Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
Учебное пособие
Пенза 2011
УДК 23/28 + 29
ББК 86.3
Рассматриваются вопросы происхождения и эволюции религий, национально-государственные формы, основные особенности.
Учебное пособие направлено на создание у студентов целостного представления о религиях, их сущности, месте и роли в истории человечества.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов вузов и написано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Компактное подача и доступное изложение материала помогут студентам подготовиться к семинарским занятиям, зачётам и экзамену по данному предмету.
Работа подготовлена на кафедре истории Отечества, государства и права
Составитель С. А. Уразова
Рецензент Кирьянова Н.В., к.и.н., доцент кафедры социально-политических наук Санкт-Петербургского госуниверситета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича
Предисловие.
В наше переходное время, когда разрушился миф о коммунизме и ещё не найдена замена отвергнутому идеалу, необходимо обращаться к «вечным» религиозным ценностям. Это особенно важно в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Чтобы уважительно относится к любым формам религии, надо знать основы религиозных традиций.
Курс истории религии, безусловно, учит студентов толерантности. История религии является не только частью истории, но и частью культуры. Это неотъемлемый важнейший компонент любой цивилизации. Поэтому, изучение религиозных традиций необходимо для образованного человека.
Данное учебное пособие рассматривает возникновение и эволюцию религии, знакомит с важнейшими положениями наиболее распространённых верований. Пособие включает ряд глав, в которых в сжатом виде отражены характеристики первобытных верований, религиозных систем древних цивилизаций (Египет, Месопотамия, Греция, Рим), национальных религий – зороастризма, иудаизма, индуизма, даосизма, конфуцианства, синтоизма. Учебное пособие направлено на создание у студентов целостного представления о мировых религиях, их сущности, месте и роли в истории человеческого общества. Отдельная глава посвящена современным нетрадиционным культам.
Настоящая работа подготовлена, прежде всего, для студентов медицинского института, поэтому рассматриваются и проблемы взаимодействия религии и медицины.
Для будущих медицинских работников важно изучение истории религии, так именно в процессе формирования религиозного мировоззрения были выработаны основные нравственные нормы человечества.
Учебное пособие призвано хотя бы частично ликвидировать пробел в недостатке учебной литературы по истории религии. Компактное и доступное изложение материала поможет студентам максимально быстро и качественно подготовиться к семинарским занятиям и зачёту.
Данное учебное пособие необходимо рассматривать во взаимодействии с методическими указаниями по спецкурсу «История религий», вышедшее в издательстве ПГУ в 2009 г.
Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы.
Тема 1.
Религия как социокультурный феномен
План
1. Структура и функции религии.
2. Классификация религий.
3. Медицина и религия.
1.Структура и функции религии.
Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно. Многообразие религиозных форм (науке известно около пяти тысяч религий) не позволяет дать универсальное определение религии, так как явления характерные для одних верований оказываются периферийными для других. Термин религия римский мыслитель Цицерон производил от латинского relegere – идти назад, снова читать, обдумывать, созерцать, бояться и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов. Христианский теолог Лактанций полагал, что слово религия происходит от латинского глагола religare – связывать, привязывать – и применительно к религии означает соединение людей с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. В европейской культуре слово религия распространяется, начиная с XYI в.
Исследователи определяют религию в соответствии со своими теоретическими и методологическими предпочтениями. Поэтому определения религии можно классифицировать на:
- доктринальные (осмысливают религию «изнутри»);
- методологические (по способам и методам исследования);
- базирующиеся на данных тех или иных наук;
- выделяющие какой либо аспект религиозного комплекса.
Большинство исследователей выделяют в качестве основных компонентов религии религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.
Религиозное сознание функционирует на двух уровнях:
1) религиозная идеология – система идей о Боге, мире и человеке;
2) религиозная психология - совокупность религиозных представлений и чувств, присущая всей массе верующих и связанная с религиозной идеологией.
Центром религиозного сознания является вера – такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность принимается без теоретических и практических доказательств. Вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры – это твёрдое убеждение человека в существование сверхъестественного.
Систематизированное изложение содержания веры в догматах составляет вероучение. Во многих религиях вероучение содержится в священных книгах - Священном Писании (Библия, Коран и др.), которое по своей сути является божественным откровением. Священное Предание, написано людьми, содержит правила и установки, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него.
Религиозная деятельность – вторая составляющая религии. Её важнейший вид – религиозный культ, сочетающий в себе духовный и практический аспекты. Культ это совокупность определённых символических действий, с помощью которых человек общается с Богом. Способы культа – различные обряды, воплощающие религиозные представления, например:
- обряды инициации – посвящение в иную социально-возрастную группу;
- жертвоприношения - обряд умилостивительного или благодарственного характера;
- богослужения – совокупность обрядов, проводимых коллективно в особо отведённом месте;
-молитвы – обращение к сверхъестественным силам с просьбами о ниспослании блага, отвращении зла;
-праздники – знаменательные дни, отмечаемые в память о тех или иных событиях и религиозных персонажах;
-посты – религиозные запреты или ограничения на приём определённых видов пищи.
Средствами культа являются храмы, святилища, реликвии, утварь, одеяния. В рамках культа используются различные виды искусства – музыка, живопись, архитектура, которые усиливают религиозные чувства и эстетические потребности верующих. Важной характеристикой культа является наличие определённой категории лиц, руководящей им (шаман, жрец, священник и др.)
Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием и подразделяются на культовые и внекультовые. В качестве субъектов религиозных отношений выступают верующие, религиозные организации и учреждения. Религиозные отношения подразделяются на:
1) внутрицерковные - между верующими, священнослужителями и руководящими органами той или иной церкви;
2)межцерковные – между верующими, объединениями, организациями различных вероисповеданий;
3) внецерковные – применение религиозных норм в других сферах жизнедеятельности общества.
В качестве упорядочивающих религиозную деятельность и отношения инстанций выступают религиозные организации – оформленное объединение верующих одной религии. Основные типы религиозных организаций:
- религиозная группа - небольшой коллектив людей, совместно отправляющих религиозные обряды;
- религиозная община, для которой характерно добровольное членство, высокая степень регулярности культа, отсутствие централизованного руководства;
- церковь – централизованное, иерархическое объединение священнослужителей (клира) и простых верующих (мирян), которое постоянно воссоздаёт и координирует обрядово-культовую деятельность религии;
-секта – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом и характеризуется замкнутостью, претензиями на исключительность и закреплением харизматического лидерства;
- деноминация – религиозное объединение, находящееся в стадии становления, промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющий черты, как первой, так и второй.
Религия выполняет ряд функций, наиболее существенными являются:
- мировоззренческая – состоит в создании религиозной картины мира, которая объясняет явления окружающей человека действительности и определяет отношение человека к ней, религия придаёт определённый смысл и цель жизни человека;
- компенсаторная – восполнение ограниченности, слабости, эфемерности человеческого существования, религия помогает человеку преодолеть одиночество, страх, утешает, облегчает страдания;
- регулятивная – формирует особую систему норм и ценностей, которые определяют поведение, деятельность людей;
- легитимирующая – обосновывает и придаёт законный характер определённому типу общественного порядка и государства;
- интегрирующе-дезинтегрирующая - религия может в одном отношении объединять, а в другом разъединять индивидов, группы людей;
- психотерапевтическая - преодоление индивидуальных негативных ощущений, эмоций;
- культурно-транслирующая - сохраняющая и передающая из поколение в поколение религиозные памятники, тексты и т.п.
2.Классификация религий.
Учитывая огромное количество религий, возникает потребность в их упорядочении, типологизации. Существуют различные принципы и критерии классификации религий:
- географический по регионам распространения тех или иных религий, например, африканские, индийские, дальневосточные, американские и т.п.;
- этнолингвистический, по связям между языком и этносом (М.Мюллер), три семьи языков – тюркские, семитские, арийские, в соответствии с которыми квалифицируются религии;
- философский - по степени самореализации абсолютного духа (Г.Гегель), религии природы (китайская, индийская, египетская, персидская), религии духовной индивидуальности (древнегреческая, древнеримская, иудаизм), религии совершенной духовности (христианство);
- морфологический по стадиям, которые проходит религия в своём развитии (Э.Тайлор) – анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеизм;
- статистический - по количеству верующих и их удельном весе в общей численности населения;
- по государственно-правовому статусу, религии - государственные и религии национальных меньшинств;
- по уровню организации выделяют жёстко централизованные и децентрализованные религии.
Также можно говорить о религиях живых и мёртвых. Мёртвые религии – это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли (древнеегипетская, религии ацтеков, майя, греко-римская и т.д.). Многие из них оставили после себя много святынь, памятников, гробниц, легенды и мифы. Живые религии – это ныне существующие, оказывающие влияние на сознание и поведение людей.
Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на принцип происхождения. Естественные религии возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе, например, родоплеменные религии, индуизм, синтоизм и т.п. Религии откровения связаны с личностью основателя, с фактом его сверхъестественного озарения, например, зороастризм, буддизм, христианство, ислам.
Из множества возможных критериев классификации религий чаще всего используется деление на первобытные, национально-государственные, мировые и нетрадиционные. Этот подход сочетает в себе несколько принципов классификации.
3.Религия и медицина.
Медицина во все времена была тесно связана с религией. И это не случайно, поскольку и религия и медицина стоят у истоков жизни и смерти, а забота о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является важной функцией религии. Первобытные целители основывали свою деятельность на предположениях о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Поэтому лечение состояло из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений.
В древних культурах – египетской, вавилонской, шумерской, греческой – способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности человека и определяла его, как правило, жреческое положение в обществе. Например, первый египетский целитель Имхотеп был жрецом, а впоследствии был обожествлён. Храм в его честь был одновременно и госпиталем и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи полагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов храма Асклепия – бога врачевания у древних греков. Обряд жертвоприношения давал некоторые представления об анатомии животных: анатомия человека не существовала как наука, принимая во внимание обрядовые запреты- притрагиваться к мертвецу, не говоря уже о вскрытии трупа.
В Библии очень мало ссылок на анатомические и физиологические факты. В библейские времена естественных причин болезни даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Однако в любом случае считается, что болезнь ниспослана Богом за грехи или как испытание и исцелять сначала нужно душу.
Так, Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге о целостном составе личности. По слову Спасителя, он врачевал «всего человека». Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи.
Изучать медицину полезно и похвально и перед Аллахом. Ведь когда человек болен он не в состоянии должным образом выполнять возложенные на него Аллахом обязанности, и не может принести пользу ни самому себе, ни окружающим его людям. Конечно, в Коране нельзя найти подробное освещение медицинских тем, но там содержаться сведения о строении человека, продолжении рода, анатомии, физических и психических заболеваниях.
Некоторые исследователи установили, что в Коране содержится боле 40 аятов, связанных с медициной. Коран несёт информацию о беременности и бесплодии, грудном вскармливании детей, причинах и протекании болезни. Коран предостерегает от переедания и несбалансированного питания.
Физическое исцеление невозможно без исцеления духовного. Пророк Мухаммад совершал «рукья» (исцеление молитвой) с помощью Корана.
Многие религиозные культовые предписания также способствуют сохранению здоровья человека. В большинстве религий разрешается воздержание от поста больным и ослабленным людям. Запрещается употребление в пищу мяса с кровью, свинины. Ритуальные омовения способствуют гигиене и профилактике инфекционных заболеваний.
Ритуальные телодвижения укрепляют сердечную мышцу и улучшают циркуляцию крови, эластичность сухожилий и связок.
Медицинские исследования последнего времени свидетельствуют о благотворном влиянии молитвы на излечение больного. Лауреат Нобелевской премии в области медицины французский профессор Алексис Каррель писал:» Внутренние органы человека лучше всего работают во время молитвы и совершения религиозных обрядов. Мои оппоненты могут опровергать это столько, сколько им заблагорассудиться. Но я был свидетелем того, как много больных, которых нельзя было вылечить привычными медицинскими средствами, выздоравливали при помощи молитвы». (Гаджиев М. Ислам и здоровье // Ислам. 2003.№5.С.7.)
Первые лечебницы открывались при храмах и монастырях. Даже слово «лазарет» обязано своим происхождением религии – ведь так назывались убежища для прокажённых, которые создавались по инициативе монашеского ордена святого Лазаря, учреждённого крестоносцами. Но в средние века церковь мешала развитию медицины. Апологеты религии противодействовали внедрению в практику таких открытий как вакцинация против оспы, переливание крови, наркоз.
Православная церковь с неизменно высоким почтением относилась и относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленной на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Можно выделить четыре периода взаимодействия религии и медицины сначала на Руси, потом и в России.
Во время первого периода основной организационной формой взаимодействия медицины и религии были больницы при монастырях, например, при Киево-Печерском, Ново-Девичьем, Пафнутиево-Боровском и многих других.
Позже развились несколько форм сотрудничества, в котором ведущее место принадлежало общинам сестёр милосердия. Также сохраняются больницы при монастырях, появляются храмы при лечебных учреждениях, священнослужители занимались пастырским душепопечением в госпиталях действующей армии.
В советское время не было внешних проявлений взаимодействия, но наверняка священники посещали в больницах своих болеющих чад, а люди молились о здоровье для себя и своих близких.
И, наконец, в 1988 г. активные отношения между медициной и религией возобновились. В современной России можно выделить следующие основные направления взаимодействия:
- сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами;
- уход за больными;
- борьба с алкоголизмом и наркоманией;
- просветительская деятельность;
- взаимодействие в сфере помощи инвалидам и терминальным больным;
- реабилитация лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная психотерапия).
Особую актуальность представляет позиция Русской Православной Церкви по отношению к проблемам, порождённым бурным развитием биомедицинских технологий. Их развитие значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой озабоченности. Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Нравственно недопустимым являются также «суррогатное материнство» и все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Священное Писание и Церковь не может признать нравственно приемлемой эвтаназию. Привлекая внимание к нравственным причинам недугов, Церковь, вместе с тем, приветствует усилия медиков, направленные на лечение наследственных болезней. Однако целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий промысел. Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, прекращение медицинской помощи безнадёжному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. Религиозные убеждения людей сегодня остаются одним из основных способов защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий.
Литература
1. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? - М., 1998.
2. Гаджиев М. Ислам и здоровье. // Ислам. 2003. №5.С.7
3. Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. - М., 1996.
4. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. – М., 1995.
5. Кислюк. К.В. Религиоведение: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / К.В.Кислюк, О.И.Кучер. – Ростов н/Д., 2003.
6. История религии: учебник. / Ф.М. Ацамба (и др.); под общ. Ред. И.И. Яблокова. – 3-е изд., испр. и доп. Т.1. – М., 2007.
7. Религиоведение. Хрестоматия. / Под ред. Красникова. – М., 2001.
Введение в общее религиоведение: учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2001.
8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: курс лекций / А.А.Радугин. – 2-е изд. – М., 1999.
9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Православное слово. – 2000. – 18 сентября.
10. Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э. Тайлор. – М., 1989.
11. Богословы и естествоиспытатели на пути к мудрости // Наука и религия. 2010. №12.
12. Аксючиц, В. Светское не значит атеистическое. // Наука и религия. 2010. №4.
13. Семёнов, В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы / В.С. Семёнов // Вопросы философии. – 2006.- №12.
Тема 2.
Происхождение и ранние формы религии.
План.
1.Проблема происхождения религии.
2.Ранние формы верований и культы в первобытном обществе.
1. Проблема происхождения религии.
До середины XIX века доминировала богословская концепция происхождения религии, согласно которой религия имеет божественную природу. Бог сотворил мир, природу, человека и дал ему религию для того, чтобы человек при определённых условиях мог общаться с Богом. Блаженный Августин писал, что всякий нормальный человек рождается с идеей о Боге, внедрённой в само его сознание. Теологи приводили немало различных способов рационального обоснования бытия Бога.
1.Космологическое доказательство было сформулировано богословом Фомой Аквинским. Мир должен иметь первопричину, импульс всякого начала, движения. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог.
2.Онтологическое доказательство было сформулировано Ансельмом Кентерберийским. Оно состоит в следующем: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном, существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное – то есть, Бог – существует, поскольку само определение совершенства включает в себя и существование.
3.Нравственное доказательство выдвинуто немецким философом Э.Кантом. Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога. Бытие Бога признаётся недоказуемым с помощью теоретического разума, но необходимо с точки зрения морали и практического разума.
4.Историческое доказательство – история не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишён веры.
5.»Чудесное» - существует множество засвидетельствованных фактов чудесных событий. Чудо – это явление, которое можно объяснить только сверхъестественным вмешательством Бога.
Но изучение религий мира установило, что монотеизм не является исходным пунктом религиозной истории, а является продуктом длительной эволюции религии. Это стало причиной появления концепции «промонотеизма». Впервые она была сформулирована шотландским учёным Э.Лэнгом, но в наиболее полной форме изложена католическим священником В.Шмидтом в его труде «Происхождение идеи Бога». Согласно этой теории всем формам религии предшествовала вера в единого Бога-творца, а политеизм, легенды, мифы являются позднейшими искажениями этой веры.
Светский подход не даёт однозначного ответа на вопрос о происхождении религии. Существует множество научных теорий, которые исходят из того, что религия – явление социальное или психологическое и возникает на определенных ступенях развития человеческого общества.
Элементы натуралистического подхода к проблеме происхождения религии можно встретить ещё в античности у Эпикура, Лукреция, Демокрита. Последний считал, что древние, наблюдая небесные явления: гром, молнии, затмения луны и солнца, приходили в ужас и полагали, что виновники всего этого боги. Натуралистическая идея была популярна и в эпоху Возрождения. Дж.Боккачо (1313-1375) в своём трактате «Генеалогия языческих богов» истолковывает мифические образы как аллегории звёздного неба.
Центральным принципом концепции Ш.Ф.Дюпюи (1742-1809) была астральная идея, согласно которой мифы представляют собой образы божественной эманации в космосе и отражают движение небесных тел. Натуралистическая идея подметила природоморфность религиозно-мифологических образов. Культы различных явлений природы – животных, растений, гор, рек и т.д. – были широко распространены на ранних этапах человеческой истории. Однако исключительный акцент на грозных и разрушительных силах природы при объяснении причин появления религии не давал полного объяснения проблеме происхождения религии.
Популярной у философов была и идея невежества как причины появления религии. Например, П.Гольбах писал:»Толпа видит чудеса и знамения во всех поражающих её явлениях, понять которые она не может; она называет сверхъестественными производящие их причины» .
Многие философы, начиная с античности, объясняли появление религии психологической идеей страха. Абсолютное большинство источниками страха называли грозные и разрушительные силы природы. Важный вклад в развитие этой идеи внёс Б.Спиноза. Страх и неуверенность, по его мнению, порождаются не только природными, но и общественными явлениями.
Философы-просветители развили эту идею. Так, Л.Фейербах рассматривал религию как проекцию человеческих заблуждений. К.Маркс и Ф.Энгельс подчёркивали, что в классовых обществах поддерживается дальнейшее существование религии, отношениями господства и подчинения, которые всячески порабощали человека и требовали понятного ему объяснения этого произвола. Они высказали предположение, что по мере развития науки и роста уровня образования религия постепенно себя изживёт.
Одной из ранних теорий происхождения религии стала идея обмана, согласно которой религия навязана людям извне с помощью обмана. Известны три её разновидности, в соответствии с первой религия введена царями и законодателями, согласно второй – жрецами, согласно третьей – философами и мудрецами (Критий, Вольтер, Д.Дидро). Конвенциональная теория пытается ответить на вопрос, каким образом вымысел законодателей, жрецов, философов смог стать общим достоянием всех народов. Её сторонники полагали, что возникновение и существование религии является продуктом договора законодателей, жрецов и их народов, или целых народов друг с другом.
Сторонники социологического подхода к проблеме происхождения религии – О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер рассматривают религию как социальный институт. Они демифологизировали религию и показали её связь с другими формами общественного сознания: идеологическими, нравственными, правовыми, экономическими. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 г.), опираясь на исследование австралийских тотемических культов, прослеживает первобытные истоки религии и стремится показать её влияние на формирование человеческих общностей. По его мнению, основная функция религии это пробуждение человеческой солидарности и выдвижение идеалов, ценностей и норм, стимулирующих общественное развитие. Религия рассматривается как основа единства общества. Источник религии само общество, вне зависимости от его классового устройства, религия появляется как ответ на определённые требования, связанные с условиями общественного существования.
М.Вебер развил идею взаимосвязи и взаимообусловленности религии и экономики не только на примере протестантизма («Протестантская этика и дух капитализма»), но и применительно к другим конфессиям – индуизму, буддизму, иудаизму и т.п.
Вебер заложил основы сравнительной социологии религии, классифицировал типы пророчеств, ввёл такое понятие как харизма (духовная власть, основанная на экстрординарных личных способностях).
Социальная психология и психоанализ попытались подойти к проблеме происхождения религии с другой стороны: они исследовали влияние религиозного фактора на отдельно взятую человеческую личность и последующую проекцию индивидуальной психики на общество. З.Фрейд считал, что религия - это массовая иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состояний. Как невроз она возникает вследствие подавления первичных природных влечений и, подобно неврозу с помощью стереотипных действий и ритуалов создаёт сложную систему психологических компенсаций, помогающих людям приспособиться к условиям своего существования. Несмотря на это религия, по Фрейду, всегда выполняла и продолжает выполнять три важных стабилизирующих и организующих функции: во-первых, она «удовлетворяет человеческую любознательность»; во-вторых, «умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни», утешает их в несчастье» и, наконец, в-третьих «даёт предписания», «провозглашает запреты и ограничения» (Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989, с.402).
В работе »Тотем и табу» Фрейд пришёл к выводу, что религия возникла в форме тотемизма, где убитый сыновьями отец, стал тотемом своих потомков. Свои амбивалентные чувства к отцу – любовь и ненависть – сыновья перенесли на тотемное животное. Тотемистическая религия произошла из осознания сыновьями своей вины и со временем «заместитель» отца – тотем превратился в бога. Фрейд рассматривает религию как навязчивый детский невроз, и, по его мнению, в период детства человек проходит огромный путь от каменного века до современной цивилизации.
Если у Фрейда преобладает разоблачительная тенденция по отношению к религии, то К.Юнг пытается примирить науку и веру, психологию и религию. Юнг использует понятие коллективного бессознательного, представляющего собой хранилище человеческого опыта, архитипов – основополагающих идей и образов, встречающихся во всех культурах. Проникновение этих образов из бессознательного в сферу сознания, он рассматривал в качестве основы религии.
Антропологический подход к проблеме происхождения религии рассматривает эту проблему на примере примитивных первобытных культур. Э.Б.Тайлор в работе «Первобытная культура» выдвинул анимистическую теорию религии. Анимизм, по его мнению, является не только исходной религиозной формой, но и основой всей религии в целом. Из анимизма развиваются культ предков, фетишизм, тотемизм, политеизм и, наконец, монотеизм.
В труде «Золотая ветвь» Дж.Фрезер делает вывод, что магия предшествует религии, а с развитием научного знания религия уступает место науке. Р. Маррет обосновывает идею преанимизма, существование некой первичной стадии религии, предшествующей анимизму.
В современной науке распространён комплексный подход к проблеме: происхождение религии есть следствие взаимодействия многих факторов – социально-экономических, духовных, материальных.
2.Ранние формы верований и культы в первобытном обществе.
Для исследования родоплеменных религий используются данные палеоантропологии, археологии, этнографии, языкознания, психологии. При рассмотрении ранних религий необходимо учитывать особенности мышления первобытного человека: эмоциональность, синкретичность (уподобление вещи себе), примитивный коллективизм, мифологизацию сознания.
Главная особенность религиозного миропонимания первобытных людей – они не выделяли себя из окружающей природы. Природе приписывались человеческие свойства, людям свойства природы. Для примитивных человеческих племён солнце и звёзды, деревья, реки, горы становятся одушевлёнными предметами. Например, дикий туземец Бразилии готов укусить камень, о который споткнулся, или стрелу, которая его ранила. Или если человек погибал, упав с дерева, его родственники срубали и раскалывали дерево в щепки.
Тотемизм – это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть определённый вид животных, реже растений и сил природы. Магическим образом тотем охраняет жизнь и благосостояние всех, связанных с ним узами кровного родства. У каждого рода был тотемический центр, где хранились реликвии и совершались обряды. Свидетельства тотемизма обнаруживаются у всех наров мира.
Выбор тотема определялся особенностями местности, животного мира, хозяйственного уклада. Чаще всего это были животные. Например, у австралийцев - это кенгуру, опоссум, ящерица, у финикийцев – свинья, народы севера почитают ворона, древние славяне - медведя, волка и т.д. Изначально употребление в пищу тотемных животных не было запрещено, запрет на нанесение вреда тотему появился позже. Для тотемизма характерны обряды уподобления тотему, «размножения» тотема. Тотемизм выполнял определённые социальные функции: личностной идентификации, разделения территории для хозяйственной деятельности, регулирования брачных отношений – брак внутри одной тотемной группы был запрещён.
Ранние формы религий тесно связаны с табу (от полинезийского нечто особенное). С табу связано представление чего-то, требующего осторожности. Чаще всего оно выражается в ограничениях и запретах. Э. Тайлор в книге «Первобытная культура» рассказывает о запретах, которые существуют в племенах, быт которых схож с бытом первобытного общества. Индусы не станут спасать утопающего, который тонет в священном Ганге. Залусам запрещено приводить в племя больных людей, из-за страха перед мёртвыми телами. Вождям и жрецам в Полинезии не разрешалось притрагиваться руками к пище, поэтому кормить их обязаны были другие. Часто табу связано с пищевыми запретами, иногда распространялось на слова, предметы разнообразные формы поведения. Табу в первобытном обществе в течение длительного времени был единственной формой общественного регулирования.
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, спасшее племя от голода стрела, принесшая добычу и т.п. Со временем человек сам стал изготавливать фетиши – каменные или деревянные фигурки. Фетиши не только являлись предметами почитания, но и считались источниками помощи, им приписывалась способность охранять (талисманы, обереги).
Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключённые в какие-либо тела (души), или действующие самостоятельно (духи). Теория анимизма разделяется на два основных догмата:
1.существование души после смерти или уничтожения тела;
2.существование духовных существ, которые управляют явлениями материального мира и жизнью человека.
В анимизме почитались духи предков, души живых людей. Выделялись духи деревьев, гор, водных источников, болезни, здоровья и т.п. Учение о душе появилось как ответ на вопросы: Что составляет разницу между живым и мёртвым телом? Что является причиной снов, болезни, смерти? Место расположения человеческой души у разных племён было различным – сердце, во всём теле, связано с дыханием. Некоторые племена выделяют несколько душ. Потом представления о человеческой душе стали переноситься на окружающий человека мир. Ещё позже люди стали одухотворять и неживые явления- камни, реки, звёзды и т.п. Это было необходимо для объяснения причин всех явлений и объяснить всё хорошее и плохое, что случалось с человеком. Отголосками анимизма стала вера в переселение душ, существованию души после смерти тела.
Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения и явления природы. В книге «Золотая ветвь» Д.Фрезер выдвинул теорию происхождения магии по «ассоциации идей», согласно которой магическое мышление основано на «законе подобия» - подобное производит подобное, и «законе зарождения» - вещи, столкнувшись друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии. Первобытный человек превратно истолковывал случайные совпадения и верил, что повторение определенных слов и действий может помогать или вредить людям.
Б.Малиновский выдвинул психологическую теорию происхождения магии. Под действием сильного эмоционального переживания человек формирует яркий образ желаемой цели и направляет на него все осознанные и неосознанные действия.
Магия подразделялась на белую (применяемую в благих целях) и чёрную (приносящую вред). По типам воздействия на предмет выделяют: контактную магию (прямой контакт с предметом) и имитативную (воздействие на заменитель объекта). По цели воздействия магию подразделяют на: любовную, лечебную, промысловую, военную, метеорологическую, аграрную. В современном мире магия сохраняется как в рамках различных религий, так и на бытовом уровне в форме суеверий, гаданий.
Литература
1.Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии / А.Ф.Анисимов. – М.; Л., 1962.
2.Арсеньев В.Р. Звери – боги – люди / В.Р.Арсеньев. – М., 1991.
3.Вебер М. Работы по социологии религии и идеологии. – М., 1985.
4.Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. – М., 1994. Ч.1.
5.Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.Тайлор. – М., 1989.
6.Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: пер. с англ.. / Дж. Фрезер. – 2-е изд. – М., 1986.
7.Фрейд З. Сумерки богов. – М., 1990.
8.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.
9.Религиоведение. Хрестоматия / Под ред. А.Н.Красникова. – М., 2001.
10.Юнг К.Г. Архитип и символ. – М., 1991
11.Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990.
12.Яблоков, И.Н. Религиоведение: учеб. Пособие для вузов./ И.Н. Яблоков. – М., 1998
Достарыңызбен бөлісу: |