В дни Октября и после



бет1/59
Дата15.06.2016
өлшемі2.77 Mb.
#136194
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59
Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. Л.: Искусство, 1982. 343 с.

К читателю 9 Читать

В дни Октября и после

Глава первая. Ассоциация академических театров 11 Читать

Прелюминарии 11 Читать

Узы дружбы 17 Читать

После грозы 20 Читать



Глава вторая. Александринский театр и революция 28 Читать

Накануне Октября 28 Читать

Дни «фронды» 32 Читать

Репертуарные признания 40 Читать

С Горьким… 50 Читать

… и с Луначарским 55 Читать



Глава третья. Малый театр и революция 61 Читать

Устои 61 Читать

Верность себе 66 Читать

«Посадник» 74 Читать

Времена режиссуры 81 Читать

«Старик» Горького и молодость театра 86 Читать



Глава четвертая. Перепутья МХАТ 95 Читать

Концы и начала 95 Читать

Опыт в мистериальном роде 103 Читать

Студийный архипелаг 108 Читать

О вахтанговском гротеске 114 Читать

«Турандот», свобода и оптимизм 121 Читать



В двадцатые годы

Глава пятая. Малый театр 132 Читать

Путь традиции 132 Читать

Пробы романтики 138 Читать

Кумачовый стяг советской классики 141 Читать

После «Яровой» 146 Читать

Классика не беззащитна 148 Читать



Глава шестая. Ленинградская Акдрама 153 Читать

Превратности академизма 153 Читать

Академические эксперименты С. Э. Радлова 162 Читать

Новая пьеса и режиссирующий актер 169 Читать

В поисках режиссера 173 Читать

Режиссер читает пьесу 180 Читать

Уступы восхождения 193 Читать

Встречи с «попутчиками» 198 Читать

Режиссер читает пьесу. (Продолжение) 203 Читать

В канун столетия. «Ярость» 209 Читать

«Чудак» и «Страх» 214 Читать

Режиссер читает пьесу. (Окончание) 224 Читать



Глава седьмая. МХАТ 229 Читать

После возвращения 229 Читать

Крупные звенья 232 Читать

Встреча ровесников 239 Читать

Высокое напряжение 245 Читать

Ее Величество Классика 252 Читать

К мужественной простоте 260 Читать

МХАТ Союза ССР 267 Читать



Глава восьмая. МХАТ 2 280 Читать

От студии — к театру 280 Читать

Театр М. А. Чехова 284 Читать

После Чехова 294 Читать



Глава девятая. Театр имени Евг. Вахтангова 299 Читать

Наследство и наследники 299 Читать

А. Д. Попов у вахтанговцев 306 Читать

Образы нового 312 Читать

Накануне «Булычова» 319 Читать

Первые пятнадцать лет… (Вместо заключения) 323 Читать

Указатель имен 328 Читать

Указатель репертуара 340 Читать

{9} К читателю


Разными путями, но неотвратимо и закономерно творческая интеллигенция России шла навстречу Октябрю, когда великая революция совершилась.

Предлагаемая книга посвящена пооктябрьскому пятнадцатилетию. Тогда крупнейшие театры России под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции и послереволюционной действительности выходили на позиции нового искусства и все увереннее состязались с лагерем «театрального Октября».

Театрам, рожденным революцией, автор посвятил книги «Зори театрального Октября» (1976), «Будни и праздники театрального Октября» (1978). Тогда же возникла потребность в еще одной работе о молодости советской сцены — книге о театрах, доставшихся народу в наследство от свергнутого строя и перешагнувших рубеж революции. Теперь эта книга перед вами.

Развертывавшийся процесс видится в ней как реальность культурного строительства, предуказанного В. И. Лениным и направленного партией большевиков. Это был путь лучших театров страны к образному познанию и отражению революционной яви. В контексте процесса проходят судьбы художников и их существенные произведения: спектакли, памятные советской сцене. Нет тяги к всеохватности. Критерий отбора — симптоматичность явления, перспективность тенденции. Краткость подачи промежуточных звеньев входила в замысел. Маршрут движения актеатров по путям Октября хотелось выделить генерально.

Ибо, как писал В. И. Ленин, «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками»1.

{10} Книги об ассоциации академических театров до сих пор не было. Предпринимается первый опыт. Все же временные попутчики этой ассоциации — театры, не имевшие с ней прочных творческих связей (Камерный, Показательный и Детский), — в этой книге не рассматриваются. Их судьбы — особые самостоятельные темы. Страницы о Показательном театре читатель может найти в упомянутой книге «Зори театрального Октября».

Опуская второстепенные ответвления темы, автор ни в коей мере не порывался освободить прошлое от сложностей, противоречий, издержек. Актуальной задачей было выделить в этом прошлом жизнеспособные побеги, прораставшие в наше театральное сегодня. Молодость советского театра дорога нам не достижениями только, но и преодолением трудных подступов к ним.

Полезными советами и замечаниями автора снабдили К. Л. Рудницкий, В. М. Миронова, С. М. Осовцов, А. Я. Трабский. Ценными сведениями и материалами поделились Г. Ю. Бродская (Музей МХАТ СССР имени М. Горького), М. Л. Вивьен и Э. П. Смирнова (литчасть Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина), Т. А. Демидова и Н. В. Кудряшева (научная библиотека ЛГИТМиК), К. Н. Кириленко (ЦГАЛИ), В. В. Киселев (ЦТМ имени А. А. Бахрушина), Э. К. Норкуте (ЛТМ), Л. С. Овэс (ЛО ВТО), В. Н. Чуваков (Архив ИМЛИ имени М. Горького). Каждому приношу большую благодарность.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет