Сочинение уильяма мьюира, K. C. S. I. Д-ра юстиции, D. C. L., Д-ра философии (болонья)



бет1/43
Дата11.07.2016
өлшемі5.63 Mb.
#192013
түріСочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43




ХАЛИФАТ


ЕГО РАСЦВЕТ, УПАДОК И КОНЕЦ

ПО ОРИГИНАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКАМ

СОЧИНЕНИЕ

УИЛЬЯМА МЬЮИРА, K.C.S.I.


Д-РА ЮСТИЦИИ, D.C.L., Д-РА ФИЛОСОФИИ (БОЛОНЬЯ)

НОВОЕ И УЛУЧШЕННОЕ ИЗДАНИЕ


T. Х. УЭЙРА, M-РА ИСКУССТВ, Д-РА БОГОСЛОВИЯ (АБЕРДИН)
Преподающего арабский в Университете Глазго,
Автора «Композиции арабской прозы» и
«Вариантов в списках Евангелия»

ЭДИНБУРГ: ДЖОН ГРАНТ


31 GEORGE IV BRIDGE

1924


www.muhammadanism.org

July 19, 2006

Russian






THE CALIPHATE



ITS RISE, DECLINE, AND FALL
FROM ORIGINAL SOURCES
BY

SIR WILLIAM MUIR, K.C.S.I.

LL.D., D.C.L., PH.D. (BOLOGNA)
A NEW AND REVISED EDITION BY

T. H. WEIR, M.A., D.D. (ABERDEEN)



Lecturer in Arabic in the University of Glasgow. Author of “Arabic Prose Composition”

Variants inn the Gospel Reports”


EDINBURGH: JOHN GRANT

31 GEORGE IV. BRIDGE



1924



СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ




Стр.

ГЛАВА I

11 г. хиджры — Смерть Мухаммада — Избрание Абу Бекра — Омар, Али, Абу Обейда

14

ГЛАВА II

Поход Осамы на сирийскую границу

20

ГЛАВА III

Нападение бедуинов на Медину; отраженное Абу Бекром

22

ГЛАВА IV

Возвращение Осамы — Бедуины наказаны — Походы против племен-отступников

25

ГЛАВА V

Аравийский поход Халида — Толейха — Битва при Аль-Бузаха — Ойина — Малик ибн Нувейра — Аль-Йемама — Мусейлима — Сад смерти

28

ГЛАВА VI

Отступничество сломлено — Аль-Бахрейн, Оман, Хиджаз, Ибн Мадикериб, Аль-Ашас — Сожжение разбойника

41

ГЛАВА VII

Обзор — Скептицизм покорившихся племен — Энтузиазм подогревается походами в Сирию и Халдею — Арабы превращаются в мировую аристократию — Освобождение рабов-арабов

47

ГЛАВА VIII

12 г. хиджры — Поход Аль-Мусанны в Аль-Ирак — Халид присоединяется — Битва при Чейнсе — Кровавая река — Аль-Хира сдается — Айн ат-Тамр — Штурм Думы — Аль-Фирад — Тайное паломничество Халида

51

ГЛАВА IX

12-13 г. хиджры — Сирийский поход — Битва при Аджнадайне — Капитуляция Фихля

64

ГЛАВА X

Аль-Ирак — Битва при Вавилоне — Аль-Мусанна просит подкреплений

73

ГЛАВА XI

13 г. хиджры — Абу Бекр умирает — Он назначает халифом Омара

75

ГЛАВА XII

13-14 г. хиджры — Власть у Омара — Подкрепления в Аль-Ирак— Рустем — Битва на мосту — Поражение Абу Обейда — Битва при Аль-Бувейбе — Смерть Аль-Мусанны

80

ГЛАВА XIII

14 г. хиджры — Сирия — Падение Дамаска

87

ГЛАВА XIV

Аль-Ирак— Новобранцы — Саад — Йездегерд — Наступление Рустема — Битва при Аль-Кадисии — Разгром персидской армии

92

ГЛАВА XV

15-16 г. хиджры — Аль-Хира занята вновь — Падение Аль-Медайна

105

ГЛАВА XVI

16 г. хиджры — Битва при Джалуле — Омар запрещает наступление — Аль-Куфа и Аль-Басра — Землеустройство в Аль-Ираке

110

ГЛАВА XVII

15 г. хиджры — Северная Сирия, Гимс, Антиохия — Ираклий отступает — Битва при Ярмуке

116

ГЛАВА XVIII

Иерусалим покоряется Омару — Его приезд — Установления Омара

119

ГЛАВА XIX

17 г. хиджры — Северная Сирия и Месопотамия — Нападения греков и бедуинов — Бени Ийад и Тагуб — Падение Кесарии — Суд над Халидом и его смещение

126

ГЛАВА XX

14-15 г. хиджры — Иудеи и христиане изгнаны из Аравии — Перепись арабских племен — Гражданская и военная администрация — «Собрание» Корана

131

ГЛАВА XXI

18 г. хиджры — Голод — Чума — Омар посещает Сирию — Муавия — Билал

137

ГЛАВА XXII

19-20 г. хиджры — Покорение Египта — Александрия

141

ГЛАВА XXIII

16-20 г. хиджры — Южная Персия — Сузы — Гробница Даниила — Аль-Гормузан

149

ГЛАВА XXIV

21-22 г. хиджры — Покорение Персии — Битва при Нехавенде — Бегство Йездегерда

153

ГЛАВА XXV

17-23 г. хиджры — События дома — Расширение двора Каабы — Суд над Аль-Могирой — Аль-Куфа — Аль-Басра — Эра хиджры — Падение морали — Простота жизни Омара

157

ГЛАВА XXVI

23 г. хиджры — Смерть Омара — Назначение выборщиков

165

ГЛАВА XXVII

23-24 г. хиджры — Осман — Убийство Аль-Гормузана

170

ГЛАВА XXVIII

24-35 г. хиджры — Арабы и корейшиты — Хашимиты и Омейяды — Кампании на востоке и западе — Победа на море

175

ГЛАВА XXIX

30-34 г. хиджры — Непопулярность Османа — Недовольство в Аль-Куфе и Аль-Басре — Рецензия Корана — Абу Зарр — Другие случаи — Найла

182

ГЛАВА XXX

33-34 г. хиджры — Недовольство растет — Восстание в Аль-Куфе — Али предупреждает Османа

190

ГЛАВА XXXI

34-35 г. хиджры — Перспективы мрачнеют — Совещание правителей — Помощь Муавии отклонена

194

ГЛАВА XXXII

35 г. хиджры — Нападение заговорщиков на Медину — Дворец окружен — Осман убит

197

ГЛАВА XXXIII

35-36 г. хиджры — Избрание Али — Восторг в Дамаске — Муавие объявлена война

205

ГЛАВА XXXIV

36 г. хиджры — Аиша в Мекке — К ней присоединяются Талха и Аз-Зубейр — Они захватывают Аль-Басру

210

ГЛАВА XXXV

Али наступает на Аль-Басру — «Верблюжья битва» — Талха и Аз-Зубейр убиты — Аиша возвращается в Медину

215

ГЛАВА XXXVI

Правительство в Аль-Куфе — Египет — Муавия в Дамаске угрожает убийцам халифа

221

ГЛАВА XXXVII

36-37 г. хиджры — Али и Муавия враждуют — Битва при Сиффине — Суд — Абу Муса и Амр, судьи-посредники

225

ГЛАВА XXXVIII

37 г. хиджры — Хариджиты восстают против Али — Подчиняются ему

232

ГЛАВА XXXIX

Решение судей — Муавия становится халифом в Дамаске

234

ГЛАВА XL

Али выступает в поход против Муавии — Призванные восстанием хариджитов — Битва при Награване — Хариджиты

237

ГЛАВА XLI

38 г. хиджры — Амр покоряет Египет для Муавии

241

ГЛАВА XLII

38-40 г. хиджры — Восстание хариджитов — Зийяд — Договор Али с Муавией

243

ГЛАВА XLIII

40 г. хиджры — Заговор хариджитов — Али убит — Муавия спасается

248

ГЛАВА XLIV

40-41 г. хиджры — Аль-Хасан — Отречение в пользу Муавии — Смерть Аль-Хасана

252

ГЛАВА XLV

40-60 г. хиджры — Муавия единственный халиф — Смерть Амра и Аль-Могиры — Зийяд — Африка; Кайруан — Набег на Константинополь — Трибуна Мухаммада

254

ГЛАВА XLVI

56 г. хиджры — Язид провозглашен бесспорным наследником — Прецедент в исламе — Мать Язида-бедуинка

261

ГЛАВА XLVII

60-61 г. хиджры — Язид — Ибн Аз-Зубейр в Мекке — Аль-Хосейн идет на Аль-Куфу — Трагедия при Кербеле — Гибель Аль-Хосейна — Мохаррам

265

ГЛАВА XLVIII

61-64 г. хиджры — Реакция Алидов — Ибн Аз-Зубейр нападает на халифат — Мекка в осаде — Смерть Язида

273

ГЛАВА XLIX

64-73 г. хиджры — Муавия II. — Мерван — Абд аль-Мелик — Межплеменная вражда — Аль-Мухтар занимает Аль-Куфу — Смерть «убийцам» Аль-Хосейна! — Мусаб разбит — Аль-Куфа взята — Аль-Хаджадж штурмует Мекку — Смерть Ибн Аз-Зубейра

276

ГЛАВА L

73-86 г. хиджры — Абд аль-Мелик (продолжение) — Аль-Хаджадж — Азарика — Аль-Мухаллаб — Ибн аль-Ашас — Васит — Монетный двор — Ибн Хазим

291

ГЛАВА LI

86-96 г. хиджры — Аль-Велид — Омар в Медине — Смерть Аль-Хаджаджа — Котейба — Хорасан — Аль-Мултан — Индия — Африка — Испания — Падение Мусы — Слава Аль-Велида

305


ГЛАВА LII

96-99 г. хиджры — Сулейман — Хорасан — Восстание Котейбы — Язид, сын Аль-Мухаллаба — Нападение на Константинополь

322

ГЛАВА LIII

99-101 г. хиджры — Омар II. — Падение Язида — Обращение в ислам

327

ГЛАВА LIV

101-105 г. хиджры — Язид II. — Восстание Язида, сына Аль-Мухаллаба — Нарбонна — Депутация хашимитов — Сборщики хадисов

333

ГЛАВА LV

105-125 г. хиджры — Хишам — Хашимиты; Алиды и Аббасиды — Аль-Куфа — Юсуф — Зейд — Центральная Азия — Индия — Армения — Африка — Франция — Карл Мартелл — Справедливое правление

340

ГЛАВА LVI

125-126 г. хиджры — Аль-Велид II. — Язид III. — Хорасан — Наср — Посланники Аббасидов — Наступление Мервана — Компромисс — Смерть Язида III.

360

ГЛАВА LVII

126-130 г. хиджры — Ибрахим — Мерван II. — Ибн Муавия — Сулейман Ад-Даххак — Хариджиты — Халифат теряет Испанию

366

ГЛАВА LVIII

64-130 г. хиджры — Вражда арабских племен в Хорасане

374

ГЛАВА LIX

130-132 г. хиджры — Мерван II. (продолжение) — Аббасиды в Хорасане — Абу Муслим — Бегство Насра — Аль-Куфа взята Аббасидами — Битва при Забе — Смерть Мервана

378

ГЛАВА LX

132-656 г. хиджры — Династия Аббасидов — Общие черты

389

ГЛАВА LXI

132-136 г. хиджры — Абуль-Аббас — Хашимия — Преследование Омейядов — Ибн Хубейра — Паломничество Абу Муслима

393


ГЛАВА LXII

136-158 г. хиджры — Абу Джафар аль-Мансур — Убийство Абу Муслима — Равендия — Хорасан, Аль-Мехди — Восстание Ибрахима — Багдад — Омейяды в Испании — Бармекис — Паломничество — Литература

403

ГЛАВА LXIII

158-169 г. хиджры — Аль-Мехди — Падение нравов — Манихейцы — Война с Грецией

424


ГЛАВА LXIV

169-193 г. хиджры — Аль-Хади — Харун ар-Рашид — Никифор — Падение Бармеки — Смерть Харуна в Тусе — Слава его правления

431


ГЛАВА LXV

193-198 г. хиджры — Аль-Амин — Аль-Мамун — Багдад осажден — Тахир и Харсама — Смерть Аль-Амина

447


ГЛАВА LXVI

198-218 г. хиджры — Аль-Мамун (продолжение) — Алиды перед выборами — Мятежный Багдад — Али ар-Рида — Вызов Ибрахима халифу — Аль-Мамун в Багдаде — Тахириды — Бабек — Ереси — Блеск правления Аль-Мамуна

456

ГЛАВА LXVII

218-232 г. хиджры — Аль-Мотасим — Солдаты-тюрки — Самарра — Бебек — Аморион — Ересь Аль-Васика — Ахмед-мученик

473

ГЛАВА LXVIII

232-247 г. хиджры — Аль-Мутаваккиль — Возврат к ортодоксальности — Указы против иудеев и христиан — Саффариды — Убийство халифа

484

ГЛАВА LXIX

247-256 г. хиджры — Аль-Мунтасир — Аль-Мустаин — Восстание — Осада Багдада — Аль-Мутазз — Васиф и Бога — Ахмед Ибн Тулун — Аль-Мухтади — Мятеж в Багдаде

491

ГЛАВА LXX

256-279 г. хиджры — Аль-Мотамид и Аль-Муваффак — Восстание «зенджей» — Саффариды — Династия Тулунидов

504

ГЛАВА LXXI

279-295 г. хиджры — Аль-Мотадид — Аль-Муктафи — Египет — Война с греками

513

ГЛАВА LXXII

Исмаилиты и кармасианцы — Династия Фатимидов — Друзы — Ассасины

517

ГЛАВА LXXIII

295-329 г. хиджры — Аль-Муктадир — Аль-Кахир — Ар-Ради

526

ГЛАВА LXXIV

329-344 г. хиджры — Аль-Муттаки — Вожди Хамдана — Ихшидиды — Аль-Мустакфи — Бувейхиды

533


ГЛАВА LXXV

334-447 г. хиджры — Династия Бувейхидов — Халифы Аль-Мути, Ат-Тай, Аль-Кадир и Аль-Каим

538

ГЛАВА LXXVI

447-575 г. хиджры — Багдад у сельджуков — Тогрил-бег — Аль-Муктади и четверо последующих халифов — Крестовые походы — Взятие Иерусалима — Конец Фатимидов

542

ГЛАВА LXXVII

575-640 г. хиджры — Ан-Насир, его сын и внук — Хорезм-шах — Чингис-хан

549

ГЛАВА LXXVIII

640-656 г. хиджры — Аль-Мустасим, последний из халифов — Хулагу берет Багдад — Халиф предан смерти — Конец династии Аббасидов

552

ГЛАВА LXXIX

659-926 г. хиджры — Лжехалифат при правителях-мамлюках в Египте — Покорение турками-османами

555

ОБЗОР

559

БИБЛИОГРАФИЯ

566

КАРТА

574

Образец цитирования для библиографий: Muir, Sir William. The Caliphate: Its Rise, Decline, and Fall. Revised edition by T. H. Weir. John Grant, Edinburgh, 1924 ( www.answering-islam.org/Books/Muir/Caliphate/ ).





ПРЕДИСЛОВИЕ

В СВОЕМ предисловии ко второму изданию, датированному 1891 годом, сэр Уильям Мьюир писал:

«Первоначально этот труд предполагался как сокращенный вариант первого издания, или «Анналов раннего халифата»,1 с продолжением вплоть до падения Аббасидов; но по мере работы я увидел, что ужать этот материал гораздо сложнее, чем я поначалу надеялся. Таким образом, результат оказался гораздо объемнее, чем я предполагал. Тем не менее, я уверен, что, несмотря на объем, мой рассказ будет найден небезынтересным; и я вношу его как свою лепту в историю того периода, о котором на английском языке существуют лишь скудные материалы.

Источники, за исключением последних частей, были исключительно арабского происхождения; разумеется, для ранней истории иных и быть не могло. После Табари, умершего в четвертом столетии, моим основным гидом оказался Ибн Асир (умер в 630 году), единственный в своем роде беспристрастный исследователь, основавший свой труд на всех доступных ему источниках. Ближе к окончанию, и в особенности при написании короткой главы о халифате при правлении мамелюков, я больше всего полагался на уважаемый труд Вайля «Деяния халифов» (Geschichte der Chalifen),2 который, конечно же, служил мне постоянным подспорьем в работе. Выражаю мою глубокую признательность д-ру Вайлю за его последнюю книгу. Чем больше мы изучаем его великую историю в связи с оригинальными источниками, тем большее впечатление производят на нас обширные исследования, безупречная аккуратность и непредвзятые суждения автора.

Я должен здесь упомянуть, что материалы, из которых сплеталась нить нашего рассказа, полностью отличаются от тех, что использовались в жизнеописании Магомета. Что касаемо последнего, каждый случай из его жизни и каждая черта характера были проиллюстрированы мириадами преданий разной степени доверия: авторитетными, сомнительными и чисто легендарными. Каждый хадис независим и отделен, как правило, краток и самодостаточен. По смерти Магомета на сцену реальной жизни внезапно падает занавес. Хадисы прекращаются, немногие оставшиеся скудны и сжаты. Об основных «спутниках» у нас, конечно, достаточно сведений благодаря их связи с Пророком, и особенно выделяются жизни первых четырех халифов. Но предание, бывшее ранее набором отдельных высказываний, отныне принимает форму связанного повествования, а со временем и стиль обыкновенной хроники; и хотя случаются порой и исключения, например, в описании сражений при Кадесии, «верблюжьей битвы» и Сиффине, рассказ, как правило, становится скупым и бессодержательным. Также эти хроники строго разделяются по годам, главы для каждого года включают все, относящееся к нему, но, как правило, ничего более. Таким образом, прерывается взаимосвязь событий, происходивших на протяжении нескольких лет, что для связности повествования представляет определенные трудности и неудобства. Но, в общем, этих материалов вполне достаточно для целей историка…

Читателю следует помнить, что мусульманский год, как чисто лунный, на одиннадцать дней короче солнечного, и, следовательно, теряет примерно по три года в столетнем цикле. Еще одна особенность лунного года: как и у иудеев, дата означает возраст луны, но месяц не отражает сезон года. Обычно я привожу даты как по мусульманскому, так и по христианскому летосчислению.

Мусульманские месяцы, с которыми английский читатель не знаком, отмечаются по моему мнению наиболее точно — римскими цифрами, соответственно:

Мухаррам i. Раджаб vii.

Сафар ii. Шабан viii.

Раби I. iii. Рамадан или рамзан ix.

Раби II. iv. Шаввал x.

Джумад I. v. Дзул Када xi.

Джумад II. vi. Дзул Хидж vvvvxii.
Я не всегда был строг, а, возможно, и не всегда последователен, касательно личных имен. Как правило, я придерживался общепринятого написания».

Третье издание, опубликованное в 1899 году, является репринтом второго, с некоторыми исправлениями в тексте.

В настоящем издании использована система транслитерации Королевского Азиатского общества, с некоторыми модификациями, которые были приняты в новом издании «Жизни Мохаммада» сэра Уильяма Мьюира. Несколько незначительных ошибок было исправлено, и мы надеемся, что лишь немногие ускользнули от нашего внимания. При внимательном изучении «Халифата», равно как и «Жизни», сильное впечатление производит предельная аккуратность автора при приведении высказываний из его источников, также как и здравость его суждений при взвешивании доказательств в пользу двух или более противоречивых сообщений.

Говоря о Восточном периоде истории, «Халифат» основывается на хрониках Ибн аль-Асира, жившем и писавшем в Мосуле в начале тринадцатого столетия от р. Х. Сэр Уильям Мьюир прочел весь этот труд и оставил краткий перевод на полях своей копии. Работа Ибн аль-Асира является конспектом и продолжением труда более древнего историка Табари (ум. в 923 г. от р. Х.), публикация которого была завершена лишь недавно. Ценность работы Табари, опять же, в том, что он почти полностью состоит из цитат более ранних источников, некоторые из которых почти были современны описываемым событиям. Все эти люди жили при династии Аббасидов, но этот факт не повлиял на их труды так сильно, как можно было бы ожидать. Омейяды, в целом, не описываются в более мрачных тонах, чем Аббасиды, да и недостатки последних не скрываются. Наихудшие их черты, с нашей точки зрения, нечеловеческая жестокость и неуважение к жизни, характерны и для тех, и для других. Халифы оправдывались или осуждались на религиозных основаниях; и их портреты, дошедшие до нас, свободны от карикатур и, очевидно, подлинны.

Арабская история по своему характеру практически вся состоит из эпизодов, что, без сомнения, помогает представить себе как основные лица на сцене, так и времена, в которых они действовали. Однако необходимо учитывать и силы, которые формировали и управляли событиями. Сэр Уильям Мьюир придавал полный вес наиболее мощной из этих сил, извечной вражде северных и южных племен арабов; но в деталях она описывается в работе Веллгаузена «Арабское государство и его крушение» (Das arabische Reich und sein Sturz),1 и многие из его наблюдений нашли отражение в настоящем издании. Глава LVIII о соперничестве кланов в Хорасане целиком взята из этой книги. Таким образом, лица и события оказались взаимосвязаны относительно причины и следствия; и читатель меньше рискует не увидеть леса за отдельными деревьями.

История покорения Египта арабами еще не написана. Монография Э.Дж.Батлера по этой теме была опубликована еще до нахождения соответствующих рукописей. В настоящем издании использованы арабские манускрипты из коллекции архиепископа Райнера, отредактированные Дж.Карабасеком, так же, как и греческие рукописи из Британского музея, под редактурою Х.И.Белла. Из последних взяты сведения по управлению страной в конце главы XXII. Наиболее значимые манускрипты касательно этого завоевания, похоже, еще не опубликованы.

Повествование о завоевании Сирии в главах XIII и XVII, это сжатый перевод «Воспоминаний о покорении Сирии» (Mémoire sur la Conquête de la Syrie) г-на Ж. де Гежа, бывшего ведущим арабистом своего времени.

Наконец, имена ведущих ученых и исследователей, упоминаются в надлежащих местах, поскольку их влияние более значимо и долговечно, чем влияние халифов. В то же время, не следует забывать, что речь идет об истории халифата, который на своем позднем этапе не имел практически никакого отношения к великим событиям в литературе и науке тех дней.

В заключение, я должен поблагодарить прославленного автора «Арабского государства и его крушения» и его издателя за разрешение использовать этот труд. Корректура была тщательно проведена моим другом г-ном Джеймсом Робинсоном, M.A., Moncrieff Manse, Alloa, сверившим также даты и прочие цифры, благодаря кому эта работа не содержит ошибок в деталях. Также все страницы были прочитаны, алфавитный указатель проверен и исправлен М.G.W. И, последнее, я выражаю свою признательность печатникам за ту крайнюю тщательность, с которою они выполнили этот трудный набор. План Багдада воспроизведен с позволения представителей «Кларендон Пресс» из буклета «Багдад для иностранца» (Le Strange's Baghdad).
Т.Х.УЭЙР.

Университет Глазго,


25-го марта 1915.

ХАЛИФАТ

ЕГО РАСЦВЕТ, УПАДОК И КОНЕЦ

ГЛАВА I


СМЕРТЬ МУХАММАДА, ИЗБРАНИЕ АБУ БЕКРА

11 г. хиджры   /   632 г. от р. Х.



Смерть Мухаммада, 13 раби I. 11 г. хиджры, 8 июня 632 г. от р. Х.

СТОЯЛА середина лета 632 года от рождества Христова, когда арабский Пророк скончался.1 Уже десять лет жил он Медине, и шел одиннадцатый год хиджры, то есть его бегства из Мекки. Мухаммад достиг шестидесяти трех лет; и до своей последней болезни, которая продолжалась всего тринадцать дней, был здоров и энергичен. Его смерть, таким образом, оказалась для Медины неожиданным ударом.



Отъезд Абу Бекра.

За несколько дней до этого жар и лихорадка сильно ослабили его и приковали к постели. Все воскресенье роковой недели он пролежал в прострации, временами впадая в бред. Утро понедельника принесло временное облегчение. Был час ранней молитвы, и молящиеся собирались на площади или во дворе великой мечети, примыкающей к покоям Аиши, где она нежно ухаживала за своим мужем на протяжении всей его болезни. В то утро, почувствовав себя немного лучше, он отодвинул в сторону завесу от двери и осторожно вышел во двор, где Абу Бекр (будучи уполномочен им же, поскольку Мухаммад оказался прикован к постели) исполнял службу вместо него. По окончанию молитв Абу Бекр, заметив, что его господин выглядит свежее, испросил разрешения посетить свою жену, жившую в верхнем пригороде Медины. После его отъезда Пророк, сказав несколько доброжелательных слов своей тете и окружавшим, вернулся с их помощью в покои. Это усилие истощило Мухаммада, силы его оставили, и вскоре он испустил последний вздох на груди своей любимой жены.



Возвращение Абу Бекра; сцена во дворе мечети.

Это случилось чуть позже полудня. Поползли слухи, и вскоре мечеть наполнилась множеством сбитых с толку последователей Мухамада. Среди них был Омар, который поднялся и, будучи в крайнем возбуждении, утверждал, что Пророк не умер, но просто находится в трансе, из которого он вскоре поднимется и выкорчует лицемеров с лица земли. Абу Бекр к тому моменту уже спешил назад. Он пересек двор, еле поспевая за своим порывистым другом, и вошел в палаты Аиши. Наклонившись, он поцеловал лицо Пророка. «Ты был дорог мне, как отец и мать. Ты был мне усладой в жизни, — сказал он — и остаешься усладою в смерти». Затем он вышел вон и, найдя Омара все еще страстно выступающим перед народом, отвел его в сторону с достопамятными словами: «Все, верующие в Мухаммада, знайте, что Мухаммад мертв; но все, верующие в Бога, да знают, что Бог жив и не умирает». Сказав это, он процитировал несколько стихов из Корана,1 несомненно, задолго до этого запавших ему на память, в которых говорилось, что Мухаммад смертен, и должен умереть, поскольку и другие пророки до него умерли. Признавая, что священные слова обнаруживали смысл, который никогда еще не открывался ему, Омар стоял в безмолвии. «Все члены мои дрожали», — будет рассказывать он об этом памятном часе, — «и я полностью осознавал, что Мухаммад мертв».



Жители Медины собираются, чтобы выбрать вождя.

Собрание во дворе мечети уже успокоилось, когда прибежал запыхавшийся посыльный с сообщением о том, что жители Медины собрались, чтобы избрать правителя среди себя. Момент был критический. Единство веры оказалось под угрозой. Разделенная власть могла распасться на части, и тогда все будет потеряно. Мантия Пророка должна пасть на одного преемника, и только на одного. Суверенитет Ислама требовал неразделенного халифата; и Аравия не признала бы никакого властителя, который не происходил бы из племени корейшитов. Жребий должен быть брошен, и брошен без промедленья.

Так думали, без сомнения, два главных сподвижника Пророка, услышав эту новость; и, таким образом, в сопровождении Абу Обейды, еще одного из вождей, они поспешили к месту, чтобы по возможности подавить этот заговор в зародыше. По пути два дружественно настроенных мединца, прибывших с бурно проходившего тайного совещания, предостерегли их о риске, которому они подвергали себя, направляясь туда одни, но, тем не менее, они ускорили шаг. Тем временем мединцы, собравшиеся в одном из своих неотделанных залов, уже настроились на независимый лад. «Мы дали приют этому рою пришельцев», — кричали они. «Это остриями наших добрых мечей они смогли насадить веру! Правителем Медины должен быть избран один из нас!» Они уже готовы были остановить свой выбор на Сааде ибн Обаде, вожде Хазраджа, который лежал в дальнем углу зала, укрытый в приступе лихорадки, когда вошли три сподвижника Пророка.

Встреча Абу Бекра, Омара и Абу Обейды.

Они оказались как раз во время; ибо, если бы граждане избрали Саада и поклялись в верности ему, Медина была бы безнадежно скомпрометирована. Омар со своей природной страстностью уже собирался говорить, когда спокойный и решительный Абу Бекр его опередил. «Каждое слово», — промолвил он, — «произнесенное вами, мужчины Медины, в вашу собственную хвалу, верно и более чем верно; но по благородству рождения и по их влиянию племени корейшитов нет равных, и никому иному, но им принесет свою покорность Аравия». «Тогда», — закричали они, — «пусть будет один правитель от вас и один от нас». «Идите прочь!» — воскликнул Омар, — «Двое не могут стоять рядом»; и даже Саад из-под своего покрывала пробормотал, что разделение власти только ослабит ее. Страсти накалялись. Хобаб закричал в поддержку Саада: «Не слушайте его! Идите ко мне, ибо я — сильно потертый пальмовый ствол.1 Если они откажутся, выгоним их из города». «Порази тебя Господь! » — крикнул Омар Хобабу; и тот ответил ему тем же. Перебранка набирала жару и озлобления. Решив прекратить это во что бы то ни стало, Абу Бекр выступил вперед: «Посмотрите на этих двоих», — сказал он, показывая на Омара и Абу Обейду, — «Решите теперь, кого из них вы желаете видеть своим правителем и поприветствуйте его». «Нет!» — закричали оба в один голос, — «Ты уже служил Пророку, вел молитвы; ты — наш повелитель. Простри вперед свою руку». Он послушался, и они ударили своими руками по его руке (по арабской традиции) в знак преданности. Другие уже собирались последовать их примеру, когда Хобаб вскричал, обращаясь к одному из хазраджей, собирающемуся связать себя обещанием: «Ты перережешь горло своему собственному родственнику?» «Отнюдь нет», — ответил тот, — «Я только воздаю должное тому, кому это положено по праву». Пока они колебались, люди из племени аус, ревнуя к соперникам и их вождю Сааду, говорили между собой: «Если этот человек будет избран, власть навсегда останется у хазраджей».



Абу Бекр избирается халифом.

«Давайте все сразу поприветствуем Абу Бекра, как нашего вождя». Пример был дан, и группа за группой подходила ударить свои руки об руку Абу Бекра, пока не остался один Саад, все еще лежавший укрытым в углу. Признанный, таким образом, мединцами, Абу Бекр не сомневался в своем признании мекканскими «беженцами». Он не только был одним из них, но то, что заболевший Пророк назначил Абу Бекра занять его место при исполнении ежедневных молитв, уже в определенном смысле указывало на него, как преемника Мухаммада. Итак, Абу Бекру было оказано почтение со всех сторон. Ему были возданы почести как халифу2 или «преемнику» Пророка.



Погребение Пророка.

Ночь прошла в подготовке усопшего к погребению. Тело было омыто и положено в могилу, которая была вырыта в покоях Аиши, где Мухаммад испустил последний вздох. Наутро жители города, мужчины, женщины и дети, заполнили покои, чтобы в последний раз бросить взгляд на лицо своего Пророка. Затем останки были с благоговением преданы земле.



Инаугурационная речь Абу Бекра.

Погребение закончилось, а во дворе великой мечети все еще не расходились скорбящие. Абу Бекр восшел на кафедру и, садясь, был оглашен как ХАЛИФ. Затем он поднялся и сказал: «О, народ! Теперь я ваш правитель, но я не самый лучший из вас. Если я буду хорош, поддержите меня; если плох, тогда поправьте меня. Следуйте Истине, которая заключается в верности; избегайте лжи, которая есть предательство. Слабейший среди вас будет сильнее со мной, пока я не возмещу его обид; а сильнейший будет слабейшим, пока, если будет на то Господня воля, я не отберу у него того, что он захватил. Не прекращайте борьбы на стезях Господа; ибо кто прекратит, тот поистине будет Господом унижен. Повинуйтесь мне, как я повинуюсь Господу и его Пророку; если же я окажу неповиновение, то не подчиняйтесь мне. Теперь вознесите свои молитвы, и да будет милостив к вам Господь!» Собрание поднялось для молитвы, и Абу Бекр, впервые в роли халифа, занял место Мухаммада.1



Али не спешит воздать почести.

Высшая власть, таким образом, попала в руки Абу Бекра без каких-либо помех. Саад ибн Обейда, расстроившись, что его обошли, держался в стороне. Али, как говорят, также отказывался воздать почести Абу Бекру вплоть до смерти своей супруги Фатимы. Сторонники Али делают вид, что он сам хотел стать халифом. Но ничего из его прошлого или из отношения к нему Пророка не дает оснований для такого предположения. Он действительно был обижен, но совершенно по другому поводу. На следующий день после смерти своего отца Фатима потребовала себе его долю в землях Хайбара. Абу Бекр отклонил требование; оставив доходы от земли, как того желал Мухаммад, для нужд государства. Фатима приняла этот отказ так близко к сердцу, что держалась в стороне от халифа весь недолгий остаток своей жизни. По крайней мере, лишь после ее смерти Али стал признавать титул халифа за Абу Бекром2 с некоторой долей радушия.



Фатима — мать Аль-Хасана и Аль-Хосейна.

Фатима была единственным выжившим ребенком Мухаммада. Другие его три дочери, две из которых поочередно были женами Османа, к тому времени уже умерли. Два сына, которых родила Мухаммаду Хадиджа, оба умерли в младенчестве еще в Мекке. Третий, и последний сын Пророка, родившийся в Медине от рабыни Марии, умер в возрасте шестнадцати месяцев. Итак, по мужской линии у Пророка наследников не было. Но от его дочери Фатимы оставались два внука: Аль-Хасан и Аль-Хосейн. К этому времени им было лет шесть-семь.



Избрание Абу Бекра создает прецедент.

С кончиной Мухаммада закончилась его религиозная власть, но его функции правителя, властителя над всем исламом, были переданы по наследству. По арабским понятиям лидер нации, подобно вождю племени, является главой и представителем своего народа, и назначение не вступает в силу, пока не подтвердится людским уважением. Впоследствии Омар считал, что необычное избрание Абу Бекра (очевидно это относится к той сцене, что разыгралась в зале) не должно было стать прецедентом. Он говорил, что это событие оказалось крайне удачным по своим последствиям для ислама, но оправдано оно было только безотлагательностью момента. Какие могли бы возникнуть осложнения, будь один из сыновей Мухаммада жив к тому времени, теперь нет смысла гадать. Но, несомненно, переход власти правителя по наследству был чужд арабскому духу. Дела обстояли так, что Мухаммад, кажется, не желал считаться с возможной близостью своей собственной кончины и не сделал никаких распоряжений на этот счет. Но настолько, насколько мы можем предположить, он чувствовал фатальность болезни и близость смерти, назначение Абу Бекра руководителем публичной молитвы (знак признания вождем или делегирования власти) может быть расценено, как видимый признак желания, что тот должен был стать преемником Пророка.1 Кроме притязаний мединцев, которые быстро отпали, в выборах не было ни сомнений, ни колебаний. Понятие божественного права и даже преимущественного права, дарованного членам семьи Пророка, сформировалось в более позднее время.



Партии в Медине.

Может быть полезным напомнить здесь читателю, память которого о событиях из жизни Пророка не так свежа, о положении партий в Медине на тот момент. Мединцы были давними обитателями города, приютившими Мухаммада после его бегства из Мекки и поддержавшими его дело;2 теперь из них состояло практически все коренное население Медины, в то время как группа, выступавшая против него сразу после его прибытия, постепенно уступила растущей власти Пророка. Мединцы делились на два племени: аус и хазрадж, ревновавших друг к другу, как мы уже убедились. Помимо них, были еще беженцы, то есть, последовавшие за Мухаммадом в изгнание из Мекки или других мест и обосновавшиеся теперь в Медине. К тому же, титул «спутника» или «товарища» давался лишь тому, кто имел честь состоять в особой дружбе с Пророком. Стоит также сказать несколько слов, чтобы освежить память читателя, о трех товарищах, повлиявших на расклад при избрании халифа.



Абу Бекр.

Шестидесятилетний Абу Бекр был невысокого роста, сухощавого телосложения, сутулый, со сгорбленной походкой. У него было тонкое, гладкое и красивое лицо, орлиный нос заострен, лоб высок, глаза глубоко и широко посажены. Волосы были редкими, борода, уже многие годы седая, теперь была выкрашена в рыжий цвет. Несмотря на солидный возраст, лицо его сохраняло привлекательность; выражение было мягким, но мудрым и решительным. Для него вера в Пророка стала второй натурой, и теперь, после смерти своего учителя, ученик жил, чтобы исполнять его волю. Вера придавала силы характеру, от природы мягкому и покладистому, делая Абу Бекра из всех последователей Мухаммада наиболее верным, стойким и решительным.



Омар.

Омар был на пятнадцать лет младше, отличаясь от Абу Бекра и внешним видом, и темпераментом. Широкоплечий и рослый, он возвышался над толпою. Немного смуглое лицо его было свежим и румяным. К тому времени он облысел и красил бороду, как и его друг. У него был размашистый шаг и внушительный вид. От природы вспыльчивый и горячий, он закручивал свои усы со злости и тянул их вниз ко рту. Но время смягчило его характер; и при своем властном нраве он оставался мягким и учтивым. Привязанность к Мухаммаду подействовала на двух этих друзей совершенно по-разному. То, что усилило мягкую природу Абу Бекра, послужило для уменьшения горячности Омара. Оба находились в сходных отношениях с Пророком. Хафса, дочь Омара, была одной из любимых жен Мухаммада; но Аиша, дитя Абу Бекра, стала в конце концов королевой в привязанностях Пророка.



Абу Обейда.

От этих двух мужчин зависело в тот момент будущее ислама. Третий, Абу Обейда, по возрасту находился между ними. Тонкий, высокий и мускулистый, он был лысым и носил небольшую бородку. Умеренному, скромному и миролюбивому Абу Обейде оказалось суждено, однако, принять ведущую роль в завоевании Сирии.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет