Общая характеристика раннего немецкого романтизма. Школы, идеи, образы



бет1/10
Дата12.07.2016
өлшемі0.61 Mb.
#193043
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




  1. Общая характеристика раннего немецкого романтизма. Школы, идеи, образы.

Исторические рамки - Великая французская революция 1789 – 30 гг 19 века.

Термин романтизм впервые подразумевал все фантастическое, позднее для обозначения литературного направления в 1 трети 19 века – музыка, живопись, театральное искусство. Историческая основа романтизма – бурные годы за Великой французской революцией.

Мечта просветителей – о веке разума – иллюзорность – возникновение сентиментализма и движения бури и натиска. В эпоху романтизма – часть романистов обращались к прошлому, которое представляется в радужных красках. Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине.

Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика

стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

Осуждение французской революции. Новвалис в Германии. Шатобриан во Франции.

Другие романтики грезили о Золотом веке (в будущем). Восторг – французская революция. Мечта о социальной справедливости и гармонии. Ж. Санд и В. Гюго.

Становление романтизма – ряд эстетических документов: «Фрагменты Шлеггеля». 1798 год, предисловие Гюго к драме «Кромвель» 1827год.

Романтики утверждали собственную эстетику, которая противоречит эстетике классицистов и просветителей.



Черты классицизма и просвещения

Романтизм

Культ разума

Строгость и нормативность


Естественный человек

Логика и рассудочность


Принцип отражения жизни

Спокойная манера повествования



Культ чувств

Свобода художника в выборе формы и стиля

Общественный человек

Полет фантазии, мечты, многокрасочный мир (реальность в сновидениях)

Принцип условности: мир в преображ. виде

Гротеск


Символика

Аллегория

Взволнованность

Лиризм


Эмоциональность

Новый герой – личность одинакая, бунтарь, изгой, разочаров. В жизни, бегущий от общества в иные экзот. Страны «исключ. Герой в исключ. Обстоятельствах»









Специфические особенности романтизма.


Эпоха поэзии. Главный жанр – поэма

Интерес к истории. Исторический роман – появление. В. Скотт.

Интерес к литературе прошлых эпох. Шекспир

Углубляются взаимосвязи и взаимовлияния литератур. Развитие худ. перевода.(основ. Принцип заложен Гердером.) Г. – теоретик воли и натиска.

Синтез искусств – литературы и музыки, литературы и театра.

Активно осваивается фольклор. Братья Гримм.(первый Гердер)

Романтизм в Германии
Фрагменты Фридриха Шлейгеля.
Романтизм – три источника:

Вел.Фр.революция

Философия Иоганна Готлиба Фихте

Книга Гете»Годы учения Вильгельма Мейстера»


Фихте – субъективный идеализм. Никакой объект реальности не существует. Человеческое сознание непроницаемо. Человек не может выйти за пределы своего внутреннего мира. Он может лишь предполагать о том что находится вне его. Все вокруг придумано.

В мире существуют понятия прекрасного и безобразного, но они субективны, созданы конкретным человеком так же как добро и зло – субъективная категория.

  Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы искусства Р.: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса, ряд фантастических повестей. Прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества.

  Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812—14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы.

  В позднем немецком Р. нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего Р. нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя «последним романтиком» (он выходит за рамки собственно Р. и подвергает его наследие критическому пересмотру).
Берлинская школа романтиков

Не имела ни своего журнала, ни теоретических обоснований. Это условное производное. 1810г. – Гофман и другие писатели приезжают в Берлин. Берлинская школа связана с формированием университета в Берлине. Лектор – Фихте. Профессор – Брентано. У Гофмана – изначальная ром.антитеза художника и общества. Ром.герой Г. живет в реальном мире, как не хочет он вырваться в мир сказки и фантастики, всегда остается в окружении реальной исторической действительности. Отсюда – трагическое проиворечие между героем и его идеалами, дуализм, от которого страдают герои. Принцип романтической иронии.

Гейдельбергская школа нем. ром-ма
Романтики любовно собирают, изучают и издают памятники нар. Твор-ва – нар.книги, песни и сказки. Сборник «Чудесный рог мальчика», составленный Арнимом и Брентано. Эти писатели вместе с Герресом составили Гейдельбургский кружок. Наряду с народными песнями они включали в сборник образцы мейстерзанга и произведения книжной лит-ры 18в. Не воспроизводили народ.песен точно, а произвольно редактировали, сокращая и дополняя, исправляя диалектизмы и архаизмы, меняя рифмы и размеры, что вызывало раздражения современников (Якова Гримма). Но эти сбоники имели огромное влияние на многих поэтов-романтиков, напр. Генриха Гейне.

Другой сборник «Детские и семейные сказки» составленный братьями Гримм, имел огромный успех. Гриммы не позволяли себе так свободно обращаться с текстом, как Арним и Брентано, а старались воспроизвести первоначальный текст. Заложили основы научной германистики: изучали герм.мифологию.

Романтики рассматривают народ недифферинцированно, как нечто целое, и подчеркивать в быте народа его патриархальность, смирение, религиозность, т.е. идеализировать консервативное и отсталое в народе.



  1. Двоемирие в сказках Гофмана.

Герои Гофмана чаще всего люди искусства и по своей профессии - это музыканты или живописцы, певцы или актеры. Но словами "музыкант", "артист", "художник" Гофман определяет не профессию, а романтическую личность, человека, который способен угадывать за тусклым серым обликом будничных вещей необычный светлый мир. Его герой - непременно мечтатель и фантазер, ему душно и тягостно в обществе, где ценится только то, что можно купить и продать, и только сила любви и созидающей фантазии помогает ему возвыситься над окружением, чуждым его духу.

С таким героем мы встречаемся и в повести "Золотой горшок", которую автор назвал "сказкой из новых времен".

Герой повести студент Ансельм - предмет всеобщих насмешек. Он раздражает обывателей, среди которых живет, своей способностью грезить наяву, неумением рассчитывать каждый шаг, легкостью, с какой он отдает последние гроши. Он живет как бы в двух мирах: во внутр.мире своих переживаний и в мире повседневной реальности. Конфликт мечты и реальности принимает гротескно-комический характер. Но автор любит своего героя именно за эту неприспособленность к жизни, за то, что он не в ладу с миром материальных ценностей.

В произведении воплощается один из основных принципов романтизма- двоемирие. Два мира – реальный и нереальный(Атлантида), добро и зло и т д. Двоемирие реализуется в образах зеркала, которые в большом количестве встречаются в повести: гладкое металлическое зеркало старухи-гадалки, хрустальное зеркало из лучей света от перстня на руке архивариуса Линдгорста, волшебное зеркало Вероники, заколдовавшее Ансельма. Не случайно одно из злоключений Ансельма, нечаянно опрокинувшего корзину уличной торговки, и оказывается началом чудесных происшествий, в результате которых его ожидает необыкновенная судьба.

Юноша вовсе не равнодушен к простым жизненным благам, однако по-настоящему он стремится только к миру чудес, и этот мир с готовностью открывает ему свои тайны В филистерской среде, где живут герои Гофмана, царствует расчет. Он накладывает отпечаток и на фантазию и на любовь - на тот идеальный мир человека, который романтики противопоставляли действительности.

Гофман понимал, что эта действительность сильна, что идеал под ее воздействием постепенно блекнет и принимает ее окраску.

Вся повесть "Золотой горшок" словно пронизана мягким золотистым светом, смягчающим нелепые, непривлекательные фигуры обывателей. Действительность еще не вызывает у Гофмана горького чувства.

Ведь подлинный "энтузиаст" Ансельм сумел устоять перед ее дешевыми приманками. Он сумел поверить в невероятное настолько, что оно стало для него реальностью, он преодолел притяжение унылой житейской прозы и вырвался из ее круга. "Ты доказал свою верность, будь свободен и счастлив", - говорит Гофман своему герою.

Писатель уверен, что чудо может произойти с каждым, надо только оказаться достойным его. Эта мысль звучит во всех гофманских произведениях. Об этом написана и сказка "Щелкунчик и мышиный король", напечатанная в 1816 году.

С радостью погружается писатель в чудесную страну детства - страну замысловатых игрушек, затейливых пряников и конфет, удивительных и увлекательных историй. В "Щелкунчике" много ярких красок и движения; тщательно, как на широком полотне, выписаны разнообразные изделия искусных немецких мастеров, куклы, одетые в костюмы разных народов. Рассказ автора как будто сопровождается музыкой, в нем, кажется, ощущается ритм танца.

Спустя много лет, уже после смерти Гофмана, по мотивам "Щелкунчика" был создан балет, музыку к которому написал Петр Ильич Чайковский.

В этой детской сказке, как и в самых больших и значительных произведениях писателя, ярко выступает на общем фоне романтическая личность. Маленькая Мари отличается от всех остальных тем, что ее внутренняя жизнь выходит за узкие рамки окружающего быта. Как и Ансельм, она видит мир, незримый для других. Простые объяснения всем чудесам приводят ее в отчаяние, и девочка отвергает их - иначе для нее исчезнет вся красота жизни. Жить без веры в неожиданное, фантастически-прекрасное ей неинтересно и невозможно.

И скромный, уступчивый Ансельм и ласковая послушная Мари обнаруживают непоколебимое упорство, когда у них пытаются отнять мечту, посягают на идеал, который их манит. Потому они и добиваются осуществления своей мечты.

Создавая сказочный мир, Гофман словно помещает человека в особую среду, в которой обнажаются в нем не только контрастные лики Добра и Зла, но едва уловимые переходы от одного к другому. И в сказке Гофман, с одной стороны, в масках и через маски Добра и Зла оживляет полярные начала в человеке, но с другой - развитие повествования снимает эту четко обозначенную в начале сказки поляризацию.


  1. Сатирическое начало в сказках Гофмана.

Эрнст ТеодорАмадей Гофман(1776-1822). К концу 10-х годов в творчестве писателя наметились новые тенденции, выразившиеся в усилении общественной сатиры в его произведениях, обращении к явлениям современной общественно-политической жизни.

Его символико-фантастическая повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический характер. В «Ночных рассказах», в сборнике «Серапионовы братья», в «Последних рассказах» Гофмана то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и темных сил.

Невероятна история маленького уродца Цахеса. Фея наделил его тремя золотыми волосками, и он приобрел чудесное свойство: отныне Цахесу приписывали все хорошее, что делали окружавшие его люди, а за все дурное, что совершал он, отвечали другие. В такой фантастической форме дано гениальное предвосхищение одной из закономерностей капиталистической системы: тот, кто владеет золотом, присваивает себе и труд и таланты других. Цахес — полнейшее ничтожество, лишенное даже дара внятной членораздельной речи, но с непо­мерно раздутым чванливым самолюбием, отвратительно уродливый внешне,— в силу магического дара феи Ро-забельверде выглядит в глазах окружающих не только статным красавцем, но и человеком, наделенным выдаю­щимися талантами, светлым и ясным умом. В короткое время он делает блестящую административную карьеру: не закончив курса юридических наук в университете, он становится важным чиновником и, наконец, всевла­стным первым министром в княжестве. Такая карьера возможна лишь благодаря тому, что Цахес присваивает чужие труды и таланты — таинственная сила трех золо­тых волосков заставляет ослепленных людей приписы­вать ему все значительное и талантливое, совершаемое другими.

Однако несправедливое распределе­ние духовных и материальных благ казалось писателю фатальным, возникшим под действием иррациональных фантастических сил в этом обществе, где властью и бо­гатством наделяются люди ничтожные, а их ничтоже­ство, в свою очередь, силой власти и золота превраща­ется в мнимый блеск ума и талантов. Развенчивание же и свержение этих ложных кумиров в соответствии с ха­рактером мировоззрения писателя приходит извне, бла­годаря вмешательству таких же иррациональных ска­зочно-волшебных сил (чародей Проспер Альпанус в сво­ем противоборстве с феей Розабельверде покровитель­ствующий Балтазару), которые, по мнению Гофмана, и породили это уродливое социальное явление. Сцену возмущения толпы, врывающейся в дом всесильного министра Циннобера после того, как он лишился своего магического очарования, конечно, не следует восприни­мать как попытку автора искать радикальное средство устранения того социального зла, которое символизиру­ется в фантастически-сказочном образе уродца Цахеса. Это всего лишь одна из второстепенных деталей сюжета, отнюдь не имеющая программного характера. Народ бунтует не против злого временщика-министра, а лишь насмехается над отвратительным уродцем, облик которого предстал перед ними в подлинном виде. Гротескна в рамках сказочного плана новеллы, а не социально-символична и гибель Цахеса, который, спасаясь от бушующей толпы, тонет в серебряном ночном горшке.

Сатирическое мастерство Гофмана раскрывается в одном из интереснейших романов — «Житейские воззрения кота Мурра» (Г820 -1822).

Композиция романа причудлива, и автор забавно ее объясняет: когда кот Мурр писал свою книгу, он использовал для прокладки и просушки листы, выдранные из рукописи своего хозяина. В ти­пографии же набирали все подряд, и вот в романе параллельно развиваются две линии: кота Мурра и капельмейстера Иоганна Крейслера.

Юмористическая автобиография кота Мурра — художествен­ный прием, позволяющий автору нарисовать ограниченный мир не­мецкого мещанина. В другой же части романа повествуется о жиз­ни при дворе князя Иринея. Гофман сатирически изображает типичное для тогдашней Германии карликовое княжество, которое целиком обозревается из дворцовых окон. А какими мелкими и плоскими предстают в романе многочисленные придворные князя Иринея, как ничтожен и жалок их мир, интересы и стремления и как трагически одиноко чувствует себя настоящий художник! Странная композиция романа не была случайностью для Гоф­мана. Два плана — реальный и фантастический — сочетаются во многих его произведениях. Поразительно живые картины реальной жизни, свидетельствующие о необыкновенной наблюда­тельности автора и его критически остром глазе, выразительные образы немецких обывателей, чиновников, придворных неожидан­но сменяются фантастическими созданиями, невероятными ситуациями — плодом какого-то необузданного воображения. У Гофмана сказка незаметно сливается с реальностью, и в будничную прозу немецкой жизни неожиданно врывается что-то чудесное и непонятное.

Весь кошачье-собачий мир в романе — сатирическая пародия на сословное общество немецких государств: на «просвещенное» филистерское бюргерство, на сту­денческие союзы — буршеншафты, на полицию (дворо­вый пес Ахиллес), на чиновное дворянство (шпицы), на высшую аристократию (пудель Скарамуш, салон лев­ретки Бадины).

Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии. В сатирическом образе изображенного в ней тайного советника Кнаррпанти современники узнавали начальника прусской полиции.. Творчество Гофмана-замечательного мастера романтической сатиры-исполнено горячей веры в высокое призвание искусства. Гофман ярко демонстрирует возможности романтического метода, позволяющего раскрывать дисгармонию окружающего мира.



  1. Романтический герой в произведениях Байрона.

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Байрон в своем произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.



«Паломничество Чайльд-Гарольда» — один из самых ярких литературных памятников европейского романтизма. В образе Чайльд Гарольда его творец дал большое художественное обобщение. Гарольд — это «герой свое­го времени», герой мыслящий й страдающий. Гарольд стал родоначальником многих романтических героев начала XIX в., он вызвал много подражаний. Ярко выступает в поэме личность поэта, сюжет лишь внешне связан с образом центрального героя. . Повествование в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» необычайно эмоционально. Поэт постоянно подчеркивает свое отношение к изображаемому: он восхищается и негодует, он скорбит, протестует, призывает, не­прерывно вмешиваясь в ход событий.

4 песни – 1 песня – картины жизни Португалии и Испании; 2 песня – Греция, Албания, Турция; 3 песнь – Бельгия, Германия, Швейцария; 4 песнь – Италия.

Романтизм Байрона отмечен страстностью, горячим, активным отношением к жизни. Красочны, живописны в поэме пейзажи. Буйная красота Средиземноморья по контрасту противостоит жал­кому, мелкому миру эгоистических интересов, царящих в буржуаз­ной Англии. Романтики охотно пользовались приемом контраста. Это одно из художественных средств для выражения ими неприя­тия буржуазной действительности и мечты о другом, лучшем ми­ре — мире больших чувств и высоких стремлений.

Образ Гарольда является основным организующим компонентом в построении поэмы. Однако тематика ее отнюдь не ограничивается раскрытием духовного мира главного героя, в поэме отразились основные события европейской жизни первой трети XIX в.— национально-освободительная борьба народов против захватниче­ских устремлений Наполеона I,гнета турецкого султана. Описание путешествия Гарольда позволяет соединить огромное количество фактов из жизни народов Испа­нии, Греции, Албании, сопоставить национальные типы и характеры.

Забывая о своем герое, поэт постоянно делает от­ступления, он оценивает события политической жизни и деяния отдельных исторических лиц. Он призывает к борьбе за свободу, осуждает или одобряет, советует или порицает, радуется или скорбит.

Поэма имела большой успех. Но он был неодинаковым в раз­ных слоях общества. Одни видели в поэме только разочарованного героя. Другие ценили в произведении Байрона не столько образ скучающего аристократа Чайльд-Гарольда, сколько тот пафос сво­бодолюбия, который звучал в поэме.

В 1813—1815 гг. Байрон публикует одну за другой романтические поэмы «Гяур», «Кор­сар», «Лара» и др. В центре каждой из них стоит демоническая личность, благородный разбойник, мрачный, разочарованный мсти­тель, презирающий изгнавшее его общество. Портрет его обычно дается условно («тяжелые волосы падают на бледный лоб, словно черные змеи Горгоны»), действие разворачивается в экзотической обстановке того условного поэтического Востока, который любили рисовать романтики по контрасту с убожеством окружающей их среды.

Герой этих поэм был живым воплощением смутного романтиче­ского идеала поэта в ту эпоху. Ненависть к аристократической и буржуазной Англии перерастала в бунт, но оставалось неясным, как и за что бунтовать и где те силы, на которые можно опереться. Поэтому герой Байрона несет в себе одно лишь отрицание, социаль­но не осмысленное, подчеркнуто индивидуалистическое. Личный конфликт часто соединяется с общественным. Неизвестно место и время действия, чаще всего фон какой-нибудь пышной природы. В центре один герой, внутренний мир которого Байрон стремится раскрыть Построение сюжета – отрывочность, нагромождение случайных деталей, много намеков недомолвок.


Поэма «Гяур»: Исповедь на смертном одре. Бессвязный рассказ, отрывки слов. Любовь. Лейла. Она отвечала ему взаимностью однако ревнивый муж Лейлы убил ее, а Гяур отомстил…


  1. Жанровое своеобразие поэмы Байрона «Каин».

В 1821 г. Байрон пишет в мистерию (драма, написанная на религиозные сюжеты) «Каин», которая представляет собой вершину творчества Байрона этого периода. Библейский сюжет используется поэтом для того, чтобы придать бунтарству своего героя вселенские масштабы. Каин восстает против бога, который, по его мне­нию, является виновником зла на земле. Весь мировой порядок объявляется несовершенным. Рядом с Каином дан образ Люцифера, гордого мятежника, побежденного в открытой схватке с богом, но не покорившегося ему.

Каин отличается от прежних романтических героев Байрона, которые в гордом одиночестве противопоставляли себя остальным людям. Ненависть Каина к богу вырастает из сострадания к лю­дям, вызвана болью за человеческую судьбу. Сочувствует людям и Люцифер.

Наибольшего напряжения действие достигает в III акте, когда Каин вместе с братом Авелем приносит жертву богу. Авель — во­площение рабской покорности. Униженно, на коленях, молит он бога принять его жертву.

Каин стоит, не преклоняя колен, молитва его исполнена сомне­ния — он не знает, кому и за что он приносит жертву:

Ты благ и всемогущ? —

задает он вопрос,—

Тогда яви

Свободными от зла свои деянья.

И когда ветер низвергает жертвенник Каина и напуганный Авель умоляет брата обрядить новый алтарь, Каин при попытке разрушить жертвенник «подлого угодника небес» убивает брата.

Так, борясь против зла, Каин сам становится орудием зла, и ин­дивидуалистический бунт его оказывается бесперспективным. Бай­рон не находит выхода из противоречий эпохи и оставляет героя одиноким скитальцем, уходящим в неизвестность. И только неж­ная подруга Каина Ада поддерживает в нем желание жить. Но та­кой конец не уничтожает боевого пафоса этой богоборческой дра­мы. Осуждение Авеля прозвучало в ней как протест против всякого примирения и рабской покорности перед режимом реакции.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет