Четвертая Внешняя политика Ирана



бет1/9
Дата23.02.2016
өлшемі0.71 Mb.
#8320
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Часть четвертая

Внешняя политика Ирана

Раздел I

Краткая история внешней политики Ирана
от образования сафавидского государства
до победы Исламской революции


Внешняя политика каждой страны по своим масштабам соответ-ствует истории того или иного народа. Говоря о внешнеполитических отношениях Ирана, надо иметь в виду историю образования государства на этой земле и определения его границ. Несомненно, с давних времен и до сего дня в формировании дипломатии Ирана принимались во внимание различные географические, политические и экономические фак­торы. Размышление над историей Ирана и ее изучение приводят к выводу, что прежние правители иногда сознательно и намеренно играли большую роль в формировании внешней политики страны, а иногда под воздействием объективных исторических условий становились перед выбором особой дипломатической линии в отношениях с другими государствами. История внешней политики Ирана не столь продолжительна с точки зрения исторической давности иранской земли — она начинается со времени образования государства Сафавидов и продолжается до победы Исламской революции в Иране. Причина выбора периода правления Сафавидов в качестве отправного момента заключается в значительной роли этого государства в восстановлении национального единства в Иране и установлении шахами данной династии реальных политических отношений, что особенно касается шаха ‘Аббаса, который заложил фундамент отношений с европейскими стра­нами. Выбор завершающего периода истории внешней политики Ирана кроется в значении Исламской революции, величии этого события и его влиянии на внешнюю политику Ирана, которая сама по себе требует отдельного изучения.

Прежде всего целесообразно поставить несколько вопросов:

1. На какие периоды можно разделить внешнюю политику Ирана на протяжении этого времени?

2. В чем заключается отличие каждого периода от предыдущего?

3. Определялись ли рамки и суть внешней политики Ирана для каж­дого периода правителями и государственными деятелями или же они были навязаны другими лицами?

4. Какого уровня достигла внешняя политика Ирана на каждом отрезке времени? Каково мнение политиков Ирана о предыдущей политике и ее уроках?


Историческое прошлое внешней политики Ирана

Историю политических отношений Ирана с внешним миром мож­но разделить на два периода:

1) доисламский период;

2) период ислама.

До установления ислама иранцы находились в тесных контактах с соседними государствами, совершая временами путешествия в эти страны. В период правления династии Ахеменидов внешняя политика Ирана состояла из дипломатических отношений между иранцами и греками, во времена Аршакидской и Сасанидской династий в большей степени была направлена на регулирование отношений между Ираном и императорами Рима.

С распространением ислама из Аравии у внешних границ Ирана после хиджры пророка Мухаммеда (Да будет мир с ним!) и принятия этой религии иранцами во время правления умаййадских наместников Иран стал частью халифата. После падения Умаййадов и установления династии ‘Аббасидов с начала III в. и далее в Иране в первое время господствовала прослойка знати местных государств, а затем власть перешла в руки вождей кочевых тюркских племен. Хотя в то время связь иранцев с расположившимися в Багдаде преемниками ‘Аббасидов никогда полностью не разрывалась, в действительности внешняя политика не имела значения как такового при их господстве 1.

Начало крестовых войн между христианами и мусульманами, а также осведомленность Запада о могуществе и силе мусульман укрепили их уверенность в том, что для борьбы с мусульманами на Востоке они должны быть сплоченными. В результате были установлены связи между посланниками папы Иннокентия IV и других европейских представителей с некоторыми предводителями монгольских племен. Монгольские отряды, созданные с целью нападения на исламский Восток и завоевания Багдада как центра исламского мира, в 1242 г. от Р. Х. были хорошими союзниками для жителей Запада в борьбе с мусульманами. Конечно, целесообразно упомянуть, что первые переговоры между представителями двух сторон из-за принятия исламской веры некоторыми монгольскими правителями не принесли особых результатов и союз между европейцами и монголами не состоялся 2.


Политические отношения Ирана
с зарубежными государствами
со времени образования государства Сафавидов
до конца XVIII в. (908—1215 л. х./1502—1800 гг.)

Течение времени заново потребовало сотрудничества европейцев с Ираном. Это стало следствием двух событий: во-первых, распространение власти ‘усманских (османских) турок и возникновение угрозы для традиционных торговых путей с Запада на Восток; во-вторых, при­ход к власти суфиев Сафавидов 3 и усилия этой династии по рас­пространению шиизма и установлению его официального статуса в Иране. Это объясняется тем, что ‘Усманская (Османская) империя довольно быстро расширила свои границы и превратилась в одну из сильнейших держав XV—XVI вв. Завоевав Константинополь под руководством Мехмета II, известного под прозвищем «Завоеватель», ‘Усманская империя достигла высшей точки своего расцвета, который пришелся на 857 л. х./1453 г., когда Мехметом был завоеван Константинополь и империя расширила свое влияние за пределы государства. Для европейцев такая ситуация представляла серь­езную опасность. Прибавление звания халифа к именам ‘усманских сул­танов усилило могущество ‘Усманской империи и сделало ее представителем всего исламского мира.

Завоевания ‘Усманской империи не только вогнали европейцев в страх, но и лишили их господства на путях традиционной торговли Ев­ропы с Востоком. В частности, западные купцы потеряли один из основных источников своего дохода — торговлю шелком. Важным моментом является то, что это обстоятельство, т. е. перекрытие путей традиционной торговли шелком, еще больше усилило стремление европейской буржуазии к завоеванию восточных рынков любыми средствами. Одним из важнейших путей для борьбы с этой опасностью стало проведение морских путешествий европейскими мореплавателями и первооткрывателями. Среди них представляют важность путешествия Васко да Гамы и его обход вокруг мыса Доброй Надежды в Африке.

В этот период первый сафавидский шах ‘Исма‘ил при поддержке таб­ризских суфиев-«кызылбашей» 4 в 907 л. х./1502 г. захватил столицу туркменов Ак-Коюнлу и основал новую иранскую династию — династию Сафавидов. Заняв Табриз, ‘Исма‘ил объявил себя шахом Ирана, а шиизм — государственной религией. Это крайне важное событие действительно послужило серьезным толчком к созданию ‘Исма‘илом единого национального государства. Самыми очевидными проблемами, с которыми столкнулись лицом к лицу государственные деятели Сафавидской династии после образования государства, были столкновения с ‘усманскими султанами. Сафавиды намерены были создать независимое шиитское государство в качестве маленького островка в сердце необъятного океана суннизма, однако объективные исторические условия вынудили Иран и Европу объединиться для борьбы с общим врагом — ‘усманами. Именно в это время, в годы образования Сафавидского государства, португальские колонизаторы под командой Альфонсо д’Альбукерке вторглись в Персидский залив. У колонизаторов были экономические мотивы. Воспользовавшись тяжелым внутриполитическим положением Ирана и бессилием ‘Исма‘ил-шаха в борьбе с ‘усманскими турками и пообещав ему помощь в борьбе с ними, португальцы смогли занять привилегированное экономическое положение в Персидском заливе, например выстроить первоклассную крепость и основать торговую факторию в Бушахре (Бушере) 5.

Союз Ирана с португальцами не дал иранцам никаких результатов. Это объясняется тем, что португальцы не сдержали свое слово в отношении оказания помощи в упрочении власти ‘Исма‘ила внутри страны и в защите от неоднократных агрессивных вторжений ‘усманской армии. Поражение иранцев в продолжительных войнах с ‘Усманской империей, в частности битва на Чалдыранской равнине, внутренние междоусобицы сафавидских правителей после смерти ‘Исма‘ила и многие другие факторы не только создали благоприятные условия для ослабления этого шиитского государства, но и привели к разделению Ирана на отдельные части, что продолжалось до прихода к власти шаха ‘Аббаса I, вошедшего в историю под именем шах ‘Аббас Великий.

В первые годы своего царствования шах ‘Аббас не только столкнулся с проблемами восстановления былого объединенного государства и возвращения отделившихся областей, но и всячески поощрял развитие внешней торговли с европейцами, которых в то время Персидский залив интересовал с точки зрения стратегически важного торгового центра. В качестве примера в 1600 г. от Р. Х. в целях развития торговых связей с Востоком была создана английская Ост-Индская компания, и через два года, в 1602 г. от Р. Х., под таким же названием сначала в Голландии, а затем и во Франции были созданы другие компании. Очевидно, основной задачей шаха ‘Аббаса во внешней политике того времени было использование конкуренции, существующей меж­ду этими компаниями, в пользу Ирана.

Началом подлинных исторических отношений Ирана с Западом можно считать время правления шаха ‘Аббаса Великого в Иране. Придя к власти, он стал проводить новую военную реформу для усиления боевой мощи армии в борьбе с ‘усманами с целью отвоевания земель, отделенных от государства, а также принял меры для развития отношений с Западом. Эти реформы начались с приезда братьев сэра Энтони и Роберта Ширли в Иран, а затем и направления их вместе с Хусайн-‘Али-беком в европейские дворы. Шах ‘Аббас, намереваясь обеспечить свое господство не только на суше, но и в Персидском заливе, изгнал португальцев с перевалочного пункта морского торгового пути. Трезво оценивая ситуацию и понимая, что не сможет справиться с этим делом в одиночку, он вынужден был обратиться за поддержкой к англичанам. Поэтому и оказался возможным союз между шахом ‘Аббасом и англичанами в борьбе против португальцев. На самом деле, английская Ост-Индская компания с целью обеспечения своего господства в Персидском заливе заняла место португальцев. Под предлогом помощи она добилась от шаха ‘Аббаса I ряда привилегий. Англичанам было разрешено основать представительство в Бандар-‘Аббасе и торговую факторию в Джаске. Они получили право вво­зить свои товары в Иран без уплаты пошлин, право на получение половины доли с доходов таможни Ормуза, а также монополию на закупку иранского шелка и ввоз в Иран мануфактуры 6.

Кроме британцев на основе договора, который был подписан между Ираном и голландской Ост-Индской компанией в 1302 л. х./1623 г., торговыми привилегиями и льготами в Иране пользовались также и голландцы. Они, в частности, были освобождены от уплаты таможенных пошлин. Приблизительно через полтора века, в 1075 л. х./1664 г., во времена правления шаха ‘Аббаса II, Иран посетили представители французской Ост-Индской компании и на основе договора получили схожие широкие права и привилегии. Французские купцы полностью освобождались от таможенного контроля, уплаты всяких пошлин и налогов. Эти привилегии были предоставлены шахом ‘Аббасом II с целью привлечения французских купцов в качестве третьей силы в противовес пре­тензиям английских и голландских монополий. Однако заключение этих договоров и предоставление французам привилегий не привели к росту оборота торговли Ирана с Францией 7. Таким образом, в конце XVII и начале XVIII в. английская Ост-Индская компания была почти единственной силой, присутствовавшей в Персидском заливе.

После смерти шаха ‘Аббаса I из-за многочисленных афганских восстаний против сафавидских правителей в начале XVII в. и захвата ими Исфахана — столицы сафавидского государства в 1135 л. х./1722 г. разложение сафавидского государства достигло своей высшей точки. Распад династии Сафавидов в Иране совпал с тем временем, когда северный сосед Ирана — Россия, пытаясь закрепиться на Балтийском побережье и в Черном море, намеревалась также продвинуться на юг и получить выход в теплые воды Персидского залива. Принимая во внимание внутреннее расстройство сафавидского государства из-за многочисленных нападений афганцев и тот факт, что обосновавшиеся в Исфахане афганские правители игнорировали положение в других частях страны, Петр Великий нацелился на отделение от Ирана северных и северо-западных областей с помощью военных и дипломатических рычагов. Такая политика, естественно, вызвала возмущение ‘усманских правителей, и в конце-концов при активном посредничестве французского государства два соперника в Иране — Россия и Турция — на основе Стамбульского договора 1366 л. х./1724 г. разделили между собой северные, северо-западные и западные области Ирана 8.

Отделение значительных территорий от Ирана соседними странами, бессилие афганцев в управлении страной и рост междоусобиц между ними стали началом упадка в истории Ирана. Эти обстоятельства привели к разочарованию торговых компаний в продолжении торго­вых отношений с Ираном, и большинство из них переместили свои торговые фактории с южного побережья Ирана в другие точки Персидского залива. Приход к власти Надира, предводителя племен афшар, и его потенциальная сила заложили фундамент для нового подъема страны. На протяжении всей своей политической жизни, до и после коронации на совете феодальной знати, он имел высокие помыслы и хотел, используя военные и дипломатические рычаги, восстановить суверенитет Ирана над всеми территориями, отошедшими от страны в результате падения Сафавидов. Надир-шах в войне с ‘усманским государством смог отвоевать те обширные территории Ирана, которые были оккупированы этой империей. А затем, по мере усиления разногласий между Россией и Турцией и войны между ними, он вынудил их вывести свои войска из остальных оккупированных областей Ирана. После возвращения Ирану всех территорий, потерянных во времена шаха ‘Аббаса на севере, северо-западе и западе, Надир-шах Афшар предпринял поход на Кандагар с целью покорения афганцев. Заняв несколько городов в Афганистане, он двинулся на Индию. Причинами, побудившими его предпринять этот поход, были не оккупация земель, а пополнение своей опустевшей казны. Поэтому после завоевания Индии и овладения ее несметными сокровищами он снова воз­вратился в Иран. Последним походом, предпринятым Надиром после знаменитого похода в Индию, стало его выступление со своей армией в области Туркестана, которые также были поставлены в вассальную зависимость от Надира. Надир-шах помимо успешных завоеваний за пределами страны также пытался установить спокойствие и безопасность внутри государства, что послужило важным обстоятельством для возрождения деятельности иностранных торговых компаний и расцвета внешней торговли Ирана 9.

Попытки установления Надир-шахом централизованного правления в Иране на протяжении своего царствования вызывали недовольство среди иранских феодалов. После убийства Надир-шаха начался распад его государства, и единый иранский народ снова вошел в пе­риод смуты. Хаос в иранском обществе после смерти Надир-шаха, а именно усиление борьбы за власть со стороны претендентов на престол, неподчинение центральному государству и междоусобные войны во всех частях Ирана, заложил основы для образования отдельных независимых государств. Так, после смерти Надира афшары на востоке и северо-востоке, каджары на севере и занды на юге образовали свои отдельные государства и были намерены распространить свое господство по всему Ирану. Результатом возобновившихся кровавых войн между тремя племенами стали нестабильность в обществе и упадок иностранной торговли. Короткая передышка на время мирного правления Карим-хана из племени зандов в 1171—1193 л. х./1757—1779 гг. благотворно сказалась на экономическом состоянии страны. Для развития внешней торговли вновь были привлечены иностранные компании, особенно английские. Но после смерти Карим-хана Иран опять становится ареной феодальных войн в борьбе за власть. Именно по этой причине боль­шинство иностранных торговых компаний, кроме английской Ост-Инд­ской, покинули Иран 10. В конце концов схватка за власть между тремя племенами закончилась победой Каджаров и основанием династии Каджаров Ака-Мухаммад-ханом в 1210 л. х./1745 г.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет