В. Ф. Чабанный Методология управления любительским хоровым коллективом



Pdf көрінісі
бет1/10
Дата21.12.2023
өлшемі117.88 Kb.
#487377
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
metodologiya-upravleniya-lyubitelskim-horovym-kollektivom



Вестник СПбГУКИ · № 2 (11) июнь · 2012
160
УДК 784
В. Ф. Чабанный
Методология управления любительским хоровым коллективом
В данной статье впервые предпринята попытка создания методологической системы музыкально-педа-
гогического управления любительским хором академического типа. Автор обосновал актуальность и новиз-
ну данной проблемы. Специалистом предложена методология всестороннего музыкально-педагогического 
воздействия на хор с позиций музыкальной педагогики, музыкознания, музыкально-теоретических и специ-
альных предметов дирижерско-хорового образования. Методологический стиль управления хором осущест-
вляется также с помощью приемов художественного воздействия смежных наук, в частности, этики, эстетики, 
семантики, психологии художественного творчества и восприятия.
Ключевые слова: методология, любительское хоровое пение, художественное творчество, управление 
хором, музыкально-педагогический процесс
V. F. Chabanniy
Methodology of management of the amateur choir
In this article, the fi rst attempt to create a methodological system of musical-pedagogical management amateur choir of 
the academic type. The author proved the actuality and novelty of the problem. Specialist of the methodology of comprehensive 
musical-pedagogical infl uence on the chorus from the positions of teaching music, musicology, musical-theoretical and special 
items conductor-choral education. Methodological management style chorus is also carried out with the help of the methods 
of artistic eff ects allied sciences, in particular, ethics, aesthetics, semantics, the psychology of artistic perception.
Keywords: methodology, amateur choral singing, artistic creation, management choir, musical and pedagogical process
Хоровое пение – искусство истинно народ-
ное. Это положение обосновал и всегда отстаи-
вал академик Б. В. Асафьев. Он утверждал, что 
«в своих истоках русская музыкальная культура 
была исключительно интонационно-песенной и 
распевной, чем определялась вся система му-
зыки»
1
. Именно с этих позиций ученый опреде-
лил концепцию хора как модель человеческого 
коллектива, создающего гармонические отноше-
ния между отдельным певцом и хором, а также 
между хоровым дирижером и коллективом.
Любительские хоровые коллективы в Рос-
сии возникли еще в XIX в. Вспомним хор Бес-
платной музыкальной школы, возглавляемый 
М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым 
и Г. Я. Ломакиным в Санкт-Петербурге, и заме-
чательный хоровой коллектив Пречистенских 
рабочих в Москве, руководимый блестящим хо-
ровым дирижером В. А. Булычевым. Известно, 
что именно этому любительскому хору С. И. Та-
неев посвятил свой знаменитый хоровой цикл 
12 хоров a’cappella на стихи Якова Полонского.
В последующее время в российской хоро-
вой культуре были созданы многие частные 
любительские хоры в Киеве, Харькове, Одессе 
и других городах. Традиционно велась творче-
ская работа в любительских хоровых коллекти-
вах, ранее созданных на крупных предприятиях, 
заводах и в высших учебных заведениям.
Хоровое любительство в России стало ин-
тенсивно развиваться после Октябрьской рево-
люции. В то время еще сказывались певческие 
традиции прошлых лет. Особый подъем люби-
тельского хорового движения был характерен 
послевоенному времени. В стране рождалась 
новая любительская хоровая культура.
Наиболее продуктивным периодом в лю-
бительской хоровой культуре России оказались 
послевоенные годы, когда практически на каж-
дом предприятии, в клубах, учебных заведениях 
были созданы необходимые условия для разви-
тия любительского хорового пения.
Особо важным событием в развитии люби-
тельской хоровой культуры в Советском Союзе 
явился период подготовки и проведения Мо-
сковского международного фестиваля моло-
дежи и студентов в 1957 г. Творческий успех 
нашей молодежи был очевиден. Выдающихся 
результатов на этом форуме молодежи достиг 
студенческий хор Ленинградского университета 
под управлением Г. М. Сандлера, который стал 
лауреатом Московского фестиваля. Это событие 
послужило дальнейшему развитию любитель-
ского хорового пения в Российской Федерации.
В последующие годы лауреатами между-
народных фестивалей, проводимых в Европе, 
становились российские хоровые коллективы и 
различные вокально-хоровые ансамбли. Многие 
известные любительские хоры в России полу-
чили почетное звание «народный коллектив».


161
То было «золотое время», когда по информа-
ции ВЦСПС, художественным творчеством в СССР 
в 1987 г. занимались около 28 миллионов человек
2
.
Изучение места и роли хорового любитель-
ства в современном культурном пространстве 
Российской Федерации свидетельствует о том, 
что за последние 15–20 лет популярность люби-
тельского хорового пения заметно снизилась. 
С началом горбачевской перестройки в стране 
были закрыты многие клубные учреждения, 
так как прекратилось их финансирование, что 
и привело к значительному сокращению люби-
тельских академических хоровых коллективов.
В результате этих изменений непреходя-
щие образцы хорового искусства композито-
ров-классиков и современных авторов стали 
недоступны людям, как для исполнения, так и 
для восприятия. Следовательно, воспитательная 
функция наиболее демократичного жанра музы-
кального искусства, каким является хоровое ис-
полнительство, реализуется в настоящее время 
клубными учреждениями явно недостаточно.
Новая музыкальная среда, наполненная 
эстрадной музыкой, не требовала особых певче-
ских навыков. Шлягеры, эстрадный «ширпотреб» 
активно действуют на сознание людей, развивая 
у них нормативное мышление. Поэтому многие 
любители легкого развлекательного жанра ре-
агируют лишь на эстрадные стереотипы, так 
как это не развивает их музыкальную культуру 
и эстетический вкус.
Однако развлекательная эстрада, подкре-
пленная массовым производством средств ути-
литарной музыки, оказывает негативное влияние 
на внутренний мир молодежи, формируя ее эсте-
тический вкус и музыкальные приоритеты. В этих 
условиях возрождение хорового любительства 
в России до уровня его второй половины XX в. 
становится актуальной проблемой, с одной сто-
роны, с другой – это важно еще и потому, что 
уровень исполнительской культуры современных 
любительских хоров заметно снизился, о чем сви-
детельствуют результаты последних российских 
фестивалей любительского творчества.
Специалистов тревожит интонация в ис-
полнении произведений a’cappella, т. е. без му-
зыкального сопровождения. Хоровые коллективы 
часто поют завышенный репертуар, многие хоры 
недостаточно укомплектованы певцами и звучат 
несбалансированно. Хоровые дирижеры нередко 
допускают серьезные ошибки в составлении ре-
пертуара для хора, не учитывая его педагогиче-
ской, воспитательной и концертной функций и др.
Жюри фестивалей обращают особое вни-
мание руководителей хоров на необходимость 
повышения вокально-хоровой культуры коллек-
тивов и сценической речи певцов-любителей. 
Дирижерам часто указывалось на методические 
ошибки в составлении репертуара, имеющего 
решающее значение в повышении вокально-хо-
ровой культуры хора и успешной концертной 
деятельности.
При подведении итогов фестивалей народно-
го творчества серьезно обсуждаются певческая 
культура хоровых коллективов, репертуар, худо-
жественная трактовка произведений, интонация. 
Особое внимание обращается на артистизм участ-
ников хора, солистов и дирижера. Руководителям 
нередко указывается на отсутствие артистизма, 
некорректное сценическое поведение и пр.
Результаты последних всероссийских фе-
стивалей непрофессионального художествен-
ного творчества свидетельствуют, что наиболее 
высокую оценку жюри получают те коллективы, 
которыми управляют дирижеры, использующие 
разносторонний, системный подход в руковод-
стве хором, опираясь на базу знаний специаль-
ных и смежных наук.
Системное и комплексное воздействие ди-
рижера на хоровой коллектив с использованием 
группы методов вокально-хорового, музыкаль-
но-педагогического, этического, эстетического, 
музыковедческого и сценического воздействия в 
современной музыкально-педагогической деятель-
ности трактуется методологией управления люби-
тельским хором, чему и посвящена данная статья.
Содержательная сущность феномена «методо-
логия» сложна и многогранна, так как несет в себе 
теоретический и практический смысл. В теорети-
ческом плане методология музыкальной деятель-
ности опирается на систему знаний предмета об-
учения во всем его многообразии. В практическом 
смысле методология предполагает овладение 
профессионально ориентированной системой 
обучения и обоснования методов деятельности в 
конкретном виде музыкального искусства
3
.
Актуальность методологии обучения и 
воспитания в области музыкального искусства 
очевидна, так как она способствует овладению 
музыкальной профессией как видом художе-
ственной деятельности. При этом методология 
способствует повышению профессионального 
мастерства хорового дирижера как исполните-
ля, педагога и руководителя вокально-хорового 
коллектива. Хоровому дирижеру как субъекту 
музыкально-педагогического воздействия 
важно помнить, что методологический взгляд 
на свою профессию в значительной мере имеет 
личностный смысл, так как методология разви-
вает музыкальное мышление, возникающее на 
основе его более широкого подхода к решению 
различных музыкально-педагогических про-
блем управления.
Музыкальная практика свидетельствует, что 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет