Постановка проблемы



бет1/9
Дата01.07.2016
өлшемі381 Kb.
#170403
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Стребков Д.О.
Социология фондового рынка: новое исследовательское направление

Постановка проблемы


Многие российские граждане, принадлежащие к среднему классу, и имеющие возможность осуществлять регулярные сбережения, распоряжаются избытком своих денежных средств вполне традиционно. Те, кому позволяют финансовые условия, приобретают земельные участки или вкладывают деньги в недвижимость. Остальные используют такие инструменты, как банковские депозитные вклады, покупка валюты, приобретение золота и драгоценных изделий. Во многих случаях люди, стремясь уберечь свои деньги от инфляции, обращаются не к сберегательному или инвестиционному поведению, а, наоборот, еще больше увеличивают уровень своего текущего потребления, часто используя для этого разнообразные кредитные схемы.

Между тем, существует финансовый инструмент, который по многим своим параметрам значительно превосходит возможности упомянутых выше способов сбережений, однако используется россиянами пока ещё чрезвычайно редко. Речь идёт о фондовом рынке или, как его ещё называют, рынке ценных бумаг. И действительно, вложения в ценные бумаги на долгосрочных и даже среднесрочных интервалах времени показывают существенно большую доходность по сравнению с банковскими вкладами. Сопутствующие издержки и взимаемые сторонними организациями комиссии при совершении операций минимальны, по сравнению с теми, которые ждут инвестора при покупке недвижимости, золота или антиквариата. Существенно выше здесь и уровень ликвидности операций: продать акции по текущей цене можно практически мгновенно, отдав необходимое поручение своему брокеру либо по телефону, либо через Интернет, а вывод денежных средств осуществляется на следующий рабочий день после подачи соответствующей заявки.

Тем не менее, фондовый рынок и его возможности на сегодняшний день не привлекают большинство потенциальных российских инвесторов по тем или иным причинам. В то же время, практика инвестирования в ценные бумаги является довольно распространенной и совершенно естественной во всех экономически развитых государствах. На Западе частными инвесторами являются самые широкие слои населения: от бизнесменов до домохозяек, от студентов до пенсионеров.

Почему же так медленно формируется в России слой частных инвесторов? Каковы основные мотивы, толкающие людей на фондовый рынок, и каковы препятствия, не позволяющие человеку включиться в данный вид финансовой деятельности?



Развитие фондового рынка в России


Макроэкономические перемены, происходившие в России на протяжении 1990-х годов, затронули самые различные стороны жизни населения. Один из важнейших результатов экономических реформ заключался в том, что у людей появилась реальная возможность получения инвестиционного дохода благодаря вложению средств в ценные бумаги – акции и облигации российских компаний.

Однако культурная и историческая специфика российского государства накладывала серьезный отпечаток на финансовое поведение граждан. Экономические реформы способствовали радикальной трансформации традиционной системы ценностей, норм и правил поведения россиян. Смена политического режима и ликвидация традиционных институтов советского типа воспринималась российским обществом гораздо более болезненно, по сравнению, например, со странами Восточной Европы, где имели место аналогичные процессы, поскольку в Советском Союзе данный режим существовал значительно дольше – более 70 лет. За это время успело вырасти несколько поколений людей, которые не представляли себе иных норм поведения, кроме норм «советского человека».

По мнению Л. Ионина, данная ситуация может быть охарактеризована как «гибель культуры», в результате чего «современное российское общество в целом лишилось устойчивой идентичности»1. Распад привычного образа мира повлек за собой массовую дезориентацию, утрату идентификаций на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом. Окружающий мир и сам человек перестали быть прозрачными, понятными, знакомыми. И, как следствие, немедленно начался поиск новых культурных моделей, призванных восстановить мир как единое целое, сделать его понятным и упорядоченным2.

В сознании россиян произошло пересечение трех основных типов восприятия действительности, что, в свою очередь, неизбежно привело к конфликту ценностей.



  1. Традиционный русский православный тип – то, что обычно определяют понятием «российский менталитет». Его характерными чертами являются стремление к равенству, готовность щедро и бескорыстно помогать своему ближнему, пренебрежение материальной стороной жизни и ориентация на ее духовную сторону. Богатство воспринимается как «зло», считается, что честным путем его не наживешь. Во главу угла ставятся, прежде всего, человеческие отношения, дружба, доверие. В то же время российскому менталитету часто приписывают такие характеристики как лень, привычку откладывать важные дела «на завтра», «на потом», надежду «на авось», нежелание думать о завтрашнем дне3.

  2. Укоренившийся советский тип личности, для которого была характерна привычка к государственному патернализму, неспособность к самоуправлению, постоянное ожидание помощи, надежда на то, что кто-то о нем позаботится, преобладание внешнего локус-контроля. Основными чертами поведения работника было отсутствие какой-либо активности, инициативы, низкая ответственность, постоянное стремление минимизировать свои трудовые усилия. Коллектив преобладал над личностью, чтобы не стать отверженным, необходимо было быть как все, не высовываться, не выделяться из серой массы4.

  3. Новый западный тип личности, являющийся выражением основных образцов западной культуры. Здесь деньги рассматриваются как мерило счастья, свободы, успеха. В поведении людей преобладает рациональный расчет, эгоизм, стремление к выгоде. Кроме того, характерными чертами человека-носителя капиталистической культуры являются высокая инновационность (способность быстро усваивать и применять новые модели поведения), высокая трудовая мораль, законопослушность5.

Даже сейчас, спустя 15 лет после начала экономических и политических реформ в Советском Союзе, в сознании многих россиян причудливым образом переплетаются все три культурно-исторических типа мышления, что приводит порой к нелогичным, непредсказуемым действиям с их стороны.
В начале 1990-х годов в кредитно-финансовой сфере России стали происходить быстрые и кардинальные изменения. У граждан появилась возможность свободно покупать и продавать иностранную валюту. Начала осуществляться приватизация предприятий, граждане России получили приватизационный чек (ваучер), и для многих он стал первой ценной бумагой в их жизни. К июлю 1994 г., по данным ВЦИОМ уже 94% россиян распорядились своим ваучером. При этом только половина из них использовали его по прямому назначению: купили акции инвестиционного фонда (29%), либо акции своего (12,5%) или другого предприятия (8%). Оставшиеся граждане либо продали его, чтобы получить наличные деньги (38%), либо подарили кому-нибудь (10%)6.

Начала активно развиваться банковская система, появилось большое число инвестиционно-трастовых компаний, таких как МММ, Телемаркет, Русский дом селенга и т.д., обещавших потенциальным акционерам немалую прибыль в короткие сроки. Резко упала привлекательность вкладов в Сберегательный банк и, напротив, стала стремительно возрастать популярность таких способов вложения денежных средств, как коммерческие банки, акции предприятий и организаций, иностранная валюта7. Миллионы граждан по всей стране, поддавшись всеобщему ажиотажу, скупали акции сомнительных компаний, при этом чаще всего люди вкладывали деньги и ваучеры «наугад», на удачу, втайне надеясь получить в ближайшем будущем существенную прибыль.

Дальнейшее развитие событий показало, что в выигрыше оказалась лишь весьма небольшая часть населения – те, кому удалось скупить достаточное число ваучеров и приобрести крупные пакеты акций предприятий. Народ же воспринял приватизацию как первый крупный обман со стороны государства, массовую аферу, в результате которой россияне лишились своей собственности.

Инвестиционный бум начала 1990-х гг. обернулся лавинообразным крушением многочисленных финансовых пирамид. Подавляющее большинство чековых инвестиционных фондов, принимавших ваучеры и денежные средства от населения, обанкротились и бесследно исчезли. Россияне так и не дождались обещанных им баснословных дивидендов. «Люди ждали, что приватизация будет демократической, законной, что собственниками станут честные и квалифицированные люди, “радетели” за народ и общество, но эти ожидания не оправдались»8. Еще не успев, как следует, сформироваться, доверие населения к инвестиционным институтам было подорвано.

Столкнувшись с крахом «финансовых пирамид» и ряда коммерческих банков, российские граждане поняли, что невозможно получать высокие дивиденды от инвестиционных вложений, ничем при этом не рискуя. На смену массовой эйфории пришло массовое разочарование. «Если до середины 1994 г. еще можно было говорить, что население России, вопреки западным экономическим теориям, склонно к риску на финансовом рынке, то, начиная с этого момента и до настоящего времени (1998 г. – Д.С.), наблюдается противоположная тенденция»9.

Активность населения на финансовом рынке пошла на убыль, наступила некоторая стабилизация. При этом все-таки «массовый характер потерь сбережений не повлек за собой кардинальных различий в склонности к сбережениям, но существенно изменил сберегательные стратегии, переориентировав их с организованных денежных потоков на неорганизованные формы»10.


Между тем развитие фондового рынка в стране продолжалось. В Россию пришли крупные западные фонды, одновременно с ними появились и стали активно развиваться свои собственные инвестиционные компании (Тройка Диалог, Ренессанс Капитал, Атон). При этом инфраструктура рынка и структура профессиональных участников к тому времени ещё не сложились. Инвестиционные компании работали в основном только со своими непосредственными клиентами, перепродавая им ценные бумаги, выкупленные у населения. На свободном рынке акции компаний практически не обращались, да и самого рынка как такового фактически не было.

До середины 1990-х инвестиционные компании ориентировались в первую очередь на западных клиентов, но постепенно в России стал формироваться и свой собственный слой биржевых игроков. Появились люди, профессионально работающие на фондовом рынке и получающие свой основной доход путем спекуляций с акциями российских компаний.

Многие граждане в тот момент надеялись стать рантье и жить на дивиденды. Однако уровень финансовой грамотности населения был крайне низок, инвестиционная культура практически отсутствовала. Поэтому первая встреча россиян с фондовым рынком закончилась для большинства из них лишь большим разочарованием: она привела к потере ими своих денежных средств.

Следующим серьезным испытанием для российских частных инвесторов был финансовый кризис в августе 1998 года, когда рухнула пирамида ГКО, и были заморожены многие банковские вклады. Около 1/3 семей практически полностью потеряли свои сбережения или израсходовали их на потребительские нужды, при этом наиболее массовые потери связаны с крахом ряда коммерческих банков11. Самым главным последствием кризиса явилось серьезное снижение уровня доверия граждан России к финансовым институтам.

На протяжении всех 1990 х годов российские граждане чувствовали себя абсолютно незащищенными. Выросшие в другой стране, с другой идеологией, привыкшие к ситуации государственного патернализма, они полагали, что власть в любом случае должна о них заботиться, помогать им. Но раз за разом убеждались, что этого не происходит, и поэтому они могут рассчитывать только на себе и свои собственные силы. Как отмечает Р. Рывкина, «российское государство в ходе “строительства капитализма” нарушило все известные нравственные принципы управления экономикой»12.
Тем не менее, после финансового кризиса ситуация в стране достаточно быстро стабилизировалась, рост цен замедлился, правительство начало осуществлять массовые выплаты задолженности по заработной плате. За последние 5-7 лет в России произошло немало позитивных перемен, в результате которых сформировались экономические, психологические, социальные и культурные предпосылки для увеличения спроса на разнообразные услуги финансовых организаций.

Была достигнута долгожданная стабильность и в политической, и в экономической, и в социальной сфере. Это, в свою очередь, способствовало росту у людей уверенности в завтрашнем дне и формированию оптимистичных ожиданий. Заметно возрос уровень доверия населения к различным государственным институтам.

Важную роль в этом процессе играет и рост благосостояния российских граждан: начиная с 2000 г. реальные доходы населения ежегодно увеличиваются на 10-12%. Благодаря увеличению своих доходов люди не только стали жить лучше, но и стали рассчитывать на ещё большее улучшение своей жизни в будущем.

Одновременно происходит постепенная интеграция западных ценностей в отечественную культуру (в первую очередь через электронные СМИ – кино, телевидение, Интернет). Процессы глобализации приводят к трансформации существующих в России ценностно-нормативных установок населения и способствуют поиску новых «прогрессивных» образцов и моделей поведения. Двумя такими важными финансовыми практиками, получившими (или пока ещё только получающими) широкое распространение в нашей стране в последнее время, стали потребительское кредитование и вложение денег в ценные бумаги (напрямую через брокерское обслуживание, либо опосредовано через доверительное управление или паевые инвестиционные фонды).





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет