Роберт Кохэн (пер. Лодоева, Н., Лоуиш, Т. Л.; ред.
(1990)
Область мировой политики дает современным государствам определенные возможности, но, в то же время, налагает ограничения на выбор конкретных действий, которые государства могут предпринимать.Одним из способов рассмотрения этих возможностей и ограничений является анализ механизма функционирования современной международной военно-политической системы или системы мирового хозяйствования, а так же анализ вопроса о том, каким образом эти системы влияют на политику государств. Большая часть современных исследований в области международных отношений, так или иначе, посвящена этой задаче. Однако мы можем прийти к другой точке зрения относительно влияния мировой политической системы на деятельность государств, если зададимся вопросом о том, каким образом эти вопросы освещались в трудах выдающихся исследователей1. В данной работе будет применен подход, который предполагает рассмотрение истории политической мысли с целью анализа современных международных событий2. Хотя форма и проявление возможностей и ограничений, создаваемых в рамках современной мировой политической системы, отличаются от тех, которые мы наблюдаем в истории предыдущих веков, влияние международной политики и экономики на деятельность государств начало проявляться уже достаточно давно.Это привело к появлению большого количества работ, содержащих достаточно глубокий анализ этого вопроса.
Рискуя слегка затушевать различия между мыслителями, которые в принципе придерживаются аналогичных подходов к анализу мировой политики, мы можем выделить три основные теоретические школы, сложившиеся в рамках западной политической мысли: марксизм, реализм и либерализм. Каждое из этих направлений оказало большое влияние на исследование мировой политики. Однако справедливо будет заметить, что реализм являлся основной доктриной государственных деятелей Европы на протяжении столетий, а после второй мировой войны стал преобладающей парадигмой и в США. Если сегодня в странах западной Европы марксисткой доктрины придерживается незначительное количество государств, а в США ее сторонников и еще меньше, то в Советском Союзе и в других странах она приобрела статус официальной идеологии.Либерализм не раз подвергался суровой критике за то, что он якобы представляет собой несколько наивную и утопичную доктрину, ошибочно предписывая нашей анархичной и склонной к конфликтам международной среде свойства, характерные только для хорошо управляемых национальных государств3. Хотя даже самые искусные критики либерализма часто заимствуют его важные элементы:- в частности, Э. Карр, например, считал, что «Кобденские идеи» о международной торговле могут служить настоящей основой гарантии международного мира4, а Моргентау возлагал большие надежды на дипломатию5. Так называемые реалисты (реалисты не признанные ученым сообществом – прим. пер.) часто отвергают идеи либерализма, считая их наивными и вводящими в заблуждение.
Эта работа анализирует типичные критические нападки на либерализм среди ученых, занимающихся международными отношениями.Моя позиция заключается в том, что либерализм или, во всяком случае, одно определенное направление либерализма, является куда более сложной доктриной, чем считают многие критики.Хотя либерализм часто изображают в карикатурном виде, истинный либерализм дает много пищи для размышлений, цель которых - показать как открытый обмен товарами и услугами, с одной стороны, и как международные институты и правила, с другой стороны, могут способствовать международному сотрудничеству и экономическому процветанию. Либерализм выдвигает тезис о том, что открытая международная политическая экономика со своими правилами и институтами, основанными на государственном суверенитете, может содействовать государственному сотрудничеству и даже повлиять на механизмы государственной структуры, способствуя укреплению мира.Либерализм также дает возможность утверждать, что подобная установка на экономическое сотрудничество и международные институты приводят к лучшим результатам, чем основные политически проверенные альтернативы. Я не считаю, что нужно обязательно придерживаться всех этих идей, но отношусь к ним серьезно, и в этой главе я бы хотел подвергнуть каждую из них тщательной проверке. В первой части главы кратко рассматриваются марксизм и реализм, как основные альтернативные традиции либерализма в теории международных отношений. Я задаю представителям этих двух традиций три вопроса: два эмпирических и один нормативный.
Какие существуют «ограничения в современной политике», вводимые государственной системой и мировой политической экономикой в передовых промышленных демократиях?
Как государственная и глобальная системы производства и обмена определяют характер обществ и государств?
Являются ли морально оправданными преобладающие модели экономического обмена, а также международные правила и нормы, характерные для современной капиталистической системы?
Далее, я довольно подробно рассматриваю либерализм, при этом выделяю три отличительные формы, которые были приняты либеральной доктриной международных отношений. Я считаю, что сочетание, так называемых мною коммерческого и регулятивного либерализмов является разумным, как в качестве рамки для анализа современной мировой политики, так и для оценки институтов и полисов. В рамках такой доктрины, как просвещенный либерализм, особое внимание уделяется созданию институтов, которые способствуют экономическому обмену и расширению международного сотрудничества.
В третьем и заключительном разделе анализируются нормативные суждения в отношении международной буржуазной политэкономии, выдвинутые либералами и активно разрабатываемые ими с конца второй мировой войны. Обращаю внимание на то, что под сомнение ставится и сама моральность просвещенного либерализма, так как международная политэкономия, сторонниками которой являются либералы, создает неравенства, которые нельзя оправдать на основе принципов справедливости.Тем не менее, с учетом всего вышесказанного, я придерживаюсь, точки зрения самих либералов о том, что либеральные принципы мира и процветания достойно конкурируют с уже проверенными в ходе политической практики альтернативами.