Қостанай облысы әкімдігі мәдениет басқармасының «Лисаков
Жоғарғы Тобыл тарихы
мен мәдениеті мұражайы»
мемлекеттік мекемесі
“Отан неден басталады”
«С чего начинается Родина»
IV Балалар аймақтық өлкетану
оқуларының материалдары
Материалы
IV Детских региональных
краеведческих чтений
Лисаков қаласы
10 желтоқсан 2009 жыл
“Отан неден басталады” «С чего начинается Родина». Материалы детских региональных краеведческих чтений.
В сборник вошли материалы детских региональных краеведческих чтений “Отан неден басталады” «С чего начинается Родина», состоявшихся в городе Лисаковске, Костанайской области 10 декабря 2009 года. На чтениях были представлены детские исследовательские проекты по темам: «История городов и сел Костанайской области», «65-летию Великой Победы посвящается», «Стала судьбой целина…», «Имя в истории», «Культура Казахстана».
Редакционная коллегия: составитель - Ю.П. Буданова, оформление обложки - Н.Е. Жиляева, редакция работ на казахском языке – Б.Ж. Абуова
Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья Управления культуры акимата Костанайской области.
Предисловие.
«Правило и обычай мудрецов и ученых таковы,
чтобы великие события, добро и зло всякой эпохи датировать своим числом,
чтобы после них, у проницательных потомков и у последующих поколений был бы определенный авторитет, основанный на прошлом своего народа…»
Рашид ад-Дин*
В IV Детских региональных краеведческих чтениях «Отан неден басталады» (С чего начинается Родина) приняли участие школьники сел Тарановского, Денисовского, Федоровского районов, городов Рудного, Лисаковска и Житикары.
Авторы зафиксировали в своих работах результаты встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, первоцелинниками, рассказали о своих предках, об учителях, о людях, именами которых названы улицы. В стенах музея многие слушатели впервые познакомились с именами выдающихся личностей, родившихся на костанайской земле. Мырзағали Кужахмет (сш № 15, г.Рудный) рассказал о Бекете Утетлеуове, одном из первых казахских учителей области, который сам переводил на казахский язык басни Крылова. Для Турара Елибаева (Успеновская сш, п.Успеновка, Федоровский район) навсегда примером станет заслуженный деятель науки и техники КазССР, член-корреспондент АН КазССР, профессор, доктор физико-математических наук, уроженец села Успеновки Василий Антонович Сапа, биографию которого он тщательно изучил. Констанин Кузнецов (сш № 1, г.Рудный) посвятил свою работу сохранению памяти своего прадеда – Героя Советского Союза М.П. Галина. Константин не только описал подвиг прадеда, но и разработал проект Аллеи Памяти.
Для сотрудников Лисаковского музея интерес представили детские проекты, раскрывающие историю аулов: Наурызбая, Кызылжара, переселенческих сел: Валерьяновки, Новоильиновки, Смайловки.
Юных исследователей сегодня интересуют даже такие сложные проблемы, как сохранение и развитие национального самосознания малых этнических групп в Казахстане (Е.Рецлова, Глебовская сш, п.Глебовка, Денисовский район).
«Отан - отбасынан басталады…» - так назвал свою работу Бекжан Кенесбаев (сш № 1, г.Рудный), отвечая на главный вопрос. Действительно, родина начинается с родного очага, с уважительного интереса к своим корням.
Ю.Буданова, заместитель директора
музея по научной работе
_________________________________________________________________________
*Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.1, кн.1.М.-Л., 1946, с.65
Содержание.
Предисловие ……………………………………………………………………………... 3
История городов и сел Костанайской области
1.Кеңесбаев Б.
«Отан - отбасынан басталады»……………………………………………………………………………….6-7
2. Соколова В. «Верность земле предков»
(Запись беседы со старожилом п.Октябрьский К.Ж. Наурызбаевым……………...7-11
3.Сакетов Д., Галиев Д., Яременко С., Зайнулина А.
«Летопись села Новоильиновки»……………………………………………………11-15
4.Горбачевская А.
«Немецкому поселению Смайловке – 105 лет»……………………………….........15-18
5.Куроченко А.
«История Крымской школы»………………………………………………………...18-21
6.Бинеева Г.
«Мое село родное» (Поселок Валерьяновка. Страницы истории)...........................21-26
7.Кван Я. «Вклад корейской диаспоры в развитие экономического
и духовного потенциала Республики Казахстан»…………………………………..26-30
8. Қазыбаева Г.
«Берекелі де бай өлке».................................................................................................30-35
9. Уткина И.
«Прикоснись к истории родного края».......................................................................35-38
10. Нұрмағамбетова А. «Облыстың демалыс орындары мен
туризм дамуының қазіргі жағдайы»…………............................................................38-45
65 –летию Великой Победы посвящается.
11. Хамзина З.
«...А завтра была война»...............................................................................................45-48
12. Кузнецов К.
«Доброе дело в память о Великой победе»................................................................48-51
13. Мельников Н.
«Великая Отечественная война в судьбе нашей семьи»..........................................51-54
«Стала судьбой целина...»
14. Сероус Л. «Героическая целинная эпопея моей малой Родины.
История станции Тобол»..............................................................................................54-60
15. Кривун Л.
«Стала судьбой целина»...............................................................................................60-66
16. Олейников Е.
«Мои земляки - первоцелинники»..............................................................................66-71
«Имя в истории»
17. Елибаев Т., Жупар А. «Человек не сдается»
(В.А. Сапа –видный ученый, заслуженный деятель РК, уроженец села Успеновки).....................................................................................................................71-79
18. Нургожина М., Дуйсенбаева Г.,
«Имя улицы моей»........................................................................................................79-84
19. Токпанова С.
Имена наших современников в названиях улиц города Житикары........................84-88
20. Саукынбай А., Суйментай Г.
«Жагипар Акбасов – степняк-первоцелинник».........................................................88-92
«Культура Казахстана»
21. Кириченко В. Сохранение и развитие национального
самосознания малых этнических групп в Казахстане..............................................92 -99
22. Елимбаев Е.
Колыбель-одна из составляющих этнокультуры народа........................................99-102
23. Қыпшақбаева Д.
«Халық ақыны Омар Шипиннің түғанына 130 жыл»............................................102-104
24.Кужахмет М. «Бекет Өтетілеуовтің Крылов мысал
жанрын аударудағы ақындық шеберлігі»..............................................................104-109
-
История городов и сел Костанайской области
«Отан-отбасынан басталады»
Бекжан Кеңесбаев, 3 сынып оқушысы
Жетекші: Р.Қ.Молдабаева
«№1 орта мектебі» ММ
Рудный қ.
Кіріспе.
Отанды сүю-өмірлік мұратым. Отанды сүюді өз отбасымнан бастап үйрендім.
Мақсаты: Отанды тану. Оны жете біліп,қадір-қасиетін ұғу,тарихын өткен жолын,қиындық мехнаттарын,рухын,тар жол тайғақ кешулерін көз алдымнан өткізіп,жаныммен сезе білу, жерін,суын, даласын,тауын қорғау.
Шығармашылықтың негізгі болжауы: ХҮ ғасырда қуатты Қазақ хандығын құрдық.Алайда тәуелсіз Қазақ мемлекеті бейбіт тыныш өмір сүре алмады.Ұлан-байтақ елімізге жан-жақтан көз тігіп ойран салушылар көбейді. Қаннен-қаперсіз жатқан елімізге Жоңғар қалмақтары тұтқиылдап шабуыл жасап,қалың жұртты қан жылатты. ХҮ ғасырдың басында дүрліккен ел шұбыра қашып,ақтабан шұбырынды болды.Жұрт Алқа көлге аялдап,қасиетті Қара тауға бас сауғалады.Қаратаудың баурайында қалың қазақ бас қосты.Сол кезде қазақ халқының көкірегіне шер толып,Туған жерінен,елінен,жұртынан айрылған Жоңғарлар шапқыншылығы, тарихта «Ақтабан шұбырынды» деген атпен қалды емес пе?
Қаратаудың басынан көш келеді,
Қара жорға шайқалып бос келеді.
Қара түнді жамылып қалың қазақ,
Қара түнді басынан кешкен еді.
Қара қайғы көрсетпей ештеңені,
Қара жауын қанатын кескен еді.
Шылғау болып қыздардың кестелері,
Талай қара шаңырақ өткен еді.
Оларды бірлікке Төле би ата шақырды. ХҮІІІ-ХІХ ғасырларда халқымыз еркіндік пен тәуелсіздігінен айырылды.Ұланғайыр даламыз империя меншігіне айналды.Халқымыздың басынан қара тұман серпілмеді.1917 жылғы бостандыққа қолымыз жетпеді.Мыңдаған жандар ата-жұртын тастап,көшуге мәжбүр болды. Мұның ізі 1941-1945 жыл алапат соғысқа ұласты.
Міне осы қуғын-сүргіннің, алапат соғыстың салдарынан біздің ата-бабаларымыз бас сауғалап кетті. Біздің ата-бабаларымыз Өзбекстан Республикасы Навойы облысы Үшқұдық ауданында қоныстанып қалған.
1986 жылы желтоқсанда отты оқиға болды. Елдің егемендігін аңсаған жастар алаңға шықты. Өрттей қаулаған өжет жастар ұлттық намыс құдіретін әлемге паш етті. «Орнында бар оңалар» демекші, ел орнында, жер орнында. Жерге жетер байлық жоқ. Жер болса, ел болады, ел болса, ер болады.
1991 жылы 16 желтоқсанда Қазақстан Республикасы өзінің егемендігін алды.
2005 жылы біз Қазақстан Республикасына қоныс аударып келдік. Себебі: ата-бабаларымыз осында туып өскен. Осы себепті мен өз Отанымды-Қазақстан деп білемін.
І-тарау. Туған жерім-Өзбекстан. Адам баласы өмірге келген кезде алғаш ата-анасын көрсе, өсе келе туған жерін, айналасындағы ағайын-туыс, бауырларын таниды. Адамзат баласы үшін туған жері Отанынан артық байлық жоқ. Сол сияқты менде өзімнің туған жерім туралы баян еткім келеді.
Мен 2000 жылы 11-мамырда Өзбекстан Республикасы, Навойы облысы, Үшқұдық қаласында дүниеге келдім. Екі жарым жасқа дейін ана тәрбиесінде болдым. 2002 жылдың қыркүйек айынан бастап, №3 балалар бақшасына барып, көптеген балалармен араласып тәрбиешілердің берген көптеген тәрбиелерін үйрендім. Осы кезден бастап мен туған жерге, Отанға деген сүйіспеншілікті үйрендім. Туған жерге деген ыстық ықыласымды мына бір өлең жолымен білдіргім келеді:
Елім деймін, жерім деймін туған жерді,
Мәңгілік сүйіп өтем туған елді.
Түсімде де, өңімде де көремін мен,
Кіндік қаным тамған жерім-Үшқұдығым.
Мен 5 жасыма дейін Үшқұдық қаласында тұрдым.
Өзбекстан табиғатына тоқталсам: жазы жайдарлы ыстық. Наурыз айы келгенде айналаның барлығы жасыл желекке бөленіп қала гүлденіп тұрады.
Өзбекстан Республикасы 1991 жылы 1-қыркүйекте өз тәуелсіздігін алып, егеменді ел болды. Өзінің ел басы, рәміздері бар.
Елбасы: Ислам Абдуғаниевич Каримов.Туы, елтаңбасы, ән ұраны бар.
Өзбекстанда да біз өте жақсы тұрдық.Біздің Қазақстанға келу мақсатымыз біздің ата-бабаларымыз осы Қазақстанда туып өскен.Сонау ХҮ ғасырдағы аласапыран заманда бас сауғалап қашып,өз Отандарын тастауға мәжбүр болды.Бірақ та өздерінің туған мекені,Отаны Қазақстан екенін өздерінің келешек ұрпақтарына ескертіп кеткен.
Біз осы ата-бабамыздың туған жеріне,біздің негізгі Отанымыз Қазақстан деп Қазақстан Республикасына 2005 жылы шілде де қоныс аударып келдік.
Қазақстан тарихы.
Қазақ халқының басынан небір қилы заман өтті.Тарихта аты шулы
«Ақтабан шұбырынды Алқакөл сұлама» деген қаралы атқа ие болған.1723 жылғы Жоңғар шапқыншылығы қазақ жерін ойсыратып кетті.Қалың халық Оңтүстікке қарай босты.Бірақ олар бұдан да асқан жауыздың нәубетінің екі ғасырдан соң қайта келерін білген де жоқ.
«Ақтабан шұбырынды» сыртқы жаудың басқыншылық шабуылының салдары болса,отызыншы жылдар ойраны қаскөйліктің екі тізгін бір шылбырын ұстаған ішкі социализмнің голощекиншіл ұрпақтардың асыра сілтеп,жасыра бүркеп жүріп қолдан жасалған зобалаңдарының кесірі еді.Бұл тарихымыздың ақтаңдағы емес,дамыл-дамыл еске алар,еске алған сайын бүгінді барлар,еренді ескертер жазылуы қиын қара жара. Бұл мың,
миллиондаған бейбақтар құрбан болған өткелсіз өткеніміздің құрдымы.
1941-1945 жылдың қаралы оқтары қаншама қыршынды өмірден қиып өтті. Ержүрек ұлдар мен қыздар Отан қорғауға бір адамдай аттанды.
Иә, бір кезде Отан үшін деп жанын қиған жастар енді тәуелсіздік үшін ар-намысын,ата-баба дәстүрін жоғары көтеру жолында ереуілге шықты.
Олардың бұл өжеттілігін ұлтшыл,бетімен кеткендік қылып көрсетіп,қаншама қан төгілді.Яғни,1986 жылғы «Желтоқсан оқиғасы» тарихта мәңгі қалмақ.
Осы қиыншылықтарды кешіп 1991 жылы Қазақстан Республикасы жеткен жетістіктері ғасырға пара-пар.Осынау азғантай уақыттың ішінде елдігімізді танытып,еңсемізді көтерген қаншама ұлы оқиғалар болды.Осынау азғантай уақыттың ішінде елдігімізді танытып,еңсемізді көтерген қаншама ұлы оқиғалар болды.
1991 жылы Желтоқсанның бірінде Республика жұртшылығы тұңғыш рет Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевты Республиканың Президенті етіп сайлады.
16-желтоқсанда Қазақстан Республикасы Жоғарғы сессиясы «Тәуелсіз демократиялық және құқылық» мемлекет деп жариялады.
1992 жылы қазан айында тұңғыш қазақ ғарышкері Тоқтар Әубәкіров ғарышқа ұшты.
1992 жылы 4-маусыда Меалекттік жалау қабылданып, 6-маусым күні күшіне енді.
1992 жылы 4-маусымда мемлекеттік елтаңбамыз қабылданды.
1993 жылы 12-қарашада төл теңгеміз дүниеге келді.
Қорытынды.
Қорыта айтайын дегенім «Отан-от басынан басталады» дегенде Отанды сүю,қорғауды қайдан үйренеміз?
Отан-менің ата-анам,
Отан-досым,бауырым.
Отан-өлкем астанам,
Отан-туған ауылым.
Отанын адам өзі тануы тиіс.Оны жете біліп,қадір қасиетін ұққанда,
тарихын, өткен жолын,тар жол тайғақ кешулерін көз алдынан өткізіп, жанымен сезе білгенде,суын,тауын,даласын қорғау Отанға деген сүйіспеншілігін білдіреді.
Менің туған өлкем-кең байтақ Қазақстан.
Оның асқар таулары мен айдын шалқар көлдері,жайқалған орманы мен жасыл жайлауы менің ақ бесігім деп білемін.Сондықтан да мен оны ардақтаймын,шексіз сүйемін. Әрқашанда аялап,қорғап жүремін.
Отан дейміз от жаққан жерімізді,
Отан дейміз өсірген елімізді.
Отан дейміз туған жер,атамекен,
Биік тау,орман,тоғай көлімізді.
Қазақстан Республикасы өз тәуелсіздігін алғалы балалар үшін көптеген қолдаулар көрсетіп отыр.
Балалардың,жасөспірімдердің оқу-тәрбие ісіне ұдайы көңіл бөлініп келеді.
Оқу-тәрбие ісінде назар аударылып отырған,тәрбие салаларының бірі-Отансүйгіштік тәрбие.Біздер тәуелсіз қазақ елінің ең жас ұланымыз. Сондықтан өз жерімізді,өз елімізді, әкелерім мен аталарым сияқты қадірлеуге, сүюге, қорғауға тиіс екенімді естен шығармаймын.
ХХІ ғасырда Қазақстанда бейбітшілік,елімізде тыныштық болып егеменді елдігіміз ұзағына болсын!
Ел тарихы,жер тарихы өзіміз,
Болашақтың қасиетті көзіміз.
Барлық ұлт пен бауырласып жетерміз,
Ақ,қараны тіліп тұрса сөзіміз.
Осы зерттеу барысында Қазақстан Республикасында жасайтын барлық адамдарға,сыныптастарыма айтарым:
Қазақстан Республикасын,Туын,Елтаңбасын,Әнұранын қастерлеуге міндеттіміз. Туымен тұғырлы,Елтаңбасымен еңселі,Әнұранымен айбатты Отанымыздың арқа сүйер азаматы болайық!Сонда ғана өз Отанымызды қорғай аламыз.
Бір ата,бір ананың түлегіміз,
Бір болсын қайда жүрсек тілегіміз.
«Бірлік барда тірлік бар» деген бабам,
Бірлік деп бірге соқсын жүрегіміз.
«Бірлік бар жерде,тірлік бар»демекші бірлігіміз болса Отанымызды қорғай аламыз.
Қолданылған әдебиеттер.
-
Бастауыш мектеп. 1999 жыл. №10.
-
Бастауыш мектеп. 2000 жыл. №11-12.
-
Бастауыш мектеп. 2005 жыл. №9.
-
Сынып жетекші. 2007 жыл. №4.
-
«Ол кім? Бұл не?» энциклопедиясынан.
-
Бастауыш мектеп журналдарынан мақалалар.
а) А.Аңсабаева №12 мектеп-гимназия.
ә) Р.Кәкітаева №5 гимназия. Алматы.
б) Қ.Қасымов. Жамбыл орта мектебі.
в) А.Намазбаева №88 орта мектеп. Алматы.
7. Сынып жетекші журналынан. Қ.Мұқан, Ә.Ахметов атындағы
орта мектеп.
«Верность земле предков»
(Запись беседы со старожилом п.Октябрьского К.Ж.Наурызбаевым)
Варвара Соколова, 7 класс
Руководитель: Л.В. Горбачевская
ГУ «Школа-гимназия»
г.Лисаковск
Работая в прошлом году над темой «С чего начинается Родина?», я близко познакомилась с двумя замечательными женщинами: Жук Тамарой Борисовной и Горн Людмилой Витальевной. История их жизненного пути, рассказы об их трудовой деятельности привели меня к мысли, что Родина – это не только и не столько географическое понятие. Родина – это в первую очередь люди, живущие рядом с тобой. Обыкновенные, простые люди. Но каждый из них достоин отдельного рассказа, а, то и целой повести. Мои дедушка и бабушка вот уже почти двадцать лет живут в посёлке Октябрьском. И все эти годы оба работают в КБРУ. Конечно, с вопросами об интересных людях я обратилась к ним. Дедушка рассказал, что у них в ГТЦ работал очень хороший человек с интересной судьбой. Он очень начитанный, грамотный, Мастер с большой буквы. Зовут этого человека дядя Капыш. Дедушкин рассказ так меня заинтересовал, что я решила посвятить Капышу Наурызбаеву отдельный рассказ. Я составляла его по воспоминаниям Капыша Жумагазиевича, по отзывам его родных и знакомых.
Воспоминания о детстве.
Родился Капыш Жумагазиевич в 1928 году на правом берегу реки Тобол в ауле Наурызбай, то есть в ауле своего деда, там, где сейчас стоит город Лисаковск. В ауле Наурызбай жили 3 брата: Байжан, Жумагазы и Бермагамбет. Долгое время они жили под одной крышей. «Я родился под Лисаковкой, - вспоминает Капыш Жумагазиевич. - На берегу реки есть старый мост. Там и был наш аул. Небольшой, дворов 10-15. От него осталось сначала 5 дворов, потом 3 двора – жили в них 3 брата. 3 землянки стояли: 2 с одной стороны балки, и ещё 1 - с другой. Вопрос: «Почему так мало осталось?» Ответ: «Потому что постановлением Советской власти у нас в округе стали производить конфискацию. А мой отец и его 2 брата неплохо жили. У них было 2 верблюда, десятка полтора лошадей, 20-30 овец и коз, около десятка коров. Были своя лобогрейка, сенокосилка, брички, плуг буккер трёхлемешный, сеялки. В этот трёхлемешный плуг запрягали четырёх лошадей. Ещё был плуг двухлемешный исаковский, и однолемешный. Сено косили американскими косилками "Деринг" и "Мак-Кормик".
Отец Капыша был очень сообразительный. Соорудил привод к просорушке и мельнице по дедовской конструкции. Также в хозяйстве было 3 ходка, 2 брички с дробинкой для подвозки сена. 1930 - 1934 годы - это годы коллективизации и конфискации у богатых имущества.
«Во время конфискации наших не трогали, - говорит Капыш Жумагазиевич. - Сначала всё конфисковали у очень богатых. А потом и нашим сказали, что скоро будет коллективизация, надо всё сдавать. А потом пришли и назвали их кулаками. Потому что мой отец был кузнец, он сделал из привода на сенокосилку мельницу, веялку и просорушку. Наши пахали, сеяли. Возле дома ток был. А наши не захотели, испугались. А ещё молодые боялись, что могут забрать в армию или посадить. А стариков не трогали. Старики и старший брат моего отца остались в ауле, а мой отец и его второй брат решили убежать. Оставили хозяйство, все сельскохозяйственные орудия родным, а сами ушли в Ливановку Камыстинского района. Раньше это был аул Тумарлы. Расстояние не очень большое – около ста километров. А тогда казалось, что очень далеко. Это было в 1930-31 годах. Я помню, как мой отец сделал такую деревянную коляску, и бабушка меня в ней возила. Коляска прикреплялась шкворнем. Однажды она отцепилась, а бабушка не заметила и шла дальше. Какой-то мужчина стал кричать, звать её. Бабушка услышала, быстро-быстро пришла, поцеловала меня. Мужчина помог ей сделать коляску. И мы с бабушкой отправились дальше. Прожили мы в Ливановке (Тумарлы) год, а потом перешли через 20-30 километров в Карабатыр. Там я уже немного стал ходить, помогать отцу. Мы косили сено, ставили его в скирды, а сверху плотно укрывали скошенным камышом, чтобы скот не ел сено. А зимой камышом топили печки. Я помню, как взял в руки камыш, а отец отобрал у меня его. «Не надо брать,- говорит, - руки порежешь»
Отец Капыша имел много специальностей: работал по дереву, по железу, был ювелиром, занимался плетением, делал сбрую для лошади, был стекольщиком и бондарем. Все эти навыки он получил от своих дедов. А были они ещё земледельцами и скотоводами.
Вспоминая поселок Лысаковку…
В Карабатыре жили тоже год. Когда отец приехал в Лисаковку, тут был Ликутин Николай Васильевич. И Ликутин Василий, Ликутин Леонид был. Это были друзья моего отца. Николай – самый старший из братьев, был очень грамотный. Он был секретарём партийной ячейки Новоильиновки. Новоильиновка был тогда большой посёлок. Там была приходская школа и рабочая партийная ячейка. Милиция была в Елизаветинке. Начальником милиции был Кабанов, он дружил с Ликутиным. Однажды они вдвоём приехали к нам (по рассказам отца) и Николай Васильевич сказал: «Ты, Жумагазы, никуда не уезжай. Даже не думай. Теперь советская власть установилась, встала твёрдо на ноги. Я вам дам совет: «Продай всё своё хозяйство. Преврати его в деньги или ещё во что-нибудь. А брички, плуги, лобогрейки сдай в ТОЗ». ТОЗ – это трудовое объединение земледельцев, собирались 3-4 двора, вместе пахали немного, вместе сеяли хлеб.
Первый ТОЗ образовался в Лисаковке. Там, где сейчас карьер Лисаковского ГОКа, там был посёлок. Большой. Была одна улица длиной километра полтора. Люди жили в землянках. Было один или два дома. Один – под железной крышей. А другой был камышом накрыт. Этот посёлок мог быть Наурызбаевский. Отец мой и его братья охотники были. Охотились на озерах: Кокпытпе, Атанас, Шкелеты. Они с охоты возвращались, и был у них полный деревянный коробок-ходок (деревянный короб подвешивался на две перекладины, которые закреплялись между двумя идущими рядом лошадьми) птиц. Везли их домой. Когда приехали в посёлок Лисаковку – палатки увидели. Четыре палатки. Подошли отец с братьями поближе – узнать, что за палатки. Маленькие такие палатки. Вошли – там русские. Наши по-русски знали немного, понимали. Спросили у русских: «А кто вы такие?» «Землемеры, - отвечают. - Здесь будет посёлок, и там будет, и ещё вот там будет - стали рассказывать. – Если дадите нам две казары (утки), мы посёлок, который здесь будет, назовём в вашу честь Наурызбаевским». Но старший брат отца (он был мулла) отказался. Он сказал: «Это будет русский посёлок. Русские будут свиней держать. Эти свиньи будут везде ходить. А мы ведь мусульмане. И если посёлок именем нашего отца назвать, будет нехорошо». Почему Лисаковка? Возле посёлка была длинная балка, а за ней – озеро. В этом озере водилось много уток-лысух. Это сейчас Лисаковка называется, а раньше он Лысаковка назывался. Там жили почти одни украинцы. Они называли уток не «лысуха», а «лысак». Озеро называли «озеро лысака, лысаково озеро». И посёлок стал называться Лысаковка. Поселенцы приходили, просили у моих родителей сеть. Ставили сеть в озеро, загоняли в неё лысух. Лысуха ныряет – попадает в сетку, застревает. Их вытаскивали, варили и ели. Когда образовался первый ТОЗ в Лисаковке, там был Илья Григорьевич Молибоженко. Он был кузнецом. А в посёлок, когда приехали втроём и Ликутин был, и образовался ТОЗ, нужен был председатель. Кто будет председатель? Все неграмотные. Давайте, говорят, Молибоженку. Он кузнец. Всё знает, всё понимает. В технике, в машинах разбирается. И его все знают и уважают. И поставили Молибоженко председателем. А на его место теперь кузнеца надо. И пошёл мой отец на его место кузнецом работать. Мой отец был кузнец, а его брат был молотобойцем. А старший брат отца был образованным, умел писать по-арабски. И его назначили счетоводом и кладовщиком. Они стали членами ТОЗа, их не трогали.
В 1933 году старший брат скоропостижно умер. Кладовщиком стал казах Кадырбай из Жамбаскуля, более грамотный человек. Он много знал, неизвестно каким образом к нему в руки попадали газеты, интересовался политикой. Кадырбай сплотил вокруг себя людей.
Рассказ о школьных годах и ауле Кызылжар.
Мне было 6 -7 лет. Я прислушивался к их разговорам. Меня интересовало, кого и за что арестовали, наказали. Сейчас - то я всё знаю и понимаю. А тогда...? Поработали они в ТОЗе года полтора или два. А потом позвали их в Кызылжар. Там тоже из двух ТОЗов образовался один большой ТОЗ. У них не было своего кузнеца и отца пригласили там работать. Фактически аул был Байкана, но аул не назывался Байкановским, а назывался Кызылжарским. Потому что он был расположен на Красном берегу. Там был аул богатого человека. У него только лошадей было 500 голов. Сын был волостной управляющий. И хотели назвать аул именем богатого человека. Но коммунисты были против. В 1936 году отец стал работать в Кызылжаре.
Репрессии продолжались. Однажды ночью 5 родных братьев Жантасовых из Кайындыколя (сейчас п. Белинский) погрузили в "черный ворон" и увезли. По сей день о них ничего неизвестно. В Кызылжаре ни один человек не попал под репрессии, дружно, сплоченно жили односельчане.
В 1938 году, как новому образовавшемуся ТОЗу, в Кызылжар, дали трактор ХТЗ. Организатором ТОЗа стал Шамбулаев Жумади. В 1939 году он скоропостижно скончался. Односельчане избирают нового руководителя Рахметова Жаманбая. Интересна история рождения этого человека. До него все рождённые братья умирали. Решили родители дать ему плохое имя - Жаманбай. Рос, мужал мальчик, стал хорошим руководителем, думал о людях. Жаманбай построил школу, контору. В 1939 году открыли школу с 1по 4 класс.
В том году я пошёл в школу. Отсюда пошёл, из своего аула. Школа была в Кызылжаре. Первым и последним учителем у меня был Рахметов Жантай. Мы ходили за 4 километра. Шли от моста (старого) по льду, по речке. А вечером возвращался домой. Дядя меня встречал. Он рыбачил. А потом зимой мы заболели. Был какой-то тиф. Болели сильно. Врача не было. В Валерьяновке была одна больница. Там был только фельдшер. Бабушка лечила нас травами, так мы все и выжили. Потом пошла корь. Старшая двоюродная сестра моя умерла. Тяжело было отцу носить свой инвентарь, и родители решили переехать в Кызылжар. Правда, сначала мы переехали в Жанбаскуль. Отец дом там построил, землянку, колодец выкопал. Но там не было речки. А мы привыкли купаться в речке, рыбачить. Прожили мы там 6 месяцев и вернулись обратно. Потом переехали в Кызылжар. У нас была одна корова с приплодом, с десяток коз. Ну и ещё работали. Я окончил там начальную школу – 4 класса. Закончил с отличием – учился только на «пятёрки». Четвёрка была только по русскому языку. Мы русский язык не учили. Учили только буквы и потихоньку читать. Все уроки были на казахском языке. До 1929 года был предмет, назывался «читка» на арабском шрифте. Ахмет Байтурсынов – великий педагог – создал алфавит казахского языка на арабской графике. В 1929 году в нашей школе был введён латинский алфавит. Я все 4 года проучился в школе на латинском алфавите. Окончил я школу в 1940 году. У меня мама болела, отец был не очень здоров. Поэтому дальше ехать учиться не получилось: нельзя было оставить родителей. И я остался дома, стал работать на ферме учётчиком. Мне тогда было 12 лет. Работа была не тяжёлая. Приходил бригадир, говорил, кто какую норму сегодня сделал. А я должен был правильно всё записать. Людям за работу начислялись трудодни. Каждый трудодень отмечался в специальной тетради палочкой. Считалось, что осенью человек получит за эти трудодни какую-то зарплату. Зерно, например. А фактически ничего не получал, работали задаром.
Великая Отечественная война…
В 1941 году началась война. И у нас из посёлка сразу забрали 14 человек на фронт. Дома работать стало некому. Старики косили и возили сено. А мы, дети, помогали: кто сено граблями ворошил, кто на прополке. А меня отец забрал к себе – учить на кузнеца. Я ему резьбу нарезал, гайки, болты. Немного этому научился, потом стал налыгачи делать. Это такая специальная верёвка с цепью и скобами, которой корову привязывают в стойле. Ведь тогда уже образовался колхоз. Собрали вместе три или четыре ТОЗа и создали один колхоз. Было около 60 коров. Вот для них я и делал налыгачи. Я научился этому, потом отец стал учить меня варить железо кузнечной сваркой. Потом стал варить лемеха плуга, ось плуга. Так я научился работать. Отец мой тогда уже сильно болел – было воспаление лёгких. Не мог долго и много работать. Он качал лемех, раздувал огонь, а я работал.
Вспоминает Капыш случай из военного времени: летом 1942 года во время скирдования на сенокосе казахские девушки в копнах обнаружили мужчин - беглецов армии и трудового фронта из Челябинской области г. Чебаркуля. Голод, суровая дисциплина, карательные меры вынудили их на побег. Больные, искалеченные, и старые, и молодые мужчины искали приюта у казахов. За кусок хлеба они выполняли любую работу. Ни одного из беглецов никто не выдал. Несколько человек умерли. Их хоронили в 250-300 метрах от Кызылжара на бугре. Окрепшие и поправившиеся беглецы тайком ночью уходили.
К концу 1943 года я освоил полностью сварку, стал варить, отец как молотобоец был. В конце 1944 года отец умер. Врач тогда был только в Валерьяновке. Да и лекарств не было. Пенициллин тогда ещё и не знали. Жили тогда все очень бедно. Часто было так, что есть штаны, а рубахи совсем нет. Да и штаны все в заплатах. Магазинов поблизости не было. Был только магазин в Джетыгаре. Это 300 километров от нас. Оттуда привозили мануфактуру, обувь. Был, правда, один магазин – кооператив в Валерьяновке. А потом его разобрали, и остался только продуктовый. Чтобы купить чай, ездили в Валерьяновку или в Лисаковку. Электричества тогда не было. Даже керосиновую лампу и то негде было купить. По всему аулу керосиновая лампа только в двух – трёх домах была. Сами делали светильники: в плошку наливали топлёный жир, клали туда вату и поджигали. Жир потихонечку горел. Вот и был свет. У нас в семье было восемь человек. В 1940 году сестра одна умерла, в 1942 – вторая сестра, в 1943 году – мать умерла. В начале 1944 года бабушка умерла, а в конце 1944 года – отец. И осталось нас только три брата. Я был самый старший. В 1945 году мы жили в семье дяди. А в 1946 году я женился. Было мне тогда 17 лет. Но моим младшим братьям нужна была семья. Братья очень обрадовались, что семья увеличилась, появилась женщина, которая накормит, напоит, сохранит тепло домашнего очага. А мы, братья, занимались мужской работой. Я награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов"
Послевоенное время.
За годы войны люди забыли вкус настоящего хлеба. В 1945 году в нашем регионе был хороший урожай. Но, из-за обильных дождей, хлеб не поспел, не созрел. Зерно прело, проросло. Государство его не принимало. Зато народ был сытым. Старались любым способом зерно спасти: высушить, раздробить. Каши, крупяной похлёбки наелись досыта. В 1948 году умер младший брат, и осталось нас только два брата. В армию меня не отпускали: я кузнец, а другого кузнеца не было. Я работал в Кызылжаре, Даниловке, Козырёвке, Куржунколе и Кайындыколе – в пяти колхозах. В одном колхозе инвентарь закончу ремонтировать – приходит председатель и говорит, что надо идти делать инвентарь в следующем колхозе.
1947 - 1948 года - голод. Очень голодала соседняя Челябинская область. На скот напала "сибирская язва". Но народ мясо съедал, ночами разбирая скотомогильники. Милиция обливала скот керосином и сжигала. Это были годы нелегче военных. Ели лебеду, коноплю....
Первая послевоенная пятилетка 1946-1950 годов восстановления и развития народного хозяйства была выполнена досрочно. Всё это благодаря моральному и физическому духу, братству и дружбе советского народа.
1950 год. Капыш уходит служить в армию. Три года прослужил в Благовещенске. Служба была не в тягость. Годы службы пролетели быстро. После того, как он вернулся из армии, аулы начали распадаться. Появились укрупнённые колхозы. В жизни Капыша начинается новый этап.
4 марта 1954 года Капыш устроился на постоянную работу в Козырёвский рудник кузнецом и сантехником. В 1957 году по рекомендации и желанию окончил курсы шофёра. Работал на самосвале, на бортовой машине, 13 лет работал в карьере. В общей сложности в Козырёвском руднике проработал 20 лет. Какую бы работу не выполнял, относился к ней добросовестно, ответственно. Был и есть примером для детей, внуков и окружающих его людей. В 1985 году Капыш Жумагазиевич вышел на пенсию. Но дома не сиделось, вернулся в АТЦ и работал до 1991 года. Выполнял большую общественную работу.
Мысли вслух. Вместо заключения.
Я, как и все люди, создан Богом. Плохое о человеке не говорю, потому что человек, говорящий о другом плохо, сам собой не владеет. У меня товарищей и друзей много. Живу в окружении людей разных национальностей. Термин "интернациональная дружба" для меня устарел. Моё мнение: человек определяется не национальным лицом, а поведением, отношением, поступками и делами по отношению к другим. Своим детям я часто напоминаю мудрые слова - назидания Абая: "Не выбирай слова, смотря на личность, а выбирай человека, узнав смысл его слов"
Плохой друг - Тень. В солнечный день от Тени не убежишь, а в пасмурный ищи - не найдёшь". Стараюсь, чтобы помнили слова С. Сейфуллина: "Кружат возле тебя куры, когда у тебя в руках корм, а когда они сыты - кружить нет смысла"... Эти слова о многом говорят, учат разбираться в людях. «Боже! Спаси меня от таких людей!», - говорю я своим детям и внукам. У меня 2 сына, 3 дочери, 3 внука, 1 правнучка, много племянников. Дети грамотные. Получили высшее образование. Доволен я Советским Союзом, что дал моим детям такую возможность. Но очень тяжело переосмысливать историю своего народа. Была непонятная для нас политика. Мой народ после октября 1917 года стал забывать свой язык, был отдалён от веры. В общественных местах запрещали говорить на родном языке. С потерей языка исчезает народ как нация. До этого чуть не довели. Да к тому же в 1969 году Указом № 325 Министерства Просвещения Союза СССР в Казахстане было закрыто 759 школ, было введено одноязычное обучение. Последствия: молодёжь, рожденная в 50 - 70 годах ХХ века, свой язык не знает. Обидно... Эту обиду Аллах увидел и разрешил без шума, без выстрела.
Казахстан стал независимым, суверенным государством. До этого счастливого дня казахский народ пережил немало трудностей и страданий. Наше государство - одно из передовых стран СНГ. Они на нас равняются. После обретения статуса независимости в стране произошли большие изменения политического и экономического характера. 120 стран мира признали независимость Республики Казахстан. Страна сегодня имеет взаимовыгодные связи с 65 странами мира. Она член многих международных организаций, наиболее авторитетной - ООН. Наш президент, Назарбаев Нурсултан Абишевич, является лидером среди руководителей стран СНГ. Я благодарен ему за мир и спокойствие в нашем регионе. Я не принадлежу ни к одной политической партии, но мне внушают доверие партии "Отан", "Асар", "Гражданская партия". Желаю им сплочения, взаимопонимания, решить проблемы и запросы народа. Они действуют единым блоком, консолидируют силы в поддержку на предстоящих президентских выборах главы государства. Подавляющая часть населения Казахстана желает дальнейшего процветания, стабильности, обеспечения прав и свобод граждан и всё это связывает с именем Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Послесловие.
Сейчас Капыш Жумагазы на пенсии. Но он полон энергии. В любое время готов помочь родным, близким, соседям, являясь главой огромной и дружной семьи, всегда находит время и силы, чтобы уделить внимание, оказать поддержку каждому, даже самому маленькому её члену. Он постоянный гость в Октябрьской средней школе. Встречается с учащимися, учителями. Выполняет общественную работу, успевает побывать в школах города. Проводит беседы с учащимися, ездит с ними на экскурсии по родному краю. Сотрудничает с музеем города Лисаковска, пополняет музейный фонд историко - этнографическим материалом, участвует в диспутах, научных конференциях.