Исследование до времен правления Алек­сандра 1, но в действительности подробное освещение событий заканчивается на первых годах прав­ления Екатерины II



бет1/46
Дата13.06.2016
өлшемі6.67 Mb.
#132607
түріИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
fittitMHtiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiHiiiiitiiiiiiiiiiiimimniiiiiiiinniiiitiiinnitiiiiii^UiTirtj niiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiKiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiin




p

p

Ш p

1

p
ПА СЛОВЦОВ

|IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIlllBlltlllllllllllllllllll»lllllllllllflllllllll

ББК 63.3(2)44-46 С48

Вступительная статья, подготовка текста В.А. Зернова



Словцов П.А.

С48 История Сибири. От Ермака до Екатерины II / П.А. Словцов. — М.: Вече, 2006. — 5 1 2 с . : ил. — (Великая Россия).

ISBN 5-9533-1139-7

Уникальный труд замечательного мыслителя Петра Андреевича Словцова (1767—1843) «Истори­ческое обозрение Сибири» по праву называют «энциклопедией сибирской жизни». Словцов всесто­ронне показал рачительное обживание Сибири россиянами на протяжении двух с лишним столетий после похода дружины Ермака. Ученый планировал довести исследование до времен правления Алек­сандра 1, но в действительности подробное освещение событий заканчивается на первых годах прав­ления Екатерины II (некоторые примечания, правда, касаются 1830-х и начала 1840-х гг.).

Мудрый Словцов у Сибири один — так распорядилась сама История, — недаром его называют «сибирским Карамзиным». Однако до самого последнего времени имя П.А. Словцова оставалось со­временному читателю практически не известным. Настоящее издание публикуется под названием «История Сибири. От Ермака до Екатерины II».

ББК 63.3(2)44-46

ISBN 5-9533-1139-7 © Зернов В.А., вступительная статья, подготовка текста, 2006

© ООО «Издательский дом «Вече», 2006

Опальный историк,

или путь к радуге

1.

Главная книга замечательного си­бирского мыслителя Петра Андреевича Словцова (1767—1843) «Историческое обозрение Сибири» написана в первой половине XIX века. Возникает вполне естественный вопрос: а не устарела ли она в наше время — в начале XXI века? Ведь со времени создания книги про­шло более полутора столетий. Ответ на такой вопрос однозначен: нет, не уста­рела. Напротив, актуальность «Истори­ческого обозрения Сибири» в осмысле­нии и понимании сибирской жизни со временем, несомненно, будет возрас­тать, потому что книга эта особенная. В ней мудрому и проницательному Словцову неким загадочным образом удалось как бы сконцентрировать мощ­ную животворную энергию суровой и горячо любимой им Сибирской земли, удалось ярко передать во времени сам дух могучей Сибири! А произведения такого рода обладают счастливым свой­ством не стареть, они сохраняют сквозь время неувядаемую юную свежесть, как сохран яют ее не ко торые, скажем, си­бирские песни. Более того, Словцов с его трепетной озабоченностью судьбой п ри ро ды, с о бо стр ен но й нравств енно с-тью оказался в начале XXI века на стрежне самых больных и острых про­блем современности, современной ис­тории. Однако Словцов есть явление отнюдь не локального сибирского ха­рактера и не только сибирской истори­ографии. Имя Словцова принадлежит также и поэзии, литературе в целом, принадлежит общерусской культуре. Но по стечению ряда обстоятельств это имя

современному русскому читателю прак­тически неизвестно.

Когда Словцову едва исполнилось двадцать пять лет, с его стихами позна­комился Гаврила Романович Державин, он даже пригласил молодого поэта-си­биряка к себе домой, говорил с ним о Сибири, жизнью в которой весьма инте­ресовался — Державин не раз обращал­ся к реалиям Сибири в стихах, косвен­но сибирские мотивы присутствуют в его малоизвестной опере «Рудокопы». Напомню также, что именно Державин сочинил, например,надписи к памят­нику Г. И. Шелихову, установленному в Иркутске в 1800 году. Там есть такие гордые державинские слова: «Колумб здесь росский погребен... ». В Сибири у Державина было немало горячих почи­тателей.

Конечно, Словцов трепетал и перед встречей, и во время встречи с действи­тельно державным поэтом. Гаврила Ро­манович тепло встретил молодого сиби­ряка в столице, долго расспрашивал его об особенностях жизни в зауральской части России. Во время встречи Слов-цов прочитал написанное еще в Тоболь­ске стихотворение «К Сибири», а также свое недавнее нашумевшее стихотворе­ние «Китаец в Петербург е». Державин, отметив несомненные достоинства сти­хов Сло вцо ва, все-та ки его главные бу­дущие успехи связывал не с поэзией, а с деятельностью на государственном по­прище, с государственными делами. Разговор с патриархом русской поэзии, с государственником Державиным, с поэтом, который «истину царям с улыб­кой говорил», не мог не сказаться на дальнейшей судьбе Словцова — он стал

П.А.Словцов

уделять стихам внимания все меньше и меньше (хотя поэтическое восприятие действительности сохранил на всю жизнь), а его резко выраженный госу­дарственный склад мышления в наи­большей степени воплотился через мно­гие годы в его замечательном труде «Ис­торическое обозрение Сибири».

О Словцове знали, принимали так или иначе участие в его судьбе Екатери­на II, Павел I, Александр I, Николай I...

П. А. Словцов входил в жизнь, рабо­тал в то время, когда шло интенсивное формировани е перв ых слоев собствен -ной сибирской интеллигенции. Фигура Словцова возникла не на пустом месте, в своем времени он вовсе не выглядит одиноким в своеобразном культурном пространстве огромной Сибири — за ним стоит вполне определенная среда, в которой он сформировался, вопреки многи м внешним обст оятельствам, как сложная крупная творческая личность . Среди его наиболее талантливых пред-шес твенни ков в Сибири можно назвать , например, имя С. У. Ремезова (1642 — после 1720) — выходца из служилых лю­дей Тобольска, первого сибирского ис­торика, картографа, архитектора, авто­ра «Истории сибирской» (Ремезовская летопись). На Алтае пытался реализо­вать свои передовые для своего времени технические идеи Ив. Ив. Ползунов (1728—1766) — талантливый теплотех­ник, предложивший "первый в мире про­ект пароатмосферной машины непре­рывного действия.

Уже в XVIII веке (и раньше) русские пар усники бороздил и дальнев ост очные моря, заходили в Америку. Велось изу­чение дальневосточных побережий. В экспедициях участв овали, вносили свой вклад в исследования загадочных

пространств и сибиряки, среди которых были и талантливые ученики С. У. Реме-зова.

При жизни Словцова заявил о себе как об историке и талантливом писате­ле уроженец Иркутска Н. А. Полевой (1796—1846) — одна из наиболее ярких фигур в культурной жизни России пер­вой половины XIX века (Полевой явля­ется автором известной повести «Соха­тый», находящейся у истоков сибирской прозы). Н. А. Полевой создал своеобраз­ный научный труд «История русского народа», основал и был редактором жур­нала «Московский телеграф», в котором печатались произведения А. С. Пушки­на, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынско­го, на страницах журнала нередко печа­тались материалы о Сибири, публикова­лись в журнале также и обстоятельные очерково-публицистические произве­дения П. А. Словцова.

В начале XIX века лучшей для своего времени в Сибири Тобольской гимназией руководил даровитый педагог И. П. Мен­делеев (1783—1847) — отец гени альн ого русского химика Д. И. Менделеева. Сре­ди сибиряков — современников Словцо-ва нельзя не назвать поэта П. П. Ершова (1815—1869)— создателя бессмертной сказки «Конек-Горбунок». После учебы в Петербургском университете П. П. Ер­шов, будучи уже знаменитым сказочни­ком, обласканный Пушкиным и други­ми поэтами, продолжительное время руководил Тобольской гимназией — как раз в те годы, когда П. А. Словцов рабо­тал в Тобольске над «Историческим обозрением Сибири».

Формированию сибирской интелли­генции в заметной степени способство­вало и возникновение книгопечатания в Сибири. Произошло это опять же в То-



больске —там купцами Корнильевыми была построена первая в Сибири ти­пография, в 1789—1791 годах выходил первый сибирский журнал «Иртыш, прев ращаю щийся в Ипокрен у», а в 1793— 1794 годах издавался журнал с ви­тиевато-пространным названием «Библиотека ученая, экономическая, нравоу­чительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателя». Постепенно в крае возникали культурные центры. На фоне общей от­сталости Сибири по сравнению с Центральной Россией в ней всегда было немало людей прогрессивно мыслящих, деятельных, пытливых, неравнодушных к судьбе сурового и богатого природными ресурсами края.

Хорошо известно, что, при всей пестроте и противоречивости в заселении Сибири, россияне с самого начала прилагали колоссальные усилия к изучению, постиж ению ее заг адочн о-таинственной сущности , чтобы она по прав у ст ала органической частью России, но все-таки с весьма своеобразными особенностями в культуре, традициях, дыхании жизни. И всегда сибиряками двигала высокая вера в то, что сибирская земл я станет с о в ре мен ем , п о сл ов а м Словцова, «теплее, благосклоннее». В постижение своеобразия края большой вклад внес Петр Словцов своим «Историческим обозрением Сибири». Нужно сказать, что книга выходила в трудных условиях, печаталась она в Петербурге, а Словцов жил в Тобольске. И если, например, Владимир Даль провел лично 14 (!) корректур своего знаменитого «Толкового словаря», и то в нем изредка встречаются опечатки, то Словцов не имел возможности держать и одной корректуры своего историчес-

кого труда!.. После выхода труда судьба его складывалась тоже неудачно. Скажем, и после издания «Обозрения» в 1886 году сразу двумя книгами оно ос­тавалось известным лишь узкому кругу читателей, уникальное издание нахо­дило своего читателя до обидного медленно.

Выразителен следующий пример. В 1890 году на остров Сахалин совершил поездку А. П. Чехов. Перед отправлением в нелегкую дорогу через Сибирь он выписал много литературы об азиатской ч асти России . В частн ости , пи сател ь оз­накомился с «Сибирской историей» И. Фишера, с книгами Г. Н. Потанина, Н. М.Ядринцева, С. В. Максимова. Однако о существовании «Исторического обозрения Сибири» Словцова Чехов не знал, имени историка он нигде не упо­минает. Хотя как раз на страницах «Обозрения» писатель нашел бы сверхценные сведения и оригинальные мысли о Сибири и сибиряках.

Не был знаком с «Обозрением» и вообще с творчеством Словцова В. И. Ленин, не оставил о нем одобрительного отзыва. Это, разумеется, не могло не сказаться на отношении к изданию произведений Словцова после 1917 года. А такое знакомство вполне могло произойти весною 1897 года, когда Владимир Ильич в Красноярске ожидал открытия навигации по Енисею, чтобы на пароходе проследовать по реке в Шушенское. Во время вынужденной остановки он почти два месяца регулярно занимался в знаменитой библиотеке известного сибирского издателя и библиофила Геннадия Васильевича Юдина.

Названная сокровищница книг заслуживает того, чтобы о ее печальной судьбе было здесь сказано хотя бы не-

П.А.Словцов

сколько слов, поскольку библиотека имела богатые запасы литературы для изучения истории Сибири, то есть име­ет прямое отн ошен ие к мн огострадаль-ной истории Сибири. По книгозапасу юдинская библиотека была второй пос­ле би бли оте ки Томс кого унив ерсит ета, но по некоторым параметрам превосхо­дила ее, она содержала в себе по истории России, особенно по истории Сибири, уникальный запас книг, среди которых было немало изданий редчайших! До февраля 1907 г ода юдинск ая библи оте­ка находилась в Красноярске, а потом (вслед за русской Аляской!) стала соб­ственностью Америки — книги из Крас­ноярска перекочевали под своды пре­красной Библиотеки Конгресса в Ва­шингтоне. Нужно сказать, что Юдин прилагал большие усилия, чтобы его библиотека, имевшая книгозапас около 80 тыс. томов, осталась в России, при­чем чтобы она сохранялась в своем це­лостном, нерасчлененном виде. Однако российский император Николай II на соответствующем прошении директора Публичной библиотеки в Петербурге Н. К. Шильдера о выделении денег для приобретения замечательного сибирс­кого собрания книг наложил следую-

щую резолюцию: «Из-за недостатка средств— отказать!» У Америки же средства нашлись, причем их потребо­валось столь смехотворно мало, что ди­ректор Библиотеки Конгресса Герберт Пэтнам в 1907 году докладывал конгрес­сменам о бесценном сибирском приоб­ретении «как о даре» красноярс кого со­бирателя книг. Ныне юдинский «дар» представляет собой самое крупное за рубежом собрание книг по истории Рос­сии. Таковы масштабы невосполнимой утраты. Для сибиряков же переброска



библиотеки за океан оказалась, пожа­луй, самой большой духовной потерей за всю историю Сибири.

Ленин (в то время Ульянов) почти ежедневно работал тогда в юдинской со­кровищнице книг над своим трудом «Развитие капитализма в России», и то, что он не ознакомился с «Историческим обозрением Сибири» Словцова, скорее всего, следует считать чистой случайно­стью — ведь человек он был дотошный, в изучении вопросов отличался скр упу-лезностью. Но вот велика ли надежда, чт о п осл е в оз м ожн ог о зна к ом ст в а он оставил бы одобрительный отзыв о на­шем сибирском историке-христианине Словцове и его произведениях, на этот счет имеется большое сомнение.

После 1917 года П. А. Словцов среди отечественных теоретиков устойчиво числился по разряду «буржуазного исто­рика». Необходимо также иметь в виду, что в отечественной исторической науке после Октябрьской революции прочно утвердился тезис, согласно которому подлинная история Сибири начинается только после 1917 года, а весь предше­ствующий период является лишь пре­дысторией.

В самом начале разговора о творче­ском литературном наследии П. А. Слов-цова считаю необходимым отметить, что его книга «Историческое обозрение Си­бири», помимо бесценного содержания, разнообразных сведений, а также про­ницательных размышлений над исто­рией Сибири, отличается еще, я бы ска­зал, крылатым благородством, энергич­ностью слога. П. А. Словцов, большой мастер слова, отменно знающий и чув­ствующий оттенки и нюансы родного языка, его народные сибирские особен­ности и наречия, использует имеющий-



ИСТОРИЯ СИБИРИ

ся у него мощный лексический арсенал, накопл енный задесятилети я о бщения с сибиряками разных возрастов, профес­сий и социальных положений на про­странствах от Урала до Камчатки, ис­пользует свои богатые познания, чтобы как можно точнее выявить, вскрыть «ха­рактер подлинности», по выражению самого историка, важнейших для Сиби­ри явлений в ее жизни. Однако особен­ности его стиля порою пытались оцени­вать люди, не обладавшие и десятой до­лею ни практических, ни теоретических познаний в области языка, по сравне­нию с познаниями самого Словцова. На бездоказ ате льны е уко ры в свой адрес Словцов в таких случаях реагировал спокойно, отвечал не без оттенка иро­нии: «За всеми не угоняешься»! И про­должал настойчиво вершить свое нелег­кое дело, идти собственной дорогой в работе над «Историческим обозрением Сибири», которое и ныне существенно может помочь нам в постижении «харак­тера подлинности» Сибири и сибиряков. Историк в «Обозрении» нередко об­ращается к особенностям русской речи в Сибири, делает меткие замечания. На основании личных наблюдений исто­рик приходит к интересным, живым вы­водам. В частности, он делает следую­щее весомое замечание о трансформа­ции русской речи в условиях Сибири: «Сибирское наречие в произношении буквы "о" свято держится букварного выговора так, как бы всегда лежало уда­рение на ней. Сверх того, наше наречие удержало обветшалые слова, упо лномо-чило самодельные и переиначило ударе­ние многих». А насколько интересно другое наблюдение: «Сибирский разго -вор ленив и холоден, но без легкомыс­лия, не текуч и малословен, как бы с числом и весом, и, к сожалению, темно-

ват по привычке пропускать глаголы, оживляющие мысль».

Воспринимая жизнь не засушенным, скушным взг лядом отреш енного от дей­ствительности фиксатора со бытий, б у-дучи далеким от пуританства, Словцов о ст ав л я ет сво е трепетно е мн ение по раз -личным сторонам сибирской жизни. И сколь же великолепен, например, на страницах «Обозрения» его простодуш­ный, веселый, пронизанный чувством народного мироощущения гимн вину, произн есенный человеком, спо лна по­знавшим не только огромную радость творческого труда, но и ценящим отра­ду праздного, праздничного общения с другими людьми за чаркой божествен­ного напитка.

А «замалчиванию» исторического труда Словцова, как мы попытались обозначить выше, способствовало сте­чение целого ряда неблагоприятных обстоятельств. Об историке время от времени писали (так, например, в № 9 журнала «Сибирские огни» за 1961 год была опубликована небольшая статья А. Ф. Плахотника «Труд по исто­рии Сибири», в Кемерове в 1964 году вышел о черк историка В. Г. Мирзо ев а «П. А. Словцов», в Свердловске в 1973 году издана книга литературоведа Л. Г. Беспаловой «Сибирский просвети­тель»), на его мнение ссылались, одна­ко произведения Словцова, имеющие огромное государственное значение Е патриотическом воспитании сибиря­ков, держались в тени.

2.

Так кто же он — Петр Андреевич Словцов?



Родился будущий историк и мысли­тель, поэт и публицист, религиозный и

П.А.Словцов

общественный деятель 16 января (ст. стиля) 1767 года в семье заводского свя­щенника на Урале. В «Исто ричес ком обозрении Сибири», повествуя об исто­рии уральских заводов, Словцов попут­но обращается ко времени своего дет­ства. «На Нижнесусанском заводе, да простит читатель эгоизму, — взволно­ванно говорит Словцов,— я родился в 1767 году. Рассматривая причины своих погрешностей, я иногда покушаюсь спрашивать себя: не стук ли молотов, от ко лы бели по р аж авших мо е слышани е, оглушил меня надолго для кротких (кур­сив мой. — Е. 3.) впечатлений самопоз­нания?» Места, в кото рых про шло дет­ство будущего историка, будут крепко его притягивать к себе на протяжении всей жизни!

От отца Петр Словцов получил пер­вые навыки грамо ты, а когда мальчику едва исполнилось 12 лет, отец его умер. Тогда-то мать и определила сына-сиро­ту на учебу за казенный счет в Тоболь­скую духовную семинарию. Заметим, что с Тобольском, с городами горноруд­ного Урала, с Иркутском и многими по­селениями в Якутии у Словцова связа­ны значительны е периоды его жизни, об этих местах он говорит в «Обозрении» особенно пристрастно, явственно ощу­щается, что пером автора движет боль­шое вдохновение.

В истории освоения Сибири россия­нами Тобольску принадлежит, особен­но в начальный период, едвали не самое значительное место. Здесь казаки Ерма­ка заявили и отстояли решительное пра­во государства Российского на Сибирь, смело направив свои ладьи к крутым бе­регам Чувашского мыса и повергнув во йско хана Кучума. Предание донесло до нас следующие слова бесстрашного

атамана: «Казачье вершим дело, а обер­нулось оно общерусским». Многие де­сятилетия Тобольск был столицей Си­бири, отсюда определялись пути освое­ния Ро ссией новых зем ель, ог ро мно го простора от Урал а до Камчатки и Ч укот-ки, отсюда на Север и Восток распрост­ранялась православная вера, игравшая в движении народа в сторону Великого океана отнюдь не второстепенную роль. Разумеется, в духовном освоении Сиби­ри Церковь действовала не в одиночку, однако драматизм этого освоения мы постоянно ощущаем на страницах глав­ного труда П. А. Словцова: «...Кончится ли когда-либо у Церкви и Правитель­ства сугубая борьба с духом мира, по-ви­димому, побеждаемым и вечно воин­ствующим...»

В судьбе П. А. Словцова Тобольск за­нимает особое место на протяжении всей жизни, отношение историка к То­больску очень личностное. Недаром в его книге «Прогулки вокруг Тобольска в 1830 году», изданной в Москве в 1834 году, мы находим такие слова: «Мне хотелось показать Тобольск с ок­рестностями, во всех возмо жных для меня отношениях, не для того, что он поставлен Сибирским учреждением во главу Западной Сибири, а для того, что в нем я первоначально учился Латинс­кой Грамматике и Риторике. Давние впечатления и ныне отсвечивают в моих воспоминаниях...»

Предтечей этого очень своеобразно­го сибирского города стал Небольшой острог, заложенный в 1587 году на кру­том берегу Иртыша письменным голо­вой Данилой Чулковым с 500 казаками. Из городов Сибири старше Тобольска Тюмень (всего лишь на год) — ее осно­вание относится к 1586 году.



ИСТОРИЯ СИБИРИ

Когда 12-летний Петр Словцов в 1779 году приехал в Тобольск на учебу в духовную семинарию, то среди множе­ства впечатлений наиболее сильное воз­действие на юную душу оказала красо­та главного города Сибири. Удивителен был белокаменный кремль, гордо утвер­дившийся на головокружительной вы­соте дикого Троицкого мыса-крутояра на берегу Иртыша. Позднее Словцов объедет всю Сибирь, но ничего прекрас­нее Тобольского кремля и Софийского собора (сибирской Софии!) так нигде и не встретит, потому что такой красоты в Сибири больше нигде нет. Тот, кто со­мневается, что именно такие чувства ис­пытывал Словцов в Тобольске, пусть обратится к его стихотворению «К Си­бири», написанному 15-летним поэтом-семинаристом. В подавленном состоя­нии подобные стихи создать невозмож­но. Словцова завораживал утренний пе­резвон десятков мелодичных церковных кол околов. И хотя се минария находи -лась в подгорной части города, семина­ристы нередко поднимались на терри­торию кремля, где дыхание сибирской истории было особенно осязаемо. Это дыхание в Тобольске Словцов будет чув­ствовать всю жизнь. А вокруг проявля­ла себя дел овая Сибирь — через То­больск шла интенсивная торговля с Ки­таем и Бухарой, Индией и Монголией, Хивой и Афганистаном...

Чтобы хотя бы контурно представить себе Тобольск того далекого времени, ощутить атмосферу его жизни, жела­тельно, конечно, побывать в Тобольске нынешнем. Поклониться его немногим отреставрированным, многим разру­шенным и полуразрушенным храмам. Попросить у них прощения. Прикос­нуться к бесценным сокровищницам

кремля, в свое время ставшего как бы символом русской победы под Полта­вой в 1709 году. Как следствие этой по­беды в сооружении каменного кремля в 1711 — 1717 г одах участв овали пленные шведы. Петр I благоволил строительству в Тобольске! Тем более что в то время, после разделения России на восемь гу­берний, первым губернатором гигантс­кой Сибирской губернии, раскинув­шейся от Вятки и Соликамска до Кам­чатки, был назначен любимец Петра князь Матвей Петрович Гагарин. Стро­ительство кремля в Тобольске велось по архитектурным проектам и под руко­водством Семена Ульяновича Ремез ова. Энергичные действия М. П. Гагарина по укреплению и украшению столицы Си­бири, проводимые им преобразования в г убе рнии продолжал ись ок ол о в ось ми лет.

А потом разразилась гроза — губер­натор был обвинен в злоупотреблениях и стремлении к сепаратизму. После дли­тельного следствия, продолжавшегося три года, «за неслыханное воровство» Гагарин в 1721 году в Петербурге, на Ва­сильевском острове был публично пове­шен. Причем тело казненного, в назида­ние остальным государственным му­жам, снимать запретили. А когда верев­ка перегнила, то велено было останки казненного вздернуть на железной цепи... Говоря о Тобольске, о его непов­торимом кремле, Словцов в своем исто­рическом труде размышляет и о траги­ческой судьбе князя Гагарина.

С Сибирью в разное время были свя­заны судьбы и таких крупных прогрес­сивных государственных деятелей, как Соймонов, Чичерин, Сперанский (его памяти Словцов посвятил вторую кни­гу «Обозрения»).

П.А.Словцов

Во многом через Тобольск Словцов ощущал связь Сибири с историей всей огромной России. Недаром в «Обозре­нии», не чураясь патетики, он обраща­ется к современникам и потомкам: «Сыны Сибири! Слышите ли вы в душах своих этот грохот, все отдающийся от громов Полтавской победы? Вы должны его слышать, потому что ваши предки участвовали на великом позорище побе­ды и видели, как грозными редутами Петровыми раздирались ряды гордого неприятеля».

Пожары не щадили Тобольск. Впро­чем, как и другие сибирские города. Не раз он дотла сгорал за свою 400-летнюю историю, но снова и снова, как сказоч­ная птица Фени кс, в озр ождал ся бук­вально из пепла. И все-таки особенно жутко было видеть следы пожара 1991 года, практически напрочь уничто­жившего знаменитое деревянное здание театра, возведенное в конце XIX века (единственное в своем роде в Сибири!), перед огнем совершенно беззащитное...

Тобольск разделяется на верхний (нагорный) и нижний (подгорный) го­род. В верхнем городе расположены кремль, установлен памятник Ермаку, находится Завальное кладбище, то есть кладбище расположено за городским валом, служившим для города некогда в качестве укрепления. Нижний город и ныне в основном деревянный, в нем расположены многие церкви, Знаменс­кий монастырь, в который в конце XVIII века была переведена славяно­латинская школа, преобразованная впоследствии в семинарию. В нижнем городе находятся пристань, базар, жи­лые дома. Верхний и нижний город свя­заны между собой посредством Николь -ского Прямского (Софийского) и Каза­чьего взвозов.

Со смотровой площадки соборной колокольни хорошо виден первый в Рос­сии памятник Ермаку, установленный в 1838 году на мысе Чукман. Памятник представляет собой четырехгранный обелиск, изготовленный из мрамора на Урале. Проект памятника разработал ака­демик архитектуры А. П. Брюллов — старший брат известного живописца К. П. Брюллова. В подгорной части го­рода выделяется здание семинарии, в которой учился, а позднее и преподавал П. А. Словцов.

Недалеко or бывшего здания духов­ной семинарии установлен памятник поэту П. П. Ершову (скульптор В. Бе­лов), открытый в 1973 году, — поблизо­сти находится деревянный дом, в кото­ром в последние годы жил поэт.

В нижнем городе живут ожидани­ем на возрождение чудом уцелевшие церкви.

Исходя из собственных наблюдений, П. А. Словцов утверждал, что большин­ство сибирских городов «один на другой похожие». Однако Тобольск, бесспор­но, имеет собственное неповторимое лицо! Это лицо в XX веке подвергнуто искажению и его предстоит восстанав­ливать, раскрывать, как раскрывают на иконах прекрасные лики, искаженные позднейшими богомазами и копотью времени.

Пытаюсь представить себе страдания п ер в ог о сс ыльн ог о в Т об оль ск . П ер е д высылкой его жестоко мучили: вырвали язык, отрезали ухо, его нещадно пороли плетьми. Ссыльным был мятежный уг­личский вечевой колокол — после убий­ства в Угличе малолетнего царевича Дмитрия в 1593 году он своим набатом призывал горожан к возмущению. Бо­рис Годунов был с колоколом беспоща-




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет