8
íÂÓðÂÚ˘ÂÒ͇fl ÙËÎÓÒÓÙËfl ä‡ÌÚ‡
íÖéêÖíàóÖëäÄü îàãéëéîàü äÄçíÄ
Если тщательно проанализировать компози-
цию трактата, представляющего первую из
«Критик», и сравнить ее с аналогичной компози-
цией второй и третьей «Критик», то можно за-
метить отсутствие в структуре «Критики
чистого разума» такого важного композиционного
элемента, как антиномия чистого теоретического
разума. Имплицитно в тексте она, разумеется,
содержится: рассуждения Канта все время опира-
ются на нее, имеют ее в виду, однако антиномия
чистого разума так и остается не эксплицирован-
ной ее автором. Вместо этого чрезвычайно важно-
го структурного элемента, значительно облег-
чившего бы понимание столь сложного трактата,
в тексте «Критики чистого разума» имеется сис-
тема антиномий космологической идеи чистого ра-
зума, но это далеко не одно и то же: одно дело — са-
ма антиномия чистого разума и совсем другое —
система частных антиномий одной из ее идей.
Факт этого недоразумения и его причины и обсуж-
даются в статье, осуществляется экспликация
антиномии, реконструируемой из всего комплекса
текстов Канта; рассматривается вопрос о том,
как же решается Кантом эта антиномия.
Ключевые слова: антиномия чистого разу-
ма, антиномия практического разума, антиномия
вкуса, антиномия рефлексивной способности суж-
дения, система антиномий космологической идеи
чистого теоретического разума; тезис, антитезис
и синтез антиномии чистого разума.
Достарыңызбен бөлісу: |