравственности в ходе преподавания Закона Божия" обобщен ее многолетний опыт преподавания вероучительных дисциплин в православных воскресных школах США. Она попыталась наглядно представить, какой минимум знаний необходимо усвоить учащимся разных возрастных групп.

И, наконец, завершает сборник сводная программа по Закону Божию для церковно-приходских школ дореволюционной России. При всех переменах, о которых мы говорили, даже беглое сопоставление современных материалов с тем, что преподавали в начальной школе век назад, показывает насколько современное сознание расколото и разорванно, далеко еще ему до полноты воцерковления. Нынешние программы свидетельствуют и о том состоянии, в каком находится наше современное общество. Не всегда им свойственна необходимая целостность мировосприятия, органически присущая нашей Православной вере и Учению Церкви. Дореволюционное Православное образование часто укоряют в схоластичности, вырывая его из живого контекста времени, отвлекаясь от того факта, что оно обращалось к совсем другим людям. Не церковные школы виноваты в исторических катастрофах и катаклизмах. К ним привел осознанный отход множества людей от устоев веры, сознательное пренебрежение достоянием предков, погоня за призраками свободы, равенства и демократии, за сиюминутной выгодой и материальными благами. А в результате - измена Отечеству и предательство Христа.

Есть в дореволюционных программах незыблемый стержень - Церковь Христова. Не только Христоцентричность, но Сама Церковь в центре всего, центром всему. Не Священное Писание само по себе, не богословие, даже богословие Отцов, оторванное от благоговейно хранившей его Церкви, не одни православные праздники, не отвлеченная христианская нравственность, не скудный духовный опыт детей, но именно Церковь Христова - домостроительство нашего спасения, которую и врата адовы не одолеют, была, есть и будет фундаментом православного образования.

Малые дети, овладевавшие элементарной грамотой, могли усвоить катехизис Православной Церкви, Священную Историю, учение о богослужении, начатки истории Церкви, способны были прочесть на церковно-славянском языке шестопсалмие в Храме, помнили наизусть утренние и вечерние молитвы и тропари двунадесятых праздников. Не только помнили, но и умели сердечно молиться Богу. Старушки из числа учениц церковно-приходских школ своею любовью и жертвенностью в годину лихолетия сохранили Церковь Божию на Русской земле.

Можно, конечно, многообразно расширять эту программу, дополнять ее, но в том, что учили крестьянские детишки, и есть тот необходимый минимум, от которого мы не в праве отойти и на который мы всегда должны ориентироваться. Крайне важны современные разработки и подходы и, слава Богу, они у нас стали появляться. Но очень осторожным и осмотрительным нужно быть, чтобы не утратить главного и сохранить на земле Церковь Христову - столп и утверждение истины.

ПРОГРАММЫ ЗАКОНА БОЖИЯ для преподавателей церковно-приходских воскресных школ Ростовской епархии.


Составитель: Наталия Режабек

Редакторы: священник Алексий Демидов, священник Владимир Тер-Аракельянц



Ростов-на-Дону
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАКОНА БОЖИЯ

Цель православного образования ясна из самого слова: проявление, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое главное, что может сделать законоучитель, - это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Поэтому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс.

Обучение детей Закону Божию должно быть направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью.

Отсюда ясны задачи курса Закона Божия: сообщить детям начатки знаний о Боге, Православной Церкви и вере; пробудить желание жить со Христом, в Его Церкви; укрепить их духовные силы, формируя благотворные навыки молитвы, смирения перед волей Божией, служения ближним.


ОПИСАНИЕ КУРСА ЗАКОНА БОЖИЯ ДЛЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Данный курс Закона Божия предназначен для преподавания в приходских воскресных школах. Он рассчитан на три года обучения и состоит из курсов Священной Истории Ветхого и Нового Заветов (первый год), основ православного нравоучения (второй год) и основ православного вероучения, или катехизиса (третий год). Основной принцип построения курса - ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТЬ.

Мы начинаем курс с изложения Священной истории, потому что мы хотим рассказать детям прежде всего не об учении Христа, а о Нем Самом. В курсе же Священной Истории уже содержатся начатки и веро-, и нравоучения. Излишне говорить, что Священная История Ветхого и Нового Заветов составляет одно неразрывное целое - историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих отношений во время земной жизни Спасителя. Дальнейшая судьба Церкви Христовой как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении, излагается в Церковной Истории, так что Священная История без резкой границы переходит Церковную.

Человечество во времена ветхозаветные и во времена Спасителя и Апостолов постепенно получало от Бога новые и новые откровения, получало от Бога большие познания, и Священная История прежде всего представляет собою историю развития Богопознания в человечестве и в смысле приобретения новых знаний о Боге, о мире и о человеке, и в смысле наибольшего понимания и уяснения их во вселенском сознании Церкви. При изучении курса Священной Истории учащиеся получают катехизические сведения без определенной системы, в виде постепенного откровения их Богом. Священная История является поэтому предметом, подготовляющим изучение катехизиса и православного нравоучения. При объяснении Символа веры, Заповедей Десятословия, Заповедей Блаженства и Молитвы Господней необходимо предварительное знакомство со Священной Историей. Служа преддверием катехизиса, Священная История в то же время необходимо сопровождает его изучение, так как она воплощает в живые образы спасительные истины, выражаемые при систематическом изложении в общих положениях. Без сообщения или припоминания фактов Священной Истории не только маленьким детям, но и взрослым людям катехизические истины мало понятны, не действуют на волю и сердце. Так, простое сообщение истины, что Бог - Творец мира, Промыслитель, Спаситель, может не оказать никакого действия на человеческую душу, если это сообщение не будет покоиться на более или менее подробном знании истории Творения мира и домостроительства нашего спасения. Без Священной Истории не могут быть понятны догматические истины, а тем более нравственные. Поступки и жизнь священно исторических лиц служат для нас убедительными, яркими примерами блаженства жизни согласно воле Божией. Таким образом, трехгодичный курс наш выстроен, как поступательно-концентрический: первый год - краткое изложение Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, второй - основы христианской нравственности, раскрываемые на примерах из Евангелия и из житий Святых (таким образом, идет повторение и углубление знаний о сердцевине курса - Евангелии, а Священная История продолжается и дополняется, хотя и не в систематической форме, Историей Церкви через жития ее Святых), третий - православный катехизис, который также обращает нас к Евангелию и истории Церкви Христовой. Кроме внутренней логичности и последовательности такого построения курса, мы сообразовывались с возрастными особенностями учащихся.

В приходскую воскресную школу дети чаще всего приходят в возрасте 7-8 лет. На этот возраст мы и ориентировались. 7-8-летние дети уже способны к систематическим занятиям, их внимание и память достаточно развиты, они любят слушать рассказы с занимательным сюжетом, сопоставлять услышанное или прочитанное с личным опытом, они эмоциональны, доверяют учителю, отзывчивы на все новое. Вместе с тем, мышление детей еще весьма конкретное, образно. Сюжетный рассказ является основным приемом обучения их. В соответствии с этим Священная История будет усваиваться ими и послужит наилучшим вводным курсом к научению основам православной веры и нравственности.

Второй год обучения - 8-9 лет, соответствует 2-3 классу общеобразовательной школы. У детей уже пробуждается способность осмысливать свои поступки, соблюдать нравственные нормы. В соответствии с этим мы занимаемся с ними основами православной нравственности. Поскольку мышление еще в значительной мере конкретно, основной дидактический прием - раскрытие христианского нравоучения через Евангелие и через жития Святых.

Третий год - 9-10 лет; для детей это время серьезных изменений; из начальной школы они переходят в школу второй ступени, из возрастной категории младших школьников - в категорию подростков. Изменяются их взаимоотношения со взрослыми (восприятие взрослых становится более критичным), авторитет группы сверстников становится значительным. Достаточно уже знаний, чтобы обобщать, говорить о вере. Абстрактное мышление позволяет понимать христианские догматы, начавшееся освоение естественнонаучных знаний позволяет повторить естественным образом духовный путь падшего человечества, от твари познавая Творца. В третий год мы преподаем детям основы православного катехизиса, приводя в систему те знания, которые они получили раньше. Законоучитель, работающий с детьми 10-12 лет, сталкивается с неожиданным, на первый взгляд, затруднением: подростки гораздо хуже, чем младшие школьники, способны выслушать, понять и запомнить рассказ учителя. Чтобы занятия достигали поставленных целей, их приходится строить в форме бесед. Можно выделить две формы урока - беседы. Первая - это свободный разговор с ребятами, когда учитель задает тему и общие ориентиры, а затем позволяет каждому свободно высказаться, задать волнующие го вопросы и получить ответы не только от преподавателя, но и от сверстников. Хорошо, если получится не только "обмен мнениями", но обмен частицами духовного опыта. Такая свободная беседа может увести очень далеко от поставленной темы, но этого не стоит опасаться, так как главная задача преподавания - воспитательная, а не обучающая. Вторая форма урока - диалога - "катехизирование", направление беседы умело подобранными вопросами так, чтобы ребята "сами" раскрыли тему занятия.

Остановимся на каждом предмете.



Священная история Ветхого и Нового Завета

Принцип построения этого курса - христоцентричность и крестоцентричность.

Мы начинаем с темы "Крест Христов" и заканчиваем темой "Воздвижение Креста". Воспитательная задача, которую всегда должен помнить катехизатор, продумывая занятие, - достижение единства чувств, мыслей и действий ребенка в Боге, основной способ достижения - показать детям Господа Иисуса Христа. Ветхий Завет - путь человечества ко Спасителю, как бы прокимен, приготовляющий нас к слышанию Евангелия. Ветхозаветная история - это не история еврейского народа, а история веры и благочестия. Поэтому мы можем отбирать материал, опуская многое.

Применение наглядных пособий весьма желательно. Фото- и видео документы о Святой земле, картины, раскрывающие сюжеты Священного Писания, и, конечно же, иконы - "Богословие в красках" - помогут учащимся и понять, и надолго запомнить преподаваемый материал. Есть своя специфика употребления каждого вида наглядных пособий. Репродукции картин следует применять с осторожностью, чтобы они подчеркивали, а не разрушали преподаваемые вероучительные моменты. Для некоторых тем хорошим наглядным пособием является географическая карта, но надо быть уверенным, что дети уже имеют представление о карте. Хорошо, если во время занятий в аудитории постоянно висит плакат с церковно-славянской азбукой.

Основные моменты занятия:

- молитва,

- объявление темы занятия,

- припоминание-повторение ранее изученного (опрос, если для детей это посильно; если же дети затрудняются, надо помогать им: для младших школьников недельный промежуток между занятиями - большое время, и, скорее всего, они помнят, но еще не могут связно воспроизвести слышанное неделю назад);

- изложение новой темы;

- закрепление изложенного в виде вопросов - ответов. Собственно, этот метод работы в пособиях для законоучителя и называется "катехизированием". Он наиболее соответствует закономерностям нашего мышления, которое по своему существу "диалогично";

- домашнее задание. Чтобы не вызывать у детей протеста столь явным сходством с общеобразовательной школой, домашние задания по Закону Божию должны быть не только интересными, они должны быть желанными. Очень хорошо, если дети получат задание пересказать услышанное на уроке членам своей семьи: пусть "домашние катехизические беседы" дадут ребенку побыть в положении не только учащегося, но и учащего;

- объявление отметок. Только если отметки не вызывают протеста, и только положительных. "Удовлетворительно" и "хорошо", в исключительных случаях - "отлично". Если есть сомнения в целесообразности оценивания знаний детей, преподаватель может делать какие-то пометки для себя, детей же благодарить за помощь на уроке;

- молитва по окончании занятия.

Священная История - сама жизнь, и она должна быть не пересказываема, а переживаема изучающими ее. Опытные преподаватели советуют предложить детям представить себя как бы рядом с библейскими лицами: так возникнет живость и непринужденность восприятия и не утратится должное благоговение.

Часто затруднение вызывают притчи Христовы. Дети понимают буквальный смысл притчи, но затрудняются сделать из нее верный вывод. Что ж, сами Апостолы Господа просили Его, чтобы Он "изъяснил им притчу". Необходимо ободрить детей, напомнить им о евнухе, который читал Священное Писание, но нуждался в ком-либо, кто истолкует его. Там мы введем учащихся в мир Церковного Предания, в мир святых отцев, научающих нас своими толкованиями.

Преподаватель может взять в качестве основного пособия к этому курсу книгу протоиерея Серафима Слободского или пятитомный "Закон Божий" под редакцией С.С. Куломзиной. Необходимо пользоваться "Толковой Библией". Для многих тем по Новому Завету основным методическим приемом и является пересказ учителем толкования Библии святыми отцами.



Основы христианского нравоучения

Слово "нравоучение" воспринимается сейчас как отрицательное. Однако "нравственность" - это то, что соответствует нраву человека, то, что нравится, что заложено Богом в каждую человеческую душу и должно исполняться легко, естественно, с радостью. Показ этой радости жизни во Христе, по Его заповедям идет через рассказ о Святых. Можно давать чтение житий на дом.

За основу курса взят "Конспект по нравственному богословию" игумена Филарета, но это - пособие для учителя, а не для детей. Хорошо, если чтение дома Евангелия и житий Святых станет привычкой наших питомцев за этот год обучения. Мы соединяем в этом курсе повторение Священной Истории, продолжение ее Историей Церкви (хотя бы фрагментарно, через жития), готовим детей к систематическому изложению истин веры. О плодотворности этого пути - через жития Святых к Евангелию - хорошо написал священник Александр Ельчанинов. Не следует перенасыщать занятия назиданиями. Не окрепшему в добре человеку Господь дал только одну, и малую, заповедь - это должно послужить нам примером. Необходимо обращать внимание на погрешности, соответствующие возрасту детей.

Православный катехизис

Основные задачи этого года обучения - научить говорить о православной вере на языке Церкви, выучить наизусть Символ веры, Молитву Господню и некоторые другие молитвы; соединить в сознании детей вероучительные и нравоучительные истины; ввести детей в мир святоотеческого предания. Мы учим ребенка истинам веры для него самого, и потому должны употребить все усилия, чтобы истина, излагаемая для ума в форме общего положения, усваивалась ребенком как конкретная, относящаяся к нему самому.

Нет никаких оснований бояться подробного, конкретного изложения догматических истин детям этого возраста: логическое мышление детей уже достаточно развито для их восприятия. Нужно только заботиться о том, чтобы это было действительно раскрытием содержания догмата, а не осложнением простой истины новыми сведениями.

Основным пособием является "Православный катехизис" святителя Московского Филарета. Написанный в форме вопросов - ответов, он был переиздан в наше время в форме простого изложения; лучше пользоваться вопросно-ответной формой, так как мышление само по себе "диалогично" и усвоение материала пойдет лучше. Дополнительно преподаватель может пользоваться "Точным изложением православной веры" Св. Иоанна Дамаскина и другими пособиями. Православное учение о Церкви замечательно изложено преподобным Иустином (Поповичем). Его книга "Православие и экуменизм" будет хорошим подспорьем катехизатору и по другим темам.

Может ли предлагаемый курс использоваться для факультативного преподавания в светских школах? Думается, что да. Возможно, придется изменить название курса (например, "Знакомство с верой праотцев"), скорее всего, придется отказаться от молитвы на уроке (это требуется современным законодательством).



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет