Книга посвящается пчеловодам ветеранам
Великой Отечественной войны и труда
В. Н. ВЛАСОВ
Башкортостан – медовый край
Рецензенты:
кандидат сельскохозяйственных наук М.М.АКЧУРИН
кандидат биологических наук Г. Х. БАКИРОВА
кандидата экономических наук Р. А. ЗАРИПОВ
Под научной редакцией доктора сельскохозяйственных наук, профессора М. Г. ГИНИЯТУЛЛИНА,
кандидата экономических наук Р.А.ЗАРИПОВА
Компьютерный набор
Э.Р.МЕТЛИЦКАЯ
Рекомендовано к изданию ученым Советом Центра селекции пчел АН РБ, 2007 г.
Оглавление
К читателю…… ...........…………………………………………………
Введение…...……………………………………………………………
1.Первое знакомство с пчелами………………………………………….
2.Эпохальное шествие пчел и народа. Башкирская пчела-талисман….
3.Пчелиная симфония в башкирском медовом крае……………………..
4.Музей- частица истории башкирского пчеловодства………………….
5.Бортничество – древний промысел башкир…………………………….
6.Мастера медовых дел Башкортостана………………………………….
7.Особенности башкирских пчел…………………………………………
8.Праздник меда в Башкортостане………………………………………
9.Быль о цветке и башкирском меде…………………………………….
10. Истоки современного пчеловодства…………………………………..
11. Медовая кладовая……………………………………………………….
12. Инновационные технологии на пасеках……………………………….
13. Её величество – башкирская пчела………………………………….
14. Пчелиная королева……………………………………………………
15. Загадка пчелиного роя……………………………………………….
16. Медовая пора на пасеке……………………………………………….
17. Путешествие за медом………………………………………………..
18. Основа промышленного пчеловодства……………………………..
19.Тайна зимнего клуба пчел…………………………………………...
20.Поставим памятник пчеле…..……………………………………….
Медовый край (стихи)………………………………………………
Литература о пчеловодстве Башкортостана…………………………
Мы в России,
Россия в нас.
К ЧИТАТЕЛЮ
Перед вами, уважаемый читатель новая книга, которую нам обещал автор во время презентации первой части о бесценной пчеле башкирской при встрече с пчеловодами в художественной картинной галерее в городе Уфе в 2005 году. Сейчас автор подготовил рукопись – повесть «Башкортостан - медовый край», вторая часть «Пчелиная симфония в медовом крае».
Как писал о первой книге наш аксакал пчеловодства, учитель, Почетный академик АН РБ Д. Т. Шакиров – «Собраны крупицы уникального опыта работы пчеловодов-профессионалов, чей труд воссоздал славу башкирского меда. Опыт проверен временем многочисленной работы потомственных пасечников. Эта книга интеллектуальное богатство профессионалов пасечников, достойно продолжающих традиционное ремесло народа Башкортостана…»
Наш аксакал пчеловодства Д. Т. Шакиров завещал своим потомкам, как беречь и приумножать традиции Башкирского пчеловодства. Его ученик В. Н. Власов, в своей новой книге повествует, как надо быть продолжателем Башкирского пчеловодческого ремесла. Дано очень много полезных советов для пчеловодов и студентов по технологии содержания и селекции пчел и процветанию нашего пчеловодства.
В книге воспевается любовь к труду и славится стародавнее ремесло «бортничество», аксакалы - бортевики и современные пчеловоды-профессионалы, кто создал славу башкирского меда.
Автор с достоинством исследователя повествует о творческой работе потомственных пчеловодов на благодатной земле Башкортостана.
Опыт «народная мудрость», наработанная годами – бесценный капитал для молодых пчеловодов.
На издание рукописи даны рекомендации: доктора с.-х.н., профессора Гиниятуллина М.Г., к.б.н., Юмагужина Ф. Г., доктора б.н., профессора Вахитова В. А.
С уважением, заслуженный деятель науки РБ,
доктор с.-х. наук, профессор, зав.кафедрой пчеловодства ТСХА
А. Г. МАННАПОВ, 2008 г.
Село- родник нашей России…
М.Г. Рахимов «Радио России-
интервью, 02.07 по случаю 450 -
летия в дружной семье РФ»
«Только использовав все достижения наших предшественников, вчерашних и сегодняшних новаторов,можно возродить былую славу российского пчеловодства»
Мэр Москвы-Пчеловод
Юрий Лужков
Фото
М.Г.Рахимов, Ю.М.Лужков
среди пчеловодов.
Манеж, выставка, 1997 год.
«Пчеловодство – это такое дело, которое для своего развития требует истинного призвания»
Г. П. Кандратьев
ВВЕДЕНИЕ
На Южном Урале у медоносных пчел жизнь в сообществе с природой здешних мест сложна, своеобразна и даже интересна и до сего времени дивно смотрится натуралистами и биологами еще со времен П. И. Рычкова, И. И. Лепехина, П. С. Палласа (XVIII в.), обследовавшие многие природные места Башкирского края от Оренбурга до Златоуста. До известного писателя Пескова, в изложении природной красоты Уральской, нам далеко. Но кто хоть раз увидит частицу или опишет Башкирский благодатный край, тот непременно будет очарован горами, реками, лесом, полями, лугами и цветами, и возьмется за полотно, кисть и масло или журналистское перо.
Это книга не азы из книг, а повесть – рассказ о трудовых, но значимых исторических днях простых людей – потомственных пасечников, кто, продолжая вековые традиции высокими медосборами, прославляет башкирскую пчелу и башкирский мед. Автор этих строк, не писатель, но как пчеловод постарается изложить по возможности об истории трудового подвига пасечников Башкортостана в годы ХХ века – в пору лихолетья подъёма и расцвета пчеловодства в Башкирском медовом крае на Южном Урале…
Настоящая книга посвящена пчеловодам Башкирского медового края в связи с 450-летием воссоединения Башкортостана с Россией и 65-летием Великой Победы в 1941-1945г.г.
В Башкортостане пчеловодство – традиционный промысел. Его истоки исходят из далекого прошлого бортевого ремесла.
В хозяйствах пчел содержат для получения дохода и использования их на опыление цветковых растений. Пчеловоды-приусадебники и садоводы, кроме пополнения семейного бюджета, пчел имеют для сладости и радости. Пчелы своей деятельностью обогащают природу, обеспечивая экологическое равновесие.
В книге описана богатая медоносная природа Южного Урала, заповедного края Шульган - Таш, об аксакалах бортевого промысла, бортевиках – людей из легенды, работа бортевика по изготовлению жилища для пчел в толстоствольном дереве – сосне, искусство лазания бортевика по стволу дерева. Их стиль работы и устройство гнезда отличаются от западно-европейских. У жителей Бурзянского района растет интерес к стародавнему ремеслу – бортничеству, принимаются меры к поощрению потомственности пчеловодов – бортевиков и по расширению территории заповедного края бортевых пчел – селекционного фонда пчеловодства. Бортничество, это целая эпоха башкирского пчеловодства, это памятник культуры башкирского народа.
Развитие рамочного пчеловодства в Башкортостане в двадцатом веке неразрывно связано с деятельностью видных ученых – пчеловодов России: П.И.Прокоповича, Н.М.Витвицкого, А.М.Бутлерова, А.С.Буткевича.
Велико влияние их научных, просветительских и практических работ на повышение профессиональной культуры на пасеках нашего Отечества.
Пчеловодство в Башкортостане во всех секторах динамично развивалось весь послевоенный период. Наибольшее количество пчелиных семей – 400 тыс. было в 60-х – 70-х годах. Общее производство товарного меда достигало 5 – 6 тыс. т. в год. Передовые пчеловоды получали по 70-100 кг на улей. Средний размер общественных пасек 110, в отдельности – 200 семей, появились промышленные пасеки в 400 – 500 семей при звеньевом методе их обслуживания.
Таких высот в развитии башкирского пчеловодства не знала история России. Богатые медосборы – результат высокой культуры пчеловождения у трудолюбивых пасечников нашей республики
Перспективы развития пчеловодства в республике определяются наличием богатой естественной и культурной медоносной растительностью на Южном Урале, уникальной башкирской породы пчел.
Медосборные условия и продуктивные возможности пчелиных семей показаны по природным зонам республики. Стратегическим медоносным лесом в Башкортостане являются липняки.
Место роль и значение пчеловодства в агропромышленном комплексе постоянно возрастают. Это связано с расширением полезности продуктов пчел и их роли в опылительной работе, поскольку численность одиночных насекомых опылителей резко уменьшается.
Основные направления и задачи в отрасли определены законом Республики Башкортостан «О пчеловодстве» (1995, 2004).
У пчеловодов республики накоплен богатый опыт по содержанию и селекции пчел. Использование передовых технологий является основой продуктивного пчеловодства.
Познав законы жизни медоносных насекомых, ныне пчеловод стремится рационально использовать медоносные ресурсы, повышать производство продуктов пчеловодства и роль пчел в экосистеме. Особое значение придается сохранению чистоты и племенному улучшению башкирских пчел, отвечающей требованиям местного климата и медосборным условиям Южного Урала.
Богатый научный и производственный потенциал по развитию пчеловодства подтверждается достижениями передовых пчеловодов за послевоенный период. Этот опыт представляет неисчерпаемую кладовую и большой резерв для хозяйств всех форм собственности. Использование передового опыта – один из верных способов интенсификации производства меда, воска, пчелопакетов, маток и других продуктов.
В книге обобщена история и созидательный труд башкирских пчеловодов, посвятивших себя благородному делу пчеловодству. В этом мой долг перед пчеловодами - предками, сверстниками, учителями.
Пчеловоды, о которых я написал, это обыкновенные люди, увлеченные пчелами и пчеловодством. Эти люди труда, которые полюбили медоносных насекомых на всю творческую жизнь. Их труд, вливаясь в общее дело тружеников сел и городов нашей Родины, делают нашу жизнь богаче, лучше и интереснее. И они достойны того, чтобы в трудовой летописи были названы поименно ...
Есть что вспоминать моему поколению из нашей истории, богатой трудом и добрыми медосборами. Встречи с пчеловодами всегда были взаимно плодотворными. Опыт, который позволил нашим соотечественникам прославить Башкирской край эликсирной продукцией, достоин особого внимания, повторения и приумножения, изучения в школах, институтах, академиях. Передовой опыт трудовых достижений никогда не стареет в истории. Велики резервы семейно-родового пчеловодства…
Наработки ученых и многолетняя практика профессионального труда, представляет научно – практическую драгоценность для пчеловодов современников. Весь секрет тайны и чародейства передовиков кроется в сильных семьях. Они радуют пасечника богатым медосбором, дарят счастье, помогают быть в здоровье и работоспособности до глубокой старости. Опыт, это – наука о творческом труде пчеловода – профессионала проверенного временем. Верный путь и способ освоения тайны жизни пчел и практического опыта является ученичество у родителей или знакомого пчеловода на пасеке.
В послевоенный период пчелиные семейства радовали пасечников весомыми медосборами в 70-100 кг на улей и обильными наградами - золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВСХВ и ВДНХ СССР.
Корифей Российского пчеловодства А.С.Буткевич еще в XIX в. отмечал “По пользе приносимой человеку, едва ли найдется еще другое насекомое, которое могло бы поспорить с пчелой”.
Ее величество башкирская пчела - бесценный дар природы во все времена, еще со времен бортевого их жительства, верна человеку и дарит ему эликсирную сладость, является хранителем цветковых растений и всей природы на земле. Вот за их необычное значение в приумножении красоты и богатства растительного мира они достойны того, чтобы с пьедестала уральского мрамора возвышались Пчела и Пчеловод среди многоцветия растений и множества жужжащих божественных насекомых.
Такой памятный монумент достоин быть на земле иглинских пасечников, чей созидательный труд за последние годы трижды отмечен призовыми наградами и премиями Совета Министров БАССР и Обкомом КПСС, они дважды удостоены переходящего Красного Знамени и премией РСФСР. С иглинских пасек в эти годы поступало по 300-400 тонн товарного меда. Таким местом может стать усадьба Улу-Телякского музея - пасеки Башкирской опытной станции пчеловодства, ученые и пчеловоды которой за 78 лет внесли весомый вклад в производство меда и в приумножении традиций пчеловодства Республики Башкортостан. Монументальная композиция ПЧЕЛЕ И ПЧЕЛОВОДУ будет олицетворять историю пчеловодства, и быть источником вечного вдохновения потомкам. Пчелы - символ трудолюбия и дружбы...
В знак особых заслуг перед природой и народом по решению Правительства РБ башкирская пчела была учреждена талисманом юбилея – 450- летия воссоединения Башкортостана с Россией…
В праздничный день, 11 октября 2007 года, у Монумента Дружбы народов в воздухе витали макеты пчелок, обогащая торжественность юбилея.
Я благодарен судьбе, что мне пришлось работать с такими добродушными, отзывчивыми и трудолюбивыми ветеранами- сослуживцами: Марией Машниной, Тамарой и Александром Проскуриными, Капитолиной Марковой, Любовью Агаровой, Николаем Громовым, Анной Чайкиной… Работа с ними проходила в дружбе и согласии и была направлена на создание благоприятных условий по выращиванию сильных семей и выводу плодовитых пчеломаток, с итогом высокого медосбора от закрепленных семей и пасек. Я всегда вспоминаю их с теплотой и уважением…
Под руководством Е. М. Петрова – директора Башкирской опытной станции пчеловодства (БОСП), ученые и пчеловоды на 25 пасеках хозяйства внедряя передовые технологии по содержанию и разведению пчел – имея на них 4-5 тысяч семей, - получали в 80-е годы 550 – 650 центнеров товарного меда. После медосбора с липы, кочевка в степные районы на полевые медоносы, существенно дополняет доход лесных пасек.
Я горжусь предками и сверстниками - хранителями пасечных традиций, что своим трудом славят медоносную пчелу, башкирский мед и родной благодатный край – Башкортостан. Мое кредо в жизни – величие и радость труда пчеловодов нашего Башкортостана таких, как Геннадий Боровик, Николай Лысков, Раис Азнабаев, Анатолий Христолюбов, Нургаян Хамматов, Халима Ахметова, Татьяна Чистякова, Николай Бардин и многих других пасечников, чей труд и достижения вошли во славу башкирского пчеловодства – в сокровище трудовых людей Башкортостана.
В истории башкирского пчеловодства в ХХ веке было немало событий, которые оставили добрый отпечаток на прогрессивное прошлое или повлияли на судьбу настоящего его развития.
В научной, педагогической и практической работе автор обогащался знаниями замечательных ученых – сослуживцев, таких как В.К.Турсуков, Х.А. Татуков, Д.Т. Шакиров, Г.К. Костарев, многолетний опыт которых использован автором при изучении достижений знатных пчеловодов Башкортостана. Автор благодарен видным ученым – наставникам НИИ пчеловодства, моим учителям, Г.Ф. Таранову, А.М. Ковалеву, Г.Д. Билашу.
Выражаю признательность и благодарность моим учителям, сослуживцам по работе и всем пчеловодам с кем мне приходилось общаться, кто частицу своей душевной радости, знаний и опыт разделял со мной и воодушевил на незабвенный труд по написанию книги.
Низкий поклон всем тем, кто знаком с автором.
Ваш покорный слуга, кавалер ордена Почета, В. Н. ВЛАСОВ
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПЧЕЛАМИ
О том, когда и каким образом произошло первое знакомство первобытного человека с пчелами, отделяют нас многие, многие века. На этот счет в исторических источниках существует несколько гипотез. Одни источники свидетельствуют о том, то первое знакомство человека с пчелами, вероятнее всего состоялось через мед во время его охоты в лесу за продуктами питания, когда пищей ему служили плоды и сочные растения, рыбы и животные. Возможно, это была случайная счастливая находка гнезда насекомых в дупле разоренного медведем в осеннюю пору, а то куницей – зимой, или в упавшем от поломки ветром дереве, где водились пчелы. Отведав из любопытства необычную по тому времени сладость из восковых дупел, человек постоянно стал интересоваться этой привлекательной сладкой пищей и необычными насекомыми в дуплистых деревьях. На этом была очередная ступенька в эволюции с пчелами.
Не исключено, что первобытные люди земли впервые увидели пчел во время их вылета стрелой из щели дуплистого дерева и шумно летающих большой массой или кучно скопившихся гроздью темных насекомых – роя на ветке дерева…
Необычно сладкая и приятная пища из дупла и любопытство до пчел побудила человека к сознательному отыскиванию таких деревьев и выламыванию их них сотов с медом. Движимый вечным оптимизмом ,человек постоянно ходил в лес, отыскивая толстоствольные деревья, из которых вылетали и вновь прилетали в них, интересующие его насекомые. Так или иначе, но это было начало охоты за новой пищей – медом в первобытных их жилищах – дуплах. Она оказалась столь приятной и вкусной, что привлекло человека на всю его жизнь. О том, когда, как и где произошло первое знакомство человека с необычными насекомыми и их продуктом, хранит вечная тайна с неизвестностью, покрытая временем и отдаленная от нас многими веками.
Свободный промысел – охота за медом, длился многие века, когда человек не проявлял заботы о сохранении и размножении пчел, отбирая у них мед из дупел, зачастую приводивший к разорению и к гибели семей пчел.
Охота за медом у первобытного человека первоначально больше относилась к изысканию и собирательству этого дара природы. В последствии, не удовлетворяясь находками такой сладкой пищи, он стал ее добывать – применять труд с использованием наконечников из камня и кости животных, а затем из железа.
Вот некоторые приметы, по которым охотники находили «медовые» деревья. В осеннюю пору, например, такие деревья можно узнать по оставленным отметкам – царапинам на стволе от когтей медведя. Зимой чаще всего пчелиные деревья навещают дятлы и куницы, оставляющие вокруг ствола крошки коры. Ранней же весной – в марте, дикие пчелы после облета вокруг дупла того дерева «метят» снег темными пятнами от кала. Летом, постукивая дерево тяжелым предметом (палкой), камнем, пчелы реагировали - беспокоились и вылетали наружу. Найденные по таким приметам дупла с пчелами охотник метил зарубкой на дереве и рядом стоящих.
Охота за пищей, на животных, рыбу, птицу и на пчел за медом продолжалась до тех пор, пока человек неосознал необходимость заботиться о сохранении источников, производящих продукты питания и их накоплении в прок для своего существования. Охотники за медом стали метить дуплистые деревья, как с пчелами, так и пустые в запас, делать пометки указывающие путь следования к ним.
С увеличением потребности в необычном сладком продукте – меде, интерес человека к пчелам повышается. С этих времен он стал присматриваться к жизни и повадкам жителей дуплистых деревьев – насекомых. Наблюдая за жизнью пчел, живущих в лесах, человек обратил внимание на то, что ранним летом, после отделения кучно части пчел из старого жилища, они поселяются в пустующие дупла вблизи находящих деревьев. Но при отсутствии таковых пчелы улетали в поисках мест поселения неизвестных охотнику. Это обстоятельство, по всей вероятности, в более позднее время, натолкнуло человеческую мысль на подготовку пчелиного жилища для новых жителей, недалеко от живущих пчел.
Со временем охотники до меда, стали сохранять часть гнезд с пчелами. Это был первый шаг человека к приручению их к определенному месту жительства. Наступил период первоначального знакомства с жизнеустройством полезных насекомых. Их жизнь для человека пока была окутана тайной. Однако охотничий промысел, как свободное занятие человека по добыче меда, просуществовал многие тысячелетия, пока он не стал обладать орудием труда из железа.
Охота за таинственным даром природы стала особо активной с появлением первичных орудий труда для расширения отверстий и разорения дуплистых гнезд пчел. На наиболее раннем этапе добычи такой пищи, человек для повала деревьев с пчелами возможно применял и огонь.
Все эти и другие версии, о первом знакомстве человека с пчелами и их сладкой пищей, правдоподобны постольку - поскольку эти события нас отделяют многие тысячелетия. С началом охоты на пчел за медом, до знакомства с постоянной жизнью загадочных насекомых, человек верил в сверхъестественное их создание и жизнеустройство. С глубокой древности народы каждой земли жительства верили в особые таинства жалоносных насекомых. Поэтому не случайно про пчел и необычную сладость – мед народы разных стран слагали свои мифы, легенды и сказания, многочисленные поверья и ритуальные обряды.
Начало железного века (I в. до н.э.) открыло большие возможности в деятельности лесного человека, в том числе и на пчелином поприще. Еще до того, как человек приобщился к земледельческой деятельности, в лесу он начал делать дупла для поселения пчел. Первоначально использовались как дуплистые деревья, так и те, что начали трухлеть. В более позднее время, с усовершенствованием лесорубочного орудия человек направленно стал делать дуплистые жилища для пчел в толстоствольных деревьях – сооружать борти. По сообщению Г.Д.Билаша, Н.И. Кривцова (1994) на дне Одера в конце ХХ в было найдено бортевое дерево времен I в. до нашей эры. Это говорит о том, что в ту пору германцы уже занимались бортничеством.
В лесах, в Европейской части не тронутых человеком вековые, дуплистые деревья служили прекрасным, по тем временам, жилищам для лесных пчел. Медоносные насекомые в те далекие от нас времена жили не подвластно воле человека, а представлены были сами себе волею благодатной от природы растительностью. Наличие в Восточной Европе богатых медоносных лесов и травянистых растений позволяли пчелам успешно расселиться до Уральских гор. По неясным обстоятельствам за Урал пчелы не перешли и в Сибири нигде, в исторические прошлые времена, их жизнь археологами не прослеживается.
Первопроходцами в освоении необжитых земель (лесных угодий) были работные люди «охочи до пчел» - бортники, что подвигались в новые места, чаще всего водным путем. Они становились первыми переселенцами, служили в охране окраин и использовании лесных богатств здешних мест княжеств и государства Российского. Бортнический промысел не требовал больших затрат труда и средств, но в условиях необъятных лесов и богатства медоносов приносил крестьянину немалый доход медом, воском. В те далекие от нас времена место жительства диких пчел на Европейском континенте определялось природой – девственным лесом и наличием дупел в вековых деревьях для их жилья. Часть диких роев находили себе пристанище в расщелинах скал.
Родичи наших уральских лесных пчел были пришельцами из мест Киевской Руси. А в эти древние края, с богатым медоносным лесом, темные пчелы зашли из германских земель и нашли благодатные условия в лесах богатых ивовыми, кленом, дубом, липой и разными травами на лугах и полянах.
История повествует (Г.Д.Билаш, Н.И. Кривцов, 1994), что у древних германцев в IV в. до н.э. уже упоминалось о существовании лесного пчеловодства, а в I в. н.э. здесь пчел содержали в корзиночных ульях, сапетках, в V в. – в павильонах. Существовали законы относительно охраны пчел, их жилищ и право собственности на них.
По свидетельству Геродота, древнегреческого историка, в V в. до н.э. у предков славян в Северном Причерноморье было много диких пчел. В венецианских источниках начала VI в. н. э. упоминается о славянах, населяющих Карпаты, что добывали мед из дупел лесных пчел.
Вполне возможно, что расселение пчел из Днепровских мест, по всей вероятности шло многие годы в лесах по водному бассейну – вдоль великой житницы народов – реки Волги и ее питающихся Оки и Камы, Белой и Уфы, Ика и Демы и многочисленных малых рек. Все здесь, в те времена, благоприятствовало процветанию пчелиного рода. Повсюду были не тронутые леса и обилие медоносных трав в поймах этих рек. По свидетельству летописцев «Леса были такие, что и дороги в них не можно прокладывать, а ездили больше по рекам и речкам на лодках и плотах. Да и по берегам коих и селился народ, то хуторами или одиночно – в местах добрых и богатых для пчел, рыбой, зверем, для жизни человека».
В IХ в. произошло событие эпохального значения – совершилось крещение Киевской Руси. Киев принял христианскую веру, заимствующую от Константинополя Византийского, его дворцовую, церковную и монастырскую аббревиатуру. С этого периода на Руси потребность в воске постоянно возрастает на употребление светильников из восковых свечей в дворцах и храмах, при церковных и брачных обрядах. Огонь восковых свечей со времен глубокой древности означает символ святости, надежды, согласия, благополучия и счастья человека.
В традиции брачных обрядов у народов существует обычай выставлять на свадебных торжествах пудовые свечи, что, конечно, мог позволить из состоятельных хозяев: бояр, помещиков, а то и богатых пчелами крестьян – пасечников. Свет от таких светильников вещал молодым счастье и любовь в жизни, долголетие пары и их потомкам.
У славянских народов, проживающих по Днепру и верховью Волги, во времена язычества основными жизнеутверждающими промыслами были: охота на пушного зверя, рыболовство и бортничество – все, что давала природа. Земледельческая деятельность была ограничена приусадебным участком. Лишь князья и старосты имели земельные наделы, да собирали дань с народа…
Во время Киевской Руси, как писал в летописи Нестор (1056 – 1114 гг.), меду хватало на потребности княжествам и на торговлю с соседями. Мед и воск в большом количестве продавался в Константинополе, где процветало христианство и потребность в этих товарах (воск, мед) была превелика, в обмен Киев брал заморские товары, и драгоценности которых не было на Руси (серебро, золото, украшения).
Изготовление жилищ для пчел – бортей и оставление им части корма с целью их сохранения, обусловило и закрепило право собственности на бортевые деревья с пчелами, пустые стали передаваться по наследству. На деревьях с готовыми бортями, или выбранных для них, делались разные зарубки – натесы, знаки, удостоверяющие принадлежность их определенному хозяину и владельцу собственности.
Эпоха бортевого пчеловодства имеет давнюю историю, охватывающих несколько веков. Начало его исходит со временем родового устройства славянских народов. Тогда началось эпохальное шествие народа во времена бортничества.
Период содержания пчел в бортях на Руси исчисляется многими тысячелетиями (VШ – ХVШ вв.). Во времена расцвета бортевого пчеловодства мед и воск составляли гордость и славу Русской земли. Пчелами в эти времена мог быть недоволен, как свидетельствуют летописцы, только ленивый человек.… Не случайно в народе и поныне бытует поговорка, что « в те далекие времена и медведь мог быть пчеловодом…». Этим подчеркнуто медовое приволье в лесах и на Руси и множество этого зверя, часто лакомившего медком в бортях.
В Киево-Печерской летописи упоминается, что на Киевской Руси в Х- ХI вв., наряду с пушниной, активная шла торговля медом и воском с соседними народами центральной и западной Европы; странами Черноморского побережья… Арабский историк Ибн-Даст (Х в.) отмечал, что славяне «Разводят пчел в деревянных цилиндрах». Вполне возможно, что это были колоды или дуплянки – первые примитивные улья из дупел. В начале ХI в. путешественник Галл, посетивший южные края между Дунаем и Днепром, в своей хронике писал что «видел здесь уникальное множество пчел, пчельников, пасек в степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие меда и воска». Таким образом, первые пасеки упоминаются уже в одиннадцатом столетии и место их – окраина Киевской Руси.
С распадом Киевской Руси (1132) ведущая роль в развитии бортничества и торговых делах медом, воском занимают Новгородское, Московское, Ростово-Суздальской Руси, Рязанское княжество.
Во времена монголо-татарского владычества (1237 – 1480) вместо торговли славянские народы большую часть дохода от бортничества платили им дань медом и пушниной.
В Х I -ХVI в.в. появляются колодные пасеки, как при усадьбах, так и в лесу. Большой вклад в распространении пчел и развитии колодного пчеловодства внесла Русская православная церковь. Много пчел держали церковные епархии и монастыри, часть из них еще в пору бортничества имели целые бортевые угодья, а затем колодные пасеки. В рукописи Павла Новокомского (1525) отмечается, что на Московской земле «…самая верная жатва получается от воску и меду. Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют превосходный мед. А по лесам и густым рощам можно видеть многотысячные рои висящих на ветвях деревьев пчел. Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревьях, и старый мед, покинутый пчелами…» (М.Ф.Шеметков и др.). Путешественники, посетившие Россию в эти времена, отмечали, что «вся земля Русская изобилует плодоносными пчелами (Иовия,1537), и что «из Мордовии и областей Северской, Рязанской, Муромской, Смоленской и Казанской мед в большом количестве вывозили на экспорт» (Флетгор, 1588). Об обилии пчел и меда, медовых напитках у славянских народов писали иностранцы, жившие в Москве. Во времена царствования Ивана Грозного только через Архангельск в Англию вывозилось ежегодно 50 тысяч пудов меда. В целом в России ежегодно производилось около 2,5 – 3 млн. т меда с воском (Н.Витвицкий)
По сведениям писателя Ршончинского, в начале 18 столетия некоторые крестьяне имели по 200-500 бортей с пчелами. Содержатели бортей ежегодно доставляли по 200 бочек меда с воском, каждая из них могла весить около 12 пудов. Только Лебединский лес Киевского полесья давал оброка за год до 2400 пудов меда (1/4 части сбора). Из этого видно, что леса на Руси были необычно обильны пчелами, медом и воском. В этот период в центральной России пчеловодство процветало во многих приречных лесах Московия, Новгорода Первопрестольного, Тамбовской губернии.
Но первоначально, как свидетельствует история жизни на Земле, с пчелами дело заимели люди, жившие в теплых странах: Африка, Индия, Китай, где имелись и сейчас водится множество медоносных насекомых, особенно одиночных. Хотя численность их ежегодно уменьшается.
Пчеловодство в нашем отечестве имело прочную основу своего развития. Природные медосборные условия, несмотря на продолжительный зимний период, весной и летом создавали благоприятную среду обитания для медоносных насекомых в активный период их жизнедеятельности. Непроходимые девственные в былые времена медоносные леса, цветочное обилие на лугах и полянах давали пчелам в изобилии медосбор. Несмотря на примитивное содержание пчел в бортях и колодах и экстенсивную добычу их продуктов – меда и воска, служили важным товаром внутреннего обмена и внешней торговли и относились к числу предметов составляющих существенное богатство народа и государства.
Для крестьян, наряду с охотой и рыбной ловлей, пчеловодство являлось главным видом трудовой деятельности и важным источником торговли и существования. Мед был единственным сладким высококачественным продуктом питания в эпоху феодализма в Российских деревнях и городах (винограда, свеклы не было).
Цвети мой край родной,
Возлюбленный навеки...
Достарыңызбен бөлісу: |