Петров и сыновья



бет1/16
Дата23.07.2016
өлшемі2.02 Mb.
#217597
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Свами Вишну-Девананда

Медитация и мантры

Иркутск

ПЕТРОВ И СЫНОВЬЯ

2008


УДК 294 ББК 86.33 С24

Перевод с английского и редакция
кандидата психологических наук
А. В. Михайловой

Свами Вишну-Девананда

С24 Медитация и мантры / Свами Вишну-Девананда; [пер. с англ, и ред. А. В. Михайловой]. — Иркутск: Петров и сыновья, 2008. — 288 с.

ISBN 978-5-901875-28-5

Свами Вишну-Девананда (1927-1993) являлся одним из самых известных учеников и преемников знаменитого гуру Свами Шива- нанды из Ришикеша. Уроженец южноиндийского штата Керала, в 1947 году, он, молодой офицер индийской армии, приехал в ашрам Шивананды и принял от него посвящение в духовный орден Сарас- вати, став саньясином и посвятив всю свою дальнейшую жизнь распространению учений Йоги и Веданты. Он изучал хатха-йогу и священные писания под руководством своего гуру, а в 1957 году, с напутствием «люди ждут», Шивананда отправил .-его на Запад. Свой первый ашрам Вишну-Девананда основал в Канаде в 1961 году. Бла­годаря ему «Шивананда Йога и Веданта центры» появились по всему миру. Свами ушел в махасамадхи в 1993 году, в Уттаркаши (Гималаи), сидя в позе лотоса.

В книге подробно рассмотрена традиционная, корректная прак­тика мантр (джапа-йога), а также техники понимания и контроля ума. Раджа-, хатха-, карма-, кундалини-, джапа- и мантра-йога - все они рассматриваются здесь в контексте классического писания — Йога Сутр Патанджали. Книга содержит мантры основных Божеств индуистского пантеона, использующихся в практике Йоги и духов­ного развития.

Данная книга Свами Вишну-Девананды относится к «золотому фонду» авторитетных трудов по хатха-йоге, написанных в XX веке.

УДК 294 ББК 86.33

ISBN 978-5-901875-28-5

© Михайлова А. В., перевод
на русский язык, 2005
© Петров и сыновья, 2008



Посвящается

моему

почитаемому Учителю,

Его Святейшеству

ШРИ СВАМИ ШИВАНАНДА МАХАРДДЖУ



и его основным последователям,
моим почтенным Гурубхаи.
Вот их имена:


Свами Парамананда Свами

Свами Сварупанавда Свами

Свами Атмананда Свами

Свами Нараянанда Свами

Свами Чидананда Свами

Свами Кришнананда Свами

Свами Сасвадананда Свами

Свами Пурна Бходх Свами

Свами Вишвешваранацда Свами

Свами Чинмаянанда Свами

Свами Сатьянанда Свами

Свами Сатчидананда (1) Свами

Свами Сахаджананда Свами

Свами Пурушотхамананда Свами

Свами Брехмананда Свами

Свами Васудевананда Свами

Свами Ниджабодхананда Свами

Свами Сатчидананда (2) Свами

Свами Нирмалананда Свами

Свами Омкарананда Свами

Свами Харисарананда Свами

Свами Говиндананда Свами

Свами Матхавананда

Шивананда Хридаянанда

Видьянанда

Надабрахмананда

Венкатесананда

Шивапремананда

Чайтаньянанда

Даянанда

Нитьянанда

Сарадананда

Садашивананда

Теджомаянанда

Пренавананда

Садананда

Гьянанда

Рагхавананда

Рамананда

Хари Омананда

Преманацца (Старший)

Маунананда

Шудхананда

Шредхананда

Джотирмаянанда

и моим почитаемым пурвашрам матери и отцу,
Свами Шивачарананда (П. Деваки Амма),
и П. Чатху Паниккер






Содержание

Предисловие ко второму изданию на английском языке .... 11

Почему медитация? 14

Механизм ума 15

Сила мысли 1?

Высшее Я . . 18

Карма и реинкарнация 19

Что йога должна с этим сделать? 21

Основы медитации 22

Руководство по медитации 23

Для медитации необходимо здоровье 25

Обрести спокойствие с помощью питания 28

Карма-йога 31

Концентрация: теория 33

Сила концентрации 34

Удовольствие и ум 36

Лучший друг: злейший враг 37

Концентрация: практика 40

Восемь шагов 41

Внимание 42

Формирование практики 45

Медитация 47

Ум: хозяин или слуга? 48

От нереального к реальному 50

Дикие кони 54

Продвинутая медитация 57

Джапа-медитация: теория 60

Йога физики 61

Звук: семя всей материи 66

Звук как энергия 68

Использование звуковых вибраций для медитации 70


8


Медитация и мантры

Посвящение в мантру 71

Джапа-медитация: практика 73

Сагуна-мантры 74

Мантры для джапы 77

Гаятри-мантра 88

Гаятри различных божеств 89

Ниргуна-мантры 91

Абстрактные мантры 93

Биджа-мантры, мистические семенные буквы 94

Медитация с мантрой 96

Хатха-йога медитация — кундалини 102

Кундалини Шакти 103

Спинной мозг и нади, проходящие по позвоночнику. . . 105

Чакры 105

Муладхара чакра. . 109

Свадхиштхана чакра. 110

Манипура чакра 111

Анахата чакра 112

Вишуддха чакра 113

Аджня чакра 114

Сахасрара чакра 115

Джняна-йога медитация: теория Веданты 116

Веданта 117

Покров иллюзии 120

Кто оно, это «Я»? 124

Адхьяропа 127

Ньяи . 129

Джняна-йога медитация: ведантистская практика. 133

«Нети, нети: не то, не то» 134

Сакши Бхав: состояние свидетеля 135

Абхеда Бодха Вакья: исчезновение имени и формы .... 135

Лайя чинтана; поглощение 136

Панчикарана: доктрина пятеричности 138

Махавакьи, или великие утверждения 141

Бхагатьяга лакшана 144

Бхакти-йога медитация 148

Трансформация эмоций 149

Формы религиозной преданности 151

Раджа-йога сутры: теория 154

Глава первая: Дорога к самадхи 155

Раджа-йога сутры: практика 183

Глава вторая: Йога садхана 184


Содержание 9

Глава третья: Божественное проявление силы 202

Глава четвертая: Освобождение 217

Электронная медитация 227

Что такое биологическая обратная связь? 228

За гранью релаксации 231

Внешнее и внутреннее 234

Препятствия в медитации 238

. Прерывание практики 239

Здоровье и питание 239

Лень и сон 241

Сложности повседневной жизни 242

Праздные разговоры 243

Искоренение эго 244

Эмоции 246

Упадок духа 247

Потеря жизненной энергии 248

Ум как таковой 250

Препятствия для опытного медитирующего 252

Медитативные переживания 255

Различные опыты в медитации 255

Звуки анахаты 259

Десять видов звуков 259

Огни во время медитации 260



Треугольник света на лице 261

Свет сушумны 261

Формы, присущие огням 261

Ослепительные огни 262

Мистические опыты садхаков 263



Опыт Уддалаки 266

В часы медитации 266

Видение Бога 269

Чувство огделенности 270



Астральное путешествие 272

Материализация 273

Космическое Сознание 273

Опыт блаженства 276

Ум перемещается 279

Бхута-ганы 280

Проблески высшего Я 280

Джьойтирмая даршан. 283

Об авторе 284





Предисловие ко второму изданию на английском языке



Задача этой книги - рассеять тучи сомнений, покрывшие тенью такой предмет, как медитация. Те, кто ищет тайные и краткие пути, новые методы и новые ощущения, относящиеся к области саморазвития, будут разочарованы. Четыре класси­ческих пути - раджа-йога, карма-йога, джняна-йога и бхакти- йога - являются фундаментом изложенных здесь методов. Они даны в неискаженной форме, в применении к западному образу мышления и научной традиции.

Медитация - это универсальная традиция, возникшая за ты­сячи лет до появления сегодняшней цивилизации. Искусство ме­дитации выдержало непрерывную и исчерпывающую проверку, поскольку передавалось из поколения в поколение. Медитация сохранилась в своей изначальной форме благодаря таким осново­полагающим качествам йоги, как Терпимость, Универсальность и Простота. Внутри ее незатейливой формы содержатся основ­ные учения и навыки, составляющие базис общеизвестных фи­лософий, религий и практик. Если человек освоит четыре пути к медитации, то он сумеет осознать иносказания и мистические элементы любой религиозной или философской системы.

Полки и книжные шкафы переполнены бесчисленными «новыми достижениями» и практическими руководствами по медитации. Но многие из них подобны слепцу, ведущему дру­гого слепца, они написаны людьми, имеющими малый опыт преподаваемого метода или вообще его не имеющие. Такие люди — однобокие фанатики, торговцы мантрами и откровенные

12


Медитация и мантры

шарлатаны. Некоторые обещают быстрое развитие психических сил. Другие занимаются духовным манипулированием и жульни­чеством. И существует только горстка бескорыстных Учителей, обучающих истинным духовным практикам медитации.

Истинная медитация - это освобождение из плена чувств и приземленного ума. По определению она трансцендентна - это слово используется не в качестве рекламного лозунга, а для того, чтобы передать, как прекрасна медитация, когда происходит из­бавление от страхов, желаний, стрещений и негативных эмо­ций. Медитирующий обретает состояние сверхсознания, в кото­ром человек способен отождествляться со всеблагословляющим высшим Я. В этом трансцендентном состоянии нет восприятия тела, ума или качеств, познающий сливается с познанием и по­знаваемым.

Нет необходимости окружать покровом таинственности все то, что касается мантр или других атрибутов медитации. Не су­ществует духовных предписаний, запрещающих обсуждение какой-либо мантры. Мантра - это мистическая энергия, заклю­ченная в форму звука. Ее вибрации прямо активизируют чакры, или энергетические центры тела. Это делает спокойным ум и способствует медитации. Те мантры, которые являются подходя­щими для медитации, включены в эту книгу.

Многие вымышленные сочетания слогов, наводнившие Запад в качестве мантр, очевидные подделки. Такие «мантры» способны привести к глубокому расслаблению, но не более того. К подобному результату приведет повторение любого слова или бессмысленной фразы. Можно даже замедлить пульс и дыхание, точно так же, как и снизить давление, если просто сидеть и кон­центрироваться на тиканье часов или звуке падающих капель воды.

Жизнь на Западе стала компьютеризованной, взаимозависи­мой и ориентированной на немедленные результаты. Но тради­ция, из которой берут начало четыре йошческих пути, является целостной. В этой системе существует взаимосвязь науки, ре­лигии, философии, психологии и здоровья. В то же время раз­личные классические техники медитации, использовавшиеся ве­ками, основаны на жесткой дисциплине и регулярной практике. Правильное дыхание, правильные упражнения, правильное рас­слабление, правильное питание и позитивное мышление — не­обходимая почва для успешной медитации. Это неким образом отражено в первых главах, для более подробного взгляда на этот и другие аспекты хатха и раджа-йоги вы можете обратиться к


Предисловие

13

моей предыдущей работе - «Полной иллюстрированной книге йоги».

Если данная книга прояснит методы и цель медитации, она послужит своей задаче. Духовное путешествие - тернистый путь, который необходимо пройти в одиночку. Мой собственный путь был благословлен твердой, сострадательной и беспредель­ной мудростью моего учителя, покойного индийского великого святого и провидца, Его Святейшества Шри Свами Шивананда Махараджа. Если, благодаря мне как проводнику его идей эхо его слов и озарений направит шаги искателей в западном мире, я достигну моей земной цели.

В заключение я хотел бы выразить признательность тем лю­дям, чей вклад сделал возможным появление моей книги. Это д-р Фритьоф Капра, предоставивший возможность напечатать отрывки из его речи «Йога физики» и использовать фотомонтаж танцующего Шивы, содержащийся в текстах, взятых из его кни­ги «Дао физики»; это Николас и Джун Регуш, разрешившие перепечатку из их книги «Исследование ума», это Шиламата Каруна - она активно трудилась, осуществляя издательскую подготовку рукописи; это Сильвио Паладини, выполнивший ил­люстрации, относящиеся к чакре кундалини; это многие учащи­еся и студенты миссии Йоги Шивананды, внесшие неоценимый вклад в работу, издание, корректуру и печать.

Свами Вишну-Девананда, Квебек, Канада.

28 февраля 1981 г.


Почему медитация?

«Без помощи медитации вы не сможете обрести знание высшего Я. Без ее помощи вы не сможете достичь состояния божественности. Без нее вы не сможете освободиться из се­тей ума и обрести бессмертие.

Медитация - это единственный царственный путь к до­стижению свободы. Это чудесная лестница, ведущая от зем­ли - к небу, от ошибки - к правде, от тьмы - к свету, от боли - к благу, от беспокойства - к постоянному миру, от невежества - к знанию. От смерти — к бессмертию».

Свами Шивананда «Божественное благословение»

Кто я? Какова моя цель в жизни? Почему кажется, что не­которым людям живется легче, чем другим? Откуда я пришел и куда иду? j


Это классические вопросы, с которыми сталкивается почти каждый человек в определенный период своей жизни. Кто-то борется всю жизнь, чтобы найти ответы. Другие сдаются и на­блюдают, отмахнувшись от этих вопросов под натиском рутины повседневного существования. Иные находят ответы, и их жизнь наполнена и осознана. /

Смысл жизни обнаруживается тогда, когда двигаешься глу­боко, глубоко внутрь. Но даже обезумев от деловой гонки, люди редко останавливаются даже на мгновение, чтобы заглянуть внутрь самого себя. Трудно осознать, что ум постоянно стимули­руется градом сигналов, поступаемых от органов чувств. Очень часто это не осознается до тех пор, пока индивидуум не достиг­


Почему медитация?

15

нет точки совершенного безумия и не поймет: пришло время остановиться и разобраться в том, что происходит в его жизни.

Медитация - это практика, благодаря которой происходит по­стоянное наблюдение за умом. Она предполагает, что вы отводите определенное место для особой цели распознавания того беско­нечного блага мудрости, которое находится внутри. Последующие главы дают полное представление о философии и техниках меди­тации. Вначале, наверное, лучше изучить некоторые основы пси­хологии и терминологию, чтобы уяснить цель медитации.

МЕХАНИЗМ УМА

В своих поисках счастья мы неизменно обращаемся к внеш­ним объектам и событиям, чтобы получить удовлетворение. Мы думаем: «Если бы только у меня была машина...», или «Если бы я только мог получить эту работу...», или «Если бы я жил в Аризоне, то был бы счастлив». Ум может успокоиться и пре­бывать в мире некоторое время после получения желаемого объ­екта, но затем он устает от новой игрушки и ищет удовольствия где-то еще. Внешние объекты не способны принести счастья. Человек может приобрести новые материальные блага, более от­ветственное положение, загородный дом, однако ум всегда оста­ется прежним.

Удовлетворение происходит от близости к внешнему миру и от отношения к нему, а не от объектов как таковых. В жизни каждого человека чередуются легкие и более сложные периоды. Когда жизненным трудностям противостоит уравновешенный ум, человек живет более счастливо,

Таким образом, испытанием является обретение контро­ля над внутренним миром. Ум постоянно общается сам с со­бой - воспроизводит прошлые события, переписывает сценарий жизни, планирует будущее, обсуждает за и против того и этого. Методично замедляя его непрекращающиеся колебания и вну­тренний диалог,^ также сосредоточиваясь на позитивных и воз­вышающих объектах, возможно управлять психикой и сделать жизнь более эффективной.

Но ум - иллюзорное существо, подлежащее приручению. Имеется много теорий по поводу того, как он работает, но до сих пор ментальный процесс мышления человека остается не­постижимым. Почему человек так часто обнаруживает себя в сетях одних и тех же разочарований, одних и тех же проблем? Свобода появится только тогда, когда человек будет методично

16


Медитация и мантры

отбрасывать плохие привычки, появившиеся в процессе жизни. Считается, что мы живем в свободном обществе, но на самом деле каждого связывают его собственные желания и эмоции. Включая друга, курящего сигареты и ежедневно обещающего бросить «завтра». Сколько лет он уже пойман этой задачей? Он может искренне желать освободиться от привычки, но ему недо­стает необходимого контроля над собственным умом.

Что касается ощущений, то ум подобен фонографу. Он содер­жит желобки, или отпечатки, называемые на санскрите самска- рами. Эти самскары образуются, когда определенные мысленные волны, или вритти, становятся привычными. Например, чело­век проходит мимо булочной и в окне видит шоколадный эклер. В его уме возникает вритти: «Какой вкусный эклер - куплю его». Если он игнорирует эту вритти и обращает ум на что-либо еще, не формируется никакой шаблон. Но если он отождествляется с мыслью, то дает ей жизнь. Он покупает эклер, мечтая о том, как насладится им вечером. Теперь представим, что он должен про­ходить мимо этой булочной каждый вторник и четверг. Каждый раз, проходя мимо, он вспоминает этот прекрасный эклер и по­купает новый. То, что первоначально было лишь волнением ума, стало силой в его жизни - сформировалась самскара.

Самскары не обязательно бывают негативными. В уме могут существовать отпечатки, которые возвышают и которые при­земляют. Быстрой целью медитации является создание новых, позитивных каналов в уме и уничтожение деструктивных. Это абсолютно научный процесс, но в то же время цель духовна. Недостаточно устранить негатив. Должны присутствовать стрем­ление развивать любовь, сострадание, чувство служения, бо­дрость, доброта и многие другие качества, которые не только делают собственную жизнь человека счастливой, но и распро­страняются на окружающих.

Каждый желает сделать лучшее, что может. Каждому хоте­лось бы считать себя совершенством. Но, несмотря на повторные определения, каждый находит себя во много раз худшим, чем он желал бы быть. Причиной этого затруднения является ахамкара, или эго. Шри Шанкара, один из мудрейших людей всех времен, утверждает в своей работе «Вивекачудамани»: «Бедствие обязано своим существованием такой вещи, как эго, мучительная агония обусловлена эго, желание обусловлено существованием эго, нет большего врага, чем эго». Эта ахамкара (эго) — причина всей связанности и является главным барьером на пути к внутренней Реальности.




Почему медитация ?

17

Эго - самовозвеличивающийся аспект ума. Эго разъединяет индивидуума с остальными людьми и с самим собой, для эго характерно «Я - есть». Ахамкара - величайшее препятствие на пути к спокойствию, поскольку эго занимает наш ум, невзирая на то, лучше мы или хуже, обладаем большим или меньшим, и имеем большую или меньшую силу, чем остальные. Оно при­сутствует в желании, гордости, злобе, заблуждении, жадности, ревности, страсти и ненависти. Эго - наиболее сложный для контроля аспект ума, поскольку его природа такова, что оно об­манывает даже в то время, когда индивидуум пытается сопротив­ляться ему. Эго - та часть сущности, которая неподконтрольна.

Благодаря медитации становится видна игра ума. На началь­ных стадиях ничего нельзя сделать, кроме обретения понима­ния, поскольку наблюдаемое эго постоянно утверждает себя. Но со временем его игры становятся привычными, и человек на­чинает предпочитать спокойную удовлетворенность. Когда эго покорено, энергии могут использоваться конструктивно - для личностного роста и служения окружающим.

СИЛА МЫСЛИ

Каждый человек продуцирует определенный вид вибрации. С некоторыми людьми находиться рядом - одно удовольствие. Кажется, что у них есть определенная прана,
или энергия, кото­рой они делятся с окружающими. Также есть те, кто негативен или в депрессии, и возникает ощущение, что они забирают грану у окружающих. Это объясняется тем, что мысль обладает силой. Она очень тонкого уровня. Тем не менее она существует, причем необыкновенна могущественная. Осведомлен о том человек или нет, но он постоянно посылает и получает мысли. Вот почему время от времени у людей бывает опыт внечувственнош воспри­ятия. Некоторые хотели бы назвать такой опыт совпадением, но он таковым не является. Способность общаться и воспринимать мысли в высшей степени развита у тех, кого называют психика­ми, то есть обладающими высоким потенциалом ишуиции.

Каждая мысль имеет вес, очертания, размер, форму, цвет, качество и силу. Опытный медиум может воспринимать это не­посредственно своим внутренним взором. Например, духовная мысль - желтого цвета, в то время как мысль, несущая нена­висть и злобу - темно-красная. Мысль подобна объекту. Так же, как яблоко вы можете дать своему другу или забрать у него, возможно дать полезную, могущественную мысль кому-либо и взять ее назад.

18


Медитация и мантры

Добро и зло, друг и враг - такие панятия существуют лишь в уме. Каждый человек создает мир порока и добродетели, удо­вольствия и боли, исходя из собственных представлений. Эти качества не присущи объектам как таковым; они результат их восприятия умом. Удовольствие одного человека — страдание для другого. Мысли контролируют нашу жизнь, определяют наш характер, формируют судьбу и оказывают влияние на других лю­дей. Когда потенциал, содержащийся в силе мысли, реализо­ван - это начало великого духовного роста индивидуальности, большой шаг вперед для всего человечества.

ВЫСШЕЕ Я

Что такое духовность? Последние несколько десятилетий часто называют «периодом отчуждения». Оказались отвергнуты старые религии и старые традиции. Тысячи искателей движения «нью-эйдж» начали эксперименты, используя множество химика­тов и философий. Было всепроникающее, как поток, ощущение, будто Истина - где-то здесь, рядом, но где она была? Как бы то ни было, казалось необходимым немного расширить перспек­тивы. В каждом обществе организованная религия заключает в себе практики и техники культуры, передаваемые из поколения в поколение. Когда, истощившись, практика перестает себя оправ­дывать, ее последователи начинают поиски где-либо еще. Они ищут вдохновения, приносящего в их повседневную жизнь прак­тически применимый результат. Независимо от того, ведет ли индивидуум обособленную духовную жизнь или является членом религиозного сообщества, цель все та же: обретение совершен­ства, чистоты и спокойствия ума, или реализация высшего Я.

Существует сила, энергия, которую каждый человек может впустить внутрь, если он знает, что это возможно. Эта сила вдох­новляет, воодушевляет, укрепляет и духовно обогащает тех, кто ищет роста в позитивном направлении. Многие, возможно, не знают об этом ресурсе или имеют о нем неправильное представ­ление. Они похожи на фермера, который переехал в городской дом и живет в темноте, не догадываясь о предназначении стран­ных коробочек на стене. А там - свет, который доступен всем, нам нужно лишь соединиться с потоком.

Источником мудрости является высшее Я. Высшее Я — это не индивидуальное тело или ум, но то, что находится глубо­ко внутри каждого человека, то, что знает Истину. Она при­суща каждому творению, а также существует независимо. Некоторые называют это Богом. Другие называют его Иегова,


Почему медитация?

19

Аллах, Брахман, Космическое Сознание, Атман, Святой Дух или Универсальное Сознание. Много имен и путей, но все это един­ственная Сущность, наполняющая все творения.

Невозможно познать высшее Я лишь с помощью ограничен­ных чувств и интеллекта. Человеческий ум не в состоянии по­стичь Бесконечное и Вечное. По этой причине иногда прибега­ют к визуализации - чтобы помочь человеку сконцентрировать­ся на Высшем. Христиане могут медитировать на изображение креста, или образ Иисуса Христа. Индуисты могут изображать Бога Шиву (ту Энергию, которая разрушает старое, готовя к об­новлению) как очень красивого вечно молодого аскета, медити­рующего на вершине Гималаев. Те, кто воспринимает Абсолют в более абстрактном виде, могут концентрироваться на пламени свечи, на чакре
(энергетическом центре тела) или на звуке ОМ. Но все это - лишь частичные отображения Истины.

Высокообразованный ученый может обладать знанием тео­рии и математическим представлением о том, насколько велик космос. Вполне вероятно, он выучил, насколько мал атом или какова разница между жизнью и смертью. Он может объяснить это в деталях и очень длинно. Но это - только теоретическое знание, ученому никогда не постичь сущность этих вещей. Не имеется способа дать точное определение или описать с пози­ции интеллекта то, у чего нет ни начала, ни конца. Абсолютное Знание достижимо только путем прямого опыта. Благодаря дли­тельной практике медитации становится возможным успокоить направленный вовне ум, развить интуитивные способности и прикоснуться к той части Высшего, что находится внутри всего.

КАРМА И РЕИНКАРНАЦИЯ

Медитация высвобождает огромный потенциал. Мы стано­вимся хозяевами ума, научившись прекращать его постоянную болтовню и овладев методом целенаправленной концентрации. Осведомленность о мыслительных шаблонах помогает вложить силу в проецирование мыслей другим. Но человек всегда должен быть очень осторожен, и посылать только надлежащую, пози­тивную, дающую любовь и здоровье, энергию. Для того, чтобы яснее понять, почему это так, рассмотрим понятие кармы и ре­инкарнации.

В физике существует закон, гласящий: «Каждое действие вызывает равное обратное действие». Иисус учил: «Поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы они поступали с вами». Все это ~ выражение закона кармы, причины и следствия. Он

20


Медитация и мая

работает почти как бумеранг. Какие бы мысли или действия ни исходили от человека, они вернутся к нему. Это может произой­ти не в буквальной форме, но рано или поздно каждый стол­кнется с результатами своих собственных поступков. Радостный и щедрый человек получает тепло и любовь. Если человек полон ненависти, он не дождется любви — до тех пор, пока негативное качество не будет устранено. Это - закон.

Кармические реакции не всегда происходят немедленно. Иногда уроки нелегко выучить, и негативные модели могут вос­производиться на протяжении многих лет. Обычно человеку не хватает одной жизни для достижения состояния совершенства. Поэтому каждый человек воплощается снова и снова. Это явля­ется причиной очевидного неравенства людей. Один беден, дру­гой богат, один здоров, а другой болен, один счастлив, другой - в депрессии. Эти ситуации обусловлены не жестокой судьбой и не равнодушным Богом, а собственной кармой человека.

Не позволяйте себя одурачить тем «гуру быстрой реализа­ции», которые продают магические мантры и сулят мгновенное озарение. Вы будете разочарованы. В конечном счете мы долж­ны расплатиться за результаты собственных действий. Каждый человек сам отвечает за свою жизнь. Списывать трудности на неблагоприятные обстоятельства или родителей, которые плохо разбирались в психологии, значит снимать с себя ответствен­ности. Только осознав, что мы попались в собственную сеть, и начав одухотворять свою жизнь, мы вырвемся из колеса рожде­ний и смертей и обретем мир и единство в высшем Я.

Реинкарнация не является привилегией учений Востока. Она содержится в некоторой форме почта в каждой основной религии и мистической философии. Эта доктрина быДа принята, в том или ийом виде, во времена Христа, и до сих пор является неотъемлемой составляющей некоторых иудейских вероучений. Библия не содержит подтверждений реинкарнации, но заметьте: Христу задали, вопрос о том, когда вернется Илия, а он отве­дал, что Илия уже вернулся. Ориген, принадлежавший к ранней христианской церкви, пространно описывал предсуществование души, фой концепцией церковь руководствовалась вплоть до IV века нашей эры. Сравнительно недавно папа римский Пий XII назвал Оригена приверженцем универсальной церкви, отметав терпимость, если не актуальную всеохватность, его учения.

Но реинкарнация - не просто абстрактный принцип. Каждого из нас посещали воспоминания из прошлой жизни. Это явление называется «дежа вю». Например, встречаясь с кем-либо


Почему медитация?

21

в первый раз, вы испытываете необъяснимое ощущение, будто уже знакомы с этим человеком. Происходит это потому, что вы знали человека в прошлой жизни. Время от времени вы оказы­ваетесь в том месте или в той ситуации, которые будоражат глу­бинные слои памяти. Будет казаться, что вы уже были там рань­ше - фактически так оно и есть. Временами мы пробуждаемся от сна, который нам странно знаком, несмотря на то, что он не имеет отношения к настоящей жизни и окружению, это - сег­мент более ранней жизни, появившийся на поверхности, чтобы помочь работе нашей нынешней кармы.

ЧТО ЙОГА ДОЛЖНА С ЭТИМ СДЕЛАТЬ?

Существуют многие методы устранения таких кармических долгов. Благодаря медитации человек учится понимать, как работает мозг, и таким образом подучает возможность начать процесс роста. Использование тех или иных техник зависит от особенностей индивидуума. Йога предлагает четыре основных пути. Раджа-йога - это научный психологический метод, сфо­кусированный на концентрации и медитации. Карма-йога - это путь уничтожения эго и привязанностей путем бескорыстного служения. Джняна-йога - это метод, в котором используется интеллект для освобождения от уз материального мира. Бхакги- йога сублимирует эмоции в религиозность.

Есть несколько других форм йоги. Хатха-йога является ак­туальным аспектом раджа-йоги. Она начинает с физическо­го тела и продолжает работу с энергиями астрального тела. В кундалини-йоге медитирующий концентрируется на особой санскритской фразе с целью успокоения ума и пробуждения по­зитивной энергии.

Как известно, путей много, а Истина едина. Каждый человек должен идти своим собственным путем к единению с Источником. Тем не менее нужно понимать, что сосредоточение всех энергий человека лишь в одной форме йоги ведет к угрозе дисбаланса, даже фанатизма. Для стабильного и стойкого прогресса меди­тирующий должен выбрать предпочтительный путь, но всегда черпать из техник и мудрости других методов. Благодаря синтезу различных направлений йоги достигается равновесие.

Регулярная медитация делает ум чище, а мотивы поступ­ков — более истинными. Подсознание обращается к скрытому знанию, что способствует лучшему пониманию. Эго медленно уничтожается. Наконец проявляются сверхсознательные, или интуитивные, силы, ведущие к мудрой и мирной жизни.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет