Краткие выводы по христианской доктрине минск "Вышэйшая школа" 1995 ббк 86. 376я7 Б48



бет1/43
Дата12.07.2016
өлшемі4.43 Mb.
#193531
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Manual of Christian Doctrine

Manual of

Christian Doctrine

by

L. BERKHOF

AUTHOR OF

Introduction to Systematic Theology,

Systematic Theology,

History of Christian Doctrines,

Manual of Christian Doctrine,

Summary of Christian Doctrine.

WM. B. EERDMANS PUBLISHING COMPANY

Grand Rapids

Michigan


Луис Беркоф

ХРИСТИАНСКАЯ

ДОКТРИНА

Введение в систематическую теологию

Систематическая теология

История христианской доктрины

Учение христианской доктрины

Краткие выводы по христианской доктрине

МИНСК

"Вышэйшая школа"

1995


ББК 86.376я7

Б48

УДК 284(075)

Право на перевод и издание получено издательством «Вышэйшая школа»

от фирмы WM. В. Eerdmans Publishing Company

Перевод с английского.Э. И. Волмянского, О. А. Волмянской.

Беркоф Луис

Б48Христианская доктрина: Учебник / Пер. с англ.

Э. И. Волмянского, О. А. Волмянской. — Мн.: Выш.

шк., 1995. — 295 с.

ISBN 985-06-0082-9.

Учебник по христианской доктрине принадлежит известному бо­

гослову, автору фундаментальных трудов по систематической тео­

логии и представляет собой трактовку христианской доктрины с

позиций реформатской церкви.

Цель учебника — ознакомить с доктринами христианства, рас­

сказать о ложных трактовках ряда принципиальных для христиан­

ского учения вопросов уже в первые века христианства, в средне­

вековье и наши дни.

В переводе на русский язык учебник представлен впервые.

Предназначается для преподавателей колледжей, учителей вос­

кресных школ, проповедников и всех желающих расширить свои

познания в области христианства.

Б

2840000000-067

Б3М304(03) - 95

100

-95

©

ББК

86.376я7

ISBN 986-06-0082-9

WM.B. Eerdmans Publishing

Company, 1991.

© Перевод. Э. И. Волмянский,

О. А. Волмянская, 1995


ПРЕДИСЛОВИЕ

**********************************************************

После публикации моей систематической теологии издатель попросил

меня подготовить более краткую работу по христианской доктрине,

которую могли бы использовать в средних школах, колледжах, а также

те, кто только начинает знакомиться с христианским учением. По­

нимая большую важность правильного изложения христианства для

молодых прихожан церкви, я не смог отказаться и попытался создать

краткий учебник по христианской доктрине. Эта работа казалась мне

особенно важной ввиду широко распространенного в настоящие время

известного безразличия к обучению догматическим принципам, что

привело к поверхностному восприятию религии и путанице в умах

многих исповедающих христианство, неизбежным ошибкам, которые

иногда так страстно проповедуются даже с амвона, тревожному росту

числа сект всякого рода, возникающих повсюду словно грибы после дождя.

И если можно говорить о времени, когда церковь должна охранять

свое бесценное наследие, то это время пришло сейчас. В этой книге я

попытался дать все охватывающее, но тем не менее краткое изложение

реформатской концепции истины и искренне надеюсь, что ясность и

четкость концепции не пострадали за счет краткого изложения. В конце

каждой главы я предложил перечень вопросов, чтобы помочь изучфющему

книгу понять содержание соответствующей главы.

Пусть Царь Небесный поможет этой книге оказать свое благосло­

венное влияние на молодежь, стремящуюся познать христианское учение.

Л Беркоф. Гран Рапидз, Мичиган. 10 Мая 1933 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ*

Краткий учебник по христианской доктрине, который Луис Беркоф

подготовил для английского читателя в 1933 г., впервые выходит на

русском языке. Возможно, это первая или одна из первых книг на

русском языке, в которой систематически изложено реформатское тол­

кование христианской доктрины.

Желание автора дать молодежи, стремящейся познать христианское

учение, ориентиры, четкая систематизация доктринальных вопросов,

исторический подход и объяснение основных заблуждений и ересей, ко­

торые, христианству приходилось преодолевать в борьбе за чистоту

веры, стали содержанием этой книги.

Приводятся случаи расхождения трактовок по некоторым доктри-

нальным вопросам реформатов и представителей других направлений

протестантизма. По главным доктринальным вопросам точка зрения

реформатской церкви постоянно дается в сравнении с точкой зрения

римской католической церкви. Точка зрения кальвинистской церкви по

некоторым принципиальным доктринальным вопросам в корне отлича­

ется от трактовки евангельских церквей, поэтому для нашего читателя

позиция автора может быть интересна только как одна из трактовок

христианской истины в историческом аспекте, а не как руководство к

действию.

Так как книга писалась не для православного окружения, в ней отсу­

тствуют малейшие намеки на трактовку основных доктринальных во­

просов православием. Это в какой-то мере снижает информативную

ценность книги для русскоязычного пользователя. (Практика работы

протестантских церквей в православном окружении показывает, что у

изучающих Слово Божие возникают постоянные вопросы о совпадении

или различии в трактовках направлений протестантизма и правосла­

вия.)

Тем не менее несомненную ценность книге придает прослеживание

автором развития некоторых отступлений от учения Христа, изве­

стных уже в христианстве первых веков, до современных направлений

в философской и теологической мысли, которые держат в обольщении

умы и души многих людей.

Мы посчитали необходимым снабдить книгу кратким терминологи­

ческим словариком, чтобы сделать ее максимально удобной для поль­

зования.

Выражаем надежду, что книга найдёт своего читателя и послужит

благодарному делу познания христианской истины.

* Подготовлено редактором.

6


ВВЕДЕНИЕ


«Входите тесными вратами...»

Матф. 7:13

«Кто изречет могущество Господа, возвестит

все хвалы Его?»

Пс. 105:2

«...Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому

что в этом всё для человека...»

Екк. 12:13

«Восхотев, родил Он нас словом истины, что­

бы нам быть некоторым начатком Его созда­

ний».

Иак. 1:18


РЕЛИГИЯ

********************************************************

А. Религия — универсальный феномен. Принято счи­

тать, что человек «неизлечимо религиозен». Однако это

только один из способов выражения универсальности ре­

лигии.Миссионеры подтверждают наличие религии в той

или иной форме среди всех народов и племен Земли. Религия

является одним из наиболее замечательных явлений в жизни

человека,затрагивающих глубочайшие струны его духовного

существа, контролирующих его мысли, действующих на его

эмоции и руководящих его действиями. Хотя большинство

считают религию величайшей благодатью, находятся люди,

которые рассматривают ее как источник многих зол на

Земле. Но и наиболее ярые противники религии не могут

отрицать ее всеобъемлющую значимость и огромное влияние

на каждого человека и целые народы. Религия всегда при­

влекала к себе лучшие умы человечества. Даже философ

Юм, радикальный скептик и противник всего сверхъесте­

ственного, однажды сказал: «Берегитесь людей, полностью

лишенных религиозности, и, если вы их все-таки найдете,

будьте уверены, что они мало чем отличаются от негодяев».

Б. Природа религии. Так что же такое религия? В

наши дни многие ищут ответ на этот вопрос, изучая мировые

религии и проявления религиозности в жизни отдельного

человека. Используя сопоставительные методы, мы можем

раскрыть внешние стороны природы религии, найти доста­

точно широкое определение, охватывающее все формы про­

явления религиозности среди народов мира. Но это не тот

путь, по которому нужно следовать. Хотя такой путь и

дает возможность увидеть изнутри различные проявления

религиозной жизни в мире, он не позволяет понять истинной

природы религии. Только Библия предоставляет реальную

9


возможность определить истинную концепцию идеального.

Объектом религии является отношение человека к Богу,

но человек не имеет права определять природу этого от­

ношения. Это прерогатива Бога, и только Бог может оп­

ределять, как человек должен к Нему относиться, и Он

делает это в своем божественном Слове. Слово «религия»,

по всей вероятности, происходит от латинского слова

relegere, которое означает «перечитать», «рассмотреть вни­

мательно» и часто служило для определения постоянного

и усердного соблюдения всего того, что относилось к по­

клонению богам. В Ветхом Завете религия определяется

как «страх перед Богом». Но слово «страх» в Ветхом Завете

отличается по смыслу от языческих религий, где оно ас­

социируется с «паническим ужасом».

Слово «страх» в Ветхом Завете подразумевает чувство

почтительного или благоговейного отношения к Богу,

окрашенного трепетом и боязнью неправильного поведе­

ния, а иногда и боязнью наказания за неправильное пове­

дение. И м е н н о т а к и м было в о с п р и я т и е н а б о ж н ы м и

израильтянами откровений Ветхого Завета.

В Новом Завете на передний план выходит послание

Бога к человеку и ответ человека на откровения Бога

принимает другую форму, а именно форму веры. Хотя в

Новом Завете имеются и другие термины для определения

религии, такие, как «благочестие», (I Тим. 2:10), «благо­

честивый страх». (Деян. 10:2), слово «вера» наиболее при­

емлемо для определения религиозного состояния человека.

Благодаря вере мы принимаем свидетельства Бога в Его

Слове как истинные и доверяем Ему себя так же, как Он

нам, явив Себя в Иисусе Христе для нашего спасения.

Элемент веры постоянно выходит в Новом Завете на пе­

редний план. Вера, соединившая детскую преданность Иису­

су Христу и безграничную любовь к Богу со служением

Е м у , является ответом человека на лучезарную весть об

искуплении.

В свете Священного Писания мы учимся понимать, что

сутью слова «религия» является отношение, в котором

человек находится к Богу. Важнейшие составляющие этого

отношения — благочестие, страх, вера, чувство зависимости

10


и т. д. Это обычные чувства, которые люди испытывают

друг к другу. Особенность религиозного отношения заклю­

чается в том, что в религии человек осознает бесконечное

величие и власть Бога и свою незначительность и бес­

помощность по отношению к Нему. Это, однако, не оз­

начает, что религия основана на эмоциях или является

чем-то навязанным человеку.

Религиозное отношение человека к Богу является со­

знательным и добровольным и вместо порабощения ведет

к радости и наслаждению высшей свободой. Религия может

быть определена как сознательное и добровольное подчи­

нение Богу, которое проявляется как в жизни в целом,

так и в отдельных актах поклонения. Бог сам определяет

границы восхищения, поклонения и служения, которые для

Него приемлемы. Поклонение чему бы то ни было вопреки

воле Божией, выраженной в Его Слове, абсолютно недо­

пустимо.

В. Место религии. Существуют различные мнения о

месте религии в человеческой душе. Одни отвергают гла­

венствующую роль религии в жизни человека и считают,

что она может проявляться только как часть души человека.

Другие же подчеркивают, что сама психическая природа

человека является составной частью религиозной жизни.

1. Мирские взгляды на место религии. Некоторые счи­

тают , что религия проявляет себя в интеллекте. Рассмат­

ривая религию как некоторый вид знания, своего рода

философию, сторонники такого подхода делают меру че­

ловеческого знания о Боге мерой его благочестия. В рамках

другого подхода религию ассоциируют с человеческими чув­

ствами. По мнению ее адептов, религия не имеет ничего

общего со знанием, а является мерой зависимости от не­

которого высшего Существа. Человек в действительности

не знает Бога, но с момента рождения чувствует его в

глубине своей души. Существует и 3-е мнение, ассоции­

рующее религию с волей человека. Человек осознает внут­


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет