Научная Элита



бет1/7
Дата19.07.2016
өлшемі389.5 Kb.
#210872
  1   2   3   4   5   6   7
Г.ЦУКЕРМАН

Научная Элита

НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

_______________________________________________________________________________

ГЛАВА 4

МАСТЕРА И ПОДМАСТЕРЬЯ В НАУКЕ


Нобелевские лауреаты в науке составляют функциональную, не потомственную, элиту, и все же немалое число из 313 награжденных премией между 1901 и 1976 годом были на самом деле связаны между собой, некоторые кровно-родственными связями или через брак, и гораздо большее число лауреатов было связано отношениями мастеров и подмастерьев. Таким образом, научной ультра-элите свойственно достаточно большое межродственное скрещивание, но оно имеет в основном скорее социальный, а не биологических характер.

Социальные связи между научными мастерами и подмастерьями являются, как мы увидим, прочными и последовательными, ведь именно в ходе своей работы в качестве подмастерий молодые ученые осваивают научную роль. Очевидно, что социализация не ограничивается пространством аудиторий и лекционных залов. Но сначала мы посмотрим на родственные связи лауреатов как на особый случай научного наследования.

РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

К 1975 году в списке Нобелевских лауреатов было пять групп, состоявших из родителей и их отпрысков. В этом году Оге Бор выиграл нобелевскую премию по физике; его отец, Нильс, получил её 53 года ранее, в тот год, когда родился Оге. В дополнение к Борам, есть еще три других пары отец-сын. Первые отец и сын, которые выиграли премию были английскими физиками: Дж.Дж.Томсон, получивший свою премию в 1906 году за работу по электрической проводимости газов, и Дж.П.Томсон, получивший премию в 1937 году за работу над дифракцией электронов на кристаллах. Следующая пара, также английские физики, была единственной в истории парой отец-сын, которая как команда поделила нобелевскую премию: У.Г.Брэгг и У.Л.Брэгг, совместно признанные и награжденные в 1915 году за свое базовое изучение кристаллической структуры с помощью рентгеновских лучей. Третья пара возникла в 1970 году, когда награду получил шведский физиолог Ульф фон Эйлер за свою работу по химии трансмиссии нервных импульсов. Его отец, рожденный в Германии Ханс фон Эйлер-Хельпин, получил премию в 1929 году за свое исследование по химии по ферментации сахара и ферментов брожения. Фон Эйлер, как оказалось, получил свое Нобелевское наследство двумя способами: не только как сын отца-нобелевца, но и по принципу соционаследования, как крестник Сванте Аррениуса, лауреата по химии 1903 года.

Другая группа лауреатов родителей и отпрысков, уникальная для анналов нобелевской премии, состоит из квартета лауреатов, связанных кровными связями и браком. В 1903 году, урожденная полячка Мария (Склодовская) Кюри и её муж, Пьер Кюри, поделили (вместе с Анри Беккерелем) премию по физике за свое открытие радиоактивности. Восемь лет спустя неутомимая Мадам Кюри была опять награждена премией, на этот раз одна (её муж умер в 1906 году) в области химии, за открытие радия и полония. Поколением позже, в 1935 году, её дочь Ирен Жолио-Кюри и её муж Фредерик Жолио поделили премию по химии за синтез новых радиоактивных элементов. Итак, четыре Кюри – mère, père, fille, et gendre1 – собрали вместе пять нобелевских премий.

В 1973 году семейные связи нобелистов были еще дополнены первой парой братьев победителей когда Николас Тинберген выиграл премию по медицине (его брат Ян получил её по экономике четыре года до этого2).

Опять же, являясь скорее функциональной, а не потомственной элитой, Нобелисты не образуют единой эндогамной касты. Тем не менее, среди них присутствует достаточное количество родственных и брачных связей3, скорее возникающих из-за близости расположения и общности научной дисциплины, чем являющихся результатом нормативного предписания или осознанного намерения увековечить «семейный бизнес» женившись на дочери босса.

Что касается горстки лауреатов женщин, можно отметить драматическую статистику, что 60 процентов из них имели мужей-лауреатов, в то время как менее 2 процентов их всех лауреатов-мужчин были в браке с лауреатками. Ситуация будет выглядеть менее драматично, если мы скажем, что три из пяти женщин, получивших нобелевскую премию, были замужем за нобелистами4: Мари и Ирен Кюри, и биохимик Герти Кори, которая вместе с Карлом Ф.Кори, получила премию в 1947 году за изучение каталической конверсии животного крахмала в сахар5.

Физик Мария Гёпперт-Майер периодически сотрудничала со своим мужем, физиком химиком Джозефом Майером, но не за эту совместную работу получила она Нобелевскую премию в 1963 году; нет, она выиграла премию за свое исследование по «оболоченной структуре» («shell model») атомного ядра. Пятая и самая недавняя премия, полученная женщиной, принадлежит Дороти К.Ходжкин, она была награждена за скрупулезные «определения с помощью техники рентгеновских лучей структур важных биохимических субстанций» (биологически активных веществ). Как и другие лауреаты женщины, Ходжкин – жена ученого (Томас Ходжкин - антрополог) и она уже была замужем, когда получала свою премию.

Разветвленные сети социального взаимодействия, развиваемые среди членов научной элиты, часто способствуют тому, что их семьи узнают друг друга. Это в свою очередь вносит вклад в возникновение браков между ними. Не существует четкого подсчета браков связывающих членов этой элиты, но их несомненно много. Эндогамия в этой элите становится особенно заметна тогда, когда она распространяется за границы небольшого числа лауреатов и включает их коллег, обладателей сорок первого кресла6.

Несколько примеров проиллюстрируют разнообразие семейных связей среди этих выдающихся ученых. Иногда лауреаты женились на дочерях лауреатов. Так, германский биохимик Феодор Линен, получивший премию в 1964 году, является зятем германского химика Генриха Виланда, отмеченного премией в 1927 году; американский микробиолог Фредерик Ч. Роббинс, поделивший премию в 1954 году с Джоном Эндерсом и Томасом Веллером за открытие того как культивировать вирус полиомиелита в прибирке, является зятем американского химика Джона Нортропа, получившего премию в 1946 году за получение в чистом виде энзимов и вирусных белков; и, в качестве жеста англо-американской дружбы, британский физиолог Алан Ходжкин, нобелист в области медицины, женился на дочери американского лауреата Пейтона Роуса, у которого не было нобелевской премии до 1966 года, когда он и получил её, три года после своего зятя. Зять лауреатки Марии Майер это астрофизик Донат Вентцель (Wentzel), сам сын выдающегося физика Грегора Вентцеля (чья работа по теории мезонного поля пересеклась с научными интересами его свата).

Связи родства ветвятся не только через отношения родителей-детей, но и через братско-сестринские отношения, существующие в ультра-элите. Посмотрите только на один серийный пример: Поль А.М.Дирак, английский лауреат по физике (1933), женился на сестре Эугена Вигнера, американца венгерского происхождения, лауреата по физике (1963), кто, в свою очередь, женился на сестре своего принстонского коллеги Джона A.Вилера, самого являющегося частым соавтором работ лауреатов – среди них Нильс Бор – и широко почитаемым обитателем сорок первого кресла.

Тем не менее, не узы родства – будь то кровное или брачное родство – наиболее значимы в установлении связанности ученых в ультра-элите. Вместо этого, эта связанность вытекает в основном из социальных соединений между мастерами и подмастерьями (эти термины долго использовались учеными для прикрытия различных ролевых отношений, включая отношения старший-младший сотрудник и исследователь-студент)7.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет