Е.Л. Капустина
КубАЧиНСКий К
I
Аз: ТЕхНОлОгия,
ПРАКТиКи, иДЕНТиЧНОСТи
сельская спецификация многих художественных промыслов дагестана,
как существующих до настоящего времени, так и утраченных, известный факт
для тех, кто знаком с этим регионом. При этом за определенными селами за-
креплена та или иная ремесленная слава. Так, кубачи
ассоциируется, прежде
всего, с искусством златокузнецов и серебряных дел мастеров, если же говорят
о дагестанской вышивке, то на ум в первую очередь приходят загадочные об-
разцы кайтагской вышивальной традиции. Тем не менее вышивкой успешно
занимались и
дагестанки из других регионов, а те же самые кубачинки через
вышивальное искусство смогли не только в очередной раз подчеркнуть значи-
мость художественных промыслов для своего села, но и в настоящее время при
помощи образцов своего мастерства выражают свою специфическую локаль-
ную идентичность.
о судьбе кубачинской вышивки задумываешься, как
только в первый раз
пересекаешь границы этого живописного горного селения (рис. 1, 2). Большая
часть женщин, от девочек-старшеклассниц до пожилых кубачинок, носят весь-
ма узнаваемые белые головные покрывала,
как правило, украшенные вышив-
кой, бахромой и тканевыми вставками. именно этим традиционным для куба-
чи головным уборам —
к
I
aзам — посвящена статья.
В 2013 г. во время очередного экспедиционного выезда в горные районы ре-
спублики мне посчастливилось собрать небольшую коллекцию кубачинских го-
ловных уборов, состоящую из пяти к
I
азов (№ 7558-1, 2, 3, 4, 5) и
одной чухта
—
традиционного женского головного убора в нагорном дагестане
(№ 7558-6).
до этого времени в собрании маЭ Ран была только одна кубачинская чухта
(№ 7353-14), а к
I
азы не были представлены совсем, поэтому приобретенные
предметы восполнили в коллекции материальной
культуры дагестана суще-
ственный пробел.
В задачи статьи входит описание вариантов кубачинских головных плат-
ков, истории развития и особенностей техники изготовления, а также выяв-
ление основных практик бытования и роли этого предмета одежды в форми-
ровании социокультурного контекста кубачинской жизни.
Помимо этого через
127
Кубачинский к
I
аз: технология, практики, идентичности
практики использования и неиспользования платка к
I
аз в
кубачи будут затро-
нуты вопросы сельской идентичности, а также продемонстрированы основные
положения дискуссии о женском головном уборе в современном дагестанском
обществе.