Антология гуманной педагогики живая этика издательский дом шалвы амонашвили московский городской педагогический



бет1/22
Дата25.06.2016
өлшемі1.28 Mb.
#158421
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
АНТОЛОГИЯ

ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

ЖИВАЯ ЭТИКА


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

МОСКВА

1999

АВТОР ПРЕДИСЛОВИЯ

ОБЩАЯ РЕДАКЦИЯ

Шапошникова Людмила Васильевна

Вице-президент Международного Центра Рерихов

г. Москва

ПЕРВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

Кислинская Нона Владимировна

учитель, кандидат педагогических наук

г. Москва

СОСТАВИТЕЛИ

Гаджиева Н.М.

Иванова А.Г.

Иванов П.Ю.

Калинина А.Я.

Канунова В.И.

Седунова В.И.
АНТОЛОГИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
От первого читателя

Прикосновение к Истине рождает в душе учителя особый внутренний трепет; в такие мгновения привычные явления и проблемы предстают в совершенно ином свете; с этих мо­ментов просветления и начинается наше творчество.

Вот почему так интересна для учителя «Антология гуманной педагогики», каждый томик которой дарит читателю «встречи с Мудростью», с той или иной гранью Великой Истины, зажигая огни творчества в наших учительских сердцах.

Книга, которую вы раскрыли, — особенная в этом уни­кальном ряду. Знакомясь с этой удивительной энциклопедией идей Космической Эволюции, вчитываясь в зачастую короткие, но всегда глубокие и емкие мысли источников, я открыла для себя целую педагогическую цивилизацию будущего, вобравшую многовековую мудрость, накопленную человечеством. Я увидела, что «Живая Этика», приоткрывая истоки и тайну гуманистического мировоззрения, помогает тем самым понять саму суть гуманной педагогики.

Очевидно, что каждый человек по-своему откроет в этой книге наиболее важное именно для него. Но верю, что обязательно откроет.

Прочитав последнюю страницу, понимаешь, что уже не сможешь, закрыв книгу, просто отложить ее в сторону сре­ди прочих других...

Н. В. Кислинская
Живая Этика. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – с. 224

(Антология гуманной педагогики).



Являясь результатом взаимодействия наших соотечественников с группой анонимных философов Востока — Учителей, «Живая Этика» объединила древние и современные знания, умозрительную мысль Востока и научную мысль Запада и сформулировала представление о Космической Эволюции Человечества.
© Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999
СОДЕРЖАНИЕ

Этическая философия космической эволюции

Напутствие Учителя

I. Живая Этика — величие синтеза

«Учение есть Указ Жизни, приложенный к каждой потребности»

«Учение будет пророчеством в научном мире»

«Путь науки будет сближаться с высшим познанием»

«Пусть народ ценит каждое знание!»

«...Понятия Сердца и Культуры неделимы»

«Я утверждаю Красоту»

II. Высокое понятие Учительства

«...Наставничество открывает народу высшую культуру»

«Какие признаки учителя ценить?»

Учительство — Великий Закон Космоса

«Взаимоотношения Учителя и ученика»

III. Грани нового миропонимания

Энергетическая основа Сущего

Человек в Беспредельности

«Все пророчества наполнены вестями о Тонком Мире»

«Об Огне знает сердце человеческое...»

«...Принимаем во внимание закон кармы и ценим индивидуальность»

«Прошу отнестись к перевоплощениям строго научно»

«...Признание двух Начал есть основание Космоса»

Принцип Общего Блага

Космичность Общины

«Решить проблему жизни можно только расширением сознания»

IV. Все Сущее проникнуто мыслью

«...Понять значение мысли»

«...Осознать ответственность за мысли»

«...Твержу о качестве мысли»

«Мыслить чисто, мыслить пространственно»

«Живая мысль из Беспредельности несется по всем мирам»

V. Труд как фактор Мироздания

«В труде — эволюция»

«Сознательное сотрудничество»

«Радость работы есть лучшее пламя духа»

«Ритм труда и дисциплина»

«Отдых — в смене труда»

«Труд должен быть добровольным»

VI. «Сущность человека стремится к совершенствованию»

«Духовности полный сосуд»

«Творить свой духовный облик»

«Радость есть особая мудрость»

«О свойствах совершенно недопустимых»

«...Полезно применить знание ритма к жизни»

VII. Образование. Школа

«Положить знание в основу утверждения сознания»

«Школа, которая научит людей Радости»

Учебные предметы

«...Усилить линию достоверного познания»

«...Заботливо нужно оградить индивидуальность»

Приучать к свободному выбору. Не допускать насильственных навязываний

Утвердим методы сердца!

«Школа должна научить читать»

VIII. Воспитание

Воспитание есть питание всем возвышенньм и утонченным

«Человек возвышается, приобщаясь к Прекрасному»

Звучание слов должно быть прекрасно

IX. Воспитание сердца

«Уявление значения сердца — старая истина...»

«...Когда говорим о сердце, Мы утверждаем твердыню чувства»

«Все сердечное преуспеяние покоится на моральных основаниях»

«Сердце будет расти в ...упражнении добра»

«Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца»

«Любовь есть ведущее, творящее начало»

«На гигиену сердца нужно смотреть как на необходимую деятельность»

«Утончение приведет к чувствознанию»

Знание умственное и сердечное

X. Искусство мышления

Путь к гармонии заключается в искусстве мышления

О качестве мышления

«Искусство мышления должно быть развиваемо в школах»

«Привыкайте вкладывать значение в каждую речь, изгоняя ненужный лепет»

XI. Воспитание воли

«Свобода воли есть прерогатива человека»

«Дисциплина — добровольная гармония»

«Не насиловать свободную волю ученика»

«Невежество есть матерь своеволия»

XII. Семья. Дети

«Семья как устой будущего»

«Люди слагают свое достоинство среди обихода»

«Враги счастья семейного»

«Советую явить время для детей»

XIII. «Оберегите здоровье, оберегите радость!»

«Нужно обратить внимание на соотношение развития духа с состоянием тела»

«Человечество само создало и увеличило свои болезни»

Добрые качества полны целебности

Невозможно создать здоровье без внимания к психической стороне

«Моя аптека будет направлена в общечеловеческую сущность»

«Будьте проще и утонченнее в питании»

«О Родине»

Словарь

ЭТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ


Мир вступает в период длительного неблагополучия и великих потрясений. Но великие ценности должны быть пронесены через все испытания. Для этого дух человеческий должен облечься в латы, должен быть рыцарски вооружен.

Н.А.Бердяев

Философия Живой Этики как система возникла в XX веке и может быть осмыслена и оценена лишь в неразрывной связи с его культурно-историческим фоном. Обстоятельства сложились так, что Россия оказалась в это время пространством двух рево­люций – Духовной и социальной. И это определило ее особое положение и ее роль в мировой истории. Совпадение во времени и пространстве двух революций, несомненно, представляло со­бой определенную загадку, за которой стояли какие-то движения самой космической эволюции. Именно Духовная революция, скрытая от многих глаз внешними катаклизмами, разрушениями и кровавыми столкновениями социальной революции, иниции­ровала процесс, с которого началось формирование на планете Земля нового мышления и становление более высокой ступени человеческого сознания. То, что эволюционные изменения, но­сившие космический характер, наступили именно в России, объ­ясняется рядом причин. И, прежде всего тем, что подобные изме­нения, которые готовятся длительное время, требуют соответст­вующей энергетики. Истоками этой энергетики были и положе­ние России на средостении Востока и Запада, и многослойность и синтетичность ее культуры, полярный характер ее народа, и, наконец, пребывание в ее духовном пространстве таких выдаю­щихся исторических личностей, каковым являлся Святой Сергий Радонежский. Живший в XIV веке, он оказал мощное и много­стороннее влияние на важнейшие процессы русской жизни, на развитие ее духовности, нравственности, а также лучших черт ее национального характера. Без его богатейшего вклада в духов­ную культуру страны вряд ли бы смогла в XX веке состояться в России Духовная революция. К этому еще можно добавить, что его взгляды имели много общего с концепцией Живой Этики. Учение Сергия о Троице, об Общем Благе, об Общине, о Мире Высшем, о важнейшей роли нравственности и сотрудничества в жизни народа, о необходимости труда как средства духовных до­стижений определило на Руси те ведущие вехи, которые и оказа­ли решающее влияние на самый высокий полюс духовной жизни страны, укрепило его и подготовило к грядущим изменениям.

Духовная революция, в отличие от социальной, набирает свою энергетику медленно, ибо связана с наиболее консерватив­ными явлениями человеческого Духа, каковыми являются мыш­ление и сознание. Она начала себя проявлять уже в начале XX века новой мыслью философов Серебряного века, затем неожи­данными открытиями научной мысли. На смену старому со­циологическому мышлению и сознанию шло новое космическое, более высокого измерения, требовавшее иных подходов, иной духовной и научной практики.

Это мышление складывалось как бы тремя потоками, два из которых зародились на земле России, а третий вышел из иного пространства — далеких земель Востока. Однако путь ему в Рос­сию проложили наши же соотечественники Н.К. и Е.И.Рерихи.

Целая плеяда русских философов, представлявшая первый поток новой мысли, таких, как Бердяев, Флоренский, Булгаков, Ильин, Соловьев и др., уже работали над проблемами, которые были связаны с процессами космической эволюции, с осмысле­нием таких понятий, как «иное измерение», Высшее, Дух чело­века и его сознание. Они искали иные подходы к таким, каза­лось бы, вечным философским категориям, как дух и материя. Русские мыслители прозревали ту энергетическую целостность Мироздания, которая пронизывала все человеческое бытие, и понимали, что если человечество не поднимется на новый уро­вень сознания, по-новому не осмыслит космические процессы, оно столкнется с социальными и духовными катастрофами, ко­торые ввергнут его в целую серию затяжных и тяжелых кризисов. Старое сопротивлялось и не хотело уступать. Новое и старое, Свет и тьма, Дух и косная материя – вот те противоположения, энергетика взаимодействия которых постепенно заполняла ду­ховно-культурное пространство России. Борьба за новое созна­ние и мышление разворачивалась на вершинах человеческого Духа, там определялась и эволюционная судьба человечества.

Второй поток, влившийся в пространство Духовной револю­ции, заявил о себе новыми научными достижениями, новой на­учной мыслью. Такие ученые, как В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, В.М.Бехтерев и др., смело вторгались в ранее неприкосновенные области устоявшихся научных истин, пересматривали их, привлекая откровения древних мудрецов, достижения умозрительной философии Востока. Космическое мироощущение получало научное подтверждение. Возникала но­вая модель Вселенной, реальности которой уже не отвечали об­щепринятой методологии традиционной науки. Формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого обще­ства. Начался процесс одухотворения самой науки. Новое космическое мышление вводило в науку категорию Высшего, прибли­жало ученых к изучению иных состояний материи и заставляло их искать экспериментальные подтверждения существования не­видимых миров. В.И.Вернадский выстраивал на основе нового энергетического мировоззрения концепцию ноосферы планеты, или сферы Разума, беря за основу развитие научной мысли. А.Л.Чижевский исследовал космические причины земного исто­рического процесса. К.Э.Циолковский излагал свои догадки-оза­рения о разумных силах Вселенной и одухотворенном Космосе.

Если движения научной и философской мысли находились как бы на поверхности, были видны и ощутимы, то в глубине энергетического эволюционного поля происходил тот таинствен­ный, невидимый процесс, который питался истоком тонких энергий и иных состояний материи. Именно там формировался третий поток мысли Духовной революции, который притянул к себе все, что было к этому времени уже наработано человечест­вом: его художественное, философское и научное творчество.

Однако исторические особенности, сложившиеся в это время в России, привели обе революции, Духовную и социальную, к противостоянию, сопровождавшемуся наступлением социальной революции на духовные ценности и завершившемуся откровен­ным духоборчеством.


I. Космос и человек

Человек является источником и самым мощным претворителем Космических Сил.



Мир Огненный, ч.III, 306.
Когда пытались в России задушить Духовную революцию, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи сумели в 1923 году попасть в Индию. Оба они, и великий художник, и не менее великий мыслитель, оставаясь гражданами России и ни­когда ей не изменяя, прошли по пути Духовной революции там, где был ее восточный исток. Живая Этика оказалась главной целью их работы в этой стране. По имеющейся в нашем распоря­жении информации, группа анонимных философов, называвших­ся, в силу своего высокого духовного развития, Махатмами или Великими Душами, или Учителями, были основными авторами Живой Этики. Теперь можно сказать и о том, что они были свя­заны с Космической Иерархией тех разумных сил Вселенной, о которой писал К.Э.Циолковский. Вряд ли это философское Учение могло дойти до нас так быстро, если бы не сотрудничество Рерихов с его создателями. Выбор в качестве сотрудников наших великих соотечественников имел под собой определенные осно­вания. По тем записям, архивным материалам и письмам, кото­рые были переданы Международному Центру Рерихов С.Н.Рери­хом, мы можем судить о той большой роли, которая отводилась России в эволюции человечества. «В новую Россию моя первая весть»1, — гласила первая строка первой книги Живой Этики. Следует также отметить, что Учение давалось на русском языке. И в книгах Учения, и в материалах ее первых толкователей Н.К. и Е.И.Рерихов неоднократно подчеркивалась энергетическая, духовная и интеллектуальная роль России в формировании нового мышления и нового сознания XX века. Учение передавалось Е.И.Рерих, начиная с 1920 года и кончая ее уходом в 1955 году. Принимаемая информация расшифровывалась, систематизирова­лась, и из нее составилась целая серия книг под общим названием «Живая Этика». Синхронность этой информации с выходом ос­новных книг русских философов и трудов русских ученых-мыслителей свидетельствует о целенаправленных действиях авторов Жи­вой Этики, которые сознательно регулировали поток нового кос­мического мышления. И Е.И.Рерих, которая провела титаниче­скую работу над текстами Учения, и Н.К.Рерих, воплотивший эволюционно-космические идеи Живой Этики в прекрасных ху­дожественных полотнах и в своих литературных очерках, внесли свою великую лепту в формирование нового планетарного мыш­ления и нового сознания современного человечества.

Создатели нового Учения шире, чем современная наука, трактовали такие фундаментальные понятия, как материя, дух, энергия, и рассматривали Мироздание как грандиозную и бес­предельную систему одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и челове­ка. Живая Этика содержала объемную информацию о взаимо­действии этих структур и влиянии такого взаимодействия на Космическую эволюцию, энергетические «коридоры» которой пронизывают беспредельное пространство.



«Что такое эволюция – теория, система, гипотеза? – говорил крупнейший французский ученый и мыслитель Тейяр де Шарден, внесший значительный вклад в развитие нового планетарного мышления. — Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она основ­ное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетво­рять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумны­ми и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, — вот что такое эволюция»2. Именно закономерностям Космической эволюции, в которой смы­кались «все линии» человеческого существования, и была посвяще­на Живая Этика. Идеи Живой Этики не были ни отвлеченными, ни абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечест­ва, объединив в себе мысль Востока и Запада, они несли огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к бу­дущему, к духовному совершенствованию и эволюционному про­движению. Охватывая широчайший диапазон космических процессов, Живая Этика способствовала такому пониманию человеком событий, «которое бы отражало суть и основу всей Вселенной», по словам Н.К.Рериха. Осмысливая место человека в системе Косми­ческой эволюции, создатели Живой Этики утверждали, что «чело­век является источником знания и самым мощным претворителем Космических Сил»3, что он есть «часть Космической энергии, часть стихий, часть разума, часть высшей материи»4. Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос. Взаимодействие энергетических структур Мироздания в процессе энергообмена с человеком является глав­ной движущей силой его Космической эволюции. Сам этот про­цесс обширен, сложен и мало изучен современной наукой. Однако лишь в результате него происходят те вспышки энергии, которыми продвигается человечество. Человек вступает в энергообмен с себе подобными объектами, находящимися на поверхности планеты, с самой планетой, а также с различными космическими телами, в первую очередь с Солнцем, планетами Солнечной системы, созвез­диями Зодиака, созвездием Орион и, наконец, с мирами иных измерений и иных состояний материи. В результате такого обмена энергетический потенциал человека и космических тел меняется, создает условия для их эволюционного продвижения. Сама же энергетика есть первопричина всех процессов, происходящих в Космосе. Она играет основную роль и в переходе сознания человека от состояния объекта эволюции к состоянию ее субъекта. Расстоя­ние, отделяющее объект эволюции от ее субъекта, есть путь духовно-культурного совершенствования человека, в итоге которого соверша­ется переход от пассивного и несознательного участия человека в эволюции к активному и осознанному. Человек обретает знания и способность влиять, соблюдая Великие законы Космоса, на ход и качество эволюции. Из субъектов эволюции и состоит Иерархия оду­шевленного Космоса, представленная на Земле Учителями, в том числе и авторами Живой Этики. Эволюционные процессы Космоса развиваются согласно его объективным законам. Эти же законы оп­ределяют общие и частные цели эволюции и свидетельствуют о при­оритете духа, который авторы Живой Этики рассматривают как силу природы и энергетическое явление. Искра такого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно Великим зако­нам Космоса, с одной стороны, и его свободной воле — с другой. Главной задачей самой эволюции является одухотворение ма­терии, повышение ее энергетики и последующее ее изменение и утончение. Этого можно достигнуть лишь с помощью такой си­лы, как дух. В процессе одухотворения и утончения материи на­правление синтеза является главным магистральным путем в вы­полнении задачи. Такие же явления, как культура и возникающие в ее пространстве любовь, красота, несущие в себе тонкую высоковибрационную энергетику, и, наконец, сама психическая энергия человека, являются опорами эволюции и определяют ее качество. Отсутствие таких опор по тем или иным причинам прерывает путь Космической эволюции и уводит в воронку ин­волюции. Живая Этика рассматривает любое земное явление с точки зрения взаимодействия духа и материи и энергетики этого взаимодействия. Такой методологический подход дает возмож­ность выявить реальный смысл явления и установить его при­чинные связи. Попробуем применить такую методологию к од­ному из фундаментальных эволюционных явлений, каковым мы, с полным правом, можем считать Культуру.
2. Почитание Света

Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты.



Н.К.Рерих.

Культура и цивилизация. М., 1994. С.41.
Взгляды авторов Живой Этики, русских философов и самих Рерихов на Культуру, в самом широком смысле, имеют много об­щего и созвучного. Старое, социологическое мышление не только не могло правильно решить вопрос о роли Культуры в эволюционно-историческом процессе человечества, но, не различая такие понятия, как Культура и цивилизация, создавало немало путани­цы в определении их смысла. «Многозначительно приходится по­вторять о Культуре и цивилизации, — писал Н.К.Рерих. — К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так утонченные корнями своими, уже подвержены перетол­кованиям и извращению. Например, до сих пор множество лю­дей полагает вполне возможным замену слова «Культура» циви­лизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как «цивилизация» в корне своем имеет гражданственное, обще­ственное строение жизни»5. Иными словами, в то время как Культура является духом творческой деятельности человека, ци­вилизация есть ее материя. И как дух и материя, связанные меж­ду собой, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, так и Культура и цивилизация соотносятся друг с другом. Но, не­смотря на такое тесное взаимодействие и та и другая имеют раз­ные источники возникновения и различный смысл своих эволюционно-исторических целей.

К области Культуры мы можем от­нести те проявления человеческого духа, которые как бы сами из­ливались из таинственных глубин человека, носили природный характер и были естественны для него. Песня и музыка, художе­ство во всех его проявлениях, различные культы, этические мо­менты, поэзия и многое другое, казалось, появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием. Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизу­ющейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и ка­чеством энергетики этого духа. Иными словами, самоорганиза­ция духа есть форма существования Культуры. Новая наука, за­родившаяся во второй половине XX века и называющаяся си­нергетикой, дает некоторые сведения для выяснения законо­мерностей этой способности к самоорганизации. Синергетика имеет дело в основном с биологической самоорганизацией. Но на этом уровне ученым удалось нащупать некий универсальный принцип, имеющий отношение к любой энергетической струк­туре, и к духу в том числе. В энергетическом поле духа идут те же обменные процессы, которые составляют основу всех космиче­ских явлений, начиная от человеческого общества и кончая меж­звездным веществом. Специфика такого энергообмена складыва­ет или превращает дух в систему Культуры. Согласно выводам синергетики, самоорганизации поддаются лишь открытые систе­мы. Наряду с этим важным условием процесса самоорганизации, в какой бы среде он ни шел, является первоначальное отклоне­ние системы от равновесия. Оно может произойти или в силу на­правленного энергетического воздействия извне, или возникнуть по причине каких-то факторов внутри самой системы. В связи с этим стоит упомянуть одну из важнейших теорем в кибернети­ке — теорему Маккалока-Литса: промоделировать некую слож­ную самоорганизующуюся систему может только система на по­рядок более сложная. В этих положениях заключаются принци­пиальные особенности формирования Культуры как системы ду­ха. Условно мы можем считать их объективными и субъективны­ми. Объективные действуют на уровне регулярных процессов энергообмена, субъективные же связаны с более сложными явле­ниями, имеющими отношение к высоким самоорганизующимся системам, способным к направленному энергетическому воздей­ствию. И объективные, и субъективные факторы в формирова­нии и развитии Культуры, как самоорганизующейся системы ду­ха, постоянно взаимодействуют. Если объективные двигатели Культуры мы можем отнести условно к природным явлениям, то субъективные связаны с субъектами Космической эволюции, ко­торые Живая Этика называет Иерархией Света. Воздействие по­следних на культурные процессы можно проследить в истории человечества с древнейших времен и по сегодняшний день. Культурные герои мифов и легенд, Учителя, анонимные и исто­рические, религиозные наставники и, наконец, создатели духовно-этических учений — все они были связаны с Космическими Иерархами и сами в ряде случаев являлись таковыми.

Согласно Великому Космическому закону об Учительстве че­ловек совершенствуется только тогда, когда есть Учитель или просто учитель, без которых невозможны ни формы культуры, ни охранение ее традиций, ни такие качества в человеке, как нравственность, духовность, его стремление к знанию и самосо­вершенствованию. Иными словами, Учитель творит из человека того, кто способен восходить по спирали Космической эволю­ции. Неуважение к учителю, на какой бы ступени тот ни нахо­дился, приводит к остановке такого восхождения, а иногда и просто к «расчеловечиванию».

Культура, в истинном смысле этого слова, не существует без творчества, ибо последнее и есть та энергетическая сердцевина, без которой самоорганизующаяся система не может продвигаться от простого к сложному, от плотного состояния к утонченному. Культура не может существовать без естественной связи с Вы­сшим. Она развивается под непосредственным влиянием контак­тов с мирами иного состояния материи, иных измерений, под воз­действием того, что Н.А.Бердяев называл «иной духовной дейст­вительностью». Последняя вошла в человека с первыми искрами его сознания, с первыми формами его творчества. Живая Этика дает нам информацию о Высших Мирах — Тонком и Огненном, под воздействием которых находятся многие явления на земле и элементы которых входят в нашу культуру. Каждый новый эволю­ционный виток усиливает нашу связь с такими Мирами. «Мир мысленный составляет живую связь между Тонким и Огненным, — сказано в одном из параграфов Живой Этики, — он входит как ближайший двигатель Мира Огненного. Мысль не существует без Огня, и Огонь превращается в творящую мысль»6. Эта ступень творящей мысли, которую В.И.Вернадский называет ноосферой, есть один из этапов Космической эволюции человечества, к кото­рой нас готовит лишь Культура, как форма существования духа на нашей Планете. Иного пути в Космическую эволюцию нет.

Цивилизация же есть обустройство жизни в самых разных ее аспектах, связанное с тем рукотворчеством, которое является главной формой творчества материи в нашем плотном мире. В истории человечества возникали и складывались различные ти­пы цивилизаций. Их характер определялся уровнем взаимодейст­вия с Культурой. Иногда цивилизация отдалялась от Культуры или приближалась к ней, но никогда на протяжении нескольких последних тысячелетий не существовала отдельно от последней. Полный отход цивилизации от Культуры есть особенность лишь XX века, стоящего на пороге новых эволюционных изменений. Представляя, в отличие от Культуры, смертную материю челове­ческой жизни, цивилизации приходили и уходили, возникали и разрушались, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, оставался, проходил свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух и расширяя энергетические возможности их дальнейшей эволю­ции. Во взаимодействии цивилизации и Культуры приоритет должен принадлежать последней. Нарушение равновесия между Культурой и цивилизацией, Духом и материей человеческого бы­тия привело к острому кризису человеческое сообщество XX ве­ка. Материя, по ряду причин, заняла господствующее положе­ние, выразив себя в техногенной, бездуховной цивилизации, ис­пользующей мощные технические средства вне зависимости от каких-либо нравственных установлений. В Учении Живой Этики самым широким образом поставлена проблема Культуры как средства спасения Планеты от грядущих гибельных катаклизмов. Авторы Учения аргументировано и убедительно показали, что регулярное нарушение человечеством Великих законов Космоса уже завело его в тупик, чреватый гибельными энергетическими взрывами. Выход из него им виделся в сближении Духа и мате­рии человеческого бытия, в одухотворении этой материи и в по­следующем синтезе системы «Культура – цивилизация». Этот синтез, как утверждал Н.К.Рерих, изменит смысл теперешней цивилизации, одухотворит ее и превратит систему «Культура – цивилизация» в целостное явление, действующее на более высо­ком эволюционном уровне, нежели до сих пор.

Совпадение в пространстве России двух революций – Духов­ной и социальной – было связано с необходимостью такого процесса, отвечало плану субъектов Космической эволюции и содержало в себе возможность синтеза Культуры и цивилизации как основы построения Нового Мира. Реализация этой возмож­ности зависела от свободной воли участников обеих революций и от уровня их сознания. Социальная революция отвергла новое мышление, что и явилось главной причиной ее неудачи в осуще­ствлении Космической возможности.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет