Нино БАСИЛИЯ
А причем тут мышь?
Пьеса в одном действии
Действующие лица :
Акакий, 60 лет
Дуда, девушка, 18 лет
Нана, дочь Акакия, 28 лет
Женщина, мать Дуды
Входит мужчина лет шестидесяти. У него подмышкой какой-то
предмет, завернутый в газету, который он постоянно держит
при себе.
Акакий: Мне пятьдесят восемь лет. (Пауза) Ну, ладно, пятьдесят девять. (Долгая пауза) Считай, шестьдесят. Но как выговорить, ше-сть-де-сят. Трудно.
В русском языке есть хорошие слова : за пятьдесят, под шестьдесят, короче, взрослый дяденька уже, как мне говорят некоторые. Вот если меня сейчас спросить, то это прекрасный возраст для мужчины. Правда, я выгляжу немного уставшим от жизни, и если некоторых послушать, то: и постарел, и выглядит не так как раньше, и в сексе – не гигант, и то и се… У меня шестилетний сын, значит я был сексуально сильным еще семь лет тому назад. А за семь лет ничего, вот так сразу, особенно не меняется. Где же изменения ? Время идет, а перемен не видно. Поэтому и хожу, как забальзамированный. Хоть я и мужчина в летах, но чувствую, что женщин ко мне влечет.
Он достает свой пакет и кладет на стол.
Входит его дочь Нана, лет тридцати.
Нана: Отец, с кем ты разговариваешь?
Акакий: Ни с кем. А что, ты считаешь, я должен с кем-то говорить?
Нана: Тогда, о ком ты говоришь?
Акакий: Ни о ком.
Нана: Как, ни о ком? Я тут рядом стояла и слушала тебя, вернее, слышала.
Акакий: Ты что, внимала мне?
Нана: Что я делала?
Акакий: Внимала мне! Как это у Важа Пшавела?
И пожаловал он, внимающий…
Усладительной речью своей
восславляет он Джаколу, довольный,
обиды не тая в себе.
Нана: А что означает внимающий ?
Акакий: Не знаешь, что означает внимающий ?
Нана: Нет.
Акакий: А означает того, кто подслушивает и подсматривает за тобой. Шпиона.
Нана: И не стыдно тебе, папа. Я, и вдруг шпион, внимающий!
Акакий: Это мне должно быть стыдно? Ты еще и грузинского-то не выучила, а пялишь глаза на Европу. Наверное, это он тебя сбил с толку, твой серб… или хорват… Как ты его зовешь?
Нана: Boy-friend ?
Акакий: Да, вoy-friend.
Нана: Ну, во-первых, мой вoy-friend не серб, и не хорват. Он албанец. А во-вторых, я учу его грузинскому, а в третьих…
Акакий: Цыган, твой муж, вот кто он. Цы-ган.
Нана: Папа!
Акакий: Джипси он, ведь знаешь же, джипси. (поет) Бамбалейо, бамбалейо… (при этом пританцевывает) Вот поэтому и не может оставаться на одном месте. Сейчас его в Америку потянуло.
Нана:
Папа, если не хочешь дать денег, скажи прямо. Зачем ты называешь его цыганом?
Акакий: Если ты хотела беженца, без крова, чего же ты выбирала албанца иностранца? Что, мало тебе было наших? Причем, ты помогла бы решить национальную проблему. Что ты прицепилась к этому аферисту? Повезет тебя на мои деньги в Америку и бросит там.
Нана: Также, как тебя бросила твоя француженка жена?
Акакий: Да. И вот потому я против любых иностранцев. Тебя поймет лишь плоть от плоти твоей.
Нана: Плоть от плоти моей это ты. Но и что? Понимаешь ты меня?
Акакий: Понимать, это значит только деньги давать?
Нана: Нет. Нам будет достаточно твоей моральной поддержки.
Акакий: Нана, я не потому не даю денег, что мне жалко, а потому, что не хочу тебя отпускать. Потому что это равнозначно тому, что я потеряю тебя. Я же тебе уже дал 8 тысяч долларов. Ты должна была вложить их в какое-то дело. Где оно, это твое дело?
Нана: Не получилось.
Акакий: Обычно, судят по результатам. Не получилось – это не результат. Результат – это то, что вы беззаботные. Обманывает тебя этот цыган.
А ты – меня. А я не хочу, чтобы у меня на руках осталась одураченная и несчастная дочь. С разбитыми мечтами, к тому же.
Нана: В твоих делах всегда были результаты?
Акакий: В делах, да.
Нана: Зато ты не с кем не можешь установить личных контактов.
Даже с собственной дочерью.
Акакий: Хватит ! Неужели каждый твой приход должен заканчиваться моим побегом из дому? Можно без конца говорить на одну и ту же тему?
Я пошел. Предчувствует мое сердце, что ты плохо кончишь.
Нана: А мое сердце предчувствует, что ты плохо кончишь.
Акакий: А что, в мире ожидаются какие-то перемены ?
Нана: Не знаю.
Акакий: Но все-таки чувствуешь, да?
Нана: Чувствую. Предчувствие диктует мне что-то.
Акакий: Представь себе, и мне.
Нана: Правда?
Акакий: Да. (кричит) Что за наваждение, все эти предчувствия?!
То что должно случится, случится.
Нана: А все-таки, что?
Акакий: Хотя бы революция.
Нана: Сексуальная?
Акакий: Нет, социальная.
Нана: Ты что, отец, с ума сошел? Храни нас боже.
Акакий: С чего это он нас должен хранить? Я устал. Сколько времени я делаю одно и то же. Не замечаешь, даже воздух вокруг меня стал неподвижным. И стороительство застопорилось. В голове - ни малейший мысли.
Нана: Заметно.
Акакий: Издеваешься, да?
Нана: Нет.
Акакий: А что тогда заметно?
Нана: То, что в последнее время, ты немного поглупел.
Горькое молчание. (Когда слышишь от дочери такие неожиданные слова, для тебя это и оскорбление и боль, перемешанные со стыдом)
Акакий: А в чем это заметно?
Нана: Ты сам ничего не замечаешь?
Когда ты в последний раз смотрел на себя зеркало?
Акакий: Каждое утро во время бритья.
Нана: До каких пор ты себя видишь?
Акакий: До подбородка.
Нана: Почему?
Акакий: А потому что высоко висит, это чертово зеркало, что мне делать?
Нана: Надо хотя бы по пояс себя видеть. До подбородка, этого недостаточно.
Акакий: Чего недостаточно?
Нана: Ассоциации.
Акакий: Ассоциации чего?
Нана: Вот ты же должен создать о себе представление.
Акакий: А почему же до подбородка недостаточно.
Нана: Все потому, что ты видишь себя всего лишь от лба до подбородка, у тебя нет правильной ассоциации. Вокруг твоей личности есть небольшое пространство. И ты должен увидеть свою душу.
Акакий: А в чем это заметно ? С чего ты взяла, что я не вижу своей души?
Нана: В последнее время ты что-то не в себе.
Акакий: Потому что вокруг ужасная стагнация.
Нана: А это еще что такое?
Акакий: Что это?
Нана: Что, да твоя эта стагнация, или как ты выразился?
Акакий: Так это неподвижность. Когда мозги заморожены. Когда мыслей нет в голове, ни у тебя, и ни у кого вокруг. Но все при этом думают, что мыслят. Однако это уже, помимо стагнации, называется еще иначе.
Нана: Как называется?
Акакий: Деградация и дегенератизация.
Нана: Сколько чего ты знаешь, отец. Совсем как тот человек, который каждый день по телевизору выступает и все про все знает.
Акакий: Кто это?
Нана: Не знаю фамилии. Его называют… около всяческих…
Акакий: Даа. Вот теперь я и « около всяческих » стал, тоже. Смейся, дорогая.
Да. Я за все берусь. Но какой смысл. Все равно ничего не получается.
Нана: А все-таки, чего ты хочешь? Ты же взрослый человек, чего ты ждешь? Какое время тебе сейчас ждать? Которое по счету дыхание должно у тебя открыться ?
Акакий: Десятое, двадцатое… Откуда мне знать. Какое имеет значение которое по счету? Главное, чтобы открылось.
Нана: Что-то с тобой происходит.
Акакий: Что?
Нана: Не знаю. Не нахожу слова.
Акакий: Стагнация.
Нана: Да. Стагнация. И как ты еще сказал ? Дегенератизация.
Акакий: Да, естественно. Когда ты не даешь денег, то ты уже виноват во всем, и, оказывается, с тобой что-то происходит.
Нана: Ладно, отец, я шучу.
Акакий: Я пошел.
Нана: Ты что-то забываешь.
Она берет со стола пакет, завернутый в газету и протягивает ему. Акакий кладет его себе подмышку.
Акакий: Когда уйдешь, захлопни дверь.
Нана: Подожди, я с тобой. Домой иду.
Акакий: Или к своему цыгану?
Нана: Цыгана ищи где-нибудь у себя.
Они выходят. Акакий стоит на улице, перед театром.
К нему подходит экстравагантно адетая молодая девушка.
Это - Дуда.
Дуда: Лишний билетик не хотите? У меня есть один.
Акакий: Доченька… Ух… Девушка, простите. Дайте билет.
Дуда: Пять лари.
Акакий: Может, у вас есть еще один, для моего друга Котэ?
Дуда: Нет. Я ждала подругу, но она не пришла. Но, если вы очень хотите, я могу уступить мой билет вашему Котэ. Я и потом посмотрю.
Акакий: Нет, нет. Что вы говорите? Бог с ним с Котэ, обойдется.
Дуда: Что вы сказали?
Акакий: А то, что Котэ уже видел это. С него довольно.
Дуда: Пожалуйста, держите. Пять лари.
Акакий: Пять. Пожалуйста. А могу я дать вам десять и пригласить вас?
Дуда: Уау… Если хотите, то пригласите меня и на бензин. Заполните мне бак и я довезу вас до дому.
Акакий: И бензин я вам залью, и даже растворимщу кофе. Как вас величать?
Дуда: Дуда.
Акакий с Дудой сидят в театре. Идет представление. Акакий медленно протягивает свою руку к скамье Дуды и осторожно кладет ей на плечо. Он вслух произносит свой монолог, адресованный самому себе.
Акакий: Нужны мне сейчас эти амурчики, цветы, бензин и кофе?
А ведь нет, не могу сдержать себя. А каким удивительным теплом веет от нее! Посмотри-ка, как только я ее обнял, она тут же ко мне придвинулась и прилипла, как пиавка. Что, разве мне впервой обнимать женщину, но как согрела меня, вот тут, у сердца…
Совсем не так, как всегда. Оставь, ради бога. Прекрати. (убирает руку) Какое время сердце согревать? Я научный работник и работаю над серьезными проблемами. С болезнями надо справиться, аппаратуру для экспериментов достать, лабораторию построить. В это строительство я всю свою душу вложил. Правда, оно приостановилось, или мне его приостановили на недадолго, но что делать, когда в стране такая ситуация, ничего не поделаешь. А как я лелеял каждый кирпичик, женщину так не обхаживают. И женщин у меня было предостаточно.
Нет, возиться с ней у меня нет сил. Закончим, все, билет в театр, бак, заполненный бензином вместе с растворимым кофе, и прощай. Ну и что из того, что она желторотый тинэйджер. Она любит Бритней Спирс, а я Хулио Иглесиаса. И ничего в том нет, что Бритней Спирс моложе меня лет на сорок. Зато Хулио Иглесиас переспал с двумя тысячами женщин.
Дуда: Вы что-то мне сказали?
Акакий: Прекрасно играют. Что же это такое, искусство. Стонать заставит человека.
Дуда: Не думала, что вы такой чувствительный.
Акакий: Я? А что, у меня глупое выражение лица ?
Дуда: Нет. Я такого не посмела бы сказать. Просто, у вас какое-то странное выражение.
Акакий: Почему?
Дуда: Потому что ведете себя неадекватно.
Акакий: А что ты имеешь в виду?
Дуда: А то, что когда нет ничего смешного, вы смеетесь, а когда зал хохочет, сидите с жалким выражением лица. У вас дома проблемы?
После спектакля.
Акакий: Может, подниметесь ко мне? Приглашаю на кофе.
Дуда: Опять кофе? Вы же залили мне кофе в бак.
Акакий: Тогда на пиво.
Дуда: А какое у вас пиво?
Акакий: Айнекен.
Дуда: Уау.
Акакий: Что вы сказали?
Дуда: Это такое выражение. Значит, обожаю.
Акакий: вау.
Они входят в комнату. На стенах развешены картины. На столе альбом с фотографиями. Дуда рассматривает все с большим интересом.
Дуда: Вам понравился спектакль?
Акакий: Так себе.
Дуда: Почему так себе?
Акакий: Дуда, дорогая, вы знаете, я немного станный мужчина.
К тому же скорее нахожу общий язык с людьми моего поколения.
Не переношу ни этот модерн, ни авангард. Хохот и смех из-за неприличных выкриков. Мне даже стыдно стало, что я там нахожусь.
Один я там такой был.
Дуда: Какой, такой? Высокий?
Акакий: Нет, взрослый.
Дуда: Ну и что, зато вы были самым серьезным. Видели этих сопляков?
Одна ругань: мать мою, сукин сын… Невозможно это слушать.
Акакий: Нет, все таки, я принадлежу другому поколению.
Дуда: Что это вы за такое другое поколение? Просто, вы работали в натуре, а не языком, как эти. Делая наше поколение, вашему поколению пришлось колени драть. А этим - язык.
Акакий: Но дело еще в другом.
Дуда: В чем?
Акакий: Чего-то недопонимаю я в вашем поколении, будто мы говорим на разных языках. Видите, вы даже заметили, что я неадекватно вел себя.
Дуда: Может, вам не нравится искусство, которое мы создаем?
Акакий: Нет, причем тут это? Но, по правде говоря, совсем не нравится.
Дуда: Не нравится?
Акакий: Нет, я все равно принадлежу другому поколению.
Дуда: Ну вот и давайте, откройте театр с актерами вашего поколения, пригласите зрителей подобных вам, перешагнувших за сто, но не забудьте положить под сидения судна, чтобы никто не опозорился во время представления.
Акакий: Смеетесь надо мной, да?
Дуда: Да, смеюсь. Вы не первый, кто это говорит. Вы уже тем надоели, что ничего не принимаете. То не нравится, это не нравится, там – подвал, и не можете спуститься, тут разговариваем на жаргоне, там – модерн… Но что вы хотите, что? Вам нравятся девушки моего возраста, а вот искусство, которое мы создаем, не нравится?
Акакий: Не девушки вашего возраста, вы мне нравитесь.
Дуда: Как это? Я же для вас модерн? Слушаю рок, репс, танцую под оглушительную музыку, оголяю пупок, а иногда вообще пол-живота, пью, а иногда и нюхаю кокаин. Но вместе с тем, пишу стихи.
Но тоже модерновые. О поцелуях, женском влагалище и мужской сексуальности. Как же я могу вам нравиться?
Акакий: Обычно. Я же мужчина.
Дуда: Если мы так будем судить…
Рассматривая альбом, она вдруг натыкается на почтовую
открытку. Удивленно смотрит.
Дуда: Это вы писали?
Акакий: Что, это?
Дуда: Эту открытку.
Акакий: А что такого написано в этой открытке?
Дуда: Всего-то четыре предложения, но думаю, существенные.
Акакий: Покажите.
Дуда: Минуточку. Я сама вам прочту. ”Мама, поздравляю с Новым годом. Живите долго. О нас не беспокойтесь. У нас все хорошо. Настолько хорошо, что даже стыдно становится. Ваш Акакий.”
Дуда, с серьезным видом, пристально смотрит на него.
Акакий: Что вы уставились на меня?
Дуда: Поражена.
Акакий: Поражены чему?
Дуда: Тому, что вы обращаетесь к маме на вы. И еще тому, что существуют люди, которые могут такое написать. Это действительно вы писали?
Акакий возмущен.
Акакий: Что вы разглядываете меня как какое-то экзотическое растение?
Вы что думаете? С моралью, у меня все в порядке. И совесть есть, и духовность. Может у меня водится на тысячу лари больше, чем у кого-либо, но я прекрасно понимаю, что там написано, на этой открытке.
Дуда (растерявшис): Нет, нет, простите, я не думала, что у вас может быть чувство стыда за хорошую жизнь. Знаете, это что-то да значит.
Акакий (разговаривая сам с собой):Ну о чем говорить с ней сейчас, с этой девчонкой.
Дуда подходит к кровати и рассматривает обложку
раскрытой книги.
Дуда: Вы что, и стихи читаете перед сном?
Акакий вне себя от ярости.
Акакий: Девочка моя, вам случайно там, в театре, во время антракта, никто не дал обо мне какой-нибудь ложной информации? Или, может, у меня выражение лица, как у дегенерата?
Дуда: Ладно, ладно. Никакого такого выражения у вас нет.
Акакий: Вот, опять. Это разве не выражение? (Двумя руками он берет свою челюсть и крутит головой в разные стороны. Все также держит подмышкой завернутый в газету предмет) Что это? Какого черта ?
...И стихи читаю, сударыня, и поэмы, и с Анной Карениной знаком.
Дуда: Уау. Как хорошо. Это та самая проститутка, которая бросила несчастное Муму под колеса поезда?
Увидя изумленные глаза Акакия, Дуда подходит к нему,
целует в лоб и говорит.
Дуда: Шучу.
Затем начинает разглядывать картины на стенах.
Дуда: Уаааау, какая серьезная живопись!
При виде одной картины у нее перехватывает дыхание
и она бросается к Акакию.
Дуда: Это – оригинал?
Акакий: Да. Оригинал.
Дуда: А вы знаете, что это Шагал?
Акакий: Нууу, довела… Нет, не знаю. (с иронией) Не знаю, что висит у меня в собственном доме, на собственной стене ?!
Дуда: Это моя любимая картина. Чудо какое-то.
Акакий: Ничего особенного. Обычный рисунок.
Дуда : Нет, это необычный рисунок. Это прогулка над городом летающей в небесах влюбленной пары, опъяненной любовью. Она так и называется – « Полет над городом ».
Акакий: Эта пара не похожа на влюбленных.
Дуда: Это вы так думаете, что не похожа, на самом деле влюбленный мужчина увлек за собою женщину ввысь, в небеса, и они парят.
Акакий: Если он ее уволок из любви, то почему у них такие страдальческие лица ? Если они любят друг друга и парят в небесах, почему по их лицам ничего не скажешь? Должно же это чувство отражаться на их лицах ?
Дуда (разочарованная): От того, что вы пишите такие открытки своей маме, читаете стихи по ночам и в комнате у вас висит Шагал, это отражается на вашем лице ? Разве ваше лицо что-нибудь выражает? Нет. Вот, видите.
Выражение лица может ввести в заблуждение человека, если у него неискушенный взгляд. На этой картине нарисовано счастье двоих.
Но, к сожалению, вы этого не видите.
Вы любили кого-нибудь в последнее время?
Она вдруг впивается взглядом в пакет, который Акакий держит подмышкой.
Дуда: Что это? (указывая на пакет) Почему вы держите это вот так, никуда не кладете? Почему подмышкой? Что это, оружие?
Акакий: Нет.
Дуда: Наркотики?
Акакий: Нет.
Дуда: А что же?
Акакий: Вам этого не понять.
Дуда: Хорошо. Не будем о непонятном. Но погодите, почему у вас это завернуто в иллюстрацию Кандинского? Давайте, давайте, разверните.
Акакий снимает один слой газеты. Предмет все еще завернут в газету. Дуда раскрывает газету и руками расправляет ее на столе.
Дуда: Вы любите Кандинского?
Акакий: Я не понимаю Кандинского, не чувствую его.
Дуда : Почему?
Акакий: Потому что не понимаю и, наверное, никогда не пойму, почему люди рисуют то, о чем думают лишь про себя и не хотят, чтобы другие тоже поняли. Ну, что это : линии, кубики, ромбики?
Дуда: А что же вы понимаете ? Фильм «Лурджа Магданы» ?
Полуживой осел, который валяется в овраге, и несчастные дети, сироты Магданы, которые поливают его водой, не так ли? Это вы хорошо понимаете, ведь так? Кандинского – нет.
Лурджу вы хорошо понимаете еще и потому, что по ослу хорошо видно, что он осел, к тому же полуживой. Правда? Но может вы думаете, что осел синий, и потому его звать Лурджа?
Акакий: Ты зачем сюда пришла, чтобы лекцию мне читать или пива выпить ?
Дуда: А еще чего ?
Акакий: Чего еще?
Дуда: Еще, после того как я выпью пива, лягу к тебе в постель, да?
Ты, наверное, думаешь, что, если сидел со мной рядом в театре, если залил в машину бензин вперемешку с кофе, а сейчас вот хочешь раздуть меня своим пивом, то я способна сразу же прыгнуть к тебе в постель?
Акакий: Ну, что вы! После того, как вы мне бросили в лицо такое оскорбление, как я могу подумать, что такой модерновый, как вы, человек, может снизойти до меня!
Дуда: Какое оскорбление?
Акакий: Ничего не выражающее лицо… бесчувственный… невежа… не понимаю ни «Анну Каренину», ни «Лурджа Магданы»… и в искусстве у меня превратные вкусы. Но я же просто научный работник, строил лабораторию, дни напролет работал с каменщиками, валяясь в грязи и в гаже. И ты еще хочешь, чтобы я разбирался в треугольниках и квадратах Кандинского ? Или же, как я могу понять, почему Шагал нарисовал своего «Еврея» красным, а не оранжевым, и не рыжим ? Может, потому что коммунисты все выкрасили в красный цвет, даже евреев ? Или потому, что он от ярости злится, кипятится, и потому краснеет ?
Дуда: Ладно. Оставь еврея в покое. А то тебе приклеят ярлык антисемита.
А вообще-то, искусство не так уж и трудно понимать. Сейчас я тебе объясню. Все очень просто. Вот к примеру, возьмем слона.
Акакий: Слона?
Дуда: Слона. (Она берет плюшевого слона, лежащего на кровати.) Как мы можем убить слона?
Акакий: Живого?
Дуда: Живого.
Акакий: Во первых, зачем я должен убивать слона?
Дуда: Мне это уже нравится. Это показатель твоей гуманности. Но для искусства одной гуманности недостаточно.
Ты должен подключить всю свою фантазию, воображение, иллюзии и все прочее, что есть у тебя, и если тебе так уж тяжело убить обычного слона, вообрази, что слон синий, и тогда… как мы можем убить синего слона?
Акакий: Есть какая-нибудь связь между синим слоном и красным евреем?
Дуда: Это я тебе позже скажу.
Акакий: Но ведь синего слона не существует в природе ?
Дуда: Как не существует? В нашей фантазии существует все. Значит существует и синий слон. Как же его убить?
Акакий: Не знаю, и даже не представляю. Может, динамитом? Или атомной бомбой?
Дуда: Нет, синего слона надо убить из ружья, предназначенного для убийства синего слона.
Акакий: Вау!
Дуда: Не вау, а уау.
Акакий (повторяет):Уау!
Дуда: Я тебе сказала уже : подключи фантазию. А теперь скажи, как убить…? Погоди, мы же договорились, что в нашем воображении существует все. (Акакий кивает головой.) А теперь скажи, как убить… красного слона?
Акакий: Очевидно, из ружья, предназначенного для убийства красного слона.
Дуда: Нет, это уже пройденный этап. Над этим надо заново подумать.
Акакий: То есть?
Дуда: То есть, надо ему перекрыть дыхание, пока не посинеет, а затем убить его пулями, предназначенными для убийства синего слона.
Акакий: Интересно.
Дуда: А теперь скажи мне, как убить зеленого слона?
Акакий (объясняет сам себе):
Ружье - это пройденный этап, перекрыть дыхание – это пройденный этап, (громко) наверное, надо его удавить…
Дуда: Нет, нет, нет… Зеленому слону надо рассказать очень смешные истории, чуть пощекотать его, до тех пор, пока он не закатится от смеха и не покраснеет… А когда он покраснеет, мы ему перекроем дыхание так, чтобы он посинел, и потом мы уже сможем его убить пулями, предназначенными для убийства синего слона.
Акакий: Уау, вот это да. Вот где Шагалу понадобилась фантазия. Получается, тот еврей был рыжим, потом его разозлили, или же рассказали смешных историй, и он закатился и стал красным. А затем его сослали в Израиль. Ведь так? А Шагал нарисовал красного еврея, до того, как его сослали. А в Израиле, некий араб-террорист убил этого несчастного из ружья, предназначенного для убийства слона. Правильно?
Дуда: Ход мыслей у вас прогрессивный.
Акакий: Я же говорил вам, что я научный работник.
Дуда: Хорошо. А теперь скажите мне, как надо убить желтого слона?
Акакий: Эта задача уже легкая, дорогая моя. Поместим желтого слона в ледяное пространство, пока он не позеленеет от холода, потом расскажем ему смешных историй, пока не закатится и не покраснеет, затем перекроем ему дыхание, пока не посинеет, и только потом убьем из ружья, предназначенного для убийства синего слона.
Дуда: Дурачина ты, простофиля…. не угадал…
Акакий: Почему?
Дуда: Потому что желтого слона вообще нет в природе.
Акакий: Как это нет?
Дуда: Вот так вот, просто не су-щес-тве-ет.
Акакий: Подожди-ка. Красный, синий, зеленый существуют, а желтый – нет?
Дуда: Нет.
Акакий (вне себя): Но как же я должен догадаться об этом?
Дуда: Также, как догадались Кандинский, Шагал, Дали.
Акакий: Ну даааа, они же только и делали, что охотились на слонов.
Дуда: Хорошо, не переживай. Ничего страшного. Правда, фантазии у тебя не ахти сколько, но зато, в тебе есть другой шарм.
Акакий: Например какой?
Дуда: Например, ты не похож на всех. Если бы Фрейд был жив, он тебя признал бы самым сексуальным мужчиной.
Акакий: Девочка, ты прислушиваешься к этому маньаку Фрейду, который принимает все удлиненные фигуры за фаллос, а в каждой дыре видит влагалище?
Дуда: Ты сам маньяк. Ты знаешь, какой я тебе только что комплимент сделала?
Акакий: Это я маньяк?
Дуда: Если ты не маньяк, то что же тебе, шестидесятилетнему мужчине надо от девочки восемнадцатии лет?
Акакий: Вот иди и говори с ней сейчас. Во-первых, откуда ты знаешь, что мне шестьдесят. Не шестьдесят, а пятьдесят девять. Во-вторых, научный работник… В третьих… (Думает. Пауза)
Дуда: Что-же в третьих ?
Акакий: В третьих, я потомок…
Дуда: А что, я не потомок ?
Акакий: Нет, я предок…
Дуда: И я тоже и потомок, и предок, и прародитель… будущий, и так далее…
Акакий: Нет, я потомок знатной семьи.
Дуда: Это в третьих?
Акакий: Не в третьих, а если меня спросить, это первое и самое главное…
Дуда: Тем более, если ты научный работник, У тебя обязательно где-то ветвистое гениалогическое дерево есть.
Акакий: Действительно, у меня есть дерево, но нарисованное на бумаге.
Вот, смотри. Наша семья начинается с Адама и Евы.
Дуда: Уау. А я думала, что Адам и Ева были приобретением всего человечества, а, оказывается, они твои дедушка и бабушка.
Акакий: Прадедушка и прабабушка.
Дуда : И ты знаешь имена всех их детей?
Акакий: Знаю. Перечислить?
Дуда: Ну давай.
Акакий: Адам, Шейс, Ануш, Каин, Михаил, Барад, Идрис, Манушаг, Ламек, Ной, Сам, Абраам и ветвь от него – Исмаил с Напти, Хумейса, Ядим, Зеид, Эдоверд, Саад, Нэзар, Мэзер, Илиас, Медренэ, Хазим и ветвь от него (его потомок) Кэнан, а от него - Хашим, а от него – Абд аль Муталиб и его дети: Хамза, Аббас и от них династия Абсидов со своим потомством: Абдулла, Касим, Шах-Бал, принц Чанка, который переселился в Нахичевань, а затем в Грузию, в Клдекари.
А отсюда, от его детей уже начинается христианская ветвь: Саак и внук его Дона, а от него внук его Иван, и от него - внук его Гиоргий, а от него - сын его Шиош, а от него - сын его Автандил, а от него - сын его Иорам, и затем Гиоргий, Луарсаб, Иван, Эстат, Лука, Давид и Акакий, то есть я.
Дуда: Уау. Ну, и что означает все это ? Что ты хочешь этим сказать ?
Акакий: Ничего. Просто хотел произвести впечатление.
Дуда: Получилось прекрасно. Что же сказать мне? Я и имени своего продеда не помню.
Акакий: Вот в этом-то все несчастье. Сегодня люди не знают даже имени своих предков. Как жили, не знаете! А еще тут мне права качаете!
Дуда: А почему ты так уверен, что я не знаю?
Акакий: Ты же только сама сказала.
Дуда: Ну, хорошо, допустим, что я не знаю имени отца моего деда. Просто никогда не интересовалась. А узнать это было бы проще всего.
Но зато я знаю все об отце Шагала и о предках Кандинского.
Акакий: Вот, вот где мы ошибаемся.
Дуда: Но что я могу поделать, если отец моего деда был безобиднейшим человеком, который не прославил ни страну, ни самого себя ничем таким, чтобы запечатлелься в моей памяти.
Акакий: Какое имеет значение, прославил он себя, или нет, он должен остаться в твоей памяти уже фактом своего существования. Ты явилась на свет благодаря тому, что он существовал. Разве это не достойно того, чтобы ты сохранила его в своей памяти?
Дуда: Не заставь меня плакать сейчас. Ты меня так растрогал, что, наверное, отсюда я прямиком пойду на кладбище искать его могилу.
Акакий: Вот вы такие, молодые. Прочтете две-три книги, запомните одну-две картины, а потом мозги достаете. Ах, Шагал… Ах, Кандинский…
Что вам плохого сделала « Лурджа Магданы» ?
Дуда: Лично мне, ничего.
Акакий: Точно так, как ничего плохого не сделал отец твоего деда, но если бы не он, вопрос твоего рождения на этот свет был бы под сомнением.
Дуда: Необычайно интересная философия. Но я все-таки не поняла, почему ты мне навязываешь своих прадедов? Что, хочешь доказать свое превосходство?
Акакий: Нет. Не своим происхождением. Я тебе совсем другим докажу свое превосходство.
Акакий достает завернутый в газету предмет, который все это время держит подмышкой, кладет его на стол и медленно разворачивает. В конце концов появляется дохлая мышь. Дуда смотрит в изумлении.
Дуда: Что это?
Акакий: Это? Мышь.
Дуда: А причем тут мышь?
Акакий: А причем был желтый слон, экспериментальная мышь, « Лурджа Магданы » , красный еврей и искусство?
А ну-ка, подключи фантазию и теперь скажи, причем тут мышь?
Дуда: Откуда ты ее взял, эту мышь?
Акакий: Привез из Москвы.
Дуда: А как ты ее провез? Внес в декларацию?
Акакий: Не дали записать. Сказали, что это контрабанда.
Дуда: Дохлая мышь – контрабанда?
Акакий: Да, да, дорогая. Вот так же она была у меня подмышкой, уснувшая, завернутая в бумагу, а таможенники набросились, хочешь, не хочешь, раскрой.
Дуда: А ты?
Акакий: А я раскрыл. А они говорят, не пропустим, контрабанда.
Дуда: А потом, как все-таки провез?
Акакий: А вот так. Я им сказал, что это всего лишь кусок мяса. Вот, например, если я отрежу от себя кусок мяса, величиной в мышь, заверну его в газету и положу себе подмышку, вы меня пропустите через таможню?
Дуда: А они что?
Акакий: Нет, не пропустим.
Дуда: Почему?
Акакий: Сейчас подключи свою фантазию. Сказали, потому, что тебя обвинят в торговле человеческими органами.
Дуда: Да, но если это твой орган?
Акакий: Оказывается, не имеет значения. Если он твой, то должен быть на своем месте, а не подмышкой.
Дуда: А для чего тебе эта дохлая мышь? Подожди, она что, действительно дохлая? (едва касаясь мыши, брезгливо:) Почему ты ее не выбрасываешь? И ты разговаривал со мной все это время, держа подмышкой дохлую мышь? И в театре она была с тобой? фуууу...
Акакий: О, это длинная история. Твоя фантазия не способна осилить этого.
Дуда: Откуда тебе знать, может способна.
Акакий: Слы ала ты когда-нибудь об экспериментальных животных.
Дуда: Как же нет? Я даже видела одну экспериментальную крысу, которая сидела в барокамере, сенсоры ее головного мозга были подключены к двум кнопкам, а она своей мордочкой нажимала только на одну кнопку.
Акакий: Почему?
Дуда: Потому что, крыса однажды уже прикоснулась к каждой кнопке. Одна кнопка утолила ей голод. Вторая – сексуальную потребность. И после того, как крыса испытала оргазм, она предпочла эту вторую кнопку и больше от нее не отрывалась.
Акакий: А потом?
Дуда: Потом, до тех пор нажимала на эту кнопку, пока не сдохла.
Акакий: Что ее убило Секс?
Дуда: Нет, голод. Она забыла, что есть тоже надо.
Акакий: У этой несчастной, видно, не хватило фантазии.
Дуда: А что, у этой фантазии было в избытке?
Акакий: Ты не шути с ней. Это маленькое существо было моей надеждой. Она была предназначена для величайшей миссии.
Дуда: Кто? Она?
Акакий: Да. Она. Она явилась на этот свет не только для того, чтобы, подобно всем остальным мышам бегать в поисках еды и жить в отбросах, отдаваться животному сексу с единственной целью воспроизвести себе подобных, а потом накормить своих мышат до отвала, прокрадываясь то в чей-то дом, то в чей-то ресторан. Эта мышь не была обычной, банальной, тривиальной мышью. Она пришла в этот мир для того, чтобы взвалить на себя непомерный груз и спасти человечество.
Дуда: Ты что, хочешь с ума меня свести?
Акакий: Вовсе нет. Она пожертвовала своей жизнью ради моих опытов, чтобы помочь изобрести лекарство против СПИД-а. Она не была обычной мышью. Это была экспериментальная мышь. (склоняется к мыши)
Ты даже мышью не была, а слабым, немощным существом, тело которого, то билось в лихорадке после каждой инъекции, то бездыханно валялось в стеклянном капкане. Я ведь сделал все возможное, чтобы спасти тебя.
Дуда: Акакий, не пугай меня, прошу тебя.
Акакий: Я тебя пугаю? Это я пуганный. Чего тебе бояться? Ты даже не знаешь, какие страдания нам пришлось пережить после того, как мы прошли московскую таможню и какие проблемы были у меня с Организацией зеленых, существующей при этой вашей таможне, где у меня взяли подписку, подтверждающую, что я не только не убью ее и не буду издеваться над ней, так как она является живым существом, но обязуюсь до конца ее жизни ухаживать за ней, пока она не умрет естественной смертью.
Дуда: И что же, она умерла естественной смертью?
Акакий: Нет, по моей вине.
Дуда: А почему ты ее таскаешь с собой?
Акакий: Согласно бумаге, подписанной с зелеными, я не имею права выбросить эту мышь.
Дуда: Как это не имеете права?
Акакий: Вот так, просто, не имею права.
Дуда: И до каких пор будете таскать мышку подмышкой?
Акакий: Пока не сгниет.
Дуда: И когда это произойдет?
Акакий: Никогда.
Дуда: Как это никогда?
Акакий: Никогда, потому что, благодаря моим инъекциям, она так забальзамирована, что никогда не сгниет.
Даже в отчетах по экспериментальным опытам, я написал, что она уснула и скоро должна проснуться. А не то, такие штрафы нужно было платить, что за всю жизнь не смог бы расплатиться.
Дуда: А для чего ты строишь лабораторию?
Акакий: Может, смогу ее воскресить.
Дуда: Ты хочешь ее воскресить? Оживить дохлую мышь?
Акакий: А что ты удивляешься? Слышала о Франкенштнейне?
Дуда: Как не слышала, но в первый раз слышу о мыши-Франкенштнейне.
Акакий: А теперь подключи свою фантазию. Ты же сильна в этом.
Дуда: Даже моя фантазия тут бессильна. Лучше было бы срубить гроб по ее габаритам, установить в доме и хотя бы оплакать ее, тем более, что она такая заброшенная и наделенная великой миссией. Ведь достойна же она одного гроба.
Акакий: Мне это и на таможне сказали, мол, зачем таскаешь подмышкой, завернутую в газету, вместо того, чтобы перевезти ее в гробу. Оказывается, если перевозить в гробу, то это уже не контрабанда.
Дуда: Как же ты ее перевез, в конце-то концов?
Акакий: Я показал справку, что она не сдохла, а уснула. С трудом убедил.
Так мне и надо. Спасти захотел человечество! Все готовы навесить мне ярлык сумасшедшего, когда видят меня с мышкой подмышкой.
Дуда: Да, но зачем же ее все время таскать подмышкой? Что, нельзя дома оставить?
Акакий: А если она проснется? В том то и дело, Дуда, что и я уже верю.
Дуда: Во что?
Акакий: В то, что она спит и в любой момент может проснуться.
Дуда: Ты что, считаешь, что эта мышь – пролетария, или как ?
Акакий: Не знаю. Я устал. И ничего я не считаю. Неделю назад мне позвонила одна женщина, говорит: у меня двенадцать бродячих собак. Помоги. Помог. Через два дня еще раз звонит. Еще раз помог. И вчера позвонила, говорит, до сих пор я их хлебом кормила, а сейчас собакам нужны витамины и мясо. Не выдержал я и бросил трубку.
Дуда: Почему?
Акакий: И у меня ведь есть свои проблемы. Вот, хотя бы судьбу этой мыши мне надо разрешить.
Дуда: Ну, конечно же. (с иронией) А тебе еще не звонили с фермы, занимающейся разведением верблюдов.
Акакий: Нет. А что, и такая существует?
Дуда: Пока нет, но скоро будет. Я собираюсь создать ферму из нескольких верблюдов и ассоциацию верблюдов. Я же сказала, все зависит от фантазии. Главное, чтобы деньги были. И тебя возьму членом этого ассоциации.
Акакий: Верблюдом?
Дуда: Нет, фермером. А до того, наверное, ты откроешь мышиную ферму.
Акакий: Смеешься?
Дуда: Нет, но если эта мышь оживет, то ведь она создаст семью и начнет размножаться. Может, все-таки, предпочтешь верблюдов? Ты думаешь, верблюд – плохое животное?
Акакий: Спасибо большое за такое уважение.
Дуда: Какое еще уважение? Если мышь, тем более дохлая или спящая, является настолько значительным субъектом в твоей жизни, я уверена, и живой верблюд тебе понравится. Притом, как хорошо звучит: ассоциация верблюдов. Чем она отличается от ассоциации людей? Верблюд - животное умное. Ест, ест и складывает в горбу все, что ест. А потом, хоть свет перевернись, его ничего не волнует. У него в горбу свой запас есть.
Акакий: Ты так говоришь, что у меня создается впечатление, что я нахожусь на заседание.
Дуда: Ладно, тагда я прочту тебе свои стихи.
(читает с выражением и с сарказмом)
Я вне себя. Песчаная буря чуть не унесла меня с собою.
Едва не обезумел я.
Что ж тогда произошло? Почему сбежал ты ?
Почему простыл?
Как смел сказать, что мышь дороже тебе ?
И я едва не бросила тебя.
Словно луна свалилась мне на голову.
Как же ты позабыл, как меня за руку водил,
еще совсем недавно, повсюду и всегда,
вплоть до того момента, как вырос я, поднявшись до самых звезд,
вновь и вновь оплакивая тебя.
Так зачем же ты скрыл, что не любил меня ?
Зачем заставила плакать, открыв мне свои страдания ?
Я виноват ? А если нет, так зачем ты предал ?
И если знал, что не любил, зачем меня ты унизил и забыл ?
Не стоит сейчас оправдываться
И не пытайся слезы при мне проливать
Ах, если бы я могла забраться в твою отмороженную душу,
Чтобы, как маргаритку, взрастить и взлелеять тебя.
Акакий (после паузы): Дуда, можно тебя поцеловать ?
Дуда : Только в пупок.
Акакий: Да, но там у тебя серьга.
Дуда : А куда ты хочешь поцеловать ?
Акакий : В плечо, в мочку уха, или же над коленом.
Дуда : Что-то не нравится мне такая конкретизация. Ты, случайно, не какой-нибудь извращенец ?
Акакий : Если не считать того, что таскаю с собой мышь, думаю, нет.
Дуда : Твоя мышь – мессиа. Она - спасительница человечества. Как можно назвать это извращением ?
Акакий : Дуда, послушай меня, моя хорошая. Эта мышь действительно не простая мышь. И не думай, что это ненужный кусок мяса. Эта мышь имеет великое предназначение. Думаешь, я действительно боюсь тех контрактов, которые не дают мне права выбросить ее ? Нет. Просто, я не мо-гу ее выбросить. Так как на сегодняшний день во всем мире у меня нет ничего дороже и значительнее. Все потеряло цену и словно все ценности сосредоточились в этой мыши. Она ни разу ни звука не издала, ни писка, она несла в себе этот долг перед человечеством. Как будто чувствовала, ты знаешь, будто чувствовала, что служит чему-то очень важному и жертвует собою ради этого. В этой мыши шел процесс спасения человечества. А сейчас процесс приостановился…И такое ощущение у меня, что и я прекратил существование. Или моя жизнь прекратила существование вместе с ней. Не моя собственная жизнь, не то пространство времени, которое мне предназначено, а жизнь вот в этой мыши. Поняла ? Будто миссия спасения человечества, которая была на меня возложена, заключена была в этой мыши. Будто и я тоже, со всей своей одеждой-обувью-деньгами-и-всей-прочей-ерундой был в этой мыши. И сейчас, когда процесс моего сосуществования с этой мышью остановился, у меня осталось впечатление, что развитие человечества потеряло всякий смысл, равно как и мое существование.
Дуда : Да, но неужели для спасения человечества в природе не существует другой мыши?
Акакий : Нет, дорогая. Также, как и не существует желтого слона.
Дуда : Да, но если подключим фантазию и скажем, что желтый слон существует ?
Акакий : Если в природе будет существовать желтый слон, тогда зачем нужна мышь ?
Дуда : Выходит, незачем. Будет существовать желтый слон, а мышь нет. И эту проблему мы разрешим одним взмахом руки.
Дуда берет мышь за хвост и швыряет ее из открытого окна на улицу. Слышен шум : будто бомба взрывается, рушатся дома, сыпятся стекла. Дуда и Акакий бросаются друг к другу, как бы желая спрятаться и защититься. Они обнимают друг друга, обвиваются, и страстно целуются. Затем, когда все стихает, они начинают смеяться. Сначала тихо, затем громче, и все заканчивается истеричным смехом. Наконец, они успокаиваются. Воцаряется тишина. В дверь звонят. Акакий и Дуда с удивлением переглядываются.
Дуда : Ты ждешь кого ?
Акакий : Нет
Дуда : А кто же это может быть, в полночь ?
Акакий : После того шума, скорее революции, которую мы устроили, не будет ничего удивительного, если к нам ввалится полк военных.
Дуда : Открой, чего боишься.
Акакий : Ничего, чего я должен бояться ? Открою. Но ведь существует величайшее открытие двадцатого века – телефон. Ведь можно заранее позвонить, договориться, а потом прийти. Что за кошмар, являться к человеку без предупреждений, да еще в полночь!
Еще раз звонят.
Акакий : Вот, еще!
Он идет открывать. В комнату, без всяких церемоний, входит взволнованная женщина. Перепуганная, она без приглашения садится на стул, разглядывая все вокруг.
Женщина : Боже, что это было, а ? Что за ужас ?
Акакий : Кто вы, мадам ? И что желаете ?
Женщина : Сначала дай попить воды и дух перевести.
Акакий : А вы не хотите, случайно, есть ?
Женщина : Было бы неплохо. Знали бы вы, сколько дней я ничего не ела.
Акакий приносит воды. Женщина залпом опустошает стакан.
Женщина : Будьте добры, еще один.
Акакий : Нет, нельзя, ничего я вам больше не дам, пока не объясните, кто вы, и что хотите.
Женщина : Акакий ! Что с тобой ? Ты же никогда не был агрессивным со мной ?!
Дуда : Объясните, что здесь происходит ?
Женщина (Дуде): А ты молчи, душенька, не вмешивайся в разговоры старших.
Дуда : Уау !
Женщина : Вау - я не понимаю. Я не учила иностранных языков. Вообщем, это все его вина, что я не научилась. Только одно на уме : лекарство и идеи, идеи и лекарство. Вот, на что похожи мои вены (вытягивает свои руки, показывая вены) и моя задница. (встает и хочет поднять платье, но Акакий окриком останавливает ее)
Акакий : Нет, не нужно этого показывать. Боже, в чем я провинился, что все чокнутые липнут ко мне ?
Женщина : Это я к вам липну, или вы ко мне прилипли ?
Акакий : Что ?
Женщина : Не узнаешь меня ?
Акакий : Нет !
Женщина : Принеси мне воды и сигареты. Поесть вы мне не даете и… а это что ?
Она бросает взгляд на недопитую бутылку пива Дуды.
Акакий в тот момент выходит на кухню.
Дуда : Пиво.
Женщина : Степка Разин ?
Дуда : Нет, Айнекен.
Женщина : В Москве, он (указывает в сторону, куда вышел Акакий) все время Степку Разина пил.
Дуда : Вы друг друга из Москвы знаете ?
Женщина : Да.
Дуда : Уау !
Женщина : Что это за уау ?
Дуда : Это означает клево.
Акакий возвращается.
Акакий : Вот вода, сигареты и прошлогодние орешки. Больше у меня ничего нет.
Женщина : Уау ! Какие крепкие орешки ! Сколько времени я их не ела.
Акакий : Да, но где вы были ?
Достарыңызбен бөлісу: |